Понятие и виды социальных пенсий учебник







Общие положения

Заключение

Понятие и виды пенсий. Понятие и виды государственных пенсий.

Общие положения

План

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член обще­ства, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспе­чивать с учетом имеющихся у общества материаль­ных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Поэтому вполне обосновано то, что ст. 25 указанной Декларации связывает реализа­цию права каждого человека на достойный жизнен­ный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях наступления старости, болезни, инвалидности или в иных случаях утраты средств к существованию по не зависящим от гражданина обстоятельствам.

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и других случаях, установленных законом, закреплено в ст. 39 Кон­ституции РФ. Это одна из важнейших социальных гарантий, действующая в любом цивилизованном обществе.

Пенсия (от лат. pensio — платеж) — это регуляр­ная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке опре­деленным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Существуют и другие определения понятия «пен­сия». Так, в учебнике «Право социального обеспече­ния» под редакцией К. Н. Гусова пенсия определяет­ся как ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установле­нии инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной дея­тельностью.

Основаниями для пенсионного обеспечения явля­ются различные юридические факты: достижение со­ответствующего пенсионного возраста; наступление инвалидности; смерть кормильца (для нетрудоспособ­ных членов семьи кормильца); длительное выполне­ние определенной профессиональной деятельности — выслуга лет.

В настоящее время все пенсии, выплачиваемые в Российской Федерации, можно разделить (прежде всего — по источникам их выплаты и особенностям законодательного регулирования) на два основных рода:

- пенсии по обязательному социальному страхова­нию (выплачиваются из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, аккумули­рованных в ПФР);

- пенсии по государственному пенсионному обес­печению (финансирование данных пенсий произво­дится из федерального бюджета).

Основными видами пенсии по обязательному соци­альному страхованию являются трудовые и профес­сиональные. К трудовым пенсиям, которые устанав­ливаются и выплачиваются в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, относятся:

- пенсия по старости;

- пенсия по инвалидности;

- пенсия по случаю потери кормильца.

По государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Законом от 15 декабря 2001 г. могут назначаться следующие виды пенсий:

- пенсия за выслугу лет;

- пенсия по старости;

- пенсия по инвалидности;

- пенсия по случаю потери кормильца.

Необходимо отметить, что осуществление выпла­ты трудовых пенсий производится прежде всего в рамках обязательного пенсионного страхования, организационные, правовые и финансовые основы которого установлены Законом от 15 декабря 2001 г. Кроме того, государственное пенсионное страхова­ние регулируется Конституцией РФ, законодатель­ством РФ о налогах и сборах, законами от 16 июля 1999 г., от 17 декабря 2001 г., а также Федераль­ным законом «Об индивидуальном (персонифициро­ванном) учете в системе государственного пенсион­ного страхования».

Обязательное пенсионное страхование — это сис­тема создаваемых государством правовых, экономи­ческих и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаг­раждений в пользу застрахованного лица), получае­мого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Его субъектами являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Страховщиком является ПФР (Пенсионный фонд России). ПФР, являющийся государственным учреждением, и его территориаль­ные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательно­го пенсионного страхования в Российской Федера­ции, в которой нижестоящие органы подотчетны вы­шестоящим, при этом государство несет субсидиар­ную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами. В случаях и порядке, ко­торые предусмотрены федеральным законом, страхов­щиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с ПФР могут также являться и негосудар­ственные пенсионные фонды. Порядок формирования в этих фондах средств пенсионных накоплений и ин­вестирования ими указанных средств, порядок пере­дачи пенсионных накоплений из ПФР и уплаты стра­ховых взносов в негосударственные пенсионные фон­ды, а также пределы осуществления данными фондами полномочий страховщика устанавливаются специальным федеральным законом.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенси­онному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим ли­цам, в том числе:

2) индивидуальные предприниматели (в том числе частные детективы и занимающиеся частной практи­кой нотариусы), адвокаты.

Если страхователь одновременно относится к не­скольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждо­му основанию.

Застрахованные лица — это лица, на которых в соответствии с законом распространяется обязательное пенсионное страхование.

Застрахованными лица­ми являются граждане РФ, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

- работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом ко­торого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детек­тивы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

- являющиеся членами крестьянских (фермер­ских) хозяйств;

- работающие за пределами территории Россий­ской Федерации в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным догово­ром РФ;

- являющиеся членами родовых, семейных об­щин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

- иные категории граждан, у которых в соответ­ствии с законом возникают отношения по обязатель­ному пенсионному страхованию.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об обязатель­ном пенсионном страховании в Российской Федера­ции» страховым риском признается утрата застрахо­ванным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Страховым случаем, соответственно, признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, по­теря кормильца.

Обязательным страховым обеспечением по обяза­тельному пенсионному страхованию являются:

- страховая и накопительная части трудовой пен­сии по старости;

- страховая и накопительная части трудовой пен­сии по инвалидности;

- страховая часть трудовой пенсии по случаю по­тери кормильца;

- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Средства бюджета ПФР имеют целевое назначение и направляются на:

- выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умер­ших пенсионеров, не работавших на день смерти;

- доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;

- финансовое и материально-техническое обеспе­чение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных ор­ганов);

- иные цели, предусмотренные законодатель­ством РФ об обязательном пенсионном страховании.

Расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет ПФР, на основании данных индивидуального (персонифи­цированного) учета, подтвержденных данными органов Федерального казначейства Министерства финан­сов РФ.

Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, оп­ределяемом Правительством РФ.

Тарифы страховых взносов в ПФР, порядок исчис­ления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, а также ответственность за наруше­ние законодательства РФ об обязательном пенсион­ном страховании установлены в гл. V Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Виды государственных пенсий

В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в на­стоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и социальные пенсии, пен­сии военнослужащим срочной службы, пенсии по инвалидности от военной трав­мы и от общего заболевания, участникам войны и вдовам погибших и т.д.

В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитывае­мой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсии:

- по старости (по возрасту);

- по случаю потери кормильца;

Отдельным категориям застрахованных граждан пенсия по старости законода­тельно устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в отдельных случаях — и при пониженном трудовом стаже. Пенсионное законодательство со­держит довольно широкий перечень категорий граждан, которым пенсия по ста­рости назначается при более низком возрасте и в ряде случаев при наличии мень­шего стажа, чем требуется по общему правилу.

Отдельным категориям граждан пенсии устанавливаются на льготных основа­ниях:

- женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до этого возраста;

- инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения; инвалидам I группы по зрению;

- гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорцио­нальным карликам.

Кроме того, в соответствии с законодательством и специальными нормативны­ми актами Правительства РФ, которому действующим пенсионным законом пре­доставлено такое право, устанавливается пенсия в связи с особыми условиями труда отдельным категориям работников, занятых (Списки соответствующих работ, профессий и должностей, с учетом выполнения которых пенсия устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, утверждаются в порядке определяемом Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ):

- на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

- на работах с тяжелыми условиями труда;

- в качестве трактористов — машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства, а также машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;

- в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

- в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных катего­рий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечи­вающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метропо­литене (по списку профессий и должностей), а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, поро­ды;

- в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизи­ческих, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыска­тельских работах; в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесо­заготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;

- в качестве механизаторов (докеров — механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

- в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышлен­ности;

- в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных город­ских пассажирских маршрутах;

- спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профес­сиональных аварийно-спасательных формированиях;

- с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

- на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ и т.д.

На льготных основаниях пенсия устанавливается также в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях: мужчинам — по достижении 55 лет и женщинам — по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календар­ных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера менее установленного срока, пенсия назначается с уменьшением возраста.

Финансирование всех видов трудовых пенсий осуществляется за счет страхо­вых взносов, а социальных пенсий, пенсий военнослужащим срочной службы и некоторых других видов пенсионных выплат — за счет федерального бюджета.

Пенсионным законодательством предусмотрены также дополнительные условия пенсионного обеспечения, в частности: возрастные ограничения, дающие право на пенсию, минимальный и максимальный размеры пенсионного обеспечения, ограни­чения на учет размера заработка при исчислении максимального размера пенсии, по­ощряемая продолжительность трудового стажа и некоторые другие условия.

Таким образом, пенсионное обеспечение в нашей стране осуществляется по­средством выполнения условий и норм, предусмотренных Законом РФ «О государ­ственных пенсиях в РФ» и целым комплексом соответствующих законов.

Финансовые основы пенсионной системы России

Свод доходов и расходов, обеспечивающих финансирование пенсионной системы РФ. Бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) является полностью ав­тономной финансовой системой от государственного бюджета на всех уровнях фе­деративного устройства РФ (федеральном, субъектов Федерации и местном).

Бюджет ПФР должен быть сбалансирован по доходам и расходам за счет регу­лирования размера и условий уплаты тарифа страховых взносов различных катего­рий плательщиков, а также за счет прямого возмещения средств из федерального бюджета на покрытие текущего дефицита бюджета ПФР.

Понятие социальной пенсии и основания для ее установления

Пенсионеров, которым установлены социальные пенсии, насчитывается в нашей стране почти 1,4 млн. человек. Среди них преобладают дети-инвалиды и взрослые граждане, инвалидность которых наступила в детстве.

Социальная пенсия — это, как отмечалось, пенсия, установленная для нетрудоспособных и пожилых граждан, которые по каким-либо причинам не «заработали» трудовую пенсию. Причины этого не имеют значения, они могут быть как объективными, так и субъективными.

В недалеком прошлом нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, назначалось так называемое ежемесячное пособие, однако при условии, если они не имели источника средств к существованию и родственников, обязанных по закону их содержать. Следовательно, решение вопроса о предоставлении им пособия сопровождалось унизительной для человека проверкой его материального и семейного положения.

Ныне в России введено подлинное всеобщее пенсионное обеспечение: пенсию получают все граждане, достигшие соответствующего преклонного возраста либо признанные инвалидами, независимо от каких-либо обстоятельств, в частности имущественного положения. Таким образом, в стране право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком и оно практически реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права, хотя сложившийся ныне уровень пенсионного обеспечения явно недостаточен.

Социальные пенсии практически есть во всех развитых странах, в частности европейских. Во многих из них они устанавливаются независимо от того, что граждане «заработали» также трудовую (страховую) либо иную пенсию. Часто они именуются народными пенсиями. В России, как отмечалось, устанавливается, как правило, лишь одна пенсия. Следовательно, нельзя получать одновременно социальную пенсию и трудовую пенсию или две социальные пенсии по разным основаниям.

Основания для установления социальных пенсий различны. Это: наступление инвалидности (I, II и III группы), наступление инвалидности в детстве, достижение соответствующего преклонного возраста — 65 лет мужчинами и 60 лет женщинами (возраст в данном случае на 5 лет выше общего пенсионного возраста), смерть одного либо обоих родителей ребенка в возрасте до 18 лет. Пониженный пенсионный возраст для установления социальной пенсии установлен для граждан из числа малочисленных народов Севера: пенсия назначается им по достижении 55 и 50 лет (соответственно мужчинам и женщинам).

Медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 18 лет признается инвалидом, утверждены по поручению Правительства РФ Минздравом РСФСР 4 июля 1991 г. по согласованию с рядом других ведомств. В них включены функциональные изменения и патологические состояния, дающие право на установление инвалидности на различные сроки — от 6 до 12 месяцев, на 2 года, на 5 лет, до достижения 18-летнего возраста. Определен также порядок выдачи медицинского заключения детям-инвалидам в возрасте до 18 лет. Оно выдается детскими городскими поликлиниками и больницами, городскими центральными и районными больницами и поликлиниками, другими лечебно-профилактическими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь детям и подросткам. Не позднее, чем за месяц до исполнения 18 лет дети-инвалиды направляются на освидетельствование в соответствующий орган медико-социальной экспертизы. На граждан, достигших 18 лет, которым устанавливается социальная пенсия в связи с инвалидностью, распространяются общие правила ее определения.

Размеры социальных пенсий

Размеры социальной пенсии дифференцируются в зависимости от основания назначения пенсии, тяжести инвалидности и времени ее наступления, а также от того, потерял ли ребенок одного или обоих родителей.

Наиболее высокий размер социальной пенсии равен минимальному размеру пенсии по старости (см. ч.1 ст. 17 Закона 1990 г.). Социальную пенсию в таком размере получают: инвалиды с детства I и II групп, все другие инвалиды I группы; дети-инвалиды в возрасте до 18 лет; дети до 18 лет, потерявшие обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

Социальную пенсию в размере 2/3 минимального размера пенсии по старости получают все другие граждане, кроме инвалидов III группы. Это инвалиды II группы (кроме инвалидов II группы с детства, размер пенсии которых выше); дети до 18 лет, потерявшие одного из родителей; пожилые граждане, достигшие 65 или 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Размер социальной пенсии для граждан из числа малочисленных народов Севера, достигших 55 или 50 лет (соответственно мужчины и женщины), несколько выше — он равен минимальному размеру пенсии по старости.

Социальную пенсию в размере 1/2 минимального размера пенсии по старости получают инвалиды III группы (III группа — наиболее легкая степень инвалидности).

На первый взгляд различия в уровне социальных пенсий справедливы: социальная пенсия инвалида I группы выше, чем инвалида II группы, а инвалида II группы — выше, чем инвалида III группы, и т.д. Но это лишь на первый взгляд, на самом деле в уровне социальных пенсий необходимых различий нет. Причины этого те же: заведомое занижение минимального размера пенсии по старости, отказ от регулярной полной индексации пенсионных выплат в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги и замена индексации пенсии компенсационными выплатами, в том числе дифференцированной выплатой. С социальными пенсиями случилось то же, что со всеми пенсиями, назначенными по Закону 1990 г., в частности с пенсиями по случаю потери кормильца.

Ныне все социальные пенсии, в том числе пенсия инвалида I группы и ребенка — круглого сироты значительно ниже прожиточного минимума, как все другие пенсии, установленные в соответствии с Законом 1990 г.

Согласно Закону 1990 г., к социальной пенсии, назначаемой инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам, начисляется надбавка на уход. Но эта надбавка практически погашена компенсационной выплатой, в связи с чем она не начисляется. При появлении возможностей к повышению минимума пенсии по старости и реализации этой возможности автоматически увеличивается и уровень социальных пенсий, поскольку их размер определяется на основе минимума этой пенсии.

С 1 августа 2001 г. для инвалидов I и II групп и детей-инвалидов введен минимальный размер совокупной выплаты в сумме 660 руб. в месяц, также как и для пенсионеров, имеющих полный трудовой стаж.

Содержание:

Законодательные нормы регулируют назначение, размер и выплату социальных пенсий.

Понятие социальной пенсии подразумевает выплату в денежном эквиваленте, которая производится ежемесячно гражданам, не способным к труду, для предоставления им средств для обеспечения жизнедеятельности. Право на получение пенсии определяется нормами Закона о государственном пенсионном обеспечении.

Социальное пенсионное обеспечение имеет свои признаки, которые можно разделить на общие и специфические.

Общие признаки социального пенсионного обеспечения

Пенсия является денежной выплатой, которую получают граждане, имеющие на это право. Реализация данного права в натуральной форме невозможна.

Денежная выплата производится на регулярной основе, с периодичностью 1 раз в месяц. Финансовое обеспечение на выплату пенсий производится за счет межбюджетных переводов из федерального бюджета бюджету ПФР. Выплата пенсий носит государственно-правовой характер. Получатели социальных пенсий определяются федеральным законодательством. Пенсия – конституционная гарантия права каждого на данный вид социального обеспечения.

Общими признаками социальной пенсии являются: ее выплата в денежной форме, периодичность выплат, для выплаты задействованы средства из федерального бюджета, выплаты данного вида социального обеспечения носят правовой характер и контролируются государством.

Специфические признаки социального пенсионного обеспечения

Пенсия назначается лицам в строгом соответствии с законом, таким правом наделены нетрудоспособные граждане.

Граждане, не способные к труду, делятся на несколько категорий, отсюда различные понятия и виды социальных пенсий.

Это люди с ограниченными возможностями, дети, потерявшие родителей (одного или обоих), граждане, принадлежащие к категории малых северных народов, достигшие определенного возраста, граждане, которые достигли пенсионного возраста, но трудовую пенсию получать не могут по причине несоблюдения ряда условий.

Социальная пенсия – главный источник средств существования пенсионера

Функция социальной пенсии такая же, как и у трудовой, она имеет своей целью компенсировать заработок. Главное отличие социальных выплат от трудовой пенсии в том, что на счету у человека нет пенсионных баллов или они имеются в недостаточном количестве. В Законе сказано, что пенсия предоставляется человеку в качестве средства обеспечения его жизнедеятельности. Социальные пенсии бывают трех разновидностей:

  • по старости при отсутствии стажа или его малом объеме;
  • по инвалидности, подтвержденной медицинской комиссией;
  • по случаю потери кормильца.

Получение социальной пенсии обеспечивается гражданам при соблюдении следующих условий:

  • наличие инвалидности I, II, III группы, инвалидности с детства – назначается пенсия по инвалидности;
  • ребенок – инвалид, несовершеннолетний до 18 лет ВИЧ – инфицированный приравнивается к статусу «ребенок-инвалид» – в этом случае оформляется пенсия по инвалидности;
  • ребенок до 18 лет, если обучается по очной форме, то до 23 лет, лишившийся родителей – в этом случае назначается пенсия по потере кормильца;
  • человек, принадлежащий к категории малочисленных северных народов, проживающий на данной территории, сохраняющий культуру этноса, достигший пенсионного возраста – в этом случае назначается пенсия по старости;
  • человек, достигший пенсионного возраста, но не имеющий трудового стажа – в этом случае назначается пенсия по старости.
Пример 1

Семья военного, который погиб при выполнении служебного долга, может получать два вида пособий, один из них будет социальным.

Семья ликвидатора Чернобыльской аварии, который умер вследствие заболевания, вызванного аварией, также может получать социальные выплаты.

Социальная пенсия инвалидам оформляется на различный срок. Это зависит от того, на какой период МСЭ подтвердила данный статус. Инвалидность первой группы либо устанавливается бессрочно, либо на два года. Подтверждать статус инвалида второй и третьей группы требуется ежегодно. Детям-инвалидам может быть назначена повторная комиссия, либо установлен бессрочный статус.

Имеют право получать пенсию граждане, которые выработали трудовой стаж и соответствуют параметрам назначения им трудовой пенсии, которые предусмотрены ФЗ о трудовых пенсиях. Но по ряду причин они не обращались в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии. Граждане, которые обращались в пенсионный орган с заявлением и документами, подтверждающими право на получение трудовой пенсии, но затем официально их отозвали, до того, как было вынесено решение о назначении им трудовой пенсии либо официально отказались от назначенной им трудовой пенсии.

Эти две группы имеют право оформить социальную пенсию, руководствуясь постановлением Минтруда России 34 от 7 мая 2002 года, которое разъясняет пункты Федерального закона «О трудовых пенсиях».

Если человек претендует на получение социальной пенсии, он должен постоянно проживать в РФ. Если иностранный гражданин заявляет о таком праве, он должен иметь вид на жительство, тогда он считается постоянно проживающим на территории РФ.

Если у человека неполный страховой стаж или отсутствие такового, и он претендует на получение социальной пенсии, пенсия может быть назначена при рассмотрении конкретного случая.

Перечисленные условия дают право гражданам на получение социальной пенсии как гражданам РФ, так и иным лицам законно пребывающим в Российской Федерации.

Оглавление

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

Глава 9.
ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

§ 1. Понятие пенсии за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим

§ 2. Пенсия за выслугу лет военнослужащим и приравненных к ним другим категориям служащих

§ 3. Пенсия за выслугу лет гражданам из числа космонавтов

§ 4. Пенсия за выслугу лет работникам летно-испытательного состава

§ 1. Понятие пенсии за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим

Пенсия за выслугу лет – это особый вид пенсии. Она назначается, как правило, независимо от достижения пенсионного возраста тем, кто длительное время был занят определенной профессиональной деятельностью. Круг субъектов, обеспечиваемых данной пенсией, с 2002 г. значительно ограничен, поскольку Законом о трудовых пенсиях все пенсии за выслугу лет, назначавшиеся ранее на основании Закона 1990 г., отнесены к досрочным пенсиям по старости.

Пенсия за выслугу лет – ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением длительной профессиональной деятельности: федеральной государственной гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов, работы на должностях космонавтов и летно-испытательного состава.

Право на пенсию за выслугу лет определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о государственном пенсионном обеспечении от 15 декабря 2001 г. и Законом от 12 февраля 1993 г.

В настоящее время право на указанную пенсию имеют федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие и приравненные к ним по пенсионному обеспечению другие категории служащих, а также граждане из числа космонавтов и работники летно-испытательного состава.

Основным юридическим фактом, с которым связано право на пенсию за выслугу лет, является специальный трудовой стаж установленной законом продолжительности (выслуга лет, стаж государственной гражданской службы). Списки должностей, с учетом которых назначается пенсия, и правила исчисления периодов работы (выслуги лет) утверждаются Правительством РФ.

Пенсии за выслугу лет не выплачиваются в период выполнения работы в должностях, дающих право на указанную пенсию (за исключением работников летно-испытательного состава). После увольнения с соответствующих должностей выплата ранее назначенной пенсии за выслугу лет возобновляется. Выплата пенсий за выслугу лет осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Пенсия за выслугу лет федеральным гражданским служащим назначается в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении. Согласно указанному Закону, с 1 января 2017 г. федеральные гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при одновременном соблюдении следующих условий:

а) наличие стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в 2017 г. составляет 15 лет 6 месяцев и ежегодно увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет в 2026 г.;

б) замещение должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев;

в) увольнение с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным отдельными положениями ст. 33, 37 и 39 Закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В число оснований увольнения, дающих право на пенсию за выслугу лет, включаются следующие: соглашение сторон служебного контракта; истечение срока действия срочного служебного контракта; расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего; достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе и некоторые другие.

Кроме того, для приобретения права на пенсию за выслугу лет необходимо также, чтобы федеральные гражданские служащие на момент освобождения от должности имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с ч. 1 ст. 8 и ст. 9, 30–33 Федерального закона «О страховых пенсиях» и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

В 2011 г. в Закон о государственном пенсионном обеспечении внесены изменения, которые предусматривают дополнительные возможности приобретения федеральными гражданскими служащими права на пенсию за выслугу лет при соблюдении ряда других условий. Федеральные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с расторжением служебного контракта по инициативе гражданского служащего до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Указом Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1141 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет. Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2003 г. № 570 определен порядок включения в стаж государственной гражданской службы для назначения указанной пенсии периодов службы (работы) в соответствующих должностях.

Пенсия за выслугу лет федеральных гражданских служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы. При наличии стажа государственной гражданской службы не менее требуемой продолжительности для назначения пенсии за выслугу лет (соответственно в 2017 г. – 15 лет 6 месяцев с дальнейшим ежегодным увеличением на 6 месяцев до достижения 20 лет в 2026 г.) пенсия за выслугу лет назначается в размере 45% среднемесячного заработка федерального гражданского служащегоза вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты, установленных в соответствии с Законом о страховых пенсиях.

Право социального обеспечения России. 2-е издание. Учебник для бакалавров

Учебник подготовлен в соответствии с программой учебного курса по праву социального обеспечения с учетом динамики развития законодательства в современный период. Авторы учебника, руководствуясь Конституцией РФ, отразили в нем положения современного законодательства в сфере социального обеспечения.
Нормативные акты используются по состоянию на 1 мая 2016 года.
Для студентов юридических учебных заведений высшего профессионального образования.

Читать фрагмент.


Под ред. Тучковой Э.Г. Право социального обеспечения России. 2-е издание. Учебник для бакалавров

Под ред. Тучковой Э.Г. Право социального обеспечения России. 2-е издание. Учебник для бакалавров

Учебник подготовлен в соответствии с программой учебного курса по праву социального обеспечения с учетом динамики развития законодательства в современный период. Авторы учебника, руководствуясь Конституцией РФ, отразили в нем положения современного законодательства в сфере социального обеспечения.
Нормативные акты используются по состоянию на 1 мая 2016 года.
Для студентов юридических учебных заведений высшего профессионального образования.

Читать фрагмент.

Внимание! Авторские права на книгу "Право социального обеспечения России. 2-е издание. Учебник для бакалавров" ( Под ред. Тучковой Э.Г. ) охраняются законодательством!

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Базык Е.Ф.

В статье проведён анализ государственного пенсионного обеспечения социальной направленности.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Базык Е.Ф.

Текст научной работы на тему «Социальные пенсии как особая категория государственного пенсионного обеспечения»

Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и корпоративного управления, Академия маркетинга и социально информационных технологий -

ИМСИТ (г. Краснодар) Россия

СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ КАК ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

В статье проведён анализ государственного пенсионного обеспечения социальной направленности.

Одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества занимает Социальное обеспечение, которое напрямую зависит от развития экономики, и тесно связано с идеей социального благополучия населения.

Право каждого гражданина РФ на социальное обеспечение закреплено в 39 статье Конституции Российской Федерации. Согласно данной статье каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [1].

Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии, которые в отличие от трудовых, не являются частичным замещением утраченного заработка и условия, определяющие право на них, не зависят от трудового стажа. Они выплачиваются в твердом размере за счёт средств государственного бюджета.

Основная цель введения социальных пенсий - обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа.

Круг лиц, обеспечиваемых данной пенсией это нетрудоспособные граждане:

- инвалиды (инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени);

- инвалиды с детства (не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [7], либо на пенсию по инвалидности в соответствии со статьями 8, 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») [8];

- дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со статьями 8 и 10 вышеназванного Федерального закона;

- граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

- граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Закон не предусматривает увеличение размера социальной пенсии по старости в связи с наличием у её получателя иждивенцев, а также при ограничении его способности к трудовой деятельности. Однако, для граждан проживающих в районах Крайнего Севера и

© Базык Е.Ф., 2016 г.

приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных, материальных и физиологических затрат определяемых Правительством РФ, размер пенсии увеличивается на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания в указанных районах (местностях). При выезде их на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учёта районного коэффициента.

Таким образом, социальная пенсия по возрасту назначается пожилым гражданам, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы, за исключением граждан из числа малочисленных народов.

Как и трудовые пенсии, они назначаются в связи:

- с достижением установленного законом возраста;

Социальная пенсия - это гарантированная государством минимальная социальная помощь, предоставляемая законе лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца, независимо от их трудового стажа, уплаты страховых пенсионных взносов за счет средств государственного бюджета.

Для назначения социальной пенсии гражданину необходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства.

Право на социальную пенсию по возрасту предоставлено только лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации. Тем, кто выехал на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, социальная пенсия не назначается, а назначенная социальная пенсия в период постоянного проживания за границей не выплачивается (в соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» социальная пенсия гражданам назначается в случае, когда лица по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию).

Граждане из числа малочисленных народов Севера приобретают право на социальную пенсию по старости раньше (с 55 и 50 лет).

К коренным малочисленным народам Севера (далее - малочисленные народы) относятся народы, проживающие в районах Севера на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»). Документом, подтверждающим принадлежность к малочисленным народам, является паспорт или свидетельство о рождении, где указана соответствующая национальность. Если в указанных документах требуемые сведения отсутствуют, представляются справки, выданные общинами малочисленных народов или органами местного самоуправления.

Размер социальной пенсии установлен на уровне 100% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях для граждан, достигших общего пенсионного возраста.

Размер социальной пенсии по возрасту индексируется с учетом темпов роста инфляции в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») [8].

В России предусмотрено пять льготных оснований, определяющих право на пенсию по старости. Они не связаны с условиями или характером трудовой деятельности и относятся непосредственно к личности гражданина, обращающегося за пенсией, к его особенностям. Льготы касаются как возрастного ценза, так и обычно продолжительности общего трудового стажа.

Два льготных основания из пяти касаются женщин. Первое - это многодетность женщины в сочетании с воспитанием ею детей до определённого возраста. Обычно многодетной признается женщина, имеющая трёх и более детей. Однако пенсия на льготных основаниях устанавливается не всем таким женщинам, а лишь тем из них, которые, во-первых, родили пять или более детей и, во-вторых, воспитали их до восьми лет. Такие женщины имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Второе основание - это воспитание матерью ребенка-инвалида с детства до 8 лет. Как и многодетные матери, эти матери имеют право на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Третье и четвёртое льготные основания, определяющие право на пенсию по старости, касаются двух категорий инвалидов:

- инвалидов Великой Отечественной войны и других инвалидов, приравненных к ним в отношении пенсионного обеспечения,

- инвалидов I группы по зрению.

Что касается первой категории инвалидов, то для них снижен общий пенсионный возраст на 5 лет, т.е. пенсия по старости устанавливается мужчинам по достижении 55 лет, а женщинам по достижении 50 лет. В данном случае предусмотрено снижение лишь пенсионного возраста; стажевые требования для получения пенсии остались прежними.

В настоящее время данные льготные основания актуальны для тех граждан, которые стали инвалидами вследствие военной травмы в послевоенный период. При этом следует учитывать, что такие граждане имеют право в соответствии с российским пенсионным законом получать две пенсии.

Пятое льготное основание для назначения пенсии по старости распространяется на граждан, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов). Оно введено в 1961 г. и воспринято практически без изменений российским пенсионным законом: пенсии им устанавливаются при пониженном пенсионном возрасте на 15 лет (по достижении 45 лет мужчинам и по достижении 40 лет женщинам) и сокращенном общем трудовом стаже.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия по инвалидности назначается постоянно проживающим в Российской Федерации инвалидам, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности любой степени, которые не имеют права на трудовую пенсию, а также по иным установленным Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» основаниям.

Признание гражданина инвалидом, установление времени наступления и периода инвалидности, а также степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности осуществляются Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания гражданина инвалидом утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствие со ст. 5 Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Социальная пенсия по инвалидности устанавливается в фиксированном размере

пропорционально базовой части трудовой пенсии (ст. 18 Федерального закона от 15

декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»):

Социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам: детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 8 (назначения пенсий военнослужащим и членам их семей) и ст. 10 (назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей) Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [8].

При назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца применяются нормы ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, т.е. должно доказываться иждивение детей, хотя и не достигших 18-летнего возраста, но объявленных полностью дееспособными (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») [7].

Социальная пенсия назначается, если её получатели не имеют права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца или по случаю потери кормильца из числа военнослужащих либо лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф (ст.ст. 8, 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

В качестве документа, подтверждающего, что умершая являлась одинокой матерью, принимается свидетельство о рождении её ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справка органов ЗАГСа о том, что в свидетельство о рождении ребенка сведения об отце ребенка внесены по указанию матери.

Размер социальной пенсии по случаю потери кормильца увеличивается на период постоянного проживания её получателя в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, на районный коэффициент, установленный для этих местностей.

Социальная пенсия по случаю потери кормильца индексируется в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) (с поправками от 21 июля 2014г.).

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации».

4. Распоряжение Правительства Российской федерации от 5 февраля 2016 года № 164-р «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года».

5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».

7. Федеральный закон №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

8. Федеральный закон от 5декабря 2001 года № 166-ФЗ «О Государственном Пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Читайте также: