Программа психологического сопровождения для пенсионеров


Любой человек в разные периоды своей жизни сталкивается со стрессовыми ситуациями. Пока организм молод и полон энергии, справляться с негативом легко. По мере старения у человека накапливаются болезни и отрицательный опыт. Преодолевать стрессы становится сложнее. Чтобы решить эту проблему, пожилым людям необходимо оказывать психологическую помощь.

Почему возникает потребность в психологической помощи

Крайне негативное влияние на психологический фон пенсионеров оказывает нетрудоспособность. Человек чувствует себя оторванным от активной жизни, общения с разными людьми, социально полезной деятельности. Кроме того, на повестку дня выступают финансовые проблемы. Резкое ухудшение качества жизни зачастую вгоняет пожилых людей в глубокую депрессию. Пенсионеры нуждаются в особом внимании и заботе государства. Многие из них живут буквально за чертой бедности. Кроме того, резко изменившиеся общественные установки вынуждают их расставаться с идеалами своей молодости и переживать глубокий кризис.

Еще одну проблему представляет отношение общества к пожилым людям. Когда человек выходит на пенсию, он чувствует себя не у дел, «выброшенным» из социума. Если рядом нет близкого партнера, проблема еще больше усугубляется. Супруг уже умер. Дети живут далеко и заняты собственными семьями. Соседи тоже погружены в свои дела. Круг общения резко сужается. В таких условиях особенно ценна психологическая поддержка. Она помогает вернуться к нормальной жизни, снова ощутить себя нужным, полноценным членом общества. Но оказать такую помощь может не всякий. Характер человека в преклонном возрасте сильно портится. Зачастую это вызвано болезнями: старческой деменцией, склерозом и пр.

Общаться с такими гражданами становится сложно. Кроме того, большинство пенсионеров нуждаются и в чисто практической помощи. Многие из них живут в одиночестве и ввиду ограниченности физических возможностей не могут выполнять элементарных бытовых функций. Для оказания им психологической и практической помощи необходимы специальные навыки, знания и колоссальное терпение.

Какие особенности поведения пожилых учитываются при оказании помощи

Старость налагает на физические возможности и психику человека определенные негативные черты. Тело начинает стареть. Хронические болезни обостряются. Человека больше не радует собственное отражение в зеркале. Он чувствует себя непривлекательным, слабым, беспомощным. Все это налагается на страх смерти и загоняет в глубокую депрессию. А вокруг кипит жизнь. Молодые работают, строят свои семьи, занимаются какими-то интересными делами, не обращая внимания на пожилых людей. На фоне этой разительной разницы у пенсионеров меняется отношение к обществу с позитивного или приемлемого на резко негативное. Отсюда — ворчливость, непрестанное осуждение всего и вся.

Проживая свою жизнь с таким отрицательным настроем, престарелый гражданин сам страдает от него. Перманентно находясь в депрессии, он остро нуждается в психологической поддержке и участии неравнодушных людей. Проблема стоит не так остро, если интеллектуальные и физические возможности пенсионера хорошо сохранились. Он может устроиться на какую-то несложную работу, иметь хобби, общаться с большим количеством людей, в меру сил работать на своем приусадебном участке и пр. Такие люди сохраняют позитивный настрой. Если же у престарелого возникают проблемы с памятью и двигательной активностью, он буквально оказывается запертым «в четырех стенах». От будущего ничего хорошего уже не ждет. Люди его начинают раздражать или вызывать разные опасения.

Варианты поведения

Американские психологи выделяют в связи с этим 5 типов старения:

  • Активность. Несмотря на проблемы со здоровьем и снижением жизненного тонуса, позитивные престарелые люди остаются активными членами социума. Они стремятся сохранять прежний образ жизни, общаются с друзьями-одногодками и молодежью, даже помогают другим.
  • Демонстративный тип. Не в силах смириться со своим новым статусом, такие пенсионеры всеми силами стараются привлечь к себе внимание.
  • Бегство. Человек, склонный к этому поведению, переезжает на новое место проживания. Так он надеется отмахнуться от существующих проблем, как будто начать новую страничку своей жизни.
  • Изоляция. Это тоже своего рода бегство, но связанное с полным отречением от какой-либо социальной жизни. Человек почти не выходит на улицу, замыкается в себе, погружается в глубокую депрессию.
  • Регрессия. Люди, выбирающие такой тип поведения, сознательно превращаются в своеобразных «взрослых детей». Они постоянно жалуются своим родным, требуют от них повышенного внимания, помощи и непрестанного участия в своей жизни. Регрессия не всегда связана с физической немощностью. Она скорее выражает нежелание — или неспособность — человека решать свои проблемы самостоятельно.

Отношение к старости — это зеркальное отображение прошлого опыта и состояния внутренней наполненности. Если человек привык занимать активную жизненную позицию и смотреть своим проблемам в лицо, он спокойно воспринимает старость как еще один период, который можно и нужно прожить с удовольствием. Иногда люди «бунтуют» против старости. Они всеми силами поддерживают более-менее хорошее физическое состояние, стараются модно одеваться, не позволяют внукам называть себя «бабушкой/дедушкой». Такие граждане не чувствуют нужды в психологической помощи и даже стараются сами «задавать тон».

Методы психологической помощи

Существуют разные способы и виды психологической помощи, которые можно использовать по отдельности или комбинировать в зависимости от ситуации и состояния подопечного.

Психологическое просвещение

Это очень действенный метод, позволяющий пенсионеру понять особенности своего возраста и найти решение множества проблем. Просвещение заключается в ознакомлении со специальной литературой по данному вопросу. Это могут быть памятки, брошюры, книги и пр.

Просвещение — простой, массово доступный метод. Но у него есть недостаток. Психологическое просвещение с помощью специализированной литературы не предполагает индивидуального подхода к каждому отдельно взятому индивидууму.

Консультирование

Эта методика успешно устраняет недостаток предыдущего способа психологической помощи. Во время консультации возможна работа с каждым человеком лично. Индивидуальный подход более гибок. Он позволяет охватывать разные стороны действительности и решать проблемы в приложении к жизни конкретно взятого человека.

Емко советы психологов пенсионерам можно представить так:

  • Не замыкаться в себе, не сидеть в одиночестве и чаще видеться с другими людьми.
  • Не погружаться в жалость к себе. Если появляется такое желание, нужно обращаться за психологической помощью. Это поможет найти решение, а не просто депрессировать, загоняя себя в угол.
  • Не поддаваться апатии. Безволие, желание на все плюнуть и течь по течению — самая пагубная эмоция. Из-за нее страдает психика и дряхлеет тело. Вслед за этим возникают мысли о надвигающемся завершении жизни.
  • Всегда сохранять положительный настрой. Старость — это не конечная, ограниченная «точка жизни». Старость может длиться 10, 20 и более лет. Все это время необходимо нормально жить, а не прозябать в ожидании печального конца.

Групповая терапия

Такого типа психологическая помощь оказывается по производственному или территориальному принципу.

В первом случае группы формируются на предприятиях или в специализированных организациях. Они готовят людей к приближающемуся пенсионному возрасту. Члены группы зачастую хорошо знакомы друг с другом. Им проще общаться, поэтому психологическая помощь оказывается более продуктивной.

Во втором группы поддержки формируются по месту жительства. В этом тоже есть плюс: в группу входят люди, проживающие по соседству. По окончании курса они легко могут продолжить общение и не чувствовать себя одинокими.

Терапия сводится к тому, чтобы научить пенсионеров принимать свой новый статус, меняющиеся условия жизни и адаптироваться к ним. Направленность группы может быть разной: коммуникативной, креативной и пр. Групповая психологическая помощь дает очень хорошие результаты. Она помогает людям раскрыть в себе потенциал, который зачастую игнорируется. Участники групп посещают тренинги, изучают языки, слушают лекции, просто общаются между собой.

Психологическая помощь лежачим пенсионерам


Прикованный к кровати человек в любом возрасте испытывает дискомфорт и впадает в депрессию. Пенсионер ощущает себя тем более беспомощным, чем меньше шансов вернуться к активной жизни. Страхи, отчаянье, а затем и апатия становятся постоянными спутниками людей в этом состоянии. Помогать людям с болезнью Альцгеймера особенно важно. Пенсионера следует подталкивать к выполнению реабилитационных мероприятий, которые смогут улучшить его физическое состояние. На любом — даже самом маленьком — успехе нужно акцентировать внимание. Ободрение поможет больному фиксироваться на позитиве и стремиться к новым достижениям. Невозможно заставить человека хотеть выздороветь. Он должен сам этого желать, тогда и результат будет. Однако можно ежедневными настойчивыми усилиями внушить ему это намерение. Если будут какие-то результаты и вера ближнего в его выздоровление, лежачий больной и сам поверит в это.

Решает столь сложную задачу стратегическое планирование. Весь объем «работ» нужно разделить на небольшие шаги, планомерно преодолевая которые можно будет потихоньку продвигаться к цели. Например, можно дать задачу за 5 дней научиться самостоятельно поворачиваться в постели. В следующие 5-7 дней — приподниматься и т. д. Очень важно не упрекать больного. Ему и так сложно. Упреки будут только угнетать. Оказывающий уход человек должен быть предельно терпеливым и оптимистичным. Для повышения продуктивности реабилитации больному нужно пояснять, что происходит с его организмом, как действует та или иная методика.

Сложности оказания помощи пожилым

Престарелый человек априори считает себя более опытным и мудрым, чем любой психолог или сиделка моложе его по возрасту. В связи с этим ухаживающий персонал обычно сталкивается с излишней категоричностью пенсионеров. В дополнение ко всему те еще и не желают активно действовать, чтобы как-то улучшить свое положение. Сформированная за целую жизнь система взглядов и идей становится своеобразным «цементом», который делает интеллект и психику престарелого человека инертными, негибкими. Если окружающий мир не получается изменить, эта система служит пенсионеру опорой. Но когда нужны решительные действия, она тормозит и откатывает назад.

Это одна из главных проблем для того, кто оказывает психологическую помощь пожилым. Престарелые подопечные, даже отчаянно нуждаясь в поддержке, зачастую обесценивают действия персонала, сомневаются в компетентности психологов. Естественно, любая работа в такой обстановке обречена на провал. Случается и так, что психолог напоминает подопечному какого-то знакомого из прошлой или нынешней жизни. При этом происходит перенос бывших отношений с этим человеком на специалиста. Это крайне негативная тенденция. Она мешает процессу консультирования, возводит новые, совершенно ненужные и неоправданные барьеры между психологом и подопечным. Все эти сложности необходимо аккуратно, но настойчиво преодолевать. Задача психолога — сместить фокус восприятия старости с отрицательного на положительный. У пенсионера необходимо сформировать мнение о том, что этот жизненный этап имеет свои хорошие моменты, как, впрочем, и всякий другой.

Кто, кроме близких и психолога, может помочь

В современном пансионате для престарелых есть целый штат специалистов, способных оказать полноценную и разнообразную психологическую помощь. В нем можно вполне комфортно жить, пользоваться качественным медицинским обслуживанием, иметь интересный досуг. Пансионат предлагает постояльцам:

  • разные реабилитационные программы для восстановления утраченных физических и интеллектуальных способностей;
  • полноценную социальную жизнь, общение с разными людьми;
  • мероприятия, удовлетворяющие культурные и творческие запросы.

Психологи пансионата помогают постояльцам легче адаптироваться к жизни современного общества. Помощь оказывается в рамках разнонаправленных методик, среди которых:

  • арт-терапия (лечение искусством);
  • музыкотерапия (воздействие музыкой);
  • глинотерапия (освоение базовых навыков гончарного искусства);
  • гарденотерапия (уход за садом);
  • библиотерапия (чтение литературных произведений).

Участвуя во всех этих мероприятиях, пенсионер получает новый опыт, который благоприятно сказывается на его психике. Такой комплексный подход помогает обеспечить пожилым людям полноценную психологическую реабилитацию.

Требуется круглосуточный квалифицированный уход?
Оставьте заявку на подбор пансионата.

Актуальность проекта.

Постарение населения становится необратимым демографическим процессом. В современных условиях важное место принадлежит стационарному социальному обслуживанию пожилых людей. Особенно актуальным становится психологическая удовлетворенность изменившейся социальной ситуацией при переезде пожилого человека на постоянное проживание в дом-интернат. Первые дни пребывания в геронтологическом учреждении наиболее сложные для пожилого человека. Поэтому, внедрение социально-психологических технологий и методик социально-психологической адаптации и сопровождения пожилых людей является актуальным для повышения качества жизни пожилых людей, постоянно проживающих в доме-интернате (геронтологическом учреждении).

Задачи проекта.

  • изучить качество жизни и социально-психологические особенности пожилых людей при переезде на постоянное проживание в геронтологическое учреждение;
  • разработать программы психологического сопровождения и обучающие программы для пожилых людей, направленные на мобилизацию творческих возможностей, мотивирование их жизненной активности, адаптировать их для клиентов геронтологического учреждения;
  • провести анализ программ для пожилых людей, постоянно проживающих в ГБУ СО ЯО Ярославском областном геронтологическом центре и доказать эффективность геронтообразования в повышении качества жизни пожилых людей;
  • тиражировать программы психологического сопровождения и обучающие программы для пожилых людей в деятельность учреждений социального обслуживания Ярославской области.

Информация о проекте.

В условиях современного российского общества изучение качества жизни в пожилом возрасте становится особенно актуальным при переезде пожилого человека на постоянное проживание в дом-интернат. Базовым социальным учреждением в Ярославском регионе является ГБУ СО ЯО Ярославский областной геронтологический центр.

На базе учреждения было проведено исследование по изучению качества жизни пожилых людей, их психологическая диагностика, разработана программа адаптации и внедрена система мероприятий, повышающая удовлетворенность и качество жизни пожилых людей. В результате исследования были выявлены психологические особенности пожилого человека, выявлены факторы, способствующие и препятствующие успешной адаптации пожилых людей к новым изменившимся условиям.

Одной из форм работы стала активизация внутреннего потенциала пожилых людей в результате их вовлечения в творческий и образовательный процесс. В результате этого проекта в учреждении открыта арт-терапевтическая мастерская. Для работников изданы методические рекомендации, которые включают в себя методы психологического сопровождения пожилых людей, в том числе в период адаптации к жизни в геронтологическом учреждении, методику арт-терапии в работе с пожилыми людьми.

Далее приводятся программы, разработанных в геронтологическом центре «школ по психологическому сопровождению для пожилых людей».

«Азбука общения»

Базовая программа групповых занятий включает в себя следующие темы:

  1. «Пожилой возраст и его особенности».
  2. «Живи в согласии с собой».
  3. «Живи в согласии с другими».
  4. «Моя семья. Мои корни».
  5. «Индивидуальные тематические консультации».

Программа рассчитана на 10 занятий, форма проведения занятия — тренинг, длительность тренинга 60 минут. Число учащихся в группах — по мере их набора, но не более 10 человек.

Данная программа ориентирована на раскрепощение и решение внутренних психологических проблем пожилого человека, формирование у них активной жизненной позиции.

«Гимнастика для мозга»

Базовая программа групповых занятий включает в себя следующие темы:

  1. «Симметрия мозга».
  2. «Упражнения, пересекающие линию тела».
  3. «Упражнения, растягивающие мышцы тела».
  4. «Упражнения, повышающие энергию тела».

Программа рассчитана на 5 занятий, форма проведения занятия — тренинг, длительность тренинга 45 минут. Число учащихся в группах — по мере их набора, но не более 10 человек.

Данный блок занятий направлен на различные стороны личности пожилого человека, которые способствуют восстановлению межполушарной специализации, межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитию мелкой моторики, памяти, внимания, речи и мышления.

При анализе заболеваемости клиентов геронтологического центра было выявлено, что среди них нет здоровых людей и характерно наличие множества заболеваний: в среднем на одного пожилого человека приходится более 5 заболеваний. Полученные результаты послужили поводом для разработки обучающих программ для больных с хроническими заболеваниями, целью которых стало внедрение современных здоровьесберегающих технологий для пожилых людей, проживающих в геронтологическом центре и улучшение качества их жизни.

В рамках проекта в геронтологическом центре созданы обучающие программы для пожилых людей по социально-значимым заболеваниям, таким как артериальная гипертония и сахарный диабет, были изданы обучающие методические пособия «Школа грамотного пациента».

Эти материалы были рецензированы внешними экспертами, преподавателями кафедры консультационной психологии и социальных технологий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

Для активизации образа жизни пожилых людей и более эффективной адаптации в работу геронтологического центра внедрен лечебно-активизирующий метод скандинавской ходьбы.

Результаты.

Итогом проведенной работы стали результаты, позволившие улучшить психологическую адаптацию пожилых людей, улучшить их удовлетворенность и качество жизни, сократить частоту осложнений хронических заболеваний, уменьшить показатели смертности пожилых людей, постоянно проживающих в учреждении. Правильно организованная работа с пожилыми людьми в геронтологическом учреждении, по мнению авторов, способствует активному долголетию, повышает качество предоставляемых социальных и психологических услуг пожилым людям.

Читайте также: