Подать в суд за невыплату пенсий на донбассе


В последнее время нашему юридическому бюро приходиться все чаще сталкиваться с проблемами невыплаты пенсий пенсионерам, возобновившим свои выплаты на территории Украины и получившим так называемые «справки переселенца» и в последствии которым прекратили выплаты. Не секрет что эта проблема стала насущной, так как с прекращением выплаты пенсии на сегодняшний день столкнулись тысячи если не больше граждан, имеющих прописку на территории неподконтрольной властям Украины (ДНР/ЛНР), самое интересное что с каждым месяцем их количество возрастает и складывается впечатление что государство ищет любые пути чтобы прекратить выплаты этим людям. Прекращают выплаты даже тем, кто постоянно находиться и проживает на подконтрольной украинским властям территории, я не говорю уже о тех, кто приезжает туда только для оформления. Причины приостановления выплат и отказа в их возобновлении находятся разные, самые стандартные это несвоевременное прохождение линии разграничения, отсутствие по месту фактического проживания, верификация по спискам СБУ и т.д. Знакомая ситуация? Да что тут говорить с этим столкнулись и мои близкие родственники, с которых я и начал свой путь в восстановлении справедливости в судебном порядке.

В положительности судебного решения не может быть сомнения, так как право гражданина Украины на получение пенсии является незыблемым и не может зависеть от проживания людей в том или ином городе Украины. На стороне пенсионеров стоит Конституция Украины (статья 46), Конвенция о защите прав человека и основоположных свобод, Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Верховный Суд Украины, как последняя в Украине судебная инстанция, в своем решении от 03.05.2018 г. по делу № 805/402/18 , окончательно подтвердил незаконность действий органов Пенсионного Фонда Украины относительно прекращения выплат пенсий переселенцам с неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей.

Итак поподробнее объясню, как переселенцу пенсионеру выиграть суд по взысканию задолженности по пенсии и восстановить пенсионные выплаты. Обязательными условиями для того чтобы выиграть такое пенсионное дело в суде являются:

  1. факт перенесения пенсионного дела на территорию подконтрольную Украине, то есть пенсионер должен иметь статус внутренне перемещенного лица (переселенца), и должен был оформлять пенсию в том городе, где он получал справку переселенца;
  2. После оформления пенсии на подконтрольной Украине территории выплаты были возобновлены, но позже были прекращены по неизвестным причинам.

Далее рекомендуется получить письменный ответ от управления Пенсионного Фонда Украины в котором пенсионеру начислялась пенсия с указанием даты, с которой пенсионеру прекратились выплаты, а так же причины, по которой выплаты были прекращены. Ответ на такой запрос обязаны дать в течении месяца в порядке Закона Украины «Об обращениях граждан». Наше юридическое бюро в таких случаях делает адвокатский запрос в ПФУ, ответ на который обязаны предоставить в течении 5 дней (это в случае если пенсионер обращается к нам за правовой помощью в этом деле).

Письменный ответ пенсионного фонда вместе с другими документами прилагается к исковому заявлению, которое подается в окружной административный суд по месту нахождения того отдела ПФУ в котором начислялась пенсия. Документы, которые прилагаются к иску это копии паспорта пенсионера, идентификационного номера, пенсионного удостоверения, справки о взятии на учет в пенсионном фонде, если выплаты назначались в первые. За составлением искового заявления, ходатайства о рассмотрении дела в упрощенном порядке, лучше обратиться к юристу или адвокату либо поискать хорошие образцы в интернете. Так же, в случае если вы пропустили 6 месячный срок с момента прекращения выплат, желательно приложить ходатайство о восстановлении срока, так как некоторые судьи необоснованно оставляют иск без движения, несмотря на то что право пенсионера на выплату пенсии не имеет срока давности (аргументацию писать слишком долго поэтому не буду ее писать). Просто чтобы не создавать себе лишних проблем и не затягивать сроки лучше сразу приложить формальное ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, в котором указать какие нибудь уважительные причины пропуска срока, например пожилой возраст, отсутствие средств, болезнь и т.д.

Поскольку я проходил уже эту судебную процедуру много раз, представляя интересы клиентов, сразу могу сказать, если соблюдены вышеперечисленные условия, приложены все необходимые документы, то иск в суде первой инстанции будет выигран. Однако практически во всех случаях Пенсионный Фонд подает апелляцию, поэтому после удачного исхода дела в первой инстанции необходимо ждать пока окончательное решение не вынесет апелляционный суд. Итак, апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции и решение с этого момента вступило в законную силу. Дальше необходимо получить само решение и исполнительный лист, и направить документы на принудительное исполнение в соответствующий отдел государственной исполнительной службы.

Исполнение решения суда это уже окончательная стадия этой эпопеи, после открытия исполнительного производства Пенсионный Фонд обязан выплатить пенсионеру всю накопившуюся задолженность и восстановить выплаты. Это означает, что для этого пенсионер не обязан приезжать, подавать отдельные заявления, проходить какие либо идентификации и т.д. по моему мнению достаточно подать заявление в необходимый отдел исполнительной службы и приложить к нему оригинал исполнительного листа, далее все должны сделать государственные исполнители. Решение суда Пенсионный фонд должен исполнить, так как его неисполнение влечет за собой уголовную ответственность по ст. 382 Уголовного кодекса Украины. «1. Умышленное неисполнение должностным лицом приговора, решения, определения, постановления суда, вступившие в законную силу, или препятствование их исполнению - наказывается штрафом от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет». Как показывает практика, не все Пенсионные фонды моментально реагируют на решение суда, ссылаясь на те или иные причины, поэтому нужно готовиться к борьбе с этим органом даже на стадии исполнения решения суда, вплоть до подачи в Полицию заявления о совершении преступления должностными лицами ПФУ, ответственность за которое предусмотрена ст. 382 Уголовного кодекса Украины.

Надеюсь моя статья помогла Вам понять некоторые нюансы взыскания задолженности по пенсии через административный суд и органы исполнительной службы.









За услугами по представлению интересов в суде по вопросу взыскания задолженности по пенсии переселенцам из ДНР/ЛНР обращайтесь к нам, цена 4 000 грн. (в сумму входит судебный сбор). Рады будем помочь. Тел 0713679133, 0956955914, все контактные данные указаны в разделе «контакты».

Гузар Артем Сергеевич, адвокат, 26.12.2018 г.





В Украинском Хельсинском союзе по правам человека разработали программу, которая упрощает процедуру получения задолженностей по пенсиям. В первую очередь чат-бот рассчитан на пенсионеров, которые живут на оккупированной территории Украины. Правозащитники УГСПЛ считают, что эти люди имеют право на пенсию со стороны государства. Свои.City разбирались в ситуации и тестировали чат-бот.

Как получить украинскую пенсию, если живешь на оккупированной территории

Постановление Кабмина № 788 ввело ряд ограничений для получения пенсий людьми, которые зарегистрировались как внутренне перемещенные лица, но продолжают проживать на оккупированных территориях. В результате у людей скопились немаленькие задолженности по пенсиям. Юристы УГСПЛ и общественной организации «Донбасс SOS», в частности Евгений Чекарев и Елена Глушко, прилагают немало усилий, чтобы помочь гражданам Украины получить то, что положено по закону.

Елена Глушко говорит:

– С одной стороны, в Конституции записано, что все граждане равны перед законом и имеют право на социальную защиту, а в законе о внутренне перемещенных лицах запрещается их дискриминация. А на самом деле это все не работает. И именно эти люди – самые незащищенные слои населения, а их дискриминируют на законодательном уровне.


В 2018 году Верховный суд Украины принял решение по образцовому делу, на которое и ссылается теперь чат-бот. Тогда решение вынесли в пользу истца-пенсионера, и теперь в судах все дела такого уровня решаются аналогично: пенсионеры выигрывают.

В УГСПЛ отдают себе отчет, что не все пенсионеры владеют новыми технологиями или имеют под рукой необходимые гаджеты. Но у многих из этих людей есть дети и внуки – им разобраться с чат-ботом будет просто.

Как мы общались с юристом-ботом

Автор проекта «Чат-бот «Пенсии для переселенцев из Донбасса и Крыма»» – адвокат Центра стратегических дел УГСПЛ Евгений Чекарев. Робот-юрист существует в двух версиях: для мессенджера в фейсбуке и для телеграма. Первый вариант находится здесь (название бота «Пенсии для переселенцев из Донбасса и Крыма») ; второй – тут (название бота Pensionuabot) .

Свои.City пообщались с роботом-юристом в социальной сети.

Свои: Добрый день!

Чат-бот: Вас приветствует бот, который может помочь решить проблему получения пенсионных выплат переселенцам-пенсионерам и пенсионерам, которые проживают на неподконтрольной Украине территории Донбасса или Автономной республики Крым и города Севастополя. Если Вам сложно работать с ботом, попросите Ваших внуков, или детей, знакомых о помощи.


Так чат-бот работает в телеграме

Для начала необходимо, чтобы Вы ответили на вопрос, зарегистрированы ли Вы как переселенец.

Далее предлагаются три варианта ответа: Да, Нет, Вопрос. В зависимости от выбранного варианта, робот-юрист продолжает разговор.

Свои: Да.

Чат-бот: Для продолжения работы боту необходимо Ваше согласие на обработку персональных данных. Персональные данные – сведения или совокупность сведений о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано. Обработка персональных данных – любое действие или совокупность действий, таких как сбор, регистрация, накопление, хранение, адаптирование, изменение, возобновление, использование и распространение (распространение, реализация, передача), обезличивание, уничтожение персональных данных, в том числе с использованием информационных (автоматизированных) систем.

Свои: Нажимаем кнопку «Согласен».

Чат-бот: Для получения пенсии необходимо пройти два этапа. Первый – Вы направляете письменное обращение в органы Пенсионного фонда Украины. Затем необходимо обязательно получить ответ на Ваше обращение. Только после прохождения первого этапа, можно перейти ко второму – обращение в суд.

Далее предлагается выбрать интересующий этап.

Свои. Выбираем «2-ой этап».

Чат-бот: Вы получили ответ из Пенсионного фонда?

Свои: Да.

Чат-бот: Приступим к составлению иска.

Для того, чтобы составить иск о выплате задолженности по пенсии, боту необходима информация, том числе о Вас.

Боту необходима информация о том, в какой области Вы зарегистрированы как переселенец. Выберите область.

Ниже прилагается список областей, из которых нужно выбрать необходимую.

Чат-бот: Ваш иск готов. Текст иска содержится здесь (бот присылает ссылку. – Свои): Сейчас Вам необходимо сделать еще несколько действий. Распечатайте иск в ТРЁХ ЭКЗЕМПЛЯРАХ. Подпишите каждый экземпляр. Сделайте копии следующих документов В ДВУХ ЭКЗЕМПЛЯРАХ: * копия Вашего паспорта и идентификационного кода; * копия Вашего пенсионного удостоверения (если у Вас два пенсионных удостоверения, можете сделать копии обоих удостоверений); * копия Вашей справки переселенца; * копия письма, которое Вам предоставило управление Пенсионного фонда. Вышеуказанные документы являются приложениями к иску. На каждом листе приложения напишите своей рукой «Згідно з оригіналом», напишите свою фамилию НА УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ, поставьте дату и подпись. Два экземпляра иска и по два экземпляра приложений необходимо подать в канцелярию суда. Адрес суда указан в верхней части иска. На третьем экземпляре иска сотрудники канцелярии поставят отметку о получении этого иска. Не забудьте взять с собой в суд свой паспорт гражданина Украины. Также весь указанный пакет документов можно направить в суд УКРПОЧТОЙ заказным письмом. Затем ждите.

Суд вынесет решение ориентировочно в течение 1-8 месяцев. Решение должно прийти на адрес по месту Вашей регистрации как переселенца. После получения решения Вам будет необходимо получить в суде исполнительный лист. После чего Вы обращаетесь в исполнительную службу, которая находиться в том же районе или городе, что и управление Вашего Пенсионного фонда.

Если Вы хотите начать сначала нажмите START.

Подытоживая, в этом чат-боте все оказалось просто и доступно. Видно, что над созданием потрудился человек, которому неоднократно приходилось объяснять клиентам, на что именно обратить внимание. Чат-бот такие места выделяет капслоком.


Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) отказал в рассмотрении жалобы о прекращении пенсионных выплат, поданной семью гражданами Украины, зарегистрированными на неподконтрольной территории. Дело это длится уже шесть лет, и, скорее всего, пенсионеры (а среди истцов есть люди глубоко преклонного возраста) снова продолжат борьбу за право получать собственные пенсии — в украинских судах.

Самым же странным в истории является высказывание замминистра юстиции, уполномоченного по вопросам ЕСПЧ в Минюсте Ивана Лещины, который назвал отказ судей "приятной новостью". Чему так обрадовался украинский чиновник и каковы перспективы того, что пенсионеры из Донецка и Луганска смогут-таки получить замороженные выплаты, разобрались "Вести".

"Приятная новость"

Пенсионные выплаты жителям ОРДЛО были остановлены в конце 2014-го постановлением Кабинета министров №595, в пункте 2 которого прописано, что расходы из госбюджета на соцвыплаты на оккупированных территориях останавливаются до их возвращения под контроль украинской власти. Тем же постановлением был установлен порядок, согласно которому, чтобы получить пенсии, люди с неподконтрольного Донбасса должны были зарегистрироваться в Украине и иметь статус переселенца.

"Чтобы не покидать свои дома, люди шли на всевозможные ухищрения, регистрировались на подконтрольной территории, по полмиллиона человек каждый месяц проходили через сущий ад на пунктах пропуска, но не всем это было под силу, а Пенсионный фонд отчитывался о миллиардной экономии", — напоминает "Вестям" эксперт "КиевСтратПро" по вопросам Донбасса Дмитрий Кочергин.

Это постановление было почти сразу, осенью 2014-го, обжаловано группой из семи человек, проживающих в Луганске. И определенных успехов им удалось достичь: тот самый "пункт 2" админсуды трех инстанций признали недействительным на том основании, что Кабмин вышел за пределы своих полномочий. Получить требуемое — то есть добиться выплаты пенсий — истцам все равно не удалось: суды отвечали, что заявители обратились к "ненадлежащим ответчикам".

Теперь истцы получили отказ и в ЕСПЧ — по формальным причинам. "ЕСПЧ признал жалобу неприемлемой как такую, что явно необоснованная. Он ссылался, в частности, на решения судов по второму делу, инициированному заявителями, которыми им было отказано в жалобе о незаконной бездеятельности при выполнении решений, и отметил, что заявители не обратились с исками о восстановлении платежей в соответствующие суды", — написал Иван Лещина в "Фейсбуке", начав пост с фразы "А у нас приятная новость".

Иск к Пенсионному фонду

В самом отказе есть несколько странностей. Во-первых, суд признал дело "неприемлемым" уже на этапе рассмотрения его по сути. До этого была стадия коммуникации, обмена мнениями между правительством Украины и представителем заявителей. А на нынешнем этапе евросуд крайне редко принимает такие решения.

"Как правило, если уж дело дошло до стадии коммуникации, то можно говорить о победе заявителя — до этой стадии сложно дойти. Рискну предположить, что именно в этой части Лещина написал о победе — хотя является ли "победой" то, что государство не хочет платить пенсии людям, заслужившим эти выплаты, — большой вопрос, — говорит "Вестям" адвокат, в прошлом кандидат на должность судьи ЕСПЧ от Украины Елена Лешенко. — Причина такого поворота проста — выяснилось, что представители заявителей не предприняли все возможные меры в украинских судах. В частности, они не привлекли в качестве третьего лица Пенсионный фонд, либо не подали иск к нему прямо".

Сделать это, по мнению юристов, нужно было на этапе победы в Высшем админсуде (именно он признал частично незаконным постановление Кабмина). В решении ЕСПЧ, кстати, это прописано совершенно четко — "истцы обратились к ненадлежащему субъекту". "В итоге Лещина просто передал ЕСПЧ все письма, где был разъяснен порядок (обращения к ответчикам. — Авт.), и сказал: мы им объясняли, но они сами этого не сделали", — пояснила Лешенко.

"Основания, действительно, формальные — в решении говорится, что истцы не исчерпали всех своих возможностей в Украине. Подавать иски они должны были как против Пенсионного фонда, так и против специальных органов, что отвечают за принятие решений, — считает адвокат и эксперт "КиевСтратПро" Алексей Бебель. — Я бы не сказал, что для истцов-пенсионеров нынешнее решение — это "конец фильма": получив отказ, они вполне могут продолжить суды в Украине, выполнив ту рекомендацию, которую получили от Минюста".

Доживут ли все они до окончания тяжбы — вопрос: по данным правозащитницы Бережной, некоторые истцы уже находятся в очень плохом финансовом и физическом состоянии (а один даже угодил в реанимацию).

Дело Тимошенко и Седлецкой

К тому же странно то, что адвокат, представлявшая интересы "луганской семерки", Светлана Новицкая, не стала апеллировать к исключительным обстоятельствам, в которых оказались ее клиенты. "Бывают ситуации, когда, несмотря на то, что все средства правовой защиты внутри страны еще не исчерпаны, ЕСПЧ все равно берется рассматривать такие дела. Но для этого заявитель должен доказать, что либо не смог использовать все средства защиты, либо они были для него "чрезмерно отягощающим обстоятельством" — мол, добились, чего смогли, а дальше не можем", — пояснила Лешенко "Вестям".

В нынешней ситуации подобным обстоятельством могло бы послужить место регистрации истцов, а также их возраст (один из истцов, Виталий Чайкин, — участник ВОВ 1926 года рождения, т. е. сегодня ему уже 93 года, он — ветеран МВД и полковник уголовного розыска). Впрочем, "Вестям" удалось найти лишь несколько решений ЕСПЧ, принимавшихся в отношении истцов из Украины "с колес" (т. е. без соблюдения правила, согласно которому истец проходит все инстанции в своей стране).

Это, во-первых, "дело Юлии Тимошенко" — там на признание ареста лидера оппозиции "незаконным и политически мотивированным" ушло восемь месяцев с момента начала открытых слушаний. И во-вторых, "дело Седлецкой" — в 2018-м журналиста программы "Схемы" пытались обязать раскрыть телефонные переговоры и СМС (дабы установить частоту контактов с главой НАБУ Артемом Сытником), но ЕСПЧ понадобилось меньше месяца, чтобы обязать украинские власти воздержаться от такой идеи. Связаться со Светланой Новицкой вчера "Вестям" не удалось. По мнению Лешенко, самая важная потеря луганских пенсионеров — время, т. к. им придется снова пойти по "длинному пути" судебных инстанций.

"Важнее люди, а не правительство"

По сути, главный вопрос теперь — что именно вызвало радость уполномоченного по вопросам ЕСПЧ в Минюсте Ивана Лещины. "По сути, в качестве победы он рассматривает невыполнение обязательств государства. Такое ощущение, что воюет с каким-то врагом, хотя речь идет о наших же согражданах, нуждающихся в защите своих прав, — говорит "Вестям" Энрике Менендес, глава аналитического центра "Институт региональной политики". — Кроме того, я не могу припомнить, чтобы чиновники так же "продвигали" другие решения ЕСПЧ, которые выносились в интересах жителей неподконтрольных территорий".

Менендес говорит, в частности, о решении суда, которым официальный Киев обязали признавать документы о трудовом стаже, что были выданы на неподконтрольных территориях. "В этом есть определенная шизофрения государства, когда оно на словах заявляет, что гуманитарные права для него превыше всего, и оно будет их защищать, но на самом деле это лишь повод не выполнять свои обязательства", — заключает Менендес.

Примечательно, что пост Лещины появился спустя всего неделю после того, как Владимир Зеленский в своем видеоблоге из "Феофании" обратился (кстати, по-русски) к жителям Донбасса, заявив, что вся территория Украины открыта для жителей региона "во всех смыслах этого слова", и пообещав, что война, идущая уже семь лет, скоро закончится "и никакие КПВВ нам будут не нужны".

"Обиднее всего — не само решение суда, а то, что украинские чиновники радуются победе над своими же гражданами и поздравляют друг друга с ней. Как переселенец, у которого остались родственники в Донецке, хочу заметить, что во главу угла нужно ставить интересы граждан, а не правительства", — считает Дмитрий Кочергин.

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.

Верховный суд Украины признал незаконной приостановку выплат пенсий жителям Донбасса, не проживающим на подконтрольной Киеву территории. По словам источника “Ъ” в Минюсте Украины, теперь пенсионеры из самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) смогут добиться компенсации недополученных средств через суд, хотя выезжать из республик для этого все равно придется. Впрочем, и такая мера станет для Пенсионного фонда Украины серьезным ударом: у него может просто не хватить средств на выплаты компенсаций.

Большая палата Верховного суда Украины во вторник подтвердила незаконность практики Пенсионного фонда, который не выплачивает пенсии жителям Донецкой и Луганской народных республик, постоянно живущим на неподконтрольной Киеву территории. Формально решение суда касается лишь «внутренних переселенцев», то есть людей, выехавших из ДНР и ЛНР. Однако де-факто многие жители самопровозглашенных республик получают статус переселенца, но не меняют места жительства. Именно они сталкиваются с наибольшими трудностями при получении украинских пенсий. «Приостановка выплат пенсий временно перемещенным лицам на основаниях, не предусмотренных законом, считается неправомерной»,— сообщил решение суда телеканал «Громадське ТВ» со ссылкой на организацию «Право на защиту» — именно она инициировала судебное разбирательство.

При этом уточняется, что к «не предусмотренным законом» ограничениям относятся и проверки пенсионеров по «спискам СБУ (Служба безопасности Украины.— “Ъ” ). Как сообщил “Ъ” собеседник в Киеве, такая мера использовалась, чтобы убедиться, что пенсионер постоянно живет на подконтрольной Киеву территории, а не просто формально зарегистрировался на ней.

« Если человек выезжал на оккупированные территории более чем на 60 дней, выплата пенсии приостанавливалась на основании постановления Кабинета министров,— сказал “Ъ” правозащитник, имевший отношение к процессу.

— Однако теперь суд признал эту меру незаконной, и пенсионер сможет отстоять свои права в суде. Решение Верховного суда является образцовым, а значит, все суды обязаны принимать аналогичные решения. Пенсионер не обязан доказывать СБУ, где он живет».


Как Киев намерен вернуть Донбасс

Кроме того, благодаря решению суда пенсионеры смогут добиться компенсации пенсии, которую им в течение долгого времени незаконно не выплачивали. «Решение Верховного суда дает возможность гражданам Украины, проживающим на не контролируемых Киевом территориях, подавать в суд на государство Украина и требовать выплаты пенсии за все годы, когда они их не получали,— заявил собеседник “Ъ” в Минюсте Украины. Впрочем, он уточнил, что для этого придется выезжать из ДНР и ЛНР: «У тех, кто на контролируемых территориях не зарегистрирован, нет возможности подавать исковые заявление в украинские суды».

Однако правозащитник, знакомый с процессом, уточнил, что получить компенсацию за все четыре года обострения ситуации в Донбассе смогут далеко не все. «Решение суда действительно гарантирует компенсацию выплат с момента прекращения,— сказал собеседник “Ъ” в Киеве.— Но в мае Кабинет министров подстраховался и ввел новое постановление: человек сможет получить компенсацию лишь с момента обращения и не более чем за полгода». «Таким образом, шанс получить компенсацию за все время есть только у тех, кто обратился в суд еще до мая 2018 года»,— пояснил юрист.

Такое мнение в беседе с “Ъ” выразил руководитель проекта «Успешная страна» Андрей Блинов. «Дефицит Пенсионного фонда — 141 млрд гривен при общих расходах чуть более 300 млрд. То есть практически 50% фонда должно дотироваться из бюджета,— сказал эксперт.— До начала боевых действий в Донбассе жили около 1 млн пенсионеров, чуть более 200 тыс. из них оформили статус переселенцев и получают украинские пенсии. Тем, кто не зарегистрирован на подконтрольной Киеву территории, фонд не будет платить ни при каких условиях, иначе не выдержит нагрузку».


Как Украина усиливает экономическую блокаду Донбасса

При этом донецкий политолог Роман Манекин выразил надежду, что решение суда действительно сможет облегчить жизнь пенсионеров. «Украинские пенсии намного больше тех, какие выдают в ДНР и ЛНР,— сказал он “Ъ”.— Однако мне известны случаи, когда люди, которые все-таки добивались украинской пенсии, получали лишь минимум, без надбавок. Теперь, как я понимаю, и эти ограничения будут сняты. В целом же решение суда очень логично: выплата социальных пособий определяют лишь конституция Украины и законы, а не постановления правительства». Напомним, именно Кабинет министров в 2016 году ограничил выплаты пенсионерам Донбасса.



Европейский суд по правам человека не стал рассматривать иск пожилых жителей Донбасса к украинскому государству по вопросу пенсий. Кого это обрадовало на Украине и что делать доведённым до отчаяния людям, разбирается ПИКiNFORM.

Ни дня без «перемог» на Украине: от вызволенного из итальянской тюрьмы Виталия Маркива — убийцы журналиста Андреа Рокелли, до самого большого в мире герба-тризуба, выложенного на пригорке стремительно «лысеющих» Карпат. Порадовались украинские власти и решению Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) — международный судебный орган отклонил иск против официального Киева, направленный семью жителями Республик Донбасса по вопросу невыплаченных пенсий.

«А у нас приятная новость — ЕСПЧ принял решение в пользу Правительства [Украины] и признал непринятым заявление по делу Kandyba and Others v. Ukraine», — похвастался заместитель министра юстиции Иван Лещина.

Оставление в силе нарушения закона в виде невыплаченных пенсий жителям неподконтрольных Киеву территорий — «приятная новость» для представителя государства, поставившего на грань выживания даже пенсионеров на территории подконтрольной. Лучшей характеристики «асоциальной» политике нынешней Украины попросту не придумать.

Истцами были семеро лиц пожилого и глубоко преклонного возраста: самому старшему из них, ветерану Великой Отечественной и отставному полковнику угрозыска уже 93 года. Изначально ситуацию с невыплатой пенсий гражданам, находящимся на неподконтрольных Киеву территориях, создало распоряжение Кабмина в конце 2014-го года: в соответствии с документов, социальные выплаты не будут распространяться на регион до возвращения под украинскую юрисдикцию. Тогда это решение было оспорено почти сразу в том же году жителями Луганска, однако добиться им полагающихся законом пенсий не удалось: суда признавали превышение правительством своих полномочий, но указывали истцам, что те якобы обратились к «ненадлежащим ответчикам». Теперь истцы получили отказ и от Европейского суда по правам человека. Неужели их дело безнадёжно проиграно?

Вовсе нет: ЕСПЧ на самом деле прибегнул к той формальности, что представители истцов не предприняли все меры в судах Украины — например, не был привлечён как третье лицо Пенсионный фонд, также можно было сделать его ответчиком по прямому иску.

«Основания, действительно, формальные — в решении говорится, что истцы не исчерпали всех своих возможностей в Украине. Подавать иски они должны были как против Пенсионного фонда, так и против специальных органов, что отвечают за принятие решений. Я бы не сказал, что для истцов-пенсионеров нынешнее решение — это «конец фильма»: получив отказ, они вполне могут продолжить суды в Украине, выполнив ту рекомендацию, которую получили от Минюста», — объяснил украинский адвокат юридической фирмы «КиевСтратПро» Алексей Бебель, которого цитирует онлайн-издание «Вести.ua».

«Радостный» комментарий от Лещины воспринимается ещё более глумливым, если вспомнить заверения президента Владимира Зеленского недельной давности, когда тот на русском языке заверял жителей Донбасса, что Украина для них открыта буквально «вся» и «во всех смыслах этого слова».

«По сути, в качестве победы он рассматривает невыполнение обязательств государства. Такое ощущение, что воюет с каким-то врагом, хотя речь идет о наших же согражданах, нуждающихся в защите своих прав… Я не могу припомнить, чтобы чиновники так же «продвигали» другие решения ЕСПЧ, которые выносились в интересах жителей неподконтрольных территорий», —выразил недоумение Энрике Менендес, возглавляющий аналитический центр «Институт региональной политики».

Эксперт также назвал «определённой шизофренией» поведение украинского государства, обозначающего на словах верховенство гуманитарного права и одновременно на практике находящего поводы не выполнять свои обязательства.

Борьба пожилых жителей Донбасса, столкнувшихся с поражением в правах со стороны Украины, продолжается — и если их представители будут действовать более умело, то ответчики проиграют даже до стадии повторного обращения к ЕСПЧ (у которого тем более закончатся поводы для «отписок»). Вызывает лишь опасение здоровье людей, вынужденных вести ожесточённую борьбу за свои элементарные социальные права.


В соответствии со статьей 175 Уголовного кодекса Украины (далее — УК Украины): безосновательная невыплата …пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц, совершенная умышленно руководителем …учреждения или организации независимо от формы собственности…, — наказывается штрафом от пятисот (8500,00 грн.) до тысячи (17000,00 грн.) необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами сроком до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной ответственности им осуществлена ​​выплата …пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам.

Пенсия — это форма социального обеспечения граждан при наступлении предусмотренных законом условий. В соответствии с законодательством Украины пенсии делятся на трудовые (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и социальные (например, за особые заслуги). Ответственность по ст. 175 УК Украины наступает за невыплату любой установленной гражданину в соответствии с законом пенсии.

Другая, установленная законом выплата — это другая, кроме пенсии, установленная законом выплата гражданам, которая осуществляется на регулярной основе (ежемесячно). Это, в частности: определенные виды государственной социальной помощи (например, пособие при рождении ребенка, помощь на детей, находящихся под опекой или попечительством, помощь малообеспеченным семьям с детьми и так далее), доплаты и компенсации, которые осуществляются в соответствии с законодательством о социальной защите граждан.

Лицо привлекают к ответственности, если в деянии (действиях или бездействии) лица есть все признаки состава преступления. Таких признаков четыре: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Что это значит?

Объектом преступления является конституционное право на социальную защиту, в том числе право на получение пенсий и других видов социальных выплат. Этим конституционным правам корреспондирует обязанность соответствующих субъектов (в частности, государства) по выплате соответствующих денежных средств. Потерпевшими от преступления являются граждане, которым должна выплачиваться пенсия или иная установленная законом выплата.

Объективная сторона преступления выражается в безосновательной невыплате пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц. Под невыплатой пенсии или другой установленной законом выплаты следует понимать неполную или несвоевременную выплату гражданам указанных выплат. Такая невыплата образует состав преступления, предусмотренного ст. 175 УК Украины, если она: 1) является безосновательным; 2) имеет место в течение определенного срока (более чем за один месяц). Преступление считается оконченным с момента, когда истек последний срок выплаты пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам и ее невыплата составляет более чем за один месяц. Например, при невыплате пенсии — с момента наступления дня, следующего за днем, который был последним по срокам выплаты пенсии за второй месяц.

Субъект преступления специальный. Им может быть только руководитель учреждения или организации независимо от формы собственности. Другие должностные лица учреждений, организаций могут нести уголовную ответственность по этой статье только как соучастники (организаторы, подстрекатели, пособники).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Часть 3 ст. 175 УК Украины предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности в случае, если до привлечения к уголовной ответственности им осуществлена ​​выплата …пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам.

Часть 3 ст. 175 УК Украины не уточняет, какие именно выплаты и в каком объеме должно осуществить виновное лицо для того, чтобы оно было освобождено от уголовной ответственности по указанным основаниям. Судя по всему, речь идет о невыплаченных гражданам средств, выплата которых должна быть осуществлена ​​в полном объеме до привлечения его к уголовной ответственности. Согласно решению Конституционного Суда Украины привлечения к уголовной ответственности как стадия уголовного преследования начинается с момента предъявления лицу обвинения в совершении преступления.

Давайте на примере невыплаты пенсии на основании положений Постановления №365, Постановления №335 рассмотрим возможность привлечения к ответственности по ст. 175 УК Украины.

И так, в соответствии с практикой Верховного Суда:

(1) Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» имеет высшую юридическую силу, чем постановление Кабинета Министров Украины от 08.06.2018 г. №365, которым утвержден Порядок осуществления контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания / пребывания, а поєтому его нормы должны быть приоритетными к спорным правоотношениям (номера дел 263/7763/17; 243/8033/17; 415/4313/17; 234/11095/17; 234/11937/17; 219/9003/17; 582/1001/17; 415/4918/17; 233/3903/17; 243/6401/17; 243/4732/17; 408/2863/17-а; 428/6025/17 и другие)

(2) В статье 49 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» установлені основания прекращения и возобновления выплаты пенсии. Указанный перечень оснований для прекращения выплаты пенсии расширительному толкованию не подлежит (номера дел 428/6579/17; 233/4008/17; 233/4105/17; 263/7763/17; 243/8033/17; 415/4313/17; 234/11095/17; 234/11937/17; 219/9003/17; 415/4918/17; 582/1001/17; 233/3903/17; 425/1459/17; 243/6821/17; 644/6336/17; 243/6401/17; 243/4732/17; 235/4162/17; 243/6815/17; 573/1759/17; 408/2858/17-а; 225/3766/17; 234/12389/17; 243/6383/17; 243/6396/17; 591/5261/17; 263/7764/17; 233/3657/17 и другие);

(3) В соответствии с частью второй статьи 2 Закона Украины “О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине” регистрация места жительства или места пребывания лица или ее отсутствие не может быть условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией, законами или международными договорами Украины или основанием для их ограничения. Таким образом, государство обязано гарантировать гражданам право на социальную защиту, а ограничение этого права возможно только на основании законов, принимаемых Верховной Радой Украины (номера дел 233/4008/17; 243/7507/17; 242/3044/17; 591/5261/17; 408/2863/17-а; 428/6025/17 и другие)

(4) По содержанию конституционных норм, Кабинет Министров Украины не наделен правом решать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Верховной Рады Украины, так же как и принимать правовые акты, которые подменяют или противоречат законам Украины. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 92 Конституции Украины исключительно законами Украины определяются, в частности, формы и виды пенсионного обеспечения, защиты, формы и виды пенсионного обеспечения. В преамбуле Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» указано, что изменение условий и норм общеобязательного государственного пенсионного страхования осуществляется исключительно путем внесения изменений в настоящий Закон. Конституционное понятие “Закон Украины”, в отличие от понятия “законодательство Украины”, не подлежит расширенному толкованию, это — нормативно-правовой акт, принятый Верховной Радой Украины в пределах полномочий. Изменения в закон вносятся по установленной процедуре Верховной Радой Украины путем принятия закона о внесении изменений. Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины являются подзаконными, а потому не могут ограничивать права граждан, установленные законами (номера дел 805/402/18-а и другие);

(5) Прекращая выплаты пенсии при отсутствии предусмотренных законами Украины оснований, нарушается право на получение пенсии. При этом право на получение пенсии является объектом защиты по ст.1 Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (номера дел 219/10988/16-а; 219/50/17; 310/8366/16-а (2-а/310/710/16); 243/7306/17 и другие);

(6) Учитывая практику Европейского Суда по правам человека, прекращение выплаты пенсии на основаниях, предусмотренных Постановлением №365 носят дискриминационный характер, поскольку ограничение права на получение пенсии происходит по признаку места жительства. Согласно практике Европейского Суда по правам человека право гражданина на назначение пенсии не может быть связано с таким условием, как постоянное место жительства или регистрация места проживания, а государство в соответствии с конституционными принципами обязано гарантировать это право независимо от того, где проживает лицо, пенсия которому назначена (номера дел 521/11358/17; 408/3321/17 и другие).

Все указанное выше, свидетельствует о том, что принимая решение о невыплате пенсии не на основании Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” руководитель органа Пенсионного фонда Украины умышленно безосновательно осуществляет невыплату пенсии. Если такова длится более чем один месяц, то возникают основания для привлечения его к уголовной ответственности по ст. 175 УК Украины.

Считаем, что есть два варианта привлечения к ответственности по прекращению выплаты пенсии по Постановлению №365 с учетом, что срок невыплаты составляет более чем за один месяц через подачу заявлений в полицию/прокуратуру:

Первый вариант — наличие решения органа Пенсионного фонда Украины о приостановлении/прекращении выплаты пенсии, обоснованное нормами Постановления №365 без решения суда. Пример образец заявления по ссылке ;

Второй вариант — наличие решения суда в котором установлено: противоправные действия органа Пенсионного фонда Украины о приостановлении/прекращении выплаты пенсии, обоснованное нормами Постановления №365 и отменено решение, если таково было. Примерный образец заявления по ссылке .

Считаем, что есть два варианта привлечения к ответственности по невыплате задолженности по пенсии по Постановлению №335, с учетом, что срок задолженности составляет более чем за один месяц через подачу заявлений в полицию/прокуратуру:

Первый вариант — наличие решения органа Пенсионного фонда Украины о выплате задолженности по пенсии, обоснованное нормами Постановления №335 без решения суда. Пример образец заявления по ссылке .

Второй вариант — наличие решения суда в котором установлено: противоправные действия органа Пенсионного фонда Украины о выплате задолженности по пенсии, обоснованное нормами Постановления №335, обоснованное нормами Постановления №365 и отменено решение, если таково были. Примерный образец заявления по ссылке .

Как подать заявление?

Примерные образцы заявлений, указанные выше подготовлены для подачи в полицию, но их также можно подать и в прокуратуру, но тогда необходимо поменять адресата с отдела полиции на прокуратуру.

  • Предварительно в зависимости от варианта или получите решение органа Пенсионного фонда о причинах приостановления/прекращения выплаты пенсии (можно воспользоваться примерами заявлений, указанных в нашей публикации по ссылке или если у вас есть решение суда, то сделайте его копию.
  • Скачайте образец заявления, заполните его, распечатайте в двух экземплярах, подпишите.
  • Сделайте копии всех документов, которые упоминаются вами в заявлении.
  • Придите с заявлением в отделение полиции/прокуратуры. Один останется в отделении, второй вернут вам с отметкой о принятии. Убедитесь, что ваше заявление о преступлении зарегистрировали. Его должны вписать в книгу учета заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП) и присвоить ему номер. Сотрудник полиции/прокуратуры при регистрации заполняет талон-корешок и талон-уведомление с одним регистрационным номером. Талон-уведомление обязаны выдать вам. В нём должны указать данные сотрудника, который принял заявление, регистрационный номер, наименование территориального органа, адрес и служебный телефон, дату приема и подпись, инициалы и фамилию оперативного дежурного. Вас попросят проставить дату и время получения талона-уведомления и расписаться за него на талоне-корешке. Если по объективным причинам вам не выдают талон-уведомление, спросите у сотрудника регистрационный номер вашего обращения в КУСП. Запишите этот номер, чтобы потом контролировать рассмотрение заявления.
  • Если заявление так как в п. 3 не удается подать, отправьте его заказным письмом с уведомлением.

Со вступлением в силу с 20 ноября 2012 года новым УПК Украины кардинально изменен порядок начала расследования уголовных правонарушений. В настоящее время уже не выносятся постановления о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в его возбуждении. Следователь, прокурор, получив заявление о совершенном уголовном преступлении должны безотлагательно, но не позднее 24 часов, внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование. УПК Украины четко определено, что отказ в принятии и регистрации заявления об уголовном правонарушении не допускается (ст. 214 УПК Украины).

Так, согласно УПК Украины, с заявлением о преступлении могут обращаться заявитель (лицо, которому только известно о совершенном уголовном преступлении) и потерпевший (лицо, в отношении которого совершено уголовное преступление). В случае, если вы пострадали от преступления, вас могут внести в Единый реестр досудебных расследований как заявителя, а не как потерпевшего. Это вызвано тем, что заявителю, по УПК Украины, только сообщается о внесении заявления в Единый реестр досудебных расследований и о принятом решении по уголовному производству, то есть его права значительно уже, чем права потерпевшего. Таким образом, следователь формально выполняет требование УПК Украины (вносит сведения вашего заявления в Единый реестр досудебных расследований), но не берет на себя никакой ответственности за обеспечение ваших прав как потерпевшего, поскольку вносит вас как заявителя. Поэтому при подаче заявления о преступлении необходимо требовать, чтобы соответствующее должностное лицо предупредило вас об уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение о преступлении, а также предоставило вам памятку пострадавшего. Если вы не уверены, что ваше заявление зарегистрировано, вы можете потребовать предоставить вам выписку из Единого реестра, которую обязаны вам предоставить.

По уголовному производству вас должны допрашивать не как свидетеля, а как потерпевшего. В ходе досудебного расследования необходимо активно пользоваться правами потерпевшего (ст. 56 УПК Украины), в частности, заявлять ходатайства о проведении определенных следственных действий. Необходимо постоянно интересоваться, какое решение следователь принял по уголовному производству. Согласно УПК Украины, следователь, в случае закрытия уголовного дела, должен направить копию постановления потерпевшему (заявителю такая копия не направляется). Это постановление вы, как пострадавший, в 10-дневный срок можете обжаловать прокурору или следственному судье. Во всех случаях, при возникновении непонятных для вас вопросов, вы можете проконсультироваться с нами — позвоните нам на 0 800 309 110, и мы проконсультируем вас, или напишите нам в Онлайн консультацию.

Статтю підгтовлено за підтрімки Посольства Федеративної Республіки Німеччина Київ

Читайте также: