Последний указ президента республики беларусь о пенсионном обеспечении


Изменения в законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение, все еще вызывают у белорусов вопросы. В каком возрасте я уйду на пенсию? Сколько я буду получать? Как рассчитывается пенсия и что влияет на ее размер? Есть ли у меня льготы и надбавки? Вместе с заместителем председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальником управления пенсий и пособий Алиной Воронюк мы разложили по полочкам все эти моменты. Кроме того, рассмотрели основные изменения пенсионного законодательства, которые вступили в силу в этом году.



Пенсионный возраст и страховой стаж в 2020 году

Пенсионный возраст в Беларуси в 2020 году для женщин составляет 57 лет, а для мужчин 62 года. Ежегодно до 2022-го он будет увеличиваться на полгода. И к 2022 году женщины будут выходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины – в 63 года. Вместе с пенсионным возрастом увеличивается и необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. В этом году он составляет 17,5 года, а к 2025-му достигнет 20 лет. Те, кто не набрал нужный страховой стаж, могут рассчитывать только на социальную пенсию, сейчас это 119,94 рубля.


– Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством), – отмечает Алина Воронюк.

Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.



Страховой стаж нужно «оплачивать»

В стаж, необходимый для назначения пенсии, не будут засчитаны периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодатель не уплачивал или уплачивал в неполном объеме.

– Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж, – объясняет специалист.

То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются. Чтобы оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, интересуйтесь информацией об уплате работодателем обязательных страховых взносов на ваше имя. По этому вопросу можно обратиться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.



Включается ли в страховой стаж советский стаж

– В Советском Союзе наемные работники подлежали государственному социальному страхованию, взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями. Соответственно, время работы в период СССР или так называемый «советский стаж» включается в стаж работы с уплатой страховых взносов, необходимый для назначения трудовой пенсии, – поясняет Алина Воронюк.

Какие виды пенсий существуют

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Самый большой удельный вес в общей численности пенсионеров составляют получатели трудовой пенсии по возрасту – 81 процент, 11 процентов получают пенсии по инвалидности, по 3 процента – пенсии по потере кормильца и социальные пенсии, 2 процента – пенсии за выслугу лет. Согласно данным комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома средний размер трудовой пенсии по возрасту в области в феврале текущего года составляет 439,40 рубля.



– В назначении досрочных пенсий по возрасту и за выслугу лет с января 2020 года произошли существенные изменения. Президент 17 января подписал указ № 15, согласно которому работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, которые выработали до 1 января 2009 г., то есть до введения профессионального пенсионного страхования, не менее половины требуемого льготного стажа, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсия за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» из средств общей пенсионной системы.

До вступления в силу указа действовала норма, согласно которой при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась досрочная профессиональная пенсия до достижения пенсионного возраста. Формировалась она исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Как определяется размер пенсии

Здесь стоит обратить внимание на два критерия: стаж и заработок до обращения за назначением пенсии.

В стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также период службы в Вооруженных Силах СССР и Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности) или за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Засчитываются также периоды получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования в дневной форме; пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.



– Среди последних изменений – нормы указа Президента Республики Беларуси от 10 февраля 2020 года №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно документу с 1 января 2020 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Уплата взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда социальной защиты населения за указанных военнослужащих будет производиться за счет средств республиканского бюджета за периоды срочной военной службы, начиная с 1 января 2020 г. и позднее (независимо от даты начала прохождения срочной военной службы). С учетом этого в страховой стаж для назначения трудовой пенсии будут включаться только периоды срочной военной службы после 1 января 2020 г. и позднее, за которые были уплачены взносы в бюджет фонда, – дополняет Алина Воронюк.

Периоды срочной военной службы, протекавшей до 1 января 2020 г. и не сопровождавшиеся уплатой взносов, будут по-прежнему включаться только в общий стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера.

Чем подтверждается трудовой стаж? Основным документом является трудовая книжка. При отсутствии трудовой в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 г. принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов.



При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных периоды работы до 1 июля 1998 г. могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за то время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Периоды работы после 1 января 2003 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).

В 2020 году пенсия исчисляется исходя из заработка за последние 26 лет стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.



Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике, а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Если нет документов о зарплате

– На практике часто бывают ситуации, когда документы о заработке не сохранены по вине работодателя. Выход из такой ситуации есть: работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защите для решения пенсионного вопроса. Кроме того, пенсионер вправе обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении причиненного ущерба в связи с недополучением по вине работодателя пенсии в полном объеме (если это имело место) за период до установления судом юридического факта получения им заработной платы, – пояснила Алина Воронюк.

Как рассчитывается пенсия для ИП или самозанятых

Индивидуальные предприниматели каждый месяц, помимо подоходного налога, платят взнос в фонд социальной защиты населения. Минимальная планка – 35 процентов от минимальной заработной платы по стране. В IV квартале 2019 года эта сумма равнялась 115,5 рубля. С января 2020 года минимальная зарплата по стране выросла до 375 рублей, поэтому и размер минимального взноса увеличился до 131,25 рубля. При таком показателе за год индивидуальный предприниматель направит в фонд соцзащиты 1575 рублей. Меньше этой суммы заплатить нельзя, больше – можно.

Для чего нужны эти выплаты? Они аналогичны страховым взносам, которые работодатель уплачивает за работников. Поэтому, если ИП работал весь год и исправно платил взносы, эти 12 месяцев засчитываются ему в страховой стаж.



Представим, что человек практически всю жизнь проработал ИП вплоть до пенсии, уплачивая взнос по минимальному порогу. В таком случае индивидуальный коэффициентзаработка у него будет небольшой, а данный показатель напрямую влияет на размер пенсии.

Что касается самозанятых граждан (ремесленники, фотографы), то они имеют право не платить страховые взносы. Однако в таком случае ими не будет формироваться страховой стаж, а без этого они рискуют остаться без пенсии. Если ремесленник захочет платить страховые взносы, то они должны быть не менее 29 процентов минимальной зарплаты по стране. На данный момент это 108,75 рубля.

Куда обращаться за назначением пенсии

Статьей 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определен порядок обращения за назначением пенсии. Согласно данному порядку работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Неработающие граждане подают заявление о назначении пенсии сами в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (регистрации). Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

7 сентября 2020

18 мая 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан».

С 1 января 2021 года Указом предусматривается:

Для многодетных матерей

  1. Увеличение предельного периода по уходу за детьми, засчитываемого в общий стаж для целей пенсионного обеспечения, с 9 до 12 лет в общей сложности (для матерей, родившихчетверо и более детей, периоды, когда они не работали в связи с уходом за малолетними детьми, будут засчитываться в общий стаж работы для назначения пенсии в пределах 12 лет. В настоящее время учитываются в пределах 9 лет).
  2. Уменьшение периода страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста (женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста,трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет).

Для граждан с инвалидностью

  1. Снижение страхового и общего стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту гражданам, которые являлись инвалидами I и (или) II группы (снижение страхового стажагражданам, которые являлись инвалидами I и (или) II группы более 10 лет – на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности).

При нахождении на инвалидности I и (или) II группы:

11 лет – страховой стаж снижается на 5 лет 6 месяцев

12 лет – страховой стаж снижается на 6 лет

13 лет – страховой стаж снижается на 6 лет 6 месяцев

14 лет – страховой стаж снижается на 7 лет

15 лет – страховой стаж снижается на 7 лет 6 месяцев

16 лет – страховой стаж снижается на 8 лет

17 лет – страховой стаж снижается на 8 лет 6 месяцев

18 лет – страховой стаж снижается на 9 лет

19 лет – страховой стаж снижается на 9 лет 6 месяцев

20 лет – страховой стаж снижается на 10 лет

более 21 года – до 5 лет.

Одновременно для указанной категории лиц снижено требование к общему стажу

для женщин – с 20 до 15 лет,

для мужчин – с 25 до 20 лет.

Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и (или) II группы для назначения досрочной пенсии по возрасту по статье 22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

(по вопросу назначения трудовой пенсии по возрасту с учетом данной нормы либо перевода с получаемой пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту необходимо обратиться в установленном законодательством порядке (с заявлением и необходимыми документами) в органы по труду, занятости и социальной защите).

Для других категорий граждан

  1. Предоставление лицам, имеющим страховой стаж не менее 10 лет, но менее требуемого полного страхового стажа, права на трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже (при определении размератакой пенсии будет учитываться только страховой стаж).

При наличии 10 лет страхового стажа размер пенсии составит 73 процента БПМ пенсионера. За каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия дополнительно увеличивается на 3 процента указанной величины, но не более чем до 100 процентов этой величины.

Женщины, достигшие возраста 60 лет и мужчины - 65 лет, приобретут право на трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже при наличии страхового стажа:

от 10 до 17 лет - в 2021 году в размере от 73 до 94 процентов БПМ пенсионера

18 лет - в 2022 году в размере 97 процентов БПМ пенсионера

19 лет - в 2023 году в размере 100 процентов БПМ пенсионера

(в 2021 году для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в полном размере потребуется наличие страхового стажа не менее 18 лет).

  1. Расширение круга лиц, которым может назначаться трудовая пенсия по случаю потери кормильца (смерти кормильца)

Предоставляется право на пенсию по случаю потери кормильца:

- лицам, которым по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (при условии, что они не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности),

- лицам, которые являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность на период осуществления ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

Нормы Указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года.

Пенсии многодетным матерям будут перерасчитываться с учетом Указа с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке (с заявлением и документами, подтверждающими рождение четверых и более детей и воспитание их до 3-летнего возраста (если таких документов нет в материалах пенсионного дела) в органы по труду, занятости и социальной защите.

Перевод с одного вида пенсии на другой производится с даты подачи соответствующего заявления в органы по труду, занятости и социальной защите, но не ранее 01.01.2021. В целях своевременной реализации права на получение другого вида пенсии заявление можно подать до 01.01.2021 (в течение декабря 2020), указав в нем о переводе на другой вид пенсии с 01.01.2021.

За консультациями по Указу Президента Республики Беларусь от 18мая 2020 г. № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан» обращаться в управление социальной защиты администрации Ленинского района г. Бобруйска (ул. Советская, 78, кабинеты 105,107).


— Татьяна Викторовна, насколько знаю, в первую очередь новшества касаются многодетных матерей. Что указ изменит в их пенсиях?

— Первое новшество в пенсионной системе касается матерей, родивших четверых и более детей, которые не работали в связи с уходом за малолетними детьми. Периоды декретного отпуска будут засчитываться в общий стаж работы в пределах 12 лет, а не 9, как сейчас. Норма указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года. Пенсии будут перерассчитывать с учетом данной нормы с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Для этого нужно будет подать заявление и документы, подтверждающие рождение четверых и более детей и воспитание их до трехлетнего возраста в орган по труду, занятости и социальной защите.

— А страховой стаж не изменится?

— Для мам, родивших четверых детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, он уменьшается. Трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет, в том числе не менее 10 лет — с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Сейчас такие мамы получали трудовую пенсию на общих основаниях. Например, в текущем году трудовую пенсию назначали при наличии страхового стажа не менее 17 лет и 6 месяцев.

— Кого еще коснутся изменения при начислении пенсий?

— Расширяется круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца и условия, при которых она назначается. При осуществлении ухода за детьми умершего кормильца, не достигшими трех лет, она назначается:

- лицам, которым по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком умершего кормильца, до достижения им возраста 3 лет (при условии, что они не выполняют работу по гражданско-правовому договору, не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности);

- лицам, которые являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность на период осуществления ухода за ребенком умершего кормильца до достижения им трехлетнего возраста;

- бывшему супругу (бывшей супруге) умершего кормильца при условии невступления в новый брак.

— Предусмотрены ли какие-то новшества для людей с инвалидностью?

— Да, есть они и для этой категории граждан. Если человек являлся инвалидом I и II групп не менее 10 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста, то страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, будет снижаться на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности. А когда время пребывания на инвалидности I и II групп составляет не менее 21 года, трудовая пенсия будет назначаться при наличии страхового стажа не менее 5 лет. Одновременно для указанной категории лиц снижено требование к общему стажу: для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет.

Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и II групп для назначения досрочной пенсии по возрасту по статье 22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Социальная пенсия лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, матерям и (или) отцам детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имевших третью и (или) четвертую степень утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, если родитель (родители) осуществлял уход за ними не менее 20 лет, назначается в размере 130 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера.

— Как быть, если все же страхового стажа для назначения пенсии не хватает?

— Будет назначена трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Сюда подпадают мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины — 60 лет при наличии не менее 10 лет страхового стажа. Пенсия будет назначаться в размере 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. За каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3% указанной величины, но не более чем до 100 процентов этой величины.

К сведению, в 2021 году для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в полном размере потребуется наличие страхового стажа не менее 18 лет.

— Куда обращаться за перерасчетом пенсий?

— Напомню, трудовые пенсии, назначенные до 1 января 2021 г., будут перерассчитываться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер обратился за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Всех, кого коснулся Указ, и кто имеет право на перерасчет пенсии согласно ему, просим обращаться в отдел пенсий и пособий (кабинет № 4, телефон 6-59-01) управления по труду занятости и социальной защите Волковысского райисполкома по адресу: ул. Жолудева, д. 24. В первую очередь, обращаем внимание на это женщин, осуществлявших уход за детьми до 3 лет более 9 лет в общей сложности, женщин, родивших четверых и более детей и воспитавших их до 8-летнего возраста, родителей детей-инвалидов.

В Беларуси отрегулированы вопросы досрочного пенсионного обеспечения граждан, занятых на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности. Соответствующий указ № 15 подписал сегодня президент Беларуси, сообщила пресс-служба главы государства.

Работникам, выработавшим на 1 января 2009 года не менее половины необходимого льготного стажа в особых условиях труда, будет предоставлено право на назначение досрочной льготной пенсии согласно закону «О пенсионном обеспечении» взамен досрочной профессиональной пенсии согласно закону «О профессиональном пенсионном страховании».

Кроме того, с 1 января 2021 года будут повышены тарифы взносов на профессиональное пенсионное страхование в отношении нескольких категорий работников, занятых на протяжении полного рабочего дня на работах с особыми условиями труда.

Предусмотренные меры позволят повысить уровень досрочного льготного пенсионного обеспечения работников, имеющих длительный стаж работы в неблагоприятных условиях труда, а также обеспечить формирование в дальнейшем более высоких размеров пенсионных выплат в системе профессионального пенсионного страхования.

Как пояснили в Минтруда, с 1 января 2009 года в Беларуси ввели систему профессионального пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда. Это было сделано законом от 5 января 2008 года «О профессиональном пенсионном страховании».

Таким работникам назначается досрочная профессиональная пенсия до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Ее размер исчисляется исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Досрочная пенсия по нормам закона «О профессиональном пенсионном страховании» назначается при отработке работником после 1 января 2009 года более половины требуемого льготного стажа.

Нынешним же указом работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, выработавшим до 1 января 2009 года не менее половины требуемого полного льготного стажа, предоставляется право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по закону «О пенсионном обеспечении» (по статьям 12, 13, 15 или по статьям 47-49, 49-2 соответственно).

Указанная пенсия назначается из средств общей пенсионной системы (подпункт 1.1 указа).

Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 года не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования.

Норма, содержащаяся в подпункте 1.1. указа вступает в силу с 1 января 2020 года.

Также указом в целях формирования более высоких размеров будущих профессиональных пенсий предусматривается повышение (более чем в два раза) тарифов взносов работодателей на профессиональное пенсионное страхование работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников, занятых работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2).

Тарифы взносов увеличиваются с 1 января 2021 года.

Кстати, ранее (с 1 октября 2013 года) аналогичное право пенсионирования по «Закону о пенсионном обеспечении» было предоставлено работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2. Тарифы взносов им были также увеличены с 1 января 2014 года.

Указ расширяет переходный период, но не приводит к приостановлению действия системы профессионального пенсионного страхования.

Так, работникам, занятым на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые до 1 января 2009 года отработали менее половины льготного стажа либо вовсе его не имели до указанной даты, предоставляется право:

  • (1) формирования досрочной профессиональной пенсии. В таком случае работодатель будет уплачивать за этого работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН);
  • (2) выбора вместо досрочной профессиональной пенсии дополнительной профессиональной пенсии. Дополнительная профессиональная пенсия будет назначаться по достижении общеустановленного пенсионного возраста (в размере БПМ) за счет сформированных пенсионных сбережений дополнительно к пенсии по возрасту;
  • (3) получения ежемесячной доплаты к зарплате вместо указанного страхования. Ее размер определяется работодателем, но не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника. То есть взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования будут выплачиваться самому работнику к зарплате.

Кому пересчитают страховой стаж и сумму ежемесячного социального пособия?


На этой неделе Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан», согласно которому с 1 января 2021 года вводятся дополнительные гарантии в области пенсионного обеспечения. Благодаря этому шагу со стороны государства многодетные матери и их семьи, люди с инвалидностью, родители детей-инвалидов, работники с неполным страховым стажем почувствуют себя увереннее. Обо всех нюансах корреспонденту «ГП» рассказали в комитете по труду, занятости и социальной защите облисполкома.

Если вы мама четверых детей

Для этой категории, отмечает заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальник управления пенсий и пособий Алина Воронюк, изменятся, прежде всего, подходы в исчислении стажа работы.

Для назначения трудовых пенсий многодетным мамам с четырьмя детьми будут засчитываться периоды отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими трехлетнего возраста. В общей сложности это 12 лет. Согласно действующему законодательству сейчас в зачет стажа работы идут только девять лет.

Еще одна гарантия предусмотрена для матерей, родивших четверых детей и воспитавших их до 8-летнего возраста. С 1 января 2021 года страховой стаж для таких женщин снижается до 10 лет. Таким образом, трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться им при наличии трудового стажа не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет. Сегодня требования для назначения пенсии по возрасту либо другой трудовой пенсии – 17,5 лет страхового стажа.

– Это касается не только тех, кто выйдет на пенсию после 1 января 2021 года, но и тех, кому пенсия была назначена ранее. Если женщина родила и воспитала четверых детей, то она может обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства, предоставив подтверждающие документы. В соответствии со статьей 81 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» ей произведут перерасчет пенсии с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения за перерасчетом.

Забота о людях с ограниченными возможностями

Указом предусмотрены нормы по снижению страхового стажа для людей с инвалидностью. Если инвалид I, II группы до достижения общеустановленного пенсионного возраста находился на инвалидности 10 и более лет, то его страховой стаж для реализации права на трудовую пенсию будет уменьшен на шесть месяцев за каждый год нахождения на инвалидности.

Если инвалид I, II группы находился на инвалидности 21 год и более, то для получения трудовой пенсии по возрасту ему достаточно 5 лет страхового стажа. При назначении пенсии по этому основанию женщинам-инвалидам I, II группы достаточно 15 лет стажа работы, мужчинам-инвалидам – 20 лет.

Инвалидам с детства I, II группы трудовая пенсия по возрасту, согласно указу, назначается при наличии страхового стажа 5 лет и стажа работы 15 лет для женщин и 20 лет для мужчин.

Родителям, воспитывающим ребенка-инвалида

– В действующем пенсионном законодательстве есть льготы для семей, воспитывающих ребенка-инвалида, – отмечает Алина Воронюк. – Мать и (или) отец, которые воспитывали ребенка-инвалида не менее 8 лет до его совершеннолетия, имеют право на досрочную пенсию по возрасту при наличии страхового стажа не менее 5 лет. Но, к сожалению, в жизни встречаются ситуации, когда родители, занимающиеся воспитанием ребенка-инвалида, не могут выработать и этот пятилетний стаж.

С введением Указа родителям, осуществлявшим не менее 20 лет уход за ребенком с тяжелой третьей или четвертой степенью утраты здоровья и признанным впоследствии инвалидом с детства I группы, размер социальной пенсии будет увеличен практически вдвое. Он составит 130 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера и будет приближен таким образом к минимальному размеру пенсии по возрасту – 247 рублей. Сегодня при отсутствии основания для назначения трудовой пенсии такие граждане могут рассчитывать на социальную пенсию в размере 123 рублей.

Если страховой стаж неполный

Указом предусмотрена возможность назначения пенсии по возрасту при неполном страховом стаже. Сейчас в этом случае может быть назначена только социальная пенсия. С 2021 года, согласно Указу, если у человека есть 10 лет страхового стажа, ему будет назначаться трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже в размере от 73 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет страхового стажа до 100 процентов такого бюджета за 19 лет (дополнительно по 3 процента за каждый полный год). На такую пенсию могут претендовать мужчины по достижении 65 лет, женщины – 60 лет.

Право на пенсию по потере кормильца

Указом расширяется круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца. Супругу, родителю, дедушке, бабушке, брату, сестре умершего может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца, если они заняты уходом за его ребенком, братом, сестрой либо внуком, не достигшим трех лет.

Эта пенсия назначается в случае, если близкий родственник находится в отпуске по уходу за ребенком (братом, сестрой, внуком) умершего кормильца; является индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом, занимается отдельными видами ремесленной деятельности либо деятельностью в сфере агроэкотуризма и при этом приостановил свою деятельность для осуществления ухода за ребенком (братом, сестрой, внуком) либо, являясь индивидуальным предпринимателем, находится в стадии прекращения этой деятельности.

Право на эту пенсию получат также бывший супруг (супруга) умершего кормильца при условии невступления в новый брак.

Вместо полугода на целый год

Указом предусмотрены меры социальной поддержки многодетных малообеспеченных семей. Государственная адресная социальная помощь в виде ежемесячного социального пособия будет назначаться исходя из иного критерия нуждаемости. Сегодня при назначении этого социального пособия он составляет 100 процентов бюджета прожиточного минимума (с 1 мая это 246,78 рубля). Согласно норме Указа этот критерий увеличится до 115 процентов бюджета прожиточного минимума.

– Поскольку увеличится критерий нуждаемости, вырастет и размер пособия. Так как он является разницей между среднедушевым доходом семьи и критерием нуждаемости, – отмечает Алина Воронюк. – Согласно Указу меняется также период, на который будет назначаться социальное пособие. Сегодня оно предоставляется сроком на 6 месяцев, а увеличится до года. Эта норма заработает уже с 1 сентября этого года.

Попытка зачатия – за счет государства

Со вступлением в силу соответствующего положения Указа (1 января 2021 года) супружеские пары, в которых возраст женщины не превышает 40 лет, получат право на одну бесплатную попытку ЭКО в государственных организациях здравоохранения. Оба супруга при этом должны быть гражданами Беларуси. Порядок и условия проведения процедуры будут установлены дополнительно.

Юлия Тимощук, «Гродзенская праўда», 22 мая 2020 г.


Изменен порядок назначения досрочной пенсии!

17 января 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписанУказ № 15, который регулирует вопросы досрочного пенсионного обеспечения работников, занятых в особых условиях труда.

С принятием настоящего Указа работникам, выработавшим до 1 января 2009 года не менее половины необходимого специального стажа, предоставляется право выхода на досрочную пенсию согласно Закону «О пенсионном обеспечении». Указанная пенсия назначается органами по труду, занятости и социальной защите. Норма действует с 2020 года.

Кроме того, с 2021 года будут увеличены тарифы взносов на профессиональное пенсионное страхование в отношении некоторых категорий работников, занятых в особых условиях труда.

Предусмотренные меры позволят повысить уровень досрочного пенсионного обеспечения работников, имеющих длительный стаж работы в неблагоприятных условиях труда.

Получить подробную консультацию Вы можете в Первомайском районном отделе МГУ ФСЗН по адресу: г. Минск, ул. Толбухина, 6, с 9-00 до 17-00 или по телефонам: 280-25-87, 281-60-35.

Изменения в пенсионном обеспечении и профессиональном пенсионном страховании

Изменения в пенсионном обеспечении и профессиональном пенсионном страховании предусмотрены Указом Президента от 17 января 2020 года № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Первая норма, содержащаяся в подпункте 1.1. Указа № 15, уже вступила в силу с 1 января текущего года, вторая начнет действовать с 1 января 2021-го.

Напомним, с 1 января 2009 года в Беларуси введена система профессионального пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда (Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О профессиональном пенсионном страховании»). Эта система основана на принципе предварительного накопления средств на выплату профессиональных пенсий (общая пенсионная система в стране действует на принципе текущего финансирования). Таким категориям работников назначается досрочная профессиональная пенсия до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста. Размер ее исчисляется исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников. Досрочная профессиональная пенсия по нормам Закона «О профессиональном пенсионном страховании» назначается при отработке после 1 января 2009 года более половины требуемого льготного стажа.

Например, в 2019 году это право приобрели мужчины водители городского пассажирского транспорта в возрасте 56 лет и 6 месяцев при профессиональном стаже работы либо в сумме со специальным стажем работы 20 лет. Женщины водители получили такое право в возрасте 51 год и 6 месяцев при условии 15-летнего профессионального стажа (либо в сумме со специальным стажем). Однако тот, кто после 2009 года переработал 10 лет (7 лет и 6 месяцев) в особых условиях, при наличии необходимого стажа мог получить пенсию, рассчитанную уже по новым правилам. Причем размеры пенсионных накоплений оказались незначительными, поскольку с момента введения нового закона прошло мало времени и, соответственно, отчисления нанимателя были небольшими.

Указ № 15, который с нетерпением ожидали водители городского транспорта, работники гражданской авиации, спортсмены, трактористы-машинисты, доярки и другие категории работников (кроме занятых на рабочих местах по СП1 и СП2) внес существенные изменения в сторону улучшения пенсионных прав. Теперь те труженики, у которых на 1 января 2009 года выработано не менее половины требуемого льготного стажа в особых условиях труда (например, для водителей, трактористов мужчин 10 лет, для женщин – 7,5), закрепили за собой право выхода на досрочную льготную пенсию и получили возможность оформить ее из общей пенсионной системы по закону о пенсионном обеспечении взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования. Примечательно, что в этой ситуации уже не имеет значения превышение более половины стажа после 1 января 2009 года. Теперь после 1 января 2009 года человек может работать водителем или трактористом столько, сколько захочет, и при этом ему позволено оформить досрочную льготную пенсию в управлении социальной защиты по Закону «О пенсионном обеспечении». Однако оформить досрочную льготную пенсию в управлении социальной защиты возможно только при совпадении всех условий вместе:

  • – достижение определенного возраста (ниже общеустановленного пенсионного возраста);
  • – наличие общего трудового стажа работы;
  • – наличие стажа в особых условиях труда и наличие большей части его до 1 января 2009 года;
  • – наличие необходимого страхового стажа. В 2020 году он должен быть не менее 17,5 лет.

В отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые до 1 января 2009 г. отработали менее половины льготного стажа либо вовсе его не имели до указанной даты, компенсации за работу в особых условиях труда не изменились.

С октября 2013 года они имеют право выбрать либо досрочную профессиональную пенсию (работодатель будет уплачивать обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения), либо дополнительную профессиональную пенсию (она будет назначаться по достижении общеустановленного пенсионного возраста в размере бюджета прожиточного минимума за счет сформированных пенсионных сбережений дополнительно к пенсии по возрасту).Также занятый в особых условиях труда может отказаться от вышеперечисленного профессионального пенсионного страхования и вместо него выбрать ежемесячную доплату к зарплате.

Вторая норма Указа Президента № 15 вступает в силу с 1 января 2021 года, а именно: тарифы взносов на профессиональное пенсионное страхование работников, занятых в особых условиях труда, будут увеличены. Это новшество позволит повысить уровень досрочного льготного обеспечения работников, имеющих длительный стаж в особых условиях труда и обеспечить формирование более высоких размеров выплат в системе профессионального пенсионного страхования.

17 января 2020 года Президентом Республики Беларусь подписан Указ №15, на основании которого с 1 января 2020 года изменился подход в назначении досрочных пенсий

Указ касается тех лиц, которые формируют свое право на назначение пенсий за работу в особых условиях труда и в связи с занятостью отдельными видами профессиональной деятельности. К ним, в частности, относятся: работники летного, летно-испытательного и инженерно-технического состава гражданской авиации; работницы текстильного производства; женщины трактористы-машинисты и мужчины трактористы машинисты сельскохозяйственного производства; водители пассажирского транспорта; женщины операторы животноводческих и свиноводческих комплексов и механизированных ферм, а также операторы машинного доения; отдельные категории артистов; работники экспедиций, партий, отрядов; спортсмены, занимающиеся профессиональным спортом; отдельные категории медицинских и педагогических работников.

До момента вступления в силу Указа, определяющую роль для назначения льготной пенсии у вышеперечисленной категории работников, играл период профессионального стажа, накопленного с 1 января 2009 года в соответствии с нормами Закона от 5 января 2008 года №322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – Закон о ППС).

Справочно: профессиональный стаж – это продолжительность работы с особыми условиями труда работника (застрахованного лица), в течение которой за него нанимателем уплачивались взносы на профессиональное пенсионное страхование. Суммы страховых взносов и доход от их размещения накапливаются на профессиональной части лицевого счета застрахованного лица.

С 1 января 2020 года для указанной категории работников ситуация изменилась. Теперь, наличие стажа работы в неблагоприятных условиях труда, большая часть из которого приходится на период до 1 января 2009 года, даёт право для назначения трудовой пенсии по возрасту за работу в особых условиях труда или за выслугу лет по Закону о пенсионном обеспечении. При этом не играет роли, переработана ли половина такого стажа после 1 января 2009 года.

Рассмотрим несколько примеров. Первый: для женщины работницы текстильного производства, занятой на станках и машинах, трудовым законодательством для назначения льготной пенсии предусмотрен суммарный льготный стаж не менее 20 лет, и если его большая часть составит не менее 10 лет в период до 1 января 2009 года, то она может рассчитывать на трудовую пенсию за работу в особых условиях труда раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет по закону о пенсионном обеспечении. Второй: если у мужчины, работающего авиационным техником (работник инженерно-технического состава гражданской авиации), для которого законодательством также предусмотрен суммарный льготный стаж не менее 20 лет, большая часть из которого – не менее 10 лет будет приходиться на период до 1 января 2009 года, то и этот работник может обратиться за назначением досрочной трудовой пенсии за выслугу лет в орган по труду, занятости и социальной защите.

Справочно: для тех работников, которые осуществляли свою трудовую деятельность в течение полного рабочего дня в тяжелых и особо тяжелых условиях труда на аттестованных рабочих местах - по спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку №1 и Списку №2, аналогичный подход при определении права на льготную профессиональную пенсию был предусмотрен Указом Президента Республики Беларусь №441, и уже применяется с 1 октября 2013 года.

Что касается работников, желающих реализовать своё право на досрочное пенсионное обеспечение, у которых до 1 января 2009 года специальный стаж отсутствует, или составляет менее половины от полного льготного стажа, установленного законодательством, то они будут иметь право на назначение досрочной профессиональной пенсии в соответствии с Законом о ППС. В данном случае, необходимо соблюдение всех норм, предусмотренных статьей 11 Закона о ППС: достижение необходимого возраста и наличие общего и профессионального стажа работы.

Следует отметить, что такие работники вместо профессионального пенсионного страхования могут воспользоваться правом на получение ежемесячных доплат, в размере не менее сумм взносов на профессиональное пенсионное страхование, причитающихся к уплате в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.

Не имеют права на доплату те работники, у которых более половины льготного стажа отработано до 1 января 2009 года.

Назначением досрочных профессиональных пенсий занимаются районные отделы Фонда социальной защиты населения. А решения о доплатах вместо профессионального пенсионного страхования принимают работники совместно с нанимателем.

В случае, если за работника производились отчисления взносов на профессиональное пенсионное страхование и он не воспользовался правом на досрочную профессиональную пенсию, а также на доплату вместо профессионального пенсионного страхования, то по достижении общеустановленного пенсионного возраста он может обратиться в органы Фонда социальной защиты населения за дополнительной профессиональной пенсией. Период выплаты такой пенсии определяется исходя из суммы пенсионных сбережений, имеющихся на профессиональной части лицевого счета застрахованного лица на день обращения. Ежемесячный размер выплат составляет бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего в месяце, за который осуществляется выплата (в феврале 2020 года - это 239,87 руб.).

С 1 января 2021 года Указом также предусмотрено увеличение тарифа взносов на профессиональное пенсионное страхование. Перечень тарифов приведен в Указе Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 года №23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование» (в редакции Указа №15).

Увеличение тарифа позволит увеличить пенсионные накопления на профессиональной части индивидуального лицевого счета застрахованных лиц, следовательно, суммы досрочных пенсий или доплат вместо них также вырастут, а по дополнительным профессиональным пенсиям увеличится период их выплат.

График

проведения «прямых телефонных линий» в Минском городском управлении Фонда социальной защиты населения по вопросам применения положений Указа Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» и по иным, связанным с ними вопросам профессионального пенсионного страхования на 4 квартал 2020 г.

Отдел Минского городского управления

Ф.И.О., должность лица, проводящего «прямую телефонную линию»

Читайте также: