Письмо минздравсоцразвития рф пфр

Время от времени мы обращаемся к теме начисления страховых взносов, что, собственно, понятно - не все моменты четко разъяснены законодателем. К тому же она (тема) корреспондирует и с другими вопросами, наиболее актуальными из которых (в последнее время) являются соцстраховские пособия: какие выплаты нужно учесть при их исчислении? Понятно, что те, на которые начисляются страховые взносы. И. вновь возникают непонятные моменты. Причем попытки официальных инстанций (Минздравсоцразвития (Постановление Правительства РФ от 14.09.2009 N 731 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О страховых взносах. "), ПФР и ФСС (Подпункт 1 п. 1 ст. 28, пп. 3 п. 3 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ)) "подправить" ситуацию (путем выпуска многочисленных писем) порой не увенчиваются успехом - не все ответы (на наш взгляд) в достаточной мере основаны на нормах действующего законодательства.
Сегодня рассмотрим наиболее интересные из них подробнее (тем более что это представляется весьма актуальным в преддверии предстоящих в 2011 г. (Совместное Письмо ПФР и ФСС РФ от 21.12.2010 N ТМ-30-24/13848/02-03-08/13-2872 "О планировании совместных выездных проверок". Дополнительно см. Письмо Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 N 19-5/10/2-1748) за расчетный период 2010 г. (Письмо Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 N 1344-19) соответствующих выездных проверок (Распоряжение Правления ПФР от 11.05.2010 N 127р "Об утверждении Временных методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов") плательщиков страховых взносов, которые, кстати, могут проходить не без участия налоговых органов (Соглашение о взаимодействии ПФР и ФНС России от 22.02.2011)).

Выплаты, не предусмотренные трудовыми договорами

Наибольшее количество вопросов возникало у плательщиков по поводу необходимости включения в базу для обложения взносами выплат, не предусмотренных трудовыми договорами.

Официальная позиция

Минздравсоцразвития за прошедший год не раз высказывало свою точку зрения в рассматриваемой ситуации (Письма от 10.03.2010 N 10-4/308103-19, от 16.03.2010 N 589-19, от 23.03.2010 N 647-19), которая сводится к следующему: согласно п. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования") к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные трудовыми, коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.

С учетом изложенного выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, тем не менее подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и, значит, связанные с трудовыми договорами.
Исключением являются только суммы, указанные в ст. 9 Закона о страховых взносах, которые страховыми взносами не облагаются (названный подход поддержал и ФСС РФ в Письме от 15.02.2010 N 02-03-09/08-147П).

Комментарий

Для того чтобы четко разобраться в рассматриваемой проблеме, необходимо вспомнить, что согласно п. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах объектом обложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
При этом в ст. 15 ТК РФ особо подчеркивается, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции. Более того, ст. 16 ТК РФ также определяет, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
Анализ вышеназванных положений позволяет сделать однозначный вывод о том, что для включения в объект обложения взносами какой-либо выплаты требуется одновременное соблюдение следующих условий:
- выплата должна быть предусмотрена в трудовом договоре;
- выплата должна носить характер вознаграждения за выполненную работу, оказанную услугу в связи с исполнением трудовой функции.
При несоответствии выплаты хотя бы одному из вышеобозначенных критериев законодательных оснований для включения ее в объект обложения взносами не имеется.
Таким образом, выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, не подлежат обложению страховыми взносами как не производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и, значит, не связанные с трудовыми договорами.
Следовательно, несмотря на разъяснения официальных органов (далее по тексту в скобках указаны реквизиты изданных документов), отсутствуют законодательные нормы для включения в объект обложения взносами:
- материальной помощи, выплаченной работнику в любом размере вне зависимости от целей ее использования, но не предусмотренной в трудовом договоре (Письма Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 N 426-19, от 10.03.2010 N 10-4/306657-19, от 17.05.2010 N 1212-19);
- суммы частичной оплаты за работников стоимости путевок в санатории/разницы между полной и льготной стоимостью путевки (Письма Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 N 426-19, ПФР от 28.10.2010 N 30-19/11437);
- суммы невозвращенного долга в случае прекращения обязательств по возврату работником денежных средств по договору займа (Письмо Минздравсоцразвития России от 17.05.2010 N 1212-19);
- суммы невозвращенного долга в случае прекращения обязательств по возврату работником денежных средств по договору ссуды (Письмо Минздравсоцразвития России от 21.05.2010 N 1283-19);
- оплаты организацией за своего работника процентов по нецелевому кредиту, взятому работником на потребительские цели, а не конкретно на приобретение или строительство жилья (Письмо Минздравсоцразвития России от 13.08.2010 N 2640-19);
- частичной компенсации коммунальных услуг, предусмотренной коллективным договором, и компенсации на содержание детей в детских дошкольных учреждениях (Письмо ПФР от 18.10.2010 N 30-21/10970);
- уплаты членских взносов и сумм за получение аттестатов бухгалтеров (Письмо Минздравсоцразвития России от 05.08.2010 N 2519-19; примечательно, что ранее данное ведомство было более лояльно и в Письме от 17.05.2010 N 1212-19 разъясняло, что членские взносы в ИПБ не предназначены для оплаты каких-либо консультационных или информационных услуг, цель их внесения - финансирование деятельности отмеченной выше организации, в том числе содержание административного аппарата, а оплата работодателем вышеназванных сумм не является предметом трудового договора, заключенного с бухгалтером, и, соответственно, не является объектом обложения страховыми взносами).
Отметим, что в терминологическом смысле использование понятия "ссуда" в данном Письме Минздравсоцразвития юридически некорректно: договор ссуды можно заключить лишь в отношении конкретной натуральной вещи, определенной индивидуальными признаками, причем договор ссуды должен четко характеризовать имущество, подлежащее передаче, так как ссудополучатель обязуется вернуть ту же вещь - п. 1 ст. 689, п. 2 ст. 691, ст. 607 ГК РФ. В случае передачи денежных средств следует использовать понятийный аппарат в соответствии со ст. ст. 807 - 821 ГК РФ, а именно "заем или кредит".

О договорах дарения

На практике возникают вопросы обложения страховыми взносами стоимости подарков, полученных работниками организации.

Официальная позиция

В Письмах Минздравсоцразвития России от 27.02.2010 N 406-19, от 05.03.2010 N 473-19 со ссылками на ст. ст. 128, 574 ГК РФ разъяснено, что в случае передачи подарка (в том числе в виде денежных сумм) работнику по договору дарения, заключенному в письменной форме, у организации объекта обложения страховыми взносами на основании ч. 3 ст. 7 Закона о страховых взносах не возникает. А стоимость приобретенных подарков для работников, предусмотренных трудовыми договорами (коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами), не оформленных договорами дарения, будет являться объектом обложения страховыми взносами. Аналогичную позицию занимает и ПФР в Письме от 29.09.2010 N 30-21/10260.

Комментарий

Для правомерного выбора режима обложения взносами стоимости подарка, полученного сотрудником, изначально необходимо определить: в связи с чем производится выдача соответствующего подарка, связана ли она с выполнением работником трудовой функции?
В случае если подарок выдается работнику в качестве поощрения за труд - ст. ст. 129, 135, 191 ТК РФ (то есть не по гражданско-правовому договору, о котором идет речь в п. 3 ст. 7 Закона о страховых взносах), то, безусловно, его стоимость облагается страховыми взносами на основании п. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах вне зависимости от того, оформлена ли эта выдача письменно или устно, поскольку несоблюдение письменной формы договора никоим образом не влияет на юридическую квалификацию дарения в свете норм налогового и трудового законодательства.
Если же выдача подарка производится по иным, не связанным с трудом работника основаниям (в связи с гражданско-правовыми отношениями), то его стоимость по определению не входит в объект обложения и, соответственно, не облагается страховыми взносами, в том числе согласно п. 3 ст. 7 Закона о страховых взносах (при этом также несоблюдение формы договора - ст. 162 ГК РФ - в рассматриваемом контексте не приводит к каким-либо финансовым последствиям).

Командировка: оплата проживания без документов

Довольно часто возникают ситуации, когда работодатель возмещает сотруднику расходы по найму жилья без подтверждающих документов.

Официальная позиция

Минздравсоцразвития в Письме от 06.08.2010 N 2538-19 указало, что оплата в том числе расходов, не поименованных в ст. 9 Закона о страховых взносах, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые в пользу работников в рамках трудовых правоотношений. Таким образом, подлежат обложению страховыми взносами, в силу ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах, не подтвержденные документально расходы по найму жилого помещения в командировке. Также указанное ведомство в Письме от 11.11.2010 N 3416-19 подчеркнуло, что коммерческая организация не облагает страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды только фактически произведенные расходы по найму жилого помещения работника организации при его командировании как по территории РФ, так и за ее пределы.

Комментарий

Согласно п. 2 ст. 9 Закона о страховых взносах при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории РФ, так и за ее пределами не подлежат обложению страховыми взносами расходы по найму жилого помещения. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ.
В силу ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Следовательно, работодатель самостоятельно устанавливает норматив возмещения расходов на проживание без подтверждающих документов во внутренних документах организации, и суммы, выплаченные в пределах названного норматива, не подлежат обложению взносами.
Аналогичного мнения ранее придерживалось Минздравсоцразвития России в Письме от 26.05.2010 N 1343-19: в случае если работник документально не подтвердил произведенные в командировке расходы по найму жилого помещения, данные расходы могут быть освобождены от обложения страховыми взносами только в размере, определенном в коллективном договоре или локальном нормативном акте.

Реорганизация плательщика в форме преобразования

У плательщиков, которые провели в течение 2010 г. реорганизацию компании в форме преобразования, возникал вопрос: при подсчете лимита в размере 415 000 руб. следует ли учитывать выплаты, произведенные с начала года, то есть до момента реорганизации?

Официальная позиция

В Письме Минздравсоцразвития России от 28.05.2010 N 1375-19 обращено внимание на следующее: п. 4 ст. 57 ГК РФ установлено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Таким образом, при реорганизации хозяйственного общества в форме преобразования создается новая организация.
Согласно ч. 3 ст. 10 Закона о страховых взносах, если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года. При этом Законом о страховых взносах не предусмотрено правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации.
С учетом изложенного при реорганизации юридического лица в форме преобразования вновь возникшая организация при определении базы для начисления страховых взносов не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации. У вновь созданной организации (ОАО) в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников начиная со дня создания этой организации, то есть со дня ее государственной регистрации.

Комментарий

Анализируя вышеизложенную ситуацию, вспомним, что подобный вопрос возникал и у плательщиков ЕСН, и Минфин также считал, что не имеется правовых оснований для учета в налоговой базе возникшего в результате преобразования юридического лица выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц до реорганизации (Письма от 08.04.2010 N 03-04-07/1-16, от 23.11.2009 N 03-04-06-02/84).
Однако Президиум ВАС РФ по рассматриваемой проблеме пришел к иному выводу (Постановление от 01.04.2008 N 13584/07).
Судом было отмечено следующее: как установлено ст. 75 ТК РФ, при реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются. Выплаты и вознаграждения, являющиеся объектом обложения единым социальным налогом, представляют собой оплату труда, которая является существенным условием трудового договора.
На данном основании, а также с учетом содержания п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ суд указал, что выплаты, осуществляемые в силу трудовых договоров, заключенных с работниками до реорганизации, не могут не учитываться при определении налоговой базы по ЕСН реорганизованной организации.
При этом подчеркнуто, что особенностью ЕСН является накопительный порядок исчисления его налоговой базы путем суммирования в течение календарного года произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников и других физических лиц.
Принимая во внимание аналогичность норм законодательства по страховым взносам и законодательства по ЕСН - п. 1 ст. 7, п. п. 1, 3, 4 ст. 8 Закона о страховых взносах, полагаем, что выводы ВАС РФ по ЕСН вполне уместно применить и к ситуации по страховым взносам. Вместе с тем (стоит отметить) при наличии противоположного мнения Минздравсоцразвития учет у преобразованной организации накопленной до преобразования суммы выплат физическим лицам для целей исчисления страховых взносов может привести к спорам с контролерами.

Оплата проезда работникам, успешно обучающимся в образовательных учреждениях

И еще обратим внимание бухгалтерских служб организаций на Письмо Минздравсоцразвития России от 20.04.2010 N 939-19, в котором разъясняется следующее: ст. 173 ТК РФ определено, что работникам, успешно обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно.
Таким образом, суммы производимой работодателем в соответствии с вышеприведенным положением ТК РФ оплаты один раз в учебном году проезда работников, которые успешно обучаются по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к месту учебы и обратно не подлежат обложению страховыми взносами на основании пп. "е" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах.
Определенные затруднения в применении на практике вышеупомянутой нормы может вызывать понятие "успешно обучающийся".
Отдельные эксперты полагают, что работники считаются успешно обучающимися, если у них отсутствует задолженность за предыдущий курс или семестр, к началу сессии они сдали зачеты и выполнили все контрольные, курсовые и другие работы, предусмотренные учебным планом, по дисциплинам, вынесенным на сессию, а также если они имеют удовлетворительные оценки.
Однако на законодательном уровне не установлено, какие лица относятся к успешно обучающимся. Единственным подтверждением успешного обучения является наличие справки-вызова из вуза, которая сама по себе выдается учебным заведением лицам, успешно обучающимся. Работодатель, которому представлена такая справка, обязан оплатить соответствующий проезд сотруднику, при этом вводить свои критерии успешности обучения работодатель не вправе.

К сведению. Названный подход используется и при применении ст. 174 ТК РФ, содержащей гарантии по оплате проезда при получении сотрудником среднего профессионального образования, которые предоставляются на основании аналогичной справки-вызова из среднего специального учебного заведения.

В завершение отметим, что при выездных проверках контролирующие органы, скорее всего, будут руководствоваться письмами вышестоящих инстанций. Однако ничто не препятствует плательщикам применять нормы законодательства о страховых взносах в понимании, отличающемся от трактовки официальных органов.

Приказ
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 2 мая 2012 г. N 435н г. Москва
"Об утверждении порядка предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд информации, необходимой негосударственным пенсионным фондам для назначения накопительной части трудовой пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений"

Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 июня 2012 г. Регистрационный N 24612

В соответствии с частью второй статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2003, N 1, ст. 13; 2005, N 19, ст. 1755; 2008, N 18, ст. 1942; 2009, N 30, ст. 3739, N 52, ст. 6454; 2010, N 49, ст. 6409; 2011, N 49, ст. 7037) и подпунктом 1 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2003 г. N 669 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 45, ст. 4388; 2006, N 2, ст. 226; 2007, N 12, ст. 1414; 2010, N 4, ст. 407; N 42, ст. 5386; 2011, N 36, ст. 5148) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд информации, необходимой негосударственным пенсионным фондам для назначения накопительной части трудовой пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2012 года.

Министр Т. Голикова

Порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд информации, необходимой негосударственным пенсионным фондам для назначения накопительной части трудовой пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений

1. Настоящий Порядок определяет правила и сроки предоставления территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (Пенсионным фондом Российской Федерации) информации, необходимой негосударственным пенсионным фондам для назначения накопительной части трудовой пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также перечень указанной информации.

2. Перечень информации, необходимой негосударственным пенсионным фондам для назначения накопительной части трудовой пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений, включает:

сведения о факте и дате установления застрахованному лицу страховой части трудовой пенсии по старости либо о размере страховой части трудовой пенсии по старости застрахованного лица;

сведения о праве застрахованного лица на трудовую пенсию по старости, а при наличии оснований, установленных в статьях 27, 27.1, 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4920; 2003, N 1, ст. 13; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 8, ст. 605; 2006, N 23, ст. 2384; 2008, N 30, ст. 3612; 2009, N 1, ст. 27; N 30, ст. 3739), - и о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и дате возникновения указанных прав (приобретения необходимого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ и достижения соответствующего возраста);

сведения о получении застрахованным лицом трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и дате установления указанных прав, а также об отсутствии у него права на установление трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа;

сведения о размере дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица до 1 июля 2012 года, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от инвестирования указанных взносов;

сведения о размере средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования.

3. Информация, указанная в абзацах втором - четвертом пункта 2 настоящего Порядка, представляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Информация, указанная в абзацах пятом и шестом пункта 2 настоящего Порядка, представляется Пенсионным фондом Российской Федерации.

Информация предоставляется по запросу негосударственного пенсионного фонда, направленному в Пенсионный фонд Российской Федерации либо в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий пенсионное обеспечение застрахованного лица, либо в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания, фактического проживания застрахованного лица) в электронном виде в соответствии с Порядком электронного документооборота между негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, и Пенсионным фондом Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 883 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 февраля 2007 г., N 8887), либо в письменной форме на бумажном носителе.

4. В запросе негосударственного пенсионного фонда указываются:

фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) застрахованного лица, в отношении которого необходимо представить информацию;

номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования застрахованного лица;

перечень необходимой информации из числа предусмотренной пунктом 2 настоящего Порядка.

Запрос в письменной форме на бумажном носителе должен быть составлен на бланке негосударственного пенсионного фонда, заверен печатью и подписан руководителем негосударственного пенсионного фонда либо руководителем обособленного подразделения негосударственного пенсионного фонда.

5. Информация, указанная в пункте 2 настоящего Порядка, представляется в негосударственный пенсионный фонд на основании сведений, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (Пенсионного фонда Российской Федерации), на дату поступления запроса негосударственного пенсионного фонда в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня его поступления.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 марта 2011 г. N 19-5/10/2-2767 Об уплате страховых взносов в ПФР индивидуальным предпринимателем в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

Минздравсоцразвития России по вопросу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование индивидуальным предпринимателем, временно не осуществляющим предпринимательскую деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет, сообщает следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Федеральным законом N 212-ФЗ не предусматривается освобождение индивидуальных предпринимателей, временно не осуществляющих свою предпринимательскую деятельность по различным причинам, в том числе, по причине ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

При этом Определением Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 182-О было установлено, что нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), предусматривавшие взимание фиксированного платежа, во взаимосвязи с положениями его статьи 17, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федераций" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя страховых взносов в виде фиксированного платежа за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Указанная позиция основана на том, что согласно статье 11 Федерального закона N 173-ФЗ периоды нахождения лица, уплачивающего страховые взносы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, подлежат зачету в страховой стаж. При этом в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 167-ФЗ на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет Пенсионному фонду РФ выделяются средства из федерального бюджета.

Вместе с тем Федеральным законом от 24.12.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" страховые взносы в виде фиксированного платежа с 1 января 2010 года были отменены.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "24.07.2009"

Федеральным законом N 212-ФЗ введен новый порядок уплаты страховых взносов, согласно которому размер страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, не являющимся работодателем, определяется, исходя из стоимости страхового года.

Несмотря на то, что норм о приостановлении обязанностей уплаты страховых взносов в период нахождения индивидуального предпринимателя в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет Федеральный закон N 212-ФЗ не содержит, остались неизменными положения Федерального закона N 167-ФЗ Федерального закона N 173-ФЗ, касающиеся порядка зачета нестраховых периодов в страховой стаж и финансирования расходов фонда в связи с этим за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Таким образом, по мнению Минздравсоцразвития России, в период нахождения индивидуального предпринимателя в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет страховые взносы в ПФР не уплачиваются.

Учитывая изложенное, для единообразного применения законодательства о страховых взносах Минздравсоцразвития России просит в возможно короткие сроки представить необходимые предложения по внесению изменений в Федеральный закон N 212-ФЗ, предусматривающие освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов за период, в течение которого предпринимательская деятельность ими не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Заместитель министра
здравоохранения и
социального развития РФ
Ю.В. Воронин

Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 марта 2011 г. N 19-5/10/2-2767

Текст письма опубликован в журнале "Нормативные Акты для бухгалтера" от 17 мая 2011 г. N 10

Обзор документа

ИП являются плательщиками страховых взносов.

ИП, временно не осуществляющие свою предпринимательскую деятельность по различным причинам, (в т. ч. в связи с уходом за ребенком до достижения им полутора лет), не освобождаются от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

В 2005 г. Конституционный Суд России разъяснил, что нормативные положения,предусматривавшие взимание фиксированного платежа, не предполагают его взимание с ИП за период, в течение которого предпринимательская деятельность не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения возраста полутора лет.

Периоды нахождения лица, уплачивающего страховые взносы в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, засчитываются в страховой стаж. При этом на возмещение уплаты страховых взносов за этот период ПФР выделяются средства из федерального бюджета.

Вместе с тем страховые взносы в виде фиксированного платежа с 1 января 2010 г. были отменены.

Введен новый порядок уплаты страховых взносов. В соответствии с ним размер страховых взносов, уплачиваемых ИП, не являющимся работодателем, определяется, исходя из стоимости страхового года.

Новый порядок не содержит норм о приостановлении обязанностей уплачивать страховые взносы в период нахождения ИП в отпуске по уходу за ребенком до достижения полутора лет. Однако не изменились положения, касающиеся порядка зачета нестраховых периодов в страховой стаж и финансирования расходов ПФР в связи с этим за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Таким образом, по мнению Минздравсоцразвития России, в период нахождения ИП в отпуске по уходу за ребенком до достижения полутора лет страховые взносы в ПФР не уплачиваются.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 мая 2006 г. N ГБ-09-26/5677

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЕМ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Пенсионный фонд Российской Федерации в дополнение к письму ПФР от 15.05.2006 N ГБ-09-26/5117 "О направлении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2006 года N 38-О" для сведения и использования в работе по защите интересов ПФР направляет письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.05.2006 N 1389-19 по вопросу применения пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176, и от 19.05.2006 N 1391-19 по вопросу толкования пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176.

По вопросу применения пунктов 7 и 9 Правил отмечаем следующее.

Разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, изложенные в письме от 19.05.2006 N 1389-19, соответствуют ранее направленным в адрес территориальных органов ПФР письмом ПФР от 15.05.2006 N ГБ-09-26/5117 разъяснениям, содержащимся в письме Минздравсоцразвития России от 29.03.2006 N 1647-Пр.

Вместе с тем обращаем внимание, что Министерством приведен примерный перечень документов, подтверждающих период пребывания пенсионера в иных местах, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха. Так, в соответствии с разъяснениями Минздравсоцразвития России к таким документам можно отнести: любые виды справок о нахождении (прохождении) на лечении (отдыхе); туристические и экскурсионные путевки, ваучер, справку о стоимости туристической путевки; свидетельства о регистрации по месту пребывания; справки о нахождении на отдыхе (о предоставлении услуг отдыха), выданные муниципальными учреждениями (сельскими администрациями, исполнительными комитетами сельских Советов либо другими органами местного самоуправления) и др.

ПФР подчеркивает, что на основании позиции Минздравсоцразвития России в случае возникновения у территориальных органов ПФР трудностей при оценке представленных пенсионером документов на предмет достаточности для доказывания юридического факта пребывания (нахождения) в месте отдыха (оздоровления) органам ПФР необходимо разъяснить пенсионеру о его праве на обращение в судебный орган для установления данного факта в порядке особого производства. Так, в соответствии со статьей 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Одновременно обращаем внимание, что Минздравсоцразвития России отмечено, что территориальным органам ПФР необходимо принять все исчерпывающие меры, чтобы минимизировать вынесение отказных решений в выплате пенсионерам компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

По вопросу толкования пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176 - "правоотношения, возникшие после 01.01.2005" сообщаем следующее.

Согласно разъяснениям, изложенным в письме Минздравсоцразвития России от 19.05.2006 N 1391-19, под правоотношениями, возникшими после 01.01.2005, следует понимать факт проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно в период с 01.01.2005, а не момент обращения пенсионера за компенсацией стоимости такого проезда в период после 01.01.2005, независимо от даты совершения им проезда.

На правоотношения, возникшие до 01.01.2005 (когда имел место факт проезда к месту отдыха и обратно), положения статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176 не распространяются, в том числе и в случаях, когда обращение пенсионера за выплатой компенсации имело место после этой даты.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

от 19 мая 2006 г. N 1389-19

Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотрел письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.12.2005 N КА-09-27/13691, от 17.01.2006 N КА-09-27/349 о компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и сообщает, что при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться следующим.

Как неоднократно разъяснялось, статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон от 19 февраля 1993 г.) предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года.

Таким образом, законодатель установил следующие существенные условия, наличие которых является обязательным для выплаты компенсации:

- выезд за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в которых проживает пенсионер,

- целенаправленный (а не любая желаемая поездка) выезд к месту отдыха и обратно.

В целях реализации положений статьи 34 Закона от 19 февраля 1993 г. Правительство Российской Федерации в рамках полномочий, предусмотренных данной статьей, 1 апреля 2005 г. приняло Постановление N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно" (далее - Постановление от 1 апреля 2005 г.), которым устанавливается порядок, размер и условия выплаты компенсации.

В принятом Постановлении предусмотрено представление (наличие) документов, подтверждающих указанные выше факты, а именно:

1) проездных документов, являющихся подтверждением выезда пенсионера за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

2) документов (путевки, курсовки или иного документа), являющихся основаниями для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха (оздоровления).

Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденные Постановлением от 1 апреля 2005 г. (далее - Правила), устанавливают перечень документов (пункты 7 и 9), подтверждающих факт пребывания в местах отдыха, а не выбранную форму отдыха.

При этом следует отметить, что предусмотренный Правилами перечень документов, подтверждающих пребывание пенсионера в местах отдыха, таких, как указано выше, не является исчерпывающим.

К рассмотрению могут быть приняты любые документы, подтверждающие факт отдыха пенсионера в местах, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха (независимо от того, кем - физическим или юридическим лицом - такие услуги предоставляются), а также документы, подтверждающие нахождение пенсионера в местах отдыха, организованного им самостоятельно.

Анализ поступивших в министерство документов, представленных пенсионерами в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что к документам, подтверждающим период пребывания в иных местах, где пенсионеру были предоставлены услуги по организации отдыха, можно отнести:

- любые виды справок о нахождении (прохождении) на лечении (отдыхе), выданные, например, медико-социальными реабилитационными центрами (и другими видами центров реабилитации), медико-профилактическими центрами, геронтологическими центрами, клиниками, больницами, лечебницами, санаториями, пансионатами, лечебными, лечебно-профилактическими и лечебно-оздоровительными учреждениями;

- туристические и экскурсионные путевки, ваучер, справка о стоимости туристической путевки;

- свидетельства о регистрации по месту пребывания;

- справки о нахождении на отдыхе (о предоставлении услуг отдыха), выданные муниципальными учреждениями (сельскими администрациями, исполнительными комитетами сельских Советов либо другими органами местного самоуправления), и др.

Пенсионный фонд Российской Федерации обязан принять представленный пенсионером документ, оценить его с точки зрения содержащихся в нем сведений и их достаточности для доказывания юридического факта выезда к месту отдыха (оздоровления).

В том случае, если пенсионер не имеет возможности получить документ, подтверждающий предоставление ему соответствующих услуг, либо документ, подтверждающий его отдых, самостоятельно, ему необходимо разъяснить, что он вправе обратиться в судебный орган с исковым заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение (факта нахождения в месте отдыха) в порядке особого производства.

Что касается разъяснений, данных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2005 г. (по гражданским делам), утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г., по реализации Постановления от 1 апреля 2005 г., то следует отметить, что они не отличаются от позиции, изложенной выше. В разъяснении, в частности, указывается, что пенсионеры имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществлялся не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, то есть речь идет об организации отдыха, а не порядке его подтверждения.

Данный вопрос явился предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 2 февраля 2006 г. N 38-О по запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, указал, что нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пенсионерам - получателям трудовых пенсий по старости и инвалидности расходов на оплату стоимости проезда к любому месту, избранному ими для проведения отдыха, в том числе самостоятельно организованного, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.

Одновременно сообщаем, что в тех случаях, когда судебные органы выносят решения о взыскании с территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации сумм компенсаций расходов пенсионеров по оплате проезда к месту отдыха и обратно без наличия у пенсионеров каких-либо документов, подтверждающих их пребывание в местах предоставления услуг по организации отдыха, то такие судебные решения следует обжаловать в установленном законом порядке.

С учетом изложенного необходимо принять все исчерпывающие меры, чтобы минимизировать вынесение отказных решений в выплате пенсионерам компенсации расходов на оплату стоимости проезда.

развития социального страхования

и государственного обеспечения

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

от 19 мая 2006 г. N 1391-19

Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения с участием Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 августа 2005 г. N ГБ-09-15/8847 о проблеме компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и сообщает следующее.

Статьей 26 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон от 19.02.1993 N 4520-1), вступившие в силу с 1 января 2005 г., согласно которым гарантии компенсации, установленные Законом от 19.02.1993 N 4520-1 в отношении неработающих пенсионеров, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В целях реализации положений статьи 34 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 (в редакции Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Правительство Российской Федерации в рамках полномочий, предусмотренных данной статьей, 1 апреля 2005 г. приняло Постановление N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно" (далее - Постановление от 01.04.2005 N 176).

В соответствии с пунктом 4 Постановления от 01.04.2005 N 176 оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

В связи с этим начиная с 2005 года в федеральном законе о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год предусматривается компенсация расходов на указанные цели в сумме, соответствующей объему средств, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации из федерального бюджета.

Пунктом 3 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением от 01.04.2005, определены две формы реализации правоотношений, возникающих по поводу проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно:

предоставление проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно;

возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

В этой связи основанием возникновения правоотношений в первом случае будет являться обращение пенсионера, желающего выехать к месту отдыха, за предоставлением проездных документов, во втором случае - факт проезда пенсионера к месту отдыха и обратно.

Положения статьи 34 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 и Постановления от 01.04.2005 N 176, как указано выше, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Из этого следует, что компенсация в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно может быть осуществлена только в том случае, если имел место юридический факт проезда пенсионера к месту отдыха и обратно после 1 января 2005 года, а не момент обращения за компенсацией после указанной даты, независимо от даты проезда.

На правоотношения, возникшие до 1 января 2005 г. (когда имел место факт проезда к месту отдыха и обратно), положения статьи 34 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 и Постановления от 01.04.2005 N 176 не распространяются, в том числе и в случаях, когда обращение пенсионера за выплатой компенсации вследствие таких правоотношений произошло после этой даты.

Читайте также: