Проблемы пенсионного страхования и пути их решения

экономические науки

  • Базитова Татьяна Николаевна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • Ефимов Олег Николаевич , кандидат наук, доцент кафедры экономики и управления
  • Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
  • ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА
  • ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ
  • ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РФ
  • ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ

Похожие материалы

  • Что ожидает будущих пенсионеров?
  • На пути совершенствования пенсионной системы России
  • Проблема трансакционных издержек в деятельности предприятия
  • Индекс человеческого развития России
  • Индекс развития человеческого потенциала США

Пенсионная система является одним из важнейших элементов в сфере социального обеспечения населения страны. На сегодняшний день государства сталкиваются с рядом проблем, в числе которых ухудшение демографической ситуации, которое выражается в сокращении количества трудоспособного населения, увеличении количества пенсионеров (то есть происходит увеличение продолжительности жизни при одновременном уменьшении уровня рождаемости), проблемы финансовой стабильности пенсионного фонда. В этих условиях у государства возникает необходимость решения вопросов пенсионного обеспечения путем формирования своей модели пенсионной системы. Поэтому вопросы разработки и введения новой пенсионной системы на сегодняшний день актуальны и требуют немедленного решения проблем, накопившихся за время существования старой модели пенсионной системы.

В данной статье рассмотрим основные проблемы современной пенсионной системы и представим возможные пути их решения.

До 2001 г. в России существовала распределительная модель пенсионного обеспечения. Однако процесс «старения» населения привел к неспособности работающего населения обеспечить финансирование граждан пенсионного возраста. В 2001—2002 гг. в стране началась пенсионная реформа, где первый уровень – базовая пенсия, размер которой фиксирован и не зависит от стажа и размера заработной платы; второй уровень – обязательная накопительная система, построенная на принципе регистрации взносов в Пенсионный Фонд на персональном счете каждого работника - страховая часть пенсии. Она зависит от стажа работы, платежей пенсионера в ПФР, средней величины заработной платы по стране и третий уровень – негосударственное пенсионное обеспечение, выступает как дополнительное к государственному в рамках единой пенсионной системы и является накопительной частью пенсии[5]. Приведем перечень основных нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы пенсионной системы, в частности это - НК РФ (часть 2), Трудовой кодекс РФ, Закон об обязательном пенсионном страховании, Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, Закон об основах обязательного социального страхования, Закон о государственном пенсионном обеспечении в РФ, Закон о негосударственных пенсионных фондах, Закон об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ, Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, Закон о выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ .

Ниже на рисунке 1 представлена численность населения РФ по возрастным группам, тыс. чел.


Рисунок 1 Численность населения РФ по возрастным группам

Как видно из рисунка, на сегодняшний день в численности населения старше трудоспособного возраста наметилась устойчивая тенденция к возрастанию.

Таблица 1 Основные показатели пенсионного обеспечения в РФ


В настоящее время многие ученые-экономисты занимаются проблематикой пенсионного обеспечения, функционирования пенсионной системы Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондов, и это является закономерным и естественным процессом, поскольку пенсионная система является одним из основных элементов социальной защиты населения [1, 7–9].

Пенсионная система России претерпела уже множество реформ. Последние глобальные изменения берут свое начало в 2012 г. с разработки Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г., где прописан постепенный план перехода к новой модели пенсионного обеспечения, целью которой является осуществление четкого разграничения страховой и накопительной частей пенсионных накоплений для удобства и качества регулирования их источников финансирования, а также переход на трехуровневый механизм формирования пенсионных прав (солидарная часть, корпоративная, индивидуально-накопительная), которая обеспечит сбалансированность и финансовую устойчивость пенсионной системы. Но сложная экономическая ситуация в стране сильно сократила темпы преобразований.

На сегодняшний день главной проблемой Пенсионного фонда РФ является дефицит бюджета, который на 2016 г. составляет 175,1 млрд руб. По предварительным прогнозам в 2017 г. дефицит составит 220,4 млрд руб., но для его сокращения было принято несколько дискуссионных решений, таких как:

- неполная индексация пенсий;

- отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам;

- продление моратория на размещение накопительной части пенсии;

- упрощение процедуры розыска нелегальных рабочих путем расширения информационного взаимодействия между различными государственными ведомствами;

- повышение пенсионного возраста для госслужащих.

Индексация страховых пенсий в 2016 г. проходила в 2 этапа: первая индексация прошла в феврале, в ходе которой пенсии неработающим пенсионерам увеличили на 4 %. От второй индексации Правительство РФ отказалось, заменив ее компенсационными выплатами в размере 5000 рублей в январе 2017 г. Денежные средства на данные компенсации были выделены из президентского резерва, сформированного в 2016 г. Принятые меры положительно отразились на пенсионерах, получающих минимальную пенсию, т.к. данная выплата покрывает индексацию, которая должна была быть проведена в 2016 г. Также единовременную выплату получили работающие пенсионеры, индексация пенсий которых была приостановлена с 2016 г. Но в минусе остались те, кто получает пенсию выше среднего уровня, т.к. при индексации их пенсий в полном объеме компенсационная выплата не покрывает инфляцию. Кроме того, единовременная выплата не изменит размер базы пенсионных выплат, подлежащих индексации в 2017 г. Вышеуказанные меры помогли сэкономить бюджету около 160 млрд руб., но при этом были нарушены права граждан на сохранность их сбережений, т.к. страховая пенсия каждый год должна индексироваться как минимум на уровень инфляции, то есть на 12,9 % за 2016 г.

С 1 февраля 2017 г. страховые пенсии более 31,4 млн неработающих пенсионеров увеличились на 5,4 % исходя из роста потребительских цен за 2016 г. По данным Росстата, инфляция в 2016 г. составила 5,4 %, и ровно на эту величину индексируются страховые пенсии неработающих пенсионеров. Индексация пенсий на уровень инфляции за предыдущий год обеспечит сохранение покупательной способности страховой пенсии неработающих пенсионеров. Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионного балла), с учетом которого назначаются страховые пенсии, составляет 78,28 рубля (до 1 февраля 2017 г. – 74,27 рубля). Вместе со страховой пенсией на 5,4 % проиндексирована фиксированная выплата к ней, ее размер составляет 4805,11 рубля [6].

Одновременно с индексацией страховых пенсий с 1 февраля на 5,4 % индексируется ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), самая массовая социальная выплата в России. В настоящее время Пенсионный фонд выплачивает ее 15,6 млн федеральных льготников, включая инвалидов, ветеранов боевых действий, граждан, подвергшихся воздействию радиации, Героев Советского Союза и России, Героев Социалистического Труда и других граждан. Размер индексации ЕДВ определен исходя из роста потребительских цен за 2016 г. Средства на увеличение ЕДВ, предусмотренные в бюджете ПФР на 2017 г., составляют 21,3 млрд рублей. Общие расходы на выплату всех видов ЕДВ с учетом индексации запланированы в бюджете ПФР в размере 450,9 млрд рублей [6].

Таким образом, с февраля 2017 г. Пенсионный фонд России перешел к выплате повышенных на 5,4 % всех видов страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца неработающим пенсионерам. Работающие пенсионеры будут получать пенсию с учетом индексации после завершения трудовой деятельности. В бюджете Пенсионного фонда РФ на 2017 г. заложена индексация на 5,8 %, поэтому решено провести индексацию в 2 этапа: первая – в феврале 2017 г. на 5,4 %, вторая – в апреле на 0,4 %. Для работающих пенсионеров прибавка к пенсии в 2017 г. не предусмотрена, в августе 2017 г. добавят к страховой пенсии не более 3 пенсионных баллов. После окончания трудовой деятельности Пенсионный фонд проведет индексацию страховой пенсии на все пропущенные индексации.

В 2016 г. продлен мораторий на размещение накопительной части пенсии. Все поступающие от работодателей средства в течение 2016 г. будут продолжать поступать на формирование страховой части. За счет «заморозки» пенсионных накоплений правительство планирует получить 342,2 млрд рублей. Данные меры также помогут сбалансировать бюджет ПФР, но в то же время лишают экономику «длинных» денег: в результате изъятия пенсионных накоплений в 2014–2016 гг. в распределительную систему экономика недополучит около 1 трлн рублей.

Мораторий на использование накопительной части пенсии негосударственными пенсионными фондами (НПФ) был связан еще и с тем, что к концу 2015 г. фонды с лицензией по обязательному пенсионному страхованию должны были акционироваться, пройти проверку ЦБ РФ и вступить в систему гарантирования. В результате основная часть фондов, и в первую очередь крупнейшие участники рынка, доказали свою надежность и эффективность. По итогам проверок со стороны ЦБ РФ в систему гарантирования пенсионных накоплений вступили 38 НПФ.

В конце декабря 2015 г. был зафиксирован ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений в НПФ, после того, как правительство решило не продлевать право на выбор накопительной пенсии. За 2015 год число застрахованных лиц – клиентов негосударственных пенсионных фондов увеличилось на 19 % и составило на 31.12.2015 26,3 млн чел., или 33,5 % от всех занятых (рисунок).


По итогам переходной кампании 2015 г. число застрахованных лиц, формирующих свои накопления в НПФ, достигло 30 млн [2]

Значительное увеличение заявлений о переходе в негосударственный пенсионный фонд было связано не только с заинтересованностью граждан, но и с активизацией продажных кампаний в страховых компаниях и отделениях банков. Как показала практика, та часть населения, которая заинтересована и осведомлена о пенсионных реформах, к концу 2015 г. уже перевела свои накопления в выбранный негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Благодаря активным продажам удалось заключить договор в основном с теми, кто еще не задумывался о своей будущей пенсии, и главным аргументом служило то, что 2015 г. является решающим для выбора способа дальнейшего формирования будущей пенсии.

Малая заинтересованность и информированность граждан о формировании пенсионных накоплений и нюансах их перевода из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд или между негосударственными пенсионными фондами увеличивает потери как компаний, так и граждан. По принятому в 2013 г. закону пенсионные накопления можно переводить из фонда в фонд не раньше, чем раз в пять лет, если гражданин хочет сохранить накопленный инвестиционный доход. Фонд можно менять и чаще, но в этом случае инвестиционный доход остается у предыдущего фонда, а в новый фонд переводится номинал накоплений. По данным Пенсионного фонда России миллион человек из написавших заявление о переводе своих пенсионных накоплений в 2015 г. потеряли инвестиционный доход, их общие потери составили 3,8–4 млрд руб. Из них около 2 млрд руб. осталось в Пенсионном фонде [4, 5].

Также одной из важнейших проблем пенсионной системы является вопрос о повышении пенсионного возраста. На сегодняшний день в России самый низкий возраст выхода на пенсию – женщины 55 лет, мужчины 60 лет. С 1 января 2017 г. вступили в силу первые изменения по данному вопросу: предусмотрено постепенное, ежегодно по полгода, увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, а также лицам, которые занимают государственные должности РФ, государственные должности в регионах, а также муниципальные должности [3]. Таким образом, пенсионный возраст мужчин будет увеличен до 65 лет, у женщин – до 63 лет. Также предусматривается постепенное увеличение минимального стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет и определение её размера, с 15 до 20 лет.

Кроме того, увеличивается минимальная продолжительность исполнения полномочий депутатов Госдумы и членов Совета Федерации для получения права на доплату к страховой пенсии по старости в размере 55 % с одного года до пяти лет, а также увеличение срока исполнения полномочий, необходимого для получения выплаты в повышенном размере – 75 % – с 3 лет до 10 лет и более.

Неофициальное трудоустройство также является одной из основных проблем Пенсионного фонда РФ. За 2016 год количество неофициально трудоустроенных граждан составило 1,6 млн чел. (выявленные факты нарушения законодательства). Потери Пенсионного фонда от неофициального трудоустройства оцениваются в 1,3–1,5 трлн руб. [3]. Проект по легализации неофициально устроенных граждан возглавляет Федеральная служба по труду и занятости РФ, в регионах созданы межведомственные комиссии, а в муниципалитетах рабочие группы. Перечисленные органы взаимодействуют с местными отделениями пенсионных фондов, фондов социального страхования, налоговых служб и службами занятости населения для выявления фактов неофициального трудоустройства. Также они следят за вызывающими подозрения предприятиями. Проект легализации трудового рынка уже позволил пополнить бюджет Пенсионного фонда на 15 млрд руб.[3], но процесс взаимодействия органов между собой очень бюрократизирован и отнимает много времени, т.к. муниципальные органы власти не имеют доступа к персональным данным граждан, в том числе сведениям о фактах их работы, хранящихся в базах Пенсионного фонда. Для решения данной проблемы был разработан законопроект о расширении информационного взаимодействия между различными ведомствами, что упростит процедуру выявления нелегальных трудовых отношений. Рассмотрение и принятие данного законопроекта останавливает лишь то, что доступ к персональным данным граждан получит большая группа лиц, находящихся на государственных должностях, и, несмотря на предусмотренную ответственность за незаконное использование персональных данных, есть риск, что данная информация окажется в распоряжении третьих лиц, например коллекторских агентств.

Проблему неофициального трудоустройства также помогает решить новая формула расчета будущей пенсии. С 1 января 2015 г. было введено понятие «Индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл). В самом общем плане «балльная формула» формирования пенсионных прав сводится к тому, что за каждый год трудового стажа застрахованное лицо приобретает определенное количество баллов, общая сумма которых после завершения трудового этапа в жизни человека и наступления права на соответствующий вид пенсии конвертируется в денежный эквивалент путем умножения на актуальную стоимость одного балла [8]. На данный момент для получения гарантированной пенсии необходим трудовой стаж в 5 лет. В связи с ухудшением демографической ситуации и увеличением дефицита бюджета Пенсионного фонда планируется увеличить минимальное значение трудового стажа до 15 лет. Данные меры вынуждают граждан, заинтересованных в получении и накоплении будущей пенсии, заключать официальные трудовые договоры с работодателем.

Новая формула также стимулирует население к более позднему выходу на пенсию, т.к. работающим пенсионерам начисляется большее количество баллов. Как было указано выше, в 2017 г. им будет начислено до 3 дополнительных балла. Данные преобразования позволяют увеличить поступления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда и временно сократить расходы на выплату текущих пенсий.

Сложная экономическая ситуация в стране кардинально изменила намеченные цели постепенного перехода к новой модели пенсионного обеспечения, одной из основных задач которой было стимулирование наемных рабочих и самозанятого населения к личному участию в формировании пенсионных накоплений. Все вышеперечисленные меры сокращают дефицит бюджета ПФР, но формируют негативное настроение и недоверие со стороны населения. Государству на данный момент удалось выполнить лишь одну из поставленных задач: усиление государственного регулирования и непосредственного участия государства в гарантировании финансовой обеспеченности выплаты всех видов пенсий. В рамках новой пенсионной реформы была создана двухуровневая система гарантирования сохранности пенсионных накоплений [8]: каждый страховщик обязан создавать внутренний фонд гарантирования пенсионных накоплений, который предназначен для покрытия убытков от деятельности фонда, также создана государственная система гарантирования пенсионных накоплений, которая позволяет негосударственному пенсионному фонду получить лицензию на осуществление своей деятельности и сохранить сумму всех отчислений застрахованных (без сохранения полученного дохода) в случае отзыва у негосударственного пенсионного фонда лицензии, банкротства фонда либо недостаточности пенсионных накоплений.

Также одной из основных стратегических целей реформы была сбалансированность и долгосрочная финансовая устойчивость бюджета Пенсионного фонда путем создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений, но, как было отмечено выше, принятые за последние годы меры сильно тормозят формирование корпоративной и индивидуально-накопительной частей.

Таким образом, для продолжения реализации намеченных целей в первую очередь необходимо повысить доверие граждан к системе пенсионного страхования, путем соблюдения законодательства и реализации прав населения на сохранность их пенсионных сбережений. Кроме того, необходимо повышение финансовой грамотности граждан для сокращения потерь в результате воздействия на них при помощи агрессивных техник продаж со стороны менеджеров банков и страховых компаний, которые ввиду ограниченности времени переходной кампании озвучивают клиенту только положительные стороны перехода в новый негосударственный фонд.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алам Мила, Лескова Виктория Владимировна

В настоящее время в Пенсионном фонде РФ имеется ряд проблем. Наиболее существенной является проблема финансирования фонда и его сбалансированность. Снижение налогов, увеличение продолжительности жизни и повышение пенсионного фонда сказывается негативным образом на финансовое положение бюджета. На фоне этих событий государство приготовило ряд реформ, способствующих стабилизации положения. Учитывая Российские реалии и иностранный опыт Правительство прияло ряд мер, такие как повышение пенсионного возраста, изменение порядка индексаций и общая реформация политики выплат. Все это коснётся не только Пенсионного фонда, но и некоторых социальных аспектов.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алам Мила, Лескова Виктория Владимировна

Текст научной работы на тему «Современные проблемы пенсионного фонда Российской Федерации и возможные пути их решения»

Алам Мила, студентка, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва Лескова Виктория Владимировна,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация: В настоящее время в Пенсионном фонде РФ имеется ряд проблем. Наиболее существенной является проблема финансирования фонда и его сбалансированность. Снижение налогов, увеличение продолжительности жизни и повышение пенсионного фонда сказывается негативным образом на финансовое положение бюджета. На фоне этих событий государство приготовило ряд реформ, способствующих стабилизации положения. Учитывая Российские реалии и иностранный опыт Правительство прияло ряд мер, такие как повышение пенсионного возраста, изменение порядка индексаций и общая реформация политики выплат. Все это коснётся не только Пенсионного фонда, но и некоторых социальных аспектов.

Ключевые слова: бюджетная политика, Пенсионный Фонд, проблемы ПФР, пенсионный возраст.

Annotation: Currently, the Pension Fund of the Russian Federation has a number of problems. The most significant is the problem of financing the fund and its balance. The reduction of taxes, the increase in life expectancy and the increase of the pension fund have a negative impact on the financial position of the budget. Against the backdrop of these events, the state has prepared a series of reforms that contribute

to the stabilization of the situation. Given the realities of Russia and foreign experience, the Government has taken a number of measures, such as raising the retirement age, changing the order of indexation and general reform of the policy of payments. All this will affect not only the Pension Fund, but also some social aspects.

Key words: budget policy, the Pension Fund, the problems of the Pension Fund, the retirement age.

Одной из важнейших задач бюджетной политики Российской Федерации на протяжении ее существования является обеспечение долгосрочного равновесия и устойчивости Пенсионного Фонда России. Целью исследования является проанализировать основные параметры бюджета ПФР, сделать выводы и предложить один из возможных вариантов оптимизации расходов.

Так как Пенсионный Фонд является крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России, проблема его несбалансированности делает затруднительным выполнение его основных функций (установление и выплата пенсий, выдача государственных сертификатов на материнский капитал, назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др., адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ, реализация международных соглашений и др.) [6].

Для начала, выделим несколько проблем. В 2005 году государство провело налоговую реформу, нацеленную на поддержку малого бизнеса путём снижения налогового бремени. Еще одной причиной уменьшения налоговой нагрузки было масштабное развитие теневого сектора экономики, увеличение количества людей, скрывающих свои реальные доходы, чтобы уйти от обязательных выплат в бюджет. В рамках этой борьбы было принято решена о снижении отчислений в ПФР на 8% и заморозке регрессионной шкалы уплаты страховых взносов. В результате данных мер, не справляющийся с увеличением стареющего населения бюджет пенсионного фонда стал пополнятся за счет средств федерального бюджета.

Недостаток средств на финансирование базовой части трудовой пенсии, возникший с 2005 г. в размере 173 млрд. руб., к 2009 г. увеличился до 468 млрд. руб. . Дефицит бюджета ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, который в начале пенсионной реформы 2002 г. составлял 135 млрд. руб., к концу 2009 г. увеличился до 466 млрд. руб. [1].

Причиной возрастания дефицита ПФР послужила также передача с 1 января 2010 г. из Федерального бюджета базовой части трудовой пенсии на финансирование Пенсионному фонду.

Еще одной проблемой в том числе оказывающей давление на бюджет пенсионного фонда в России является наличие в пенсионной системе нашего государства значительного количества пенсий, назначающихся до наступления установленного пенсионного возраста [4]. Эту особенность называет одним из главных отличительных особенностей ПСРФ от зарубежных.

В 2017 году число людей, получающих пенсию досрочно достигло 34% от всего числа пенсионеров по старости (около 10млн. человек) и с каждым годом, по прогнозам специалистов, будет только расти, увеличивая расходы Пенсионного фонда.

В настоящее время 44,4% (15,9 млн. чел.) получателей трудовых пенсий составляют лица, на назначение пенсий которым пенсионный возраст не влияет, из них: 10,5 млн. чел. - получатели досрочных пенсий по старости (в том числе работники, занятые на работах с тяжелыми и опасными условиями труда - 2,8 млн. чел.; лица, работавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - 2,5 млн. чел.; работники, занятые на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - 1,98 млн. чел.), а также 3,9 млн. чел. - получатели пенсий по инвалидности и 1,8 млн. чел. - получатели пенсий по случаю потери кормильца .

В структуре новых назначений трудовых пенсий перечисленные категории получателей составляют примерно столько же - 42,5%. При этом более 73% получателей досрочных пенсий по старости, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, продолжают работать, причем три четверти из них на тех же рабочих местах.

Как уже было сказано выше, имеющийся бюджет пенсионного фонда не способен справится с оказываемым на него давлением в связи с ежегодным увеличением количества людей, получающих пенсии [3]. Необходимо было скорректировать бюджет для покрытия новых расходов, что и сделало в конце 2017 года Правительство РФ. Новый бюджет был утверждён президентом В.В.Путиным и учитывал возрастающие статьи социальных расходов.

В соответствии с бюджетом, в 2018 году расходы Пенсионного фонда на пенсионное обеспечение россиян вырастут на 278 млрд. рублей и составят 7,20 трлн. рублей. Расходы на социальные выплаты вырастут на 11,7 млрд. рублей и составят 982 млрд. рублей.

Новый бюджет предусматривает увеличивающиеся в связи с инфляцией индексации, страховые пенсии и другие виды социальной помощи.

Так, страховые пенсии, включая фиксированную выплату, неработающих пенсионеров с 1 января 2018 года будут увеличены на 3,7%, что выше показателя прогнозной инфляции. Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 983,9 рубля в месяц, стоимость пенсионного балла - 81,59 рубля (в 2017 году - 78,58 рубля). Среднегодовой размер страховой пенсии по старости вырастет до 14 075 рублей (1612,1% к прожиточному минимуму пенсионера).

Новый бюджет обещает пенсионерам благополучие, обеспечивая доход не ниже прожиточного минимума по региону. Если с учетом всех повышающих пенсий факторов минимум не набирается, государство обещает произвести

доплату за счет регионального бюджета. Это позволит всем неработающим пенсионерам быть уверенными в том, что имеющихся средств хватит на оплату ЖКХ, учитывая льготы, продукты питания и иные необходимые для жизни расходы. На эти цели в бюджете ПФР заложено 94,6 млрд. рублей.

Столкнувшись с определёнными трудностями в достаточном финансировании пенсионного фонда, государство готовит несколько реформ. Осуществление задуманного, по их словам, должно пройти не позднее 2020 года иначе недостаток средств в бюджете пенсионного фонда придется возмещать за счет уменьшения выплат по другим социальным программам. Что скажется достаточно негативно наЬезащищенных слоях населения. Аналитики предсказывают волну негодования среди жителей России, после вступления в силу нового нормативно-правового акта. В том числе из-за уже имеющихся жалоб от жителей регионов на недостаточный размер пенсионных выплат. В то время как растут тарифы на оплату ЖКХ, цены на продуктовую корзину и иные расходу связанные с образованием и здравоохранением, размер пенсий повышается недостаточно для того, чтобы покрыть увеличивающиеся расходы.

Одними из тех, кто почувствует на себе изменения в законодательстве будут пенсионеры. Грядущая реформа заключается в том, чтобы отменить выплаты пенсий людям, достигшим пенсионного возраста, но все еще работающим по профессии. Таким образом могут лишиться финансовой поддержки со стороны государства те пенсионеры, которые зарабатывают больше 1000000 рублей в год. При пересчете на месячную зарплату выходит около 83 000 рублей. С одной стороны, мера кажется вполне оправданной, ведь при таких доходах люди не нуждаются в дополнительной помощи. Но с другой, нет информации, будет ли этот порог одинаковым во всех городах. Ведь если для столицы и других крупных городов такой заработок достаточен, то в некоторых селениях этот порог более чем высок и подлежит коррекции.

Средний уровень зарплат

Таблица 1. Статистика сравнения средних зарплат России по регионам. Источник: http://visasam.ru/russia/rabotavrf/zarplaty-v-rossii.html.

Следующие изменения будут касаться индексаций пенсионных выплат. Меры по изменению правил индексации уже были частично проведены государством. Так в 2016 году отменили обязательную индексацию пенсий, выплачиваемых работающим пенсионерам. Теперь же им положена только финансовая помощи от государства.

Многие граждане обошли эту реформацию стороной, поскольку с 2016 года не накопился тот уровень пропущенных индексаций, чтобы разница в пенсиях была существенна. Тем более, что в 2016 году гражданам должны были 2 раза повысить сумму, которую платит государство поле достижения пенсионного возраста. И данное правило было соблюдено в полной мере. Получается, что для неработающих пенсионеров нет никаких особенностей. Все та же индексация, все те же выплаты. Даже порядок назначения финансовой поддержки остался без изменений.

Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии. Заместитель председателя правительства Ольга Гольц подтвердила, что формирование накопительной части пенсии в ближайшие три года. Не исключено, что эта часть пенсии в ближайшее время и вовсе будет отменена. Бюджет пенсионного фонда на 20172019 гг. уже был сформирован таким образом, что весь объём тарифа страхового взноса ОПС будет направлен на формирование страховой части.

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположению замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2019 года

Начнем с того, что в 2017 Всемирный экономический форум сказал, что люди должны продолжать работать до 70 лет в таких странах, как

Великобритания, США, Япония и Канада. По их мнению, увеличение будет необходимо, так как к 2050 году число людей старше 65 лет будет более чем втрое до 2,1 миллиарда, а!число рабочих на!одного пенсионера!сократится до четырех. Майкл Дрекслер, глава!финансовых и инфраструктурных систем Всемирного экономического форума сказал, что ожидаемый рост долголетия стал финансовым эквивалентом изменения климата. В Великобритании государственный пенсионный возраст должен увеличиться с 65 в 2018 году до 68 к 2046 году. В докладе за Департамент по работе и пенсиям в начале этого года было предложено, чтобы работники до 30 лет не могли получить государственную пенсию до 70 лет [8].

Понятно, что подобные аргументы можно использовать применительно к России (помимо того, что постоянно растут расходы ПФР).

Во-первых, количество работающих пенсионеров значительно выросло за 15 лет, что указывает на сохранение ими трудоспособности. Это связано, в первую очередь, с развитием здравоохранения [2]. 16 14 12 10 8 6 4 2 0

Рис 1. Рост числа работающих пенсионеров, млн.. Источник: Демографический ежегодник России. 2016. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B15_16/Main.htm.

Во-вторых, влияние имеет изменение демографических тенденций, и в частности рост общей продолжительности жизни, особенно за последние 5 лет.

Например, на данный момент доля людей старше 60 лет в России составляет 19%, в США- 19,7%, в Великобритании - 28%.

В-третьих, происходит постоянное увеличение нагрузки на экономику, а именно рост соотношения нетрудоспособного и трудоспособного населения; увеличение пенсионной нагрузки на «бизнес», в основном неизбежное

повышение размера страховых тарифов [7].

Год Трудоспособный возраст Старше трудоспособного возраста

Таблица 2. Соотношение населения трудоспособного возраста и лиц старше трудоспособного возраста. Источник: Демографический ежегодник России. 2016. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B15_16/Main.htm (Дата обращения: 11.03.2018).

Эксперты РАНХиГС, чьи разработки используются правительством, подготовили 4 сценария повышения пенсионного возраста. При каждом из них пенсионный возраст становится больше 60 лет, причем повышение происходит постепенно, в течение нескольких лет. Самым эффективным мы считаем сценарий повышения пенсионного возраста у мужчин до 63 лет ,а у женщин до 60 у женщин с периодом повышения 8 и 12 лет соответственно. В таком случае кумулятивный финансовый эффект составит 4,1% по отношению к ВВП в 2030годы и 18,8% в 2050 году.

Однако, как мы можем увидеть на практике, мало кто по достижению пенсионного возраста, женщины 55 лет, мужчины 60, прекращает трудовую деятельность. Это обстоятельство может быть вызвано разными факторами такими как любовь к профессии, заинтересованность, редкая, но достаточно востребованная специальность, потребность в социуме, улучшение здравоохранения, позволяющего пенсионеру заниматься любимым делом.

Следовательно, предложение о повышении пенсионного возраста положительно скажется не только на бюджете Пенсионного Фонда, но и на некоторых социальных аспектов.

1. Данные Федерального Казначейства и федеральных законов «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации» на 2017 год, на 2018-2020годы, «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» за 2010-2016 гг.

2. Демографический ежегодник России. 2016. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B15_16/Main.htm (Дата обращения: 11.03.2018).

3. Долина О. Н. Финансовые проблемы Пенсионного фонда Российской Федерации. 2016. С 2.

4. Куртин А. В. О Пенсионной системе России.// Пенсионные деньги. - 2010. с. 26.

5. Люлев Ю. Д. Российская пенсионная система и пути ее реформирования. //Вопросы экономики. 2009. с. 10.

6. Пенсионный фонд Российской Федерации. URL: http://www.pfrf.ru/ (Дата обращения: 27.03.2018).

7. Соловьев А. К., Попов В. Ю. Социально - экономическое обоснование повышение пенсионного возраста в Российской Федерации. 2015. с. 3.

Основные направления решения проблем ПФ РФ на современном этапе

Пути совершенствования функционирования пенсионной системы

Совершенствования функционирования пенсионной системы в настоящее время требует особого внимания, но выбор самого подхода к реформированию и совершенствованию этой системы должен не ограничиваться лишь изменениями системы расчета и формирования пенсионных накоплений, повышения уровня пенсионного возраста и т.д. К решению проблем пенсионной системы и пенсионного обеспечения необходимо подходить комплексно. В рамках проведенных исследований и оценки проблем организации пенсионного обеспечения в Российской Федерации, предлагаются следующие пути совершенствования функционирования пенсионной системы:

— комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений;

— развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС;

— повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ;

— повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан.

Решение проблем дефицита бюджета ПФ РФ

Комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений. В целях повышения уровня доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, необходимо решать проблему с «серыми» зарплатами граждан. Дело в том, что основа будущей пенсии – страховые взносы работодателя, которые он ежемесячно уплачивает за своих сотрудников в Пенсионный фонд России. Эти взносы учитываются на индивидуальных лицевых счетах работников и формируют их пенсионные права. В будущем уплаченные страховые взносы определят размер пенсии граждан, так как чем больше накопленная сумма страховых взносов, тем выше размер устанавливаемой выплаты страховой пенсии. При «серых» схемах оплаты труда страховые взносы либо уплачиваются в минимальном размере, либо не уплачиваются совсем. Соглашаясь на зарплату в конверте, каждый лишает себя не только будущей пенсии, но и прав социальной защиты: нет гарантий оплаты отпуска, листа нетрудоспособности, в том числе по беременности и родам, и многое другое. Каждый должен знать, что можно и нужно контролировать своего работодателя.

Легализация трудоустройства необходима для каждого гражданина, ведь благодаря этому есть возможность заявить о получении имущественных и социальных вычетах, а также обеспечить себя пенсией и социальным пакетом. Прежде, чем устроиться на работу с неофициальной оплатой труда, работник должен задуматься о последствиях для себя:

— отсутствие возможности получать страховые выплаты и пенсионные сбережения;

— обречение работника на получение минимальной пенсии, несмотря на длительные годы трудового стажа;

— лишение возможности получить ипотеку и малопроцентный кредит.

Организации и предприятия в свою очередь получают следующие негативные результаты:

— обязательные выездные проверки экономической деятельности предприятия, которые могут выявить неофициальные выплаты;

— применение к нарушителям штрафов и пеней за не уплату необходимых налогов;

— начисление достаточно больших налогов к штрафовому взносу, которые работодатель обязан погасить.

Несмотря на достаточно негативные последствия теневого трудоустройства, множество работодателей заставляют своих сотрудников прибегать к такому виду оплаты труда, даже если работник этого не желает. В связи с высокой безработицей, происходит большая конкуренция среди граждан за свободные рабочие места, поэтому работодатели этим пользуются. Именно это тянет за собой итоги для формирования доходов населения в виде роста цен, падением экономики, недостатка стабильности, а также маленьким заработным платам.

В связи с чем, необходимо усиль инспекционную работу соответствующих ведомств по устранению нарушений налогового законодательства. Также необходимо усилить профилактическую и агитационную работу по формированию необходимости осуществления социальных отчислений для населения.

Что касается самого Пенсионного фонда и его отделений в субъектах РФ, для адекватного понимания финансового состояния ПФР, в том числе причины и действительную величину дефицита его бюджета, необходимо чётко разделить затраты ПФР на четыре принципиально различающиеся части, источники финансирования которых не могут быть сходны, поскольку несходны те функции ПФР, на исполнения которых направляются соответствующие затраты.

Во-первых, это затраты ПФР на пенсии по старости, назначенные по общеустановленным условиям. В РФ на 2018 год это достижение возраста в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, наличие минимального трудового стажа 9 лет и 13,8 пенсионных балла и рассчитанной по стандартным методикам.

Именно выплаты по этой и только этой части пенсии, формируются из поступлений в бюджет ПФР, которые вносят все работодатели, имеющие наёмных работников, в размере 22% и 10% от ФОТ, а также выплаты индивидуальных предпринимателей. Это так называемая «страховая пенсия по старости». Сюда же относится та часть пенсии иной категории лиц, которая соответствует упомянутым стандартам условиям.

Во-вторых, затраты на выплаты пенсий работавшим гражданам, когда сроки выхода на пенсию отличаются от общеустановленных, размеры выплат исчисляются по иным, отличным от общепринятых, критериям и методикам. Например, пенсии военным и приравненным к ним лицам, «работникам Севера», судьям, государственным и муниципальным служащим, врачам, работавшим в сельской местности, депутаты разных уровней и т.д.

В-третьих, затраты на прочие пенсии и выплаты. Их характерной особенностью являются, либо полное отсутствие связи с фактом трудовой деятельности, либо она крайне слабая и условная. Сюда относятся, например, пенсии в связи с потерей кормильца, инвалидам, и с детства и по стрости, социальные пенсии лицам не делавших, по каким-либо причинам, пенсионные взносы, иные социальные выплаты различного толка, например, многодетным матерям, выплаты участникам боевых действий, затраты на программу государственного софинансирования пенсионных накоплений, выплаты лицам имеющим особые заслуги пред государством и т.д. Здесь же и прочие виды платежей гражданам осуществляемых через ПФР, такие как «материнский капитал» или единовременный платёж в 5000 рублей произведённый решением правительства в 2017 году большей части пенсионеров по возрасту.

В четвёртых, затраты на функционирование пенсионного фонда России.

Более детальный анализ всех видов затрат должен быть проведен соответствующими компетентными органами в целях их оптимизации и снижения.

Решение проблем информационного обеспечения и взаимодействия ПФРФ с другими ведомствами

Развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС. В целях развития уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС, в первую очередь, необходимо начать воплощать в жизнь закон об основах обязательного социального страхования. Проблема состоит в том, что в России существует три фонда — Пенсионный, Фонд социального страхования и Федеральный фонд ОМС — взаимосвязь между которыми очень слаба.

Достаточно сказать, что у каждого из фондов своя информационная система, и они очень плохо сопрягаются. По идее, должна быть создана единая информсистема — банк социальной информации. Этот банк данным должен, с одной стороны, сопрягаться с информацией других государственных социальных учреждений, а с другой со страховыми компаниями, обществами, обществами взаимного страхования.

Информация должна синхронизироваться, уточняться очищаться. В итоге, если у человека есть социальные права — они должны отстаиваться по умолчанию, без необходимости доказывать их в судах.

Возьмём, к примеру, Фонд социального страхования, который раньше имел мощнейшую систему предупреждения заболеваемости. Такая система позволяет сократить расходы на лечение, продлить жизнь и продлить рабочий период. А продленный рабочий период — это дополнительные взносы в систему пенсионного обеспечения. Сейчас все обстоит иначе, Фонд социального страхования работает в большей части на периферии, отменили систему санаторно-курортного лечения, систему рационального питания на предприятиях, что в целом ведет к ухудшению здоровья и трудоспособности граждан.

Совершенствование системы услуг ПФР должно проходить по нескольким направлениям, включая улучшение взаимодействия с МФЦ, чтобы человек мог получать все услуги за одно посещение, а также необходима реализация единых стандартов оказания государственных услуг в клиентских службах ПФР.

Постоянно необходимо увеличить долю услуг, предоставляемых через личные кабинеты на сайте Пенсионного фонда и портале Государственных услуг, и развивать проактивное оказание услуг, которое в том числе предусматривает беззаявительное назначение выплат по сведениям, имеющимся у ПФР.

Необходимо прорабатывать пути совершенствования функционирования пенсионной системы именно с качественной точки зрения, создавать базу и условия повышения продолжительности трудовой деятельности граждан, обеспечивать условия их достойного существования.

Решение проблем коррупции в ПФ РФ

Повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд России и его территориальные подразделения на регулярной основе должны реализовать комплекс мер по противодействию коррупционным проявлениям в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.

В целях осуществления деятельности по профилактике коррупционных проявлений в системе ПФР необходимо определить структурные подразделения, занимающиеся вопросами противодействия коррупции. Во всех территориальных Управлениях ПФР по федеральным округам необходимо создать отделы организации и контроля систем безопасности, на которые должны быть возложены задачи координации мероприятий по профилактике коррупции, а также контроль за их исполнением.

Необходимо разработать и утвердить положения о порядке обработки информации, содержащей признаки коррупционных проявлений в деятельности ПФР и его работников. В соответствии с данными документами, необходимо определить порядок регистрации поступающих в адрес ПФР и его территориальных органов обращений, писем и жалоб граждан, а также юридических лиц, содержащих информацию о возможных коррупционных проявлениях в действиях сотрудников ПФР.

В ПФР необходимо реализовать проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов Пенсионного фонда Российской Федерации в целях выявления коррупционных факторов.

Пенсионным фондом России также необходимо осуществлять проверку своевременной и полной реализации процедур по ключевым функциональным направлениям деятельности Пенсионного фонда, в том числе:

— контрольные мероприятия по проверке деятельности территориальных органов ПФР при назначении и выплате пенсий;

— контрольные мероприятия по проверке деятельности территориальных органов ПФР в сфере государственной поддержки семей, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала;

— контрольные мероприятия по проверке своевременной и полной реализации процедур по администрированию страховых взносов;

— разработка и внедрение административных регламентов по предоставлению государственных услуг ПФР, а также анализ и оценка качества их исполнения;

— совершенствование межведомственного электронного взаимодействия в системе ПФР.

Вся деятельность ПФР по профилактике коррупционных проявлений в системе Пенсионного фонда Российской Федерации должна координироваться с правоохранительными и иными государственными органами.

Повышение эффективности использования пенсионных накоплений

Повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан. Необходимо поднять все вопросы, связанные с затратами на создание пенсионной системы, за период реформирования пенсионной системы в России огромные деньги населения были размещены в различных банках. И часть денег была потеряна. Очень большие средства тратятся на строительство зданий и сооружений Пенсионного фонда, которые в дальнейшем необходимо содержать. Пенсионная система в современных условиях позволяет абсолютно безнаказанно выводить деньги в частный сектор, что развязывает руки негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям, депозитариям.

Государство должно четко устанавливать величину гарантий и ответственность, которые сможет взять на себя в ходе пенсионного обеспечения жителей страны, сформировав им условия для образования их пенсионных накоплений в границах частно-государственного партнерства, как с привлечением работодателей, так и самих граждан страны.

Происходящие в настоящее время реформы пенсионной системы имеет ряд негативных моментов, при этом негативные моменты можно было избежать, включая петиции, выступления, митинги против пенсионной реформы, будь продолжительность жизни в России выше, а для этого нужно правильно распределять ресурсы страны (денежные, природные, научные).

После рационального распределения ресурсов, экономическое состояние начнет улучшаться: вырастут зарплаты, пенсии, пособия для инвалидов, матерей-одиночек и т.д., качество государственной медицины и образования. Главным тормозом для экономического роста является сырьевая экономика страны. Доля объема экспорта сырья составляет 60%, а импортом завозится уже готовая продукция, сделанная из сырья и материалов России, которая продается в разы дороже.

Считаем необходимым проработать вопрос об эффективности использования пенсионных накоплений граждан, инвестировать средства в развитие крупнейших федеральных проектов, которые в будущем вернут эти средства в бюджет с отдачей. Так, например если на средства бюджета ПФ РФ построить дорогу от Санкт-Петербурга до Владивостока, то будет развиваться и сельское хозяйство, и придорожное строительство, и торговля, и сфера автотранспортных услуг, гостиничный бизнес и т.д. Будет развиваться экономика всех тех территорий, где пройдёт эта дорога. Соответственно произойдет увеличение количества рабочих мест, работникам будут платить заработные платы, а следовательно увеличатся и социальные отчисления.

Обобщенные мероприятия по решению проблем Пенсионного Фонда

В таблице 1 представлены основные мероприятия по совершенствованию функционирования Пенсионного фонда РФ и пенсионной системы РФ в настоящее время.

Таблица 1 – Основные направления совершенствования функционирования Пенсионного фонда РФ в настоящее время

Проблема Мероприятие Социально – экономический эффект
Дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ Комплексная и координационная работа различных ведомств по снижению уровня неофициальной заработной платы работников, а также мотивация населения к необходимости осуществления страховых отчислений. Изменение системы формирования затрат ПФ РФ Повышение уровня отчислений во внебюджетные фонды. Снижение дефицита бюджета ПФ РФ
Проблема информатизации и правильного расчета величины пенсий Развитие уровня информатизации и совершенствование информационных систем и технологий в области пенсионного обеспечения, в т.ч. во взаимодействии Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС Совершенствование функционирования пенсионной системы именно с качественной точки зрения. Правильный и полный расчет пенсий.
Сокращение численности людей трудоспособного возраста и увеличение численности граждан в возрасте старше трудоспособного В настоящее время, Правительство совместно с Президентом РФ уже приняли меры для решения этой проблемы, увеличив пенсионный возраст. Снижение нагрузки на бюджет ПФ РФ, а также повышение уровня пенсий пенсионерам. В целом о положительном или отрицательном итоге проводимых реформ можно будет судить спустя определенное время.
Высокий уровень коррупции Повышение уровня контроля и проведение профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда РФ Снижение уровня хищений из бюджета ПФ РФ.
Несовершенство накопительной системы Повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан путем вложения этих средств в развитие инфраструктуры в регионах всей страны Повышение эффективности использования пенсионных накоплений, социально – экономическое развитие регионов. Рост количества рабочих мест, а как следствие, отчислений во внебюджетные фонды.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что текущее состояние российской пенсионной системы свидетельствует, что социальные целевые ориентиры пенсионной реформы неразрывно связаны и взаимообусловлены макроэкономической ситуацией в стране в долгосрочной перспективе. Соответственно, в целях обеспечения эффективности пенсионной реформы каждая законодательная реформа и весь комплекс реформаторских мер должны быть адаптированы и согласованы с рядом факторов.

— пенсионный фонд является государственной внебюджетной организацией, основная цель которой заключается в управлении средствами, составляющими бюджет пенсионной системы, его основной целью является обеспечение уровнем заработанным человеком жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает несомненное влияние на экономику страны;

— на сегодняшний день в структуре Пенсионного фонда РФ — 84 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, включая ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также 2460 клиентских служб в территориальных органах ПФР.

— бюджет Пенсионного фонда РФ на протяжении анализируемого периода являлся дефицитным, при этом можно отметить ежегодное снижение дефицита, связанное, как с общим увеличением его доходной части, так и со снижением отдельных видов расходов;

— система формирования и выплат пенсионных накоплений на протяжении последних нескольких десятилетий подверглась глубокому реформирования, продолжающемуся и по настоящее время.

Читайте также: