Программа повышения пенсионной грамотности для молодежи


Новации для предпенсионеров: выплаты, льготы, учеба


Формула пенсии


Памятка о главном: пенсии, маткапитал и соцвыплаты


Время пенсии – время жизни

С 2011 года в России действует программа по повышению пенсионной грамотности учащейся молодежи. В течение последних пяти лет специалисты Пенсионного фонда России посетили 83 тыс. российских школ, высших и средних специальных учебных заведений. В них было проведено более 129 тыс. уроков, на которых присутствовало около 3,8 млн обучающихся, а также было проведено более 14 тыс. экскурсий в рамках дней открытых дверей ПФР для 480 тыс. учащихся.

В 2016 году так называемый единый день пенсионной грамотности для школьников и студентов ВУЗов и ССУЗов состоялся 29 сентября.

В этот день во всех регионах страны сотрудники ПФР посетили учащихся во время занятий и провели разъяснительные уроки о современной системе формирования пенсий, а также о последних изменениях в системе обязательного пенсионного страхования.

Одновременно с программой занятий, разработанной для молодежи, в ПФР был написан и специальный учебник. Это справочное пособие, выполненное как красочный и привлекающий внимание буклет, наглядно рассказывает о пенсионной формуле, расчете пенсии в баллах и существующих возможностях увеличения размера пенсии.

В учебник включены наглядные примеры различных жизненных факторов и ситуаций, влияющих на размер пенсии, что особенно актуально для нынешних школьников, поскольку именно им в полном объеме предстоит формировать свою пенсию по новым правилам.

В пособие, первая редакция которого была выпущена одновременно со стартом программы в 2011 году, ежегодно вносятся изменения, соответствующие произошедшим за год нововведениям в самой пенсионной системе. Самые большие правки в учебнике, как несложно догадаться, произошли в 2015 году, когда в России была введена в действие новая пенсионная формула. Теперь на его страницах учащиеся могут найти доступные объяснения о стаже, необходимом количестве баллов, стоимости пенсионного балла, а также примеры расчета балла за год и многие другие тонкости системы.

Зачем учащимся знать о пенсии

Очень часто возникает вопрос, зачем нынешним учащимся знать нюансы современной пенсионной системы и разбираться в деталях, если им до пенсии еще очень далеко? Как объясняет руководитель пресс-службы ПФР Станислав Дегтярев, это способ привлечь внимание ребят, показать, что такое пенсия на наглядных и конкретных примерах. «Через весь учебник проходят основные моменты пенсионной системы, например, разные ее уровни: государственный, добровольный», – отмечает он. Большинство школьников на уроках пенсионной грамотности интересуются именно этими вопросами – отличия государственной пенсионной системы от негосударственной.


«Много вопросов задают про накопительную пенсию, потому что из учебника видно, что с ней можно что-то делать, есть определенные возможности управления пенсионными накоплениями, и ребята хотят узнать, что это за возможности», – рассказывает представитель ПФР.

По его словам, никто не ожидает, что дети сразу все запомнят и во всем разберутся. «Но они прочитают, увидят что-то новое, что-то уяснят для себя – и это уже здорово. Однажды перед современными школьниками обязательно встанет вопрос пенсии, так пусть к этому моменту для них все это не будет пустым звуком», — заключает Дегтярев.

Рост заинтересованности школьников пенсионными процессами можно назвать одной из ключевых целей проходящих мероприятий. Для того чтобы привлечь внимание учащихся к вопросу формирования пенсии после ознакомления с материалами учебного пособия школьникам предлагается пройти интересное тестовое задание, чтобы выяснить степень понимания молодежью услышанного или прочитанного.

Интерес к занятиям традиционно проявляют не только школьники, но и учителя, активно участвующие в проводимых специалистами занятиях, ведь вопрос формирования пенсии для них не завтрашний, как для ключевой аудитории – детей, а уже сегодняшний. Таким образом, срабатывает функция привлечения внимания слушателей к материалам буклета. «Все наши учебники – а только в этом году тираж учебника составил почти 1 млн экземпляров -передаются школам, дети берут их домой и там с родителями, бабушками и дедушками смотрят их вместе, получается довольно увлекательный процесс», — утверждает Дегтярев.

Таким образом, учебник, рассчитанный на разъяснение нюансов системы обязательного пенсионного страхования молодежи, при переходе из портфелей детей в руки к их родителям по вечерам после занятий приобретает уже новую, более широкую функцию, потому что попадает во внимание нынешнего работающего населения.

И пусть текст буклетов рассчитан на подростков – принцип «чем проще, тем понятнее» работает для всех возрастов.


Как известно, пенсионная и финансовая грамотность населения страны обладает серьезным влиянием на развитие экономики страны. Поэтому простое и понятное разъяснение принципов работы пенсионной системы как для тех, кто находится в самом начале своего жизненного пути, так и для тех, кто уже не раз сталкивался со сложностями социально-экономического устройства семьи и страны, несет важнейшую образовательную функцию.

Стоит отметить, что органы образования субъектов России уже не первый год поддерживают инициативу ПФР по повышению пенсионной грамотности учащейся молодежи. В регионах заключены специальные соглашения о содействии образовательной программе ПФР по повышению пенсионной и социальной грамотности. Таким образом, к школьникам приходят самые разнообразные специалисты, к тому же учащиеся могут посетить с экскурсией специальные центры Пенсионного фонда, где им расскажут, как работает система на практике.

Ознакомиться с электронной версией учебника можно на сайте Пенсионного Фонда России.


Единый день пенсионной грамотности прошел во всех субъектах РФ 19 сентября. Сотрудники территориальных органов Пенсионного фонда России (ПФР) провели для учащихся школ, среднеспециальных учебных заведений тематические уроки, дни открытых дверей, а также презентовали новое издание информационно-образовательного буклета "Все о будущей пенсии: для учебы и жизни" и интерактивный обучающий сайт для школьников и студентов.


"Главным инструментом в этой кампании является проведение тематических уроков и занятий со школьниками старших классов и учащихся средних специальных учебных заведений с использованием специально разработанного ПФР учебного пособия "Все о будущей пенсии: для учебы и жизни". В 2017 году уроки пенсионной грамотности получат и интерактивную составляющую в виде обучающего сайта по повышению пенсионной и социальной грамотности молодежи", - отметили в ПФР.

Как пояснили в фонде, шестое издание пособия "Все о будущей пенсии: для учебы и жизни" разработано в 2017 году, его получили все региональные отделения ПФР для дальнейшего распространения в средних и высших учебных заведениях. Учебник подготовлен с учетом изменений, которые произошли в законодательстве РФ в текущем году, тираж составил около 1 млн экземпляров.

В буклете рассказывается о том, как рассчитывается пенсия в баллах, как устроена пенсионная система России и что надо делать для обеспечения достойного размера будущей пенсии. В него включены наглядные примеры различных жизненных факторов и ситуаций, влияющих на размер пенсии, что особенно актуально для молодежи. В конце учебника - тест для оценки полученных знаний.

На портале для школьников и студентов в интерактивном формате представлены тесты и симуляторы, в доступной форме с использованием схем, инфографики и рисунков - материалы о современной пенсионной системе, о том, почему молодежи стоит задуматься о своих будущих накоплениях, как рассчитать пенсию.

"Наверное, вам сейчас кажется, что в своей взрослой жизни вы будете так много получать, накопите такие богатства, что вопрос о пенсии никогда не будет для вас существенным. Возможно, вы даже выиграете 100 млн в лотерею и материально обеспечите надолго не только себя, но детей и внуков. Но, как правило, все происходит иначе. Большинство пожилых людей живут преимущественно на пенсию. Именно поэтому понять и вникнуть, как формируется пенсия, важно именно в молодом возрасте", - сказал председатель правления ПФР Антон Дроздов в своем обращении на сайте.

По его словам, "если немного сосредоточиться", на изучение всего материала на обучающем портале хватит и часа. "Возможно, вы даже сможете объяснить своим родителям, как устроена пенсия и как избежать ошибочных и недальновидных решений", - добавил он.

Как сообщили в ПФР, с 2015 года введен новый порядок формирования пенсионных прав и расчета размера пенсии. Теперь она формируется в баллах - чем больше их к дате выхода на заслуженный отдых, тем выше пенсия. "Правила формирования пенсии важно знать не только тем, кому уже скоро предстоит выходить на заслуженный отдых, но и прежде всего молодым людям, чтобы правильно спланировать свой трудовой путь. К сожалению, юноши и девушки зачастую владеют совсем небольшим количеством информации по данной теме. Они входят во взрослую жизнь невооруженными пенсионными знаниями", - отметили в фонде.

Программа по повышению пенсионной грамотности среди молодежи поддерживается властями субъектов РФ. С 84 регионами заключены соглашения о проведении ПФР в школах и ссузах уроков и факультативных занятий. Всего за время действия программы с 2011 года в 100 245 средних и высших учебных заведениях состоялось более 154 809 уроков, на которых присутствовало около 4,4 млн человек. Также проведено более 17 тыс. экскурсий для 553 981 учащегося в рамках дней открытых дверей ПФР.

Сразу после Единого дня пенсионной грамотности в регионах стартует всероссийская образовательная кампания по повышению пенсионной грамотности молодежи, которая продлится до декабря 2017 года.

В текущем году планируется организовать более 3 тыс. экскурсий, в ходе которых более 73 тыс. учащихся ознакомятся с организацией работы ПФР. Сотрудники фонда также расскажут старшеклассникам и студентам о порядке формирования пенсионных прав. Кроме того, более чем в 1 тыс. населенных пунктов, где работает свыше 1,7 тыс. средних и высших учебных заведений, проведут более 2,5 тыс. уроков, занятий и лекций. Общая аудитория составит свыше 67 тыс. человек.

Ранее сообщалось, что для расширения доступности услуг для населения специалисты ПФР разработали мобильное приложение для смартфонов и планшетов. С его помощью пользователи могут получить информацию о состоянии своего индивидуального лицевого счета в ПФР, рассчитать условный размер будущей пенсии, проверить перечисленные работодателем страховые взносы, записаться на прием или заказать необходимые документы. Пенсионеры через приложение могут узнать информацию о назначенной пенсии и социальных выплатах.

Банковские карты, банкоматы и не только

Старшее поколение остается очень уязвимым в мире современных финансов. Многие пенсионеры боятся пользоваться банковскими картами и уж тем более не доверяют электронным способам оплаты чего бы то ни было. Но, даже отгораживаясь от технологий века, они нередко становятся легкой добычей мошенников всех мастей. Становится очевидным: матчасть надо знать. Научить зрелых людей ориентироваться в реалиях, связанных с деньгами, призваны программы финансовой грамотности.


Фото: АГН «Москва»

Лапша на уши

Заведите в любом поисковике запрос «вложения для пенсионеров» — и вы поразитесь, сколько несуразных предложений с обещаниями баснословных прибылей выпадет. При этом авторы «выгодных» схем подчеркивают: варианты «строго для пенсионеров». Эта информационная деза носит массовый характер, и, похоже, без улова мошенники не остаются. К сожалению, люди старшего возраста плохо ориентируются в современных финансовых реалиях.

Не так давно по стране прокатились очередные мошеннические гастроли. Пенсионерам звонили из «собеса» и сообщали об обмене денег, предлагали «пойти навстречу» и осуществить операцию на дому, даже с некоторыми бонусами «как для ветерана». И слишком много пожилых людей на такое «выгодное» предложение купилось. Они очень наивны, наши душевные бабушки.

Не стоит обольщаться, что попасть на подобную удочку могут только представители старшего поколения «из простых». Моя знакомая — грамотный, активный человек, журналист — недавно повелась на незамысловатое мошенничество. Ей позвонили на домашний телефон якобы из Пенсионного фонда, «чиновница» представилась, назвала верные личные данные жертвы — имя, домашний адрес (это, конечно, еще и к вопросу о сохранности наших конфиденциальных сведений). Далее «чиновница» сообщила, что пенсионерке полагается денежная компенсация за то, что та не воспользовалась правом получить бесплатную путевку. Сумма возмещения звучала разумно, подозрений не вызвала. Дело было за малым — сообщить данные банковской карты, чтобы «Пенсионный фонд» смог перевести «причитающиеся» средства. Моя знакомая начала диктовать сведения, и тут ей на мобильный стали поступать тревожные СМС‑сообщения от банка о попытке некорректной операции. «Знаешь, я въехала в самый последний момент и не сообщила трехзначный код, а начала задавать уточняющие вопросы, — рассказала без пяти минут пострадавшая. — «Чиновница» сначала уверенным тоном несла чушь, потом явно разозлилась на мою настырность и бросила трубку». В той истории дело закончилось всего лишь блокировкой карты, которую банк вскоре перевыпустил. Реального списания средств, к счастью для моей знакомой пенсионерки, не произошло. Логично будет предположить, что далеко не все абоненты «чиновницы» вовремя остановились.

Можно «попасть на деньги» и без очевидного мошенничества. Так, один пенсионер обратился в банк за небольшим кредитом: что-то там на дачу надо было приобрести. Ему сообщили, что сроки рассмотрения заявки составляют три дня. Он вышел из офиса и буквально за углом увидел вывеску другого финансового учреждения, в котором ему выдали кредит моментально. Заемщик радовался своей предприимчивости, ведь он получил средства гораздо дешевле, чем в банке, всего под 2%. Он не понимал, что речь идет о двух процентах в день — это он так «удачно сэкономил» время и деньги в микрофинансовой организации (МФО). Оказывается, он и не слышал о такой разновидности финансовых институтов, не знал о дороговизне их кредитов.

Понятно, что пенсионеров надо учить ориентироваться в мире современных финансовых продуктов. На это нацелен в том числе федеральный проект Минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Научи свою бабушку

Программа запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года. Просветительские мероприятия организованы практически по всей стране. Визитной карточкой проекта считается осенняя Неделя сбережений для взрослого населения, в рамках которой проводится много встреч, фокусированных именно на пенсионерах. К таким неделям дважды выпускались специальные газеты «Деньги и жизнь» и «Современный пенсионер», содержавшие базовые обучающие материалы: как пользоваться банковской картой, планировать бюджет, не переплачивать за кредиты — и бесплатно распространявшиеся, в том числе через почтовые отделения.

Но в этих «фирменных» неделях, объясняет директор Национального центра финансовой грамотности (АНО «НЦФГ») Евгения Блискавка, возраст, заявленный в «шапке» мероприятия, не является жесткой привязкой. Столь же традиционной, как и неделя для взрослых, является Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. И в рамках этого марафона организаторы все равно ориентируются на пенсионеров. «Сопровождают детей на мероприятия обычно бабушки, — объясняет Блискавка, — они же вместе с внуками невольно становятся слушателями лекций и семинаров». Отметив этот естественный прирост аудитории, организаторы запустили для детей тренинг «Научи свою бабушку пользоваться банкоматом».

Формат мероприятий в рамках официального проекта Минфина самый разнообразный: от традиционных лекций, бесед, семинаров, выездных встреч в районных центрах до весьма креативных жанров. Так, в Алтайском крае для людей старшего возраста в общественных местах — в основном в крупных торгово-развлекательных центрах — проводились викторины под названием «Финансовая лестница», интерактивные тренинги. Дважды прошел одноактный спектакль «Финансовая безграмотность» на подходящую тематику, сценарий для которого создавался при участии регионального телеканала, а в качестве артистов были задействованы студенты местного института культуры. Перед спектаклем зрителей «разогревали» загадками и конкурсами на финансовую тему, а после него организовали со зрителями диалог по затронутым в постановке проблемам.

Иногда организаторы мероприятий выделяют узкие фокусные группы. Так, в Калининграде на регулярной основе работает программа для военных пенсионеров. А на Алтае в сотрудничестве с органами соцзащиты и Союзом пенсионеров на текущий год намечена серия встреч с одинокими пенсионерами, в том числе с целью их финансового просвещения.

От сберкнижки до биткоина

Но традиционными обучающими форматами остаются все-таки лекции, семинары, встречи. «Аудиторию старшего возраста интересует в основном, как сберечь свои деньги, — рассказывает Юрий Коробов, профессор, заведующий кафедрой банковского дела, денег и кредита Саратовского социально-экономического института РЭУ им. Г.В.Плеханова, читающий лекции в Университете старшего поколения. — Большинство их вопросов очень конкретные: можно ли потерять вложения в банке; как выбрать банк; чем отличается вклад от сертификата; как избежать рисков, связанных с банкоматом; как определить финансовую пирамиду. Но я был просто поражен интересом этих слушателей, казалось бы, к абстрактной теме — электронные деньги, в том числе биткоин. Это новый феномен нашего времени, я‑то полагал, что будет лишь вежливое внимание. Ничего подобного! Зря некоторые думают, что люди старшего возраста из всех возможных финансовых форматов признают только сберкнижки. Это очень активные люди».

Его коллега из Москвы, консультант-методист проекта Минфина «ВАШИ.ФИНАНСЫ.РФ» Татьяна Бандюк, подтверждает: «Интересы категории неработающих пенсионеров направлены на то, как уберечь себя от мошенников и куда правильно вложить свои кровные, чтобы не прогореть, но получить пассивный доход. Категория более активных пенсионеров желает, кроме названных вопросов, узнать, где можно приложить свои знания и опыт, возможно, подучиться и оставаться по-прежнему востребованными в обществе, иметь официальный заработок и повышать свою финансовую грамотность, в том числе и чтобы не отставать от своих детей и внуков».

Евгения Блискавка выделяет основные направления интересов слушателей старшего поколения. Во-первых, «Правила финансовой безопасности» — как распознавать финансовые пирамиды и мошенников, предлагающих финансовые (и не только) услуги. Во-вторых, «Финансы онлайн» — как пользоваться онлайн- сервисами банков, сайтами оплат, как получить удаленный доступ к услугам. В‑третьих, «Как не залезть в долги» — правила выбора кредитов, займов, информация об опасности МФО. В‑четвертых, «Социальные льготы, выплаты, бережное потребление» — какие на местном уровне есть возможности для пенсионеров меньше тратить или получать компенсации. В‑пятых, «Финансовая грамотность в ЖКХ».

Учат пенсионеров всем этим финансовым премудростям, судя по всему, очень неплохо. «Вечная студентка» саратовского Университета старшего поколения (посещает занятия уже много лет) Нина Сергеевна К. так объяснила, почему перенесла наш разговор на более позднее время: «Я была у приболевшей подруги. Так за время визита еще и оплатила все ее квитанции через онлайн-сервис банка. Сама я уже давно так оплачиваю свои счета. А когда выбирала банк, чтобы открыть депозит, сравнила множество банков по интересующим меня параметрам — меня в университете научили, на что нужно обращать внимание». К числу лекций, которые ее особенно заинтересовали, она отнесла и вопросы наследства: «На какую удочку ловятся многие мои ровесники? На дарственную на квартиру: мол, подпишите, а уж мы будем за вами до конца дней ухаживать. Нам на семинаре четко разложили по полочкам наследственное законодательство».

Целью данного компонента является развитие финансовой грамотности через предоставление комплекса информационных и образовательных услуг населению. Результатом его реализации является создание современных учебных материалов, программ, инновационных технологий, включая различные интерактивные, дистанционные, онлайновые программы и инструменты.

Особенностью предлагаемых образовательных программ является то, что они направлены на формирование навыков финансового планирования и рационального поведения на протяжении всего жизненного цикла человека. Основной институциональной базой для реализации образовательных программ для школьников и молодежи являются действующие образовательные учреждения, заинтересованные в развитии таких программ.

В рамках компонента не только разрабатываются учебные материалы, но и проводятся обучающие и просветительские мероприятия для различных групп населения.

В рамках Проекта созданы и учебно-методические комплекты по финансовой грамотности для школьников, студентов и взрослого населения. Учебно-методические комплекты для школьников и студентов среднего профессионального образования прошли апробацию, доработаны по ее результатам тиражируются и распространяются по образовательным организациям субъектов Российской Федерации. Электронные версии книг размещаются на сайте школа.вашифинансы.рф.

Подготовлены учебно-методические комплекты для 2-3-х, 4-х, 5-7-х, 8-9-х и 10—11-х классов, воспитанников организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для 10-11-х классов созданы не только учебники для базового профиля, но и для специализированных профилей: социально-экономического, математического. Также созданы модули по различным отдельным темам Банки, Собственный бизнес, Пенсионное обеспечение, Страхование, Фондовый рынок.

Также созданы комплекты учебных материалов для включения элементов финансовой грамотности в изучение различных школьных предметов: математики, информатики, географии, истории, английского языка, основ безопасности жизнедеятельности.

Для студентов вузов неэкономических специальностей создан и используется электронный учебник, расположенный для всеобщего доступа по адресу https://finuch.ru/

Разработаны и размещены в магазинах приложений «App Store», «Google Play» для общего доступа социальная он-лайн игра «Финзнайка» для основной и начальной школы, электронный справочник по финансовой грамотности «Финсовет», онлайн-сервис управления личными финансами для детей и подростков «Монеткины».

Начиная с 2014 года ежегодно весной проводятся недели финансовой грамотности для детей и молодежи, а осенью недели сбережений для взрослого населения. В рамках данных недель проводятся большое число всевозможных мероприятий, в том числе игры-квесты и сити-квесты по финансовой грамотности для детей и молодежи, большие Семейные фестивали финансовой грамотности.

Проводится обучение студентов – будущих педагогов методике преподавания курса финансовой грамотности

Также проводится обучение сельских учителей методикам преподавания курса финансовой грамотности школьникам и проведения просветительской работы с сельским населением.

Разработаны, прошли апробацию и внедряются в практику работы программы и методики обучения финансовой грамотности:

  • в рамках основной образовательной программы (индивидуальный проект);
  • в системе дополнительной образовательной программы школы;
  • в системе дополнительного образования детей и молодежи;
  • в рамках детских оздоровительно-просветительских лагерей;

Проводятся чемпионаты по финансовой грамотности, олимпиады по финансовой грамотности для школьников и студентов бакалавриата и специалитета.

Начиная с 2019 года раз в 2 месяца выпускаются в бумажном и электронном виде журналы (сборники) «Дружи с финансами. Издание для журналистов, пишущих на тему личных денег».

Учебно-методические материалы (доработанные)

Общие положения:

В рамках совместного проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (далее – Проект) по заказу Министерства финансов Российской Федерации разработаны:

Алмосовым Александром Павловичем доработаны произведения, входящие в состав учебно-методического комплекта, направленные на повышение финансовой грамотности учащихся 10 – 11 классов (Договор авторского заказа от 14 сентября 2016 г. № FEFLP/IC/-3.30), основанием наличия исключительных прав на произведения у Министерства финансов Российской Федерации является договор об отчуждении исключительных прав от 8 февраля 2018 года № 01-01-06/17-34;

Липсицем Игорем Владимировичем доработаны произведения, входящие в состав учебно-методического комплекта, направленные на повышение финансовой грамотности учащихся 5 – 7 и 8 – 9 классов (Договор авторского заказа от 2 октября 2017 г. № FEFLP/IC-1.36), основанием наличия исключительных прав на произведения у Министерства финансов Российской Федерации является договор об отчуждении исключительных прав от 16 апреля 2018 года № 01-01-06/17-168;

Половниковой Анастасией Владимировной доработаны произведения, входящие в состав учебно-методического комплекта, направленные на повышение финансовой грамотности учащихся 5 – 7 классов (Договор авторского заказа от 14 сентября 2016 г. № FEFLP/IC/-3.28), основанием наличия исключительных прав на произведения у Министерства финансов Российской Федерации является договор об отчуждении исключительных прав от 4 августа 2017 года № 01-01-06/17-215;

Липсицем Игорем Владимировичем доработаны произведения, входящие в состав учебно-методического комплекта, направленные на повышение финансовой грамотности учащихся 5 – 7 и 8 – 9 классов (Договор авторского заказа от 2 октября 2017 г. № FEFLP/IC-1.36), основанием наличия исключительных прав на произведения у Министерства финансов Российской Федерации является договор об отчуждении исключительных прав от 16 апреля 2018 года № 01-01-06/17-168;

Гоппе Еленой Евгеньевной доработаны произведения, входящие в состав учебно-методического комплекта, направленные на повышение финансовой грамотности учащихся 4-х классов (Договор авторского заказа от 22 декабря 2016 г. № FEFLP/IC-3.27), основанием наличия исключительных прав на произведения у Министерства финансов Российской Федерации является договор об отчуждении исключительных прав от 16 мая 2018 года № 01-01-06/17-191;

Обществом с ограниченной ответственностью «АйТи Агентство ОС3» – учебно-методические материалы по финансовой грамотности для использования в курсах всеобщей истории и истории России основного и среднего общего образования (Контракт от 16 августа 2017 г. № FEFLP/CQS-3.49), основанием наличия исключительных прав на которые у Министерства финансов Российской Федерации является договор об отчуждении исключительных прав от 8 мая 2019 года № 01-01-06/17-119. (далее - Произведения);

Обществом с ограниченной ответственностью «Современный образовательный центр» - 3 (три) адаптированных комплекта образовательных и просветительско-информационных материалов по финансовой грамотности для слепых и слабовидящих школьников 9-10 классов (Договор от 30 октября 2017 года № FEFLP/FGI – 4-1-4), основанием наличия исключительных прав на которые у Министерства финансов Российской Федерации является договор об отчуждении исключительных прав от 15 марта 2019 года № 01-01-06/17-93. (далее - Произведения);

Лавреновой Екатериной Борисовной доработаны произведения, входящие в состав учебно-методического комплекта, направленные на повышение финансовой грамотности учащихся 10-11 классов, социально-экономического профиля (Договор авторского заказа от 20 января 2017 г. № FEFLP/IC-3.32), основанием наличия исключительных прав на произведения у Министерства финансов Российской Федерации является договор об отчуждении исключительных прав от 16 мая 2018 года № 01-01-06/17-192;

Савицкой Еленой Владиславовной доработано произведение, входящее в состав учебно-методического комплекта, направленного на повышение финансовой грамотности студентов организаций среднего профессионального образования (Договор авторского заказа от 1 декабря 2016 г. № FEFLP/IC-3.31), основанием наличия исключительного права на произведение у Министерства финансов Российской Федерации является договор об отчуждении исключительного права от 9 августа 2017 года № 01-01-06/17-216;

Зятьковым Михаилом Алексеевичем доработаны произведения, входящие в состав учебно-методического комплекта, направленные на повышение финансовой грамотности студентов организаций среднего профессионального образования (Договор авторского заказа от 22 ноября 2016 г. № FEFLP/IC-3.44), основанием наличия исключительных прав на произведения у Министерства финансов Российской Федерации является договор об отчуждении исключительных прав от 21 февраля 2019 года № 01-01-06/17-88;

Абросимовой Еленой Антоновной доработаны произведения, входящие в состав учебно-методического комплекта, направленные на повышение финансовой грамотности воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Договор авторского заказа от 2 мая 2017 г. № FEFLP/IC-3.35), основанием наличия исключительных прав на произведения у Министерства финансов Российской Федерации является договор об отчуждении исключительных прав от 16 мая 2018 года № 01-01-06/17-193;

Стахович Людмилой Валентиновной доработано произведение, входящие в состав учебно-методического комплекта, направленное на повышение финансовой грамотности воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Договор авторского заказа от 22 ноября 2016 г. № FEFLP/IC-3.43), основанием наличия исключительного права на произведение у Министерства финансов Российской Федерации является договор об отчуждении исключительного права от 5 февраля 2018 года № 01-01-06/17-24;

Целью Проекта является содействие формированию разумного финансового поведения граждан Российской Федерации, их ответственного участия на рынках финансовых услуг, и повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.

Проект осуществляется на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 года № 180-р, в рамках займа Международного банка реконструкции и развития № 79830-RU.

Перечень передаваемых прав:

1) Воспроизведение Произведений, то есть изготовление одного и более экземпляра Произведения или его части (фрагмента) в полиграфическом исполнении.

2) Распространение Произведений путем продажи или иного отчуждения его экземпляров;

3) Публичный показ Произведений, то есть любая демонстрация экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств.

4) Доведение Произведений до всеобщего сведения путем продвижения, в частности, представление на семинарах, конференциях, форумах, книжных ярмарках и других публичных мероприятиях, а также цитирование фрагментов произведения.

5) Перевод Произведений на иностранные языки.

6) Иные виды использования, допустимые в соответствии с действующим законодательством.

Условия предоставления:

1) Процедура безвозмездного предоставления Произведений неограниченному кругу лиц осуществляется в соответствии со статьей 1286.1 Гражданского кодекса Российской Федерации без ограничения срока, территории и видов использования.

2) Произведения, указанные в п. 2, являются электронной версией и не могут использоваться в качестве электронного учебного издания по курсу «Финансовая грамотность для образовательных учреждений».

Произведения, указанные в п. 2, могут использоваться в качестве средства обучения для внедрения курса финансовой грамотности в образовательных учреждениях только при условии его полиграфического исполнения в соответствии с приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».

3) Для пользования предоставленными Произведениями необходимо направить заполненную анкету по прилагаемой форме, а также с обязательным указанием целей использования Произведений.

4) Министерство финансов Российской Федерации оставляет за собой право впоследствии обратиться в адрес лица, использующего Произведения (лицензиата), с целью получения информации о дальнейшем использовании Произведений, при этом лицензиат обязуется представить запрашиваемую информацию.

1) Информация, содержащаяся в Произведении и отражающая положения статей законодательства Российской Федерации, может не учитывать последних принятых (утвержденных) изменений, однако ссылки на первоисточники, приведенные в Произведении, позволят эту информацию актуализировать на текущий момент.

2) Позиция автора(-ов) Произведения является их личным мнением, носит информационно-разъяснительный характер и может не совпадать с оценкой и позицией Министерства финансов Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития.

Учебно-методические материалы

В рамках совместного проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (далее – Проект) по заказу Министерства финансов Российской Федерации разработаны:

А. Обществом с ограниченной ответственностью «ВИТА-ПРЕСС» – комплект учебно-методических материалов (Контракт от 08 ноября 2012г. № FEFLP/QCBS-3.1.), основанием наличия исключительных прав на который у Министерства финансов Российской Федерации является договор об отчуждении исключительных прав от 18 мая 2015 года №5;

Б. Обществом с ограниченной ответственностью «ДРОФА» – 6 (шесть) Сборников Специальных модулей для включения тематики ответственного и грамотного потребительского поведения на финансовом рынке / финансовой грамотности в учебные и учебно-методические издания по математике и алгебре (Договор от 28 декабря 2016 г. № FEFLP/FGI-3-2-02), основанием наличия исключительных прав на которые у Министерства финансов Российской Федерации является договор об отчуждении исключительных прав от 17 ноября 2017 года № 01-01-06/17-274;

В. Обществом с ограниченной ответственностью «ВЕНТАНА-ГРАФ» – 6 (шесть) Сборников Специальных модулей для включения тематики ответственного и грамотного потребительского поведения на финансовом рынке / финансовой грамотности в учебные и учебно-методические издания по обществознанию, экономике, праву и английскому языку (Договор от 29 декабря 2016 г. № FEFLP/FGI-3-2-04), основанием наличия исключительных прав на которые у Министерства финансов Российской Федерации является договор об отчуждении исключительных прав от 17 ноября 2017 года № 01-01-06/17-273.

Г. Обществом с ограниченной ответственностью «ВЕНТАНА-ГРАФ» – 4 (четыре) Сборника Специальных модулей для включения тематики ответственного и грамотного потребительского поведения на финансовом рынке / финансовой грамотности в учебные и учебно-методические издания по географии и основам безопасности жизнедеятельности (Договор от 27 декабря 2016 г. № FEFLP/FGI-3-2-07), основанием наличия исключительных прав на которые у Министерства финансов Российской Федерации является договор об отчуждении исключительных прав от 23 января 2018 года № 01-01-06/17-06. (далее - Произведения).

Целью Проекта является содействие формированию разумного финансового поведения граждан Российской Федерации, их ответственного участия на рынках финансовых услуг, и повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.

Проект осуществляется на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 года № 180-р, в рамках займа Международного банка реконструкции и развития № 79830-RU.

Перечень передаваемых прав:

1) Воспроизведение Произведений, то есть изготовление одного и более экземпляра Произведения или его части (фрагмента) в полиграфическом исполнении.

2) Распространение Произведений путем продажи или иного отчуждения его экземпляров;

3) Публичный показ Произведений, то есть любая демонстрация экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств.

4) Доведение Произведений до всеобщего сведения путем продвижения, в частности, представление на семинарах, конференциях, форумах, книжных ярмарках и других публичных мероприятиях, а также цитирование фрагментов произведения.

5) Перевод Произведений на иностранные языки.

6) Иные виды использования, допустимые в соответствии с действующим законодательством.

1) Процедура безвозмездного предоставления Произведений неограниченному кругу лиц осуществляется в соответствии со статьей 1286.1 Гражданского кодекса Российской Федерации без ограничения срока, территории и видов использования.

2) Произведения, указанные в п. А, являются электронной версией и не могут использоваться в качестве электронного учебного издания по курсу «Финансовая грамотность для образовательных учреждений».

Произведения, указанные в п. А, могут использоваться в качестве средства обучения для внедрения курса финансовой грамотности в образовательных учреждениях только при условии его полиграфического исполнения в соответствии с приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».

3) Для пользования предоставленными Произведениями необходимо направить заполненную анкету по прилагаемой форме, а также с обязательным указанием целей использования Произведений.

4) Министерство финансов Российской Федерации оставляет за собой право впоследствии обратиться в адрес лица, использующего Произведения (лицензиата), с целью получения информации о дальнейшем использовании Произведений, при этом лицензиат обязуется представить запрашиваемую информацию.

1) Информация, содержащаяся в Произведении и отражающая положения статей законодательства Российской Федерации, может не учитывать последних принятых (утвержденных) изменений, однако ссылки на первоисточники, приведенные в Произведении, позволят эту информацию актуализировать на текущий момент.

2) Позиция автора(-ов) Произведения является их личным мнением, носит информационно-разъяснительный характер и может не совпадать с оценкой и позицией Министерства финансов Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития.

Программа обучения граждан старшего поколения "Факультет Финансовая грамотность"

Содержимое разработки

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Фортуна»

Сектор дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов филиал в п. Мулымья

СОГЛАСОВАНО:

Экспертно-методический совет «__»_______________2017 года

«Комплексный центр социального

___________________ Н.В. Молокова

обучения граждан старшего поколения

на факультете «Финансовая грамотность»

на базе филиала бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Комплексный центр социального обслуживания

населения «Фортуна»

в секторе дневного пребывания граждан пожилого возраста

и инвалидов филиал п. Мулымья

СОГЛАСАВАНО

Заведующий филиалом «__»__________2017 года

Автор составитель

Ерофеева Анна Михайловна

специалист по социальной работе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы.

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека. Он тесно связан со всеми сферами активности общества. Значимость финансовой грамотности в современном обществе исключительно велика. Нередки случаи, когда взрослые люди, получив, казалось бы, хорошее образование, не умеют разумно спланировать семейный бюджет, оценить свои финансовые перспективы, берут кредиты и не могут их вернуть, под воздействием мошенников вкладывают деньги в сомнительные проекты, становятся жертвами финансовых пирамид. Одна из ключевых причин — в недостатке финансовых знаний, умений и навыков. Факультет «Финансовая грамотность» представляет собой определенный уровень знаний и навыков в сфере финансов, который позволяет гражданам пожилого возраста и людям с ограниченными возможностями рационально оценивать ситуацию на рынке и принимать правильные решения. Понимание главных финансовых понятий и процессов, и умение эффективно их использовать в реальной жизни предоставляет возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами - вести учет доходов и расходов, вовремя погашать задолженности, планировать личный бюджет, накапливать сбережения, принимать решения в сфере кредитования.

Образование в области развития финансовых возможностей граждан РФ способствуют формированию в людях понимания собственной ответственности за личное и семейное финансовое благосостояние, повышают осведомленность граждан о финансовых инструментах. На сегодняшний день по-прежнему большинство граждан РФ получают знания и навыки в области финансовой деятельности самостоятельно, посредством интернет-сайтов, телепередач, литературы, новостей и т.д. Программа факультета «Финансовой грамотности» носит информационно – просветительский характер. Она предназначена для обучения граждан пожилого возраста и инвалидов основам финансовой грамотности, эффективному расходованию личных средств, в том числе с использованием банкоматов, электронных сервисов и средств коммуникации.

Целевая группа.

На факультет «Финансовая грамотность» зачисляются граждане пожилого возраста - женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет и инвалиды старше 18 лет признанные нуждающимися в социальном обслуживании на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, личного письменного заявления о предоставлении социальных услуг и заявления с указанием наименования факультета, выбранного им для овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Территория, где планируется реализовывать программу: п. Мулымья, д. Ушья, п. Чантырья, п. Назарово, п. Половинка на базе бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Комплексный центра социального обслуживания населения «Фортуна» филиал п. Мулымья.

Главной целью программы является финансовое образование и защита прав граждан пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями.

Основные задачи:

Организовать внутреннее и внешнее взаимодействие учреждения согласно потребностям граждан старшего поколения;

Организовать образовательный процесс в условиях учреждения;

Выявить методом анкетирования потребности и предпочтения в обучении у граждан пожилого возраста;

Реализовать основные мероприятия программы;

Провести мониторинг практической значимости внедрения программы.

Формы и методы работы.

Программа обучения на факультете «Финансовая грамотность» дает возможность пожилым гражданам и инвалидам получить определенный уровень знаний, умений и навыков, обрести уверенность в своих силах и реализовать потенциал физических, интеллектуальных ресурсов и свободного времени.

Обучение на факультете проводится в форме лекций, бесед, теоретических и практических занятий, самостоятельных работ.

Использование различных методов работы, таких как демонстрация, дискуссия, объяснение, игровые методы и просмотр видеоматериала помогут слушателям в полном объеме освоить материал и применить его в дальнейшем в практике.

Группа учащихся рассчитана на количество не менее 5 человек.

При наборе групп на факультеты никаких критериев отбора не предусмотрено. Самое главное-это желание изменить свою жизнь, сделать ее насыщенной, яркой и интересной.

Все занятия позволят с пользой проводить свободное время, дадут возможность общаться, обмениваться мнениями, обсуждать актуальные вопросы, делиться своими знаниями, расширять круг общения и интересов, а также помогут разобраться в том, что сегодня проходит в нашей стремительной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Этапы реализации.

Реализация программы рассчитана на 1год 6 месяцев.

Сроки реализации: июль 2017- декабрь 2018г.

Реализация программы предусматривает три этапа:

Организационный – июнь 2017 г.:

- информирование населения о работе университета третьего возраста через организацию встреч с получателями социальных услуг со специалистами сектора дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов;

- выявление граждан, заинтересованных в дополнительном образовании;

- организация внутреннего и внешнего взаимодействия;

- формирование группы и зачисление слушателей на факультет «Финансовая грамотность».

2. Практический– 2017 г. – ноябрь 2018 г.:

- организация и проведение занятий, лекториев и бесед;

- проведение психологических тренингов;

- проведение деловых игр и собеседования;

- реализация тематических мероприятий факультета;

- анкетирование слушателей факультетов.

3. Аналитический – декабрь 2018 г.:

- подведение итогов реализации данной программы (анализ реализации основных мероприятий программы);

- проведение мониторингового исследования (среди участников программы) для оценки эффективности внедрения данной программы.

Направления деятельности и их содержание.

От пожилых граждан сегодня требуется ответственное отношение к личным финансам, разумное финансовое поведение, знание своих прав при получении финансовых услуг, а также умений их защищать в случае необходимости. Однако такими знаниями и умениями пожилые граждане не владеют, и получить их сегодня у них будет возможность на факультете Университета третьего возраста «Финансовая грамотность».

Для достижения высокой результативности по всем направлениям программы должно осуществляться тесное взаимодействие специалистов сектора со специалистами заинтересованных организаций (Центра занятости населения, Сбербанка России, страховых компаний, ОВД).

Диагностика интересов, когнитивных потребностей граждан пожилого возраста, осуществляемая при приеме в «Университет третьего возраста», позволит согласовать возможности учреждения и запросы обучающихся для выбора оптимальной образовательной стратегии, стиля и характера обучения в рамках факультета.

Традиционно, занятия, проводимые на факультете «Финансовая грамотность», направлены на повышение информированности населения в области финансово-экономических знаний. К раскрытию финансовых вопросов по создания собственного дела гражданами пожилого возраста и получения финансовой государственной поддержки, управление финансами и планирование семейного бюджета, использование банковских карт и работа с мобильными приложениями, страхование жизни и имущества, информирование о мошенничестве и финансовых пирамидах привлекаются специалисты Центра занятости населения, пенсионного фонда, банков, страховых компаний и правоохранительных органов. Профессионализм, узкая специализация привлекаемых кадров позволяет существенно расширить границы информационного поля, позволит повысить уровень финансовой безопасности пенсионеров, повысить эффективность домохозяйств в принятии финансово-экономических решений.

План мероприятий.

Курс обучения на факультете проходит согласно календарно-тематическому плану и рассчитан на период от 2 до 3 месяцев, с учетом проведения по плану факультета не менее 1 занятия в неделю. В тематический план занятий могут вноситься коррективы по выявленным потребностям слушателей факультетов.

Продолжительность одного курса занятий факультета «Финансовой грамотности» включает 8 занятий продолжительностью 1 академический час.

Читайте также: