Расчет резерва на пенсии

Автор: Ю. А. Белецкая

Каковы особенности указанного резерва по сравнению с «отпускным» резервом? Что понимать под остатком недоиспользованного резерва на выплату вознаграждений? Как быть, если по истечении года начислены вознаграждения в большей сумме, чем сформированный резерв?

Статья 324.1 НК РФ посвящена порядку формирования:

резерва на оплату отпусков;

резерва на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.

Первые пять из шести пунктов данной статьи посвящены резерву предстоящих расходов на оплату отпусков (расчету предельного размера резерва, определению на конец года суммы его недоиспользованного остатка или перерасхода).

В пункте 6 ст. 324.1 НК РФ говорится, что налогоплательщик осуществляет отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год в аналогичном порядке. Однако резерв «за выслугу», по сравнению с «отпускным» резервом, имеет свои особенности и вызывает массу вопросов, о чем свидетельствует арбитражная практика.

Расчет ежемесячного процента.

Как следует из п. 1 и 6 ст. 324.1 НК РФ, налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, обязан:

отразить в учетной политике принятый им способ резервирования;

определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к прямым или косвенным относятся затраты на формирование резерва предстоящих расходов как в отношении работников, занятых в процессе производства, так и в отношении иных сотрудников организации, непосредственно не связанных с производственным процессом. Свой выбор налогоплательщик должен закрепить в учетной политике для целей налогообложения (Письмо Минфина России от 16.09.2013 № 03-03-06/1/38134).

Расчет процента отчислений в резерв можно производить отдельно по каждому подразделению организации. При этом резерв формируется в целом по организации (Письмо Минфина России от 07.12.2012 № 03-03-06/1/632).

Для определения ежемесячного процента отчислений в резерв составляется смета, в которой отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв (ПО) исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на выплату ежегодных вознаграждений (ЕВплан), включая сумму страховых взносов с этих расходов[1]. При этом процент отчислений в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на выплату ежегодных вознаграждений (ОТплан) к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда (СВОТ).

Представим расчет ежемесячного процента в виде формулы:

ПО = (ЕВплан + СВЕВ) / (ОТплан + СВОТ) х 100%.

Формирование резерва в течение года.

Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год формируется следующим образом.

Сумму фактических расходов на оплату труда за месяц (с учетом страховых взносов) необходимо ежемесячно умножать на процент отчислений в резерв, отраженный в учетной политике. Полученный результат будет учитываться для целей налогообложения согласно п. 24 ст. 255 НК РФ.

При этом сумма резерва, накопленного нарастающим итогом с начала года, не должна превысить предельную сумму, установленную в учетной политике.

Пример 1:

Организация в учетной политике для целей налогообложения на 2017 год закрепила положение о создании резерва предстоящих расходов на выплату вознаграждений по итогам года.

Планировалось, что в 2017 году расходы составят:

на оплату труда – 12 000 000 руб.;

на выплату вознаграждения по итогам работы за год – 1 500 000 руб.

В 2017 году тарифы страховых взносов с фонда оплаты труда равны: в ПФР – 22%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 5,1%. Деятельность предприятия относится к девятому классу профессионального риска, и тариф взносов на обязательное страхование от несчастных случаев составляет 1%. Итого общая ставка страховых взносов – 31% (22 + 2,9 + 5,1 + 1).

Ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждений по итогам года будет рассчитан следующим образом.

Предполагаемая годовая сумма на выплату ежегодного вознаграждения с учетом страховых взносов составит 1 965 000 руб. (1 500 000 руб. + 1 500 000 руб. x 31%). Исходя из этого расчета организация отразит в учетной политике, что предельная сумма отчислений в резерв равна 1 965 000 руб.

Предполагаемый годовой фонд оплаты труда с учетом страховых взносов – 15 720 000 руб. (12 000 000 руб. + 12 000 000 руб. x 31%).

Ежемесячный процент отчислений на 2017 год равен 12,5% (1 965 000 руб. / 15 720 000 руб. x 100%).

На основании этих расчетов налогоплательщиком была составлена смета.

В 2017 году ежемесячные отчисления в резерв составили:

Фактические расходы на оплату труда, руб.

Страховые взносы, руб.

Сумма отчислений в резерв, руб.

((гр. 2 + гр. 3) x 12,5%)

Сумма резерва на конец месяца, руб.

* Сумма резерва, накопленного нарастающим итогом с начала года, не должна превысить предельную сумму, установленную в учетной политике в размере 1 965 000 руб. Отчисления в резерв в январе – ноябре составили 1 834 000 руб., поэтому в декабре их величина равна 131 000 руб. (1 965 000 - 1 834 000).

В налоговом учете датой признания расходов в виде сумм отчислений в резерв является дата начисления резерва, а не дата выплаты вознаграждений за счет средств созданного резерва согласно пп. 2 п. 7 ст. 272 НК РФ. Таким образом, осуществляя ежемесячные отчисления в резерв, организация уменьшает базу по налогу на прибыль в период создания резерва на эти отчисления.

Что делать с остатком резерва?

В конце года организация должна выявить сумму недоиспользования резерва или его перерасхода и скорректировать облагаемую базу. Для этих целей на 31 декабря она обязана провести инвентаризацию резерва.

Еще раз отметим момент, который упоминался в преамбуле, – подробное описание порядка формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков в п. 1 – 5 ст. 324.1 НК РФ и ссылка в п. 6 указанной статьи на аналогичный порядок при создании и использовании резерва на выплату ежегодных вознаграждений.

Однако на практике провести аналогию между двумя видами резерва в плане использования остатка резерва невозможно. Судите сами.

Выявленный по результатам инвентаризации остаток резерва на оплату отпусков отражается в налоговом учете так (п. 3 – 5):

если в следующем налоговом периоде резерв не создается, остаток включается в доходы (расходы) на 31 декабря текущего года;

если в следующем году налогоплательщик продолжает формирование резерва, на конец отчетного налогового периода может иметься остаток недоиспользованного резерва. Этот остаток возникает вследствие того, что не все работники отгуляли положенный отпуск, поэтому «отпускной» резерв должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска согласно п. 4 ст. 324.1 НК РФ.

Резерв на выплату вознаграждения по итогам работы за год по своей сути отличается от резерва на оплату отпусков.

Неиспользованный резерв на оплату отпуска – это неиспользованные дни отпуска. За неиспользованный отпуск не начисляются отпускные, как следствие, резерв не используется.

Недоиспользованный резерв на выплату вознаграждения по итогам работы за год – это разница между начисленным резервом и фактически начисленными вознаграждениями.

Предположим, организация в 2017 году производила отчисления в резерв, а вознаграждения по итогам года выплатит только после того, как будут подведены годовые итоги, например, в марте 2018 года.

В этом случае, по мнению Минфина, организация должна поступить следующим образом (см. Письмо от 05.04.2013 № 03-03-06/2/11148).

Согласно п. 4 ст. 324.1 НК РФ резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год должен быть уточнен на конец налогового периода. При этом, поскольку порядок уточнения определен этой нормой только для резервов на оплату отпусков, в отношении резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за год организация в учетной политике (помимо способа резервирования и порядка расчета предельной суммы отчислений в резерв) должна определить обоснованный критерий, по которому на последнюю дату налогового периода будет уточнять размер остатка резерва, переходящего на следующий налоговый период (например, процент от прибыли или сумма на одного работника и т. д.). Таким образом, если предприятие продолжает создавать резерв на предстоящую выплату вознаграждения по итогам работы за год в следующем году, остаток неиспользованной суммы может не включаться в состав внереализационных доходов и будет учитываться при формировании резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за следующий год.

Пример 2:

Воспользуемся данными примера 1. Сумма сформированного за 2017 год резерва составила 1 965 000 руб. и будет отражена в расходах в декларации по налогу на прибыль за 2017 год.

В январе 2018 года начислены вознаграждения работникам по итогам работы за 2017 год (вместе со страховыми взносами) в размере 1 900 000 руб.

Разница между суммой начисленного резерва и суммой начисленного вознаграждения равна 65 000 руб. (1 965 000 - 1 900 000).

Если в 2018 году организация продолжит создавать резерв на предстоящую выплату вознаграждения по итогам работы за год, эта разница будет учтена при его формировании. Отражать ее во внереализационных доходах 2017 года не нужно.

Если в 2018 году резерв на выплату вознаграждения не будет создаваться, разница отражается во внереализационных доходах в декларации за 2017 год.

Подобный подход можно найти и в арбитражной практике. Например, в Постановлении АС ЦО от 06.06.2017 № А35-220/2016 рассматривался следующий налоговый спор.

По мнению ИФНС, организация неправомерно не включила в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль год сумму неиспользованного резерва на выплату вознаграждения по итогам года, начисленного в 2013 году, но не использованного в 2013 году, поскольку организация осуществила выплату за счет этого резерва 20.02.2014. Налоговики сослались на тот факт, что в приказе об учетной политике на 2013 год было закреплено положение о необходимости включения не использованных на конец налогового периода резервов во внереализационные доходы.

Судьи встали на сторону налогоплательщика. При этом они исходили из следующего.

Организацией произведены начисления по итогам за 2013 год в пределах суммы резерва, исчисленного для этой цели в 2013 году, и осуществлены выплаты работникам вознаграждения в феврале 2014 года согласно коллективному договору. При этом, как установлено судом, в 2014 году организация продолжала формировать резерв на вознаграждения по итогам работы за год.

Учитывая указанные обстоятельства, судьи сослались на отсутствие у инспекции оснований считать спорную сумму «неиспользованным резервом».

Тот факт, что в приказе об учетной политике на 2013 год было закреплено положение о необходимости включения не использованных на конец налогового периода резервов во внереализационные доходы, не свидетельствует о наличии у организации не использованного на конец года резерва на выплату вознаграждения по итогам года, начисленного в 2013 году.

Судьи пришли к заключению, что в случае превышения суммы резерва, перенесенного на следующий год, над суммой фактически начисленного вознаграждения по итогам работы за год, указанная сумма превышения согласно п. 5 ст. 324.1 НК РФ включается для целей налогообложения в состав внереализационных доходов текущего налогового периода, только если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик считает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков и вознаграждения. Если же организация не меняет учетную политику в отношении создания резерва на выплату вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год на следующий налоговый период, то остаток неиспользованного резерва может быть перенесен на следующий налоговый период.

Свой вывод арбитры сформулировали, опираясь на правовую позицию Президиума ВАС, изложенную в Постановлении от 26.04.2005 № 14295/04, согласно которой под остатком недоиспользованного (неиспользованного) резерва на выплату вознаграждения следует понимать разницу между суммой начисленного в отчетном периоде резерва на выплату вознаграждения и суммой начисленного вознаграждения по итогам года за этот же период.

Аналогичное понятие остатка недоиспользованного резерва на выплату вознаграждения дается и в письмах Минфина России от 20.03.2009 № 03-03-06/4/19, от 14.12.2007 № 03-03-06/2/227.

Если сумма вознаграждений по итогам года больше суммы сформированного резерва…

Согласно п. 3 ст. 324.1 НК РФ при недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на выплату вознаграждения (и, соответственно, сумму страховых взносов), по которым ранее не создавался указанный резерв.

Если сумма фактически начисленного вознаграждения по итогам работы за 2017 год превысит сумму резерва, превышение должно учитываться при расчете базы по налогу на прибыль за 2017 год в расходах на оплату труда на 31.12.2017.

Возникает вопрос: как быть, если по истечении года начислены вознаграждения в большей сумме, чем размер сформированного резерва, при этом начисление вознаграждения производится после подачи годовой налоговой декларации?

Разъяснения на этот счет даны в Письме Минфина России от 02.04.2012 № 03-03-06/4/25, смысл которых сводится к следующему. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый период, в котором выявлены искажения, относящиеся к прошлому налоговому периоду, в случае когда допущенные искажения привели к излишней уплате налога. Поэтому если суммы сформированного в 2017 году резерва для выплаты вознаграждения по итогам работы за этот год окажется недостаточно и если вознаграждение будет начислено и выплачено в 2018 году, то положительная разница между фактически начисленной суммой вознаграждения и суммой сформированного резерва может быть учтена в расходах на оплату труда 2018 года без представления уточненной налоговой декларации за 2017 год.

Однако, полагаем, организации целесообразнее представить «уточненку», так как расход в этом случае следует признавать 31 декабря того года, в котором были начислены вознаграждения.

Пример 3:

Воспользуемся данными примера 1. Сумма сформированного за 2017 год резерва составила 1 965 000 руб. В марте 2018 года начислены вознаграждения работникам по итогам работы за 2017 год (вместе со страховыми взносами) в размере 2 200 000 руб.

Разница между суммой начисленного резерва и суммой начисленного вознаграждения равна 235 000 руб. (2 200 000 - 1 965 000).

Если начисление вознаграждения произведено до подачи годовой декларации, разница будет отражена в расходах 31.12.2017, если после подачи годовой декларации – следует представить «уточненку».

Несмотря на спорные вопросы, связанные с исчислением и использованием резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за год, и трудоемкость расчета, формирование в налоговом учете резерва выгодно налогоплательщикам. Если организация не создает указанного резерва, вознаграждения, начисленные в начале года, следующего за отчетным, учитываются в целях налогообложения прибыли в периоде начисления (Письмо Минфина России от 19.10.2015 № 03-03-06/59642).

Например, если в начале 2018 года организация начисляет и выплачивает работникам вознаграждение по итогам 2017 года, то уменьшать базу по налогу на прибыль она будет только за 2018 год. При наличии резерва в 2017 году расходы на его формирование включались бы в облагаемую базу 2017 года.

[1] Имеются в виду страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Порядок формирования пенсионных резервов и пенсионных накоплений НПФ регулируется:

  • статьей 18 «Пенсионные резервы и пенсионные накопления» Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О негосударственных пенсионных фондах".

Для обеспечения своей платежеспособности по пенсионным обязательствам перед участниками НПФ:

  • негосударственный пенсионный фонд формирует пенсионные резервы.

Для обеспечения своей платежеспособности по пенсионным обязательствам перед застрахованными лицами НПФ:

  • негосударственный пенсионный фонд формирует пенсионные накопления.

Пенсионные резервы НПФ

Пенсионные резервы НПФ - совокупность средств, находящихся в собственности негосударственного пенсионного фонда и предназначенных для исполнения негосударственным пенсионным фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами.

Пенсионные резервы НПФ включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:

пенсионных взносов в НПФ;

дохода НПФ от размещения пенсионных резервов;

целевых поступлений в НПФ;

иного имущества, определяемого по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда.

Нормативный размер пенсионных резервов НПФ для пенсионных схем с установленными выплатами:

  • устанавливается Банком России.

Для учета денежных средств, составляющих пенсионные резервы НПФ, и для расчетов по операциям со средствами пенсионных резервов:

негосударственному пенсионному фонду открывается отдельный банковский счет,

а для учета прав на ценные бумаги, составляющие активы, в которые размещены средства пенсионных резервов, - отдельный счет депо.

Денежные средства, составляющие пенсионные резервы НПФ:

  • должны находиться в кредитных организациях, которые отвечают требованиям, установленным законодательством РФ к кредитным организациям - участникам системы обязательного страхования вкладов в банках РФ.

Пенсионными правилами НПФ может быть предусмотрено:

формирование, учет и размещение резервов покрытия пенсионных обязательств НПФ раздельно по каждой пенсионной схеме;

в этом случае резервы покрытия пенсионных обязательств НПФ, сформированные в рамках одной пенсионной схемы, не могут использоваться на покрытие пенсионных обязательств НПФ по другим пенсионным схемам;

при недостаточности средств пенсионных резервов, сформированных по пенсионной схеме, на покрытие пенсионных обязательств НПФ по данной схеме перед вкладчиками и участниками (их правопреемниками) используются средства страхового резерва.

Пенсионные накопления НПФ

Пенсионные накопления НПФ - совокупность средств:

в том числе средства взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ (ред. от 01.04.2019) "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и

средства материнского капитала, направленные на формирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 18.03.2019) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей",

находящихся в собственности негосударственного пенсионного фонда, предназначенных для исполнения обязательств НПФ перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и формируемых в соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Пенсионные накопления НПФ формируются за счет:

переданных из Пенсионного фонда РФ в НПФ по заявлению застрахованного лица и еще не переданных управляющей компании пенсионных средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, включая:

страховые взносы на финансирование накопительной пенсии, а также

дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию,

взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, и

взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";

средств материнского капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, поступивших в Пенсионный фонд РФ для последующей передачи в НПФ;

средств НПФ, находящихся в доверительном управлении управляющей компании в соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

средств, поступивших в НПФ от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленных на формирование выплатного резерва, на выплату накопительной пенсии, на осуществление срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, выплат правопреемникам;

средств, переданных в НПФ предыдущим страховщиком (НПФ) в связи с заключением застрахованным лицом с НПФ договора об обязательном пенсионном страховании в установленном Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" порядке;

средств, поступивших в НПФ от управляющих компаний для передачи в Пенсионный фонд РФ или другой НПФ в соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и еще не переданных в Пенсионный фонд РФ или другие НПФ;

иного имущества, определяемого по решению совета директоров (наблюдательного совета) НПФ;

средств гарантийного возмещения, полученного в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 422-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".

В состав пенсионных накоплений НПФ входят:

  • средства выплатного резерва, формируемого негосударственным пенсионным фондом в целях финансового обеспечения выплат накопительной пенсии, и средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата.

Ограничения на использование средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений НПФ

На средства пенсионных резервов НПФ и на активы, в которые размещены средства пенсионных резервов:

не может быть обращено взыскание по долгам НПФ (за исключением долгов негосударственного пенсионного фонда перед его участниками, вкладчиками), вкладчиков, управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и иных третьих лиц, включая застрахованных лиц и участников,

к ним также не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.

На средства пенсионных накоплений НПФ и активы, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений:

не может быть обращено взыскание по обязательствам негосударственного пенсионного фонда (за исключением обязательств НПФ перед застрахованными лицами и их правопреемниками), вкладчиков, страхователя, управляющей компании (за исключением обязательств, возникших в связи с осуществлением ею деятельности по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений), специализированного депозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников,

к ним также не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.

Исполнение обязательств субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению:

  • не может осуществляться за счет средств пенсионных накоплений НПФ.

Исполнение обязательств субъектов отношений по обязательному пенсионному страхованию:

  • не может осуществляться за счет средств пенсионных резервов НПФ.

Исполнение обязательств перед застрахованными лицами по выплате накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты:

  • не может осуществляться за счет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым не установлена накопительная пенсия или срочная пенсионная выплата.

Показатели доходности по инвестированию средств декларируются в соответствии со стандартами раскрытия информации об инвестировании средств пенсионных накоплений, утвержденных приказом Минфина РФ от 22.08.2005 №107н (до 2017 года), в соответствии с указанием Банка России от 07.02.2017 N 4282-У (до 2018 года), в соответствии с указанием Банка России от 27.11.2017 N 4623-У (с 2018 года). Текущие результаты не являются гарантией будущих результатов.

Источники данных:
1) Показатели по средней и средневзвешенной доходности всех НПФ - расчёты по данным ЦБ РФ (ссылка на источник)
2) Показатели по средневзвешанным ставкам по вкладам (депозитам) для физлиц - по данным ЕМИСС (ссылка на источник)
3) Показатели по среднегодовой инфляции в РФ - по расчётам ЦБ РФ на основе данных Росстата (ссылка на источник)

  • Продукты фонда
  • Личный кабинет
  • Онлайн-сервисы
  • О фонде
  • Контакты
  • Раскрытие информации
  • Инвестиционная деятельность
  • Пресс-центр
  • Написать администратору
  • Карта сайта


Расчитать размер пенсии по прежним корпоративным условиям (%)

  • На Ваш номер мобильного телефона будет отправлен СМС-код. Для этого нажмите кнопку "Войти"
  • СМС-код был отправлен на номер +<>
  • Повторная отправка СМС возможна по истечении 60 сек
  • Запросить СМС код повторно
  • Если СМС-код отправлен не на Ваш номер телефона, войдите через Госуслуги или измените персональные данные в фонде.
  • Получить заявление об изменении персональных данных

Увеличение пенсионных накоплений

Пенсионные накопления – это Ваша будущая накопительная пенсия. Они сформированы за счёт отчислений Вашего работодателя. Узнать о текущей сумме Ваших пенсионных накоплений Вы можете на сайте Госуслуг.

Ваши пенсионные накопления:

  • застрахованы государством (по закону ФЗ-422)
  • выплачиваются по старому пенсионному возрасту
  • наследуются членами Вашей семьи (правопреемниками)

Мы предлагаем Вам значительно увеличить эти средства за счёт грамотного инвестирования и высокой доходности. Чем раньше Вы начнёте с нами работу, тем выше будет эффект.

Данный продукт наиболее актуален для граждан 1967 года рождения и моложе, у которых есть официальный стаж работы до 2014 года.

Корпоративная пенсионная программа

Корпоративная пенсионная программа – это пенсионный продукт для юридических лиц, которые желают обеспечить своим работникам дополнительный доход в старости.

Корпоративная пенсия складывается из совместных взносов работника и работодателя, и является самым оптимальным вариантом накопления:

  • работники получают 100% роста к своим отчислениям
  • работодатель – высокую лояльность коллектива, налоговую льготу и привлекательность на рынке труда.

Работники, участвующие в корпоративных пенсионных программах получают право на социальный налоговый вычет – государство возвращает им 13% от уплаченных взносов.

Если на Вашем предприятии уже действует корпоративная программа от АО «НПФ «Алмазная осень», обязательно вступите в неё. Заявления на вступление в программу принимаются в кадровых службах по месту работы.

Индивидуальный пенсионный план

Индивидуальный пенсионный план – это аналог банковского вклада, позволяющий Вам самостоятельно сформировать персональную надбавку к обычной пенсии.

Схема работы индивидуального пенсионного плана:

  1. Вы отчисляете любые взносы на Ваше усмотрение
  2. Фонд увеличивает Ваши взносы за счёт инвестирования
  3. С выходом на пенсию Вы получаете с накопленной суммы персональную надбавку к пенсии

Важно! Участники индивидуальных пенсионных планов имеют право на получение социального налогового вычета – государство вернёт Вам 13% от уплаченных Вами взносов.

Данный продукт наиболее актуален для работников предпенсионного возраста и работающих пенсионеров.

Какая у фонда доходность?

Вопрос: Какая у фонда доходность?

Ответ: АО «НПФ «Алмазная осень» входит в пятёрку самых высокодоходных фондов России. По итогам последних 10 лет (2009-2019 гг.) мы имеем следующие показатели:

  • 9,44% среднегодовая доходность по пенсионным накоплениям
  • 9,92% среднегодовая доходность по индивидуальным пенсионным планам (ИПП) и корпоративным программам

За счет чего фонд зарабатывает?

Вопрос: За счет чего фонд зарабатывает?

Ответ: АО «НПФ «Алмазная осень» инвестирует и размещает средства своих клиентов в надёжные и доходные активы – ценные бумаги и банковские депозиты. Эти активы дают доход, который ежегодно начисляется на счёта клиентов фонда.

Перечень этих активов утверждается государством (закон ФЗ-111), а инвестиционная деятельность фонда регулируется Центральным банком РФ.

Кто работает в фонде?

Вопрос: Кто работает в фонде?

Ответ: Команда фонда состоит из 72 профессионалов пенсионной индустрии. В наших рядах:

  • 1 член Совета Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ)
  • 4 кандидата наук
  • 3 специалиста с дипломом АССА по Международной финансовой отчётности
  • 21 специалист с аттестатами ФСФР
  • 2 члена Союза журналистов России

Средний возраст специалистов – 41 год, со средним опытом работы в отрасли 9 лет.

Кому принадлежит фонд?

Вопрос: Кому принадлежит фонд?

Ответ: АО «НПФ «Алмазная осень» создан в 1995 году. Основным учредителем фонда стала государственная горнорудная компания АЛРОСА, мировой лидер алмазодобычи.

С 2020 года основным акционером фонда является АО НПФ Газфонд Пенсионные накопления

Что если фонд закроется/разорится?

Вопрос: Что если фонд закроется/разорится?

Ответ: АО «НПФ «Алмазная осень» входит в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц. Администратор данной системы – госкорпорация Агентство страхования вкладов (АСВ).

Это означает, что пенсионные накопления в фонде – застрахованы государством. При ликвидации НПФ пенсионные накопления его клиентов будут переданы в ПФР.

Чем фонд лучше других?

Вопрос: Чем фонд лучше других?

Наши конкурентные преимущества:

  • Мы работаем на пенсионном рынке уже четверть века
  • Мы входим в ТОП-5 фондов по доходности (с 2015 г.)
  • Мы пережили 2 кризиса (1998 и 2008 гг.)
  • Наши выплаты одни из самых высоких в России
  • Наш фонд – восточная цитадель пенсионного рынка России
  • Мы всегда на несколько часов впереди конкурентов

Где можно подробнее ознакомиться с документацией и отчётностью фонда?

Вопрос: Где можно подробнее ознакомиться с документацией и отчётностью фонда?

Ответ: Фонд осуществляет свою деятельность в рамках законодательства РФ и обязан предоставлять на своём сайте всю необходимую документацию и отчётность в разделе «Раскрытие информации»


Если фонд заработной платы учреждения формируется в том числе за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, оно вправе формировать резервы предстоящих расходов на оплату ежегодных отпусков. Но только тех, которые оплачиваются за счет средств, полученных от указанной деятельности.

При этом должны быть соблюдены порядок и условия формирования резерва, установленные ст. 324.1 НК РФ (см. Письмо Минфина РФ от 12.12.2019 №03-03-06/3/97181).

Как рассчитать размер отчислений в резерв? Как правильно использовать сумму начисленного резерва? Что делать, если на конец года суммы начисленного резерва не хватило или, наоборот, осталась недоиспользованная сумма?

Для чего создаются резервы в целях налогообложения?

  • либо на основании п. 7 (как расходы в виде среднего заработка, сохраняемого работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ);
  • либо на основании п. 24 (в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам, осуществляемых в соответствии со ст. 324.1 НК РФ).
Создание любого резерва в налоговом учете преследует цель равномерного включения предстоящих затрат в расходы, уменьшающие облагаемую базу по налогу на прибыль.

Например, работники учреждения, задействованные в приносящей доход деятельности, идут отдыхать «неравномерно» (как правило, количество отдыхающих в летний период гораздо выше, чем в другие времена года). В этом случае размер облагаемой базы по налогу на прибыль может существенно колебаться, а в период массовых отпусков может даже образоваться убыток. Во избежание подобной ситуации и целесообразно создавать указанный резерв.

Порядок формирования резерва

  • способ резервирования;
  • предельную сумму отчислений в резерв;
  • ежемесячный процент отчислений в резерв.
Для этих целей необходимо составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков (Отпускплан), включая сумму страховых взносов с этих расходов (СВотпуск).

При этом процент отчислений в названный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда (ОТплан) вместе со страховыми взносами (СВОТ).

Расчет ежемесячного процента можно выразить формулой:

% = (Отпускплан + СВотпуск) / (ОТплан + СВОТ) х 100%.

Напомним, что взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на суммы выплат и других вознаграждений, превышающие предельную величину базы. Пенсионные взносы после того, как превышена база, взимаются по меньшему тарифу – 10% (вместо 22%).

Минфин в Письме от 08.09.2008 №03-03-06/1/511 отметил: общая величина расходов на оплату труда (ОТплан) должна включать и предполагаемую годовую сумму расходов на оплату отпусков (Отпускплан). В отсутствие других разъяснений многие авторы бухгалтерской литературы нередко ссылаются на названное письмо. Полагаем, что это не совсем верно – показатель ОТплан должен учитываться отдельно от суммы предполагаемых отпускных.

Ведь в дальнейшем при определении размера ежемесячных отчислений в резерв умножаться на процент будет сумма расходов на оплату труда без учета отпускных.

Пример. На 2020 год учреждение запланировало, что по приносящей доход деятельности расходы на оплату труда равны 6 000 000 руб., на оплату отпусков – 600 000 руб.

В 2020 году тарифы страховых взносов с фонда оплаты труда составляют: на ОПС – 22%, на ОСС – 2,9%, на ОМС – 5,1% (ст. 426 НК РФ).

Деятельность учреждения относится к первому классу профессионального риска [1] , и тариф взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 0,2% (ст. 1 Федерального закона №179-ФЗ [2] ).

Итого: общая ставка страховых взносов – 30,2% (22 + 2,9 + 5,1 + 0,2).

В учетной политике на 2020 год отражено, что предельная сумма отчислений в резерв на оплату отпусков равна предполагаемой годовой сумме на оплату отпусков плюс страховые взносы.

Расчет (смета) резерва на оплату отпусков на 2020 год

Сумма страховых взносов с предполагаемой суммы отпускных за год

(строка 1 + строка 2)

Предполагаемая сумма расходов на оплату труда за год

Сумма страховых взносов с предполагаемой суммы расходов на оплату труда за год

Предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда с учетом страховых взносов

(строка 4 + строка 5)

Процент ежемесячных отчислений в резерв

((строка 3 / строка 6) x 100%)

Нужно следить, чтобы сумма резерва, накопленного нарастающим итогом с начала года, не превысила предельную сумму, установленную в учетной политике. Если это произойдет, то в следующем месяце отчисления в резерв не производятся.

Воспользуемся данными примера 1.

В 2020 году ежемесячные отчисления в резерв составят:

Фактические расходы на оплату труда (без учета отпускных), руб.

(графа 2 x 30,2%)

((графа 2 + графа 3) x 10%)

Сумма резерва на конец месяца, руб.

Таким образом, в расходах на оплату труда будут учтены суммы начисленного резерва (нарастающим итогом):

– за I квартал – 195 300 руб.;

– за полугодие – 390 600 руб.;

– за девять месяцев – 540 330 руб.;

– за год – 781 200руб.

В соответствии с п. 24 ст. 255 НК РФ отчисления в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков включаются в состав расходов на оплату труда.

В случае создания налогоплательщиком резерва суммы фактически осуществленных затрат с учетом расходов на начисление страховых взносов необходимо списывать за счет указанного резерва (см. Письмо Минфина РФ от 01.04.2013 №03-03-06/2/10401).

Иными словами, учреждение будет уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль на сумму отчислений в резерв, рассчитанную на основании сметы, а не на сумму отпускных, начисленных по факту.

Итак, создание любого резерва в налоговом учете преследует цель равномерного включения предстоящих затрат в расходы, уменьшающие облагаемую базу. При этом если значительная часть отпусков приходится на лето, то резервирование помогает сэкономить на налоге на прибыль в первой половине года, ведь часть отпускных будет учтена в расходах до того, как они фактически выплачены.

Определим выгоду от создания резерва на оплату отпусков, сравнив ситуацию из примера 2 с ситуацией, когда резерв не создавался, а отпускные в течение года были начислены в размере 600 000 руб., в том числе за июнь – 100 000 руб., за июль – 300 000 руб., за август – 200 000 руб.

– за I квартал – 0 руб.;

– за полугодие – 130 200 руб. (100 000 руб. + 100 000 руб. х 30,2%);

– за девять месяцев – 781 200 руб. ((300 000 руб. + 300 000 руб. х 30,2%) + (200 000 руб. + 200 000 руб. х 30,2%) + 130 200 руб.);

– за год – 781 200 руб.

«Отпускные» расходы*, уменьшающие налоговую базу

Разница, возникающая между двумя налоговыми базами**

(графа 2 - графа 3)

Разница между суммами авансовых платежей по итогам отчетного (налогового) периода* * *

(графа 4 х 20 %)

**Здесь сравниваются базы по налогу на прибыль при создании резерва на оплату отпусков и без создания такового. Разница образуется «внутри» года, а по итогу года она равна нулю. Это связано с тем, что всего и в том, и в другом случае «отпускные» расходы были учтены в одной и той же сумме, только разными способами.

* * *В данном случае отпуск пришелся на июнь – август, что привело к экономии при уплате авансовых платежей по итогам I квартала и полугодия.

В конце года не забудьте провести инвентаризацию резерва

– сумма, фактически перечисленная работникам в счет оплаты ежегодного отпуска, превышает сумму резерва;

– сумма резерва, отнесенная на расходы, окажется больше фактических затрат.

Это происходит потому, что в течение года за счет резерва налогоплательщик учитывает предполагаемые, а не действительные затраты на оплату отпусков. При этом численность работников в течение года может меняться (одни уволились, другие приняты). Напомним, что по истечении шести месяцев непрерывной работы у последних возникает право на отпуск (ст. 122 ТК РФ).

Кроме того, в расчет сумм ежемесячных отчислений в резерв включается зарплата вновь принятых работников, а размер процента остается неизменным.

Какие дополнительные расчеты необходимо сделать бухгалтеру по ее результатам инвентаризации?

При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических затрат на оплату отпусков и, соответственно, сумму страховых взносов, по которым ранее не создавался указанный резерв (абз. 3 п. 3 ст. 324.1 НК РФ).

Воспользуемся данными примера 2 и предположим, что работники учреждения находились в отпусках с июня по август и за этот период им были начислены отпускные в размере не 600 000 руб., как планировалось, а 650 000 руб., страховые взносы на эти отпускные (30,2 %) – 196 300 руб.

В конце года по результатам инвентаризации резерва было обнаружено, что сумма, фактически перечисленная работникам в счет оплаты ежегодного отпуска, превышает величину резерва, то есть средств фактически начисленного резерва недостаточно. Поэтому сумма 65 100 руб. (650 000 + 196 300 - 781 200) подлежит включению в расходы на оплату труда.

Недоиспользованныесуммы резерва на последнее число текущего налогового периода подлежат обязательному включению в состав налоговой базы этого периода (абз. 2 п. 3 ст. 324.1 НК РФ). На основании п. 7 ст. 250 НК РФ данные суммы отражаются в составе внереализационных доходов.

Воспользуемся данными примера 2 и предположим, что работники учреждения находились в отпусках с июня по август и за этот период им были начислены отпускные в размере не 600 000 руб., как планировалось, а 520 000 руб., страховые взносы на эти отпускные (30,2%) – 157 040 руб.

В конце года по результатам инвентаризации резерва было обнаружено, что остался недоиспользованный резерв в размере 104 160 руб. (781 200 - 520 000 - 157 040). Эта сумма подлежит включению во внереализационные доходы.

Пунктом 5 ст. 324.1 НК РФ установлено: сумма остатка указанного резерва на конец года включается для целей налогообложения в состав внереализационных доходов текущего налогового периода в случае, если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.

Перенос остатка недоиспользованного резерва на следующий год

Если учреждение не меняет учетную политику в отношении создания резерва на оплату отпусков на следующий налоговый период, то на конец отчетного налогового периода оно может иметь определенный результатами инвентаризации остаток недоиспользованного резерва (Письмо Минфина РФ от 11.01.2013 №03-03-06/1/4, Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2005 №14295/04).

На основании п. 4 ст. 324.1 НК РФ резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя:

– из количества дней неиспользованного отпуска;

– из среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка);

– из обязательных отчислений страховых взносов.

Таким образом, при проведении инвентаризации резерва на оплату отпусков следует учитывать планируемое количество дней отпуска в расчете за год, которое сравнивается с фактически использованными днями отпуска за год (см. письма Минфина РФ от 02.09.2014 №03-03-06/1/43925, от 28.10.2013 №03-03-06/1/45507, от 11.01.2013 №03-03-06/1/4).

Неиспользованные дни отпуска за конкретный календарный год могут быть определены только по состоянию на последний день календарного года. Таким образом, уточнение резерва предстоящих расходов на оплату отпусков в течение налогового периода (на конец каждого отчетного периода) не производится.

Если по итогам инвентаризации сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска (определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года) (НО) превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года (ОНР), то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда.

То есть если НО > ОНР, то разница = расходы на оплату труда.

Воспользуемся данными примера 5, согласно которому сумма недоиспользованного резерва составила 104 160 руб. При этом учреждение планирует создание резерва на следующий год.

Сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска – 90 000 руб. (3 чел. х 1 500 руб. x (28 - 8) кал. дн.). Вместе со страховыми взносами она составит 117 180 руб. (90 000 руб. + 90 000 руб. х 30,2%).

Таким образом, НО (117 180 руб.) > ОНР (104 160 руб.). Разница в размере 13 020 руб. (117 180 - 104 160) будет учтена в расходах на оплату труда.

Остаток резерва, который переходит на следующий год, составит 117 180 руб.

Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов.

То есть если НО 📌 Реклама

Таким образом, НО (78 120 руб.) 📌 Реклама

Если такие резервы учреждением сформированы и принятый им способ резервирования отражен в учетной политике для целей налогообложения, то расходы в виде отчислений в указанные резервы учитываются при формировании базы по налогу на прибыль организаций в составе расходов на оплату труда в порядке, установленном ст. 324.1 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 12.12.2019 №03-03-06/3/97181).

Создание указанного резерва в налоговом учете целесообразно, если основная доля «отпускных» расходов приходится на вторую половину года. В этом случае можно уменьшить налоговую базу первых отчетных периодов и, соответственно, уменьшить размер авансовых платежей, уплачиваемых по итогам названных периодов.

Читайте также: