Решение госдумы о повышении пенсионного возраста

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Пенсионный возраст является одной из самых болезненных и обсуждаемых тем в России с 2018 года, когда в стране была принята реформа о повышении возраста граждан, который позволяет уйти на заслуженный отдых. Что будет с пенсионным возрастом в 2021 году — ожидать ли его снижения на фоне пандемии коронавируса, объяснили эксперты.

Почему в России ждут снижения пенсионного возраста

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Из-за подобных обстоятельств в Сети поползли слухи о том, что власти задумались о временной отмене реализации реформы, связанной с повышением пенсионного возраста: безработных якобы собрались отправить на пенсию, чтобы снизить нагрузку на центры занятости в условиях кризиса в стране.

Также причиной «ожидания» стали первые итоги реформы, реализация которой началась 2 года назад: финансовая нагрузка на Пенсионный Фонд не снизилась, и благосостояние пенсионеров не улучшилось, хотя изначально именно эти два фактора были решающими при принятии решения властью о повышении пенсионного возраста.

В Сети граждане страны в 2020 году создавали петиции и обращения к власти с просьбами пересмотреть отношение к пенсионному возрасту. Аргументы остались такими же, как и в 2018 году, когда жители страны оказались против реформы: женщины и мужчины в России не готовы трудиться до 60 и 65 лет, так как условия их жизни не позволяют поддерживать здоровье и трудоспособность на должном уровне.

Будет ли снижен пенсионный возраст в России в 2021 году

Вопрос о снижении пенсионного возраста в России в 2021 году в Сети назвали практически решенным: якобы в правительстве готовы прислушаться к гражданам, а потому пересмотрят решения «прошлого».

Но официально власти категорически опровергли данную информацию: реализация реформы будет продолжаться в условиях пандемии, кризиса, возможного конца света и других обстоятельств. Смягчение закона допустимо, но полная отмена планируемого повышения пенсионного возраста категорически невозможна.

Что будет с пенсионным возрастом в России в 2021 году: кто уйдет на пенсию по закону

Пенсионный возраст в России в 2028 году достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, как и было запланировано законом. Пока повышение проходит постепенно, чтобы гражданам было легче переживать обстоятельства, в которых им до пенсии оставалось всего ничего, а поработать придется год-два «лишних».

В 2021 году пройдет очередная ступень постепенного повышения пенсионного возраста: женщин на заслуженный отдых отпустят только тех, которые достигли возраста 56,5 лет, а мужчин в 61,5 года.

При этом эксперты предполагают, что пенсионеров будет гораздо больше, чем изначально предполагалось реформой, так как свои коррективы в планы власти внесла пандемия коронавируса. Правда, для получения права на досрочную пенсию им придется предъявить документ из центра занятости о том, что работы в регионе проживания для отдельного жителя, действительно, нет.

Кому положен досрочный выход на пенсию в 2021 году

Расширение списка тех граждан, которые могут уйти на пенсию досрочно, — это и была реакция власти на призыв народа о снижении пенсионного возраста. С 2021 года право на выход на пенсию не в установленном законом возрасте, а раньше, будут иметь:

предпенсионеры, оставшиеся без работы за два года «официального» выхода на пенсию;
люди, работающие на тяжелом или опасном для здоровья производстве и занятые в социально-значимых сферах, например, в медицине или образовании, но имеющие определенное количество наработанного трудового стажа;
многодетные матери, имеющие стаж не менее 15 лет.

Право на досрочную пенсию закрепили за теми гражданами, которые имеют трудовой стаж не менее 37 и 42 лет для женщин и мужчин соответственно. Предпенсионеры имеют право претендовать на выход на пенсию, если их стаж работы оставляет не менее 20 и 25 лет (женщины и мужчины).

Что же касается многодетных матерей, у которых есть необходимое количество наработанного стажа, то им пенсионный возраст сократят на один год за каждого ребенка, независимо от его возраста.

Краткое содержание:

Пенсионная реформа в России, принятая в 2018 году, за два года так и не получила полноценной поддержки у населения страны. В условиях экономического кризиса, разразившегося из-за эпидемии, депутаты рассматривают вопрос о возвращении к прежнему пенсионному возрасту, что значительно облегчило бы жизнь предпенсионеров, массово остающихся без рабы в разгар эпидемии в 2020 году.

Депутаты рассматривают вариант возвращения старого пенсионного возраста в России в 2020 году

Новая пенсионная реформа предполагает повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет и для мужчин с 60 до 65 лет соответственно. Чтобы жители страны привыкли к изменениям, реализация реформы по плану должна была занять 10 лет — до 2028 года включительно. В 2020 году на пенсию выйти могут женщины, достигшие возраста 55,5 лет и мужчины в 60,5 лет, т.е. отработать «лишних» по реформе придется всего полгода.

Коррективы в планы правительства внесла эпидемия коронавируса, оставившая людей зрелого возраста практически без средств к существованию. Предпенсионеров и пенсионеров массово отправляют на режим самоизоляции, и данная мера профилактики является самой эффективной защитой от дальнейшего распространения болезни.

Ввиду самоизоляции многие люди пожилого возраста остались вовсе без работы, так как далеко не все работодатели готовы «ждать» сотрудника. Помочь гражданам справиться с возникшими трудностями депутаты решили по своему — вернуть старый пенсионный возраст, чтобы «закрыть тему раз и навсегда».

С подобной инициативой выступили парламентарии от партии «Справедливая Россия». Такого же мнения придерживаются некоторые депутаты местных советов, не раз призывающие федеральное правительство рассмотреть спорную тему.

Поддержки большинства депутатов инициативы пока не имеют, но активные разговоры на данную тему вселяют надежду в россиян, которым идея трудовой деятельности до 65 лет не понравилась изначально.

Причиной отмены пенсионной реформы депутаты называют уход в отставку правительства, при котором и началась реализация новой программы. С помощью новых законодательных инициатив власть может вернуть доверие населения страны, считают парламентарии.


Экономисты предлагают плавающий пенсионный возраст в России

Специалисты из Высшей школы экономики предлагают законодательным образом закрепить в стране совершенно новую систему пенсионного обеспечения, которую используют во многих европейских странах. «Плавающий» пенсионный возраст предполагает выход на пенсию каждого гражданина страны сугубо по его личному желанию.

Система работает эффективно в западных странах. Нижний порог пенсионного возраста устанавливается государством, но он не обязывает человека отправляться на заслуженный отдых. Если стажа недостаточно или пенсионные отчисления в последнее время оставляют желать лучшего, будущий пенсионер продолжает свою трудовую деятельность, чтобы получать повышенную пенсию.

Такая модель пенсионного законодательства позволит установить в обществе некую справедливость, о потере которой жители говорили на митингах после принятия пенсионной реформы 2018 года. Те, кто боится не доработать до пенсии из-за состояния здоровья, на заслуженный отдых уйти смогут раньше. Те же, кто чувствуют в себе силы и возможности, трудиться будут гораздо дольше, чем установлено законом.

Безработные предпенсионеры могут выйти на пенсию досрочно

Пока в правительстве не комментируют многочисленные предложения по изменению пенсионного законодательства в России. Реальный вопрос, который действительно рассматривает власть в условиях эпидемии, — это возможность досрочного выхода на пенсию тем предпенсионерам, которые оказались из-за режима самоизоляции безработными.

Пор закону, обратиться в Пенсионный Фонд для оформления пенсии могут жители со статусом предпенсионера, которым работать до заслуженного отдыха осталось всего два года, но они потеряли работу без возможности устроиться на новую.

Подкрепить свое право на пенсию в данном случае нужно справкой из Службы занятости, которая и рекомендует Пенсионному Фонду начислить пожилому человеку пенсию, так как работу ему найти действительно не могут.

Из-за эпидемии срок досрочного выхода на пенсию уже в 2020 году могут увеличить, и составит он после принятия соответствующего законопроекта три года.

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.


Правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предполагает повышение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет и для женщин до 63. За принятие законопроекта на пленарном заседании Госдумы проголосовали 328 депутатов, против —104, воздержавшихся не было. Против проголосовали КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». РБК следил за трансляцией заседания на сайте нижней палаты парламента.

«Рост пенсий, которого никогда не было в истории»

Все средства, полученные от повышения пенсионного возраста, пойдут на увеличение пенсий неработающим пенсионерам, сообщил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, представляя законопроект в Госдуме. По расчетам властей, благодаря реформе пенсии будут расти в среднем на 1 тыс. руб. в год, в 2019 году их размер должен превысить 15 тыс. руб. (средняя пенсия по старости на 1 января 2018 года составляла 14,2 тыс. руб.). ​«Когда я говорю «в среднем», это очень важно, потому что конкретная прибавка каждому пенсионеру будет соответствовать его пенсии, будет пропорциональный рост», — отметил Топилин. Если смягчить предложенные параметры изменения пенсионного возраста, обеспечить обещанные параметры роста пенсий не удастся, подчеркивали ранее в Минтруде.


Топилин в четверг также заявил, что к 2024 году соотношение пенсии неработающего пенсионера достигнет 200% прожиточного минимума пенсионера. По его словам, сейчас оно составляет 163–164%. При этом Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы, принятая правительством в 2012 году, ставила задачу обеспечить к 2030 году средний размер пенсии по старости на уровне не менее 250% прожиточного минимума пенсионера.

«В 2019 году индексация составит 7%. Это более чем в два раза выше, чем уровень инфляции за 2018 год. То есть будет реальный рост пенсий такой, которого никогда не было в истории Российской Федерации. Человек получит 1 тыс. руб. при средней пенсии, которая составляет 14,4 тыс. руб.», — добавил Топилин.

​«Комитет по бюджету подтверждает, что те возможности, которые предложены сегодня, то решение, которое предлагает правительство, оно реально позволяет обеспечить задачу выплаты пенсий в два раза выше темпов инфляции», — сказал глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров на пленарном заседании. Если возраст выхода на пенсию не увеличить, трансферт из федерального бюджета в Пенсионный фонд в период 2024–2026 годов только для поддержания текущего размера пенсий мог бы возрасти до 5 трлн руб., следует из заключения комитета.

«Внуки не простят»

Фракции КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» проголосовали против принятия законопроекта в первом чтении. «Не принимайте этот закон, вам дети и внуки не простят», — сказал лидер КПРФ Геннадий Зюганов на пленарном заседании в ходе выступления лидеров фракций. По его мнению, правительственный законопроект является «ударом под дых» стабильности страны.

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов заявил, что большинство россиян против повышения пенсионного возраста. «Как может та самая Государственная дума, депутатов которой избирал народ, который сейчас протестует, в том числе и у стен Думы, проголосовать за этот законопроект?» — спросил он.

Миронов добавил, что рост продолжительности жизни, на который ссылается правительство, произошел из-за снижения детской смертности, но показатель ожидаемого периода жизни на пенсии не изменился за последние полвека.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что во фракции «будут против закона голосовать». «Потому что мы проявляем солидарность с гражданами, которых обманула власть», — сказал политик.

Время для поправок

Ключевое второе чтение законопроекта о повышении пенсионного возраста состоится осенью. Спикер Госдумы Вячеслав Володин на пленарном заседании заявил, что срок принятия поправок будет продлен до 24 сентября (ранее планировалось до 18 августа). Ко второму чтению в законопроекте будут, в частности, зафиксированы параметры индексации пенсий для обеспечения их роста выше инфляции, обещал Топилин. Ко второму же чтению Минтруд представит и программу повышения квалификации для граждан предпенсионного возраста, сказал он на заседании. Правительство планирует направить на финансирование указанной программы около 5 млрд руб. ежегодно.

В текущей версии законопроекта не содержится механизма увеличения размера пенсий выше уровня инфляции, отметила Счетная палата в своем заключении.

Свои предложения по корректировке пенсионной реформы представили ранее партия «Единая Россия» и Общероссийский народный фронт. Единороссы, в частности, предложили закрепить в законодательстве понятие «предпенсионный возраст» и обязать работодателей уведомлять Роструд об увольнении пожилых сотрудников. Народный фронт, в свою очередь, выступил за увеличение переходного периода реформы в 1,5 раза, до 14 лет для мужчин и до 23 лет для женщин. А ЛДПР внесет поправку, предполагающую повышение возраста выхода на пенсию для женщин до 60 лет (вместо 63 лет), заявлял глава комитета по труду и соцполитике Ярослав Нилов.

В 2013 году пенсионный возраст, который на тот момент составлял 65 лет, привязали к средней ожидаемой продолжительности жизни. В результате к 2018 году возраст выхода на пенсию в стране составил 66 лет и четыре месяца. С 2007 года был предусмотрен ранний выход на пенсию — условиями для него были возраст не менее 55 лет и выплаты пенсионных взносов в течение 30 лет. В 2012 году действие этого правила приостановили, а в 2015 году вновь запустили, изменив условия: теперь на раннюю пенсию могут рассчитывать люди не моложе 60 лет при условии выплат взносов в течение 40 лет.

Реакция регионов

Отказаться от рассмотрения пенсионной реформы на заседании предлагал депутат от КПРФ Николай Коломейцев: он просил снять законопроект с повестки. Однако 104 депутата проголосовали за то, чтобы отклонить предложение, лишь один высказался за.


Ликвидация «разрыва»

Премьер-министр Дмитрий Медведев объявил об увеличении пенсионного возраста 14 июня, через два дня законопроект был внесен в Госдуму. Правительство предлагает увеличить возраст выхода на пенсию для мужчин на пять лет, а для женщин на восемь лет. Переходный период пенсионной реформы начнется с 2019-го и продлится до 2028 года для мужчин (десять лет) и до 2034 года для женщин (16 лет). Темп повышения составит плюс один год каждый год.

Правительство решилось на повышение пенсионного возраста из-за демографической ситуации: доля пенсионеров растет, а доля работающих граждан, за которых отчисляются взносы в пенсионную систему, сокращается. Если не повысить пенсионный возраст, разрыв между пенсионерами и работающими с каждым годом будет расти и может привести к «разбалансировке пенсионной системы вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства», предупреждал Медведев.

Согласно правительственному законопроекту пенсионный возраст будет также увеличен для педагогов, медицинских и творческих работников, имеющих право выйти на пенсию досрочно. Для этих категорий работников возраст выхода на пенсию будет повышен на восемь лет. Для граждан, работающих в районах Крайнего Севера, пенсионный возраст планируется увеличить с 55 до 60 лет для мужчин и с 50 до 58 лет для женщин.

Право на досрочные пенсии сохранится без каких-либо изменений у работников, занятых на вредном и опасном производстве, у женщин с пятью и более детьми, у пострадавших при аварии в Чернобыле и у других категорий, имеющих социальные льготы. Гражданам с большим стажем работы (40 лет для женщин и 45 — для мужчин) правительство предлагает дать возможность выйти на пенсию на два года раньше.​

С 2019 года в России повысили пенсионный возраст. Это тот возраст, с которого мужчины и женщины получают право на пенсию по старости от государства.

Раньше на пенсию по старости можно было выйти в 55 или 60 лет — даже без выслуги, льгот, троих детей и тяжелой работы. Теперь возраст повысили. Но не сразу на пять лет, а постепенно. Кому-то дали больше льгот, кто-то получит прибавку, а кто-то должен будет дольше работать.

Мы еще не рассказывали, что именно изменилось в пенсионной системе. Но уже пора, поэтому вот полный разбор основных поправок.

Главное из пенсионной реформы

Вот что нужно знать всем, кто собирается получать пенсию в России:

  1. Пенсионный возраст повысили до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.
  2. Повышение будет постепенным. Таблица по возрастам есть в статье.
  3. Право на досрочную пенсию за тяжелый и вредный труд сохранили.
  4. Многодетные матери смогут получать пенсию на три или четыре года раньше. А некоторые — с 50 лет.
  5. Женщины со стажем 37 лет и мужчины со стажем 42 года могут выйти на пенсию на два года раньше. Но только с 55 и 60 лет.
  6. Безработные предпенсионеры смогут получать пенсию досрочно по решению службы занятости.
  7. Жители Крайнего Севера выходят на пенсию на пять лет раньше остальных, но возраст им тоже повысили на пять лет. Требования к стажу не изменились, и есть переходный период.
  8. Сельские пенсионеры получат прибавку — в 2019 году она составит 1333 Р в месяц.
  9. Социальную пенсию без стажа и баллов будут платить с 65 лет женщинам и с 70 лет мужчинам. То есть на пять лет позже, чем было. Переходный период тоже действует.
  10. Учителям, врачам и артистам сохранили досрочную пенсию за выслугу, но платить ее будут с отсрочкой.
  11. Госслужащим пенсионный возраст повысят постепенно: женщинам до 63 лет, мужчинам до 65 лет.
  12. Средняя пенсия по старости будет расти на 1000 рублей каждый год. Прибавку заплатят сверх прожиточного минимума.
  13. Предпенсионерам дали льготы с учетом возраста: по налогам, наследству, пособиям, алиментам и диспансеризации.
  14. Для тех, кто вышел на пенсию до 2018 года, ничего не изменится. Дорабатывать им не нужно, а прибавку уже платят.

Что такое пенсионная реформа?

Пенсионная реформа — это изменения в правилах назначения пенсии. До 2019 года были одни условия, а с 2019 года они изменились. Основное и самое резонансное изменение в законе о пенсиях — повышение пенсионного возраста.


Пенсионный возраст — этот тот возраст, когда у любого гражданина России возникает право каждый месяц получать деньги от государства просто потому, что ему исполнилось сколько-то лет.

Пенсия по старости может быть страховой — когда накопился трудовой стаж и баллы. Еще она может быть социальной — когда стажа и баллов не хватает, но бюджет все равно будет что-то платить, чтобы поддерживать минимальный уровень жизни социально незащищенных граждан.

До 2019 года право на страховую пенсию по старости возникало в 55 лет у женщин и в 60 лет у мужчин. Это значит, что любая женщина, которой в 2018 году исполнилось 55 лет, при условии, что у нее накопилось 9 лет стажа и минимум 13,8 балла, получала право на пенсию от государства. Каждый месяц ей бы платили какую-то сумму — не меньше прожиточного минимума в регионе. Средняя пенсия по старости в 2018 году составляла 14,5 тысячи рублей. У мужчин право на такие выплаты появлялось с 60 лет.

Правительство решило повысить пенсионный возраст. Мы разобрали предпосылки для пенсионной реформы — если кратко, то в России всё больше пенсионеров, всё меньше трудящихся, уже сейчас половина денег на пенсии берется из федерального бюджета, пенсионного фонда не хватает, а тратить на пенсии нужно больше, чем Россия зарабатывает на нефти и газе.

Мы уже собирали мнения читателей по улучшению пенсионной системы и предложения, как накопить на старость без поддержки государства. Теперь посмотрим на нормы федерального закона, которые уже вступили в силу и работают.

Пенсионный возраст повысили до 60 и 65 лет, но не для всех сразу

До 2019 года право на пенсию по старости можно было получить в 55 и 60 лет, но в 2019 году уже нельзя. Если женщине в мае 2019 года исполняется 55 лет, она еще не может прийти в отделение ПФР и обратиться за назначением пенсии.

В 2019 году пенсионный возраст для женщин составляет 55,5 года, а для мужчин — 60,5 года. Та же женщина сможет обратиться за пенсией не в мае 2019 года, а в ноябре — на полгода позже.

Такой пенсионный возраст сохранят не для всех. Сейчас идет переходный период. Каждый год мужчины и женщины будут все позже получать право на пенсию по старости. Например, в 2021 году женщинам назначат пенсию уже не в 55,5, а только в 56,5 года. А в 2024 году — в 58 лет.

В итоге в 2028 году пенсионный возраст повысят окончательно. Он составит 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Первыми это повышение почувствуют те, кто родился в 1968 и 1963 году. Сейчас этим женщинам 51 год, а мужчинам 56 лет. Еще год назад они рассчитывали уйти на заслуженный отдых или получать прибавку к зарплате через пять лет, но теперь им придется отработать до пенсии еще почти десять лет.

После того, как в России стартовала пенсионная реформа, согласно которой выход на заслуженный отдых становился возможен для мужчин лишь с 65, а для женщин — только с 60 лет, группа депутатов от КПРФ и «Справедливой России» внесла в Госдуму альтернативный законопроект. Он, в частности, предполагал введение моратория на повышение возраста выхода на пенсию до 1 января 2030 года.

У совместного законопроекта коммунистов и «справороссов» сразу же появились противники. В частности, комитет Госдумы по труду и социальной политике, в подавляющем большинстве состоящий из «единороссов», заявил: «Законодательство Российской Федерации не предусматривает института „моратория“ на принятие каких-либо нормативных правовых актов». После такого вердикта судьба безусловно необходимого россиянам законопроекта была предрешена — нижняя палата российского парламента, в котором подавляющее большинство голосов принадлежит все той же партии власти, отклонила законопроект в первом же чтении.

Но это еще полбеды, гораздо страшнее другое — решение парламентариев по законопроекту КПРФ и «Справедливой России» открывает дорогу для новых «людоедских» решений по пенсионному возрасту. То есть, не исключает повышения возрастного порога выхода на пенсию.

Главный политический советник председателя ЦК КПРФ, член ЦК КПРФ Вячеслав Тетёкин оценивает этот момент как совершенно четкий и ясный сигнал.

— Это просто не укладывается в голове, — размышляет он. — С одной стороны, общество бушует в полном смысле этого слова, так как ни одно решение правительства за долгие годы не вызывало такого отторжения, как пенсионная реформа. С другой стороны, власть как бы намекает об еще одном повышении пенсионного возраста. Это свидетельствует об отсутствии элементарного здравого смысла и политического чутья у правящей группировки.

Эти ребята, видимо, считают, что они вечные, что, по аналогии с Римской империей, «рабы внизу» будут им вечно поклоняться. У меня, по крайней мере, складывается именно такое впечатление. Они до сих пор, вероятно, не понимают, что жизнь меняется буквально на глазах. Что гнев и негодование, вызванные пенсионной реформой, могут резко усилиться, стоит им только объявить об одном лишь намерении в очередной раз повысить пенсионный возраст. Что это станет началом краха этого режима.

— Ну так об этом пока никто из представителей власти и не заявляет.

— Да, они пока молчат. Хотя на самом деле любой разумный правитель, столкнувшись с мощным народным раздражением от повышения пенсионного возраста и выяснив, что эта новация не принесла никаких экономических дивидендов, а только лишь дополнительные расходы, давно бы уже, как говорится, сдал назад.

Этого, увы, не произошло. И сам факт того, что законопроект о моратории на повышение пенсионного возраста был отклонен, свидетельствует — «Единая Россия» получила абсолютно четкое указание от правительства блокировать эту инициативу. Это, в свою очередь, означает, что в умах некоторых высокопоставленных чиновников такой замысел о повышении пенсионного возраста, вне всякого сомнения, вызревает.

А ведь именно об этом несколькими месяцами ранее говорили и другие политики и экономисты.

— Высшая школа экономики, которая тесно связана с экономическим блоком кабмина, действительно, разрабатывает второй этап пенсионной реформы, — констатировал завкафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета, экс-дипломат в ФРГ, США Николай Платошкин, добавив, что пенсионный возраст, по его мнению, планируется поднять еще раз в 2024 году, когда Владимир Путин покинет пост президента.

Член президиума ЦК КПРФ, первый секретарь Московского городского комитета партии, депутат Госдумы Валерий Рашкин также отмечал, что подготовка второго этапа пенсионной реформы действительно пошла. И его задача — повысить возраст выхода на пенсию до 70 лет. Потому что первый этап пенсионной реформы не решил никаких крупных проблем. Никакого заметного роста пенсий не наблюдается, даже пресловутая прибавка по тысяче рублей к ежемесячной пенсии по итогам 2019 года фигурирует в основном в отчетах чиновников.

— В правительстве РФ создана группа, которая призвана подвести итоги первого этапа пенсионной реформы, — заявлял он. — И дать рекомендации, что делать дальше. Именно отсюда пошли утечки, что в качестве одного из вариантов рассматривается повышение пенсионного возраста до 70 лет.

Именно эту задачу, уверил Валерий Рашкин, будет настойчиво решать российское правительство. Возможно, не в 2019—2020 годах, а позже, тем не менее «артподготовка» общественного мнения уже запущена.

— Сейчас в коридорах власти, в кабинетах «единороссов», — вторил ему экономист Владислав Жуковский, — ходят устойчивые разговоры о повышении пенсионного возраста еще на три года — до 68 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. Видимо, потому, что последнее пятилетнее повышение обошлось без перекрытия федеральных трасс, решили повышать и дальше. Несколько расходясь в оценках новой планки повышения возраста выхода на пенсию, эксперты сошлись в одном — это делается для того, чтобы в идеале россияне не доживали до пенсии вообще.

В Кремле, разумеется, все это отрицают. Но много ли сейчас доверия Кремлю?

В том, что «дорожная карта» для очередного повышения пенсионного возраста составлена уже давно, твердо уверен экс-президент Национальной лиги управляющих, эксперт по работе с негосударственными пенсионными фондами Дмитрий Александров:

— Мы любим ссылаться на передовой мировой опыт, а в той же Англии, на минуточку, на пенсию выходят в 70 лет. И тоже подумывают о поднятии планки. Теперь вспомните, какие цифры по новому возрасту выхода на пенсию заявлялись изначально? Полагаю, будут пересмотрены категории «досрочников», пока еще имеющих право выйти на заслуженный отдых раньше основной массы работающих. Кроме того, думаю, будет затронут один нюанс, существующий еще со сталинских времен: работники сферы сельского хозяйства имеют некоторые льготы по отчислениям в Пенсионный фонд, а пенсию получают не меньшую, чем горожане. Так что здесь тоже следует в перспективе ждать секвестирования.

Также Дмитрий Александров допустил вероятность перераспределения средств фондов обязательного медицинского и социального страхования, чтобы они оказывались, так сказать, в одном котле.

На этом фоне все принимаемые новым правительством Мишустина решения идеально укладываются в паззл под названием «Пенсионная реформа 2.0».

Во-первых, новый премьер-министр уже дал кабинету министров поручение провести ревизию расходов бюджета на этот год, чтобы перенаправить средства на проекты, которые обозначены в послании президента Федеральному собранию. Так что вполне можно предположить, что по итогам этой работы будет предложено секвестировать те самые льготы по отчислениям в Пенсионный фонд для тружеников села.

Во-вторых, кабинет министров вернулся к вопросу снижения уплачиваемых работодателями страховых взносов с нынешних 30% до 23−25%.

«Но причем же тут пенсионная реформа? — зададутся вопросом ура-патриоты. — Ведь это делается для „обеления“ российской экономики и снижения нагрузки на бизнес-сообщество. Которое, кстати, не дождалось этого от правительства Медведева, обсуждавшего такой налоговый маневр в 2017—2018 годах взамен на повышение НДС с 18 до 22%». А при том, заочно отвечает им Владислав Жуковский.

— Типичный «единоросс» Михаил Мишустин ничем от Дмитрия Медведева не отличается, о чем он сам и заявлял, — напоминает эксперт. — Тихий и покорный аппаратчик, он будет подавать в нужном власти ракурсе анонсы о жалких подачках населению, создавать видимость заботы государства о народе.

— А снижение отчислений в фонд социального страхования — это разве только видимость заботы о народе. Некоторые эксперты уверяют, что такой шаг в теории позволит гражданам выйти из «тени» и вообще оживит стагнирующий потребительский спрос, положительно отразившись на всей нашей экономике в целом.

— Это будет, мягко выражаясь, просто конец. Мы все прекрасно понимаем — если власть неустанно говорит, что пенсионный возраст повышать не планируется, он обязательно будет повышен. Если власть говорит, что пенсионные накопления у людей никто отбирать не собирается, они обязательно будут конфискованы. То же самое и со страховыми взносами. Если сказали, что собираются понижать, значит, в итоге их обязательно повысят и льготы отберут. Потому что зачем их понижать, предварительно подняв пенсионный возраст? Ведь можно было сделать все гораздо проще — обойтись без повышения и просто ввести если не прогрессивную, то хотя бы плоскую шкалу для людей с высокими доходами, а для людей с доходами ниже среднего уровня ее просто снизить.

С Владиславом Жуковским соглашается и доктор экономических наук Андрей Гудков, утверждая, что если это будет сделано, то вся система социального страхования попросту будет угроблена. Снижение планки страховых взносов, уверяет он, приведет к снижению зарплаты за счет перекладывания страховых взносов с работодателя на работника. «Это классический либеральная обманка, которую они уже не раз применяли. Это может обернуться очень нехорошими вещами. В первую очередь это обернется тем, что данные обещания при повышении пенсионного возраста — добавлять неработающим пенсионерам по 1000 рублей в год — невозможно будет выполнить», — резюмировал он, отметив, что в результате зарплаты трудящихся могут даже уменьшиться.

Однако наивно предполагать, что опытные стратеги, окопавшиеся в башнях Кремля, не готовятся к подобному варианту развития событий.

Вспомним, одним из первых распоряжений Михаила Мишустина на посту главы российского кабмина стало установление надбавки в размере 100% от оклада сотрудникам МВД, Росгвардии и военным, «участвующим в охране общественного порядка» работающих в Москве, Петербурге, а также в Московской и Ленинградской областях. То, что именно в этих регионах массовые протесты и митинги наиболее опасны для нынешней власти, конечно же, чистой воды совпадение.

Не стоит также сбрасывать со счетов и грядущие поправки в Конституцию РФ. Ко второму чтению в пакете по ним появилась новация о предоставлении всем бывшим президентам России пожизненного статуса сенатора Совета Федерации. Это позволит известнейшему российскому политический тандему остаться во власти. А в совокупности с предполагаемым учреждением Госсовета как контролирующего органа власти и перераспределением полномочий между сенатом и президентом, приобрести возможность определять приоритеты российской внутренней политики на долгие и долгие годы без оглядки на мнение населения.

Вот что главное, а не нормы об индексации пенсий и уровня МРОТ не ниже прожиточного минимума. Эти, по сути, абсолютно декларативные нормы используются властью лишь для того, чтобы, как говорится, «пипл схавал» и не поперхнулся.

Читайте также: