Принудительная ликвидация негосударственного пенсионного фонда

За всю историю существования пенсионной системы в Российской Федерации ее кардинальные изменения проводились не один раз. Наиболее заметное из них произошло в 2002 году, когда пенсию по старости в России поделили на 3 обособленных группы: базовую (отменена), страховую и накопительную. Последняя же представляет наибольший интерес, поскольку до реформы 2002 года аналогов ее в нашей стране не было.

Накопительная часть в 2013 году была выделена в отдельный вид пенсионной выплаты. В соответствии с законом граждане вправе самостоятельно определять необходимость формирования данного вида обеспечения и распоряжаться тем, каким образом оно будет происходить – перечисляться в ПФР или в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Работа НПФ — это лицензируемая деятельность и за определенные нарушения организация может лишиться документа.

Бесплатно по России

Можно ли доверять НПФ

Многие граждане, которые вправе распоряжаться тем, каким образом будет формироваться их будущее пенсионное обеспечение, хоть и приняли решение о перечислении части страховых взносов на накопительную часть, однако оставили ее в государственном фонде. Такая позиция многими мотивируется тем, что накопления в ПФР находятся в большей сохранности.

НПФ же предлагают увеличить будущую пенсию за счет инвестиционного дохода, который образуется в результате вложений пенсионных средств граждан в различные проекты (в основном акции и иные ценные бумаги). Так существует ли риск потерять свою пенсию, формируя ее в НПФ?

Ответ на этот вопрос несколько неоднозначен. За те суммы, которые работодатель или сам гражданин перечисляет на накопительную часть, переживать не стоит. Федеральное законодательство предусматривает разносторонние меры контроля деятельности НПФ. Кроме этого, «пенсионные» деньги не могут быть взысканы по обязательствам негосударственного фонда, возникшим по каким-либо причинам.


Однако пенсию переводят в НПФ для получения дохода от инвестиций. Его же никакой фонд гарантировать не может. Потеря инвестиционного дохода вполне может случиться по причине финансовых проблем у НПФ, однако он же утрачивается, к примеру, и при переходе из одного фонда в другой чаще, чем один раз в 5 лет.

Кроме аккумулирования и формирования накопительной пенсии, что происходит в рамках ОПС, НПФ активно заключают договора добровольного пенсионного страхования. Государственные гарантии сохранности средств не распространяются на эти накопления. В этой связи существует риск, что в случае банкротства или отзыва лицензии у фонда они будут утрачены.

Из вышесказанного следует, что доверять НПФ можно и размещение накопительной части пенсии на их счетах не предполагает рисков ее утраты. В то же время прекращение деятельности фонда зачастую становится причиной потери инвестиционного дохода и средств, размещенных в рамках договоров добровольного пенсионного страхования.

Наиболее частой причиной прекращения деятельности рассматриваемых организаций является отзыв лицензии, который происходит по инициативе Центробанка РФ.

Список негосударственных фондов, у которых отозвали лицензию

Первые негосударственные пенсионные фонды начали появляться примерно в середине 90-х годов, однако они еще не участвовали в системе ОПС. После того, как гражданам позволили переводить пенсионные накопления на счета НПФ, контроль деятельности последних значительно усилился. Центральный банк РФ ежегодно по причине неисполнения ими требований законодательства.

Наиболее крупными организациями, которые закрылись в последние годы, являются:

  • «Держава»;
  • «Солнце. Жизнь. Пенсия»;
  • «Защита будущего»;
  • «Солнечное время»;
  • «Адекта-Пенсия»;
  • «Поволжский»;
  • «Мечел-Фонд»;
  • «Сибирский капитал».

Деятельность данных организаций с отозванной аккредитацией на сегодняшний день прекращена.

За что могут лишить лицензии НПФ

Чтобы организация была лишена лицензии на осуществление деятельности в рамках ОПС, должна быть веская причина. ЦБ РФ принимает подобное решение в следующих случаях:

  • сокрытие или недостоверность предоставляемой регулятору информации;
  • отсутствие достаточного количества оборотных средств;
  • высокие инвестиционные риски;
  • нарушение законодательных норм при инвестировании.
  • отказ в передаче денежных средств другим НПФ в случае соответствующего волеизъявления клиента;
  • размещение активов в кредитных учреждениях, не соответствующим требованиям, которые к ним предъявляются законом.

Что такое система гарантирования сохранности пенсионных накоплений

При Агентстве по страхованию вкладов (АСВ) действует специальный фонд гарантирования пенсионных накоплений. Он был создан для защиты прав и интересов граждан, застрахованных в системе ОПС. Каждый НПФ имеет обязательство по перечислению денежных средств в данный фонд. Если у участника системы будет отозвана лицензия, то АСВ осуществит компенсацию потерянных средств клиентам организации.

Таким образом, государство гарантированно обеспечивает сохранность пенсионных накоплений граждан в рамках ОПС.

Что будет с накоплениями, если НПФ обанкротится

В соответствии с действующими правовыми нормами после отзыва лицензии назначаются временные управляющие, в обязанность которых входит перевод всех денежных средств в ПФР с последующей ликвидацией фонда как юридического лица.

Накопительная пенсия, с момента аннулирования лицензии, переходит в ПФР. В этой связи гражданину необходимо до истечения календарного года подать соответствующее заявление о выборе другого страховщика.

Если же клиент неблагонадежного фонда решит оставить накопления в ПФР, то никаких действий ему предпринимать не нужно.


Вопросы и ответы

В 2016 году я заключил с известным пенсионным фондом договор для формирования добровольной накопительной пенсии и исправно вносил средства на свой счет. Теперь он разорился, что же будет с моими деньгами?

К сожалению, АСВ не осуществляет компенсаций денежных средств в рамках договоров добровольного пенсионного страхования. Вопрос о том, получите ли Вы свои средства, будет решаться в зависимости от наличия собственных средств фонда после завершения процедуры ликвидации.

Не могу определиться с выбором негосударственного пенсионного фонда. Множество их них предлагают одинаково заманчивые предложения по доходности. Как же выбрать наиболее подходящий?

Доходность является важным критерием при выборе НПФ. Однако не следует забывать, что не всегда увещевания агентов и рекламные проспекты соответствуют действительности. В среднем доходность успешных фондов составляет около 8-10%. Если обещают выше, то это, по всей видимости, недобросовестная организация.

Топ-5 самых надежных компаний

Ниже представлен Топ-5 негосударственных фондов по версии «Эксперт РА» – ведущего аналитического агентства России.

  1. «ГАЗФОНД «пенсионные накопления».
  2. АО «НПФ «НЕФТЕГАРАНТ».
  3. «ГАЗФОНД
  4. «ВТБ Пенсионный фонд»
  5. «НПФ Сбербанка».

Заключение

Для осуществления деятельности в рамках ОПС негосударственным пенсионным фондам требуется наличие лицензии. Однако, по причине нарушения законодательства последними, разрешение может быть отозвано, что грозит ликвидацией организации.


Клиентам фонда, у которого отозвана лицензия, по большей части, не о чем переживать, поскольку накопительная часть пенсии застрахована в государственной системе. Однако инвестиционный доход и добровольные перечисления могут быть утеряны, поэтому к выбору все же необходимо подходить крайне осознанно.

Полезное видео

Еще больше информации по теме в видео:

В течение последних 4-5 лет 34 НПФ прекратили работу по причине отзыва лицензии или банкротства. По закону при отзыве лицензии у НПФ все накопления граждан и реестр передаются в Пенсионный Фонд России в течение 3-х месяцев.

Что такое банкротство для НПФ?

По закону НПФ не может стать банкротом, потому что является нефинансовой организацией и не занимается коммерческой деятельностью. Однако у НПФ могут отозвать лицензию, чем занимается Центробанк РФ. Именно он выдает или отзывает лицензии у таких Фондов.

Что будет с пенсионными отчислениями граждан при отзыве лицензии НПФ?

Пенсионные накопления, которые находятся в НПФ, застрахованы. На них нельзя наложить арест, НПФ не сможет потратить их для решения финансовых проблем.

Как только у НПФ отзывают лицензию или происходит другой форс-мажорный случай, приведший к ликвидации организации, пенсионные накопления граждан переводятся в Пенсионный Фонд России в течение 3-х месяцев с наступления такого случая.

Дальше клиент определяется, с каким пенсионным фондом заключить новый договор: с государственным или негосударственным.

Что будет с деньгами от инвестиций НПФ?

Если говорить об инвестиционном доходе , то его вернут застрахованному вкладчику только в ходе конкурсного производства. Это будет после реализации имущества фонда. Все происходит по типу возврата денег АСВ банковским вкладчикам, когда составляется специальный реестр с ФИО вкладчиков и суммами, которые они должны получить.

После продажи имущества и активов полученные деньги идут на выплату инвестиционного дохода застрахованным вкладчикам. Если средств недостаточно для полного возврата, они делятся пропорционально между всеми вкладчиками.

Первые признаки возможного банкротства

Клиенту НПФ нужно постоянно мониторить финансовые отчеты о доходности организации. Эту информацию легко найти на сайте Центробанка, который каждый квартал публикует новые данные. Первым тревожным звоночком можно назвать постоянное снижение прибыли и доходности от инвестиций.

Кончено, не стоит сразу бить тревогу, ведь экономическая ситуация в стране не подразумевает масштабных темпов роста. Понятно, что низкие показатели доходности за несколько кварталов или год не свидетельствуют о финансовых проблемах фонда.

Если же тенденция по снижению доходности наблюдается несколько лет подряд на фоне прироста прибыли в других фондах, то здесь уже стоит задуматься.

Аналогичную поквартальную отчетность можно посмотреть и на официальном сайте НПФ, которые обязаны ее публиковать в открытом доступе. Некоторые НПФ даже открывают свои инвестиционные портфели, чтобы вкладчики видели, в какие именно активы вкладывает деньги тот или иной Фонд. Это большой плюс, ведь здесь можно заранее предугадать возможные исходы.

Что будет если расторгнуть договор с НПФ?

Если вы заподозрили неладное и решили расторгнуть договор с НПФ, предвещая ближайшее банкротство, в этом случае будет потеряна часть накоплений от инвестиционного дохода.

Накопительную часть пенсии НПФ трогать не имеет права, а вот инвестиционный доход от размещения накопительной части пенсии вернут вкладчику лишь частично. В соответствии с российским законодательством вкладчик может менять пенсионный фонд без штрафов не чаще, чем 1 раз в 5 лет.

Если делать это чаще, то тут все будет зависеть от условий договора с негосударственным пенсионным фондом, с которым он заключен. В большинстве случаев инвестиционный доход теряется за последний год, предшествующий году, когда состоялся переход в другой НПФ. Это лишний раз доказывает, как важно правильно выбрать негосударственный пенсионный фонд для размещения своей пенсии.

Примеры обанкротившихся НПФ

Сегодня в процессе ликвидации находятся 34 негосударственных пенсионных фонда, общая сумма пенсионных накоплений в которых составляет свыше 100 млрд рублей.

В 2015 году была отозвана лицензия у одного из крупнейших негосударственных пенсионных фондов в России -Благоденствие. По сообщениям регулятора отзыв лицензии был спровоцирован несоблюдением закона "О негосударственных пенсионных фондах". Лицензию аннулировали за неоднократные нарушения со стороны НПФ по распространению, предоставлению или раскрытию информации.

В том же году крупный НПФ из Ульяновска - Поволжский запустил процесс самобанкротства. Главной причиной послужила высокая конкуренция и несоответствие новому законодательству. НПФ нужно было полностью менять свою работу и увеличивать уставной капитал в соответствии с законом или закрываться.

В 2016 году была отозвана лицензия у НПФ Стратегия, которая осуществляла свою деятельность преимущественно в Перми. Тогда гендиректора Петра Пьянкова обвинили в растрате средств пенсионного фонда, в легализации преступного добытого имущества, в предоставлении ложной информации и т.д. В процессе принудительной ликвидации НПФ Стратегия АСВ выявил недостаточность общего имущества и активов для удовлетворения всех требований кредиторов. Общее количество вкладчиков этой организации превышало 130 тыс. человек.

Примечателен случай с Анатолием Мотылевым, который был владельцем 7-ми НПФ, у которых были отозваны лицензии («Солнце. Жизнь. Пенсия.», «Защита будущего», «Солнечное время») и т.д. Например, самый большой Фонд Мотылева - "Солнце. Жизнь. Пенсия" был лишен лицензии за частое нарушение закона о НПФ. В частности он не исполнял обязанности по своевременному переводу денежных средств, не исполнял предписания ЦБ РФ об устранении текущих нарушений, размещал деньги в активах, не соответствующих требованиям ЦБ и т.д.

Что выбрать: ПФР или НПФ?

Если сразу выбрать надежный НПФ, то это будет самым лучшим вариантом. Риск отзыва лицензии или банкротства такого НПФ будет минимальным, а доходность будет выше, чем при размещении накопительной части пенсии в ПФР. Таким образом, вкладчик получит больше выгоды от заключения договора с НПФ, чем с Пенсионным Фондом России.

Самый главный нюанс здесь - выбрать подходящий НПФ, который будет отвечать всем требованиям надежности:

С другой стороны, размещение средств в НПФ очень рискованно. Уже 34 организации находятся на стадии ликвидации, а большинство других НПФ представляют из себя пузыри, состоящие из нескольких мелких фондов, которые уже давно, но не официально являются банкротами. Понятно, что рано или поздно они тоже "лопнут".

На фоне НПФ Росгосстраха становится ясно, что доверять крупным компаниям с громкими именами становится сложнее. Ведь они направляют деньги на поддержание собственного бизнеса, фактически покупая акции своих же компаний.

Краткое содержание:

  • «Как вы нам дороги»
  • Закрытие ПФР
  • Перспективы
  • Обсуждение


Пока в Государственной думе горячо обсуждались поправки в Конституцию, на сайте РОИ была размещена инициатива № Ф 7762629, выдвинутая на федеральном уровне. Ее авторы предлагают ликвидировать Пенсионный фонд РФ. Услышав эту новость, далеко не все граждане поняли, что именно кроется за данной фразой, и как это может сказаться на действующих и будущих пенсионерах. Сейчас я попробую это объяснить.

«Как вы нам дороги»

Создатели инициативы указывают на то, что обслуживание большого количества отделений ПФР и содержание 122 000 работающих в них человек оплачивается в том числе и из пенсионных накоплений граждан, а средств из других источников недостаточно. Поэтому пенсии граждан теряют в размерах. Также указывается на некомпетентность многих сотрудников Пенсионного фонда, на большое количество нарушений с их стороны и множество установленных фактов коррупции, при работе с обращениями на получение и перерасчет пенсий.

Помимо огромных трат на содержание самого себя, Пенсионному фонду часто припоминают скандалы, связанные с необоснованно большими тратами на командировки и корпоративы, дорогостоящими зданиями и задержанными за взятки высокопоставленными руководителями. Все это сильно диссонирует на фоне постоянных предложений лишить ту или иную группу пенсионеров очередной выплаты и скандала с январской индексацией, после которой некоторые граждане получили прибавку «в один рубль».

Закрытие ПФР

Инициатива предполагает поэтапное закрытие отделений ПФР – по мере того, как их функции будут передаваться расширяющимся для этого отделениям МФЦ. Также предполагается увеличение связанных с пенсионным обеспечением обращений, через портал Госуслуги. Счетами же граждан должны будут заняться банки.

К слову, предложение полной ликвидации Пенсионного фонда, заучит не в первый раз. Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов, год назад уже выдвигал такое предложение, называя ПФР непрозрачной, неэффективной и ненужной организацией. Тогда политик предлагал передать управление пенсиями Федеральному казначейству.

Перспективы

Я считаю, что инициаторы не учли многие важные нюансы. В первую очередь, касающиеся реализации. Расширение отделений МФЦ для полной передачи им функций ПФР потребует дополнительного набора персонала. А куда денутся работники закрытых ПФР? Скорее всего, именно они и займут эти новые места. То есть, будут работать те же самые люди, с теми же самыми навыками, просто поменяется табличка на входе. И на реализацию этого проекта наверняка уйдет немало денег.

Кроме того, передача баз данных новой организации с их переносом на новую систему с большой долей вероятности может привести к потере части информации о пенсионных баллах и стаже граждан. Их восстановление – долгий и мучительный процесс, который, вероятно, ляжет на плечи самих граждан. Но и оставаться в современном своем виде ПФР, скорее всего, долго не сможет.

Для сравнения: в Управлении социального обеспечения США, в два с лишним раза меньше сотрудников, а население в два с половиной раза больше. И они вполне профессионально справляются со своей задачей, несмотря на то что объемы выплат пенсий и пособий почти в 10 раз больше.

Да, менять ситуацию действительно необходимо. Но, по моему мнению, предложенная инициатива этому не поможет. Вместо нее стоило бы начать с приведения в порядок баз данных, работы по устранению возможных сбоев и ошибок в них. Необходимо продумать способы защиты от потери стажа и баллов из-за ошибок на всех этапах. Основные проблемы известны, но эффективной системы их решения нет.

По мере обучения новых специалистов штат уже имеющихся сотрудников следует сокращать до тех пор, пока он не достигнет приемлемых размеров. Один хорошо подготовленный сотрудник, работающий с нормальной системой, может заменить нескольких малоорганизованных, работающих «как принято».

А что по этому поводу думаете вы? Согласны ли вы с автором инициативы или со мной или имеете другую точку зрения? Прошу принять участие в обсуждении публикации, в комментариях под ней. Спасибо за внимание.

Как правильно напичать письмо конкурсному управляющему? С чего начать и чем закончить. Изначально я в вступила в НПФ"ДАЛЬМАГИСТРАЛЬ" ЗАТЕМ ОНИ ПРОДАЛИ СВОИ АКАЦИИ НПФ "ПЕРВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД" В АПРЕЛЕ 2016 ГОДА Я НАПИСАЛА ПИСЬМО О ВОЗВРАТЕ ВСЕХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В "ПЕРВЫЙ НАУЮЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД" МНЕ НИЧЕГО НЕ ВЕРНУЛИ. В МАЕ МЕСЯЦЕ 2016 У НИХ АНУЛИРОВАЛИ ЛИЦЕНЗИЮ. Заранее благодарю

Ответы юристов ( 2 )


Добрый день, Мария.

В первую очередь необходимо знать началась ли в отношении НПФ процедура банкротства. Это можно узнать в картотеке арбитражных дел.

В определении суда будет указано какая процедура введена, кто арбитражный управляющий.

Требования о вступлении в реестр кредиторов направляются арбитражному управляющему, должнику и в суд.

Суд рассматривает заявление и выносить определение о включении требований в реестр или об отказе в этом.

Могу помочь составить данное заявление.


НПФ «Первый национальный пенсионный фонд» не признан банкротом, поскольку у него нет признаков несостоятельности. В настоящий момент осуществляется процедура принудительной ликвидации фонда в связи с отзывом лицензии. Дело о принудительной ликвидации НПФ №А40-140122/2016 рассматривается Арбитражным судом города Москвы.

Решение о начала процедуры ликвидации суд принял 01.08.2016 года.

Ликвидатором фонда суд утвердил государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ).

Сообщение о ликвидации НПФ и об утверждении ликвидатора было опубликовано в газете «Коммерсантъ» 06.08.2018 года, №142. (ссылка https://www.kommersant.ru/doc/. ).

В сообщении указан порядок предъявления требований к ликвидируемому Фонду.

В соответствии с положениями статьи 33.2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» и статьи 183.26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (этот закон применяется в делах о принудительной ликвидации НПФ в силу абзаца второго пункта 2 статьи 33.2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах») кредиторы вправе предъявить свои требования к НПФ в рамках дела о его принудительной ликвидации в течение 2 месяцев с момента публикации сообщения в газете «Коммерсантъ».

То есть Вам следовало в период с 06.08.2016 года по 06.10.2016 года подать заявление о включении в реестр требований кредиторов Вашего заявления. Подлинник заявления с приложением подтверждающих документов должен был быть подан в Арбитражный суд города Москвы, при этом в «шапке» заявления нужно было указать номер дела А40-140122/2016. Копии заявления и приложенных к нему документов должны были быть направлены заказными письмами в адрес НПФ и его ликвидатора — АСВ. Почтовые квитанции, подтверждающие, что Вы отправили копии заявления в их адрес, нужно было приложить к подлиннику заявления, подаваемому в суд.

После окончания 30-дневного срока на подачу заявлений о включении начинается ещё один 30-дневный срок — уже на представление возражений на Ваше требование.

Если возражений в указанный срок не поступило бы, то ликвидатор обязан был бы включить Ваше требование в реестр. Если возражения поступили бы то арбитражный суд должен был их рассмотреть в судебном заседании, по результатам которого вынес либо определение о включении Вашего требования в реестр, либо об отказе во включении. На основании этого определения ликвидатор внес бы соответствующие записи в реестр.

К сожалению, Вы уже пропустили срок для подачи заявлений о включении в реестр. Он истёк 07.10.2016 года.

Однако учитывайте, что ликвидатор (АСВ) самостоятельно определяет и учитывает в реестре заявленных требований кредиторов обязательства по договорам об обязательном пенсионном страховании и договорам негосударственного пенсионного обеспечения по сведениям, имеющимся в фонде. Поэтому если у Вас требования к НПФ «Первый национальный пенсионный фонд» основаны именно на подобных договорах, то Вы можете обратиться в АСВ за предоставлением Вам выписки из реестра требований, в которой будет указано, в каком размере Ваше требование включено в реестр.

определен статьей 7.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О негосударственных пенсионных фондах".

Основания для аннулирования лицензии у негосударственного пенсионного фонда

Основаниями для аннулирования лицензии у негосударственного пенсионного фонда являются следующие нарушения:

неисполнение негосударственным пенсионным фондом предписания Банка России об устранении нарушения требований, в соответствии с которыми осуществляется деятельность негосударственного пенсионного фонда на основании лицензии,

если такое нарушение повлекло введение запрета на проведение всех или части операций, предусмотренного статьей 34.1 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

неоднократное в течение года неисполнение негосударственным пенсионным фондом предписаний Банка России об устранении нарушений требований, в соответствии с которыми осуществляется деятельность негосударственного пенсионного фонда на основании лицензии;

нарушение негосударственным пенсионным фондом запрета Банка России на проведение операций;

неоднократное в течение года нарушение негосударственным пенсионным фондом более чем на 15 рабочих дней сроков представления предусмотренных отчетов;

однократное нарушение негосударственным пенсионным фондом более чем на 15 рабочих дней сроков представления в Банк России и Пенсионный фонд РФ уведомлений, обязанность представления которых предусмотрена федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми осуществляется деятельность негосударственного пенсионного фонда на основании лицензии, а равно неоднократное неисполнение указанной обязанности в течение года;

неоднократное в течение года нарушение негосударственным пенсионным фондом требований к распространению, предоставлению или раскрытию информации, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми осуществляется деятельность негосударственного пенсионного фонда на основании лицензии;

прекращение оперативного управления деятельностью негосударственного пенсионного фонда (если при принятии решения о приостановлении полномочий или об освобождении от должности лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда, не было принято решение о назначении (избрании) лица, осуществляющего такие функции, в том числе временно);

распоряжение негосударственным пенсионным фондом средствами пенсионных накоплений с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», или самостоятельное размещение средств пенсионных резервов в объекты, не предназначенные для самостоятельного размещения;

осуществление негосударственным пенсионным фондом деятельности, не предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», в том числе производственной или торговой деятельности;

неисполнение негосударственным пенсионным фондом предписания Банка России об устранении нарушений, связанных с организацией инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе требований абзаца второго пункта 1 статьи 36.12 и пункта 3 статьи 36.13 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Основанием для аннулирования у негосударственного пенсионного фонда лицензии является также:
неосуществление деятельности, предусмотренной статьей 2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», в течение более полутора лет со дня предоставления указанной лицензии или
прекращения всех договоров негосударственного пенсионного обеспечения и договоров об обязательном пенсионном страховании, либо заявление лицензиата об отказе от лицензии, либо признание лицензиата банкротом и открытие конкурсного производства.

Процедура аннулирования лицензии у негосударственного пенсионного фонда

Решение об аннулировании у негосударственного пенсионного фонда лицензии принимается Банком России в порядке, установленном его нормативным актом. В решении об аннулировании лицензии указывается основание для ее аннулирования.

В случае принятия Банком России решения об аннулировании лицензии по основаниям, предусмотренным статьей 7.2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»,

  • за исключением аннулирования лицензии по заявлению лицензиата об отказе от лицензии либо в связи с признанием лицензиата банкротом и открытием конкурсного производства,

Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения, назначает временную администрацию с приостановлением полномочий исполнительных органов фонда.

Состав, порядок назначения и полномочия временной администрации определяются Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

При этом функции по принятию мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) негосударственного пенсионного фонда, разработке мер по восстановлению его платежеспособности, организации и контролю их реализации, а также по проведению анализа финансового состояния негосударственного пенсионного фонда, предусмотренного статьей 183.13 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", временной администрацией не осуществляются.

С даты назначения временной администрации в связи с аннулированием у негосударственного пенсионного фонда лицензии распоряжение имуществом негосударственного пенсионного фонда, в том числе находящимся в доверительном управлении,

  • без согласия временной администрации не допускается.

С указанной даты прекращается действие доверенностей, выданных негосударственным пенсионным фондом до даты назначения временной администрации, в том числе безотзывных.

Временная администрация негосударственного пенсионного фонда,

  • осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию и не являющегося негосударственным пенсионным фондом - участником системы гарантирования прав застрахованных лиц,

определяет обязательства негосударственного пенсионного фонда по договорам об обязательном пенсионном страховании на дату аннулирования у него лицензии и направляет данную информацию в Пенсионный фонд РФ в течение 30 дней со дня аннулирования лицензии фонда.

Банк России в течение 15 рабочих дней после дня принятия решения об аннулировании лицензии у негосударственного пенсионного фонда обращается в арбитражный суд с заявлением о принудительной ликвидации негосударственного пенсионного фонда.

В соответствии с решением арбитражного суда принудительная ликвидация негосударственного пенсионного фонда осуществляется в порядке, установленном статьей 33.2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Пенсионный фонд РФ не позднее 30 дней со дня получения от назначенной в соответствии с пунктом 3.1 статьи 7.2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» временной администрации информации об обязательствах по договорам об обязательном пенсионном страховании

  • представляет в Банк России данные о сумме средств пенсионных накоплений, поступивших в негосударственный пенсионный фонд при вступлении в силу договора об обязательном пенсионном страховании с негосударственным пенсионным фондом, и
    средств пенсионных накоплений, поступивших в негосударственный пенсионный фонд со дня вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании с фондом, а также о положительном результате инвестирования указанных средств в отношении каждого застрахованного лица.

Решение об аннулировании лицензии у негосударственного пенсионного фонда по заявлению фонда об отказе от лицензии может быть принято только при условии отсутствия у фонда обязательств по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам об обязательном пенсионном страховании. При этом заявление об отказе от лицензии не лишает Банк России права аннулировать указанную лицензию по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

К заявлению негосударственного пенсионного фонда об отказе от лицензии должны прилагаться документы, подтверждающие соблюдение условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 7.2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Исчерпывающий перечень указанных документов, а также требования к ним устанавливаются нормативными актами Банка России.

Заявление об отказе от лицензии подписывается лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда.

Банк России проводит проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для отказа от лицензии.

Принятие решения об аннулировании лицензии по заявлению негосударственного пенсионного фонда

Решение об аннулировании лицензии по заявлению негосударственного пенсионного фонда об отказе от лицензии

  • принимается в течение 30 рабочих дней с даты получения указанного заявления и прилагаемых к нему документов.

В течение трех месяцев с даты принятия Банком России решения об аннулировании лицензии

по заявлению негосударственного пенсионного фонда об отказе от лицензии

либо в связи с неосуществлением негосударственным пенсионным фондом деятельности, предусмотренной статьей 2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», в течение более полутора лет со дня предоставления указанной лицензии или прекращения всех договоров негосударственного пенсионного обеспечения и договоров об обязательном пенсионном страховании

общее собрание акционеров негосударственного пенсионного фонда обязано принять решение о ликвидации негосударственного пенсионного фонда, а также уведомить о принятом решении Банк России не позднее пяти рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

В случае, если решение о ликвидации негосударственного пенсионного фонда не принято общим собранием акционеров в течение указанного срока, Банк России не позднее 30 дней с даты истечения указанного срока обращается в арбитражный суд с заявлением о принудительной ликвидации негосударственного пенсионного фонда и назначении ликвидатора.

Решение об аннулировании лицензии в связи с признанием лицензиата банкротом и открытием конкурсного производства принимается Банком России в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Банк России уведомляет негосударственный пенсионный фонд об аннулировании лицензии

не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о ее аннулировании, посредством фельдъегерской связи (заказного почтового отправления с уведомлением о вручении) и

посредством факсимильной связи (электронного сообщения).

Информация о принятии решения об аннулировании лицензии негосударственного пенсионного фонда раскрывается на официальном сайте Банка России не позднее следующего рабочего дня после дня его принятия.

Лицензия считается аннулированной с даты принятия решения Банка России об аннулировании лицензии.

Последствия аннулирования лицензии у негосударственного пенсионного фонда

С даты аннулирования лицензии у негосударственного пенсионного фонда по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 7.2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», наступают следующие последствия:

прекращаются договоры об обязательном пенсионном страховании;

считается наступившим срок исполнения обязательств негосударственного пенсионного фонда, возникших до даты аннулирования лицензии, за исключением обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании и договорам негосударственного пенсионного обеспечения. При этом размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей негосударственного пенсионного фонда, выраженных в иностранной валюте, определяется в рублях по курсу, установленному Банком России на день аннулирования лицензии;

прекращается начисление предусмотренных федеральным законом и (или) договором процентов за неправомерное пользование денежными средствами и финансовых санкций по всем видам задолженности негосударственного пенсионного фонда, за исключением финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение фондом своих текущих обязательств;

приостанавливается исполнение исполнительных документов об имущественных взысканиях, не допускается принудительное исполнение иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, за исключением исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим обязательствам негосударственного пенсионного фонда.

До дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом или о ликвидации фонда запрещается:

совершение сделок с имуществом негосударственного пенсионного фонда, а также исполнение фондом обязательств, связанных с отчуждением имущества негосударственного пенсионного фонда, за исключением исполнения текущих обязательств фонда и совершения связанных с текущими обязательствами сделок;

исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, возникшей до даты аннулирования лицензии у негосударственного пенсионного фонда;

прекращение обязательств перед негосударственным пенсионным фондом путем зачета встречных однородных требований.

Под текущими обязательствами негосударственного пенсионного фонда понимаются обязательства, предусмотренные статьями 5 и 187.5 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", основания которых возникли в период с даты назначения временной администрации либо даты возбуждения производства по делу о банкротстве (в зависимости от того, какая дата наступила ранее).

С даты, когда негосударственный пенсионный фонд узнал или должен был узнать об аннулировании у него лицензии, он не вправе:

заключать договоры негосударственного пенсионного обеспечения и договоры об обязательном пенсионном страховании, а также

распоряжаться пенсионными резервами и средствами пенсионных накоплений иначе чем в порядке, установленном статьей 7.2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Не позднее следующего дня с даты аннулирования лицензии у негосударственного пенсионного фонда по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 7.2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Банк России

уведомляет об аннулировании у негосударственного пенсионного фонда лицензии управляющие компании, с которыми у негосударственного пенсионного фонда заключены договоры доверительного управления средствами пенсионных резервов и (или) средствами пенсионных накоплений,

специализированный депозитарий, с которым у фонда заключен договор об оказании услуг специализированного депозитария, и

Пенсионный фонд РФ.

В случае принятия Банком России решения об аннулировании лицензии у негосударственного пенсионного фонда по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 7.2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», временная администрация в течение трех месяцев с даты принятия указанного решения:

в письменной форме уведомляет об аннулировании у негосударственного пенсионного фонда лицензии и о последствиях аннулирования лицензии своих вкладчиков, участников, а также застрахованных лиц, подавших в негосударственный пенсионный фонд заявление о назначении единовременной выплаты или накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты не позднее дня аннулирования лицензии, правопреемников умерших застрахованных лиц, подавших в фонд заявление о выплате средств пенсионных накоплений не позднее дня аннулирования лицензии, если до дня аннулирования лицензии по указанным заявлениям негосударственным пенсионным фондом не были приняты решения;

определяет обязательства по пенсионным договорам, включая обязательства по выплате назначенных негосударственных пенсий, и договорам об обязательном пенсионном страховании;

определяет состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, а также сумму кредиторской задолженности;

выявляет дебиторов и истребует дебиторскую задолженность по операциям со средствами пенсионных резервов и средствами пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда;

принимает меры к погашению дебиторской задолженности по операциям со средствами пенсионных резервов и средствами пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда.

По окончании срока, указанного в абзаце первом пункта 13 статьи 7.2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», временная администрация

  • составляет и утверждает промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о размере средств пенсионных резервов, размере средств, предназначенных для выплаты назначенных негосударственных пенсий, размере выкупных сумм, подлежащих выплате, а также о размере кредиторской задолженности, подлежащей погашению за счет средств пенсионных резервов.

Копия промежуточного ликвидационного баланса представляется в Банк России.

При недостаточности резерва по обязательному пенсионному страхованию и собственных средств для гарантийного восполнения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", и (или) при наличии иных оснований, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)",

  • Банк России не позднее следующего рабочего дня со дня получения информации об указанных обстоятельствах назначает временную администрацию негосударственного пенсионного фонда.

Решение Банка России об аннулировании лицензии, отказ от аннулирования лицензии по заявлению лицензиата, а также любое иное действие или бездействие Банка России, затрагивающие права негосударственного пенсионного фонда, вкладчиков, участников или застрахованных лиц, может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Решение Банка России об аннулировании лицензии и (или) решение о назначении временной администрации

  • может быть обжаловано в течение 30 дней со дня получения негосударственным пенсионным фондом уведомления о принятии Банком России решения об аннулировании лицензии.

Обжалование указанных решений Банка России и применение мер по обеспечению исков в отношении негосударственного пенсионного фонда не приостанавливают действия указанных решений Банка России.

Читайте также: