Снижение пенсионного возраста для малоимущих

Содержание статьи

    1. Какая семья может быть признана малоимущей
        1. None
    2. Прожиточный минимум
    3. Как получить статус малоимущей семьи?
    4. Социальная поддержка малоимущим
    5. Единовременные материальные выплаты


Муж и жена, доход которых равен прожиточному минимуму на человека могут быть признаны малоимущими. Чтобы повысить уровень проживания таких семей, государство обеспечивает им поддержку в виде льгот. Что дает статус малоимущей семьи и какие льготы положены таким семьям, расскажем в статье.

Какая семья может быть признана малоимущей

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный со льготами малоимущим семьям, то вам следует помнить, что:

Семья, в которой ежемесячный доход, рассчитанный на 1 человека, не превышает прожиточный минимум, имеет основания для признания малоимущей. Присвоить семье такой статус может орган социальной защиты.

Статус может получить семья, вне зависимости от состава. Это значит, что льготы могут быть в равной степени представлены если семья с обоими родителями и если родитель один. Также в эту категорию могут попасть бездетные супруги.

При учете состава семьи учитываются все лица, связанные родством: совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

Исключения составляют граждане, проходящие службу, члены семьи, отбывающие срок в местах лишения свободы, находящиеся в закрытых клиниках, а также те, кто считается пропавшим без вести. Если таковые имеются, будет необходимо предоставить подтверждающие справки.

Важно! Все члены семьи должны быть прописаны по одному адресу. Это обязательное условие при расчете количества родственников.

Если один из членов семьи является совершеннолетним и трудоспособным, но при этом неработающим, статус малоимущей семья не получит.

Прожиточный минимум

Прожиточный минимум на душу населения согласно ФЗ «О прожиточном минимуме» определяется на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти.

Единой суммы, которую будет составлять прожиточный минимум, нет. Она определяется ежеквартально и в зависимости от региона.

На 1 июня 2018 года сумма общероссийского прожиточного минимума на душу населения — 9 786 руб., для трудоспособного населения — 10 573 руб., для детей — 9 603 руб., для пенсионеров — 8 078 руб.

Как получить статус малоимущей семьи?

Чтобы семье был присвоен статус малоимущей, требуется подтвердить, что средний заработок на 1 человека в семье ниже, чем установленный прожиточной минимум.

Для расчета необходимо сложить доходы всех членов семьи за последние 3 месяца до обращения в органы, разделить на 3, и полученную сумму разделить на всех родственников.

Если полученный результат будет меньше, чем прожиточный минимум в регионе, семья имеет законные основания на получение помощи от государства в статусе малоимущей.

При расчете совокупного дохода семьи, необходимо учесть все материальные прибыли, к числу которых относятся:

  • выплаты по системе оплаты труда (зарплата);
  • доходы от имущества;
  • социальные выплаты;
  • доходы от ведения подсобного хозяйства;
  • дивиденды;
  • алименты;
  • выходные пособия;
  • гонорары;
  • стипендии;
  • пенсии;
  • авторские вознаграждения.

Для оформления статуса нужно подать такие документы в отдел соцзащиты по прописке:

  • заявление о присвоении статуса;
  • удостоверения личностей всей семьи и документы, подтверждающие их связь;
  • сведения о составе семьи;
  • выписка из домой книги о зарегистрированных лицах на жилой площади;
  • сведения о доходах всех членов семьи;
  • трудовая книжка и справки из Центра занятости для временно безработных;
  • список имущества и документы права собственности.

Если в семье есть нетрудоспособный человек, нуждающийся в особом уходе, предоставляются медицинские справки и удостоверения.

Важно! Необходимо предоставлять и оригиналы, и копии. В случае выявления поддельных документов, статус не присваивается. Если факт мошенничества обнаружился после присвоения статуса малоимущей, семью обяжут вернуть выплаты.

После передачи документов социальному работнику, дело рассматривает комиссия. Это может занять от 10 до 30 дней. В случае положительного решения семье будет присвоен статус малоимущей.

Важно! Социальный статус малоимущих предоставляется на 1 год и обновляется ежегодно повторной подачей документов.

Социальная поддержка малоимущим

Льготы, оказываемые малоимущим семьям, выплачиваются на федеральном и региональном уровнях. Также выделяют ежемесячные выплаты и единовременные.

Единого списка льгот, которые предоставляются малоимущей семье, нет. Для того, чтобы узнать, какие именно льготы предоставляются в регионе, необходимо обратиться в отделение соцзащиты по прописке.

Общероссийский типовой список льгот для малоимущей семьи предусматривает:

  • пособия и компенсации на несовершеннолетних и студентов;
  • доплату к пенсии пенсионерам в случае, если она ниже регионального прожиточного минимума;
  • помощь в виде продовольствия, газа/твердого топлива, одежды, лекарств и пр.;
  • льготы на оплату жкх, налоговые льготы в форме вычетов;
  • льготное трудоустройство;
  • снижение возраста оформления трудовой пенсии;
  • предоставление садовых и других земельных участков;
  • помощь в оформлении социальной ипотеки.

Льготы на образование получают студенты до 20 лет, поступающие в образовательные учреждения. Они имеют право на бюджетное обучение и зачисление вне конкурса, при условии успешной сдачи ЕГЭ и наличия родителя-инвалида I или II группы. В течение учебы на дневном отделении ВУЗа студент получает государственную стипендию.

Отдельную социальную поддержку получают дети малоимущих семей.

Ученикам школы предоставляется завтрак в школе за муниципальный счет и скидки на обеды. Ежемесячно дети получают возможность посетить музей или выставку бесплатно. Родители получают выплаты на покупку спортивной и школьной формы, а также ежемесячные выплаты на школьников. Бесплатный проезд во всех видах муниципального транспорта до 7 лет, в пригородном ж/д транспорте в годы учебы на дневном отделении. Для детей до 3 лет предоставляется молочная кухня.

Единовременные материальные выплаты

Семьи, признанные малоимущими, имеют право получать льготы в виде единовременных материальных выплат наравне со всеми.

Такие льготы выплачиваются один раз и включают в себя следующие услуги:

  1. Выплата при постановке на учет в женской консультации при сроке беременности до 12 недель. Для получения выплаты необходимо предоставить справку из поликлиники, где ведется наблюдение одновременно с документами по пособию по беременности и родам по месту работы или в отдел соцзащиты.
  2. Выплаты в III триместре беременности для жен военнослужащих. Обязательными условиями получения данной льготы — зарегистрированный брак и прохождение мужем срочной военной службы на момент подачи заявления или увольнение не позже, чем за 6 месяцев до обращения в отдел социальной защиты или МФЦ.

Данная льгота не распространяется на жен контрактников и курсантов.

  1. Единовременная выплата при рождении ребенка. Вне зависимости от состава семьи, родитель имеет все права получить выплату, минимальный размер которой составляет 16 350, 3 рублей за рождение каждого ребенка. Для ее получения нужно предоставить копию брачного свидетельства (в случае его наличия), копия свидетельства о рождении ребенка, ксерокопию паспорта заявителя, справку из ЗАГСа о рождении ребенка. Если в семье имеются оба родителя, необходимо приложить справку о том, что второй родитель не получал данную выплату. Ее можно запросить по месту работы или в отделе соцзащиты.
  2. Пособие на усыновление ребенка. После вступления в силу решения суда об усыновлении и не позднее 6 месяцев, семья может получить выплату в размере 16 350, 3 рублей.

Размер выплаты увеличивается до 124 929, 83 руб. в случае, если семья усыновляет ребенка-инвалида, братьев и/или сестер, ребенка в возрасте до 7 лет.

Существуют единовременные выплаты, положенные только малоимущим семьям. Такая материальная поддержка является региональной. По ней предоставляют следующие виды поддержки:

  1. Материальная помощь малоимущим семьям. Размер выплаты в зависимости от региона варьируется от 30 до 100 000 рублей. Предоставляется не во всех регионах. Для ее получения необходимо предоставить перечень документов: сведения о составе семьи, доходах, получаемых социальных выплатах, паспорт и его копию. Документы сдаются в отдел соцзащиты, МФЦ или через сайт Госуслуги.
  2. Единовременная выплата первоклассникам из малообеспеченных семей. Эту выплату можно получить как до 1 сентября, так и спустя 6 месяцев после начала учебы. Размер выплаты варьируется от 1000 до 5 000 рублей в зависимости от региона. Для ее получения в региональный отдел соцзащиты подаются: паспорт заявителя, свидетельство о рождении ребенка, справка о составе семьи и о доходах, справка из учебного заведения о принятии ребенка в первый класс.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

М еры социальной поддержки и льготы малоимущим семьям, в том числе и малоимущим пенсионерам, установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", рядом других федеральных и региональных нормативно-правовых актов.

Кто относится к малоимущим пенсионерам

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" семья пенсионера (одиноко проживающий пенсионер) считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки и льгот, если:

  • среднедушевой доход семьи пенсионера ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе проживания пенсионера.

Расчет среднедушевого дохода семьи пенсионера осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05,04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи пенсионера для оказания государственной социальной помощи, утвержден Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512. "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".

Какие доходы учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи пенсионера

Это не только заработная плата членов семьи пенсионера, но и множество других видов выплат:

абсолютно все выплаты, которые предусмотрены системой оплаты труда;

суммы среднего заработка, которые были сохранены за человеком в предусмотренных законом случаях;

суммы компенсаций за выполнение государственных обязанностей, общественных обязанностей;

выходные пособия, выплаты в связи с выходов в отставку;

выплаты социального назначения, такие как пенсии, стипендии, пособия по безработице, пособие на ребенка, и т.д.;

доходы, которые приносит имущество, принадлежащее семье (доходы от сдачи квартиры, внаем, машины, оборудования в аренду и т.д.);

доходы, полученные от продажи продукции подсобного хозяйства (например, овощи, животные, рыба);

иные доходы (например, оплата по гражданско-правовому договору, алименты, авторские гонорары, доходы от ценных бумаг).

Малоимущей будет признана семья пенсионера, у которой среднедушевой доход меньше, чем прожиточный минимум. При этом причины, по котором доход семьи пенсионера столь низкий, должны быть уважительными.

Не будет признана малоимущей семья пенсионера, в которой члены семьи являются трудоспособными, но не работают по причине алкоголизма или наркомании.

Что именно понимать под семьей пенсионера, законодательно не установлено. Между тем, этот вопрос важен, ведь именно от количества человек в семье пенсионера и их дохода зависит установление статуса «малоимущая семья». Безусловно, что членами семьи пенсионера являются супруг, дети, братья и сестры. Однако обязательное условие — это совместное проживание и ведение общего хозяйства.

Что такое среднедушевой доход семьи пенсионера

Чтобы определить среднедушевой доход семьи пенсионера, нужно сначала посчитать сумму дохода семьи за последние три месяца. Затем разделить полученную сумму на три, и таким образом мы получим среднемесячный доход семьи. Эту сумму следует разделить на количество членов семьи. Если в итоге получившаяся сумма менее прожиточного минимума, то семья пенсионера признается малоимущей.

Как пенсионеру получить статус малоимущего пенсионера

Для того чтобы пенсионер мог получать дополнительные пособия и льготы, ему необходимо обзавестись статусом малоимущего пенсионера.

Получить такой статус можно только при соблюдении определенных условий и предоставлении полного пакета документов в органы социальной защиты по месту официального проживания.

Как уже говорилось, малоимущими пенсионерами признаются граждане, доход которых ниже величины прожиточного минимума. В свою очередь размер величины прожиточного минимума зависит от региона проживания, уточнить который можно в Пенсионном фонде РФ.

Получение статуса малоимущего пенсионера означает приобретение пенсионером права на социальную помощь от государства в виде субсидий, льгот, различных доплат и т. д.

Для приобретения статуса малоимущего пенсионера пенсионер должен обратиться в органы социальной защиты по месту регистрации со всеми необходимыми документами и написать заявление по установленной форме.

После принятия документов органами социальной защиты будет вынесено решение о назначении социальной помощи или же об отказе в ней с указанием причины.

Перечень документов для получения пенсионером статуса малоимущего пенсионера

Список необходимых документов для получения пенсионером статуса малоимущего пенсионера устанавливается органами социальной защиты в регионе проживания пенсионера.

Как правило, в перечень обязательных документов входят:

документ, позволяющий подтвердить состав семьи пенсионера;

документ о наличии в собственности пенсионера недвижимого имущества;

трудовая книжка пенсионера;

справка о доходах семьи пенсионера и всех текущих выплатах за последние 3 месяца до даты обращения за статусом малоимущего пенсионера;

заявление по установленной форме об оказании социальной помощи малоимущему пенсионеру от государства.

После того, как органами социальной защиты будут приняты у пенсионера все необходимые документы, органы социальной защиты осуществляют их обработку. Принятие решения органами социальной защиты происходит в течение 10 дней с момента подачи пенсионером документов.

После принятия решения органы социальной защиты направляет пенсионеру письменное уведомление о получении статуса малоимущего пенсионера или же об отказе.

Помимо этого, органы социальной защиты могут провести дополнительную проверку предоставленных пенсионером документов.

В этом случае спустя 10 дней с момента подачи заявления пенсионеру будет направлено уведомление о принятии промежуточного решения, а окончательное решение может быть принято в течение одного календарного месяца.

Льготы, предоставляемые семьям малоимущих пенсионеров

Предоставление мер социальной поддержки и льгот малоимущим семьям пенсионеров осуществляются в целях:

поддержания их уровня жизни;

адресного использования бюджетных средств;

усиления адресности социальной поддержки нуждающихся пенсионеров;

создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг пенсионерам;

снижения уровня социального неравенства;

повышения доходов пенсионеров.

Льготы, которые могут быть предоставлены малоимущих пенсионеров:

малоимущие пенсионеры имеют право получать льготу на возврат платежей за коммунальные услуги в том случае, если расходы бюджета на уплату этих услуг выше установленного в конкретном регионе уровня;

малоимущие пенсионеры вправе получать льготы на проезд в городском общественном, рейсовом и пригородном транспорте. Как правило, пенсионерам с малоимущим статусом предоставляют билеты бесплатно или по сниженной цене;

малоимущие пенсионеры, живущие в северных регионах, вправе один раз за два года вернуть стоимость билетов к месту отдыха и лечения и в обратную сторону. Средства можно возместить, обратившись в Пенсионный фонд РФ по месту жительства, предоставив билеты и необходимые документы;

в некоторых удаленных регионах РФ для малоимущих пенсионеров доступны программы с господдержкой, благодаря которым пожилые люди имеют право покупать авиабилеты с определенной скидкой;

в некоторых регионах РФ малоимущие пенсионеры могут получать услуги по лечению и протезированию зубов по льготной стоимости.

Полный список льгот, субсидий и доплат, которыми могут воспользоваться пенсионеры, получившие статус малоимущих, можно получить, обратившись в органы социальной защите по месту проживания.

Краткое содержание:

Пенсионная реформа провалилась, и это уже доказано экономически. Уже в аналитическом отчете об исполнении федерального бюджета за 2019 год, подготовленном Счетной палатой, было констатировано, что расходы ВВП на пенсионное обеспечение упали в 2019 году до 7,9%, хотя раньше падали и больше – на 9% в 2017 году, на 8,6% в 2018-м. Обещанных увеличений пенсий также не случилось. А ведь авторы антинародного пенсионного закона собирались помочь «достичь достойного уровня жизни» для пожилых – вследствие чего и отодвинули возраст выхода на пенсию, но все знают эти повышения пенсии – на рубль, в лучшем случае - на десять.

Так в чем смысл отодвигать возраст выхода на пенсию, если это экономически не выгодно? Или надо, чтобы старики просто пошли по миру…

И они пошли по миру

Все декларации о повышенном пособии по безработице для людей предпенсионного возраста – полный блеф. Ведь для того, чтобы пожилые люди получали в центрах занятости сумму, равную МРОТ, нужно одно невыполнимое условие – чтобы они были сокращены по сокращению штатов или в связи с ликвидацией предприятия. Спросите – кто из стариков попали под эти статьи при увольнении? Единицы, у которых работодатель честно исполнил букву трудового кодекса. Все же остальные ничего не получают в центрах, в лучшем случае – полторы тысячи рублей, так как они:

  • Вынуждены были работать без официального трудоустройства;
  • Работодатель вынудил их уволиться по собственному желанию, чтобы не платить зарплату еще 2 месяца;
  • Они просто долго не могли трудоустроиться – работодатели не хотят брать предпенасионеров (за увольнение им светит уголовка), тем более желающей потрудиться молодежи сейчас много.

А, все же чиновники думают о нас

Да, чиновники разрешили досрочно выходить на пенсию тем, у кого стаж: у женщин – 37 лет, у мужчин – 42 года. Так почему в этот общий стаж не входят:

  • Служба в армии;
  • Учеба на очном отделении в вузе;
  • Рождение детей и пребывание в отпуске по их уходу.

И, вообще, для кого вы написали этот закон? Для человека, который сразу после школы пошел трудиться, не служил а армии, не обучался в техникуме или вузе, не рожал и не воспитывал детей. Так сколько таких в нашей стране? Единицы. Вы для них этот закон писали? Зато бравады у чиновников море – «мы постоянно стараемся обеспечить малоимущие слои населения разными пособиями, даем им льготы». Не стараетесь вы, у вас и мыслей таких нет. Все мысли направлены – на экономию бюджетных средств. А зачем нужна эта экономия, если страдают люди – граждане вашей страны, где вам посчастливилось стать вершителями их судеб?

Чиновники, снизойдите до людей

Так обратите же внимание на эту категорию ваших граждан - предпенсионеров. В 2020 году таких в России – более 2 миллионов. Телеканалы вещают о Сирии, Азербайджане, Украине, Армении – о ком или чем угодно, только не о своих проблемах. А ведь эти пожилые люди сейчас ждут помощи от государства – потом она им уже будет не нужна. Или чиновники выжидают, когда наступит это «потом»?

Министр труда и социальной политики, прими уже волевое решение и верни прежний возраст выхода на пенсию – мужчинам в 60 лет, женщинам – в 55. Или трудоустрой всех желающих – твои подведомственные структуры в виде центров занятости не справляются с трудоустройством предпенсионеров.

Ладно, если пожилой человек не одинок – дети помогут, а если он один, то отсутствие законодательной базы для этой категории просто обрекает его на голодную смерть в богатейшей стране.

Не можете вернуть старый пенсионный возраст, тогда назначьте хотя бы достойное пособие безработным предпенсионерам без вашей оговорочки – «только уволенным по сокращению или ликвидации организации».

Нельзя так обесценивать людей и обнулять их честный труд долгие годы. Или обнуление уже прочно стало трендом нашей страны? Ситуация в стране и так непростая, а тут еще полная невозможность трудоустроиться или хотя бы получать достойные деньги в центрах занятости людям от 50-ти до 65-ти лет.

О повышении пенсионного возраста все уже знают. А вот о том, что у безработных есть льгота для досрочного назначения пенсии, почти никто не говорит. Хотя эта льгота не новая: если остаться без работы незадолго до пенсии, ее могут назначить на два года раньше.

О том, как безработные предпенсионеры смогут получать пенсию досрочно по решению службы занятости в 2021 году, как оформить досрочную пенсию безработному предпенсионного возраста, читайте подробно в данной статье.

Выход на досрочную пенсию безработным предпенсионерам в 2021 году, последние новости

Безработные граждане, оставшиеся без работы в предпенсионном возрасте, могут выйти на пенсию раньше установленного для них срока. Такое право предоставляется предпенсионерам, потерявшим работу в связи с ликвидацией организации или сокращением численности сотрудников. Безработные предпенсионеры смогут получать пенсию досрочно по решению службы занятости населения, то есть статус безработного должен быть установлен официально.

Досрочная пенсия в этом случае назначается не ранее, чем за 2 года до достижения лицом пенсионного возраста. Причем норматив возраста определяется с учетом проводимой в России пенсионной реформы и ее переходных положений в течение 2019-2022 г. (см. таблицу по годам).

В остальном порядок оформления и расчет размера пенсии безработному предпенсионеру ничем не отличается от общеустановленных правил.

Как предпенсионеру пойти на пенсию досрочно через центр занятости в 2021 году по новому закону

Порядок назначения досрочной пенсии безработному предпенсионеру регулируется статьей 32 закона № 1032-1 от 19.04.1991 г. Согласно положениям этой статьи, органы службы занятости населения могут направить гражданина на пенсию досрочно при выполнении следующих условий:

  1. До оформления пенсии по старости на общих основания гражданину осталось 2 года или меньше. При этом пенсионный возраст определяется с учетом переходных положений, предусмотренных на период 2019-2022 гг. Уже начиная с 2023 года., право на досрочную пенсию безработному предпенсионеру будет предоставляться в фиксированном возрасте — для женщин с 58 лет, а для мужчин с 63.
  2. Гражданин остался без работы в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением штата сотрудников.
  3. Имеется страховой стаж продолжительностью не менее 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин. При этом, если предпенсионер претендовал на льготную пенсию в связи со стажем работы по определенной профессии или в тяжелых/вредных условиях труда, стаж на соответствующих видах работ тоже должен быть выработан полностью.
  4. Безработный предпенсионер не отказывался от двух вариантов предложенной ему работы во время периода безработицы и не отказывался от переобучения по направлению от ЦЗН.
  5. Предпенсионер не нарушал сроки и условия перерегистрации без уважительной причины.
  6. ЦЗН не может трудоустроить предпенсионера, что фиксируется в сведениях о ходе предоставления государственной услуги содействия в поиске работы.

Если все вышеперечисленные условия выполняются, работник ЦЗН принимает решение о досрочном выходе на пенсию безработного гражданина и оформляет предложение на специальном бланке. С этим документом предпенсионер может обратиться в ПФР для досрочного назначения выплат.

Снижение пенсионного возраста для безработных (таблица по годам)

Снижение пенсионного возраста на 2 года осуществляется с учетом переходных положений реформы, установленных в Приложении 6 к закону № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. График назначения досрочной пенсии в связи с невозможностью трудоустройства в предпенсионном возрасте, выглядит следующим образом:

Год рождения Пенсионный возраст с учетом проводимой реформы Возраст назначения досрочной пенсии безработному гражданину
женщины
1964 55,5 53,5
1965 56,5 54,5
1966 58 56
1967 59 57
1968 и далее 60 58
мужчины
1959 60,5 58,5
1960 61,5 59,5
1961 63 61
1962 64 62
1963 и далее 65 63

После окончания переходного периода пенсионной реформы право на досрочное оформление пенсии безработным предпенсионерам будет предоставляться при достижении фиксированного возраста:

  • с 58 лет женщинам (это касается рожденных в 1968 году и позже);
  • с 63 лет мужчинам (для 1963 года рождения и позже).

Как оформить досрочную пенсию безработному предпенсионного возраста

Чтобы выйти на пенсию досрочно, необходимо получить предложение от органов службы занятости и обратиться с ним в территориальное отделение Пенсионного фонда. ЦЗН также может самостоятельно отправить документ в ПФР в электронной форме, тогда лично обращаться за ним не придется.

Подать заявление о назначении пенсии можно:

  • При личном обращении в ПФР или МФЦ или через своего законного представителя;
  • Дистанционно через портал Госуслуги или в Личном кабинете на сайте ПФР;
  • Почтовым отправлением.

Вместе с заявлением необходимо предоставить следующие документы:

  • Удостоверяющие личность гражданина (паспорт, вид на жительство и так далее);
  • Подтверждающие стаж гражданина (трудовая книжка, договоры ГПХ, выписки из приказов и так далее);
  • Справку о среднемесячной зарплате за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г.;
  • Иные документы, предоставление которых влияет на величину назначенной гражданину пенсии. К примеру, свидетельства о рождении детей, военный билет и т.д.

Решение о назначении досрочной пенсии будет принято в течение 10 рабочих дней. Выплаты назначат со дня обращения, но не ранее дня возникновение права на их получение.

Нужно отметить, что в случае трудоустройства гражданина выплаты досрочной пенсии будут прекращены. После прекращения трудовой деятельности пенсионное обеспечение может быть снова восстановлено.

При достижении пенсионного возраста получатель выплат может осуществить переход на страховую пенсию по старости. После такого перехода условие по осуществлению трудовой деятельности отменяется: пенсионер сможет устроиться на работу, и выплаты при этом будут сохранены.

Размер пенсии

Величина назначенной гражданину пенсии рассчитывается по общим правилам с применением балльной системы расчета. Чем больше пенсионных баллов было накоплено за трудовую деятельность (больше величина ИПК гражданина), тем выше размер назначенной пенсионной выплаты.

Расчет осуществляется по следующей формуле:

П = ИПК × СПК + ФВ

  • П — размер начисленной пенсии;
  • ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент гражданина (сумма накопленных им баллов);
  • СПК — стоимость 1 пенсионного коэффициента на дату проведения расчета;
  • ФВ — величина фиксированной выплаты, установленная на дату произведения расчета.

При этом величины СПК и ФВ устанавливаются законодательно.

Например, уже известны их значения на период до 2024 года включительно:

Год Стоимость одного коэффициента, в рублях Величина фиксированной выплаты, в рублях
2020 93,00 5686,25
2021 98,86 6044,48
2022 104,69 6401,10
2023 110,55 6759,56
2024 116,63 7131,34

Если рассчитанная по формуле пенсия окажется ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе его проживания, к ней будет назначена социальная доплата до величины ПМП. Таким образом размер выплаты будет доведен до значения регионального прожиточного минимума.

Последние новости о досрочной пенсии безработным предпенсионерам

В 2020 году обсуждался вопрос дополнительного снижения пенсионного возраста для безработных предпенсионеров — на 3 года вместо предусмотренных законом 2 лет. Такое решение предлагалось в качестве меры поддержки экономики и граждан России в условиях пандемии коронавируса. Сообщалось, что такая мера войдет в план восстановления экономики, разработанный Правительством. Однако в этот итоговый план ее так и не включили.

Поэтому по-прежнему претендовать на досрочное назначение пенсии могут только те безработные граждане, которым до оформления пенсии на общих основаниях осталось 2 и менее года.

Заключение

Коротко о главном:

  • Согласно действующей редакции ст. 32 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», безработные граждане предпенсионного возраста имеют возможность досрочно выйти на пенсию. Речь идёт о людях, уволенных в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, которые состоят на учёте в службе занятости.
  • По предложению центра занятости им могут назначить пенсию на два года раньше положенного возраста с учётом переходного периода. Но есть два условия: наличие необходимого страхового стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости) и отсутствие возможности трудоустроиться (например, нет подходящих вакансий).
  • Такая досрочная пенсия выплачивается только с согласия органа службы занятости, таким образом, это является его правом, а не обязанностью. Безработные тоже могут отказаться от предложения выйти на пенсию и продолжить искать работу. В случае обоюдного согласия предпенсионеру назначают досрочную пенсию на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости с учетом переходного периода. По достижении этого возраста ему назначат положенную страховую пенсию по старости.

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: