Положение о пенсии приказ 190

Всем наверняка известно, что в при наличии определенного стажа можно выйти на пенсию не как все – в 60 или 55 лет (мужчины и женщины соответственно) – а намного раньше.

Несмотря на то, что периодически в Минтруде «заикаются» об отмене досрочных пенсий и обосновывают соответствующие программы, пока никаких законопроектов в Госдуму на этот счет не поступало, а следовательно, система досрочных пенсий по-прежнему действует.

Чтобы выйти на досрочную пенсию, самое главное, что должно подтверждаться, – это выработка установленной законом продолжительности льготного стажа на дату обращения за пенсией.

А при том, что условия для зачета льготного стажа все более усложняются, работать приходится все больше и больше.

В итоге многие из тех, кто только сейчас устраивается на должности, дающие право на досрочную пенсию, вырабатывая нужный стаж, могут раньше выйти на обычную пенсию в 60 или 55 лет, чем заработать право на досрочную пенсию.

А вот те, кто начали работать еще в советское время, находятся в более выгодном положении, поскольку к ним применяются старые правила зачета льготного стажа, которые были гораздо лояльнее, нежели современные.

Дело в том, что в действующем законе о страховых пенсиях содержится пункт, отсутствовавший в прежних законах: позволяется исчислять стаж по правилам законодательства, которое действовало в период работы гражданина, в т.ч. с применением льготного порядка его исчисления, если таковой в то время предусматривался.

Право выбора законодательства, по которому рассчитывать стаж, остается за гражданином (п. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях).

В период с 1972 по 1991 годы действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, которое содержит ряд очень выгодных правил исчисления льготного стажа для досрочной пенсии.

Согласно этому Положению в стаж для досрочной пенсии можно было включать не только работу на льготных должностях, но и:

- службу в армии, в партизанских отрядах, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции.

Эти периоды приравниваются к льготной работе, которая либо предшествовала, либо следовала за указанной службой, и включаются в стаж для досрочной пенсии по Спискам №1, №2 или в связи с работой в текстильной промышленности;

- работу в комсомоле, партийных структурах (в т.ч. в политуправлениях и политотделах) на выборных и других ответственных должностях – при условии, что партийная работа следовала или предшествовала льготной работе и перерыв между ними не превышал 3-х месяцев в общей сложности.

Эти периоды включаются в льготный стаж для досрочной пенсии по любому основанию.

Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с указанным Положением засчитывалась в двойном размере, если проходила до 1 марта 1960 года, и в 1,5-ном размере – если была с 1 марта 1960 года до 1 января 1992 года.

В отношении педагогических и медицинских работников в период с 17 декабря 1959 года по 1 октября 1993 года применялось Постановление Совета Министров СССР №1307, которое позволяло включать им в льготный стаж в том числе:

- работу на выборных должностях в комсомольских, партийных организациях, советских учреждениях, профсоюзных органах,

- работу в должности председателя и заместителя председателя колхоза (если было официальное направление на эту работу с должностей, дающих право на выслугу лет),

- службу в армии, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции,

- методическую работу в учебных заведениях,

- педагогическую работу на курсах повышения квалификации, преподавательскую и научно-исследовательскую работу в вузах и НИИ,

- периоды учебы на курсах повышения квалификации.

Кроме того, отдельно учителям в льготный стаж можно было включать:

- педагогическую работу в училищах, техникумах, на рабфаках, детских комнатах и внешкольных детских учреждениях,

- работу в качестве пионервожатых,

- время учебы в педагогическом вузе, если ей предшествовала или за ней следовала работа по специальности.

Врачам дополнительно в льготный стаж включалась работа:

- в пионерских лагерях, домах отдыха, пансионатах, в учреждениях врачебной экспертизы,

- на руководящих должностях инструктора, инспектора в органах и учреждениях системы здравоохранения.

Единственное условие предусматривалось для включения всех указанных периодов в стаж учителям и врачам: их продолжительность не должна превышать 1/3 от всего их льготного стажа.

Таким образом, все перечисленные периоды могут быть теперь зачтены в льготный стаж, если они охватываются сроком действия указанных нормативных актов. Это позволяет существенно увеличить свой льготный стаж и ускорить выход на пенсию.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 июня 1999 г. No. ГКПИ99-401

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,

при секретаре Суетовой М.В.,

с участием прокурора Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Ф.И.О. о признании недействительным и не подлежащим применению с момента принятия Приказа Министерства здравоохранения и социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. No. 190 и утвержденного им по согласованию с Пенсионным фондом РСФСР, Министерством труда РСФСР и Министерством юстиции РСФСР “Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР“,

Есаков Г.А. обратился в Верховный Суд России с жалобой о признании недействительным и не подлежащим применению с момента принятия Приказа Министерства здравоохранения и социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. и утвержденного им по согласованию с Пенсионным фондом РСФСР, Министерством труда РСФСР и Министерством юстиции РСФСР “Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР“.

Как указывает заявитель, в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Исходя из этого нормативный акт федерального органа исполнительной власти, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, принятый хотя бы и с соблюдением установленного порядка его принятия, но не опубликованный официально для всеобщего сведения, не может быть признан законным и действующим в какой бы то ни было части.

Требование о безусловной необходимости официального опубликования нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в Конституции РФ, впервые введено

с 29 ноября 1990 г. Заключением Комитета Конституционного надзора СССР от 29.11.90 No. 12(2-12) “О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан“. В соответствии с вышеуказанным заключением опубликование законов и других нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, т.е. доведение их тем или иным способом до всеобщего сведения, является обязательным условием применения этих актов, причем именно официальное опубликование данных нормативных актов является необходимым условием для их применения.

Обжалуемый Приказ Министерства здравоохранения и социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. No. 190 и утвержденное им Положение не были официально опубликованы.

Таким образом, названные акты как принятые с нарушением действовавшего на момент их принятия порядка в части обязательного официального опубликования не могут быть признаны законными и подлежат признанию недействительными с момента принятия.

По мнению Есакова Г.А., они нарушают его право на получение официальной информации о действующих нормативно - правовых актах, затрагивающих его права и свободы.

В судебном заседании Есаков Г.А. поддерживал свои требования.

Представитель заинтересованного лица Минтруда России Назаров А.С. возражал против удовлетворения жалобы и пояснил в суде, что на момент издания в октябре 1991 г. ведомственного нормативного акта не требовалось для вступления его в силу какой-либо официальной публикации.

До вступления в силу Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1991 г. No. 307 “О регистрации и опубликовании ведомственных нормативных актов“ не существовало института официального опубликования нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан.

В тот период достаточным было опубликование ведомственных нормативных актов тем или иным способом и доведение их тем или иным способом

до всеобщего сведения.

“Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР“, утвержденное Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. No. 190 опубликовано в издании Центрального отраслевого бюро научно - технической информации и пропаганды в серии: “Организация социального обеспечения. Пенсионное обеспечение“ за 1991 г., выпуск 2.

Кроме того, только за период 1991 - 1992 гг. указанные Приказ и Положение издавались в виде отдельной брошюры, которая рассылалась в органы социальной защиты населения, а также Всесоюзной ассоциацией производительности АСПРО.

Выслушав объяснения Есакова Г.А., представителя Минтруда России Назарова А.С., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей жалобу оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. No. 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

“Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР“ утверждено Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. No. 190 по согласованию с Пенсионным фондом РСФСР, Министерством труда РСФСР и Министерством юстиции РСФСР во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. No. 986-р.

Согласно п. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным

голосованием 12 декабря 1993 г., любые нормативно - правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

На момент издания Министерством социального обеспечения РСФСР Приказа No. 190 от 4 октября 1991 г. и утвержденного им Положения действовавшее законодательство не предусматривало официального опубликования актов, издаваемых министерствами и ведомствами.

Данное правило установлено Указом Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г. No. 104 “О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации“, в соответствии с которым нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 г. и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию в газете “Российские вести“, если иное не предусмотрено законодательством.

Как установлено в судебном заседании, Приказ Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. No. 190 и утвержденное им “Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР“ опубликованы в информационном бюллетене Центрального отраслевого бюро научно - технической информации и пропаганды, серия “Организация социального обеспечения. Пенсионное обеспечение“ в 1991 году, выпуск 2.

Впоследствии данный нормативный акт издавался Всесоюзной ассоциацией производителей АСПРО в 1992 г., а в 1997 г. публиковался в журнале “Социальная защита“ No. 7.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт доведен до всеобщего сведения, что является обязательным условием применения этого акта на территории Российской Федерации.

Заявитель не представил суду данных, свидетельствующих о том, что оспариваемый нормативный акт не соответствует российским законам или иным правовым актам.

Ссылка заявителя на то, что нарушено его право

на информацию, является несостоятельной, т.к. оспариваемый акт был опубликован и стал доступен неопределенному кругу лиц.

Кроме того, оспариваемый нормативный акт устанавливает порядок подтверждения трудового стажа для назначения пенсии при отсутствии документов и каких-либо ограничений прав граждан, возложения на них дополнительных обязанностей и установления юридической ответственности не содержит.

Учитывая, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах полномочий министерства, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, жалоба Есакова Г.А. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

жалобу Ф.И.О. о признании недействительным и не подлежащим применению с момента принятия Приказа Министерства здравоохранения и социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. No. 190 и утвержденного им по согласованию с Пенсионным фондом РСФСР, Министерством труда РСФСР и Министерством юстиции РСФСР “Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР“ - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

от 19 января 2010 г. N ГКПИ09-1589

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации - Емышевой В.А.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании недействующими абзацев второго, третьего пункта 3.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190,

Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190 утверждено Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (далее - Положение).

Пунктом 3.2 Положения предусмотрено, что специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава, подтверждается: для работников летного и летно-испытательного состава - летной (парашютной) книжкой (абзац второй); при отсутствии летной книжки налет часов устанавливается по данным бухгалтерского учета налета часов летного состава. Занятость отдельных работников летно-испытательного состава на испытании опытной техники подтверждается по справкам предприятий (объединений) и организаций с указанием документальных оснований (приказов, отчетов о выполнении задания и др.) (абзац третий).

П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзацев второго, третьего (заявитель ошибочно указывает абзацы первый и второй) пункта 3.2 Положения по тем основаниям, что данные нормы препятствуют реализации его права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку содержат исчерпывающий (закрытый) перечень документов, необходимых для установления указанной пенсии, в т.ч . летную книжку - документ, ведение которого не регламентировано никаким нормативным актом и не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, и данные бухгалтерского учета "налета часов", которые не предусмотрены российским законодательством. Кроме того, оспариваемый Приказ не был официально опубликован.

В судебном заседании П. поддержал заявленные требования.

В суде представители заинтересованных лиц Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Б., Пенсионного фонда Российской Федерации Г.В.С., С., Г.В.В. и Министерства юстиции Российской Федерации М. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Приказ издан в пределах компетенции Министерства социального обеспечения РСФСР, опубликован, оспариваемые положения не противоречат Федеральному закону от 17 декабря 2001 г . N 173-ФЗ и не препятствуют реализации прав граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с названным Федеральным законом.

Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью второй статьи 117 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" правила обращения за пенсией, ее назначения и организации выплаты, подтверждения стажа работы по свидетельским показаниям, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР (ред. от 20.11.1990) (утратил силу с 1 января 2002 г.).

Распоряжением от 6 сентября 1991 г. N 986-р Совет Министров РСФСР поручил в соответствии с Законом от 20 ноября 1990 г. N 340-1 Министерству здравоохранения и социального обеспечения РСФСР по согласованию с Пенсионным фондом РСФСР, Минюстом РСФСР и Минтрудом РСФСР в месячный срок утвердить Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, Положение о комиссии по пенсионным вопросам, Инструкцию о порядке оформления документов для назначения пенсий и Инструкцию об организации выплаты пенсий.

Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190 по согласованию с Пенсионным фондом РСФСР, Министерством труда РСФСР, Министерством юстиции РСФСР утверждено Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР.

Приказ от 4 октября 1991 г. N 190 и утвержденное им Положение опубликованы в информационном бюллетене Центрального отраслевого бюро научно-технической информации и пропаганды, серия "Организация социального обеспечения. Пенсионное обеспечение" в 1991 г., выпуск 2. Кроме того, данный нормативный акт издавался Всесоюзной ассоциацией производителей АСПРО в 1992 г. и в 1997 г. опубликован в журнале "Социальная защита" N 7.

На момент издания Министерством социального обеспечения РСФСР Приказа от 4 октября 1991 г. N 190 и утвержденного им Положения действовавшее законодательство не предусматривало официального опубликования актов, издаваемых министерствами и ведомствами.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт был принят в пределах полномочий с соблюдением порядка принятия.

Преамбулой данного Положения установлено, что трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями.

Оспариваемые положения содержатся в разделе "Особенности подтверждения трудового стажа отдельных категорий работников" и регулируют порядок подтверждения специального трудового стажа, дающего право на пенсионное обеспечение за выслугу лет отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений действующему законодательству являются необоснованными.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации (подпункт 13 пункта 1 статьи 27).

В силу статьи 13 указанного Закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 данного Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, после регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 12 статьи 30 Закона установлено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу данного Закона.

При этом Закон не устанавливает конкретный перечень документов, подтверждающих наличие стажа на соответствующих видах работ.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которым предусмотрено, что к заявлению гражданина , обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ, без указания в нем какого-либо конкретного перечня документов.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537, данной категории работников при определении права на досрочное пенсионное обеспечение подсчет стажа на соответствующих видах работ производится не в общем (календарном) порядке, а исходя из налета часов, где каждые 20 часов налета на самолетах принимаются за 1 календарный месяц работы (подпункт "а" пункта 4); при оценке пенсионных прав (по состоянию на 1 января 2002 года) данных работников применяются Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 (пункт 3), предусматривающие такой же порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ (исходя из налета часов ).

Аналогичный порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. N 155 для исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".

Пунктом 8 Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. N 155, установлено, что документом, подтверждающим выполнение полетов в составе летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и налет часов, является летная книжка. В случае отсутствия летной книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений указанная информация может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями в установленном порядке.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 139, также установлено, что полетное время регистрируется в задании на полет экипажа и летных книжках членов экипажа (подпункт "а" пункта 66).

Таким образом, для установления стажа для досрочного назначения пенсии данной категории работников необходимы сведения о налете часов, а документом, содержащим сведения о налете часов, в гражданской авиации является летная (парашютная) книжка.

При таких обстоятельствах абзац второй пункта 3.2 Положения, предусматривающий подтверждение специального трудового стажа, дающего право на пенсионное обеспечение за выслугу лет отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава летной (парашютной) книжкой, не противоречит действующему законодательству, регулирующему вопросы установления стажа для досрочного назначения пенсии данной категории работников.

Несостоятельны ссылки заявителя на статьи 62, 68 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку данные нормы не регулируют спорные правоотношения. То, что в перечне документов, подлежащих выдаче работодателем работнику по его письменному заявлению (часть 1 статьи 62), не указана летная книжка, не означает, что такой документ не должен выдаваться, т.к. приведенный в данной норме примерный перечень документов не является исчерпывающим.

Не противоречит действующему законодательству и абзац третий пункта 3.2 Положения, согласно которому при отсутствии летной книжки налет часов устанавливается по данным бухгалтерского учета налета часов летного состава. Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Следовательно, при отсутствии летной книжки налет часов может быть установлен по другим документам, косвенно подтверждающим налет часов (личные карточки, в которые включены сведения, приказы, ведомости, штатные расписания, задания на полет и др.), которые в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Установление оспариваемой нормой возможности подтвердить налет часов не только летной книжкой, но и другими документами не ограничивает права работника и не препятствует реализации прав граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.

Учитывая изложенное , абзацы второй и третий пункта 3.2 Положения от 4 октября 1991 г. N 190 не противоречат Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

заявление П. о признании недействующими абзацев второго, третьего пункта 3.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 18 марта 2014 г. N 190

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ЕЖЕГОДНОГО ПООЩРЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; N 30, ст. 3014, 3033; 2003, N 27, ст. 270; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 13, ст. 1209; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 41, ст. 4285; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; N 50, ст. 6146; 2010, N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4586, 4590, 4591, 4596; N 45, ст. 6333, 6335; N 48, ст. 6730, 6735; N 49, ст. 7015, 7031; N 50, ст. 7359; N 52, ст. 7639; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50, ст. 6954, 6957, 6959; N 53 (ч. I), ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, 1668; N 19, ст. 2322, 2326, 2329; N 23, ст. 2866, 2883; N 27, ст. 3449, 3454, 3477; N 30 (ч. I), ст. 4037; N 48, ст. 6165; N 52 (ч. I), ст. 6986), подпунктом 29 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3538; 2005, N 38, ст. 3799; 2006, N 17 (ч. II), ст. 1819; 2007, N 20, ст. 2391; N 27, ст. 3255; N 46, ст. 5565; 2008, N 31, ст. 3705; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5430, 5431; 2009, N 21, ст. 2550; N 36, ст. 4311; 2010, N 20, ст. 2435; N 28, ст. 3656; N 35, ст. 4530; 2011, N 1, ст. 191; N 2, ст. 267; N 15, ст. 2082; N 17, ст. 2356; N 24, ст. 3405; N 28, ст. 4170; N 31, ст. 4708; N 33, ст. 4924; N 48, ст. 6877; 2012, N 10, ст. 1194; N 29, ст. 4074; N 53 (ч. II), ст. 7857; 2013, N 26, ст. 3314; N 30 (ч. II), ст. 4085; N 52 (ч. II), ст. 7137; 2014, N 5, ст. 481), и со статьей 19 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 47 (ч. I), ст. 5749; 2008, N 43, ст. 4921; 2011, N 4, ст. 572; N 18, ст. 2595; N 31, ст. 4714; 2013, N 3, ст. 171), приказываю:

1. Утвердить Порядок ежегодного поощрения преподавателей военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации от 9 июля 2011 г. N 1110 "Об утверждении Положения о ежегодных денежных премиях Министра обороны Российской Федерации, присуждаемых преподавателям военных образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 августа 2011 г., регистрационный N 21524) и от 23 августа 2012 г. N 2522 "О внесении изменений в Положение о ежегодных денежных премиях Министра обороны Российской Федерации, присуждаемых преподавателям военных образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 июля 2011 г. N 1110" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2013 г., регистрационный N 26816).

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации.

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.ШОЙГУ

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 28 марта 2014 г. N 190

ПОРЯДОК
ЕЖЕГОДНОГО ПООЩРЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Ежегодные поощрения за высокие результаты, достигнутые в педагогической деятельности (далее - поощрения), устанавливаются преподавателям-военнослужащим и преподавателям из числа гражданского персонала (работникам), замещающим штатные должности в военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (далее - преподавательский состав).

Далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, Военные образовательные организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации для краткости будут именоваться вузами.

2. Ежегодно устанавливаются 100 поощрений по 150 тысяч рублей каждое.

3. В конкурсе на получение поощрений принимает участие преподавательский состав, имеющий ученую степень, ученое звание, стаж педагогической деятельности не менее пяти лет и проводящий в течение учебного года занятия с курсантами (слушателями) по расписанию учебных занятий не менее 25 процентов от установленной им начальником военно-учебного заведения годовой учебной нагрузки, а также получивший по результатам контроля за проведением занятий в течение года положительную оценку (далее - кандидаты на получение поощрений).

4. Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации объявляет сроки проведения очередного конкурса, распределяет количество кандидатов на получение поощрений между органами военного управления, которым подчинены вузы, и разрабатывает проект приказа Министра обороны Российской Федерации по итогам конкурса.

Распределение количества кандидатов на получение поощрений осуществляется произведением общего числа поощрений на отношение численности преподавательского состава вуза, имеющего и ученую степень, и ученое звание, к численности преподавательского состава, имеющего и ученую степень, и ученое звание, всех вузов, в которых проводится конкурс.

II. Отбор кандидатов на получение поощрений

5. Кандидаты на получение поощрений выдвигаются коллективами кафедр вузов.

6. Для проведения конкурсного отбора кандидатов на получение поощрений при вузах создаются конкурсные комиссии, в состав которых включается не менее одного представителя органа военного управления, которому подчинены вузы.

Состав конкурсной комиссии и порядок ее работы утверждается начальником органа военного управления, которому подчинены вузы.

7. Ежегодно на каждого кандидата на получение поощрения в конкурсную комиссию представляются следующие материалы:

представление на получение поощрения от выдвигающей кафедры вуза;

копия документа, подтверждающего объем учебной нагрузки в текущем учебном году, заверенная начальником вуза;

заверенный список разработанных за последние три года лично и в составе творческих коллективов научных трудов (в том числе выполненных научно-исследовательских работ, разработанных учебников, учебно-методических пособий с указанием тиража, регистрационных номеров рецензий, а также кем рекомендован учебник или учебно-методическое пособие);

справка отдела кадров об общем педагогическом стаже;

справка о поощрениях за активную научную, общественную деятельность и наложенных взысканиях.

Кроме того, при наличии достижений кандидата на получение поощрения в других сферах и областях деятельности представляются:

заверенные копии документов о получении дополнительного профессионального образования;

заверенные копии разработанных и подтвержденных патентов и авторских свидетельств, свидетельств о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин, авторских прав на творческие произведения;

документы, подтверждающие достижения кандидата на получение поощрения в педагогической деятельности (успешное руководство военно-научной работой, подтверждаемое призовыми местами в конкурсах военно-научных работ; успешное руководство подготовкой к участию в межвузовских олимпиадах по преподаваемой дисциплине, подтверждаемое призовыми местами; разработка авторских курсов дисциплин);

список кандидатов и докторов наук, научным руководителем или консультантом которых являлся кандидат на получение поощрения, защитивших диссертации за последние три года, с указанием даты присвоения ученой степени и номера диплома;

документы, подтверждающие достижения в научно-педагогической деятельности.

8. Сведения о кандидате на получение ежегодного поощрения, выплачиваемого преподавателям военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку), оформленные кадровыми органами вузов, решения конкурсных комиссий о представлении кандидатов на получение поощрений, материалы, предусмотренные пунктом 8 настоящего Порядка, направляются в орган военного управления, которому подчинены вузы.

Органом военного управления, которому подчинены вузы, на основании представленных сведений формируются за все подчиненные ему вузы обобщенные сведения о кандидатах на получение ежегодных поощрений, выплачиваемых преподавателям военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку), утверждаются начальником органа военного управления, которому подчинены вузы, и направляются с приложением сведений о кандидате на получение поощрения, решений конкурсных комиссий о представлении кандидатов на получение поощрений в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.

III. Конкурсный отбор

9. Конкурсный отбор кандидатов на получение поощрений проводится с учетом:

качества и результатов учебной работы;

качества методической работы;

участия в научно-методическом обеспечении образовательного процесса;

участия в подготовке кадров высшей квалификации;

научно-педагогической квалификации преподавателя.

IV. Порядок получения поощрений

10. Кандидатам на получение поощрений, прошедшим конкурсный отбор, выплачиваются поощрения на основании приказа Министра обороны Российской Федерации.

11. Поощрения от имени Министра обороны Российской Федерации объявляются руководством вуза на военно-научных конференциях, заседаниях ученого совета вуза.

1.Персонифицированный учет
2.Стаж работы
3.Порядок установления стажа

В соответствии со ст. 18 Закона о трудовых пенсиях перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ. Доказательствами трудового стажа, приобретенного до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», являются документы, выдаваемые в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органа-ми, организациями (трудовые книжки, справки, архивные документы и т.п.)

Стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. С 01.01.1997 на каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде РФ открыт индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица — это совокупность сведений о поступивших страховых взносах за него и другой информации, содержащей идентификационные признаки, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица. Индивидуальный лицевой счет должен содержать следующие сведения:

  • страховой номер;
  • фамилию, имя и отчество; фамилию, которая была у застрахованного лица при рождении;
  • дату рождения;
  • место рождения;
  • пол;
  • адрес постоянного места жительства.

Система персонифицированного учета обеспечивает сбор сведений о трудовом стаже и заработке, на который начисляются пенсионные взносы. Кроме того, в лицевой счет включаются сведения о времени работы каждого застрахованного лица в особых условиях труда, районах Край-него Севера и местностях, приравненных к ним, а также на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, и о не-страховых периодах.

В то же время для обеспечения внедрения условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов граждан в рамках проводимой пенсионной реформы на лицевом счете должна аккумулироваться следующая дополнительная информация:

  • сумма страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо на распределительных принципах;
  • сумма страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо и направленных на накопление;
  • сумма начисленного инвестиционного дохода, связанного с инвестированием части страховых взносов, направляемых на накопление;
  • сумма страховых взносов, перечисляемых через Пенсионный фонд РФ в профессиональные пенсионные системы (в переходный период), а также начисленный инвестиционный доход по этим накоплениям.

Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 30.08.1996 № 123 сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, отнесены к категории конфиденциальной информации.

Персонифицированный учет будет содействовать решению ряда проблем. В частности, он приведет механизмы государственной пенсионной системы в соответствие со складывающимися рыночными отношениями, даст возможность развивать государственное пенсионного страхование в направлении установления зависимости размера пенсии от страхового платежа и уплаченных страховых взносов, обеспечит более точное прогнозирование изменений численности занятого населения и пенсионеров в стране как в целом, так и по отдельным профессиям.

Стаж работы может устанавливаться на основании показаний двух свидетелей или более, если документы о трудовой деятельности утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром т.п.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы по свидетельским показаниям при утрате документов по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и т.д.).

Порядок установления стажа работы при утрате доку-ментов в результате чрезвычайных ситуаций утвержден по-становлением Минтруда России от 24.06.1994 № 50. В других случаях эти вопросы регулируются Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденным приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, а также Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР от 12.09.1990 №369/16-52).

В соответствии с установленным порядком основным документом, подтверждающим стаж работы до регистрации в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка. При ее отсутствии, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся таковые об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении и пр.

В подтверждение военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР, органах государственной безопасности и внутренних дел, пребывания в партизанских отрядах в период Гражданской и Великой Отечественной войн принимаются:

  • военные билеты; красноармейские книжки;
  • справки военных комиссариатов, вышестоящих воинских частей, штабов и учреждений Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР и РСФСР, Комитета Государственной безопасности СССР и РСФСР;
  • справки архивных и военно-лечебных учреждений; записи о военной службе, внесенные в трудовую книжку на основании документов; и др.

Время обучения в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации подтверждается дипломами, свидетельствами, удостоверениями, а также справками и иными документами, выданными на основании архивных данных и содержащими сведения о периодах работы.

В указанных нормативных актах также устанавливается порядок подтверждения трудового стажа в период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения и пр. Документы, представляемые для подтверждения трудов-го стажа, должны быть подписаны руководителями предприятий, организаций (кадровых служб) и заверены печатью. Записи в трудовой книжке должны быть оформлены в соответствии с требованиями Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69.

Читайте также: