Письмо в пфр об иностранцах


Автор: Татьяна Мокеева
Старший бухгалтер по расчету зарплаты

В общем случае в форму СЗВ-М включаются все сотрудники компании. Однако если некоторые из них — иностранцы, то ситуация осложняется. Рассмотрим, как правильно заполнить СЗВ-М, если часть персонала организации — иностранные граждане.

Кто сдает СЗВ-М и кого туда необходимо включать

Эту форму сдают все российские предприятия, а также ИП, имеющие наемных работников. В отчет входят не только штатные сотрудники, но и те физические лица, которые получают доходы по гражданско-правовым, авторским и прочим подобным договорам.

Суть отчета — своевременно проинформировать ПФР о получении застрахованными лицами какого-либо дохода от трудовой деятельности.

Т.е. основным критерием для включения физического лица в отчет является то, что он имеет право на получение пенсии в РФ. Понятно, что к нерезидентам это относится далеко не всегда.

На каких иностранцев распространяется пенсионное страхование

В пункте 1 ст. 7 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ перечислены те категории нерезидентов, которые охватываются пенсионным обеспечением в РФ:

  1. Постоянно и временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства.
  2. Временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением высококвалифицированных специалистов. Статус таких специалистов устанавливается в соответствии со ст. 13.2 закона от 25.07.2002 № 15-ФЗ «О правовом положении…».

Следовательно, в форму СЗВ-М должны попасть только те иностранные специалисты, которые перечислены выше.

Как правильно включить нерезидентов в отчет СЗВ-М

Форма включает в себя три показателя: ФИО, ИНН и СНИЛС. И по каждому из них при внесении данных иностранного сотрудника могут возникнуть вопросы:

  1. У иностранцев нередко отсутствует отчество. Естественно, вы не можете его придумать, поэтому отчет нужно заполнять в строгом соответствии с паспортными данными работника. Возможно, что специалисты ПФ запросят пояснения, тогда направьте им письмо с приложением копии паспорта иностранного сотрудника.
  2. Может не быть ИНН. Этот реквизит не является обязательным для формы СЗВ-М (заполняется при наличии). Поэтому ПФ примет отчет без ИНН.
  3. Отсутствие СНИЛС. В этом случае отчет не пройдет. Уточните, почему у иностранца нет свидетельства. Возможно, что вам вообще не нужно включать этого сотрудника в форму (об этом было сказано в предыдущем разделе).

В ситуации, когда иностранец подлежит страхованию, но на момент сдачи отчетности его СНИЛС еще не готов, работодатель не может отразить информацию в СЗВ-М по объективным причинам (хочет, но не может). Поэтому наши эксперты советуют приложить к отчету сопроводительное письмо, в котором изложить причины отсутствия данных о страховом свидетельстве.

СНИЛС готов — не тяните. Сразу же формируйте СЗВ-М с типом «доп». Укажите в отчете информацию, которую вы не включили в первоначальную форму с кодом «исхд».

Но и при таких действиях нет гарантии того, что ПФР не начислит штраф. Противоположную позицию придется отстаивать в суде.

Как избежать проблем при расчетах с иностранными сотрудниками

Расчеты с работниками-нерезидентами имеют кучу нюансов, и описанные сложности при заполнении СЗВ-М — это лишь один из примеров.

Так, если наши клиенты собираются принять на работу сотрудника-иностранца, мы заранее анализируем возможные риски и сообщаем о них. Таким образом, работодатель еще до подписания контракта видит все возможные последствия.

Если речь идет о работе с представительством иностранной компании, мы всегда выходим на головной офис. Это дает возможность получить дополнительную информацию в сложных ситуациях, например, касающихся расчета и выплаты бонусов.

При этом мы не берем на себя принятие решений (вариант — о размерах и сроках бонусных выплат), а лишь оформляем все документы и помогаем избежать нежелательных последствий.

Вывод

При включении в СЗВ-М иностранных работников нужно быть особенно внимательным.

Если работник-нерезидент не подлежит пенсионному страхованию в РФ, то отчитываться по нему не нужно.

Если иностранец включается в отчет, то обязательным реквизитом будет только СНИЛС. Отчество и/или ИНН могут отсутствовать.

Опции темы
  • Версия для печати
  • Отправить на E-mail…
  • Подписаться на эту тему…


Взносы в ПФР с иностранцев

Всем добрый.
Ситуация такая: на работу приняты 2 иностранных гражданина: узбекистана и Таджикистана. Заключили с ними трудовой договор сроком на 1 год. Стал выяснять платятся ли с них взносы в ПфР. Пришел к выводу что ПФР платится и страховое свидетельство оформляется в том же порядке как и для российских граждан (ст. 7 ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в РФ). Решил позвонить в ПФР и уточнить какие нужны документы дя оформления страхового свидетельства, но там мне ответили, что "Страховые взносы с иностранцев не платятся, страховые свидетельства им не оформляются и пускай сначала получат Российское гражданство, а потом уже что-то требуют. ". В связи с этим у меня 2 вопроса:
1) Если трудовой договор заключен сроком на один год и работники столько-же планируют у нас проработать, можем ли мы сразу вычитать НДФЛ 13%?
2) Так платятся ли взносы в ПФР с них и оформляются ли страховые свидетельства на иностранных работников?


Ответ зависит от статуса иностранца. Иностранные граждане могут быть постоянно или временно проживающими либо временно пребывающими в России. Документом, подтверждающим их право на постоянное проживание, является вид на жительство, разрешением на временное проживание - штамп в документе, удостоверяющем личность, или специальный документ установленной формы, выдаваемый лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего личность. Такое разрешение действует три года. Временное пребывание означает, что приезжие находятся на основании визы или без нее (в случае, не требующем ее получения) и не имеют документов на жительство в России.
Итак, если иностранец проживает постоянно или временно, он является застрахованным лицом и на него распространяются нормы обязательного пенсионного страхования. Соответственно на его выплаты начисляются взносы. К временно пребывающим это не относится.
Налог на доходы физических лиц взимается (ст. 207 НК РФ):
- с граждан, не являющихся налоговыми резидентами, но получающих доходы в России;
- с налоговых резидентов.
Резидентами признаются иностранцы, находящиеся в стране непрерывно не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, не считая времени выезда для краткосрочного лечения или обучения (до шести месяцев).
Согласно статье 207 НК РФ перечислять НДФЛ нужно в любом случае. Только по различным ставкам: для иностранного работника - резидента она обычная - 13%, для нерезидента - 30% (п. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).
Я советую письменно послать запрос в фонд и пусть письменно ответят. А то потом будет проверка и вас накажут за то что вы не начисляете и не платите взносы, а слова к делу не пришьешь.
Комментарий к Письму Отделения Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области
от 31.08.2006 N 09/12028
"Об уплате страховых взносов за иностранных граждан и лиц без гражданства"

Найм на работу иностранных граждан - ситуация в наши дни нередкая. У бухгалтера фирмы-работодателя в связи с этим возникает, в частности, вопрос об обязательных платежах в бюджет с зарплаты "иноземного" сотрудника. Специалисты отделения Пенсионного фонда по Москве и области пояснили, каким образом начислять пенсионные взносы в зависимости от статуса сотрудника-иностранца или лица без гражданства.
Как известно, заграничные работники и лица без гражданства могут как проживать (постоянно или временно) на территории России, так и временно пребывать (ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). При этом постоянно живущим гражданам выдается вид на жительство. Временно проживающие такой бумагой не располагают, а имеют лишь разрешение на временное проживание. Что касается временно пребывающих в России, то у них нет ни того, ни другого.
Согласно статье 3 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, право на трудовую пенсию имеют только постоянно проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства. В то же время к застрахованным лицам, за которых необходимо перечислять пенсионные взносы в нашей стране, относятся и проживающие временно иностранцы, и лица без гражданства (п. 1 ст. 7 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ). Поэтому, как указано в опубликованном письме, пополнять Пенсионный фонд работодателю не придется лишь за временно пребывающих. Таких граждан в российской системе пенсионного страхования не регистрируют.

О.В. Саволюк,
эксперт "НА"

"Московский бухгалтер", N 17, сентябрь 2006 г.


НДФЛ берете по ставке 30 % и перечисляете на кбк 18210102030011000110 по достижении 183 дней пребывания, потом НДФЛ берете по ставке 13%, т.к. работник для целей НДФЛ приобрел статус резидента. Если вы взяли работника на работу на 1 год, то у вас есть разрешение на работу из миграционной службы, значит вы начисляете и перечисляете взносы в ПФ и они обязаны сделать свидетельства пенсионные (СНИЛС)


В организацию в 2005 г. были приняты на работу граждане иностранных государств. В конце года данные сотрудники подали в бухгалтерию заявления об изменении своего налогового статуса с нерезидентов на резидентов Российской Федерации. Организация произвела перерасчет налога по ставке 13% и уплатила его по соответствующему коду бюджетной классификации. Возникшую при этом разницу возместила иностранным гражданам за счет собственных средств. Сведения по форме N 2-НДФЛ организация представила в срок с учетом изменения статуса физических лиц. Каков порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченного налога налоговым агентом?

Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога на основании п. 5 ст. 78 НК РФ. Аналогичный порядок применяется и для налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц. В соответствии с п. 2 ст. 56, п. 2 ст. 61, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные средства по коду бюджетной классификации (далее - КБК) 182 1 01 02030 01 1000 110 - налог на доходы физических лиц с доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, и по КБК 182 1 01 02021 01 1000 110 - налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ (13%), зачисляются по установленным нормативам в бюджет субъекта Российской Федерации и в местный бюджет. Таким образом, проведение зачета налога на доходы физических лиц, поступившего в бюджет по КБК 182 1 01 02030 01 1000 110 в счет предстоящих платежей по КБК 182 1 01 02021 01 1000 110, не противоречит положениям ст. 78 НК РФ.
Из вопроса следует, что образовалась переплата налога на доходы физических лиц по КБК 182 1 01 02030 01 1000 110 (налог на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации). С учетом указанного переплата по налогу, образовавшаяся в результате перерасчета налога в связи с уточнением налогового статуса физического лица, может быть возвращена налоговому агенту либо направлена налоговым агентом в счет предстоящих платежей по налогу на доходы физических лиц согласно его заявлению. Однако при наличии у налогового органа сомнений в правомерности возврата (зачета) налога на доходы физических лиц в отношении данного налогового агента может быть проведена выездная налоговая проверка за соответствующие налоговые периоды.

С. Колобов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

17 августа 2006 г.

"Финансовая газета", N 33, август 2006 г.

Порядок начисления ЕСН и взносов на пенсионное страхование также отличается от общеустановленного. Единый социальный налог и взносы в ФОМС фирмы, производящие выплаты как временно, так и постоянно пребывающим иностранцам, уплачивают в обычном порядке (письмо Минфина от 6 марта 2006 г. 03-05-02-03/12).

А вот платежи в Пенсионный фонд следует вносить только с вознаграждений постоянно пребывающих иностранцев (п. 1 ст. 7 закона от 15 декабря 2001 г. 167-ФЗ). Дело в том, что гражданин другого государства, который имеет статус временно пребывающего на территории России, не является застрахованным лицом. Такие разъяснения даны в письме Минфина от 16 марта 2006 г. 03-05-02-04/27. Тем не менее, это вовсе не означает, что фирма освобождена от 14 процентов, подлежащих уплате в ПФР. Эта сумма войдет в состав ЕСН, перечисляемого в федеральный бюджет. То есть единый социальный налог в этой части составит 20 процентов, вместо 6 (абз. 2 п. 2 ст. 243 НК). Но нужно помнить, что все иностранцы независимо от статуса подлежат социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний наравне с россиянами

N 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года

Статья 7. Застрахованные лица

1. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

я читала письмо Минфина, там сказано.

Таким образом, иностранный гражданин, работающий на территории Российской Федерации, является застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию и на выплаты, производимые в его пользу, должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование только в том случае, если указанный иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации.
В случае если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего в Российской Федерации, то он не является застрахованным лицом в соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ и, соответственно, с выплат в пользу данного физического лица страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются.

Вот мне интересно, в чем отличие, между временно проживающими и временно пребывающими.
И как это?

Lokri76, Вы путаете слова "проживающий" и "пребывающий".
Ну и цитата, которую Вы здесь привели (если это цитата) - чё-то как-то не то.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 N 167-ФЗ
Статья 7. Застрахованные лица
1. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
.

N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года

Статья 2. Основные понятия

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;

Насколько я визуально помню, то разрешение на временное проживание действ.есть самостоятельный док. это у китайца я видела-карточка. А в миграционной карте ставится отметка о периоде временного пребывания. И если разрешение о времнном проживании выдается сроком на 3 года, то отметки в миграционной карте по месту пребывания не могут быть разрешением на проживание. Сроки смотрите. Кто против. воздержавшиеся есть? А вообще давайте основательно разберемся, я же эти док. редко вижу.

У меня несколько временно пребывающих иностранцев, прибывших в порядке, не требующем получения визы. Ни у одного из них я не видела в миграционной кате отметку о сроке пребывания. В то же время мы абсолютно законно и официально принимаем их на работу и регистрируем их по месту нахождения фирмы (как заканчивается их 90-дневная регистрация) до окончания срока действия разрешения на работу в органах ФМС.
Я долго и нудно изучала законодательство. В итоге, я сделала вывод, что эта категория иностранцев относится к временно пребывающим.
Могу дать ссылку на хороший кадровый форум, где есть немало вопросов по части иностранцев: [forum.betapress.ru]
Вот конкретно по иностранцам: [forum.betapress.ru]
[forum.betapress.ru]
[forum.betapress.ru]

В связи с этим, взносы в ПФР на них не платятся. ПФР-ная часть просто увеличивает ЕСН в части выплат в федеральный бюджет.
А вот самое забавное: Моя фирма на Упрощенке. Получается, я кроме НДФЛ в бюджет ничего не перечисляю!?

моя тоже на упрощенке, кроме НДФЛ, я уплатила в ФСС отчисления на трвматизм

24 июля 1998 года N 125-ФЗ
________________________________________
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ
СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Принят
Государственной Думой
2 июля 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
9 июля 1998 года


Статья 5. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:
физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;
физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.
Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

szv-td_na_inostrannyh_grazhdan.jpg


Похожие публикации

С 2020 года работодатели представляют новый отчет в ПФР, введение которого связано с началом перехода на ЭТК (электронные трудовые книжки). Отчет СЗВ-ТД заполняется на лиц, с которыми заключены трудовые договоры, если в отчетном месяце в отношении них имелись какие-либо кадровые изменения (прием, увольнение, перевод на другую работу), либо ими было подано заявление о ведении «бумажной» или электронной трудовой. В этом материале расскажем, нужно ли подавать форму СЗВ-ТД на иностранных работников.

Застрахованные и зарегистрированные лица

Вопрос о необходимости внесения иностранных граждан в отчет для ПФР возникает у работодателей в связи с тем, что некоторые работники-иностранцы не являются лицами, застрахованными в системе Пенсионного фонда РФ. П. 1 ст. 7 закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании», к застрахованным лицам в т.ч. относит работающих по трудовым договорам:

  • граждан РФ,
  • иностранных граждан и лиц без гражданства постоянно или временно проживающих (пребывающих) в РФ.

В список лиц, подлежащих «пенсионному» страхованию, не входят временно пребывающие иностранные высококвалифицированные специалисты, а также граждане некоторых государств, например Китая.

Согласно п. 2.4 ст. 11 закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» № 27-ФЗ от 01.04.1996, по форме СЗВ-ТД работодатель должен отчитываться не о застрахованных, а о зарегистрированных лицах, работающих у него. К зарегистрированным относят всех лиц, которым в системе персучета ПФР открыт индивидуальный лицевой счет и присвоен страховой номер - СНИЛС. Одна из целей такой регистрации – возможность учета сведений о трудовой деятельности лица.

Если раньше индивидуальный лицевой счет открывался только на застрахованных в ПФР лиц, то теперь его открывают на всех россиян и каждого иностранного гражданина (лицо без гражданства), постоянно или временно проживающих (пребывающих) в РФ - эти изменения действуют с 01.04.2019 г. (ст. 6 закона № 27-ФЗ, закон № 48-ФЗ от 01.04.2019).

Когда подавать СЗВ-ТД на иностранных граждан

Из сказанного выше следует, что абсолютно все иностранцы и лица без гражданства, временно или постоянно проживающие, а также временно пребывающие на российской территории, должны быть зарегистрированы в системе персучета ПФР. Поскольку сведения СЗВ-ТД подаются именно на зарегистрированных, а не застрахованных работников, все работники-иностранцы, с которыми заключены трудовые договоры, тоже должны отражаться в данном отчете.

В отчет СЗВ-ТД иностранцы включаются по тем же основаниям, что и работники-россияне:

  • в случае их приема на работу,
  • при переводе на другую постоянную работу,
  • при увольнении,
  • при подаче заявления о сохранении трудовой книжки «на бумаге» или о переходе на электронный аналог.

Также в СЗВ-ТД включаются сведения об установлении второй профессии или иной квалификации, о запрете занимать определенные должности, о переименовании работодателя.

Сведения СЗВ-ТД подаются, если в отчетном месяце имело место хоть одно из вышеперечисленных кадровых мероприятий. Если же изменений по работнику не было, отчет в ПФР сдавать не надо.

Никаких особых правил заполнения СЗВ-ТД на иностранных работников нет. Сведения вносятся в отчет в соответствии с Порядком заполнения, утв. постановлением Правления ПФР № 730п от 25.12.2019. Важно, чтобы работник-иностранец был зарегистрирован в системе персучета и ему, соответственно, был присвоен СНИЛС. Образцы заполнения отчета СЗВ-ТД вы найдете здесь.

Напомним, что бланк сведений СЗВ-ТД утвержден тем же постановлением Правления ПФР № 730п (приложение 1), а подавать его в 2020 году следует не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее кадровое мероприятие. Подробнее о сроках сдачи отчета СЗВ-ТД читайте здесь.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Мало найдётся пенсионеров, которые были бы довольны работой Пенсионного фонда. Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» узнавал, как и куда жаловаться на действия сотрудников ПФР, чтобы эти жалобы не остались без рассмотрения.

В подобной ситуации надо помнить – должностные лица Пенсионного фонда, как и все люди на земле, могут ошибаться. Как нет среди тех, кто пришёл оформлять пенсию, кто не ошибался, так нет и среди сотрудников ПФР тех, кто не ошибался, когда оформлял кому-то пенсию.

Порой доказать свою правоту можно, что называется, на месте. Но чаще случается так, что, несмотря на предоставленные вами доказательства, специалисты Пенсионного фонда не меняют своего ошибочного решения.

Как быть в такой ситуации? Обжаловать решение Пенсионного фонда.

Жаловаться надо правильно. Правильно, значит, – следуя правилам.

Пенсионный фонд живёт по правилам, которые детально прописаны в административном регламенте предоставления государственных слуг, утверждённом Министерством труда и социальной защиты РФ (Пенсионный фонд – подведомственная организация данного министерства). Под каждую услугу разработан свой регламент.

Мы остановимся на регламенте предоставления государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (инвалидности, по случаю потери кормильца и т.п.). С полным перечнем административных регламентов по видам деятельности ПФР можно ознакомиться здесь .

Именно на момент установления пенсий приходится большинство конфликтов с пенсионным ведомством. Давайте вместе с Дзен-каналом «ПРАВО ИМЕЮ» узнаем, как правильно обжаловать действия Пенсионного фонда, руководствуясь вышеназванным регламентом.

На что жалуемся?

Согласно регламенту предметом жалобы являются:

нарушение срока регистрации заявления;

нарушение срока предоставления государственной услуги;

требование от гражданина не предусмотренных для предоставления госуслуги документов;

отказ в приёме документов, обязательных для предоставления;

отказ в оказании госуслуги на основании, не предусмотренном законодательством;

затребование с гражданина платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами;

отказ территориального органа ПФР и его должностных лиц в исправлении опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления госуслуги документах, либо нарушение срока исправления этих ошибок.

Жалоба должна содержать:

1) наименование территориального органа ПФР, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства гражданина (представителя гражданина), а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ гражданину (представителю);

3) сведения об обжалуемых решениях и действиях ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц;

4) доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием должностных лиц (в качестве доказательства могут быть представлены соответствующие документы или их копии).

Кому направляем жалобу?

Статистика по жалобам в Пенсионном фонде ведётся, но она для внутреннего пользования. Если её обнародовать, скорее всего, окажется, что более половины всех конфликтов граждан с ПФР возникает в связи с отказом засчитать в страховой стаж тот или иной период трудовой деятельности (читайте, как подтверждается стаж на основании свидетельских показаний ).

Помимо непосредственно трудовой деятельности пенсионное законодательство разрешает засчитывать в страховой стаж, так называемые, нестраховые периоды. Самые известные из них – служба в армии по призыву и декретный отпуск, но есть и другие, всего существует 11 периодов деятельности, которые Пенсионный фонд обязан включать в страховой стаж .

На рассмотрение жалоб граждан уполномочены соответствующие должностные лица Пенсионного фонда.

Первым, к кому вы можете обратиться с жалобой, – это руководитель местного отделения ПФР, сотрудники которого, как вы считаете, неправомерно отказали вам в назначении пенсии либо не засчитали страховой стаж.

Если руководитель местного отделения ПФР вас не услышал, тогда обращаться с жалобой надо в вышестоящий территориальный орган Пенсионного фонда.

Допустим, вы живёте в городе Братске Иркутской области: после безрезультатного обращения к руководителю отделения ПФР по городу Братску в поисках правды надо обращаться к руководителю регионального отделения ПФР по Иркутской области.

Если после рассмотрения вашего обращения и в первом и во втором случае было вынесено решение не в вашу пользу, тогда жаловаться надо в головной офис Пенсионного фонда Российской Федерации, расположенный в Москве.

Вы обращаетесь официально на основании заявления, это значит, что и ответ на своё обращение вы получите в виде официального решения, вынесенного по итогам рассмотрения вашей жалобы, за подписью руководителя отделения ПФР.

Таким образом, в своём обращении в региональное отделение вы обжалуете решение руководителя городского отделения, а в обращении в головной офис ПФР в Москве, вы обжалуете решение руководителя регионального отделения.

Как подать жалобу, и в какие сроки она должна быть рассмотрена?

Жалоба может быть передана как на личном приёме, так и направлена в письменной форме по почте либо в электронном виде через сайт ПФР , а также может быть подана через многофункциональный центр (МФЦ).

Подать жалобу можно с помощью своего представителя, для этого представитель должен иметь документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от вашего имени (заверяется нотариусом).

Пенсионный фонд обязан консультировать граждан и их официальных представителей о порядке обжалования решений должностных лиц ПФР.

Жалоба, поступившая в Пенсионный фонд или территориальный орган ПФР, регистрируется не позднее следующего рабочего дня со дня её поступления и должна быть рассмотрена в течение 15 рабочих дней .

Если обжалуется отказ территориального органа ПФР и его должностного лица в приёме документов у гражданина (представителя), либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня её регистрации.

Ответ ПФР на жалобу должен быть предоставлен гражданину не позднее рабочего дня, следующего за днём принятия решения по жалобе.

Пенсионный фонд имеет право оставить жалобу без ответа только в двух случаях:

при наличии в жалобе нецензурных, оскорбительных выражений и угроз жизни;

при отсутствии возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) или почтовый адрес гражданина, указанные в жалобе.

Таков порядок досудебного обжалования решений Пенсионного фонда.

Если вы не удовлетворены ответом на вашу жалобу, то можно и нужно подавать в суд на Пенсионный фонд, для начала – загляните на огонёк к прокурору . Не такое уж это и безнадёжное дело: многие россияне успешно отстаивают свои пенсионные права в суде.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 1 декабря 1997 г. N ЕВ-16-28/8548

ОБ УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПФР ЗА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

В связи с поступающими обращениями по вопросу уплаты страховых взносов в ПФР за иностранных граждан Пенсионный фонд Российской Федерации разъясняет.

Федеральным законом от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" определено, что под государственным пенсионным страхованием понимается вид страхования, осуществляемого за счет обязательных страховых взносов в ПФР работодателей и граждан с целью обеспечения граждан трудовыми пенсиями в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Указанным Федеральным законом также определено, что застрахованным лицом является лицо, на которое распространяется государственное пенсионное страхование, т.е. на граждан, имеющих право на пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Статьей 4 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на пенсию на общих основаниях с гражданами России имеют также иностранные граждане и лица без гражданства. Основным условием для этого является проживание на территории Российской Федерации, поскольку указанная статья содержит норму только для проживающих в Российской Федерации.

Таким образом, определяющим обстоятельством для установления права на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации является место жительства на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Закона СССР от 24.06.81 N 5152-X "О правовом положении иностранных граждан в СССР" различают иностранных граждан, постоянно проживающих (имеющих вид на жительство, выданный органом внутренних дел Российской Федерации) и временно пребывающих на территории Российской Федерации (которые только регистрируют заграничные паспорта).

Что касается граждан бывшего СССР, то Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.95 N 713 (п. 18) и действующими в отношении граждан бывшего Союза ССР, прибывших из государств - участников СНГ и государств Балтии (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 290), установлено, что по месту жительства граждан на территории Российской Федерации делается отметка о регистрации в паспорте.

В том случае, если регистрация производится по другим (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

Таким образом, для реализации права на пенсионное обеспечение гражданин Российской Федерации должен предъявить в органы социальной защиты населения паспорт, содержащий отметку о регистрации по месту жительства в Российской Федерации, или иной документ, удостоверяющий личность, со свидетельством о регистрации по месту жительства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации право граждан на пенсионное обеспечение неразрывно связано с обязанностью производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поэтому работодатели, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и финансово - хозяйственной деятельности, уплачивают страховые взносы только за тех иностранных граждан, которые имеют статус постоянно проживающих в Российской Федерации.

С целью выяснения факта возникновения для работодателя обязанности производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за иностранного гражданина, привлеченного им для выполнения работ, необходимо установить, имеет ли иностранный гражданин статус постоянно проживающего в Российской Федерации, т.е. имеет ли иностранный гражданин отметку в паспорте о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, вид на жительство с правом постоянного проживания или наличие у него свидетельства о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.

При этом в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О правах граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Требование о необходимости установления статуса иностранного гражданина и соответственно распространение для работодателя обязанности по уплате страховых взносов относится также и к гражданам государств, ранее входивших в состав СССР, включая граждан государств - участников Содружества Независимых Государств.

При этом предприятия с иностранными инвестициями платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников, в том числе из государств - участников СНГ, перечисляют в соответствующие фонды стран из постоянного места жительства в валюте и на условиях этих стран.

Вышеназванные положения применяются при условии, если международными договорами Российской Федерации не установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации о пенсионном страховании и обеспечении.

В связи с изложенным письмо ПФР от 24.11.95 N ЮЛ-16-11/7257-ИН считать утратившим силу с даты выхода данного письма. Перерасчет страховых взносов, начисленных и уплаченных работодателями в соответствии с вышеназванным письмом, не производится.

Заместитель Председателя Правления
Е.ВАСИЛЬЕВ

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 июня 2011 г. N 30-26/6334

Департамент организации администрирования страховых взносов по вопросу обложения страховыми взносами вознаграждений в пользу гражданина Турецкой Республики, временно проживающего на территории Российской Федерации, выплачиваемых Представительством ОАО "Тюрк Хава Йолдары", сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков - лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства.

Пунктом 15 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами для вышеуказанных лиц суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Исходя из содержания части 4 статьи 1 Закона N 212-ФЗ следует, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов организациями в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование физических лиц по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, чем предусмотренные Законом N 212-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Соглашением между Правительством РФ и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15.12.1997 не установлено сотрудничество между Российской Федерацией и Турецкой Республикой в области социального обеспечения (страхования).

Согласно статье 2 Соглашения положения данного международного договора Российской Федерации распространяются на уплату налога на прибыль предприятий и организаций и взимания подоходного налога с физических лиц в части избежания двойного налогообложения на территориях обоих государств - договаривающихся сторон.

Кроме того, статьей 15 Соглашения установлено, что заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местожительством в одном договаривающемся государстве в отношении работы по найму, облагаются налогом только в этом государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом договаривающемся государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, полученное в связи с этим вознаграждение может облагаться налогом в этом другом государстве.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как самостоятельные индивидуально возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ, персональным целевым назначением которых является пенсионное обеспечение граждан, которые к налоговым платежам не относятся.

Учитывая изложенное, положения вышеуказанного договора не распространяются на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Гражданин Турецкой Республики, имеющий статус временно проживающего на законных основаниях на территории Российской Федерации, подлежит обязательному пенсионному страхованию, и вознаграждения, выплачиваемые организацией в его пользу, являются объектом обложения страховыми взносами в соответствии с Законом N 212-ФЗ, независимо от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Турецкой Республики.

Читайте также: