Прием расчетов в пфр



Круг заявителей

Заявителями при предоставлении государственной услуги являются:

юридические и физические лица, являющиеся страхователями в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее соответственно – страхователи, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ):

а) лица, производящие выплаты, в том числе:

индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного пенсионного страхования не предусмотрено иное;

б) физические лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

в) застрахованные лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и самостоятельно уплачивающие дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (далее - застрахованные лица).

Наименование органа, предоставляющего государственную услугу

Предоставление государственной услуги осуществляется ПФР через свои территориальные органы ПФР.

ПФР и территориальные органы ПФР не вправе требовать от заявителя (представителя) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги, связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.

Результат предоставления государственной услуги

Срок предоставления государственной услуги

Прием и регистрация поступившего в территориальный орган ПФР расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, в том числе направленного заявителем (представителем) с использованием средств почтовой связи, через многофункциональный центр, а также представленного в форме электронного документа, осуществляются не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его поступления.

Прием и регистрация расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, поступившего в территориальный орган ПФР в выходной или нерабочий праздничный день, осуществляются в первый следующий за ним рабочий день.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги

Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 17.05.2019 № 277п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2019 № 55623)»;

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" (вместе с "Положением о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления");

Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";

Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;

Федеральным законом от 24 ноября 2011 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;

постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 852 «Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг»;

постановлением правления ПФР от 31 июля 2006 г. № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» с изменениями, внесенными постановлениями правления ПФР от 28 июля 2008 г. № 224п , от 23 июля 2009 г. № 161п , от 23 июня 2010 г. № 152п , от 7 июля 2010 г. № 166п , от 24 марта 2011 г. № 59п , от 28 марта 2012 г. № 66п ;

постановлением правления ПФР от 2 ноября 2008 г. № 322п «Об утверждении формы ДСВ-3 «Реестр застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачены взносы работодателя», Порядка его представления в территориальный орган ПФР, а также Формата представления реестра в территориальный орган ПФР в электронном виде (формат данных)» с дополнениями, внесенными постановлением правления ПФР от 23 июня 2011 г. № 173п.

Срок ожидания в очереди

Время ожидания в очереди при обращении по вопросам предоставления государственной услуги не должно превышать 15 минут.

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги

Государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Основаниями для отказа в приеме Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее - Расчета 1), Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств(далее-Расчета 2) являются:

отсутствие подписи на документах (усиленной квалифицированной электронной подписи);

несоответствие Расчета 1, Расчета 2, представленных заявителем, формам РСВ-1 ПФР или РСВ-2 ПФР;
отсутствие или ненадлежащее оформление документа, подтверждающего полномочия представителя.

Отказ в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в иных случаях не допускается.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.

В предоставлении государственной услуги может быть отказано:

при наличии в Расчете 1, Расчете 2 неустранимых ошибок и замечаний;

при отсутствии на магнитном носителе информации файла, содержащего Расчет 1, Расчет 2;

в случае признания усиленной квалифицированной электронной подписи, которой подписаны файлы Расчета 1, Расчета 2, недействительной;

в случае если файлы Расчета 1, Расчета 2 не прошли форматно-логический контроль.

В случае представления Расчета 1, Расчета 2 по почте они возвращаются заявителю с уведомлением о невозможности принятия Расчета 1, Расчета 2 и причинах возврата в порядке, установленном подпунктом "г" пункта 43 Административного регламента.

В случае представления Расчета 1, Расчета 2 заявителем (представителем) лично на бумажном или магнитном носителе Расчет 1, Расчет 2 возвращаются в порядке, установленном в подпункте "д" пункта 45 Административного регламента.

В случае представления Расчета 1, Расчета 2 в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (на магнитном носителе) они возвращаются в порядке, установленном в подпункте "е" пункта 47 Административного регламента.

В случае представления Расчета 1, Расчета 2 по телекоммуникационным каналам связи, в том числе с использованием Единого портала, заявителю направляется уведомление о невозможности принятия Расчета 1, Расчета 2 и ее причинах в порядке, установленном абзацем третьим пункта 49 Административного регламента.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги,которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их представления

Перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, законодательством Российской Федерации не установлен.

ПФР, территориальные органы ПФР не вправе требовать представления:

а) документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

б) документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг;

в) документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления

Для получения государственной услуги заявителем (представителем) представляются следующие документы:

расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР -утверждена постановлением Правления ПФР от 16 января 2014 г. N 2п "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения") (далее - Расчет 1), за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года;

расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств (форма РСВ-2 ПФР - Утверждена постановлением Правления ПФР от 17 сентября 2015 г. N 347п "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств и Порядка ее заполнения") (далее - Расчет 2).

При представлении Расчета 1, Расчета 2 лично заявитель представляет документ, удостоверяющий личность.

При представлении Расчета 1, Расчета 2 через представителя необходимыми документами являются доверенность, подтверждающая полномочия представителя на представление документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также документ, удостоверяющий личность представителя.

Расчет 1, Расчет 2 могут быть представлены:

на бумажных носителях информации (лично или по почте);

в электронном виде (на магнитных носителях) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи;

по электронным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи;

посредством сети "Интернет", включая Единый портал, при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа.

Ведение бизнеса или иной какой-либо значимой хозяйственной деятельности предполагает, кроме прочего, тесное взаимодействие с контролирующими органами и структурами. Одной из них выступает государственный пенсионный фонд.

Те организации и индивидуальные предприниматели, которые имеют сотрудников по найму, обязаны предоставлять периодическую отчетность в ПФР, связанную с персонифицированным учетом и расчетом страховых взносов. Об особенностях ее подачи и пойдет речь в статье далее.

Бесплатно по России

Как происходит сдача отчетности в ПФР

Субъектами обязательного пенсионного страхования выступают как работники (застрахованные лица), так и работодатели, выступающие в роли страхователей. Организации и ИП, у которых имеются сотрудники, обязаны вносить за них страховые взносы в ПФР для формирования будущей пенсии. Размер взносов привязан к заработной плате конкретного работника и составляет 22% от нее.

Соответственно, каждый работодатель имеет обязанность по подаче соответствующей отчетности. В нее включаются сведения, связанные с расчетами начисленных и уплаченных страховых взносов, а также иные данные персонифицированного учета.

Отчетность подается работодателем лично, однако допускается возможность привлекать специализированные бухгалтерские организации на основании договора. Документы подаются в строго регламентированные сроки.

Следует отметить, что ПФР наделен правом выносить акты, предусматривающие привлечение к ответственности лиц, нарушающих законодательство об ОПС. На практике это означает, что за несвоевременную сдачу отчетности юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть оштрафован.

В целом, на 2020 год отчетность в государственный пенсионный фонд представляет собой 5 унифицированных форм, которые работодателям необходимо подавать в обязательном порядке. Вкратце разберем каждую из них

Данный отчет подается всеми организациями. Он содержит в себе сведения о застрахованных лицах, находящихся в штате за конкретный отчетный период. В СЗВ-М вносится информация, которая необходима для ведения персонифицированного учета.

В обязательном порядке форма содержит следующие сведения:

  • данные организации-страхователя;
  • отчетный период;
  • информация о лицах, застрахованных в системе ОПС (ФИО, СНИЛС, ИНН).

Подробнее о программе смотрите в видео:

СЗВ-СТАЖ

Данная форма являет собой отчет, который предоставляется в органы государственного пенсионного каждый год. В нем в обязательном порядке должны быть отражены сведения обо всех сотрудниках, с которыми у организации заключены трудовые договоры, а также лицах, с которыми имеются гражданско-правовые отношения.

СЗВ-СТАЖ необходима для предоставления сведений об имеющемся страховом стаже работника. Напомним, что страховой стаж оказывает непосредственное влияние на возможность обращения за страховой пенсией в будущем, а также на размер самого пенсионного обеспечения.

СЗВ-ТД

Данная форма содержит сведения о трудовой деятельности работника. Этот отчет является новым и был введен в оборот в связи с переходом на «электронные трудовые книжки». В этой связи у многих страхователей возникло множество вопросов относительно его подачи.

Так, в форму СЗВ-ТД вносятся следующие сведения:

  • информация о страхователе (регистрационный номер, наименование, ИНН, КПП);
  • информация о застрахованном (ФИО, дата рождения, СНИЛС);
  • отметка о выборе застрахованным лицом нового форма фиксирования трудовой деятельности;
  • информация о периодах трудовой деятельности.

Следует отметить, что отчет по форме СЗВ-ТД подается только тогда, когда для этого имеются основания, к которым следует отнести:

  • прием на рабочее место;
  • увольнение (вне зависимости от причины);
  • перевод на другое рабочее место;
  • подача заявления о выборе формы фиксирования трудовой деятельности.

СЗИ-ТД

СЗИ-ТД по своей сути являет собой более развернутую форму отчета СЗВ-ТД. В ней, кроме прочего, указываются сведения о работнике, датах приема и увольнения, должности, вида работы и структурного подразделения организации, где трудился сотрудник.

Форму СЗИ-ТД подают страхователи в ПФР при увольнении сотрудника. Следует отметить, что сведения в рассматриваемом документе должны прямо соответствовать информации, содержащейся в форме СЗВ-ТД.

По своей сути ОДВ-1 представляет собой опись всех документов, которые передаются в пенсионный фонд страхователем. На практике это означает, что данная форма подается вместе с другими отчетными документами.

Следует отметить, что вышеуказанные формы отчетности являются обязательными. Однако при определенных обстоятельствах работодатель обязан подавать дополнительные формы, в том числе и по прямому запросу из государственного пенсионного фонда.

Способы отправки отчетов

Отчетные документы могут быть направлены в ПФР разными способами. При этом политика пенсионного фонда в этом плане направлена на все большее использование в этой части электронных способов связи. К примеру, вводятся ограничения на число сотрудников, при котором допускается подача сведений на бумажных носителях.

Почтовым отправлением

Этот способ предполагает отправку бумажных документов заказным письмом в адрес пенсионного фонда. Датой подачи отчетности считается день отправки письма, что определяется по почтовому штемпелю.

Желательно направлять письмо с описью вложения и уведомлением о вручении. Следует отметить, что воспользоваться возможностью подать документы почтой могут не все страхователи, а только те из них, в штате которых не более 24 человек включительно. Если количество сотрудников больше, то сведения подаются только в электронном виде.

Через интернет

Подача документов в электронном виде имеет ряд преимуществ, заключающихся в следующем:

  • невозможность утраты данных;
  • возможность корректировки введенных данных;
  • получение отчета из ПФР о принятии документов, что позволяет избежать просрочек при их подаче.

Прежде чем подавать документы в электронном формате, организация обязана обратиться в пенсионный фонд для подписания соглашения о таком виде взаимодействия.

Электронные документы в обязательном порядке должны заверяться подписью ответственного сотрудника. Речь идет об ЭЦП. При этом если отчеты сдаются пакетом, то электронная подпись должна быть проставлена в каждом файле.

Сроки сдачи

В зависимости от сроков сдачи отчетности в Пенсионный Фонд можно классифицировать следующим образом: ежемесячная, ежеквартальная, ежегодная.

  1. Ежемесячная. Ежемесячно – до 15 числа месяца, следующего за отчетным, необходимо подавать формы СЗВ-М и СЗВ-ТД.
  2. Ежеквартальная. Ежеквартально подается отчетность по форме ДСВ-3. Данный отчет подается только в том случае, если за работника выплачиваются дополнительные страховые взносы. Речь идет не о повышенных коэффициентах за особые условия труда, а о добровольном решении работника, направленном на увеличение размера его пенсии. Дополнительные взносы могут направляться сотрудником самостоятельно или через работодателя. В последнем случае организация подает отчет по форме ДСВ-3 ежеквартально в срок не позже 20 числа месяца, следующего за отчетным.
  3. Ежегодная. Один раз в год, по итогу данного периода, необходимо подавать документы по форме СЗВ-СТАЖ.

Следует отметить, что некоторые отчеты подаются не в рамках какой-либо периодичности, а по факту необходимости. Так, форма СЗИ-ТД направляется в ПФР в день, когда происходит увольнение сотрудника.

Кроме этого, государственный пенсионный фонд может истребовать дополнительные отчеты, сроки предоставления которых указываются в официальном требовании фонда.

Единая система сдачи отчетности

На сегодняшний день ПФР активно прорабатывает механизм единой системы отчетности в рамках информационного обмена между ПФР и участниками электронного документооборота (ЭДО). Это позволит значительно упростить обмен информации и процедуру сдачи отчетных документов.

Что появилось нового в системе сдачи отчетности в 2019 году

В 2019 году было принято решение о переходе на новый способ фиксирования трудовой деятельности. Речь идет об «электронных трудовых книжках». В этой связи с 2020 года были введены новые формы отчетов – СЗВ-ТД и СЗИ-ТД, сведения которых содержат информацию о трудовой деятельности сотрудников.

Отчетность в ПФР необходимо подавать всем организациям и ИП, имеющим сотрудников. Она может быть подана в форме как бумажных (если численность работников не более 25 человек), так и электронных документов. Подавать отчеты следует с ежемесячной, ежеквартальной или ежегодной периодичностью (в зависимости от их типа). За несвоевременное предоставление документов страхователя могут ожидать штрафные санкции.

И что в них вообще входит


Обычно под взносами в пенсионный фонд понимают взносы на обязательное пенсионное страхование. На самом деле еще есть другие взносы:

  1. На медицинское страхование.
  2. На обязательное социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством.
  3. На страхование от несчастных случаев.


Эти взносы тоже обязательные, но про них мы поговорим в другой раз. В этой статье речь идет только про пенсионные взносы.

С 2017 года все правила расчета и уплаты взносов перенесены в налоговый кодекс — искать нужно в разделе XI «Страховые взносы в Российской Федерации» и в главе 34 «Страховые взносы». Взносы от работодателя напрямую в пенсионный фонд не идут, их собирает налоговая.

Как считать взносы в ПФР — база для уплаты и тарифы

Чаще всего пенсионные взносы платят компании и ИП с сотрудниками. Это 22% от суммы, которая была начислена сотруднику за расчетный период — то есть за месяц.

Под базой понимают все выплаты сотруднику — зарплата, премии, отпускные, оплата сверхурочной работы. Есть и нюансы: например, в базу не попадают государственные пособия, некоторые виды компенсаций и материальной помощи. С этих выплат не нужно перечислять страховые взносы.

Если при рождении ребенка работодатель выплатит сотруднице единовременную материальную помощь в размере 50 000 Р , с этой суммы он не будет платить страховые взносы. Другие виды материальной помощи работникам не облагаются в пределах 4000 Р .

Теперь про тариф. Это 22% — для основной категории налогоплательщиков. Но бывают и другие категории — например, иностранцы. Если у вас работают не только граждане РФ, внимательно читайте налоговый кодекс.

С основным тарифом тоже нужно быть внимательным — он меняется в зависимости от суммы выплат. Например, в 2019 году действует правило: если база равна или больше 1 150 000 Р , тариф снижается с 22% до 10%.

Допустим, есть у вас сотрудник с зарплатой 130 000 Р до вычета налогов (НДФЛ). Сумма зарплаты с января по август: 130 000 × 8 = 1 040 000 Р . Это меньше 1 150 000 Р , поэтому ставка — 22%. Сентябрь — переломный месяц, часть взносов считаем по 22%, часть — по 10%. С октября по декабрь — по 10%.

Справочную информацию по тарифам смотрите в системе « Консультант-плюс ».

С 1 января 2020 года предельная база для исчисления страховых взносов на ОПС меняется на 1 292 000 Р . До этой суммы нужно платить взносы по 22%, потом — по 10%.

Сниженные тарифы взносов в ПФР

Тариф на взносы в ПФР может меняться в зависимости от вида деятельности компании. Например, ИТ-компании в 2019 году платят пенсионные взносы по ставке 8%. Полные условия есть в статье 427 НК РФ.

За кого платить взносы

Компания должна считать и уплачивать взносы в ПФР, если сотрудник оформлен:

  • по трудовому договору;
  • гражданско-правовому договору;
  • договору авторского заказа;
  • договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
  • издательскому лицензионному договору и другим таким договорам, вот полный список.

Не нужно платить за индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов.

Когда платить взносы в ПФР

Страховые взносы за сотрудника платят ежемесячно, до 15 числа следующего месяца. Например, за работу сотрудника в январе 2020 года нужно перечислить взносы до 15 февраля 2020 года.

По каким реквизитам и как платить

Взносы платят по реквизитам налоговой, к которой прикреплена компания. Дальше налоговая сама перечисляет деньги в пенсионный фонд. Сумму не нужно округлять, пишите с копейками.

Деньги отправляют по обычной банковской платежке:



На каждый тип взносов нужна своя платежка: отдельная — на пенсионные, отдельная — на медицинское страхование и еще одна — на страхование от несчастных случаев. Это, конечно, займет время, но в деньгах, скорее всего, не потеряете. Многие банки не берут плату за такие платежки. Например, Тинькофф-бизнес не берет комиссию, если в реквизитах стоит ФНС. Узнайте, как в вашем банке.

Вот что должно быть в платежном поручении:

  1. Поле 101 «Статус плательщика». Если платим от компании — указываем «01», если ИП — «09».
  2. Реквизиты получателя и его банка — реквизиты налоговой инспекции, к которой прикреплена компания. Данные можно посмотреть на сайте налоговой.
  3. В поле 104 «КБК» — код бюджетной классификации по страховым взносам на ОПС. Смотрите его на сайте налоговой.

Как отчитаться о страховых взносах

Мало уплатить страховые взносы — о них еще нужно отчитаться. Расчет по страховым взносам отправляют в ИФНС каждый квартал, до 30 числа месяца, следующего за отчетным. Расчет за первый квартал 2020 года нужно отправить до 30 апреля 2020 года.

Расчет заполняют в специальном формате. В 2019 году это одна форма, а в 2020 году нужно будет сдавать другую. Форма расчета за 2019 год есть в приказе ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ , есть шпаргалка по заполнению. Форму за 2020 год ищите в Приказе ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ .

Взносы в ПФР для ИП без сотрудников, нотариусов и адвокатов

Если у ИП нет сотрудников, ему все равно придется платить взносы в ПФР, но за себя. Логика расчета отличается: есть фиксированная сумма. В 2019 году это 29 354 Р . Эту сумму нужно уплатить обязательно, даже если ИП не заработал ни рубля.

Но это еще не все. Еще нужно уплатить взносы на обязательное медицинское страхование, в 2019 году это 6884 Р .

Если доход ИП превысит 300 000 Р , придется заплатить дополнительно 1% с суммы превышения. Но есть максимальное ограничение для страховых пенсионных взносов — 234 832 Р . То есть даже если ИП заработает значительно больше трехсот тысяч рублей, он все равно заплатит только 234 832 рубля налогов.

Например, ИП заработал 350 000 Р . Вот что он должен уплатить:

  • обязательные взносы: 29 354 Р + 6884 Р = 36 238 Р ;
  • дополнительные взносы: (350 000 Р − 300 000 Р ) × 1% = 500 Р .

Каждый год обязательная сумма взносов для ИП меняется, актуальную проверяйте на сайте ФНС. В 2020 году будет так:

  • страховые взносы на ОПС — 32 448 Р ;
  • страховые взносы на ОМС — 8426 Р .

Адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные платят взносы за себя по такой же схеме.

Кто может не платить взносы

ИП без сотрудников, адвокаты и нотариусы без сотрудников могут не платить взносы за себя, если:

  1. Проходят военную службу по призыву.
  2. Ухаживают за своим ребенком до полутора лет — это касается любого из родителей.
  3. Ухаживают за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или пожилым человеком (от 80 лет).
  4. Живут с супругом-военным, который служит по контракту в местностях, где работать нет возможности.
  5. Живут с супругом, работающим в дипломатическом представительстве и консульском учреждении РФ, международной организации.

Чтобы не платить взносы в такой ситуации, нужно предоставить в налоговую заявление об освобождении от уплаты страховых взносов и документы, которые это подтверждают. Вести предпринимательскую деятельность в эти периоды нельзя.

Несколько дней назад было обнародовано распоряжение правления ПФР от 19.02.14 № 63р. Им утверждены методические рекомендации для органов ПФР по обработке расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Рекомендации затрагивают, в первую очередь, вопросы приема и обработки РСВ-1 ПФР, но также распространяются и на РСВ-2 и РВ-3*. Несмотря на то, что документ был утвержден более года назад, он широко применяется и сейчас: проверяющие из ПФР довольно часто ссылаются именно на него. Давайте посмотрим, какого алгоритма действий должны придерживаться работники фонда при приеме РВС-1.

Прием расчетов

Расчеты по форме РСВ-1 содержат информацию о начисленных и уплаченных страховых взносах. Эти расчеты обязаны представлять в ПФР страхователи, выплачивающие вознаграждения физическим лицам по трудовым договорам или отдельным видам гражданско-правовых договоров. В зависимости от способа представления расчетов различается, соответственно, порядок их приема.

Расчеты «на бумаге»

Есть несколько способов сдать РСВ-1 в бумажном виде. Так, например, бумажную отчетность можно представить специалисту ПФР непосредственно на приеме. При получении комплекта документов сотрудникам ПФР рекомендовано придерживаться последовательности действий, обозначенной в п. 2.1.2 Рекомендаций (см. таблицу):

Шаг 1

Шаг 2

Шаг 3

Проверяются полномочия заявителя или представителя (например, по паспорту и доверенности).

Изучается расчет РСВ-1: проверяется полнота заполнения реквизитов, наличие печати и подписи, количество приложенных к расчету документов.

С помощью специальной программы расчет РСВ-1 переводится в электронный вид.

Похожая последовательность соблюдается и в случае представления расчетов «на бумаге» по почте или через многофункциональные центры. Однако при таких способах представления сотрудники ПФР уже не проверяют полномочия заявителя или представителя (п. 2.1.1 Рекомендаций).

Как видим, даже при сдаче отчетности «на бумаге» специалисты ПФР все равно переведут РСВ-1 в электронный вид (см. шаг 3). А на это, разумеется, нужно дополнительное время. При этом в Рекомендациях не уточняется, должен ли представитель страхователя присутствовать при этой процедуре и дожидаться ее успешного завершения.

Заметим, что некоторые органы ПФР вместе с бумажными расчетами требуют представлять магнитные носители с дублирующей информацией (флешки или дискеты). При работе с электронными носителями специалистам ПФР помимо прочего потребуется время на проверку этих носителей на наличие вирусов (п. п. 2.1.3, 2.1.4 Рекомендаций).

Отчетность в электронном виде

Если отчетность представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, то все возможные проверки производятся в ПФР автоматически. Специалисты ПФР в этом процессе, по сути, не участвуют (п. 2.1.5 Рекомендаций). Поэтому отчитываться в электронном виде, как правило, намного быстрее.

Посмотрим, по каким причинам страхователю могут отказать в приеме РСВ-1. Общие (касающиеся как бумажных, так и сданных по ТКС отчетов) причины приведены в пункте 2.4 Рекомендаций. Так, отказать в приеме отчетности могут в следующих случаях:

  • отсутствие печати;
  • отсутствие подписи;
  • несоответствие РСВ-1 утвержденным формам или противоречие в сведениях отчетности;
  • отсутствие или ненадлежащее оформление доверенности;
  • наличие ошибок на магнитном носителе;
  • отсутствие файла РСВ-1 на магнитном носителе.

Как видим, большинство из перечисленных причин может касаться лишь «бумажных» расчетов. Единственной причиной для отказа в приеме РСВ-1 в электронной форме является несоответствие отчета формату или противоречия в сведениях отчетности.

Следует отметить ещё один плюс в пользу электронной отчетности. С 1 января 2015 года у тех, кто отчитывается в электронном виде, появилось больше времени на подготовку отчетности (см. «Изменены сроки представления РСВ-1, 4-ФСС и декларации по НДС, а также сроки уплаты данного налога»).

Результатом приема РСВ-1 «на бумаге» является проставление отметки о приеме специалистом ПФР, ответственным за прием (п. 2.7 Рекомендаций). Некоторым плательщикам такой подход доставляет неудобства (например, если сотрудник ПФР отказывается проставлять отметку и просит что-нибудь переделать в расчете).

В случае же с электронной отчетностью человеческий фактор исключается, а РСВ-1 регистрируются не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения отчета сервером. Результатом приема и регистрации в этой случае считается уведомление о подтверждении приема (п. п. 2.6, 2,8 Рекомендаций).

Обработка расчетов

После приема РСВ-1 специалисты ПФР начинают проводить камеральную проверку расчета, а именно:

  • проверяют разделы 1-5 РСВ-1 в целях выявления возможной недоимки;
  • проверяют раздел 6 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица» и данные из этого раздела привязываются к лицевым счетам застрахованных лиц (этот раздел, напомним, заполняется на каждое застрахованное лицо, которому в отчетном периоде осуществлялись выплаты).

Если выявляются ошибки и (или) противоречия, то специалистам ПФР рекомендуется направлять (вручать) требование о представлении необходимых пояснений или внесении изменений в РСВ-1 (п. п. 3.2, 3.4 Рекомендаций).

Напомним, что представлять уточненные расчеты следует по мере выявления ошибок в расчете. Конкретные сроки для их представления не установлены. При этом ПФР рекомендует своим подразделениям принимать уточненные РСВ-1 не позднее двух месяцев после окончания отчетного периода, в котором была допущена ошибка. Такие рекомендации были даны в письме ПФР от 25.06.14 № НП-30-26/7951 (см. «Уточненные РСВ-1 отделения ПФР будут принимать в течение двух месяцев со дня окончания отчетного периода» и «Отражение доначисленных взносов в расчете РСВ-1 за текущий период по строке 120 раздела 1 штрафа за неполную уплату взносов не влечет»).

Однако в комментируемых Рекомендациях (которые были приняты ещё до издания названного письма) говорится о представлении уточенных расчетов в течение не двух, а трех месяцев, следующих за отчетным периодом. И в этой связи отмечается, что если уточненный расчет представить после 1 числа четвертого месяца, следующего за отчетным периодом, то обработка раздела 6 производиться не будет. А уточненные сведения по застрахованным лицам с типом «исходные» на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не разнесут. Для уточнения сведений потребуется представить отчетность с типом «корректирующая» на тех застрахованных, по которым нужно внести изменения (п. 3.7 Рекомендаций).

Контроль за сроками сдачи отчетности

Прописаны в Рекомендациях и вопросы контроля за представлением отчетности. В частности, уточняется, что по истечении 10 дней со срока, установленного законодательством РФ для представления РСВ-1 ПФР, специалисты ПФР сверяют состоящих на учете плательщиков с данными о фактическом представлении отчетности. После этого формируются списки плательщиков, не представивших отчетность.

Если же взносы уплачены, но расчет не представлен в срок, то специалисты ПФР должны принять меры по обеспечению представления отчетности. Однако, что именно они должны предпринять не разъясняется (п. 4 Рекомендаций).

Административный регламент

Напомним, что приказом Минтруда России от 22.10.12 № 329н утвержден «Административный регламент по приему РСВ-1». Этот документ прошел официальную регистрацию в Минюсте России и обязателен к применению. Поэтому на практике специалисты ПФР обязаны руководствоваться именно этим документом, а не своими внутренними Рекомендациями. Более того, сотрудники ПФР не должны на них ссылаться при приеме расчетов у плательщиков страховых взносов. Имеет смысл иметь это в виду, при общении с контролирующими органами.

* РСВ-2 (эти расчеты подают главы КФХ) и РВ-3 (взносы работодателей на дополнительное соцобеспечение) принимаются в порядке, аналогичном РСВ-1 (п. 2.9 Рекомендаций).

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №329н от 22.10.2012

Приказом Минтруда России от 22.10.2012 № 329н (далее – приказ № 329н) утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом РФ такой государственной услуги, как прием от плательщиков расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Об Административном регламенте

Административный регламент определяет сроки, стандарты и последовательность действий (административных процедур) Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов по предоставлению упомянутой госуслуги

Напомним, что, начиная с представления отчетности за I квартал 2013 года, плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в отношении начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС должны подать расчет по форме РСВ-1 ПФР. Данная форма и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 28.12.2012 № 639н.

Формат расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам такими плательщиками (формат данных) утвержден распоряжением Правления ПФР от 21.03.2013 № 97р.

Расчет по форме РСВ-1 ПФР необходимо представить не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР по месту регистрации плательщика.

Таким образом, 15 мая 2013 года – последний день для сдачи расчета за I квартал 2013 года.

Начиная с представления отчетности за 2012 год, главы крестьянских (фермерских) хозяйств в отношении начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС должны подать расчет по форме РСВ-2 ПФР. Данная форма утверждена приказом Минтруда России от 28.12.2012 № 638н.

Расчет по форме РСВ-2 ПФР составляется и представляется ежегодно до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, в территориальный орган ПФР по месту регистрации главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Административным регламентом определены:

  • круг заявителей;
  • требования к порядку информирования о предоставлении госуслуги;
  • стандарт ее предоставления;
  • состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;
  • формы контроля за исполнением Административного регламента;
  • досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) территориального органа ПФР, предоставляющего госуслугу, а также его должностных лиц.

Заявители госуслуги

Согласно Административному регламенту, в круг заявителей госуслуги входят следующие плательщики страховых взносов:

  • лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Это организации, индивидуальные предприниматели и граждане, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
  • не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, а также другие частнопрактикующие лица, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного соцстрахования не предусмотрено иное.

О требованиях к порядку информирования

Среди требований к порядку информирования о предоставлении госуслуги значится размещение информации о порядке приема расчетов в открытой и доступной форме:

  • на официальном сайте ПФР в сети Интернет - www.pfrf.ru;
  • на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru);
  • на официальных сайтах территориальных органов ПФР в сети Интернет.

Информация также может быть предоставлена по телефону, посредством письменных разъяснений, путем электронного информирования, публикации информации в СМИ, издания и размещения информационных материалов (брошюр, буклетов) на личном приеме.

Исполнитель госуслуги

Прием от плательщиков расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование осуществляет ПФР. Делает он это через свои территориальные органы: отделения ПФР по субъектам РФ, главные управления ПФР, управления ПФР по районам, районам в городах, в городах без районного деления.

Результатом является прием и регистрация упомянутых расчетов.

Прием и регистрация поступившего в ПФР, в территориальный орган ПФР расчета совершается не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его поступления. Это касается также тех расчетов, которые заявитель направил по почте или представил в форме электронного документа.

Госуслуга является бесплатной.

Способы представления расчета

По Административному регламенту расчет может быть представлен:

  • на бумажных носителях (лично или по почте);
  • в электронном виде (на магнитных носителях) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи;
  • по электронным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - электронная подпись);
  • с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), при наличии гарантий его достоверности и защиты от несанкционированного доступа.

При представлении расчета лично заявитель (законный представитель) должен предъявить документ, удостоверяющий полномочия заявителя на представление расчета, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

При представлении расчета через представителя заявителя необходимыми документами являются доверенность, подтверждающая полномочия представителя, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявителем лично (или через представителя) запроса о предоставлении госуслуги и при получении результата ее предоставления составляет 15 минут.

Расчет подлежит регистрации ответственными за предоставление госуслуги должностными лицами территориального органа ПФР по месту регистрации заявителя или ПФР в следующие сроки:

  • в день его поступления в территориальный орган ПФР – если заявитель представил в территориальный орган ПФР расчет на бумажном носителе на личном приеме;
  • не позднее первого рабочего дня, следующего за днем поступления отчета в территориальный орган ПФР – если заявитель направил расчет по почте;
  • не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения отчета сервером приема – если заявитель направил расчет в форме электронного документа.

Отказ в приеме расчета

Административным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления госуслуги.

В приеме расчета может быть отказано в случаях:

  • отсутствия печати в расчете, представленном плательщиком страховых взносов - юридическим лицом;
  • отсутствия подписи на документах (усиленной квалифицированной электронной подписи);
  • несоответствия представленного заявителем отчета установленной форме расчета, и (или) противоречия между сведениями в документах, представленных заявителем;
  • отсутствия или ненадлежащего оформление документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя;
  • наличия ошибок на магнитном носителе информации;
  • отсутствия файла расчета на магнитном носителе информации.

Причем основания для приостановления или отказа в предоставлении госуслуги законодательством РФ не предусмотрены.

Обжалование решений и действий (бездействия) территориального органа ПФР

Административным регламентом предусмотрен досудебный (внесудебный) порядок обжалования заявителем решений и действий (бездействия) территориального органа ПФР, оказывающего госуслугу, а также его должностных лиц.

Заявитель может обратиться с жалобой в случаях:

  • нарушения срока регистрации запроса о приеме расчета;
  • нарушения срока предоставления госуслуги;
  • требования у него документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для приема расчета;
  • отказа в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления госуслуги;
  • отказа в приеме расчета, если по причинам, которые не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • требования с заявителя при предоставлении госуслуги платы;
  • отказа территориальным органом ПФР, его должностным лицом в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления госуслуги документах;
  • нарушения установленного срока таких исправлений.

По результатам рассмотрения жалобы территориальный орган ПФР принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Указанное решение принимается в форме акта.

Если заявитель не согласен с решением территориального органа ПФР, принятым по жалобе, он может обратиться в письменной форме в Пенсионный фонд РФ.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Читайте также: