Понятие пенсии по старости и круг лиц обеспечиваемых данной пенсией

Не все люди предпенсионного возраста осведомлены о том, что такое страховая пенсия и когда она назначается. Ее назначение конкретному лицу в РФ допускается если:

  • у заявителя есть определенный трудовой стаж;
  • заявитель набрал требуемое число баллов (16,2 на 2019 г. и 30 на 2025 г.);
  • достиг пенсионного возраста.

Что такое страховая пенсия?

Под этим государственным пособиям понимаются страховые выплаты, которые начисляются каждый месяц гражданам РФ, которые подходят под определенные критерии их назначения. Выплаты такого типа призваны компенсировать зарплату и другие виды вознаграждений лицам, которые утратили свою трудоспособности (по возрасту, из-за получения инвалидности, из-за смерти кормильца).

Страховое пособие включает две основные составляющие: страховую и законодательно зафиксированную. Начисления в дальнейшем формируются на основе взносов, которые делаются предприятием, фирмой, муниципальным учреждением, где трудился нынешний пенсионер, в размере 22% от зарплаты. Назначение выплат выполняется на основе уплаченных организацией взносов за своего сотрудника.

Важно! С 2014 г. накопительную часть «заморозили», благодаря чему 22%, перечисляемых работодателем, пошли исключительно в страховую.

Льготная страховая пенсия по старости назначается определенным категориям граждан до того, как они достигнут пенсионного возраста. Для этого назначения требуется, чтобы человек обладал достаточным рабочим стажем в определенной сфере деятельности или имел социальный статус, позволяющий стать пенсионером по старости досрочно. Условия назначения страховой пенсии по старости прописаны в федеральном законодательстве.

Назначение льготной страховой досрочной пенсии по старости осуществляется в отношении следующих лиц:

  • лица, работающие в трудных, серьезных, опасных для здоровья и жизни условиях;
  • лица, работающие в северных регионах страны (в иных районах, профессиональная деятельность и жизнь в которых считается непростой);
  • лица, обладающие определенным социальным статусом.

Досрочное получение страховых выплат не отменяет возможности пенсионеру оставаться на рабочем месте и продолжать профессиональную деятельность.

В чем разница между трудовой и страховой пенсией?

Несколько лет в РФ действует обновленный порядок начисления страховых выплат по старости. Формируются они также по-новому.

  • Страховой стаж. Представлен общей продолжительностью профессиональной деятельности человекa. Регистрацией сроков, количества отработанного времени занимается Пенсионный фонд. Стаж включает в себя периоды, когда происходило начисление и уплата взносов в ПФР.
  • Трудовой стаж. Состоит из временных периодов, когда человек вел профессиональную рабочую деятельность, принимал участие в общественной деятельности до начала 2002 г. Им пользуются граждане, которые трудились до 2002 г.

Важно! Длительность страхового стажа законодатели изменили с 5-ти до 15-ти лет, а понятие «трудовой пенсии» из действующих актов и регламентов попросту убрали.

Разновидности страховых пенсий и условия их назначения

Ежемесячная денежная выплата закреплена в законодательстве. Она выплачивается ряду категорий граждан за счет средств ПФР. В понятие страховой пенсии входит несколько видов таких выплат. Их назначение осуществляется в определенных ситуациях.

Говоря о том, кому положена вторая страховая пенсия, то стоит выделить военнослужащих. Право на такую страховую пенсию имеют работники, состоящие в штате структур Минобороны РФ, МВД, ФСБ и других силовых ведомствах.

По старости

Пенсионные выплаты, начисляемые гражданам, из-за возраста утратившие свою работоспособность. Назначение возможно, если человек достиг нужного возраста, имеет минимальное число баллов, стаж. Это единственные условия получения пенсии по старости в России.

Начисления по старости на общих основаниях выплачиваются всем лицам, выполнившим описанные выше условиях.

По инвалидности

Ее назначение актуально для граждан, имеющих ограничения по работе из-за инвалидности (возраст значения не имеет).

Назначение выплат происходит вне зависимости от:

  • общей длительности стажа;
  • причин возникновения проблем со здоровьем.

Если у человека отсутствует стаж, то компетентные органы назначают выплаты по инвалидности на основании №166-ФЗ от 15.12.01. г. Величина выплат устанавливается в зависимости от категории инвалидности, возраста заявителя и других факторов, которые зачастую определяются региональными законодательными актами.

Важно! Пенсионные денежные средства также выплачиваются детям-инвалидам. Оформление начислений обычно происходит на мать ребенка. Интересно, что размер выплат выше, чем для взрослых людей с ограниченными возможностями.

По потере кормильца

Назначение страховых пенсионных начислений такого типа происходит в отношении близких погибшего кормильца, которые ранее состояли на его иждивении и являются нетрудоспособными на данный момент.

Если говорить о том, кому положена такая пенсия, стоит привести следующие условия, которые необходимо соблюсти для получения пенсионных начислений:

  • ранее состоять на иждивении погибшего кормильца (последний должен быть застрахован к моменту смерти);
  • доход умершего лица должен быть основным и постоянным источником содержания лиц, находящихся на иждивении.

Важно! Иждивение детей умерших родителей не нуждается в доказательстве, если они не достигли совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны доказать, что находились на иждивении умерших родителей.

Если совершеннолетний потерял кормильца, на иждивении которого находился, он обязан представить в ПФ России документы, которые бы подтвердили, что умерший содержал его (справка об учебе в очной форме в образовательном заведении и т. д.).

Как определяется размер страховой пенсии?

С 2019 г. индексировали страховую часть на 7,05%. В итоге величина обязательной выплаты составила 5334 р. 19 коп.

Минимальный размер пенсионных начислений, которые должен получать каждый пенсионер, законодательно не закреплен, однако он не меньше, чем прожиточный минимум для людей пенсионного возраста (варьируется от одного региона к другому). Оформление документов на выплату страховой пенсии по старости осуществляется в ПФ России, куда нужно сдать пакет документации.

Максимальная пенсия по старости не имеет верхнего возможного порога. Величина пенсионных выплат находится в зависимости от следующих параметров:

  • возраст гражданина, когда он был отправлен на пенсию;
  • трудовой стаж;
  • величина оклада во время работы;
  • количество пенсионных отчислений от работодателя за всё время работы и т. д.

Говоря о том, что такое страховая пенсия для граждан РФ по старости, отдельно нужно сказать о калькуляторе, которым можно воспользоваться на веб-ресурсах Минтруда и ПФР . Посредством этого сервиса застрахованные лица имеют возможность выполнить расчет предполагаемых начислений.

Важно! Основной минус данного сервиса – его неточность (предполагается прогнозирование суммы с учетом различных параметров). Поэтому результаты расчетов и реальные показатели наверняка будут различаться.

Размер страховой части трудовой страховой пенсии по старости, по закону, определяется по следующей формуле:

Чтобы получить примерные значения будущих выплат, рекомендуется воспользоваться специальным калькулятором, который представлен на порталах ПФ России и Минтруда РФ.

Порядок оформления пособия

Министерство Труда РФ в 2019 г. выступило с заявлением, что люди пенсионного возраста, которые официально трудоустроены, не смогут рассчитывать на получение социальных выплат. Все начисления будут автоматически прекращены, начиная с 1-го числа месяца, который следует за тем, в котором человек была трудоустроен. Трудоустроенные пенсионеры не будут при этом лишены возможности получения страховой части.

Если говорить о том, кто имеет право на получение страховой пенсии по старости, стоит опираться на №3401-1 ФЗ, где подробный перечень подобных лиц не приведен. Это означает, что установление такого права на получение пенсионных начислений происходит в отношении всех лиц, которые располагают основаниями для их получения, вне зависимости от социального положения и иных факторов. К этой группе лиц относятся граждане России, иностранцы, лица без гражданства.

Где можно оформить?

По условиям назначения страховой пенсии по старости все лица, которые имеют права на ее получение, располагают возможностью в любой момент после получения права обратиться с заявлением в компетентные органы.

Заполненное заявление и документацию можно сдать:

  • в отделение Пенсионного фонда (в соответствии с регистрацией или фактическим местом жительства);
  • в многофункциональный центр (МФЦ).

Заявление с документами могут сдать: сам пенсионер, доверенный представитель, работодатель. Возможна и онлайн-подача заявки на назначение начислений по старости через сайт ПФ России.

Необходимые документы и заявление

Оформляя заявление на назначение пенсии по труду и по старости необходимо представить в МФЦ или ПФ России следующие документы:

  • удостоверение личности. нова начинает отсчитываться 10 рабочих дней;
  • документация, которая подтвердит рабочие периоды или иной деятельности;
  • бумаги о среднем заработке за 5 лет до 01.01.2002 г;
  • иная документация, которая требуется, чтобы подтвердить дополнительные обстоятельства.

После подачи заявления сотрудники ПФ России обязаны в течение 3-х месяцев дать разъяснения о необходимости предоставления всего необходимого пакета документов.

Сроки обращения и назначения

Чтобы после подачи заявления произошло назначение начислений по старости, требуется, чтобы были соблюдены некоторые условия:

  • достижение пенсионного возраста;
  • страховой стаж. В 2019 г. необходимо 10 лет стажа (его увеличат постепенно до 15-ти лет к 2024 г.);
  • наличие 30-ти коэффициентов (необходимо 16,2 в 2019 г.). Ежегодно этот показатель повышается на 2,4 балла, чтобы достигнуть максимума в 30 баллов к 2025 г.

ПФ России обязан рассмотреть заявление относительно назначения страховой пенсии по старости за 10 суток с момента подачи заявителем документов. Если от заявителя потребуется сдача дополнительной документации, сотрудники ПФР обязаны сразу уведомить его об этом. В этой ситуации, с момента подачи последнего документа, снова начинает отсчитываться 10 рабочих дней.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (бюджетные пенсии) представляют собой ежемесячную денежную выплату, предоставляемую отдельным категориям гражданам как вне зависимости от возраста, так и по достижении определенного законом возраста и в случаях, установленных законом, за счет средств государственного бюджета [153] .

В рамках бюджетной пенсионной системы выделяются следующие виды пенсий:

♦ пенсия по старости;

♦ пенсия по инвалидности;

♦ пенсия по случаю потери кормильца;

♦ пенсия за выслугу лет;

♦ иные выплаты пенсионного характера.

Бюджетная пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим от воздействия техногенных или радиационных аварий (катастроф), при соблюдении ими ряда условий. При назначении данной пенсии необходимо обращаться к другим нормативным правовым актам, принятым в разное время, например к таким, как Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении „Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральный закон от 10 января 2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», и др.

К числу лиц, имеющих право на бюджетную пенсию по старости, относятся следующие граждане:

♦ получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;

♦ граждане, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы;

♦ граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;

♦ граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;

♦ граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;

♦ граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;

♦ граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;

♦ граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;

♦ граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

♦ граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.

Условия, при которых назначается данная бюджетная пенсия для указанных категорий граждан, установлены разные. Чтобы возникло право на эту пенсию, указанные выше лица должны иметь: а) определенный законом возраст; б) трудовой стаж установленной продолжительности; в) факт проживания и работы в зоне радиоактивного загрязнения; г) продолжительность работы и проживания в таких зонах. Для каждой категории указанных лиц предусмотрены определенные условия, которые они должны выполнить.

Сниженные требования к возрасту – 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) и к трудовому стажу – не менее пяти лет. Они установлены для следующих категорий граждан: а) получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; б) занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения.

Еще более сниженные требования к возрасту и трудовому стажу предусмотрены для граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: а) для мужчин – возраст 50, для женщин – 45 лет (табл. 14.1); б) трудовой стаж не менее пяти лет.

Таблица 14.1. Возраст выхода на пенсию граждан, пострадавших в результате воздействия техногенных аварий и катастроф



Для выяснения условий и порядка, установленных для пенсионного обеспечения всем остальным лицам, пострадавшим от воздействия радиационных катастроф, в каждом конкретном случае необходимо обращаться к нормам Закона о Чернобыле. Это связано с тем, что пенсия по старости назначается им в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

Размеры бюджетной пенсии по старости неодинаковы и дифференцированы по категориям ее получателей, составляют от 200 до 250 % социальной пенсии по старости. Повышение ее размера зависит от наличия нетрудоспособных иждивенцев и их количества.

При отсутствии иждивенцев она устанавливается в размере 250 % социальной пенсии по старости следующим категориям гражданам:

а) получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации ее последствий;

б) ставшим инвалидами вследствие этой катастрофы; в) принимавшим участие в ликвидации последствий указанной катастрофы в зоне отчуждения; г) ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф.

Лица, проживающие в районах (местностях), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, при выезде на новое постоянное место жительства получают бюджетную пенсию без учета районного коэффициента.

Источники: ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Пенсия по старостиежемесячная денежная выплата, производимая гражданам из числа лиц, не подлежавших обязательному пенсионному страхованию, достигшим установленного законом возраста, с целью предоставления источника средств существования, а застрахованным лицам – с целью компенсации или минимизации возможного риска изменения их материального или социального положения вследствие достижения установленного законом возраста, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, предусмотренными законом.

только в денежной форме

наступление нетрудоспособности – предполагается и не требует доказательств, а презюмируется с достижением возраста

закон закрепляет условия, порядок, размер и сроки выплаты

Общие основания назначения:

Для страховой пенсии по старости:

достижение возраста (60 для мужчин и 55 для женщин)

страховой стаж 15 лет (в 2016 – 7 лет и постепенное увеличение до 15 лет к 2024 г.)

индивидуальный пенсионный коэффициент не менее 30

ИПК - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР РФ страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии. Исчисляется как сумма годовых пенсионных коэффициентов, исчисленных на основе соотношения зарплаты работника, с которой уплачивались страховые взносы, с максимальной величиной облагаемого страховыми взносами заработка в соответствующем календарному году.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:

ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП,

где ИПК – индив. пенс. коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;

ИПКс – индив. пенс. коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;

ИПКн – индив. пенс. коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;

КвСП - коэффициент повышения индив. пенс. коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости

Пенсия по старости по государственному пенсионному обеспечению назначается:

граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы и раждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения – по достижении возраста 55 и 50 лет (мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет

граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – по достижении возраста 50 и 45 лет при наличии трудового стажа не менее пяти лет.

граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения, граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготными соц-эконом статусом; граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы; граждане, занятые на работах в зоне отселения; граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительств из зоны проживания с правом на отселение – трудовой стаж не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне в соответствии с Законом РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Социальная пенсия по старости:

граждане РФ достигшие 65 и 60 лет, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ не менее 15 лет

не выплачивается в период выполнения указанными лицами работы или иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (бюджетные пенсии) представляют собой ежемесячную денежную выплату, предоставляемую отдельным категориям гражданам как вне зависимости от возраста, так и по достижении определенного законом возраста и в случаях, установленных законом, за счет средств государственного бюджета[153].

В рамках бюджетной пенсионной системы выделяются следующие виды пенсий:

♦ пенсия по старости;

♦ пенсия по инвалидности;

♦ пенсия по случаю потери кормильца;

♦ пенсия за выслугу лет;

♦ иные выплаты пенсионного характера.

Бюджетная пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим от воздействия техногенных или радиационных аварий (катастроф), при соблюдении ими ряда условий. При назначении данной пенсии необходимо обращаться к другим нормативным правовым актам, принятым в разное время, например к таким, как Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении „Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральный закон от 10 января 2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», и др.

К числу лиц, имеющих право на бюджетную пенсию по старости, относятся следующие граждане:

♦ получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;

♦ граждане, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы;

♦ граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;

♦ граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;

♦ граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;

♦ граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;

♦ граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;

♦ граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;

♦ граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

♦ граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.

Условия, при которых назначается данная бюджетная пенсия для указанных категорий граждан, установлены разные. Чтобы возникло право на эту пенсию, указанные выше лица должны иметь: а) определенный законом возраст; б) трудовой стаж установленной продолжительности; в) факт проживания и работы в зоне радиоактивного загрязнения; г) продолжительность работы и проживания в таких зонах. Для каждой категории указанных лиц предусмотрены определенные условия, которые они должны выполнить.

Сниженные требования к возрасту – 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) и к трудовому стажу – не менее пяти лет. Они установлены для следующих категорий граждан: а) получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; б) занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения.

Еще более сниженные требования к возрасту и трудовому стажу предусмотрены для граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: а) для мужчин – возраст 50, для женщин – 45 лет (табл. 14.1); б) трудовой стаж не менее пяти лет.

Таблица 14.1. Возраст выхода на пенсию граждан, пострадавших в результате воздействия техногенных аварий и катастроф



Для выяснения условий и порядка, установленных для пенсионного обеспечения всем остальным лицам, пострадавшим от воздействия радиационных катастроф, в каждом конкретном случае необходимо обращаться к нормам Закона о Чернобыле. Это связано с тем, что пенсия по старости назначается им в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

Размеры бюджетной пенсии по старости неодинаковы и дифференцированы по категориям ее получателей, составляют от 200 до 250 % социальной пенсии по старости. Повышение ее размера зависит от наличия нетрудоспособных иждивенцев и их количества.

При отсутствии иждивенцев она устанавливается в размере 250 % социальной пенсии по старости следующим категориям гражданам:

а) получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации ее последствий;

б) ставшим инвалидами вследствие этой катастрофы; в) принимавшим участие в ликвидации последствий указанной катастрофы в зоне отчуждения; г) ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф.

Лица, проживающие в районах (местностях), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, при выезде на новое постоянное место жительства получают бюджетную пенсию без учета районного коэффициента.

Пенсии по инвалидности

Право на бюджетную пенсию по инвалидности предоставлено следующим категориям граждан:

б) участники Великой Отечественной войны;

в) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

г) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

д) граждане из числа космонавтов.

Причем каждый из этих групп может получать и другую пенсию, установленную в Законе о пенсиях. Так, федеральные государственные служащие помимо пенсии за выслугу лет имеют право получать трудовую пенсию по инвалидности. При назначении пенсии по инвалидности военнослужащим применяются нормы не только Закона о государственном пенсионном обеспечении, но и нормы Закона о пенсиях военнослужащих 1993 г. Иными словами, в каждом конкретном случае необходимо выяснять, соблюдаются ли указанными гражданами условия предоставления данной пенсии, установленные во всем массиве норм действующего пенсионного законодательства.

Условия назначения данной пенсии у каждой из указанных групп лиц различны.

Для военнослужащих имеет значение их правовой статус (причина инвалидности, группа инвалидности), так как он является определяющим условием пенсионного обеспечения.

Бюджетная пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые были получены в период несения военной службы.

Иным категориям военнослужащих пенсии назначаются согласно нормам Закона о пенсиях военнослужащих 1993 г.

Гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, данная бюджетная пенсия устанавливается при условии признания их инвалидами III, II и I группы, независимо от продолжительности трудового стажа. (Вместо пенсии по инвалидности они могут получать пенсию по старости.) При определении круга лиц, имеющих право на эту пенсию, применяются также нормы Закона о Чернобыле и других законодательных и подзаконных актов.

Участники Великой Отечественной войны право на пенсию имеют при условии, что они являются инвалидами III, II и I группы, независимо от причины инвалидности.

Таким образом, юридическими фактами, с которыми связывается право на пенсию по инвалидности по государственной пенсионной системе, являются: во-первых, признание перечисленных граждан инвалидами; во-вторых – причинная связь инвалидности с последствиями военной службы или с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Необходимо отметить, что в Законе о государственном пенсионном обеспечении имеется ограничительное условие, лишающее некоторых лиц права на данную пенсию. Так, в случае наступления инвалидности вследствие совершения преступления военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или участником Великой Отечественной войны, назначается социальная пенсия.

Признание указанных граждан инвалидами, установление времени наступления и периода инвалидности, а также степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности осуществляются Государственной службой МСЭ.

Размеры бюджетной пенсии по инвалидности также определяются по-разному. Они зависят от категории инвалидов, к которым относятся вышеперечисленные граждане.

Так, военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, размер пенсии назначается в зависимости от причины инвалидности.

При наступлении инвалидности вследствие военной травмы бюджетная пенсия устанавливается в следующем размере:

♦ инвалидам, имеющим I группу инвалидности, – 300 % размера социальной пенсии;

♦ инвалидам, имеющим II группу инвалидности, – 250 % размера социальной пенсии;

♦ инвалидам, имеющим III группу инвалидности, – 175 % размера социальной пенсии. (Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы).

При наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы, данная бюджетная пенсия назначается:

♦ инвалидам, имеющим I группу инвалидности, – 250 % размера социальной пенсии;

♦ инвалидам, имеющим II группу инвалидности, – 200 % размера социальной пенсии;

♦ инвалидам, имеющим III группу инвалидности, – 150 % размера социальной пенсии. (Инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей (служебных обязанностей) военной службы.)

Бюджетная пенсия по инвалидности участникам Великой Отечественной войны назначается в следующем размере:

♦ инвалидам I группы – 250 % размера социальной пенсии;

♦ инвалидам II группы – 200 % размера социальной пенсии;

♦ инвалидам III группы – 150 % от размера социальной пенсии.

Пенсия по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф, назначается в размере 250 % социальной пенсии по инвалидности.

При определении сумм пенсий инвалидов, имеющих III и II группу, учитывается и количество нетрудоспособных членов семьи, находящихся на их иждивении.

Указанные размеры пенсий по инвалидности зависят также от места проживания их получателей. Для граждан, проживающих в районах (местностях), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, они определяются с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Порядок индексации пенсий по инвалидности точно такой же, как и при установлении трудовых пенсий.

1. Понятие и отличительные признаки пенсии по старости (по возрасту)

Трудовая пенсия по старости имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами по социальному обеспечению:

1) право на нее обуславливается трудовым стажем;

2) она предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.

С учетом вышеперечисленных признаков можно сформулировать понятие трудовой пенсии по старости. Трудовая пенсия по старости – это пожизненная регулярная (ежемесячная) выплата, служащая основным источником средств существования для лиц, достигших пенсионного возраста и имеющих необходимый трудовой стаж.

Пенсия устанавливается пожизненно (статья 20 Закона 1990 года).

2. Общие основания, определяющие право на пенсию по старости

Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года № 340-1 устанавливает общие и льготные основания для получения пенсии по старости.

Ст. 10 данного Закона: «Пенсия на общих основаниях устанавливается:

Мужчинам – по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет;

Женщинам – при достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет».

В соответствии со статьей 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 20 апреля 1996 года): по предложению органа службы занятости населения при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, имеющим необходимый трудовой стаж для выхода на полную пенсию по старости и уволенным по п.1 ст. 33 КЗоТ (в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности штата), с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее, чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию.

3. Размеры трудовых пенсий по старости (по возрасту)

Существует два порядка исчисления пенсии по старости (по возрасту):

1. с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП);

2. без применения ИКП.

По Закону 1990 года трудовая «пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии» (статья 16). При этом «размер пенсии не может превышать 75 процентов заработка» (исчисление пенсии без ИКП).

Законом установлены минимальный и максимальный размеры трудовой пенсии по старости (по возрасту).

Статья 17 Закона 1990 года: «минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов».

Статья 18 того же Закона: «максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов».

Согласно Федеральному закону от 21 июля 1998 года «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» № 119-ФЗ, с 1 февраля 1998 года пенсия по старости исчисляется с применением индивидуального коэффициента и максимальным размером не ограничивается. Пенсионерам, получающим пенсии по Закону 1990 года, расчет пенсии по новым правилам производится только при наличии заявления.

Гражданам, достигшим пенсионного возраста и не имеющим полного общего трудового стажа для назначения пенсии устанавливается пенсия при неполном трудовом стаже, если он не менее пяти лет (статья 15 Закона 1990 года).

В соответствии со статьей 19 данного Закона «размер пенсии при неполном трудовом стаже определяется пропорционально имеющемуся стажу, исходя из полной пенсии, устанавливаемой за стаж мужчинам 25 лет и женщинам 20 лет (статья 10 Закона).

Исчисление пенсии пропорционально имеющемуся стажу производится следующим образом: определяется соответствующая полная пенсия; эта пенсия делится на число месяцев требуемого стажа; полученная сумма умножается на число месяцев фактически имеющегося стажа.

Размер пенсии при неполном общем трудовом стаже не может быть ниже социальной пенсии (пункт «б» статьи 114 Закона)».

4. Надбавки к пенсии по старости и повышение пенсии

Надбавки устанавливаются статьей 21 Закона 1990 года.

«К пенсии устанавливаются следующие надбавки:

а) на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы либо нуждается в постоянном уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения или достигшего возраста 80 лет;

б) на нетрудоспособных иждивенцев, если они сами не получают какой-либо пенсии. Надбавка на нетрудоспособных иждивенцев выплачивается неработающим пенсионерам;

в) участникам Великой Отечественной войны, не получающим одновременно с пенсией по старости пенсию по инвалидности.

Размер надбавки на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы или достиг возраста 80 лет, равен минимальному размеру пенсии.

Размер надбавки на уход за пенсионером, если он не достиг возраста 80 лет и нуждается в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения, а также надбавки на каждого нетрудоспособного иждивенца пенсионера равен размеру социальной пенсии, а на нетрудоспособного иждивенца – инвалида III группы – половина минимального размера пенсии.

Надбавка участникам Великой Отечественной Войны устанавливается в следующих размерах:

а) достигшим возраста 80 лет или являющимися инвалидами I и II групп - двух минимальных пенсий по старости;

б) остальным участникам Великой Отечественной Войны – одной минимальной пенсии по старости».

Повышение пенсии (независимо от надбавки) относятся ко всем видам пенсий и устанавливаются для следующих категорий пенсионеров (статья 110 Закона 1990 года):

а) героям социального труда и гражданам, награжденным орденом Славы всех 3-х степеней; пенсия повышается на 50 процентов и не меньше минимального размера пенсии по старости;

б) участникам Олимпийских игр;

в) гражданам, награжденным орденами трудовой Славы или за службу в Вооруженных силах СССР; повышение на 15 процентов;

в) участникам великой Отечественной Войны; повышение на один минимальный размер пенсии;

г) гражданам, бывшими несовершеннолетними узниками лагерей ГЕТТО; повышение на размер минимальной пенсии по старости;

д) гражданам, которые работали в тылу во время Великой Отечественной Войны, а также военнослужащие, проходившие службу в тылу в это время; повышение на 50 процентов от минимального размера пенсии;

е) гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам, а затем реабилитированным; повышение на 50 процентов от минимального размера пенсии.

5. Порядок назначения пенсии по старости досрочно

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» по предложению территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию.

Расходы, связанные с досрочным выходом на пенсию по старости (по возрасту) осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с полным возмещением затрат из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.

Основными условиями для оформления гражданам пенсии по старости досрочно являются:

· Признание граждан в установленном порядке безработными;

· Отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства граждан;

· Наличие у безработных стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту);

· Достижение безработными определенного возраста;

· Увольнение граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата;

· Согласие безработных граждан с направлением их на пенсию по старости (по возрасту) досрочно.

При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оформление пенсии по старости (по возрасту) досрочно не производится.

Пенсия по старости на общих основаниях оформляется досрочно не ранее чем за два года до принятого законодательством срока выхода на пенсию:

Женщинам - по достижении 53 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет;

Мужчинам – по достижении 58 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет.

Оформление безработным гражданам пенсии по старости (по возрасту) досрочно не производится в период приостановки выплаты пособия по безработице или снижения его размера.

Направление для оформления пенсии по старости досрочно производится с согласия безработного гражданина по его письменному заявлению. Орган службы занятости на основании личного заявления безработного гражданина выдает ему письменное предложение о направлении безработного гражданина на пенсию по старости (по возрасту) досрочно в двух экземплярах и справку о периодах, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» включаются в общий трудовой стаж, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение.

Выдача такого предложения фиксируется в карточке персонального учета безработного гражданина: «Выдано предложение о направлении безработного гражданина на пенсию по старости (по возрасту) досрочно. Дата, подпись».

Предложение действительно в течение одного месяца с даты его выдачи. С учетом территориальных и иных особенностей данный срок может быть продлен органом службы занятости.

Безработный гражданин в течение месяца (либо иного срока, установленного органом службы занятости) со дня выдачи ему документов, должен обратиться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту жительства.

В случае несоблюдения безработным гражданином установленного срока обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, предложение признается недействительным с даты его выдачи, за исключением случаев временной нетрудоспособности безработного гражданина, подтверждаемых листком нетрудоспособности установленного образца. В этом случае срок действия предложения продолжается и в период временной нетрудоспособности.

Орган службы занятости при получении от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, уведомления о назначении пенсии по старости (по возрасту) досрочно, прекращает выплату пособия по безработице с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного в соответствии со статьей 35 Закона российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

В случае получения от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, уведомления об отказе в назначении пенсии по старости (по возрасту) досрочно, орган службы занятости возобновляет работу по оказанию содействия в трудоустройстве безработного гражданина.

В случае длительной (более месяца с даты выдачи предложения) неявки безработного гражданина в орган службы занятости без уважительных причин выплат пособия по безработице прекращается с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного.

Орган службы занятости осуществляет персональный учет получателей пенсии по старости (по возрасту) досрочно, в течение всего периода ее выплаты до возникновения в соответствии с законодательством Российской Федерации права на назначение пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях.

Читайте также: