Примером горизонтальной социальной мобильности является выход на пенсию переезд в другой город


Что такое социальная мобильность

Социальная мобильность - это перемещение отдельных людей и групп в социальной структуре общества, изменение их социального статуса.

Перемещение из одного социального слоя в другой называют вертикальной мобильностью. Например, повышение или понижение в должности.

Перемещение в пределах одного и того же социального слоя - горизонтальной мобильность. Например, переезд в другой город с сохранением должности и доходов.

Основоположник теории социальной мобильности - русско-американский социолог Питирим Сорокин.


Питирим Сорокин (1889-1868). Фото 1917 года

Социальная мобильность может быть высокой или низкой. В традиционных обществах она сильно ограничена - люди привязаны к наследственным сословиям или кастам, перейти в другой слой почти невозможно. В условиях индустриального общества мобильность резко возрастает, место в социуме все больше определяется способностями и усилиями самого человека: образованием, заработком, деловой хваткой.

Показатели, позволяющие сравнить уровень социальной мобильности в разных обществах - это:

Скорость социальной мобильности - вертикальная «дистанция», которую индивид проходит вверх или вниз за определенное время.

Интенсивность социальной мобильности - число индивидов, меняющих вертикальные и горизонтальные позиции за определенное время.

Социальная мобильность может сопровождаться появлением маргиналов - людей, не относящихся к определенной группе, находящихся в промежуточном положении.

Вертикальная социальная мобильность. Примеры

Вертикальная социальная мобильность - это движение вверх или вниз по социально-экономической шкале, смена места в социальной иерархии.

Восходящая мобильность - это движение вверх. Например, продвижение менеджера по карьерной лестнице, повышение статуса бизнесмена вместе с ростом доходов, получение очередного воинского звания офицером и т.п.
Нисходящая мобильность - это движение вниз. Например, понижение в звании или должности, разорение и т.п. В крайних случаях нисходящая мобильность ведет к люмпенизации - превращению человека в деклассированный элемент.


Depositphotos

Горизонтальная социальная мобильность. Примеры

Горизонтальная социальная мобильность - это географическое перемещение или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, без изменения статуса. Например, переход IT-специалиста на работу из одной компании в другую или переезд в другой город с сохранением должности и уровня дохода.

Одна из форм горизонтальной мобильности - миграция. Миграция - это перемещение людей из одного региона или страны в другой регион или страну. Например, трудовая миграция из Средней Азии в Россию в поисках более выгодной работы.

Типы социальной мобильности

Помимо вертикальной и горизонтальной, социальную мобильность можно делить на виды по другим критериям:

Индивидуальная мобильность - это перемещение одного человека. Например, отъезд студента на стажировку за границу или присвоение ученого звания.

Групповая мобильность - это перемещение целого коллектива. На мобильность больших социальных групп могут влиять революции, войны, смена политического режима и т.п. Например, в Советской России после 1917 года резко упал статус бывших дворян, купцов, священнослужителей.

Межпоколенная мобильность - это сравнительное изменение статуса у представителей разных поколений. Например, если сын рабочего становится профессором - это межпоколенная мобильность.

Внутрипоколенная мобильность - это смена статуса в рамках одного поколения. Например, когда бывший рабочий получает высшее образование и становится инженером.

Организованная социальная мобильность - это перемещения человека и групп под управлением государства. Например, раскулачивание в Советском Союзе - разорение и уничтожение богатых крестьян. Или наоборот - создание рабфаков для обучения пролетариев в университетах.

Структурная социальная мобильность вызывается изменениями в структуре экономики, происходит помимо воли отдельных индивидов. Например, автоматизация производства приводит к тому, что неквалифицированные заводские рабочие становятся безработными, вынуждены менять профессию.

Каналы социальной мобильности: социальные лифты и их виды

Пути, по которым перемещаются люди из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами. В открытых обществах существует большое количество социальных лифтов. В закрытых обществах смена статуса не поощряется, существуют барьеры на этом пути.

Питирим Сорокин выделял восемь лифтов вертикальной мобильности:

Церковь, религиозные организации

Школа, образование и наука

Политика: правительственные группы, политические партии

Искусство, шоу-бизнес, спорт

СМИ: пресса, телевидение, радио

Экономические организации: собственность, бизнес


Картина Павла Федотова «Сватовство майора». Герой картины - небогатый дворянин-офицер, который хочет жениться на купеческой дочке и тем самым поправить дела.

Выберите верные суждения о социальной мобильности

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать суть социальной мобильности, отличать вертикальную мобильность от горизонтальной, уметь привести примеры. Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1. Выберите вер­ные суж­де­ния о видах со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Внутрипоколенная мо­биль­ность пред­по­ла­га­ет из­ме­не­ние со­ци­аль­но­го ста­ту­са от од­но­го по­ко­ле­ния к другому.
2) Наряду с ин­ди­ви­ду­аль­ной мо­биль­но­стью су­ще­ству­ет и груп­по­вая мобильность.
3) Повышение че­ло­ве­ка в долж­но­сти слу­жит при­ме­ром го­ри­зон­таль­ной вос­хо­дя­щей мобильности.
4) С пе­ре­хо­дом к ин­ду­стри­аль­но­му об­ще­ству со­ци­аль­ная мо­биль­ность возрастает.
5) Неоднократное из­ме­не­ние че­ло­ве­ком на про­тя­же­нии жизни сво­е­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са слу­жит про­яв­ле­ни­ем меж­по­ко­лен­ной мобильности.
Ответ: 24

Задание 2. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о видах и осо­бен­но­стях со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) Пе­ре­ме­ще­ние че­ло­ве­ка из одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую без из­ме­не­ния ста­ту­са слу­жит про­яв­ле­ни­ем го­ри­зон­таль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.
2) Со­ци­аль­ная мо­биль­ность вы­ра­жа­ет­ся в из­ме­не­нии ин­ди­ви­дом сво­е­го об­ще­ствен­ного по­ло­же­ния.
3) Вер­ти­каль­ная со­ци­аль­ная мо­биль­ность все­гда ведет к по­вы­ше­нию со­ци­аль­но­го ста­ту­са лич­но­сти.
4) Раз­ли­ча­ют два вида со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти: го­ри­зон­таль­ную и вос­хо­дя­щую.
5) Сред­не­ве­ко­во­му об­ще­ству была при­су­ща низ­кая со­ци­аль­ная мо­биль­ность.
Ответ: 125

Задание 3. Ана­ли­тик ком­мер­че­ско­го банка А. уехал из Моск­вы в Париж на двух­лет­нюю ста­жи­ров­ку в из­вест­ной фран­цуз­ской фи­нан­со­вой ком­па­нии. А. будет во Фран­ции ра­бо­тать в той же долж­но­сти, что и в Москве, по­лу­чать при­мер­но такую же зар­пла­ту. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му при­ме­ру, и за­пи­ши­те эти цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) ин­ди­ви­ду­аль­ная
2) вос­хо­дя­щая
3) ми­гра­ция
4) го­ри­зон­таль­ная
5) нис­хо­дя­щая
6) меж­по­ко­лен­ная
Ответ: 134

Задание 4. Студент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о вер­ти­каль­ной социальной мобильности. Какие при­ме­ры из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей работе? Запишите цифры, под ко­то­ры­ми эти при­ме­ры указаны.
1) переход че­ло­ве­ка с долж­но­сти рядового школь­но­го учителя на долж­ность директора школы
2) переход че­ло­ве­ка из ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных рабочих («синих воротничков») в пред­ста­ви­те­ли среднего клас­са («белые воротнички»)
3) смена про­фес­сии отца на дру­гую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса
4) отток ра­бо­чей силы из про­из­вод­ства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, ра­бо­та­ю­щих в не­сколь­ких местах
6) достижение че­ло­ве­ком высокого по­ло­же­ния в об­ще­стве благодаря служ­бе в армии
Ответ: 126

Задание 5. Выберите вер­ные суж­де­ния о ка­на­лах вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Ка­на­лы вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти ста­биль­ны и не за­ви­сят от раз­ви­тия общества.
2) Ос­нов­ным ка­на­лом вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в со­вре­мен­ном об­ще­стве яв­ля­ет­ся образование.
3) В ка­че­стве ка­на­лов вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти могут вы­сту­пать по­ли­ти­че­ские партии.
4) Ка­на­лы вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти поз­во­ля­ют людям до­сти­гать более вы­со­ко­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са не­за­ви­си­мо от лич­ных усилий.
5) Функ­ци­о­ни­ро­ва­ние ка­на­лов со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти сни­жа­ет чув­ство со­ци­аль­ной не­спра­вед­ли­во­сти и обес­пе­чи­ва­ет ста­биль­ность общества.
Ответ: 235

Задание 6. Назовите любые три «лифта» вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
Ответ:
1) Брак с представителем более высокой социальной страты. Например, бедный студент женится на богатой вдове, его со­ци­аль­ный ста­тус повышается.
2) Профессиональный лифт (карьера). Например, успешный сотрудник банка становится главой отделения.
3) Армия. Например, рядовой после года службы получил звание сержанта, назначен командиром отделения.

Двухвариантный тест дляпроведения итогового контроля по теме в 10 классе (базовый уровень), 11 классе (профильный уровень)

ВложениеРазмер
soc._sfera_test.doc 106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Социальная сфера»

Учитель: Таран Елена Александровна

МОУ СОШ №1 г. Грязовец Вологодской области

Должность: учитель истории, обществознания

Примечание: Использовать тест можно как в классе базового уровня, так в профильного.

А 1. Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении, называется

1) ценность 2) адаптация 3) престиж 4)санкция

А 2. В истории есть огромное количество примеров, когда простолюдины становились генералами. В данном случае армия выступает в качестве

1) социальной адаптации 3) социальной детерминанты

2) социального лифта 4) социального контроля

А 3. После окончания университета К. устроился менеджером в небольшую частную фирму. Через некоторое время он перешел работать топ-менеджером в крупнейшую на Юге России холдинговую компанию. Эту ситуацию можно рассматривать как пример

1) горизонтальной социальной мобильности 2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации 4) профессиональной дифференциации

А 4. Отношения между людьми (или группами людей), которые осуществляются в соответствии с законами социальной организации общества, называются

1) социальными отношениями 2) социальными структурами

3) социальной интеграцией 4) социальной дифференциацией

А 5. Распределение общественных групп в иерархически упорядоченной последовательности называется

1) адаптацией 2) стратификацией 3) мобильностью 4) социализацией

А 6. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

1) совместным проживанием как минимум трех поколений

2) справедливым разделением домашних обязанностей

3) экономической зависимостью женщины от мужчины

4) главенствующей ролью мужчины в семье

А 7. К функциям семьи относится

1) воспитание законопослушного поведения у детей

2) определение размера коммунальных платежей

3) установление стандартов школьного образования

4) определение минимального размера оплаты труда

А 8. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два основных элемента:

1) власть и действия 2) нормы и санкции

3) ожидания и мотивы 4) статусы и роли

А 9. Существуют правила окончания телефонного разговора:

Первым кладет трубку тот, кто позвонил. Мужчина, который позвонил женщине, ждет, когда женщина первой положит трубку.

Если начальник позвонил своему подчиненному, то последний ждет, когда положит трубку начальник. К какому типу социальных норм их можно отнести?

1) нормы этикета 2) обычаи 3) нормы права 4) традиции

А 10. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам, называются

1) социальной мобильностью 3) социальным неравенством

2) социальным статусом 4) социальными отношениями

А 11. Какое суждение является верным?

А. Р. и П. вступили в брак, образовали семью, стали жить отдельно от родителей — это пример горизонтальной мобильности.

Б. Примером горизонтальной социальной мобильности является получение рабочим руководящей должности на предприятии в связи с окончанием вуза.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А 12. Какое суждение является верным?

А. Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы, называется девиантным.

Б. Любое проявление девиантного поведения является преступлением.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

В 1. Проанализируйте данные, приведенные в таблице социального опроса, отражающего ответ на вопрос «Что такое успех?» Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

Быть самым лучшим

Материальная самостоятельность, независимость

1) молодые люди во всех возрастных группах главным критерием успеха выделяли экономическую, самостоятельность, независимость от других

2) молодежь в возрасте до 25 лет важнейшим в жизни считает создание крепкой семьи

3) быть самым лучшим — критерий, характерный для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Это связано со свойственным для них подростковым максимализмом

4) количество людей, считающих, что важнейшим в жизни является карьерный рост, с возрастом уменьшается

В 2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

А. Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя тенденциями — межнациональной интеграции и национальной дифференциации. Б. На наш взгляд, они действуют постоянно, но не бесконфликтно. В. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов. Г. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Д. Причины обострения конфликтов носят политический, экономический, демографический характер.

Определите, какие положения носят

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений

Запишите под буквой положения цифру, обозначающую его характер.

В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

Социальное неравенство характеризует относительное положение отдельных личностей и социальных ***(А). Конкретные групповые или индивидуальные ***(Б) признаны членами общества и в общественном мнении им приписана некая значимость. Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как ***(В) — распределение общественных групп в иерархическом порядке. Понятие «средний класс» описывает такое социально комфортное положение, как экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе ***(Г), гражданские права. Социальное неравенство определяется прежде всего значимостью и ***(Д) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим критерием социального *** (Е)

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) статус 2) группа 3) критерий

4) расслоение 5) профессия 6) престиж

7) авторитет 8) стратификация 9) мобильность

Часть 3 (задания уровня С)

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о факторах, воздействующих на социальную мобильность

А 1. Профессия программиста сегодня является особенно востребованной. Степень ее престижности определяется

1) высшими учебными заведениями 2) администрацией предприятия

3) обществом 4) законами

А 2. Действие какого социального лифта ограничивал «Циркуляр о кухаркиных детях», принятый в России в 1886 г.?

1) армия 2) церковь 3) школа 4) брак

А 3. Примером горизонтальной социальной мобильности является

1) получение очередного офицерского звания

2) перевод на новую, лучше оплачиваемую должность

3) выход на пенсию

4) переезд в другой город

А 4. Столкновение противоположных целей, мнений и взглядов субъектов взаимодействия — это

1) социальный контроль 3) социальная интеграция

2) социальная адаптация 4) социальный конфликт

А 5. Укажите признак, характерный для всех видов социальных норм.

1) закрепление в соответствующих нормативных актах, законах

2) передача из поколения в поколение в виде неписанных норм и правил

3) выполнение роли регулятора поведения людей

4) обеспеченность силой государственного принуждения

А 6. Какой признак необходимо указать для того, чтобы подтвердить, что семья Васильевых является расширенной?

1) Васильевы Н. и М. проживают в зарегистрированном браке более 15 лет

2) Васильевы Н. и М. имеют двух несовершеннолетних детей

3) Семья Васильевых состоит из супругов Васильевых, их детей, а также родителей супруги Н.

4) Васильевы имеют собственный бизнес

А 7. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, — это.

1) род 2) семья 3) сословие 4) элита

А 8. Деятельность общества по предписанию и поощрению должного поведения его членов и применению санкций к нарушителям принятых норм называется

1) социальным контролем

2) социальной дифференциацией

3) социальной стратификацией

4) социальным прогрессом

А 9. «Приветствуя женщину или старшего по должности, мужчина должен встать. Женщина в деловой обстановке также приветствует входящего сотрудника вставая, если он выше по должности» К какому виду социальных норм относится данная норма?

1) обычай 2) норма права 3) традиция 4) этикет

А 10. Тенденциями развития наций и межнациональных отношений являются

1) централизация и децентрализация 2) бюрократизация и демократизация

3) интеграция и дифференциация 4) коллективизация и индивидуализация

А 11. Какое суждение является верным?

А. Кардинальная смена или потеря профессии человеком всегда влечёт за собой изменения в его социальном статусе.

Б. В результате изменения социального статуса меняются социальные роли человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А 12. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение может быть полезно для общества.

Б. Проявлением позитивного отклоняющегося поведения в обществе является научно-изобретательская деятельность.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

В 1. Проанализируйте данные социального опроса на тему «Как часто вы доверяете людям?». Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

Редко или никогда

1) чем старше люди, тем они меньше доверяют другим

2) большинство людей не доверяют друг другу

3) самыми недоверчивыми являются люди, чье поколение окончило школу в конце 70 — первой половине 80-х годов двадцатого века

4) молодежь от 18-ти до 24-х лет характеризуется абсолютным отсутствием доверия к людям

В 2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

А. На наш взгляд, девиантное поведение очень сильно отличается от требований социальных норм. Б. Оно влечет за собой применение санкций — от пожелания исправиться до наказания и изоляции нарушителя от общества. В. Оценка поведения человека как «девиантного» чрезвычайно зависит от эпохи, сложившихся в обществе норм и ценностей: то, что девиантно сегодня, может стать нормой завтра. Г. В социологии называется несколько причин девиантного поведения: биологические (врожденная предрасположенность части людей к алкоголизму, наркомании, преступности); психологические (связаны с психическими отклонениями личности); социальные (невозможность позитивной самореализации личности)..

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений

Запишите под буквой положения цифру, обозначающую его характер.

В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

Обострение национальных отношений выливается в ***(А). Это такая форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по ***(Б) признаку. Наиболее распространенными их причинами являются нарушение ***(В) представителей той или иной нации, нарушение справедливости и ***(Г) в межнациональных отношениях. Межнациональные конфликты могут быть урегулированы только средствами ***(Д) — системой мер, осуществляемой государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений. Ее стратегия в РФ разработана и обоснована в Концепции национальной политики и Государственной программе национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. Стратегической целью является укрепление единства и сплоченности всех народов па основе национального возрождения и межнационального сотрудничества, упрочение ***(Е) и связей, формирование государственно-политической и межнациональной общности

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

1) унитарное государство 2) межнациональные конфликты .

3) права человека 4) национальная политика

5) этнический 6) федеративные отношения

7) государство 8) административно-командные методы

Часть 3 (задания уровня С)

1.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «молодежь»? Составьте два предложения, раскрывающих сущность проблем современной молодежи.

Дополнительное задание для профильного уровня:

2. Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ по теме «Межнациональные отношения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете выступать.

3. Текст . Современные миграционные процессы в России

Внешние миграционные процессы в России характеризуются качественными признаками в отношении эмигрирующего контингента. Напомним, что страна за последние 15 лет теряла ежегодно не менее 100 тыс. человек. Россию покидают наиболее образованные, профессионально подготовленные люди, на обучение которых затрачен огромный капитал. «Утечка умов» — это показатель, характеризующий социально-экономическое и политическое положение страны. Россию покидают в первую очередь ученые, врачи, техническая и творческая интеллигенция, высококвалифицированные рабочие. Наши граждане, уезжая из страны, существенным образом способствуют росту научно-технического и интеллектуального потенциала Германии, Израиля, США и ряда других стран.

«Утечка мозгов» носит ярко выраженный перспективный характер. По результатам опросов студентов-выпускников ведущих естественно-технических вузов (МГУ, МФТИ, МИФИ, МАИ и др.), более 50% из них желали бы эмигрировать, а 10—12% уже имеют конкретные предложения для работы за границей. Сегодня каждый пятый эмигрант имеет высшее образование, в том числе среди выбывших в Израиль — 30%, в США — более 40% (доля лиц с высшим образованием в России составляет лишь 13,3%). Отъезд специалиста высокой квалификации равнозначен для России потере 300 тыс. долл. в год. Ущерб выезда одного специалиста со степенью доктора наук в ряде случаев достигает 2 млн долл. По самым скромным оценкам экспертов по миграции населения, в ближайшие годы Россия из-за отъезда специалистов с высоким уровнем подготовки будет ежегодно нести потери в размере 30—35 млрд долл.

Парадоксальность качественной стороны иммиграционно-эмиграционного баланса определяется тем, что, отдавая ряду стран свои наиболее высококвалифицированные кадры, Россия приобретает весьма низкоквалифицированные кадры из части избыточного трудового потенциала сопредельных и даже отдаленных стран. Точного определения количества иммигрантов в Россию нет, по мнению многих специалистов, нелегальных иммигрантов не менее 1 млн человек. В ряде регионов страны нелегальная иммиграция самым существенным образом оказывает влияние на социально-экономическое, а нередко даже и на государственно-политическое положение. Например, выходцы из стран Юго-Восточной Азии (главным образом из Китая) сосредотачиваются на Дальнем Востоке. С учетом нарастающего оттока русскоязычного населения из регионов Дальнего Востока увеличение доли китайцев среди общего числа населения создает не только этнические и культурные проблемы, но и далеко идущие экономические, военно-стратегические и политические сложности.

Нелегальные иммигранты занимают самые непрестижные для местного населения рабочие места. Значительная их часть согласна работать не по специальности и без оформления своих трудовых отношений с работодателем. Такая ситуация создает особые социальные и экономические последствия. Работодатели в меньшей степени становятся заинтересованными в улучшении условий труда и внедрении новой, более совершенной техники; создаются благоприятные условия для развития теневой экономики; растет уровень травматизма и заболеваемости среди мигрантов.

Россия не способна сегодня избежать как легальной, так нелегальной иммиграции. Ее неизбежность предопределена демографической ситуацией в стране. Ради сохранения территории государству придется широко открыть двери для иммигрантов. Сдерживать нелегальную миграцию уже сегодня крайне сложно, придется ответить расширением легальных возможностей для иммиграции. Необходимо, не откладывая, разработать новое миграционное законодательство, учитывающее сегодняшние и завтрашние интересы России. Но одного только изменения законов недостаточно. Остро необходимы иные установки в отношении нации и гражданства, необходимо контролировать структуру иммиграции. Вместе с тем новые управленческие схемы и стремления должны быть направлены на оптимизацию демографической ситуации народа России, необходимо не завтра, а уже сегодня в реальности заботиться о его благосостоянии и здоровье.

П. Д. Павленок, Л. И. Савинов. «Социология»

С1. Что такое «утечка мозгов»? Почему автор считает ее показателем, характеризующим социально-экономическое положение в стране?

С2. Назовите не менее трех последствий «утечки мозгов».

СЗ. Какова качественная характеристика нелегальной иммиграции? Какие социальные и экономические проблемы возни кают в связи с ней? (Назовите не менее трех.)

С4. Какие меры предлагает автор для упорядочивания миграционных процессов в России?

Классификация общества в слоях населения находится в стадии постоянного изменения. Когда-то она проходит быстрее, когда-то — медленнее. Люди на протяжении всего времени поднимаются и спускаются по статусу социальных слоев населения или же движутся в пределах одного статуса. Изучать это явление начали в 1927 году. Тогда же его назвали вертикальной и горизонтальной мобильностью.


Определение и виды

Первой книгой по теме социальной мобильности стал труд П. Сорокина. В книге было указано, что это понятие стоит расценивать как переход личности из одного социального статуса в другой.

Социальная мобильность — это изменение статуса значимости в обществе одного человека или же группы людей. Изучением факторов, которые могут объяснить некоторые совокупные особенности движения групп людей, занимаются обществоведы. Основные виды мобильности — горизонтальная и вертикальная. Примеры:


  • Горизонтальная. Смена должности на такую же по значению, переезд в другой город, смена веры или гражданства. Создание новой семьи в случае развалившегося брака. Сюда же можно отнести политическую принадлежность, когда происходит переход из одной партии в другую. Вертикальная социальная мобильность — это движение внутри определенного уровня.
  • Вертикальная. Основными проявлениями этой формы мобильности могут выступать: повышение по карьерной лестнице, переход на другую работу с заметной разницей в оплате, повышение классификации и аттестации на работе. Это все относится к вертикальной мобильности с подтипом восходящей, когда у человека получается как бы наслоить один уровень жизни на другой. К нисходящей можно отнести банкротство индивидуального предпринимателя, сокращение на работе, какие-либо понижения в должностях.

    Система структурного расслоения людей в целом называется социальной стратификацией.


    И также существует классификация общества по активности в этом вопросе. Если социальная мобильность людей отличается высоким уровнем, это общество классифицируется как открытое. Низким уровнем — закрытое. В закрытом обществе практически не наблюдается никаких продвижений в области вертикальной мобильности по ступеням вверх или вниз. Только в отдельных и очень редких случаях можно выделить более удачливого и активного человека, который сможет добиться каких-либо успехов.

    Род деятельности человека издавна мог способствовать продвижению по социальным сословиям. Это можно было сделать с помощью армии и церкви. Любой рядовой солдат или обычный священник могли достичь очень больших высот, приложив нужные умения и старания. А также считалось, что можно добиться перехода в высшее сословие с помощью женитьбы и замужества.

    Повышение статуса социума в обществе с открытой политикой было возможно еще с помощью образования. Гражданин, получивший образование в престижном учебном заведении и окончивший его с повышенной успеваемостью, автоматически причислялся к высшему сословию. Но это стоило больших усилий и трудов.

    Групповая и индивидуальная мобильность

    Если человек преодолел какие-либо ступени вверх или вниз по классам, он считается индивидуальным субъектом. Например, гражданин изменил свое рабочее место на более оплачиваемое либо же получил повышение по должности. Это касается восходящей мобильности. Если произошла смена жительства, например, человек переезжает из села в город — это индивидуальная горизонтальная активность.


    Такой подвид, как групповая мобильность, подразумевает под собой действия некоторого количества лиц, связанных какими-либо событиями. Сокращение целого отдела в какой-либо компании — это нисходящая вертикальная активность. Выход нескольких человек одновременно с одного цеха завода на пенсию — это смена социального статуса группы лиц.

    Подробнее о классах

    Горизонтальная мобильность представляет собой действия, производимые человеком или группой равнозначных людей в социуме. Например, фармацевт, работавший в частной аптеке, перешел в аптеку под государственным началом. Либо он сменил предприятие, в котором работал, и вместо должности на государственном предприятии получил место в частной компании.

    Можно выделить несколько классификаций этого вида:


  • Территориальный класс. Переезд, туризм, смена страны проживания.
  • Профессиональный класс. Смена должности на равносильную или смена рабочего места на подобное предыдущему.
  • Политический класс. Перемены в политических взглядах, уход из одной партии в другую.
  • Религиозный класс. Принятие другой веры, церкви.

    Таков явный пример групповой восходящей мобильности. А также, когда заместитель получает руководящую должность, его статус в обществе соответственно станет на класс выше, а это не что иное, как подъем по карьерной лестнице.

    Измерение вертикальной мобильности происходит по показателям скорости и времени. Это значит, что для расчета берутся все ступени, которые человек преодолел. Высчитывается также время, затраченное на движение. Если после обучения молодой человек выбрал род деятельности и находится на одной должности без каких-либо изменений на протяжении долгого времени, то у него низкая скорость. В случае если он, окончив институт, за короткое время достиг руководящей должности, тогда это быстрая скорость.


    Интенсивность же измеряется количеством индивидуумов, которые перемещались в одной из мобильностей за какой-то промежуток времени. Допустим, подсчет за год людей, сменивших место работы на аналогичное. Этот показатель называется абсолютной интенсивностью.

    Индекс совокупности


    При подсчете индекса берут в расчет и скорость, и интенсивность. Допустим, для сравнения двух групп людей берется перемещение в горизонтальной и вертикальной мобильности каждого отдельного человека за определенный период. По результатам можно будет увидеть, которая из групп более быстро развивается, а какая старается придерживаться стабильности. Это очень важная характеристика, чтобы понять, как развивается общество в том или ином государстве. Особенно если просмотреть движения по руководящим должностям.

    С появлением новых групп в слоях населения можно наблюдать, как одна из имеющихся будет понижена в социальном статусе. Например, при появлении новой должности менеджера компании произошло явное понижение количества рабочих на производстве. Соответственно, работа на заводе потеряла свой статус и стала классифицироваться как более низкая по значимости. Произошло вытеснение одной группой населения другой.

    Интенсивность горизонтальных перемещений особенно выраженно наблюдается при появлении каких-то новых, более высокооплачиваемых должностей. Нередко в таких ситуациях происходит практически полная девальвация предыдущих ценностей и норм. Когда-то в СССР было престижно работать токарем на заводе или же трактористом. Такая работа считалась вполне достойной и очень хорошо оплачивалась.

    После появления новых должностей (кредитный специалист, менеджер, маркетолог и др.) с более высокой зарплатой произошло массовое перемещение целых групп людей по горизонтальной и вертикальной мобильности. Предыдущие моральные устои ушли на ступень ниже, а новые закрепились на высоком уровне. После перестройки всей экономики страны производство потеряло свою престижность и востребованность.

    Маргинальные группы


    Такое название получили группы людей, не поддающиеся новым моральным принципам при их смене. Они не признают новоиспеченные должности и их престижность, придерживаясь прошлой программы. Обычно они выделяются из общества, поскольку отказываются двигаться в ногу с изменениями. Это означает, что стрессовые ситуации у таких людей наблюдаются практически на постоянной основе, из-за чего начинает проявляться агрессия или полное безразличие. Столкновения с маргинальными группами могут приводить к гражданским войнам и вооруженным стычкам людей, имеющих различные мнения.

    Когда в государстве меняется правительство, к власти приходят новые люди, и старые ценности становятся неактуальными, разделение людей на две группы неизбежно. Обязательно появляются те, что не следуют новым устоям, остаются при старом мнении и готовы отстаивать свою точку зрения.

    Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность — это важные характеристики, показатели которых демонстрируют уровень и качество жизни отдельных людей и целых групп в каждом конкретном государстве.

    Социальная стратификация и мобильность

    1. Социальное неравенство выражается в

    1) изменении социального статуса человека

    2) разном доступе к социальным благам

    3) многообразии социальных норм

    4) особенностях поведения людей

    2. Примером вертикальной социальной мобильности является

    1) переезд человека на новое место жительства

    2) получение титула баронета мелкопоместным дворянином

    3) получение рабочим водительских прав

    4) переход банковского служащего на ту же должность в другой банк

    3. Анна родилась в сельской местности, окончив школу, приехала в Москву и поступила в педагогический университет. После завершения обучения в университете стала рабо­тать учителем физики, вышла замуж. Какой социальный процесс иллюстрируют пере­численные изменения в жизни Анны?

    1) социальную мобильность 3) социальную дифференциацию

    2)социальную стратификацию 4) социальную адаптацию

    4. Социальная стратификация представляет собой

    1)социальное различие, неравенство в положении людей

    2)результат взаимодействия внутри общественной группы

    3)любые изменения в статусе личности

    4)освоение индивидом социальных норм

    5. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

    А. Общественные изменения – один из факторов, влияющих на социальную мобиль­ность.

    Б. Социальная мобильность всегда предполагает только добровольное перемещение индивидов или группы.

    1) верно только А 3) верны оба суждения

    2) верно только Б 4) оба суждения неверны

    6. Пианистка К. получила приз на конкурсе молодых исполнителей. Это пример

    1)социального статуса 3) социальной нормы

    2)социальной роли 4) социальной санкции

    7. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

    А. В процессе социальной мобильности происходит перемещение людей в рамках со­циальных страт.

    Б. В процессе социальной мобильности происходит изменение статуса только индиви­дов и никогда социальных групп.

    1) верно только А 3) верны оба суждения

    2) верно только Б 4) оба суждения неверны

    8. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

    А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной соци­альной группы в другую.

    Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.

    1) верно только А 3) верны оба суждения

    2) верно только Б 4) оба суждения неверны

    9. Установите соответствие между видами социальной мобильности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из вто­рого столбца.

    ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

    А) увольнение работника

    Б) переход из православной религиозной группы

    В) член фракции парламента стал её руководителем

    Г) международный туризм

    Д) переход с одного предприятия на другое

    10. Какой пример иллюстрирует горизонтальную социальную мобильность?

    1)гражданка С. продала 2-комнатную квартиру и переехала в свой загородный дом

    2)гражданин О. работал учителем в школе, затем стал заместителем директора, те­перь он – директор школы

    3)гражданин Б. перешёл с должности главного врача районной больницы на долж­ность заведующего хирургическим отделением

    4)гражданка П. была старшим научным сотрудником местного краеведческого му­зея, теперь она – его директор

    11. Установите соответствие между формами социальной стратификации и их примера­ми: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

    А) наёмные рабочие 1) сословие

    Б) духовенство 2) класс

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    12. Установите соответствие между видами социальных статусов и их примерами: к каждой

    позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ ВИД СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ

    А) король 1) предписанный (приписанный)

    Б) инвалид 2) смешанный

    В) рекордсмен мира

    13. Под социальным неравенством понимается

    1) изменение в статусе человека

    2) освоение индивидом разных социальных ролей

    3) выделение в обществе разнообразных социальных групп

    4) различие людей в доступе к социальным благам

    14. Примером вертикальной социальной мобильности служит

    1) назначение участкового врача заведующим отделением терапии в поликлинике

    2) переход чиновника из одного отдела в другой

    3) переход менеджера на работу в другую компанию

    4) перевод технолога с одного предприятия на другое

    15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

    1) Социальные отношения; 2) социальная структура; 3) социальная группа; 4) со­циальный институт; 5) социальные ценности и нормы.

    16. А России в XVIII в. Утвердилось деление общества на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, и мещанство. Это пример социальной стратификации

    1) по кастам 3) по классам

    2) по сословиям 4) по слоям

    17. Будучи студентом медицинского университета, гражданин М. работал санитаром. Получив диплом врача, он поработал два года участковым терапевтом в сельской поликлинике, а затем, переехав в город, продолжил заниматься аналогичной деятельностью. Вы­берите из приведённого ниже списка характеристики социальной мобильности, отража­ющие данную ситуацию, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) вертикальная нисходящая 4) структурная

    2) межпоколенная 5) вертикальная восходящая

    3) горизонтальная 6) индивидуальная

    18. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено опре­делённой буквой.

    (А) Средний класс образуется весьма пёстрым конгломератом социальных групп – от предпринимателей средней руки до среднеоплачиваемых инженеров и клерков. (Б) Этот класс в современной России представляет собой относительно узкий слой насе­ления: в пределах 15—25 млн. человек. (В) По мнению ряда аналитиков, особых перс­пектив у среднего класса в России не будет. (Г) С точки зрения других, несмотря на се­годняшнюю малочисленность «средних» россиян, у них есть определённое, хотя и весь­ма отдалённое, будущее. (Д) Среди российских учёных нет единства при определении не только количественных, но и качественных характеристик среднего класса.

    Определите, какие положения текста имеют

    1) фактический характер

    2) характер оценочных суждений

    3) характер теоретических утверждений

    Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

    19. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из

    предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «К каналам, или «------– » (А), социальной мобильности относят следующие социальные (Б): армию, церковь, семью, политические и профессиональные

    организации, средства массовой информации и т. д. Они как бы фильтруют и отбирают

    индивидов, осуществляя своеобразную ________________ (В). Причины, позволяющие достичь успеха в продвижении вверх по стратификационной ________(Г), – социальный ____________ (Д) семьи, уровень образования, национальность, выгодный

    брак, способности, воспитание, место жительства. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной ____________(Е)».

    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке боль­ше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    1) статус 4) лестница 7) лифт

    2) селекция 5) институт 8) стиль

    3) карьера 6) классификация 9) стратификация

    В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи­шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

    20. Прочитайте текст и выполните задания 1 -4.

    «Средние слои являются основным элементом гражданского общества и визитной карточкой современного развитого государства. Поэтому неслучаен интерес к среднему классу российских социологов, политологов и экономистов, которые ведут дискуссии от­носительно самого факта его существования в России, его перспектив, критериев и усло­вий, необходимых для его развития.

    В целом же социальная структура российского общества представляет собой находя­щееся в процессе расслоения бывшее общество государственного социализма. Она имеет вид низкого треугольника с широким основанием, большую часть которого занимает слой трудящихся, а вершину – «люди власти», между ними находится немногочислен­ная прослойка среднего класса. В самом низу этого треугольника оказываются две новые устойчивые социальные группы людей – безработные и андеркласс (нищие, бездомные, лица без определённого рода занятий, алкоголики, наркоманы, преступные элементы и др. ).

    Средний класс в современной России – это относительно узкий слой населения. По различным оценкам его численность колеблется в пределах 15—25 млн человек.

    Зарубежные аналитики при оценке принадлежности к среднему классу применяют следующие параметры: социальный статус (должность, профессия, а значит, и образо­вательный уровень); уровень доходов и структура потребления; наличие социальной самоидентификации; мировоззрение, структура ценностей, жизненные стандарты. Аналогичные критерии в методологическом «портфеле» и отечественных учёных» (В. Н. Соловьёв. Специфическая роль среднего класса как элемента формирующегося гражданского общества // Социально-гуманитарные знания. 2008. №4. С. 89—91. ).

    1. На основании текста определите, чем обусловлен интерес российских учёных-обществоведов к феномену среднего класса?

    2. Как автор характеризует социальную структуру российского общества? Какие соци­альные группы её составляют?

    3. Автор отмечает, что средний класс – «это относительно узкий слой населения». Опираясь на знания обществоведческого курса, перечислите любые четыре социальные груп­пы, которые входят в средний класс.

    4. В тексте приводятся несколько параметров, позволяющих оценить принадлежность к

    среднему классу. Можно ли такие параметры, как «самоидентификация» и «уровень до­ходов», считать универсальными? Приведите обоснование своей точки зрения.

    Социальная стратификация и мобильность.

    Читайте также: