Решения верховного суда о северных пенсиях

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.

при секретаре Полагаевой К.А.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Молевой Н.Л. о признании недействующими пунктов 5, 7, 10, 11 Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 249, установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 249 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - Правила).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 марта 2015 г., N 13, "Российской газете" 8 апреля 2015 г.

Согласно пункту 5 Правил установление повышения фиксированной выплаты и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) на Крайнем Севере гражданина Российской Федерации либо по месту жительства на Крайнем Севере иностранного гражданина или лица без гражданства, обратившихся с заявлением об установлении страховой пенсии (назначении страховой пенсии, перерасчете ее размера, переводе с одного вида пенсии на другой).

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что при переезде гражданина Российской Федерации на новое место жительства (пребывания) либо иностранного гражданина или лица без гражданства на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен иной районный коэффициент, повышение фиксированной выплаты и дополнительное увеличение повышения фиксированной выплаты устанавливаются с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства (пребывания).

В соответствии с пунктом 10 Правил обстоятельствами, влекущими перерасчет, предусмотренный пунктом 9 названных Правил, являются:

а) снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) на Крайнем Севере либо снятие иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства на Крайнем Севере;

б) истечение срока регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания на Крайнем Севере;

в) постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства (пребывания) либо регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;

г) подача в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации гражданином Российской Федерации заявления о запросе выплатного (пенсионного) дела при переезде на новое место жительства (пребывания) на Крайнем Севере либо иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о запросе выплатного (пенсионного) дела при переезде на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;

д) подача в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации гражданином Российской Федерации заявления о переезде на новое место жительства (пребывания) на Крайнем Севере либо иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о переезде на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;

е) несоблюдение пенсионером установленного частью 19 статьи 21 Федерального закона требования о ежегодном подтверждении факта его регистрации по месту получения страховой пенсии на Крайнем Севере.

Пунктом 11 Правил определено, что обстоятельства, предусмотренные подпунктами "а" и "в" пункта 10 данных Правил, подтверждаются сведениями, предоставляемыми Пенсионному фонду Российской Федерации (его территориальным органам) Федеральной миграционной службой (ее территориальными органами) в рамках межведомственного информационного взаимодействия, либо документами, представленными лицом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по собственной инициативе.

Гражданка Молева Н.Л. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 5, 7, 10, 11 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения не соответствуют части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Как указывает административный истец, она является получателем пенсии по старости за работу на Крайнем Севере и проживает в городе Петропавловск-Камчатский, где не имеет собственного жилья и не может получить регистрацию, чтобы получать "повышенную пенсию".

Молева Н.Л. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 28 июля 2015 г. N ОГ-П12-5146).

Представители Правительства Российской Федерации Сарвадий М.В., Комарова С.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что наличие регистрации по месту пребывания или по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях являются необходимым условием для назначения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента. Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы уполномоченным органом государственной власти и не нарушают прав заявителя.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации Сарвадий М.В., Комаровой С.В., пояснения специалиста Ильичевой Е.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения,

Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 данного Федерального закона и частью 8 указанной статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

Согласно части 11 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 9, 10, 14 и 15 статьи 17 указанного Федерального закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 249 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Правила определяют порядок установления и выплаты лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также дополнительного увеличения повышений фиксированной выплаты к указанным страховым пенсиям, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, а лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в приравненных к районам Крайнего Севера местностях и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, - в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии (части 4 и 5 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется независимо от места жительства застрахованного лица (часть 12 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Лицам из числа проживающих в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях и имеющим право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется право выбора варианта установления указанного повышения: либо в повышенном размере, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", либо с применением районного коэффициента в соответствии с частью 9 статьи 17 указанного Федерального закона. В случае установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента в соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" такое повышение устанавливается с учетом районного коэффициента, устанавливаемого Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания пенсионера в этих районах (местностях).

Право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии на районный коэффициент, соответствующий месту проживания (пребывания) получателя пенсии, обусловлено исключительно фактом проживания (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и предусмотрено федеральным законом. При этом согласно части 10 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" изменение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии связывается с изменением районного коэффициента места проживания (пребывания) пенсионера, что нашло свое отражение в пунктах 7, 10, 11 Правил, также предусматривающих, что изменение места жительства (пребывания) пенсионера влечет соответствующие изменения повышения фиксированной выплаты и перерасчет пенсии.

Требование оспариваемых пунктов Правил о подтверждении места жительства и пребывания соответствующей регистрацией установлено в целях применения части 9 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" и исключения случаев необоснованного предоставления пенсионной льготы, поскольку положения указанной нормы Федерального закона распространяются исключительно на лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Оспариваемые пункты 7, 8, 9, 10 Правил, предусматривающие, что изменение места жительства (пребывания) пенсионера влечет соответствующие изменения повышения фиксированной выплаты и перерасчет пенсии, соответствуют требованию части 10 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой изменение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии связывается с изменением районного коэффициента места проживания (пребывания) пенсионера. Документы, подтверждающие место жительства (пребывания) пенсионера в определенном районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, служат основанием для определения конкретного коэффициента, на который необходимо увеличить обычный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, поскольку размеры районных коэффициентов в зависимости от района различаются.

Таким образом, документальное подтверждение факта проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которым в силу статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" является регистрация по месту жительства либо пребывания, служит необходимым условием для назначения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента. Вместе с тем при невозможности документально подтвердить факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ввиду отсутствия соответствующей регистрации по месту жительства либо пребывания пенсионер лишен права, при наличии иных доказательств, на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной частью 9 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В соответствии с абзацем вторым статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

административное исковое заявление Молевой Н.Л. удовлетворить:

признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункты 5, 7, 10, 11 Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 249, в той мере, в которой отсутствие регистрации по месту жительства или по месту пребывания у лица, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ограничивает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенков
Судьи Верховного Суда Российской Федерации Назарова А.М.
Иваненко Ю.Г.

Обзор документа

Оспаривались нормы, касающиеся права определенных граждан на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Имеются в виду лица, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Исходя из смысла данных норм, для реализации такого права требуется регистрация по месту жительства или пребывания.

ВС РФ счел такое условие незаконным и пояснил следующее.

По Закону о страховых пенсиях право на повышение размера фиксированной выплаты к такой пенсии на районный коэффициент, соответствующий месту проживания (пребывания) получателя пенсии, обусловлено исключительно одним фактом.

Это факт проживания (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Исходя из оспариваемых норм, документальным подтверждением факта проживания в упомянутых районах и местностях является регистрация по месту жительства либо пребывания.

Такая регистрация служит необходимым условием для назначения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента.

При этом пенсионер лишается права на упомянутое повышение в случае, если у него нет возможности документально подтвердить факт проживания соответствующей регистрацией (при том, что есть иные доказательства).

Вместе с тем в силу Закона о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации их прав и свобод.

С учетом этого нормы признаются недействующими.

Они являются таковыми в той мере, в которой отсутствие указанной регистрации у лица, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ограничивает его право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 марта 2012 г. N ГКПИ11-2148

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.С. о признании частично недействующим разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднего заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22,

согласно пункту 1 названного разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением от 22 апреля 2003 г. N 22 (далее - Разъяснение) повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9, предусмотренное пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяется (независимо от вида пенсии): для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; для лиц независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, - если они по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданин П.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Разъяснения недействующим в части указания возраста лиц, пенсионные права которых подлежат оценке, поскольку из круга лиц, имеющих право на повышенный учет отношения заработков, оспариваемыми положениями исключены лица, в частности, работники летного состава гражданской авиации, имеющие право на пенсию до достижения указанного возраста и выехавшие из районов Крайнего Севера до 1 января 2002 г.

Как указывает заявитель, он проживал и работал в районах Крайнего Севера с апреля 1980 г. по март 2001 г., т.е. около 21 года. В 1997 г. ему была оформлена пенсия по выслуге лет как работнику летного состава гражданской авиации. При перерасчете пенсии с 1 января 2002 г. территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ему было отказано в учете повышенного отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации со ссылкой на Разъяснение. По мнению заявителя, оспариваемые положения противоречат статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и нарушают его пенсионные права.

В суде П.С. поддержал заявленные требования.

Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации С., Т., Пенсионного фонда Российской Федерации П.Т. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают права граждан на трудовые пенсии.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Б. пояснила суду, что Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" статья 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" изложена в новой редакции, изменена нумерация ее пунктов (пункт 2 стал пунктом 3). В этой связи оспариваемый пункт 1 Разъяснений не соответствует действующему законодательству, но только по форме.

Выслушав объяснения заявителя П.С., представителей Минздравсоцразвития России С., Т., Пенсионного фонда России П.Т., Минюста России Б., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Заявитель П.С. не оспаривает компетенцию федерального органа исполнительной власти на издание Разъяснения.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предусмотрено, что в целях единообразного применения Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Министерству труда и социального развития Российской Федерации с целью единообразного применения Федерального закона было предоставлено право издавать по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации соответствующие разъяснения.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22 по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации утверждено Разъяснение, которое касается порядка применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей.

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный номер 4801, и опубликован в "Российской газете" 2 июля 2003 г., Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти за 2003 г. N 41.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Для повышения уровня социальной защиты пенсионеров, проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены повышенные размеры отношения среднемесячной заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не свыше 1,4, 1,7, 1,9.

Повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4, 1,7, 1,9 согласно Разъяснению применяется независимо от вида пенсии для лиц, проживающих за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет (достижение возраста требуется на 1 января 2002 г. или позднее), - проработавших по состоянию на 1 января 2002 г. не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющих страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона, в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г., было определено, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период (ЗР/ЗП) в размерах не свыше 1,4, 1,7, 1,9 может быть применено в отношении лиц, указанных в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона.

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ статья 30 Федерального закона изложена в новой редакции, в том числе изменена нумерация ее пунктов (пункт 2 стал пунктом 3). Действующим абзацем шестнадцатым пункта 3 также предусмотрено, что лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 статьи 28 Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона приведена следующая категория граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона: мужчины, достигшие возраста 55 лет, и женщины, достигшие возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из содержания названных законоположений следует, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате обусловлено не только требованиями о необходимом стаже, но и наступлением определенного возраста. В качестве льготы пенсионерам, выезжающим на постоянное жительство за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, законодатель предусмотрел сохранение для них указанного отношения в повышенных размерах только при условии достижения возраста 50 и 55 лет соответственно для женщин и мужчин.

То обстоятельство, что законодатель предоставил возможность применения повышенного отношения заработков для лиц, которым при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применены нормы статьи 28.1 Федерального закона о возможности приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, не означает, что получатели трудовых пенсий из числа лиц, пенсионное обеспечение которых осуществляется независимо от возраста (например, работники летного состава гражданской авиации), имеют право на установление повышенного отношения заработков ранее достижения необходимого возраста. Следовательно, доводы заявителя о противоречии Разъяснения статье 30 Федерального закона являются несостоятельными.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

заявление П.С. о признании частично недействующим разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднего заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 7 октября 2015 г. N АКПИ15-859

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М., Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению М. о признании недействующими пунктов 5, 7, 10, 11 Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 249,

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 249 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - Правила).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 марта 2015 г., N 13, "Российской газете" 8 апреля 2015 г.

Согласно пункту 5 Правил установление повышения фиксированной выплаты и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) на Крайнем Севере гражданина Российской Федерации либо по месту жительства на Крайнем Севере иностранного гражданина или лица без гражданства, обратившихся с заявлением об установлении страховой пенсии (назначении страховой пенсии, перерасчете ее размера, переводе с одного вида пенсии на другой).

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что при переезде гражданина Российской Федерации на новое место жительства (пребывания) либо иностранного гражданина или лица без гражданства на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен иной районный коэффициент, повышение фиксированной выплаты и дополнительное увеличение повышения фиксированной выплаты устанавливаются с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства (пребывания).

В соответствии с пунктом 10 Правил обстоятельствами, влекущими перерасчет, предусмотренный пунктом 9 названных Правил, являются:

а) снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) на Крайнем Севере либо снятие иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства на Крайнем Севере;

б) истечение срока регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания на Крайнем Севере;

в) постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства (пребывания) либо регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;

г) подача в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации гражданином Российской Федерации заявления о запросе выплатного (пенсионного) дела при переезде на новое место жительства (пребывания) на Крайнем Севере либо иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о запросе выплатного (пенсионного) дела при переезде на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;

д) подача в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации гражданином Российской Федерации заявления о переезде на новое место жительства (пребывания) на Крайнем Севере либо иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о переезде на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;

е) несоблюдение пенсионером установленного частью 19 статьи 21 Федерального закона требования о ежегодном подтверждении факта его регистрации по месту получения страховой пенсии на Крайнем Севере.

Пунктом 11 Правил определено, что обстоятельства, предусмотренные подпунктами "а" и "в" пункта 10 данных Правил, подтверждаются сведениями, предоставляемыми Пенсионному фонду Российской Федерации (его территориальным органам) Федеральной миграционной службой (ее территориальными органами) в рамках межведомственного информационного взаимодействия, либо документами, представленными лицом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по собственной инициативе.

Гражданка М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 5, 7, 10, 11 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения не соответствуют части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Как указывает административный истец, она является получателем пенсии по старости за работу на Крайнем Севере и проживает в городе Петропавловск-Камчатский, где не имеет собственного жилья и не может получить регистрацию, чтобы получать "повышенную пенсию".

М. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 28 июля 2015 г. N ОГ-П12-5146).

Представители Правительства Российской Федерации С., К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что наличие регистрации по месту пребывания или по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях являются необходимым условием для назначения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента. Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы уполномоченным органом государственной власти и не нарушают прав заявителя.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации С., К., пояснения специалиста И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 данного Федерального закона и частью 8 указанной статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

Согласно части 11 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 9, 10, 14 и 15 статьи 17 указанного Федерального закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 249 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Правила определяют порядок установления и выплаты лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также дополнительного увеличения повышений фиксированной выплаты к указанным страховым пенсиям, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, а лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в приравненных к районам Крайнего Севера местностях и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, - в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии (части 4 и 5 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется независимо от места жительства застрахованного лица (часть 12 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Лицам из числа проживающих в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях и имеющим право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется право выбора варианта установления указанного повышения: либо в повышенном размере, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", либо с применением районного коэффициента в соответствии с частью 9 статьи 17 указанного Федерального закона. В случае установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента в соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" такое повышение устанавливается с учетом районного коэффициента, устанавливаемого Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания пенсионера в этих районах (местностях).

Право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии на районный коэффициент, соответствующий месту проживания (пребывания) получателя пенсии, обусловлено исключительно фактом проживания (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и предусмотрено федеральным законом. При этом согласно части 10 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" изменение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии связывается с изменением районного коэффициента места проживания (пребывания) пенсионера, что нашло свое отражение в пунктах 7, 10, 11 Правил, также предусматривающих, что изменение места жительства (пребывания) пенсионера влечет соответствующие изменения повышения фиксированной выплаты и перерасчет пенсии.

Требование оспариваемых пунктов Правил о подтверждении места жительства и пребывания соответствующей регистрацией установлено в целях применения части 9 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" и исключения случаев необоснованного предоставления пенсионной льготы, поскольку положения указанной нормы Федерального закона распространяются исключительно на лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Оспариваемые пункты 7, 8, 9, 10 Правил, предусматривающие, что изменение места жительства (пребывания) пенсионера влечет соответствующие изменения повышения фиксированной выплаты и перерасчет пенсии, соответствуют требованию части 10 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой изменение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии связывается с изменением районного коэффициента места проживания (пребывания) пенсионера. Документы, подтверждающие место жительства (пребывания) пенсионера в определенном районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, служат основанием для определения конкретного коэффициента, на который необходимо увеличить обычный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, поскольку размеры районных коэффициентов в зависимости от района различаются.

Таким образом, документальное подтверждение факта проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которым в силу статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" является регистрация по месту жительства либо пребывания, служит необходимым условием для назначения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента. Вместе с тем при невозможности документально подтвердить факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ввиду отсутствия соответствующей регистрации по месту жительства либо пребывания пенсионер лишен права, при наличии иных доказательств, на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной частью 9 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В соответствии с абзацем вторым статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

административное исковое заявление М. удовлетворить:

признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункты 5, 7, 10, 11 Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 249, в той мере, в которой отсутствие регистрации по месту жительства или по месту пребывания у лица, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ограничивает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Читайте также: