Признание долга безнадежным к взысканию пфр

ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 февраля 2018 года N 49п

Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания

1. Утвердить прилагаемый Порядок признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правления ПФР Петрову Н.В.

в Министерстве юстиции

24 апреля 2018 года,

регистрационный N 50878

Приложение. Порядок признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания

постановлением Правления ПФР

от 12 февраля 2018 года N 49п

Порядок признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания

1. Настоящий Порядок признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания (далее - Порядок) определяет правила признания территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, взносам, уплачиваемым организациями угольной промышленности, и организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, на выплату доплаты к пенсии (далее - недоимка), задолженности по пеням и штрафам, числящихся за плательщиками страховых взносов по состоянию на 1 января 2017 года, и их списания.

2. Признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка и задолженность по пеням и штрафам в случае утраты на 1 января 2017 года возможности их взыскания в связи с истечением срока их взыскания, установленного Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", и отсутствием акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

3. При наличии оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и списания территориальные органы ПФР оформляют справку о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, невозможных к взысканию в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков их взыскания, по каждому плательщику страховых взносов.

4. Территориальные органы ПФР принимают решение о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании по основаниям, установленным пунктом 2 Порядка и подтвержденным следующими документами:

а) документы, подтверждающие применение мер по взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам, либо акт об уничтожении документов в связи с истечением сроков их хранения;

б) справка о принятых мерах по обеспечению взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам;

в) справка о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, невозможных к взысканию в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков их взыскания, по каждому плательщику страховых взносов.

5. Документы, указанные в пункте 4 Порядка, направляются на рассмотрение комиссии по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности (далее - Комиссия), созданной территориальными органами ПФР на постоянной основе.

6. Положение о Комиссии и ее состав утверждаются руководителем территориального органа ПФР.

7. Заседание Комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее половины членов состава Комиссии.

8. Комиссия проводит заседания по мере необходимости.

9. Срок рассмотрения Комиссией документов, указанных в пункте 4 Порядка, не должен превышать трех рабочих дней.

10. Решение Комиссии принимается путем открытого голосования простым большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании Комиссии является решающим.

11. По итогам заседания Комиссии оформляется протокол, который подписывается присутствующими членами Комиссии, и не позднее следующего рабочего дня после проведения заседания Комиссии готовится проект решения о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании (далее - проект решения).

12. На основании проекта решения территориальные органы ПФР принимают решение о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, которое подписывается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР и главным бухгалтером территориального органа ПФР.

Приложение 1 к Порядку. Справка о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, невозможных к взысканию в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков их взыскания

к Порядку признания безнадежными к взысканию

сумм недоимки по страховым взносам,

задолженности по пеням и штрафам и их списания,

утвержденному постановлением Правления ПФР

от 12 февраля 2018 года N 49п

Место штампа территориального органа

о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, невозможных к взысканию в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков их взыскания

Вопросы признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания рассматриваются в ст. 59 Налогового кодекса РФ. Положения указанной статьи также распространяются на плательщиков страховых взносов.

Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в определенных случаях.

Особенности списания недоимки по страховым взносам за периоды до 1 января 2017 г. установлены федеральными законами.

Ликвидация, исключение из ЕГРЮЛ плательщика взносов

Задолженность признается безнадежной при ликвидации организации в установленном порядке, исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа. Основаниями для возврата исполнительного документа будут являться (пп. 1 п. 1 ст. 59 НК РФ, п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ)):

- невозможность установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом N 229-ФЗ предусмотрен розыск должника или его имущества;

- отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В рассматриваемом случае безнадежными будут признаны только недоимка и задолженности по пеням и штрафам, не погашенные по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в установленных пределах и порядке.

Принятие судебного акта в связи с истечением срока взыскания

По общему правилу, если был пропущен срок взыскания задолженности за счет денежных средств плательщика взносов на счетах в банке, налоговый орган в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика-организации причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. п. 3, 10 ст. 46 НК РФ). Если же был пропущен срок для взыскания страховых взносов за счет имущества плательщика, то срок исковой давности составляет два года со дня истечения срока исполнения требования (п. п. 1, 8, 9 ст. 47 НК РФ).

Основанием для признания задолженности безнадежной к взысканию будет являться принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности по страховым взносам в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу. Инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Полагаем, указанные выводы будут также применимы в отношении страховых взносов.

Указанное положение связано с тем, что налоговый орган должен своевременно принимать меры к взысканию задолженности, предусмотренные действия не могут быть растянуты на неопределенный промежуток времени.

Вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства

Также задолженность может быть списана при вынесении судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ, если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет.

В этом случае задолженность будет признана безнадежной, если (пп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ):

ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, либо

судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Снятие с учета в налоговом органе иностранной организации

Безнадежной к взысканию признается задолженность в случае снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с п. 5.5 ст. 84 НК РФ (пп. 4.2 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе международной организации, признаваемой в соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиком страховых взносов, осуществляется налоговым органом на основании заявления такой международной организации о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов (п. 4.7 ст. 83 НК РФ).

Налоговый орган вправе осуществить снятие с учета иностранной организации, состоящей на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, без представления заявления о снятии с учета при наличии одного из оснований, предусмотренных п. 5.5 ст. 84 НК РФ.

Ликвидация банка

Признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию суммы страховых взносов, списанные со счетов плательщиков в банках, но не перечисленные в бюджетную систему РФ (п. 4 ст. 59 НК РФ). Для этого необходимо, чтобы на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании произошла ликвидация соответствующих банков.

Списание задолженности по взносам за периоды до 01.01.2017

В связи с передачей функций по налоговому администрированию страховых взносов налоговым органам были приняты законы, направленные на так называемую налоговую амнистию. В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также доначисленных ими сумм, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 г. до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) в утверждаемом порядке (ч. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование").

Данные положения применяются к недоимке и задолженности, в отношении которых на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ не принят акт суда, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе не вынесено определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (ч. 10 ст. 14 Федерального закона N 436-ФЗ).

Приказом ФНС России от 14.05.2018 N ММВ-7-8/256@ утвержден соответствующий Порядок признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи (далее - Порядок). Решение о признании безнадежной к взысканию недоимки и их списании принимается налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) на основании определенных документов (п. 2 Порядка):

протокола заседания комиссии, созданной налоговым органом, об установлении факта утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, в связи с истечением установленного срока взыскания в период с 1 января 2017 г. до даты подписания акта приема-передачи;

справки о суммах недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., формируемой налоговым органом.

Установление факта утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока взыскания в период с 1 января 2017 г. до даты подписания акта приема-передачи осуществляется комиссией, заседания которой проводятся на постоянной основе не реже раза в квартал. Не позднее следующего рабочего дня после проведения заседания комиссии налоговым органом готовится решение о признании безнадежной к взысканию недоимки по страховым взносам и затем отражается в информационных ресурсах налогового органа (п. п. 3, 6, 7, 9 Порядка).

Признание безнадежной и списание задолженности по страховым взносам на травматизм

Для признания задолженности по страховым взносам на травматизм безнадежной и ее списания предусмотрены схожие основания (ст. 26.10 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, п. п. 1 - 2 Постановления Правительства РФ от 31.01.2017 N 108):

- ликвидация организации либо исключение организации, фактически прекратившей свою деятельность из ЕГРЮЛ;

- принятие судом акта, в соответствии с которым ФСС РФ утрачивает возможность взыскания недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам;

- вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ, если с даты образования недоимки по страховым взносам и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в случае если размер недоимки по страховым взносам и (или) задолженности по пеням и штрафам не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, или же в случае, если судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

- ликвидация банка в случае, если суммы страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов страхователей в банках (иных кредитных организациях), не были перечислены в бюджет ФСС РФ, при этом на день принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки были ликвидированы.

(Источник - материалы советника государственной гражданской службы РФ 2 класса Е.С. Григоренко)

Списание невозможной к взысканию задолженности по страховым взносам по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года, осуществляют органы ПФР и ФСС РФ.

В связи с передачей Пенсионным фондом РФ и Фондом социального страхования РФ в ФНС России невозможной к взысканию задолженности по страховым взносам сообщается следующее.

Органы ПФР и ФСС РФ осуществляют списание невозможной к взысканию задолженности (недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам) по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года, а также задолженности, по которой по состоянию на 1 января 2017 года утрачена возможность взыскания в связи с истечением установленного срока ее взыскания, и, следовательно, суммы такой задолженности не могут быть переданы для ее администрирования в ФНС России.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 ноября 2017 г. N 03-15-07/76149

Минфин России во исполнение пункта 1 перечня поручений по итогам еженедельного Оперативного совещания с заместителями Министра и директорами Департаментов у Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 30.10.2017 и пункта 1 раздела III протокола совещания у Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 11.10.2017 N 13, а также в связи с обращением ФНС России от 20.10.2017 N ГД-4-8/21214@ о передаче Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации в ФНС России невозможной к взысканию задолженности по страховым взносам, сообщает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации (далее - задолженность по страховым взносам), образовавшихся по состоянию на 1 января 2017 года, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС).

Применение налоговыми органами дальнейших мер взыскания задолженности по страховым взносам в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, принятой органами ПФР и ФСС, может быть осуществлено только по факту анализа сведений о задолженности по страховым взносам, образовавшейся на 1 января 2017 года.

В связи с чем в рамках межведомственного взаимодействия необходимо обеспечить передачу и принятие информации о соответствующих мерах по взысканию упомянутой задолженности по страховым взносам.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами ПФР, ФСС в следующих случаях:

  • по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ);
  • в случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам (далее - задолженности) в связи с истечением установленного срока их взыскания в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ.

Вместе с тем отмечается, что в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ, списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам осуществлялось в соответствии с Законом N 212-ФЗ в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям" (далее - Постановление N 820).

Пунктом 4 Постановления N 820 устанавливается перечень документов, при наличии которых ПФР и ФСС принимают решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам. В частности, к таким документам относится в том числе копия акта суда, в соответствии с которым органы ПФР и ФСС утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Исходя из изложенного, органы ПФР и ФСС осуществляют списание невозможной к взысканию задолженности (недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам) по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года, а также задолженности, по которой по состоянию на 1 января 2017 года утрачена возможность взыскания в связи с истечением установленного срока ее взыскания, и, следовательно, суммы такой задолженности не могут быть переданы для ее администрирования в ФНС России.


Современная экономическая реальность такова, что контрагенты и сами организации не всегда являются добросовестными плательщиками по приобретенным товарам, работам или услугам. Зачастую у любой компании существуют неоплаченные долги, оплата по которым уже не поступит, или которые сама компания по тем или иным причинам не оплатит.

В учете организации «зависшие» долги не могут фигурировать бесконечно. Законодательством установлены сроки, когда бухгалтер должен списать такую задолженность. В налоговом учете п. 2 ст. 266 НК РФ дает определение безнадежным долгам. Это долги, по которым:

  • истек установленный срок исковой давности,
  • обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации,
  • есть постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства из-за невозможности взыскать долг, в случае возврата взыскателю исполнительного документа, если невозможно установить местонахождение должника, а так же если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание,
  • гражданин признан банкротом и он освобождается от исполнения требований кредиторов.
Срок исковой давности составляет три года со дня, когда задолженность должна была быть погашена.

Покупатель должен был перечислить денежные средства за товар (работу, услугу) 22 ноября 2015 года. Последний день, когда продавец может обратиться в суд за взысканием с должника задолженности это 22 ноября 2018 года. И если этот срок был пропущен, то уже 23 ноября 2018 года задолженность считается безнадежной и продавец обязан ее списать (Письмо Минфина России от 14.05.2018 г. № 03-03-06/1/31977, от 20.06.2018 г. № 03-03-06/1/42047).

Безнадежная задолженность: признать или не признать

Если организация обратилась в суд за взысканием задолженности, имеет на руках положительное судебное решение, задолженность подлежит взысканию в порядке исполнительного производства, то такую задолженность признать безнадежной можно, только если невозможность ее взыскания подтверждена постановлением пристава об окончании исполнительного производства, либо при ликвидации должника. Признать такую задолженность безнадежной в связи с истечением срока исковой давности нельзя. (Письмо Минфина России от 28.11.2014 г. № 03-03-06/1/60843).

Если должник ликвидирован или исключен из ЕГРЮЛ по иным основаниям, то задолженность признается безнадежной на дату записи в ЕГРЮЛ, даже если срок исковой давности еще не прошел. (Письмо Минфина России от 08.12.2016 г. № 03-03-06/1/73076).

Если должник прекратил деятельность по причине реорганизации, то такая задолженность не может быть признана безнадежной, т.к. согласно ст. 58 ГК РФ по правам и обязанностям реорганизованного юридического лица существует правопреемство. (Письмо Минфина России от 06.09.2016 г. № 03-03-06/1/52041. Финансисты считают, что задолженность должника, прекратившего деятельность по причине слияния с другим юридическим лицом, не может быть признана безнадежной.

Списание задолженности при банкротстве юридического лица возможно только при окончании конкурсного производства, даже если срок исковой давности истекает в период банкротства, на это специалисты Минфина указывали еще в письме от 06.06.2016 г № 03-03-06/1/73076.

Порядок и сроки списание задолженности

При списании в бухгалтерском учете безнадежная дебиторская задолженность отражается проводками:

Дебет 63 Кредит 62, 60, 76 — за счет созданного резерва

Дебет 91.2 Кредит 62, 60, 76 — задолженность списана в прочие расходы в размере, не покрытом резервом.

Дебет 007 — списанная дебиторская задолженность отражена на забалансовом счете (отражать на забалансовом счете задолженность необходимо в течение пяти лет с момента ее списания)

Поэтому списание безнадежной задолженности в налоговом учете зависит от наличия или отсутствия резерва по сомнительным долгам. Если резерв создан, то задолженность списывается за счет резерва, если суммы резерва недостаточно, то оставшаяся сумма долга списывается в расходы. Если резерв не создавался, то весь безнадежный долг списывается в расходы. (Письмо Минфина России от 20.06.2018 г. № 03-03-06/1/42047).

Обратите внимание: в налоговом учете признать безнадежную дебиторскую задолженность могут только организации, применяющие метод начисления.

безнадежную дебиторскую задолженность в расходах учитывать не могут. Этот запрет касается любой безнадежной задолженности. (Письмо Минфина России от 20.02.2016 г. № 03-11-06/2/9909).

при списании безнадежной дебиторской задолженность в бухучете, в налоговом учете доходы, учитываемые при определении налоговой базы, не корректируют. (Письмо Минфина России от 22.07.2013 г. № 03-11-11/28614).

Дебет 62, 60, 76 Кредит 91.1 — списана задолженность вместе с НДС.

Обратите внимание: если происходит списание задолженности по полученному авансу, то НДС, исчисленный с такого аванса, не принимается к вычету и в налоговые расходы также не включается (Письмо Минфина России от 07.12.2012 г. № 03-03-06/1/635).

При списании кредиторской задолженности ранее принятый к вычету входной НДС восстанавливать не надо, на это указали специалисты Минфина (Письмо от 21.06.2013 г. № 03-07-11/23503).

Компании, применяющие УСН, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, кредиторскую задолженность, возникшую перед поставщиком товаров (работ, услуг) при списании включают в доходы.

Если списываются ранее полученные авансы, то в налоговом учете при их списании дохода не возникает, т.к. доход от полученных авансов уже был учтен при определении налоговой базы в периоде их получения (Письмо Минфина России от 14.03.2016 г. № 03-11-06/2/14135).

Если списание задолженности происходит в связи с ликвидацией организации — поставщика товаров (работ, услуг) или исключении его из ЕГРЮЛ по иным основаниям, то списание необходимо проводить на дату его ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ (Письмо Минфина России от 09.02.2018 г. № 03-03-06/1/7837).

Налоговые органы и специалисты Минфина неоднократно указывали на то, что списание дебиторской задолженности в расходы возможно только в периоде наступления оснований для признания задолженности безнадежной, а не в произвольном периоде по выбору компании-налогоплательщика (Письмо Минфина России от 06.02.2015 г. № 03-03-06/1/4995, Письмо УФНС России по г. Москве от 13.04.2011 N 16-15/035618.1@).

При определении периода списания кредиторской задолженности необходимо руководствоваться разъяснениями налоговых органов, приведенных в Письме от 08.12.2014 г. № ГД-4-3/25307@, согласно которым доход в виде кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывается в составе внереализационных доходов в последний день того отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности.

Вывод: списание безнадежной задолженности требует четкого выполнения ряда условий для признания задолженности безнадежной, наличия документации, соблюдения сроков и порядка списания. Это непростая процедура для бухгалтера, но вполне реализуемая при грамотном исполнении и соблюдении нормативных актов.


Подлежат ли признанию безнадежными к взысканию и списанию суммы штрафов, начисляемых в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (прим. ред. – в указанной статье речь идет о нарушении страхователем срока регистрации в органе Пенсионного фонда)?

Н. П.: Согласно статье 23 и части 4 статьи 60 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212‑ФЗ) недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, задолженность по начисленным пеням и штрафам, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством РФ.

Исчерпывающий перечень оснований для такого списания (п. 1 постановления № 820):

– признание ИП банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части задолженности, которая не была погашена за счет его имущества;

– смерть физического лица или объявление его умершим по решению суда;
принятие судом акта, в котором указано, что органы ПФР утрачивают право на взыскание недоимки и задолженности по пеням и штрафам, поскольку ими пропущен срок взыскания, в том числе при вынесении судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока на взыскание в судебном порядке.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167‑ФЗ) устанавливает основы госрегулирования обязательного пенсионного страхования в России, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

С учетом изложенного, штрафы, начисляемые в соответствии с частью 1 статьи 27 Закона № 167‑ФЗ, подлежат признанию безнадежными к взысканию и списанию в соответствии со статьей 23 Закона № 212‑ФЗ.


Подлежат ли признанию безнадежной к взысканию и списанию суммы недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам при наличии в деле плательщика страховых взносов копии судебного акта, в том числе копии определения суда об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления органом контроля за уплатой страховых взносов в суд?

Н. П.: Согласно подпункту «г» пункта 1 постановления № 820 с 4 июня 2013 г. расширен перечень оснований для признания недоимки по страховым взносам безнадежной к взысканию и для ее списания. В состав названного перечня входит принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Таким образом, при наличии копии судебного акта, в том числе копии определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд (подп. «г» п. 4 постановления № 820) органы контроля за уплатой страховых взносов вправе принять решение по списанию сумм недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам.


Какой порядок признания безнадежной к взысканию и списания недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам в случае прекращения хозяйственной деятельности плательщика страховых взносов путем реорганизации в форме присоединения?

Н. П.: С учетом подпункта «а» пункта 4 постановления № 820 правовым основанием для принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, и задолженности по начисленным пеням и штрафам в случае ликвидации плательщика страховых взносов – юридического лица по решению учредителей или иного органа, а также ликвидированного вследствие банкротства по определению арбитражного суда является наличие в деле указанного плательщика страховых взносов выписки из ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса при присоединении юрлица к другому юрлицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При этом при реорганизации юрлица в форме присоединения к нему другого юрлица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).


Как связан порядок признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам с плательщиков страховых взносов, являющихся крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, с их организационно‑правовым статусом: КФХ – юридические лица или КФХ – индивидуальные предприниматели?

Н. П.: В силу норм гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, они являются двумя самостоятельными субъектами правоотношений, то есть КФХ могут быть зарегистрированы как в форме юридических лиц, так и в форме индивидуального предпринимательства.

КФХ – юрлица, зарегистрированные в территориальном органе ПФР в качестве страхователя – организации в случае их ликвидации в соответствии с нормами гражданского законодательства России или вследствие банкротства и при наличии соответствующей выписки из ЕГРЮЛ имеют право на признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам на основании норм пункта 1 и пункта 4 постановления № 820.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 3 ст. 1 Закона № 74‑ФЗ). Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПРФ, числящаяся за КФХ, которое осуществляет свою деятельность без образования юридического лица, то есть индивидуальным предпринимателем, являющимся главой КФХ – плательщиком страховых взносов в ПРФ, признается безнадежной к взысканию и списывается на основании решения территориального органа ПРФ в случаях:

– признания главы КФХ банкротом в соответствии с Законом № 127‑ФЗ согласно подпункту «б» пункта 1 Постановления № 820 и при наличии документов, определенных подпунктом «б» пункта 4 Постановления № 820;

– смерти физического лица или объявлении его умершим согласно подпункту «в» пункта 1 Постановления № 820 и при наличии документов, предусмотренных подпунктом «в» пункта 4 Постановления № 820 (копии свидетельства о смерти физического лица или копии решения суда об объявлении физического лица умершим).

Задолженность плательщика по уплате страховых взносов, а также пеней и штрафов может быть признана безнадежной, если взыскать ее невозможно в силу причин экономического, социального или юридического характера. В этом случае задолженность может быть списана (ч. 1 ст. 23 Закона N 212-ФЗ). Порядок признания безнадежными и списания недоимки по страховым взносам, пени и штрафов установлен Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 820 (Письмо Минфина России от 20.05.2010 N 03-02-08/32).

Исчерпывающий перечень оснований для такого списания содержится в п. п. 1, 1(1) Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 820. В частности, к ним отнесены случаи:

1) ликвидации организации (ст. 61 ГК РФ);

2) признания индивидуального предпринимателя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части задолженности, которая не была погашена за счет его имущества;

3) принятия судом акта, в котором указано, что органы ПФР или ФСС РФ утрачивают право на взыскание недоимки и задолженности по пеням и штрафам, поскольку ими пропущен срок взыскания, в том числе при вынесении судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока на взыскание в судебном порядке.

Срок взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам установлен ч. 5 ст. 19 Закона N 212-ФЗ.

Подробнее порядок взыскания контролирующими органами недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам рассмотрен в разд. 1.3 "Органы, которые осуществляют контроль за уплатой взносов на обязательное социальное страхование, и их полномочия".

В зависимости от вида страхового взноса решение о признании недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимают разные органы:

- в отношении взносов по нетрудоспособности и материнству его принимает ФСС РФ (пп. "б" п. 2 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 820);

- в отношении взносов на ОПС и ОМС органом, уполномоченным на его принятие, является ПФР (пп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 820). При этом фактически его принимают отделения ПФР и подведомственные им территориальные органы ПФР, которым Пенсионный фонд РФ передал соответствующее полномочие (п. 2 Методических рекомендаций, утвержденных Распоряжением Правления ПФР от 30.09.2015 N 446р).

Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам составляется по установленной форме, которая утверждена Минтрудом России по согласованию с Минздравом России (п. 1 Приказа Минтруда России от 12.03.2015 N 162н, Приложение к этому Приказу, п. 3 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 820).

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ С 1 ЯНВАРЯ 2015 Г.

ОТСРОЧКИ (РАССРОЧКИ) ПО УПЛАТЕ ВЗНОСОВ

НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ

Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ с 1 января 2015 г. вводятся в действие ст. ст. 18.1 - 18.5 Закона N 212-ФЗ, в которых закреплены условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, а также пеней и штрафов (п. п. 5 - 9 ст. 5, ст. 6 Закона N 188-ФЗ).

Отсрочка (рассрочка) предоставляется плательщику взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить взносы, пени и штрафы в установленный срок, если имеются основания полагать, что возможность уплаты возникнет в течение срока предоставления отсрочки (рассрочки). Отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена плательщику взносов при наличии хотя бы одного из следующих оснований (ч. 3, ч. 8 ст. 18.1, п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ):

- причинение плательщику взносов ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

- непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) денежных средств из бюджета плательщику страховых взносов в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов;

- недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до плательщика страховых взносов - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов;

- сезонный характер производства и (или) реализации плательщиком страховых взносов товаров (работ, услуг). Отсрочка (рассрочка) по данному основанию может быть предоставлена, только если доля выручки от сезонных видов деятельности превышает 50% в общем объеме доходов хозяйствующего субъекта от реализации товаров, работ или услуг (ч. 5 ст. 18.4 Закона N 212-ФЗ).

Сезонный характер производства определяется в соответствии с Перечнем сезонных отраслей и видов деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 N 382 (ч. 5 ст. 18.4 Закона N 212-ФЗ).

Заметим, что при предоставлении отсрочки (рассрочки) на основании пп. 3 ч. 3 ст. 18.1 Закона N 212-ФЗ (т.е. в связи с сезонным характером производства, реализации) за период отсрочки начисляются проценты в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 18.1 Закона N 212-ФЗ (ч. 6 ст. 18.4 Закона N 212-ФЗ). При получении отсрочки (рассрочки) по основаниям, закрепленным в п. п. 1, 2 ч. 3 ст. 18.1 Закона N 212-ФЗ, проценты не начисляются (ч. 5 ст. 18.1 Закона N 212-ФЗ).

Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) установлен в ст. 18.4 Закона N 212-ФЗ.

Чтобы ее получить, необходимо обратиться в территориальный орган ПФР или ФСС РФ (в зависимости от вида взносов, по которым требуется отсрочка или рассрочка) с соответствующим заявлением (ст. 18.3, п. 1 ст. 18.4 Закона N 212-ФЗ). К заявлению прилагаются документы, поименованные в ч. 1 - 6 ст. 18.4 Закона N 212-ФЗ, в том числе те, которые подтверждают обстоятельства, дающие право на получение отсрочки (рассрочки).

Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней, штрафов выносится соответствующим органом в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления (ч. 6 ст. 4, ч. 7 ст. 18.4 Закона N 212-ФЗ).

Отсрочка (рассрочка) предоставляется в отношении всей заявленной суммы страховых взносов по одному или нескольким видам страхования (ч. 4 ст. 18.1 Закона N 212-ФЗ). Исключением являются страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии. По ним отсрочка (рассрочка) не предоставляется (ч. 4 ст. 18.1 Закона N 212-ФЗ). Также она не предоставляется по взносам на финансирование страховой части пенсии, если на день подачи заявления о ее предоставлении за плательщиком числится задолженность по взносам на финансирование накопительной части (ч. 7 ст. 18.1 Закона N 212-ФЗ).

Статьей 18.2 Закона N 212-ФЗ предусмотрены обстоятельства, исключающие возможность получения отсрочки (рассрочки). Так, она не может быть предоставлена, если в отношении плательщика взносов:

- ведется производство по делу о нарушении законодательства о страховых взносах или по делу об административном правонарушении в области страхования (п. 1 ч. 1 ст. 18.2 Закона N 212-ФЗ);

- в течение трех лет до подачи плательщиком взносов заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) уполномоченным органом было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий ее предоставления (п. 2 ч. 1 ст. 18.2 Закона N 212-ФЗ).

Действие отсрочки (рассрочки) прекращается по истечении срока, на который она была предоставлена, а также в момент выплаты всей причитающейся суммы страховых взносов, процентов (ч. 1, 2 ст. 18.5 Закона N 212-ФЗ).

Помимо этого действие отсрочки (рассрочки) может быть прекращено досрочно по следующим обстоятельствам:

- на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, у плательщика взносов образовалась задолженность по уплате страховых взносов на финансирование накопительной части пенсии. В этом случае прекращается действие отсрочки (рассрочки) по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование, предоставленной органами ПФР (ч. 3 ст. 18.5 Закона N 212-ФЗ);

- плательщиком взносов были нарушены условия предоставления отсрочки (рассрочки). Решение о прекращении действия отсрочки (рассрочки) в данном случае принимается уполномоченным органом (ст. 18.3, ч. 4 ст. 18.5 Закона N 212-ФЗ).

При досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) плательщик страховых взносов в течение одного месяца после получения решения должен уплатить неуплаченную сумму задолженности по страховым взносам, а также пени. Величина неуплаченной задолженности рассчитывается в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 18.5 Закона N 212-ФЗ. Пени рассчитываются за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем получения решения, по день уплаты этой суммы включительно (ч. 5 ст. 18.5 Закона N 212-ФЗ).

Извещение об отмене отсрочки (рассрочки) уполномоченный орган направляет плательщику страховых взносов по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия решения. Извещение считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма (ч. 7 ст. 18.5 Закона N 212-ФЗ).

В случае несогласия с досрочным прекращением отсрочки (рассрочки) плательщик может обжаловать данное решение в порядке, установленном гл. 7 Закона N 212-ФЗ (ч. 8 ст. 18.5 Закона N 212-ФЗ).

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 241 ;

Читайте также: