Условия материального и пенсионного обеспечения

Согласно статистическим данным на начало 2019 года в России проживало чуть менее 44 миллионов лиц, которые имеют право на получение пенсионных выплат. Это весьма внушительная цифра относительно всего населения в стране. При этом данная статистика не учитывает получателей военных пенсий.

Обобщенно под пенсионерами обычно воспринимаются граждане преклонного возраста, которые получают денежные выплаты по факту стажа работы. В данном случае речь идет о получателях страховой (ранее трудовой) пенсии по старости.

Бесплатно по России

Действительно, среди пенсионеров их подавляющее количество. Однако существуют и другие виды материального и денежного обеспечения, на которые могут рассчитывать отдельные категории граждан. В частности, сейчас речь пойдет об особенностях государственной пенсии, аспекты назначения которой регулируются соответствующим федеральным законом.

Основные положения ФЗ 166 о государственном пенсионном обеспечении

Под государственным обеспечением пенсией следует понимать форму материального обеспечения особых групп граждан и членов их семей, являющую собой компенсацию за утраченный заработок в силу достижения определенного возраста, утраты трудоспособности из-за болезни или травмы, а также по достижению достаточной выслуги лет.

Вопросы, связанные с определением круга лиц, которые могут рассчитывать на гособеспечение, а также основанием и порядком его назначения, регулируются Федеральным законом от 15. 12. 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ.

Данный нормативный акт быть принят обеими палатами Парламента и подписан Президентом в конце 2001 года. Однако основные его положения вступили в силу с первого января 2002 года. На сегодняшний день закон является действующим, а его нормы подлежат применению на всей территории РФ.

Структурно рассматриваемый нормативный акт состоит из 28 статей, которые, в свою очередь, объединены в 6 глав. Кроме этого, неотъемлемой частью документа являются приложения к нему.

Разберем подробнее краткое содержание каждой из глав.

Глава 1

Содержит в себе основные положения, раскрывая суть данного нормативного акта. Отдельные статьи вводят специальную терминологию и понятия, которые используются в законе. Кроме этого, конкретизируются лица, имеющие право на данный тип обеспечения, устанавливаются виды государственных пенсий.

Глава 2

Нормы данной главы устанавливают основания для назначения рассматриваемого вида материального обеспечения по каждой категории лиц, которые имеют соответствующее право.

Глава 3

Глава 3 устанавливает размер пенсии для различных категорий граждан, которые в силу закона могут обращаться за получением выплат.

Глава 4

Нормы данной главы вводят такие понятия, как «трудовой стаж», «стаж государственной службы» и «среднемесячный заработок». Кроме этого, устанавливается порядок расчета стажа и заработка соответственно.

Глава 5

Нормами этой главы регулируется порядок установления материального обеспечения, выплат, организации доставки, индексации и перерасчета (в случае возникновения оснований для этого).

Глава 6

В данном разделе содержатся нормы, устанавливающие порядок введения в действие федерального закона и определяющие некоторые специальные положения.

Приложение 1

Содержит таблицу, в которой указывается возраст, когда граждане, занятые в сфере государственного управления, могут выйти на отдых.

Приложение 2

Данное приложение содержит таблицу стажа государственных служащих, при наличии которого данная категория граждан может рассчитывать на назначение денежного обеспечения.

Условия назначения пенсии по закону 166

Выплаты, рассматриваемые в рамках данной статьи, назначаются различным категориям граждан. Соответственно, основания и условия для назначения также будут являться разными, а соответствующие положения могут быть применимы только к конкретной группе получателей пенсий.

Далее подробно разберем основания и условия назначения финансовых выплат различным категориям пенсионеров, руководствуясь ст. ст. 7-13 федерального закона.

Федеральные гражданские служащие

Госслужащие, трудящиеся в федеральных ведомствах, имеют право на получение материального обеспечения при наличии соответствующей выслуги. Следует отметить, что пенсионная реформа затронула и эту категорию лиц.

В этой связи требования к выслуге гражданских служащих растут с каждым годом. Так, до 2017 года для получения денег было необходимо трудиться не менее 15 лет. В 2020 году количество лет выслуги должно быть не менее 17. Максимально жесткие требования к выслуге будут установлены после 2026 года, когда гражданские служащие начнут выходить на отдых при условии отработки не менее 20 лет.

Космонавты и летчики-испытатели

Космонавты вправе рассчитывать на получение государственной поддержки при наличии выслуги не менее 25 лет у лиц мужского пола и 20 лет у женщин. При этом также предъявляются требования к количеству лет, проведенных в составе авиационных подразделений (10 и 7,5 лет у мужчин и женщин соответственно).

Аналогичные требования к выслуге предъявляются и к летчикам-испытателям, однако при оставлении данного вида деятельности из-за ухудшения здоровья они могут рассчитывать на оформление пенсионных выплат и при наличии меньшего количества лет выслуги (20 и 15 лет у мужчин и женщин соответственно).

Военнослужащие

Назначение пенсионных денег служащим армии и флота имеет определенную специфику. Порядок назначения государственных выплат военным, а также иным сотрудникам силовых структур устанавливается соответствующим федеральным законом, что прямо указано в п. 1 ст. 8 федерального закона.

Ветераны ВОВ и «блокадники»

Установлено, что право на особую материальную поддержку от государства имеют лица, являющиеся ветеранами ВОВ, а также граждане со статусом «житель блокадного Ленинграда», которым установлена инвалидность.

Лица, пострадавшие от техногенных (в том числе радиационных) аварий

По большей части, речь идет о так называемых «чернобыльцах» – гражданах, на жизнь и здоровье которых, так или иначе, отразилась авария на ЧАЭС.

Так, лица, которые непосредственно заняты работой на АЭС или пострадали вследствие ликвидации катастрофы, выходят на отдых в 55 и 50 лет, если отработали не менее 5 лет. Граждане, получившие инвалидность, становятся пенсионерами в 50 и 45 лет при наличии аналогичного трудового стажа.

Социальная пенсия

На социальную пенсию могут рассчитывать лица в силу соответствующего статуса или при достижении определенного возраста, относящиеся к следующим категориям:

  • инвалиды (в том числе инвалиды детства и несовершеннолетние инвалиды);
  • представители малых северных народов, достигшие возраста 55 и 50 лет.

Кроме этого, на социальную выплату могут рассчитывать граждане преклонного возраста, которые по тем или иным причинам не подпадают под критерии для назначения страховой пенсии. Социальная выплата назначается на 5 лет позже, чем страховая пенсия.

Размеры пенсии

Размер государственной пенсии может быть различным у разных категорий ее получателей.

  1. Гражданские служащие. Федеральные чиновники получают пенсию в размере 45% от среднемесячной зарплаты. Следует отметить, что если госслужащий имеет стаж более установленного для выхода на пенсию, то за каждый «лишний» год ему добавляется 3% от среднего заработка к пенсии.
  2. Военнослужащие. Армейская пенсия зависит от материального довольствия в последние годы службы, а также некоторых иных условий. Ст. 15 рассматриваемого нормативного акта также устанавливает размер матобеспечения военнослужащих, ставших нетрудоспособными, а также выплат членам семьи погибшего военного. Он непосредственно зависит от множества факторов, связанных с формой военной службы, характером и степенью выраженности причин, которые повлекли к невозможности дальнейшей службы в рядах ВС или гибели.
  3. Ветераны ВОВ и «блокадники». Так, для ветеранов ВОВ сумма составляет (в процентах от размера установленной социальной пенсии): I группа – 250%; II группа – 200%; III группа – 150%. Для граждан, бывших жителей блокадного Ленинграда: I группа — 200%; II группа – 150%; III группа – 100%.
  4. Лица, пострадавшие от радиационных и техногенных аварий. Размер выплат этим лицам также зависит от величины социальной пенсии. В подавляющем большинстве случаев она составляет 250% от нее. Это касается не только тех, кто имеет отношение к ЧАЭС, но и пострадавших при других форс-мажорных обстоятельствах такого порядка. Гражданам, живущим в загрязненной зоне, платят 200% от соцпенсии.
  5. Космонавты и летчики-испытатели. Космонавты при наличии достаточной выслуги получают пенсию в размере 55% от оклада. Летчики могут рассчитывать на пенсию в размере 1000% от социальной.
  6. Социальная пенсия. Базовая социальная пенсия в России на начало 2020 года составляет 5283,85 рубля. На такой же размер обеспечения могут рассчитывать и некоторые иные категории граждан.

Выплаты и перерасчеты

Выплаты государственных денег производятся один раз в месяц в национальной валюте РФ. Если при установлении выплат была допущена ошибка, то пенсия подлежит перерасчету с учетом требований законодательства.

Кроме этого, государственная пенсия подлежит периодической ежегодной индексации.

Виды пенсионных выплат по государственному обеспечению

Статья 5 рассматриваемого нормативного акта выделяет следующие виды выплат:

  1. За выслугу лет.
  2. По инвалидности.
  3. По потере кормильца.
  4. По старости.
  5. Социальная выплата.

Установлено, что государственные выплаты по причине отсутствия трудоспособности, старости и утере кормильца получают лица, которые не могут рассчитывать на получение пенсионных выплат страхового типа. Как правило, это связано с несоответствием критериям, предъявляемым к ИПК и страховому стажу граждан.

Последние поправки к закону

Федеральный закон от 25. 12. 2001 года № 166-ФЗ применяется уже в течение 18 лет, а за это время в него было внесено большое количество правок и изменений. Среди них наиболее значимыми были изменения, связанные с реализацией целей пенсионной реформы, направленной на увеличение возраста, когда граждане могут подавать заявления о назначении им выплат.

Так, статья 4 Федерального закона от 03. 10. 2018 года № 350-ФЗ внесла следующие существенные корректировки в рассматриваемый в статье нормативный акт:

  • изменение возраста получения различных видов государственного денежного обеспечения в сторону его увеличения на 5 лет;
  • «Приложение 1» было изменено и изложено в иной редакции;
  • введено «Приложение 2», в котором отражены требования к выслуге федеральных чиновников в свете ужесточения к ее срокам.

Федеральный закон, основные положения которого рассматривались по ходу данной статьи и были вкратце прокомментированы и проанализированы, является действующим нормативным актом, который регулирует вопросы установления и предоставления гражданам различных видов денежного государственного обеспечения.

Объем правоотношений и количество лиц, которых затрагивает данный правовой документ, весьма значительно, в связи с чем любые его возможные изменения подвергаются тщательному анализу и общественному обсуждению. Последние значимые корректировки в закон были внесены в связи с проводимой в стране пенсионной реформой, суть которой – поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию.

Принят
Государственной Думой
6 февраля 2002 года
Одобрен
Советом Федерации
13 февраля 2002 года

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 108-ФЗ,

с изм., внесенными определением Конституционного Суда РФ

от 04.12.2003 N 444-О)

Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - пенсии).

Статья 1. Граждане Российской Федерации, имеющие право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией

Положение пункта 1 статьи 1 - в той мере, в какой им допускается лишение граждан Российской Федерации, проживающих за пределами Российской Федерации, права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, - как аналогичное положению, ранее признанному Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ, утрачивает силу и не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами (Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 444-О).

1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации (далее - граждане), получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье (далее - пожизненное содержание судьи), и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (далее - дополнительное материальное обеспечение).

2. Дополнительное материальное обеспечение назначается:

1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации;

2) гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного;

3) гражданам, награжденным орденом Ленина;

4) гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени;

5) гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней;

6) Героям Социалистического Труда;

7) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней;

8) лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР);

9) гражданам, награжденным орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней;

10) чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Параолимпийских игр, чемпионам Сурдоолимпийских игр.

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 108-ФЗ)

3. Гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с настоящим Федеральным законом, на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными актами, на предусмотренную законодательством Российской Федерации пенсию за выслугу лет, устанавливаемую лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, на доплаты к пенсии, устанавливаемые законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления, на оклады за звания действительного члена и члена - корреспондента Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук, назначается либо дополнительное материальное обеспечение в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо одна из иных указанных выплат по их выбору.

4. Гражданам, имеющим одновременно право на получение дополнительного материального обеспечения по нескольким основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, дополнительное материальное обеспечение устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер, вне зависимости от количества званий и наград.

5. Иным гражданам Российской Федерации, имеющим особые заслуги перед народом и государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся достижения в области культуры, науки и техники, размер дополнительного материального обеспечения может устанавливаться Президентом Российской Федерации.

Статья 2. Размер дополнительного материального обеспечения

1. Дополнительное материальное обеспечение устанавливается в размере:

1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного или орденом Славы трех степеней, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, - 415 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости;

2) гражданам, награжденным орденом Ленина, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени, лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР) - 330 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости;

3) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней, гражданам, награжденным орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней, чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Параолимпийских игр, чемпионам Сурдоолимпийских игр - 250 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости.

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 108-ФЗ)

2. При определении размера дополнительного материального обеспечения в соответствии с настоящей статьей применяется размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на день установления дополнительного материального обеспечения.

3. При увеличении в соответствии с федеральным законом размера базовой части трудовой пенсии по старости одновременно повышается размер выплачиваемого дополнительного материального обеспечения исходя из этого увеличения.

Статья 3. Порядок назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения

1. Дополнительное материальное обеспечение назначается и выплачивается органом, осуществляющим назначение и выплату соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи.

2. Дополнительное материальное обеспечение назначается со дня обращения за ним, но не ранее дня, с которого назначается соответствующая пенсия или пожизненное содержание судьи.

3. Гражданам, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона и получающим пенсию или пожизненное содержание судьи, дополнительное материальное обеспечение назначается с даты вступления в силу настоящего Федерального закона, если обращение за дополнительным материальным обеспечением последовало не позднее трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

4. Выплата дополнительного материального обеспечения производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи.

5. Дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы.

6. Выплата дополнительного материального обеспечения прекращается в случаях лишения получателя государственных наград и званий, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, установления недостоверных или необоснованных данных, на основании которых было назначено дополнительное материальное обеспечение.

7. Выплата дополнительного материального обеспечения возобновляется в случае восстановления гражданина в правах на государственные награды и звания.

Статья 4. Выплата дополнительного материального обеспечения за время пребывания его получателя в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания

Получателю дополнительного материального обеспечения, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, дополнительное материальное обеспечение выплачивается в полном размере.

Статья 5. Выплата недополученных сумм дополнительного материального обеспечения в связи со смертью его получателя

Суммы дополнительного материального обеспечения, причитающиеся его получателю и недополученные им в связи со смертью, выплачиваются его наследникам на общих основаниях.

Статья 6. Средства на выплату дополнительного материального обеспечения

1. Выплата дополнительного материального обеспечения осуществляется за счет средств федерального бюджета.

2. Правила финансирования выплаты дополнительного материального обеспечения утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Порядок обращения за дополнительным материальным обеспечением и рассмотрения вопросов, связанных с его назначением

Порядок обращения за дополнительным материальным обеспечением и рассмотрения вопросов, связанных с его назначением, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года, а в отношении граждан, награжденных орденом Ленина, - с 1 января 2003 года.




Что такое пенсия по старости

- Когда мы говорим о пенсии по старости для большинства граждан России, мы подразумеваем так называемую страховую пенсию по старости, - объясняет Елена.

Юрист подчеркивает, что есть и иные пенсии, выплачиваемые отдельным категориям граждан. К таким, например, отнести можно следующие - пенсии за выслугу лет для военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсия по старости для граждан, пострадавших от радиационных катастроф и т.д.

- Однако большая часть населения страны получают или будут получать в будущем именно страховую пенсию по старости, - указывает Воронина.

Таким образом, страховая пенсия по старости - самая распространенный вид пенсий в нашей стране. Ее люди получают по достижении соответствующего возраста.

Условия назначения пенсии по старости

По словам эксперта, если говорить в общих чертах, для назначения страховой пенсии по старости необходимо соблюсти три условия.

1. Достижение возраста назначения пенсии.

- 60 лет для женщин и 65 для мужчин. Однако такой пенсионный возраст начнет действовать только в 2028 году, - говорит Елена. - Поскольку реформа пенсионной системы произошла не так давно, сейчас действует переходный период: каждый год пенсионный возраст немного увеличивается. Например, в 2020 году женщины должны выходить на пенсию в 57 лет, а мужчины – в 62 года.

Наша собеседница добавляет, что в законе есть еще одна льгота для тех, кто достиг пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах - они могут начать получать пенсию на 6 месяцев раньше этого срока (в 55,5 и 61,5 лет соответственно):

- Ранее достижения пенсионного возраста пенсия назначается людям, которые проработали установленное в законе время на подземных, тяжелых работах. Сюда же относятся граждане, длительное время занимавшиеся профессиональной деятельностью - медицинские, педагогические работники и т.д. В списке и те, кто длительное время работал в районах Крайнего Севера. Есть и другие категории, для помимо страхового стажа имеет значение стаж работы на этих видах работ.

Кстати, льготный период и уход на пенсию в 55,5 и 61,5 лет для женщин и мужчин сохранится и в 2021 году. Теперь им смогут воспользоваться женщины 1965 года рождения и мужчины 1960-го.

2. Наличие страхового стажа не менее 15 лет.

Такая продолжительность начнет действовать в 2024 году, а например, в 2020 году нужен страховой стаж не менее 11 лет. В страховой стаж включаются периоды работы, в которые работодатель уплачивал за сотрудника страховые взносы, а также засчитываются другие значимые периоды, например, период ухода за ребенком:

- С момента присвоения гражданину номера СНИЛС стаж подтверждается сведениями, уже имеющимися у Пенсионного фонда РФ. В период до этого требуется подтверждение стажа документами: трудовой книжкой, трудовыми договорами, приказами.

3. Наличие индивидуальных пенсионных коэффициентов не менее 30.

Как объясняет специалист, это значение начнет действовать в 2025 году, в 2020 году с учетом переходного периода ИПК составляет 18,6. ИПК рассчитывается исходя из размера страховых взносов, которые поступали в Пенсионный фонд РФ за работника от всех его работодателей. Сами страховые взносы работников рассчитываются в зависимости от их заработной платы: чем больше зарплата работника, тем больше взносов за него нужно платить работодателю.


Социальную политику любого развитого государства составляет ряд правовых и экономических норм, на основании которых гражданам предоставляется материальная поддержка. Пенсионная система в России предусматривает финансовое обеспечение определенных категорий граждан, к которым относятся люди пожилого возраста, недееспособные граждане и некоторые семьи – в случае потери кормильца.

Введение

На заметку. В РФ, как и во многих странах действует смешанная пенсионная система. По-другому она называется распределительно-накопительной. Часть отчислений граждане (или компании, в которых они работают) вносят в государственный пенсионный фонд страны. Это так называемая базовая часть. Впоследствии эти средства будут начисляться по государственной программе пенсионного обеспечения. За счет другой части денег формируется их индивидуальная накопительная часть.

Размер пособий и число граждан, которые получают социальные выплаты, во многом зависит от экономических возможностей государства и определяется целым рядом факторов: налоговой политикой, уровнем инфляции, демографическими и иными показателями.

Рассмотрим, как устроена российская пенсионная система, виды материального обеспечения, как работают ПФР и негосударственные фонды. Постараемся ответить на вопрос о том, как повысить размер будущего пособия тем, кто сегодня официально трудоустроен. Кратко расскажем о повышении возраста для мужчин и женщин, а также то, в каком направлении будет идти пенсионная реформа в дальнейшем.

Как устроена пенсионная система РФ

Итак, на каком основании и кому выплачивается материальное пособие в современной России? Есть ли отличие в работе государственного и негосударственных пенсионных фондов?

Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какие сегодня встречаются виды пенсий и какие цели и обязанности есть у ПФР и НПФ.

В России встречается четыре основных разновидности денежных пособий:

  1. Страховая пенсия. Выплачивается гражданину, который признан утратившим дееспособность. Бывает трех видов: по старости, по инвалидности и по потере кормильца. В первом случае пособие получают граждане, которые достигли определенного возраста (как показали последние события, этот показатель может меняться). Пенсия по инвалидности начисляется гражданам с I, II и III группами. По потере кормильца – тем семьям, которые лишились кормильца. Трудовая пенсия (по старости), которая выплачивается после достижения гражданином определенного возраста, формируется за счет взносов работодателей;
  2. Накопительная пенсия. Ее средства хранятся на индивидуальных счетах граждан. Через различные частные компании или Внешэкономбанк (государственную компанию) ее формирует Пенсионный фонд России. НПФ инвестируют средства клиента в ценные бумаги и одну часть полученной прибыли перечисляют себе, а другую – гражданину, который платит взносы. Взаимодействие с негосударственными фондами имеет свои плюсы и минусы. Положительный момент заключается в том, что гражданин сможет накопить больше баллов, а отрицательный – в отсутствии той гарантии, что НПФ еще будет работать, когда гражданин выйдет на пенсию;

Важно! Если гражданин не написал заявления о переводе накопительной части в негосударственный фонд, по умолчанию ей будет распоряжаться государство (до того момента, пока соответствующая заявка не будет подана).

Чтобы ответить на вопрос, есть ли отличие в работе ПФР и НПФ, рассмотрим цели и обязанности, которые стоят перед ними. В целом как государственная, так и частные системы решают задачи по выплате средств тем гражданам, которые по закону имеют право на социальные пособия. Различия касаются в основном

Государственный фонд обеспечивает начисление базовой части социальных выплат. В их число входят следующие виды пенсий:

  • по труду. Начисляется гражданам, которые имеют определенный трудовой стаж. Размер выплат зависит от уровня заработной платы в течение всего трудового периода. Одна из разновидностей такой социальной выплаты – пенсия по выслуге лет, которая назначается гражданам, несшим государственную службу, в том числе сотрудникам органов внутренних дел, Вооруженных Сил и пр. Может быть назначена задолго до наступления возраста, когда начинает выплачиваться пенсия по старости;
  • по возрасту. Один из вариантов социальных выплат, когда ежемесячное пособие начисляется гражданину по достижении им определенного возраста. После пенсионной реформы 2019 года мужчины имеют право на пенсию по старости с 65 лет, женщины – с 63 лет (вместо прежних 60 и 55-ти соответственно).

Для справки. В марте 2019 года Государственной Думой принят закон, который предусматривает, что при подсчете общего объема выплат не будет учитываться сумма индексации пенсий. Чтобы пособие оказалось выше прожиточного минимума, эту часть будут выплачивать отдельно. Ее величина зависит от уровня ПМ в каждом субъекте РФ. Прожиточный минимум рассчитывается на местном уровне в соответствии с экономическим положением региона.

  • по инвалидности. Назначается частично дееспособным и недееспособным гражданам. Ее размер зависит от группы инвалидности. Наибольший размер положен тем, кто полностью зависит от третьих лиц и не может самостоятельно, без постороннего ухода, контролировать себя и передвигаться. Меньшая сумма положена инвалидам второй группы, которые могут работать с использованием различных вспомогательных инструментов. И, наконец, те, у кого есть серьезный недуг, но он не препятствует работе, не связанной с большими нагрузками, будут получать наименьшие выплаты. При этом речь идет о соотношении выплат в отдельном регионе, т. к. в одном субъекте Федерации размер пенсии по инвалидности может в значительной степени отличаться.
  • социальные. Регулярные денежные выплаты, которые назначаются государством и не зависит от трудового стажа. Даже если гражданин не работал официально и не платил необходимые взносы, он будет иметь право на минимальное социальное обеспечение. Правда, пенсия в этом случае будет относительно небольшой.


Государственный пенсионный фонд России контролирует, чтобы плательщики вовремя и в нужном объеме платили необходимые взносы, и направляет средства тем, кто имеет право на социальные выплаты. Все лица, задействованные в пенсионной системе, внесены в базу данных. Ведется учет поступающих в фонд и выплачиваемых средств. Работа ПФР регламентируется ФЗ № 166 – о пенсионном гособеспечении в РФ. На основании действующего законодательство перед ПФР обязан решать следующие текущие задачи:

  • собирать страховые взносы;
  • финансировать выплаты государственных пенсий в РФ;
  • взыскивать с работодателей и тех, кто привел к инвалидности граждан, необходимые суммы для дальнейшей выплаты государственных пенсий;
  • капитализироваться собранные средства и привлекать для этого физ- и юрлиц на добровольной основе;
  • предоставлять гражданам необходимую информацию о государственном пенсионном обеспечении;
  • контролировать поступление страховых взносов и правильное расходование средств;
  • организовывать и вести персональный учет застрахованных лиц по различным категориям;
  • вносить в органы законодательной власти предложения по совершенствованию пенсионной системы.

Также ряд задач касается международного и межгосударственного сотрудничества, проведения исследований в области пенсионного обеспечения и страхования.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов, как и ПФР, регулируется ФЗ № 166.

Важно! По закону граждане имеют право перевести свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд. Другой вариант – оставить все средства в ПФР. Но и здесь есть свои варианты. Так, ПФР работает с уполномоченными управляющими компаниями, которые могут предложить клиенту различные инвестиционные стратегии, чтобы увеличить объем будущих выплат.

На сегодняшний день граждане могут накапливать часть средств будущего социального пособия в различных НПФ. Для этого заключается специальный договор, после чего отчисления работодатель начинает отправлять в негосударственный пенсионный фонд. Каждый НФП должен успешно решать следующие задачи:

  • повышать размер пенсионных выплат гражданам за счет формирования дополнительных накоплений;
  • создавать необходимые условия, чтобы отчисления граждан поступали и использовались в полном объеме;
  • создавать такие условия, чтобы накопления клиентов устойчиво росли, чтобы в итоге уровень выплат был максимально возможным.

Если этого не происходит, клиент может выбрать другую организацию. Ознакомиться с предложениями различных негосударственных пенсионных фондов вы можете на нашем финансовом портале.


Минимальная пенсия для мужчин и женщин в 2019 году

Итак, рассмотрим, на какой размер социального пособия могут рассчитывать граждане России по достижении установленного законом возраста.

Минимальной можно считать пенсию, которая состоит из одной только базовой части и не имеет доплат. При этом если уровень социальных выплат ниже прожиточного минимума, то гражданам может назначаться региональная или федеральная надбавка, которая индексируется каждый год 1 января. Но на такие доплаты могут рассчитывать только неработающие пенсионеры.

К сведению. 20 февраля 2019 года Президент России В. Путин распорядился пересмотреть методику начисления пенсий, чтобы наименьшие выплаты были не меньше прожиточного минимума по каждому региону. Перерасчет производился и раньше, но с учетом инфляции увеличения были незначительными. Пенсия индексировалась обычно до показателей прожиточного минимума. Теперь социальные выплаты будут индексироваться в том числе и тогда, когда они превышают региональный уровень ПМ.

Таким образом, как мужчины, так и женщины, имеющие право на пенсионное обеспечение, будут получать ежемесячно средства в размере, превышающем прожиточный минимум в регионе их постоянной регистрации. В связи с последними законодательными изменениями социальные пособия по возрасту выплачиваются мужчинам, достигшим 65 лет, и женщинам – с 63 лет.

Ожидаемые изменения

Начатую в 2019 году реформу пенсионной системы планируется завершить к 2028 году. До этого времени будет длиться так называемый переходный период, в течение которого намечен перерасчет социальных выплат в сторону их увеличения.

Важно! Тех, кто на момент реформы уже достиг пенсионного возраста, повышение не затрагивает, при этом они могут рассчитывать на все предстоящие индексации, намеченные правительством.

Повышение возраста будет происходить постепенно. Это касается и мужчин, и женщин. Увеличение возраста можно представить в виде следующей таблицы:

Одной из особенностей демократической страны является гарантированная социальная защита после наступления старости. На территории РФ эта норма регулируется законом о пенсионном обеспечении. В рамках реформы этот законодательный акт претерпевал значительные изменения на протяжении последних десятилетий. Далее рассматриваются основные положения и нововведения по состоянию на 2019 г.


Закон о пенсионном обеспечении

Институт пенсионного обеспечения

Этот государственный механизм включает в себя 3 основополагающих элемента, построенные на базовых потребностях общества.

Таблица 1. Элементы государственного механизма

КатегорияХарактеристика
Социальное обеспечениеГарантированное предоставление помощи этой прослойке населения.
Социальное страхованиеУдовлетворение потребности в обладании должным уровнем пенсионного вознаграждения, не намного меньше предыдущего заработка.
Дополнительное добровольное страхованиеПрофессиональное или персональное обеспечение дополнительных средств к существованию или материальная компенсация утраченного раньше срока заработка.

Главный момент социальной деятельности в сфере пенсионных гарантий — активное и обоснованное целеполагание. Основные постулаты:

  • цель — лицо самостоятельно принимает решение о виде обеспечения;
  • средства — возможность выбора пенсионной системы;
  • результат — достойный размер материального вознаграждения;

Система пенсионного обеспечения нуждается в институционализации. Под этим термином подразумевается уровень развития в обществе социальной помощи в форме страховых институтов.

Решение вопросов моделирования финансовой стабильности столь значимой системы невозможно без актуарного сопровождения. Оно позволяет перенести абстрактную формулу в практическую плоскость.


Внедрение пенсионной реформы — одна из главнейших задач, стоящих перед государством

Структура закона

ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» принят 30.11.2001 г. Государственной Думой и 05.12.2001 г. одобрен Советом Федерации. В законодательном акте описаны возникновение права и порядок назначения пенсии.

Таблица 2. Внутренняя организация закона


Модернизация пенсионного института предполагает пересмотр всех правовых и экономических аспектов жизнедеятельности общества

Иногда гражданам требуется помощь в оформлении пенсии. Существуют специализированные организации, которые готовы оказать полную информационную и юридическую поддержку на любом этапе сотрудничества. Их помощь заключается в том, чтобы подсказать, какие документы требуются в конкретно взятом случае, где их взять и куда предоставить. Более подробно на данную тему поговорим в специальной статье.

Предпосылки для реформы

На протяжении многих десятилетий превалировала распределительная система. Она подразумевает перераспределение валового внутреннего продукта между поколениями. Этот механизм был популярен как в государствах с переходной, так и рыночной экономикой.

  1. Распределительные принципы до сих пор оказывают влияние на отечественную пенсионную систему. Она распространена в Люксембурге, Бельгии, Португалии, Италии, Испании.
  2. Постепенно эта схема уступает место накопительной. Основной тезис — взносы работающего поколения не расходуются на выплаты пенсионерам. Они консолидируются и в дальнейшем используются для финансовой поддержки граждан, которые сделали эти накопления. Система популярна в Германии, США, Ирландии, Великобритании.
  3. Механизм накопления имеет ряд преимуществ. Он не зависит от демографических показателей. Аккумулируемые средства не только направляются на экономическое развитие, но и поддерживают гражданина на пенсии. Помимо этого пенсионные накопления зависят от того, сколько человек смог накопить и как удачно он инвестировал свои активы.

Министерством финансов и экономического развития готовится платформа для расширения накопительных ресурсов и формирования гарантийного резерва.


Ведущая тенденция последнего десятилетия — воплощение страховых принципов в сфере пенсионного обеспечения

Пошаговый анализ законодательных нововведений по состоянию на 2019 г.

Согласно ФЗ №350 от 03.10.2018 г. в государстве инициируется плавное увеличение пенсионного возраста. Планка повышается как для отчислений в рамках государственной поддержки, так и для начисления страховых отчислений.

Трансформации будут проходить в несколько этапов, на протяжении 10 лет до 2028 г. В итоге пенсионный возраст повысят на 5 лет — 65 для мужчин и 60 для женщин. До реформы он составлял 60 и 55 соответственно.


Пенсионный возраст повысят на 5 лет — 65 для мужчин и 60 для женщин

Повышенная индексация

Это мероприятие прописано на законодательном уровне. Скорость увеличения должна опережать темп инфляции.

  1. Страховые выплаты неработающих пенсионеров предположительно увеличатся на 1 000 руб. в месяц, или 12 000 руб. в год.
  2. Процент индексации равняется 7,05. Этот показатель больше значения прогнозируемой инфляции по состоянию на 2018 г.
  3. Сумма фиксированной выплаты по окончанию индексации повысится до 5334,2 руб. ежемесячно. Размер пенсионного балла — 87,24 руб.
  4. Среднегодовая сумма индексации будет равняться 15 400 руб.

Надбавка к пенсионным выплатам подвязана к размеру пенсии.

Для калькуляции величины повышения, следует умножить сумму выплаты на 0,0705.


Индексация страховой пенсии неработающих пенсионеров с 1 января 2019 года

Преференции для лиц предпенсионного возраста

Для этой категории оставляют бонусы, которые предоставлялись ранее, а именно:

  • бесплатный проезд в общественном транспорте;
  • предоставление медикаментов;
  • послабление от земельного и имущественного сборов;
  • скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Помимо перечисленных с 2019 г. предпенсионерам предоставляются новые преференции в виде гарантированной занятости и диспансеризации.

  1. Право на преференции появляется за 5 лет до вступления в пенсионный возраст, т.е. с 56 лет (1963 г. рождения) для мужчин и с 51 года (1968 г.) для женщин.
  2. На законодательном уровне для работодателей предусмотрена уголовная и административная ответственность. Наказательные меры возможны в случае лишения сотрудников предпенсионного возраста работы или нежелании их трудоустраивать.
  3. Наниматель должен каждый год предоставлять таким сотрудникам 2 оплачиваемых дня для бесплатной диспансеризации.
  4. Правило 5 лет не касается налоговых льгот.

Для жителей Крайнего Севера предпенсионный порог составляет 55 лет для мужчин и 50 для женщин.


При наличии социальной доплаты, размер послеиндексационных выплат может стать меньше индексационного уровня

Верификация предпенсионного статуса

ПФ РФ учредил специальный сервис информирования, с помощью которого можно получить данные о вступивших в предпенсионный возраст лицах.

  1. Сведения передаются из ПФ в электронной форме через ЕГИССО.
  2. С 2019 г. центры занятости начисляют повышенное пособие по безработице и дают возможность пройти курсы повышения квалификации безвозмездно.


Подтверждение статуса можно получить на сайте ПФР, авторизировавшись через кабинет

Переходный этап

Пролонгирование пенсионного возраста вводится пошагово, на протяжении 10 лет. Заключительная фаза запланирована на 2028 г. В адаптационных целях несколько лет пенсия будет начисляться на полгода раньше измененного пенсионного порога.

  1. Этап касается лиц, планирующих уйти на пенсию в 2019 и 2020 гг. по старым нормативным актам. Это касается мужчин, родившихся в 1959 и 1960 гг. и женщин 1964–1965 г.р.
  2. На протяжении всего периода актуальны определенные показатели пенсионного бала и стажа. Например, в 2019 г. базой для начисления помощи является 16,2 пенсионного бала и 10 лет стажа.

Ввиду законодательных новшеств преференции по новым законам будут начисляться уже в 2019 г. Это касается мужчин, достигших 60,5 и женщин в возрасте 55,5 лет.


Переходный период по повышению пенсионного возраста

Лица, чей пенсионный возраст останется неизменным

Пролонгирование возраста не касается назначенной по инвалидности пенсионной поддержки. Этот вид государственной помощи остается в полной мере.

Помимо этого, нововведения не касаются следующих категорий:

  1. Граждане, чей труд проходил в опасных для здоровья условиях:
    • горячие цеха;
    • поисковые, геофизические, изыскательные, геологоразведочные экспедиции;
    • плавсоставы на рыбодобывающих и военных кораблях;
    • деятельность по добыче морских продуктов и их обработке;
    • постройка шахт;
    • поиск полезных ископаемых;
    • гражданская авиация;
    • обслуживание воздушных кораблей;
    • лесозаготовочные предприятия;
    • спасательные службы;
    • тюрьмы;
    • общественные транспортные средства;
    • локомотивные бригады;
    • метрополитен и железнодорожный транспорт.
    • мастера по интенсивному производству текстиля;
    • трактористки-машинистки и водители погрузочно-разгрузочных транспортных средств.
  2. Граждане, которым пенсионное обеспечение начисляется до наступления общепринятого порога ввиду неудовлетворительного состояния здоровья и особых обстоятельств:
    • многодетные матери, которые ухаживали до 8 лет за 5 и более детьми;
    • представительницы слабого пола, работавшие на Крайнем Севере с требуемым страховым стажем, имеющая от 2 и более детей;
    • диспропорциональные карлики;
    • попечители инвалидов, помогавшие им до 8 лет;
    • люди с ограниченными физическими возможностями, получившие инвалидность во время боевых действий;
    • инвалиды I группы с плохим зрением;
    • охотники Крайнего Севера.
  3. Лица, которым социальное обеспечение полагается до установленного срока ввиду техногенных катастроф.

Также в этот список входят люди, принимавшие участие в исследованиях аэрокосмической техники.


У лиц, чей труд проходил в опасных для здоровья условиях пенсионный возраст останется неизменным

Нововведения для действующих пенсионеров

Любой гражданин, которому до 2019 г. начислили пенсию, будет продолжать ее получать на основании приобретенных за время трудового стажа льгот.

Начиная с 2019 г. увеличение возраста для начисления материальной поддержки даст возможность увеличить размер пособий неработающих пенсионеров. Это возможно вследствие индексации, которая превысит показатели инфляции.


Увеличение возрастной планки не относится к нынешним пенсионерам

Увеличение выплат проживающим в селе пенсионерам

С 2019 г. жителям сельской местности повысили неизменяемое начисление к страховой пенсии. Новшество относится к социальной помощи по инвалидности или по старости. Чтобы получить 25% надбавку следует соблюсти 3 условия:

  • проживать в сельской местности;
  • обладать 30 годами стажа в аграрном секторе;
  • не иметь оплачиваемую трудовую деятельность.

Пенсионная надбавка этой категории граждан с 01.01.2019 г. составляет 1 300 руб. ежемесячно. Для инвалидов III группы — 667 руб. в месяц.

Для получения прибавки нет необходимости посещать ПФ РФ. Перерасчет происходит на основании информации из выплатного дела.

Пенсионная поддержка артистов

Для лиц, пенсионное пособие которых начисляется по выслуге лет, возможность досрочного выхода остается неизменной. К этой категории относятся следующие:

  • оперные певцы;
  • педагоги;
  • гимнасты, работающие в цирке;
  • артисты балета.

Показатели минимального стажа при этом не меняются. В зависимости от специализации они варьируются от 25 до 30 лет.


Назначение пенсии врачам, учителям, артистам

Нововведения для государственных служащих

  1. До 2021 г. шаг увеличения — 6 месяцев ежегодно. Затем он возрастает в 2 раза.
  2. В 2028 г. мужчины пойдут на пенсию в 65 лет, а женщины в 2034 г. в 63 года.
  3. Требуемый стаж, который в 2016 г. равнялся 15 годам, увеличится до 20 лет в 2026 г.

В 2019 г. пенсия женщинам начисляется в 56 лет и мужчинам в 61 год при наличии 16,5 лет стажа.

Социальная пенсия

Новшества реформы не касаются обеспечения по потере кормильца или инвалидности. Эти категории лиц вправе получать государственную поддержку без привязки к возрасту.

Для других групп пенсионный порог пролонгируется на 5 лет. В 2028 г. он будет составлять 65 для женщин и 70 лет для мужчин.

Условия для досрочного выхода

Таблица 3. Последние нововведения о досрочном выходе на пенсию

ПоводУсловия
За длительный стажСтаж для женщин — от 37, мужчин — от 42 лет, но не раньше 55 и 60 лет соответственно.
Безработные гражданеЕсли отсутствует возможность трудоустройства, лица предпенсионного возраста уходят на пенсию раньше на 2 года. Предельная сумма пособия повышается в 2019 г. до 11 280 руб.
Многодетные матери с 3 и 4 детьмиЕсли в семье 3 детей, пенсионный возраст наступает на 3 года раньше установленного. Если у женщины 4 детей — на 4 года. Страховой стаж равняется 15 годам.


В рамках реформы изменились требования ускоренного выхода на пенсию

Порядок начисления и выплаты пенсии после реформы не меняется. Требуемый пенсионный бал и стаж в 2019 г. — 16,2 балла и 10 лет.

Видео — Пенсионная реформа. Изменения в подсчете страхового стажа

Читайте также: