Решения экономического суда снг в области пенсионного обеспечения

Город принятия

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ № 01-1/6-04
(Минск, 7 апреля 2005 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:

председательствующего - председателя Экономического Суда Керимбаевой А.Ш.,

судей Экономического Суда: Абдуллоева Ф., Жолдыбаева С.Ж., Жороева К., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н., Симоняна Г.В.,

при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,

с участием Генерального советника Экономического Суда Павловой Л.В.,

представителя Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств Вежновца В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета СНГ о толковании,

Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Основанием для запроса послужило заявление гражданки Туркменистана Мыкыртычян А.С. о том, что при назначении пенсии по возрасту не был учтен стаж ее работы до 1989 года в Азербайджанской ССР.

Исполнительный комитет СНГ просит разъяснить, должны ли государства-участники Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывать трудовой стаж, приобретенный ими на территории государств, входивших в состав СССР и в последующем не ставших участниками вышеуказанного Соглашения.

Заслушав судью-докладчика Жолдыбаева С.Ж., представителя Исполнительного комитета СНГ Вежновца В.Н., обсудив заключение Генерального советника Павловой Л.В. и изучив имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд пришел к следующим выводам.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения подписано 13 марта 1992 года Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной и вступило в силу с момента подписания. Республика Молдова при подписании Соглашения сделала оговорку о том, что вопросы пенсионного обеспечения граждан будут регулироваться в рамках двусторонних соглашений. Азербайджанская Республика и Грузия не подписали указанное Соглашение.

Данное Соглашение по своему характеру является рамочным, устанавливающим принципы пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества.

Соглашение, как следует из его названия и преамбулы, имеет целью выполнение имеющихся у государств-участников Содружества обязательств "в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик в период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения". Такие обязательства основываются как на Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года (статья 2), так и на международных договорах, заключенных СССР по вопросам пенсионного обеспечения.

Соглашение от 13 марта 1992 года устанавливает приоритет национального законодательства в области пенсионного обеспечения. Это вытекает из статьи 1 данного Соглашения, определяющей, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а также из положения преамбулы Соглашения о непосредственной ответственности каждого государства-участника Содружества за пенсионное обеспечение своих граждан.

В качестве гарантии права граждан государств-участников Содружества на пенсионное обеспечение в пункте 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года закреплена норма, согласно которой "для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого их этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения".

Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств-участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства-участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года. Указанные положения различаются по их действию в территориальной, субъектной и временной сферах.

По мнению Суда, действие первого положения, касающегося учета трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государства-участника Соглашения, ограничивается только территориями государств-участников Соглашения. Это согласуется со статьей 29 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, устанавливающей обязательную силу договора для каждого участника в отношении всей его территории, и статьей 34, закрепляющей, что договор не создает обязательств или прав для третьего государства без его на то согласия.

В качестве субъектов толкуемого Соглашения выступают как государства-участники Соглашения, так и государства-участники Содружества.

Из смысла пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года, рассматриваемого в контексте с преамбулой и другими статьями Соглашения, вытекает, что правило пункта 2 действует в полном объеме только в отношении государств-участников Соглашения и их граждан. Временные рамки действия Соглашения для этих субъектов определены статьями 12 и 13, согласно которым Соглашение вступает в силу с момента его подписания каждым из государств-участников и действует до выхода государств из Соглашения путем письменного уведомления депозитария о его денонсации.

Что касается государств-участников Содружества, то в соответствии со статьями 9, 10, 11 Соглашения от 13 марта 1992 года указанные государства должны рассматривать вопросы, не урегулированные Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров; информировать друг друга о действующем пенсионном законодательстве, последующих его изменениях; осуществлять необходимые меры по установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера; принимать на своих территориях без легализации необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества и государств, входивших в состав СССР до 1 декабря 1991 года.

Экономический Суд отмечает, что при назначении пенсии гражданам всех государств-участников Содружества, в том числе не ставших участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный ими за время трудовой деятельности на территории государств, входивших в состав СССР. При этом трудовой стаж граждан исчисляется с учетом конкретных временных рамок, установленных законодательством государств-участников Содружества или двусторонними международными договорами.

Вывод Суда подтверждается положениями преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года, нормами пенсионного законодательства государств-участников Содружества и их двусторонними международными договорами.

Как следует из преамбулы, государства-участники Соглашения при его подписании руководствовались статьями 2 и 4 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года. Так, в соответствии со статьей 2 указанного Соглашения Договаривающиеся Стороны гарантируют своим гражданам, а также гражданам других сторон и лицам без гражданства, проживающим на их территории, независимо от национальной принадлежности или иных различий, гражданские, политические, социальные, экономические, культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.

Протокол от 21 декабря 1991 года к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанный Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Казахстан, Российской Федерацией, Республикой Узбекистан, Республикой Кыргызстан, Республикой Таджикистан, Республикой Беларусь, Республикой Молдова, Туркменистаном и Украиной, а также Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 года, принятая ими, закрепили статус государств как участников Содружества Независимых Государств, а также их приверженность целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств. Это касается и Грузии, которая присоединилась к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств 3 декабря 1993 года.

Следовательно, Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года было принято с целью реализации статьи 2 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года.

В преамбуле Соглашения от 13 марта 1992 года подчеркивается особый статус нетрудоспособных лиц в отношении прав на пенсионное обеспечение, которые они приобрели на территории государств-участников Содружества или территориях других республик за период их вхождения в СССР и реализуют на территории государств-участников Соглашения. Пенсионное обеспечение таких лиц рассматривается как обязательство всех государств-участников Содружества.

Указанное положение преамбулы нашло свое закрепление в законодательстве и двусторонних международных договорах государств-участников Содружества и в том числе государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года (Азербайджанская Республика, Грузия), либо применяющих его с учетом оговорки (Республика Молдова).

В соответствии со статьей 70 Закона Азербайджанской Республики "О пенсионном обеспечении граждан" от 23 сентября 1992 года с последующими изменениями и дополнениями в случаях, когда для назначения пенсии требуется определенный стаж, период работы граждан на территории бывшего СССР до 1 января 1992 года включается в стаж работы на общих основаниях.

В статье 3 Соглашения между Правительством Украины и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 28 июля 1995 года предусматривается, что при установлении права на пенсию, в том числе на льготных условиях и за выслугу лет, сохраняется трудовой стаж, приобретенный на территории Украины или Азербайджанской Республики, а также государств, которые входили ранее в состав СССР до 1 января 1992 года.

На запрос Экономического Суда СНГ Министерство труда и социальной защиты Республики Молдова сообщило, что аналогичные положения содержатся в Соглашении между Азербайджанской Республикой и Республикой Молдова.

Согласно статье 3 Закона Республики Молдова "О пенсиях государственного социального страхования" от 14 октября 1998 года положения соглашений о пенсионном обеспечении между Республикой Молдова и другими государствами применяются лишь в случае, если они содержат иные, чем предусмотренные Законом, нормы.

По информации Министерства труда и социальной защиты Республики Молдова, для установления права на пенсию в республике учитывается трудовой стаж, приобретенный гражданами на территориях государств, ранее входивших в состав СССР. С момента установления Республикой Молдова государственного суверенитета, то есть после 27 августа 1991 года, учитывается только трудовой стаж, приобретенный на территориях государств, с которыми Республика Молдова подписала двусторонние договоры, а именно с Азербайджанской Республикой, Республикой Беларусь, Российской Федерацией, Республикой Узбекистан и Украиной.

Экономический Суд констатирует, что законодательные и иные нормативные правовые акты государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года содержат правила, обеспечивающие применение в полном объеме в отношении граждан этих государств положения пункта 2 статьи 6, касающегося учета трудового стажа, приобретенного ими в период трудовой деятельности на территории государств-участников Соглашения, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Так, в Республике Армения данное положение закреплено в Постановлении Правительства Республики Армения от 29 мая 2003 года № 793-Н.

В пункте 5 статьи 8 Закона Кыргызской Республики "О государственном пенсионном социальном страховании" от 21 июля 1997 года предусматривается, что лицам, прибывшим в Кыргызскую Республику из государств-участников Содружества Независимых Государств, в трудовой стаж засчитываются периоды их трудовой деятельности, выработанные на территории любого из этих государств до 31 декабря 1995 года, при условии уплаты страховых взносов по месту прежнего жительства. Пенсия за выслугу лет Законом не предусмотрена.

В отличие от законодательных актов вышеупомянутых государств-участников Соглашения Закон Туркменистана "О пенсиях" от 17 июля 1998 года № 295-1 не содержит положений, касающихся условий назначения пенсии и исчисления трудового стажа для граждан, осуществлявших трудовую деятельность в период их проживания на территории любой из республик СССР. Согласно пункту 2 статьи 35 назначение пенсии лицам, прибывшим на постоянное место жительства в Туркменистан, определяется Кабинетом Министров Туркменистана.

Экономический Суд считает, что отсутствие в Законе Туркменистана "О пенсиях" норм, имплементирующих пункт 2 статьи 6 Соглашения, не исключает их обязательности для Туркменистана. Об этом свидетельствует статья 3 данного Закона, устанавливающая, что "если международным договором Туркменистана предусмотрены иные положения, чем содержащиеся в настоящем Законе, то применяются положения международных договоров".

Приоритетность правил международного договора в области пенсионного обеспечения перед нормами национального законодательства закрепляется в статье 1 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" от 17 апреля 1992 года с последующими дополнениями и изменениями, в статье 2 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года, в статье 3 Закона Республики Молдова "О пенсиях государственного социального страхования" от 14 октября 1998 года, в статье 3 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" от 20 июня 1997 года, в статье 1 Закона Кыргызской Республики "О государственном пенсионном социальном страховании" от 21 июля 1997 года, в статье 6 Закона Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан" от 3 сентября 1993 года, в пункте 2 статьи 1 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года.

В сообщении Министерства социальной защиты населения Российской Федерации

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

от 20 января 2000 года N 01-1/5-99

Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:

председательствующего - и.о.Председателя Экономического Суда Симоняна Г.В.,

судей Экономического Суда Апостола Д.Д., Вылкова И.К., Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Сарсенбаева А.О., Толибова Х.,

при секретаре Медведевой Т.Е.,

c участием Генерального советника Экономического Суда Прониной М.Г.,

представителя Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств Стаховского С.Ю. и представителя Министерства обороны Российской Федерации Карпова И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств о толковании, установил:

Совет министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании применения пункта 1 статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года. В обоснование запроса Совет министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств указал на неоднозначное толкование государственными органами применения пункта 1 статьи 2 Соглашения при исчислении выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, проходившим ранее военную службу на территориях бывших союзных республик СССР. Разногласия касаются, в частности, вопроса о том, законодательство какого государства - места проживания военнослужащего (и, следовательно, назначения пенсии) либо места службы должно применяться при льготном исчислении выслуги лет:

1) военнослужащим за период службы в Вооруженных Силах СССР на территориях бывших союзных республик и уволенных из Вооруженных Сил СССР;

2) военнослужащим, проходившим службу в другом государстве и переведенным для продолжения службы в вооруженные силы государства по новому месту жительства и уволенных из указанных вооруженных сил. При этом ставится вопрос о возможности применения законодательства государства-участника по месту службы военнослужащего (а именно Республики Казахстан), если оно устанавливает основание для льготного исчисления выслуги лет, которое не было предусмотрено законодательством бывшего Союза ССР, в период действия которого проходил службу военнослужащий.

Заслушав судью-докладчика Апостола Д.Д., представителя Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств Стаховского С.Ю. и представителя Министерства обороны Российской Федерации Карпова И.Г., обсудив заключение Генерального советника Экономического Суда Прониной М.Г., исследовав имеющиеся в деле документы, Экономический Суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 31 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, толкование пункта 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года следует осуществлять исходя из обычного значения содержащихся в нем терминов в их контексте, охватывающем не только текст указанного Соглашения, но и иных взаимосвязанных с ним соглашений.

С этих позиций толкуемое Соглашение от 15 мая 1992 года является специальным Соглашением, заключение которого было предусмотрено статьей 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, установившим ряд общих принципов пенсионного обеспечения граждан, осуществление такого обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают, учет трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников Соглашения, для установления права на пенсию и др. При этом государства-участники Соглашения от 13 марта 1992 года исходили из признания того, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

Соглашение от 15 мая 1992 года основывалось также на Соглашении между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года.

Принципы сотрудничества государств-участников указанных выше соглашений по существу были закреплены и конкретизированы в заключенном 15 мая 1992 года специальном Соглашении о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих.

При решении вопросов, касающихся социальных и правовых гарантий военнослужащих, в том числе их пенсионного обеспечения, государствами учитывалось право военнослужащих перевестись для прохождение военной службы или уволиться в запас (отставку) из одного государства Содружества в другое. Кроме того, Соглашение от 14 февраля 1992 года закрепляло за военнослужащими право сохранять гражданство государства-участника Содружества, которое они имели до призыва (поступления) на военную службу, и после увольнения с военной службы право принимать гражданство государства пребывания, остаться на постоянное жительство на его территории или избрать другое место жительства. Реализация указанных выше прав никакими временными рамками не ограничивалась и продолжается в настоящее время.

Соглашение от 15 мая 1992 года вступило в силу с момента подписания его государствами: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан, Украиной. 5 сентября 1994 года к Соглашению присоединился Туркменистан. Не подписано Соглашение Азербайджанской Республикой и Грузией.

Закрепив в статье 1 общий принцип пенсионного обеспечения военнослужащих на условиях, по нормам и в порядке, предусмотренных законодательством государства, на территории которого проживают военнослужащие, Соглашение в статье 2 установило: "В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу". Таким образом, Соглашение установило обязанность государства-участника, осуществляющего назначение военнослужащему пенсии, не только зачислять в выслугу лет его службу в другом государстве, но и применять при этом законодательство этого государства.

Если же законодательство государства, в котором военнослужащий проходил службу, устанавливает льготный порядок исчисления выслуги лет за период службы в этом государстве, органы государства по месту жительства военнослужащего должны произвести соответствующее исчисление.

Проведенный Экономическим Судом анализ законодательства бывшего Союза ССР, а также законодательств государств-участников Соглашения от 15 мая 1992 года (Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и других), принятого после создания вооруженных сил этих государств, показывает, что нормативные акты ряда государств устанавливают льготный порядок исчисления выслуги лет военнослужащим, проходившим службу в составе Вооруженных Сил бывшего Союза ССР на территории союзных республик, входивших в состав СССР, в особых условиях, в частности, в отдаленных, высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями, что соответствует требованиям международной договоренности государств, закрепленной в Соглашении от 15 мая 1992 года.

Вместе с тем Закон Республики Казахстан о социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне от 18 декабря 1992 года, вступивший в силу с 1 января 1993 года, установил новое основание для льготного исчисления выслуги лет, которое законодательством бывшего Союза ССР не предусматривалось - служба на территориях, пострадавших от воздействия ядерных испытаний в период с 29 августа 1949 года по 1 января 1992 года. При этом служба с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года засчитывается в выслугу лет в тройном размере, а с 6 июля 1963 года по 1 января 1992 года - в полуторном размере.

Статья 2 упомянутого Закона, кроме того, устанавливает, что "граждане, выехавшие из указанных районов и городов на другое место жительства, подпадающие под действие настоящего Закона и проживающие за пределами территории Республики Казахстан, пользуются льготами, предусмотренными настоящим Законом в соответствии с межгосударственными соглашениями", а статья 21 Закона предусматривает распространение его действия на основании международных соглашений и на иностранных граждан. Таким межгосударственным соглашением является толкуемое Соглашение от 15 мая 1992 года.

Статья 2 Соглашения от 15 мая 1992 года содержит лишь общую ссылку на законодательство государства места службы независимо от сроков его принятия. В период подписания государствами-участниками Содружества упомянутых выше соглашений от 14 февраля 1992 года, 13 марта 1992 года и 15 мая 1992 года соответствующее законодательство во многих государствах еще не было принято.

Несмотря на то, что статья 2 Соглашения от 15 мая 1992 года не содержит прямой отсылки к законодательству бывшего Союза СССР, именно оно подлежало применению при решении соответствующих вопросов в период отсутствия национального законодательства.

Экономический Суд считает, что этот вывод подтверждается системным толкованием норм Соглашения от 15 мая 1992 года, статья 1 которого прямо указывает на применение законодательства бывшего Союза ССР до принятия государствами законодательных актов по соответствующим вопросам. Такой вывод следует и из положений статьи 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, статей 1 и 4 Соглашения о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, на которое опиралось Соглашение от 15 мая 1992 года.

Временные рамки принятия государствами соответствующих законодательных актов были определены Соглашением от 14 февраля 1992 года, статья 4 которого устанавливала, что государства-участники Содружества берут на себя обязательство в 1992 году разработать и принять взаимосогласованные законодательные акты о социальной защите военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Принятие же государствами актов по вопросам пенсионного обеспечения, льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии и т.д. фактически происходило в конце 1992 года, 1993 года и последующих годах.

Исходя из содержания части 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, Суд констатирует, что: 1) принятие 18 декабря 1992 года Республикой Казахстан Закона, устанавливающего льготное исчисление выслуги лет военнослужащим по такому основанию как служба в местностях, пострадавших от воздействия ядерных испытаний в период с 29 августа 1949 года по 1 января 1992 года, влечет обязательство государств-участников Соглашения от 15 мая 1992 года применять указанный выше Закон при исчислении выслуги лет военнослужащим, служившим в указанный период на территории, подвергшейся воздействиям ядерных испытаний, и уволившимся из вооруженных сил после вступления в силу указанного Закона; 2) законодательство бывшего Союза ССР, касающееся исчисления выслуги лет военнослужащих, проходивших службу на территориях бывших союзных республик, подлежало применению только при условии отсутствия законодательства государства, в котором военнослужащий проходил службу. С учетом изложенного Экономический Суд констатирует несогласованность с положениями части 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года правила части 1 статьи 7 Постановления Совета Министров Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, предусматривающего, что "служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных, высокогорных местностях и в местностях с неблагоприятными условиями на территории республик, ранее входивших в состав СССР, до введения в действие настоящего Постановления засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, установленных законодательством бывшего Союза ССР".

Указанное Постановление было принято 22 сентября 1993 года, введено в действие с 1 февраля 1993 года, когда уже действовал Закон Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года, и в силу части 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года выслуга лет военнослужащим, уволенным и реализующим право на пенсионное обеспечение после 1 января 1993 года и проходившим службу в Республике Казахстан, в том числе в указанный в законе период, подлежит исчислению на основе Закона Республики Казахстан.

Закон Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года подлежит применению к лицам, проходившим службу в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР на территории Республики Казахстан и продолжавшим служить в Вооруженных Силах Республики Казахстан после вступления в силу Закона от 18 декабря 1992 года, уволившимся из них в связи с переездом в другое государство-участник Соглашения либо переведенным на службу в вооруженные силы другого государства-участника.

Норма части 1 статьи 2 Соглашения является отсылочной. В ней идет речь о службе в вооруженных силах и других воинский формированиях, указанных в статье 1 Соглашения. Последняя распространяет установленный порядок пенсионного обеспечения на военнослужащих трех категорий вооруженных сил: 1) вооруженных сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств; 2) объединенных вооруженных сил Содружества и 3) вооруженных сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР. Следовательно, при увольнении военнослужащего после 1 января 1993 года и назначении ему пенсии по месту постоянного жительства его служба в Вооруженных Силах Республики Казахстан, а также в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных силах Содружества на территории этой республики подлежит зачету в выслугу лет по законодательству Республики Казахстан.

С учетом изложенного Экономический Суд пришел к выводу, что служба на территории Республики Казахстан, в том числе в период вхождения ее в Союз ССР, должна была засчитываться государством, назначающим пенсию, в выслугу лет военнослужащим в порядке, установленном законодательством бывшего Союза ССР, лишь в случае, если военнослужащий был уволен из вооруженных сил в период с 15 мая 1992 года по 1 января 1993 года, то есть после подписания Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств и до вступления в силу Закона Республики Казахстан о социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, от 18 декабря 1992 года.

Соглашение от 15 мая 1992 года вступило в силу с момента подписания государствами-участниками, и его действие распространяется на отношения по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из вооруженных сил после вступления Соглашения в силу.

Поэтому Экономический Суд считает, что положения части 1 статьи 2 Соглашения о порядке исчисления выслуги лет не распространяются на военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил бывшего Союза ССР.

Особые основания для льготного исчисления выслуги лет устанавливаются и законодательством других государств-участников Соглашения (в частности, Республикой Беларусь, Молдовой), которое подлежит применению при назначении пенсии военнослужащим, переведенным в вооруженные силы других государств-участников.

Соглашение от 15 мая 1992 года создает обязательства по пенсионному обеспечению военнослужащих и исчислению при этом выслуги лет за период службы в другом государстве по законодательству последнего, где военнослужащий проходил службу за период такой службы, лишь для государств, подписавших это Соглашение.

Такое обязательство не возникает между государствами-участниками Соглашения и государствами, не подписавшими Соглашение, в частности, Азербайджанской Республикой и Грузией.

У государств-участников Соглашения от 15 мая 1992 года, с одной стороны, и государств, не являющихся участниками этого Соглашения, с другой, не возникает взаимного обязательства учитывать срок службы в вооруженных силах этих государств при назначении пенсии военнослужащему.

На основании изложенного, руководствуясь пунктами 5 и 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и пунктами 143 и 148 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд решил:

дать по запросу Совета министров обороны государств - участников Содружества следующее толкование применения пункта 1 статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года:

1. При назначении государством-участником Соглашения от 15 мая 1992 года пенсии военнослужащему его служба в другом государстве-участнике Соглашения засчитывается в выслугу лет, в том числе в льготном исчислении, на основании законодательства этого другого государства, принятого как до, так и после подписания Соглашения от 15 мая 1992 года.

2. Порядок исчисления выслуги лет, определенный частью 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, применяется к военнослужащим, проходившим службу на территориях других государств-участников Соглашения от 15 мая 1992 года, в том числе в период их вхождения в состав Союза ССР, и реализующим право на пенсионное обеспечение после принятия государством места службы соответствующего законодательства.

3. Копию решения направить в Совет министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств, государствам-участникам Содружества Независимых Государств, министерствам обороны и министерствам юстиции государств-участников Содружества Независимых Государств, Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, а также для сведения в Экономический совет Содружества Независимых Государств, Межпарламентскую Ассамблею государств-участников Содружества Независимых Государств, Совет командующих Пограничными войсками государств-участников Содружества Независимых Государств.

4. Настоящее решение является окончательным и обжалованию не подлежит.

5. Решение подлежит опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.

Текст документа сверен по:
рассылка

При осуществлении толкования статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года ( 997_107 ) Экономический Суд СНГ полагает необходимым определить действие его во времени и по кругу лиц.

граждан, которые приобрели право на пенсию в соответствии с законодательством Союза ССР и реализовали его по месту жительства;

граждан, у которых право на первичное назначение пенсии возникло после вступления указанного Соглашения в силу. При этом в соответствии со статьей 6 Соглашения назначение пенсии осуществляется по месту постоянного жительства с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года ( 997_107 ), а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения, исчисление размера пенсии производится исходя из заработка (дохода) за периоды работы, засчитываемые в трудовой стаж, с учетом его адаптации к национальной валюте государства.

В качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года ( 997_107 ) закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения.

Экономический Суд СНГ отмечает, что в этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года ( 997_107 ) имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства-участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются. Анализ содержания части первой статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года позволяет Экономическому Суду СНГ сделать вывод о том, что:

статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется;

гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства (например, пенсия по возрасту, инвалидности, за выслугу лет и т.д.);

условия назначения пенсии не пересматриваются;

выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства нового места жительства.

Согласно части второй статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года ( 997_107 ) "размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения".

Для целей толкования части второй статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года ( 997_107 ), касающейся пересмотра размера пенсии, Экономический Суд СНГ руководствовался принципами, закрепленными в статье 40 Хартии социальных прав и гарантий граждан Независимых Государств ( 997_655 ) от 29 октября 1994 года, статье 1 Конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам ( 997_009 ) от 22 января 1993 года и от 7 октября 2002 года ( 997_619 ), статье 11 Соглашения от 13 марта 1992 года, а именно:

равенства граждан перед законом;

определенности содержания пенсионных прав на основании документов, принятых при назначении пенсии;

сохранения ранее приобретенных пенсионных прав.

Норма пункта 3 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года ( 997_107 ) устанавливает правило, согласно которому размер пенсии определяется из заработка (дохода) за периоды работы, засчитываемые в трудовой стаж, и применяется при первичном назначении пенсии в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года.

Имея в виду, что часть вторая статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года ( 997_107 ) содержит ссылку на пункт 3 статьи 6, эту норму следует рассматривать также и применительно к ситуации продолжения выплаты ранее назначенной пенсии исходя из заработка (дохода), указанного в решении о назначении пенсии.

При пересмотре размера пенсии в связи с переездом пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения от 13 марта 1992 года ( 997_107 ) необходимо исходить из того, что заработок (доход) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж, уже был определен при первичном назначении пенсии и, соответственно, в пенсионных делах переехавших пенсионеров имеются данные о среднем заработке (доходе).

С учетом изложенного Экономический Суд СНГ считает, что заработок (доход), исчисленный при первичном назначении пенсии, не может исключаться из расчета при пересмотре размера пенсии.

Пересмотр размера пенсии, предусмотренный частью второй статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года ( 997_107 ), не исключает право переехавшего пенсионера на увеличение размера ранее назначенной пенсии при условии предоставления им документов о размере среднего заработка (дохода) за периоды работы, определяемые по законодательству государства нового места жительства.

Изучение пенсионного законодательства государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года ( 997_107 ), информации, поступившей из государств, показало, что с момента подписания Соглашения система пенсионного обеспечения в государствах существенно изменилась - в ряде государств введена система индивидуального накопления для выплаты пенсии, изменен механизм учета трудового стажа и пенсионных выплат. В то же время национальное законодательство не предусматривает норм, регулирующих пересмотр размера пенсии гражданам, переселившимся из одного государства в другое.

Учитывая, что государства-участники Соглашения от 13 марта 1992 года ( 997_107 ) приняли обязательство проводить политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении (статья 4), Экономический Суд СНГ обращает внимание государств на необходимость выработки единых международных стандартов в области пенсионного обеспечения граждан.

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде СНГ ( 997_137 ), пунктами 143 и 148 Регламента Экономического Суда СНГ ( 997_234 ), Экономический Суд Содружества Независимых Государств

Дать по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств следующее толкование применения статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения ( 997_107 ) от 13 марта 1992 года.

1. При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года ( 997_107 ) выплата пенсии осуществляется в государстве нового места жительства, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством этого государства.

Выплата пенсии продолжается государством прежнего места жительства пенсионера, если законодательством государства нового места жительства пенсия того же вида не установлена.

2. Периоды работы для исчисления среднемесячной заработной платы при первичном назначении пенсии, установленные законодательством государства прежнего места жительства, при пересмотре размера пенсии в государстве нового места жительства изменению не подлежат.

3. Рекомендовать государствам-участникам Соглашения от 13 марта 1992 года ( 997_107 ) в условиях формирования различных пенсионных систем принять меры по гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении граждан.

4. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит.

5. Копию Решения направить Исполнительному комитету СНГ и для сведения - правительствам государств-участников СНГ.

6. Решение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств ( 997_137 ) от 6 июля 1992 года.

Читайте также: