Социальное время пенсионеров как этапы самореализации личности

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
Глава I
СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА 25
1. Социальное время в истории социальной мысли. 25
2. Категория социального времени в отечественной
социологии:разработка и направления. 40
3. Использование категории социального времени в
социологических исследованиях. 49
4. Социальное время - этапы самореализации личности. 60
Глава II
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЖИЗНИ ПЕНСИОНЕРОВ. 78
1. Социально-демографические аспекты. 78
2. Социально-геронтологические аспекты. 86
3. Социально-экономические аспекты. 99
Глава III
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОШЛОЕ ПЕНСИОНЕРОВ, КАК
ЭТАП САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. 112
1. Восприятие пенсионерами собственного и
исторического прошлого. 112
2. Самореализация пенсионеров различных половозрастных групп
в прошлом. 121
Глава IV
НАСТОЯЩЕЕ ПЕНСИОНЕРОВ КАК ЭТАП
САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. 157
1. Восприятие респондентами собственного и общезначимого социального врЗДбНИ. 157
2. Самореализация пенсионеров различных половозрастных групп
в современной жизни. 190
Глава V
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕНСИОНЕРОВ О БУДУЩЕМ. 217
1. Проблемы одиночества и отношения к концу жизни. 217
2. Восприятие категории будущего респондентами различных половозрастных групп. 231
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 241
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 247
ПРИЛОЖЕНИЕ. 265
Большой вклад в разработку «идеи времени» внес Августин Блаженный. Его основной постулат - время, как таковое, помимо нашей жизни самостоятельно не существует. Время является мерой продолжительности бытия и движения вещей. Кроме того, Августин определил отношение времени и вечности. Он понимал время как форму вечности, а вечность, как форму времени. Время Августин рассмотрел в соотношение прошедшего, настоящего и будущего: «Эти три времени существуют в нашей душе, и нигде более: настоящее прошедшего это - память; просто настоящее - созерцание; настоящее будущего - ожидание» [2, с.673]. Время человека - это субъективное переживание своей жизни.
К пониманию времени, как у Августина, близка концепция времени Анри Бергсона. Исходной установкой для Бергсона была «интуиция длительности». Понятие времени, как длительности -главное философское открытие Бергсона. Время - это длительность человеческой жизни, которую переживает индивид [19, с.9].
Среди философов последних двух столетий больше всего теме «проблема времени в жизни человека» посвятили экзистенциалисты. «Различие двух способов бытия: подлинного и неподлшшого - одна из центральных проблем экзистенциалистов (как бы различхгы не были системы экзистеххциалистов Хайдеггера, Ясперса, Сартра), этот вопрос они ставят одинаково» [29, с.28]. Согласно им, на протяжении жизни индивид уходит от себя, живёт «как все», и только перед лицом смерти обращается к себе - подлинному.
Термин «социальное время» появился уже в работах Э. Дюркгейма. В работе «Социология и теория познания» автор пишет: «. определение времени есть дело коллективное и, действительно, наблюдение подтверждает, что порядок, в котором все явления
располагаются по времени, заимствован из социальной жизни. . время, одинаковое для всей группы, время социальное, если так можно выразиться» [49, с.ЗО]. В его трудах присутствует категория социального времени и при анализе различных исторических эпох, и при анализе социальных явлений. Дюркгейм на основании собранных статистических данных о самоубийстве людей в разных странах и в разное время сделал выводы, что их частота зависит от времени (наряду с другими факторами), в которое происходит суицид. Он выделил такие периоды времени, как отдельные месяцы в году, так и отдельные часы в сутках. По заключению Дюркгейма, люди совершают самоубийства наиболее часто в летние месяцы года, т.е. когда большой световой день. В течение дня самоубийства наиболее часто происходят во второй половине дня. И в том, и в другом случае у людей наблюдается наибольшая активность. Таким образом, у Дюркгейма время и деятельность (активность) неразрывно связаны.
Мысль о том, что «история, не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека», проходит через все работы классиков марксизма [103, с. 102]. Принцип органического единства деятельности и общественных отношений получает своё воплощение в труде, который является естественной необходимостью, «без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. не была бы возможна человеческая жизнь» [Там же, с.51]. И далее: «История времени, - есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы» [102, с. 162].
Основополагающим методологическим подходом к изучению социального времени, по мнению диссертанта, является рассмотрение его на трёх уровнях: время истории, время поколения и время личности. Такой подход был предложен отечественным учёным В.П.

  • Социальное самочувствие в условиях трансформации российского общества : Региональный аспект
  • Влияние деятельностной направленности студентов на функционирование академических групп
  • Влияние экономических и культурных ресурсов на успеваемость школьников из многодетных семей
  • Функционирование и развитие системы дополнительного военного образования в гражданских вузах: социологический анализ
  • Внутригрупповая конфликтность студентов современных российских вузов и факторы, влияющие на нее : По материалам социологического исследования вузов Приморского края
  • Развитие территориального общественного самоуправления в условиях становления гражданского общества в России
  • Ценностные ориентации молодежи : На примере республики Северная Осетия-Алания
  • Социализация личности через освоение профессионального языка в социальном институте образования
  • Социально-политическое пространство региона : Социологический анализ
  • Трансформация высшего образования в контексте социальных противоречий глобализации

Карантин – прекрасная возможность подтянуть личный уровень в научных достижениях: именно то, на что обычно не хватает времени и усидчивости. Желаем Вам светлых идей и хорошего самочувствия!

Уважаемые ученые и соискатели. Сайт предлагает новые диссертации Украины, защищенные не только в период 2002-2009 года, но и в период 2010-2020 г.
Для заказа новых диссертаций и авторефератов просим присылать название работы нам на email: dissertation.com.ua@gmail.com

Поздравляем ВСЕХ с наступающими Новым годом!
Желаем счастья и добра, успехов, чтобы год металлической Крысы был продуктивным, ИННОВАЦИОННЫМ И перспективным!
Надеемся, что новый год будет для всех нас особенным!

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Татьяна Захаровна Козлова

В статье рассматривается самореализация людей старшего возраста , т.е. старше 50 лет: возрастные группы «51-60 лет» и «60 лет и старше». Анализ эмпирических данных показал, что у лиц в возрастной группе «50-59 лет» сохраняется высокий уровень самореализации . У возрастной группы «60 лет и старше» уровень самореализации снижается. Последнее явление связано с ухудшением здоровья , с мотивацией «к отставке».

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Татьяна Захаровна Козлова

Self-realization of people senior age

The article discusses self-realization of elderly people, i.e. those 50 and older: age groups “50-59” and “above 60.” Analysis of empirical data showed that people in the “50-59 age” group retain a high level of self-realization, while within the age group of “above 60”, this level is decreasing. The latter phenomenon is related to worsening health and motivation “to retire”.

Текст научной работы на тему «Самореализация людей старшего возраста»

Социальные исследования 1 (2017) 54-61

Журнал "Социальные исследования"

Самореализация людей старшего возраста Татьяна Захаровна Козлова а *

а - доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социологии Российской академии наук. Адрес: 117218 Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, строение 5.

Прохождение статьи: Поступила: 18.04.2017 Принята: 20.04.2017 Опубликована онлайн: 21.04.2017_

Ключевые слова: самореализация; самооценка; старший возраст; здоровье; мотивация

В статье рассматривается самореализация людей старшего возраста, т.е. старше 50 лет: возрастные группы «51-60 лет» и «60 лет и старше». Анализ эмпирических данных показал, что у лиц в возрастной группе «50-59 лет» сохраняется высокий уровень самореализации. У возрастной группы «60 лет и старше» уровень самореализации снижается. Последнее явление связано с ухудшением здоровья, с мотивацией «к отставке».

Самореализация человека - главная цель всей его жизни, его социального времени. Жизненный путь человека - непрерывная цепь этапов самореализации. «Смысл жизненного пути, - отмечает Александр Грибакин, - состоит в самореализации индивидов. Способы самореализации индивидов и есть формы объективирования смысла их жизни» [Грибакин, 1985: 196].

Самореализация личности - это актуализации индивида в двух основных сферах жизни: профессии (труде) и семье человека.

© 2017 Автор ISSN 2500-0020

Journal of Social Research

Объект нашего исследования - старшее поколение. Предмет исследования -его самореализация. К старшему поколению в этой статье отнесены люди старше 50 лет. Мы берем градацию возрастной структуры, предложенную известным психологом Борисом Ананьевым [Ананьев, 1977: 341-344]. Для подсчета численности людей старшего поколения были взяты последние данные Росстата, опубликованные за 2015 год [Социальное положение. 2015]. Итак, в стране людей старше 50 лет 5 089 369 920 человек.

Самореализацию личности мы рассматриваем с момента примерного завершения интенсивного периода процесса социализации индивида (20-22 года), т.е. самореализацию взрослого человека, готового принять участие в жизни общества, в профессиональной деятельности. Человек вначале своего взрослого пути определяет цели (смысл) своей жизни, исходя из своих потребностей. Высшими потребностями личности по А. Маслоу являются потребности в самоактуализации, самореализации. Сюда относятся потребности в реализации тех потенций, на которые способен человек, потребности в саморазвитии, в творчестве в широком смысле этого слова [Маслоу, 1999]. Поставив перед собой цели, индивид сопоставляет их со своими способностями и возможностями.

Вступая в период взрослости «человек наиболее полно раскрывает свои потенции и задатки, возможности и способности. Своим продуктивным трудом он пополняет ресурсы, возможности общества. Такой человек особенно нужен обществу, ибо поддерживает его существование, приумножает его потенциал. Получив образование, воспитание, профессию, он теперь отдает обществу то, что получил от него. Разумеется такой нормативный вариант самореализации подготавливается всеми предшествующими фазами развития» [Грибакин, 1985: 231].

Сферы профессиональной деятельности являются теми институтами, где реализуется личность. Деятельность в них, рассмотренная по временным интервалам, - это этапы самореализации личности. Общая направленность личности (ее диспозиция) регулирует деятельность индивида. Высший диспозиционный уровень личности включает в себя социальные установки (ценностные ориентации) на цели жизнедеятельности и средства их достижения.

2. Периодизация этапов жизни и самореализация

До достижения старшего возраста человек проходит несколько этапов жизни (возрастных интервалов).

Первый интервал взрослой жизни от 20-22 - 25 лет (в зависимости от окончания получения образования) до 30 лет. У личности поставлены жизненно важные цели, сформировался план их выполнения. Определение генеральной цели (дерева целей) жизни является важным событием первой стадии самореализации личности. Вместе с тем, первый этап реализации личности, прежде всего, связан с процессом адаптации, как в профессии, так и в семье (если она уже создана).

Второй интервал взрослой жизни - человек в возрасте от 30 до 40 лет. Освоена профессия. Это - период расцвета всех жизненных сил, период наиболее активной реализации поставленных целей. Ученые С-Петербургского университета Р. А. Зобов и В. Н. Келасьев так пишут об этом возрастном периоде в жизни человека: «Продолжается профессиональный рост, означающий самореализацию. В случае социальной успешности повышается общая мотивация, происходит творческое развитие средствами профессии. Субъективно этот возраст переживается как апогей жизни, эти годы - период оптимума профессиональных достижений. На этой фазе обнаруживается различие стилей жизни, критериев жизненного успеха. В целом же возраст 30-40 лет характеризуется как время накопления относительно постоянных материальных средств и социальных связей, лидерства в различных видах деятельности» [Зобов, Келасьев, 2008: 233].

Третий интервал взрослой жизни - человек в возрасте от 40 до 50 лет. Это возраст профессиональной зрелости, когда еще достаточно хорошее здоровье, достаточно сил. В этот период, человек отдает накопленные ранее знания, передает свой опыт молодым коллегам. Среди людей этой возрастной когорты -много руководителей в разных сферах производства и науки.

Четвертый период взрослой жизни человека - возраст после 50 лет. В профессиональной деятельности человек достигает высшей квалификации. Человек знает, что стоит в преддверии пенсии. Поэтому, как никогда, он стремится передать другим, более молодым сотрудникам свои знания и умения.

Надо отметить, что основой классификации отдельных периодов жизненного цикла человека является признание противоречивого единства: биологического и социального. Соответственно изменениям биологического состояния человека

происходят изменения его социально-психологических характеристик, причем последние оказывают воздействие и на процессы физического старения, сдерживая или ускоряя его. С возрастом происходит снижение умственных способностей и сужение сферы мотивации.

3. Жизненный путь и мотивация

Американские психологи Р. Кюлен и Б. Ньюгартен попытались построить концепцию мотивации, основанную на анализе возрастных возможностей личности [Kuhlen, 1968]. Они предложили две модели мотивации, характерные для различных возрастных периодов жизни. Первая модель для молодого и зрелого возраста (20-50 лет), когда человеку сопутствует достижение целей и успех. В этот период жизни происходит расширение сферы потребностей, а вместе с ней и сферы мотивации. У молодых людей наблюдается активное стремление добиться цели, ориентация на достижение успеха во всем: карьере, экономической обеспеченности и пр. Формируется потребность «быть впереди». Вторая модель -человек в пожилом и преклонном возрасте. В этот период происходит сужение сферы потребностей, а вместе с ней и сферы мотивации. У старых людей ухудшается здоровье, они становятся менее энергичными и начинают «перемещаться» от более значительных и успешных ролей к менее значительным и успешным. Если в молодые годы для психологического равновесия личности необходима активная деятельность, то в старом возрасте у большинства людей это равновесие сопровождается пассивностью, мотивацией «к отставке», которая является средством избежать страха в предчувствии социального отвержения. У старых людей мера тревоги в значительной степени зависит от самооценки, которая тесно связана с уровнем самореализации.

Наряду с изменением сферы мотивации с возрастом изменяется и вторая группа психических свойств - умственные способности. Западные ученые (Дж. Биррен, Дж. Ботвинник, Д. Векслер и др.), исходя из проведенных исследований, пришли к выводу, что с возрастом происходят регрессивные изменения умственных способностей людей (исключая речь и словарный запас). Однако, по их мнению, у отдельно взятых людей некоторые способности могут сохраняться до глубокой

старости. Речь идет о гетерохронности в отношении умственных способностей [Botwinick, 1967].

Некоторые геронтологи склонны рассматривать жизненный путь, как трехфазовую схему: подготовительный период (социализация), активный период (до пенсии), фаза покоя - пенсионный период [Clemens, Backes, 1998].

Предпенсионный период и сам уход на пенсию сопряжен для многих людей с особыми переживаниями. А именно. У работающего человека сложился определенный образ жизни, который придется ломать (в случае ухода на пенсию). На службе он занимает какую-то позицию, постоянно общается с коллегами, имеет определенный социальный статус. С уходом на пенсию все это человек теряет, не говоря уже о потере зарплаты. Конечно, есть ряд людей, с удовольствием уходящих на пенсию. Скажем, человек не любит свою работу, плохо себя чувствует и другие причины. Но для большинства людей уход на пенсию - это испытание, снижение самооценки, которая тесно связана с уровнем самореализации человека [Козлова, 2003]. Чтобы этого не произошло, люди и в пожилом возрасте продолжают работать. Не всегда это происходит из-за недостатка материальных средств. Некоторые пенсионеры не хотят покидать свою работу, даже если им материально помогают дети. По данным Росстата среди мужчин пенсионного возраста продолжают работать в возрасте «60-72 года» примерно 5% (4,7) от всех занятых в экономике, среди женщин в возрасте «55-59 лет» - 8,7%, в возрасте «60-72 года» - 5,0% [Социальное положение. 2015: 62]. В старшем возрасте, выйдя на пенсию, люди хотят быть полезными, т.е. хотят себя реализовать. Если пенсионер не работает, то воспитывает внуков, помогает ухаживать за нездоровыми родственниками. Некоторые пенсионеры занимаются патриотическим воспитанием молодежи, занимаясь в Советах ветеранов.

4. Анализ результатов опроса

Каков уровень самореализации лиц старшего возраста, как он меняется в старшем возрасте? Ответ на этот вопрос автор статьи получил, анализируя результаты репрезентативного опроса, проведенного Институтом социологии РАН в конце 2016 года. Выборка 4 000 человек. Респондентам был задан вопрос: «Оцените по 5-балльной шкале насколько важным лично для Вас на сегодняшний

день является: самореализация, проявление себя». На шкале от 1 до 5 определены значения: «не важно» - для оценки 1, «важно» - для оценки 4, «очень важно» - для оценки 5.

Как и предполагалось, для лиц возрастной группы «51-60 лет» самореализация имеет большое значение: «важна» ответили 36% респондентов и «очень важна» 37%. Итак, для возрастной группы «51-60 лет» самореализация «важна» и «очень важна» для 73% опрошенных. Этот результат обусловлен тем, что в эту возрастную группу входят мужчины еще не пенсионного возраста, т.е. работающие (за исключением инвалидов и безработных). Женщины в этой группе уже пенсионного возраста, однако, часть из них продолжает работать. Эта группа людей старшего возраста, но не старого. У них еще достаточно энергии, чтобы себя реализовать в жизни. Потому для этой возрастной группе так важна самореализация.

Для лиц возрастной группы «Старше 60 лет» самореализация «важна» для 36% респондентов и «очень важна» для 24%. В группу «Старше 60 лет» входят люди разных старших возрастов (от 60 до 100 лет и возможно старше). Для этой возрастной группы самореализация «важна», как и для предыдущей группы, однако, доля ответивших «очень важна» у них меньше - 24%. Это понятно. В старом возрасте, слабеет здоровье, изменяют силы, подтачивают болезни, человек озабочен больше всего тем, чтобы не было хуже, лишь бы не стать бедным, немощным, одиноким. Одной из их значимых проблем для этой возрастной группы становится забота о своем здоровье.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. - 380 с.

Грибакин А. В. Жизненный путь как социально-историческое утверждение человека. Иркутск: Иркутский университет. 1985. - 199 с.

Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Человекознание: самореализация человека. Учебник. Под ред. В. Н. Келасьева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та. 2008. - 461 с.

Козлова Т. З. Самореализация личности. // Социологическая энциклопедия. В 2-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 2003. - 694 с.

Маслоу А. Г. Мотивация личности. СПб: Евразия, 1999. - 478 с.

Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. сб. М.: Росстат. 2015. -311 с.

Clemens, Wolfgang; Backes, Gertrud M. Altern und Gesellschaft, Gesellschaftliche Modernisierung durch Alterns Strukturwandel. Opladen: Leske+Budrich, 1998.

Botwinick, Jack. Cognitive Processes in Maturity and Old Age. N.Y.: Springer-Verlag Berlin Heidelberg. 1967.

Kuhlen R. G. Development changes in motivation during the adult years in Middle age and aging. Ed. by B. L. Neugarten. Chicago and London, 1968.

Self-realization of people senior age

Tat'yana Zakharovna Kozlova *

* - Doctor of Social Sciences, a leading researcher at the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences. Address: 117218 Moscow, Krzhizhanovskogo, d. 24/35, building 5. Email: tatiana_kozlova@mail.ru

The article discusses self-realization of elderly people, i.e. those 50 and older: age groups "50-59" and "above 60." Analysis of empirical data showed that people in the "50-59 age" group retain a high level of self-realization, while within the age group of "above 60", this level is decreasing. The latter phenomenon is related to worsening health and motivation "to retire".

Keywords: self-realizaiton; self-esteem; old age; health; motivation

Anan'ev B. G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya. Moscow: Nauka, 1977. 380 p. (In Russ.)

Gribakin A. V. Zhiznennyi put' kak sotsial'no-istoricheskoe utverzhdenie cheloveka. Irkutsk: Irkutskii universitet. 1985. 199 p. (In Russ.)

Zobov R. A., Kelas'ev V. N. Chelovekoznanie: samorealizatsiya cheloveka. Uchebnik. Ed. by V. N. Kelas'eva. St. Petersburg: Izd-vo S.-Peterb. Un-ta, 2008. 461 p. (In Russ.)

Kozlova T. Z. Samorealizatsiya lichnosti. Sotsiologicheskaya entsiklopediya. Vol. 2. Moscow: Mysl', 2003. - 694 p. (In Russ.)

Maslow A. H. A Theory of Human Motivation. St. Petersburg: Evraziya, 1999. 478 p. (Russ. ed.)

Sotsial'noe polozhenie i uroven' zhizni naseleniya Rossii. Stat. sb. Moscow: Rosstat. 2015. 311 p. (In Russ.)

Clemens, Wolfgang; Backes, Gertrud M. Altern und Gesellschaft, Gesellschaftliche Modernisierung durch Alterns Strukturwandel. Opladen: Leske+Budrich, 1998.

Botwinick, Jack. Cognitive Processes in Maturity and Old Age. N.Y.: Springer-Verlag Berlin Heidelberg. 1967.

Kuhlen R. G. Development changes in motivation during the adult years in Middle age and aging. Ed. by B. L. Neugarten. Chicago and London, 1968.




ВВЕДЕНИЕ
Глава I
СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА
1. Социальное время в истории социальной мысли
2. Категория социального времени в отечественной
социологииразработка и направления.
3. Использование категории социального времени в
социологических исследованиях.
4. Социальное время этапы самореализации личности.
Глава II
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЖИЗНИ ПЕНСИОНЕРОВ.
1. Социальнодемографические аспекты
2. Социальногеронтологические аспекты
3. Социальноэкономические аспекты
Глава III
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОШЛОЕ ПЕНСИОНЕРОВ, КАК
ЭТАП САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
1. Восприятие пенсионерами собственного и
исторического прошлого.
2. Самореализация пенсионеров различных половозрастных групп
в прошлом
Глава IV
НАСТОЯЩЕЕ ПЕНСИОНЕРОВ КАК ЭТАП
САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
1. Восприятие респондентами собственного и общезначимого социального врЗДбНИ
2. Самореализация пенсионеров различных половозрастных групп
в современной жизни.
Глава V
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕНСИОНЕРОВ О БУДУЩЕМ
1. Проблемы одиночества и отношения к концу жизни
2. Восприятие категории будущего респондентами различных половозрастных групп.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Втором Всероссийском конгрессе Российское общество и социология в XXI веке социальные вызовы и альтернативы октябрь г. По теме диссертации посланы тезисы докладов на международные конференции по проблемам пожилых россиян Финляндия, г. Австрия, Германия, . В материалах 4го Конгресса но геронтологии Берлин, г. По теме исследования опубликованы индивидуальные монографии Пенсионеры о себе, М. Институт социологии РАН, . М., Институт социологии РАН. Ранее автором была опубликована индивидуальная монография Возрастные группы в научном коллективе М. Наука, , 5,5 пл. Кроме того, по теме диссертации опубликованы статьи в сборниках i iiii i ii i. М., Ii i Пенсионеры России конца XX века. Н Россия в глобальном контексте. Статьи российских социологов для участников РУССКОГО ФОРУМА на XV ВКС М. РИЦ ИСПИ РАН, Представлешм о свом здоровье у пенсионеров различных возрастных групп. Здоровье человека социогуманитарные и медикобиологические аспекты. Институт человека, ii i i I. Старшее поколение его социальное время. Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе Российское общество и социология в XXI веке социальные вызовы и альтернативы. М., АльфаМ, , Том 3 Социальное время. Социологическая энциклопедия. В двух томах. М., Мысль, . Т.2. Самореализация человека. Социологическая энциклопедия. В двух томах. М., Мысль, . Т.2. Содержание диссертации отражено также в статьях в научных журналах Социальное время пенсионеров. Социол. Самооценка пенсионеров. Социол. Самооценка здоровья пожилых. Социол. Мониторинг удовлетворенности пенсионеров условиями жизни. Социол. Пенсионеры оценивают свою жизнь. Н Психология зрелости и старения. М., . Переживание времени пожилыми россиянами. Психология зрелости и старения. М., Центр Геронтолог, . К вопросу социального обеспечения пенсионеров в России. РЖ. Отечественная и зарубежная литература. Социология. М., . Одиночество пожилых людей одинокие пожилые люди в России. Социальные и гуманитарные науки. РЖ. Отечественная и зарубежная литература. Социология. М., , 1. Общее число публикаций около , более п. С давних времн учныеобществоведы разрабатывали проблему времени жизни человека, идею времени, . На разных стадиях общественного развития у людей формировались определнные представления о времени. Так, в доклассовом обществе у народов, занимающихся сельскохозяйственными работами, время связывалось с циклическим повторением сезонов, с определнным временем года. Люди по времени определяли, когда надо начинать пахать и сеять, когда убирать урожай, когда ждать приплод у животных и т. Время воспринималось, как естественная смена сезонов круг времени, когда чтото меняется в природе. От этих изменений напрямую зависела жизнь людей. Философы называют пастушеское и земледельческое время циклическим Там же, с. С возникновением классового общества несколько ослабевает зависимость людей от смены времн года. У людей формируется представление об историческом времени, о его поступательном движении, где каждая последующая единица временного определения не отменяет предыдущую и не уничтожает с, как это происходит с таблицей ежегодно возобновляемого календаря, не повторяет в виде ритуала содержание, но накладывается одна на другую, образуя последовательность исторического становления 0, с. Разработка времени человека восходит к античной философии. В работах Аристотеля Физика и Метафизика время рассматривается как движение от прошлого к настоящему. Причм, для характеристики временных периодов в прошлом Аристотель вводит такие понятия, как прежде и после. О том, что прежде и о том, что после, писал Аристотель, по отношению к некоторым вещам говорится в предположении, что в каждом роде т. Для характеристики настоящего Аристотель ввл понятие теперь. Теперь, . Философы отмечают, что греки, как и мы, внимательно относились ко времени. Однако, по сравнению с нами они ценили превыше всего настоящее, радовались ему, жили здесь и сейчас. Мы же иногда ради светлого будущего приносим в жертву настоящее, а иногда и прошлое 0, с.

Библиографическая ссылка на статью:
Арешкина Д.А., Дёмина Л.Д. Самореализация личности пожилого возраста в контексте удовлетворенности жизнью // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35642 (дата обращения: 13.09.2020).

В настоящее время в Российской Федерации сложилась ситуация, характеризующаяся увеличением в составе населения абсолютной численности и доли лиц пожилого и старческого возраста, что порождает целый ряд последствий экономического, социального и морально-этического характера.

Пожилой возраст включает в себя кризисные переживания, связанные, в том числе, с сужением круга социальных контактов и прекращением трудовой деятельности. Главной проблемой пожилого человека является «драма невостребованности» – нереализуемый потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности. Однако, несмотря на реальные социальные практики, ограничивающие деятельность пожилого человека, конструктивная стратегия старения выступает фактором удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте. Как показывают исследования [1], в психологии больше уделяется внимания деструктивным стратегиям старения. Это позволяет предпринимать меры по «профилактике» деструктивной старости в рамках социально-психологической поддержки пожилых людей, однако вопрос о факторах и механизмах конструктивной стратегии старения остается открытым.

Термин «самореализация» (self-realization) впервые, как замечает Л.А. Коростылева, был приведен в Словаре по философии и психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне [2]. Сегодня проблематика самореализации стала «неотъемлемой частью интеллектуального ландшафта Запада». Анализируя это явление, Д.А. Леонтьев указывает на то, что самореализация у людей Запада все больше становится своего рода культурным стереотипом, нормой [3].

Согласно концепции А. Маслоу, развитие является потребностью, присущей всем людям. Он возводит самореализацию в ранг мета-потребностей (Б-ценностей), т.е. духовных потребностей как ценностей высшего порядка. Он подчеркивает, что человек отличается от всех остальных живых существ способностью к ценностной самоактуализации и даже потребностью в ней [4]

Как отмечает Е.А. Коломиец, ранние теории самореализации-самоактуализации обнаруживают слабые места в своих теоретических основах. Остается неясным, почему в качестве основной фундаментальной тенденции человеческой жизни выделется именно самоосуществление как реализация заложенных потенций? В зависимости от обстоятельств жизни на первый план могут выходить и другие тенденции – самоограничение, гармонизация, адаптация и т.д. [5].

Продуктивная старость может быть обеспечена не столько успешной адаптацией личности к изменившимся условиям ее существования в социуме, новому статусу, сколько ее самореализацией. Одним из показателей субъективного благополучия личности, отражающих степень качества жизни, является удовлетворенность жизнью. Таким образом, конструктивная стратегия старения подразумевает высокий уровень удовлетворенности жизнью. Требуется прояснение того, какие показатели и стратегии самореализации способствуют удовлетворенности жизнью пожилого человека, а какие связаны с неудовлетворенностью.

Нами была осуществлена эмпирическая верификация предположения о содержательной связанности параметров самореализации личности пожилого возраста и удовлетворенности жизнью.

В исследовании участвовало 90 испытуемых – пожилые люди, в возрасте 55 – 65 лет, проживающие на территории Алтайского края, либо с партнером по браку, либо с родственниками. Сбор данных производился посредством анкетирования.

Итак, самореализация личности в данном исследовании – это осуществление возможностей развития «Я» личности, выражающееся в особенностях ценностно-смысловой, мотивационной сферах и саморегуляции [2].

Удовлетворенность жизнью – это устойчивое отношение к тем или иным аспектам жизни, формирующееся на основании неоднократно повторяющегося опыта [6].

В качестве методов исследования выступили:

Для диагностики ценностно-смыслового аспекта самореализации использовались «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева и методика Шварца для изучения ценностей личности (в адаптации В.Н. Карандышева). «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева предназначен для диагностики выраженности смысложизненных ориентаций личности. Методика Шварца для изучения ценностей личности представляет собой шкалу, предназначенную для измерения значимости ценностей личности, которые образуют десять типов (или мотивационных типов): «Власть», «Достижение», «Гедонизм», «Стимуляция», «Самостоятельность», «Универсализм», «Доброта», «Традиция», «Конформность», «Безопасность». Для диагностики мотивационного аспекта самореализации использовался тест мотивации достижения А. Мехрабиана (адаптация М.Ш. Магомед-Эминова). Тест предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Диагностика саморегуляционного аспекта самореализации проводилось с помощью опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, вопросник самоактуализации личности САМОАЛ, методики Ф. Зимбардо (ZPTI) по временной перспективе. Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко) предназначен для измерения выраженности основных составляющих психологического благополучия: наличие цели в жизни, положительные отношения с другими, личностный рост, управление окружением, самопринятие и автономия. Вопросник самоактуализиции личности САМОАЛ (адаптация Н.Ф. Калина, А.В. Лазукина) позволяет измерять уровень самоактуализации личности в соответствие с концепцией А. Маслоу. Он включает в себя следующие шкалы: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность (стремление к творчеству), автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении. Методика Ф. Зимбардо (ZPTI) по временной перспективе (в адаптации А. Сырцовой, О.В. Митиной) позволяет выявлять выраженность временных ориентаций в структуре временной перспективы личности. Данные временные ориентации являются шкалами методики: «фаталистическое настоящее», «негативное прошлое», «позитивное прошлое», «будущее», «гедонистическое настоящее».

Полученные в ходе тестирования данные подверглись обработке в программе SPSS-19.

Для обработки данных использовались такие математические методы как корреляционный анализ и факторный анализ. Корреляционный анализ − метод, предназначенный для проверки гипотезы о связи между переменными с использованием коэффициентов корреляции, которые показывают количественную меру взаимосвязи двух переменных. Использовался для выявления взаимосвязи между смысложизненными ориентациями, удовлетворенностью жизнью и мотивацией достижений. Факторный анализ – это метод, главными целями которого являются сокращение числа переменных (редукция данных) и определение структуры взаимосвязей между переменными, т.е. классификация переменных. В данном случае факторный анализ проводился для того, чтобы объединить факторы, влияющие на самореализацию личности у лиц пожилого возраста.

Итак, с помощью корреляционного анализа было решено выяснить, как смысложизненные ориентации взаимосвязаны с показателями удовлетворенности жизнью и мотивацией достижения.

На основе полученных данных правомерно сделать следующие выводы:

Положительная оценка себя взаимосвязана с последовательностью в достижении цели и с интересом к жизни (r= 0,727 и r= 0,610 при р Количество просмотров публикации: Please wait



Многие одинокие пенсионерки в современной России небеспричинно обеспокоены прежде всего своим здоровьем.
Но жизнь на пенсии не может быть всецело сведена лишь только к поддержанию своего здоровья.
Как известно, мы не живём, чтобы есть, а едим, чтобы жить.
Так и со здоровьем: да, конечно же оно крайне важно и пожилым и молодым!
Но. но. здоровье - это не конечная финишная самоцель, а БАЗИС, средство, условие, потенциал для осуществления САМОРЕАЛИЗАЦИИ пожилого человека.
Причём прежде всего вовсе не самореализации "в стол" (ну типа написал 2-й том "Мёртвых душ" и сжёг его), вовсе не для пустозвонной пустоцветной чисто крайне условной символической самореализации (типа "самореализации" ношением воды в решете, "самореализации" через мартышкин труд или тяжкий Сизифов труд), а РЕАЛЬНОЙ СУЩЕСТВЕННОЙ самореализации!
РЕАЛЬНОЙ СУЩЕСТВЕННОЙ ДОСУГОВОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В СВОБОДНОЕ от официальных дел время пожилого человека на пенсии! Для того чтобы через свою существенную самореализацию (вне быта и официальной занятости, да и внуки-правнуки рядом под боком не у каждой имеются!) относительно одинокая пенсионерка могла бы и В ПЕНСИОННОМ ВОЗРАСТЕ ОСТАВЛЯТЬ СВОЙ СУЩЕСТВЕННЫЙ ДЕМИУРГИЧЕСКИЙ СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ СЛЕД НА ЗЕМЛЕ, в этом посюстороннем мире.
Именно это - самое важное и мощное (на мой скромный взгляд), что стимулирует относительно одиноких пенсионерок заботиться о своём здоровье и самоактуализации! Ведь что такое эта самая самоактуализация по А Маслоу?
Это прежде всего самообразование, всевозможное хорошее саморазвитие + САМОРЕАЛИЗАЦИЯ!
Ведь человек на пенсии самообразовывает и разносторонне саморазвивает себя, свой человеческий потенциал для того того, чтобы САМОРЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ, реально применять свой человеческий потенциал для (продолжения и в пенсионном возрасте процесса) оставления своего существенного хорошего полезного Следа на Земле!
Как мудро писал ещё Л.Н. Толстой: "СТАРИК (то бишь пенсионер по возрасту. пожилой!) САЖАЛ ЯБЛОНЮ. И у него спросили: "Зачем тебе это нужно, ведь ты скорее всего не съешь этих яблок, Евгений Седов на ВНИИ СПК ещё не вывел скороспелые сорта?" "Я не сьем, внуки съедят - мне спасибо скажут, я ОСТАВЛЯЮ ПОСЛЕ СЕБЯ ДОЛГОВЕЧНЫЙ ДОБРЫЙ ДЕМИУРГИЧЕСКИЙ СЛЕД НА ЗЕМЛЕ, я сейчас непустоцветно существенно САМОРЕАЛИЗОВЫВАЮСЬ!"- мудро ответил непонятливым пожилой человек. Ведь пенсионер (как и любой человек) создан по образу и подобию нашего Творца, Демиурга, мы сотворцы, соработники Господа Бога!

Вот что я прочла в Википедии:

"Патриарх Кирилл в декабре 2013 года в рамках спецпроекта газеты «Аргументы и факты» «100 главных вопросов России» следующим образом сформулировал свой вариант ответа на вопрос о смысле жизни: «Бог предопределил мир к безграничному развитию и совершенствованию. Каждый из нас должен быть соработником Богу в этом великом деле… Соработничество Богу — вот смысл жизни."

Именно так обозначил главный высший смысл человеческой жизни Православных пенсионеров наш мудрый Патриарх!

Быть соработницей Бога, быть человеком-демиургом, человеком-творцом, со-творцем будущего нашего мира, всячески достойно детерминировать собою всё будущее нашего мира и человечества в нём, позитивно влиять и на подпорченную другими людьми окружающую среду и на самих других людей, на их жизнь, на их души, на их сущности, на их судьбы, на их будущее, на Человечество, на всё его будущее, на мир вокруг нас, на его будущее, устремлённое в бескрайнюю Вечность!

Если пенсионерка полнокровно является и чувствует себя СОРАБОТНИЦЕЙ ГОСПОДУ БОГУ - именно это наилучше внутренне стимулирует её и о здоровье и о саморазвитии и о самообразовании заботиться!
Если же пенсионерке внушают: Вы, мадам, хотя и не планируете (вместо помощи дочери, которая в другом городе тянет одна внуков и элементарно не может ни разу в их детской жизни отвезти их хотя бы на Чёрное море!) НЕ планируете совершить на Вашу пенсию путешествия в какую-нибудь (условно) Тарабарию и Чунзанию, но вы, пожилая леди, всё равно потратьте бесценное такое до боли краткое оставшееся время вашей единственной краткой жизни на изучение тарабарского и чунзанийского языков непонятно для чего.
Так прямо о советуют: Мол профукайте драгоценный остаток жизни на эту бесполезную постозвонную хрень вместо САМОРЕАЛИЗАЦИИ, сотворения своего существенного достойного доброго хорошего Следа на Земле, вместо СОРАБОТНИЧЕСТВА БОГУ. - вот как раз именно после таких вот крайне неумных диких тарабарско-чунзанийских "советов" у пенсионерок руки опускаются.
Вкус жизни пропадает, жизнь на пенсии начинает подсознательно восприниматься тарабарско-чунзанийской бессмыслицей, начисто лишённой высокого конструктивного СМЫСЛА ЖИЗНИ, пролонгированного на послесмертие человека!

На днях я получила вот такое письмо от человека, ищущего свой собственный смысл жизни.
Вот его текст:

"Добрый день, уважаемая Алина!
Я, если Вы позволите, хочу попросить у Вас, как у мудрого и хорошо разбирающегося в Православии человека, ценного жизненного совета.
Если Вы сможете и захотите его дать. Так вот.
Бывает, что человек шёл по жизни неправильным путём, имел сравнительно неверный смысл своей жизни. А потом он душевно прозрел.
Например, бывший гонитель первых христиан Савл имел вначале неверный смысл жизни (искоренять эту "опасную ересь"), а потом он физиологически временно ослеп, а духовно прозрел и стал апостолом Павлом, главным миссионером Учения Господа нашего.
Ну и многие другие люди вначале имели неправильный смысл жизни, но затем исправились, сошли с былого греховного жизненного пути.
Например, Блудный Сын из притчи Господа нашего Иисуса Христа.
Вначале он посвятил многие годы своей жизни кутежам и блуду, потакал ненасытному шопоголизму и транжироголизму собутыльниц и друзей его кошелька, расточая на это свою долю отцовского наследства.
Он тогда неосознанно усматривал свой смысл жизни в том, чтобы быть пухлым кошельком с ушками на ножках для этих падших беспутных дам и лжедрузей.
А потом, оставшись банкротом, опомнился, раскаялся и начал Новую Жизнь.
Так вот, один близкий мне человек имел и имеет его земную жизнь, которую можно условно подразделить на 3 этапа:
1). Юная незрелая такая ещё зелёная пора.
2). Годы следования сравнительно неверному смыслу жизни, не вполне подобающему в своей ценностно-смысловой направленности Православному христианину.
3). Духовное прозрение, пробуждение и обретение новой направленности жизни - следовать за Христом, ну и его дальнейшая Новая Жизнь после этого.
Так вот, тот человек на прежнем 2-м этапе жизни был не совсем падшим, он был довольно скромным грешником, как ни странно он и в тот не в Христе период жизни в основном довольно-добросовестно работал на работе, помогал близким и даже подпольно многократно занимался благотворительностью и деланием добра нуждающимся людям.
А вот о чём он, помимо невоцерковлённости наиболее очень жалеет, это то, что он не занимался тогда своей досуговой самореализацией вне сферы общественного производства и вне бытовой рутины.
Вот представьте, жил себе человек, лечился по совету гинеколога от фиброзно-кистозной мастопатии всякой выписанной тем гинекологом гомеопатией (а эту самую гомеопатию в прошлом году РАН официально объявила лженаукой, но и после этого гинеколог маниакально пичкала ее исключительно всякими гомеопатическими пустышками-плацебками - мастодиноном и т.д.).
И вот подозрение на онкологию заставило ее переосмыслить свою жизнь.
Так вот, до своего духовного Пробуждения до того в былой не вполне христианской жизни человек жил не совсем уж неправедно - честно трудился и т.д. Но рутинно жил, и забывал как правильные слова безбожника Карла Маркса "Главное богатство человека - не его рабочее время, а его СВОБОДНОЕ время", так и то, что мы сотворены по образу и подобию нашего Творца, то есть нам следует стараться быть добрыми со-творцами мира вокруг нас, в своей такой краткой земной жизни стараться по-возможности оставить (на досуге, в своё СВОБОДНОЕ время!) после себя добрый существенный След на Земле, в этом посюстороннем мироздании.
Так уж получилось, что Бог не дал этой бедолаге деток в её земной жизни - эндометриоз, миомы, поликистоз обеих яичников, аденомиоз, невынашивание и т.д., экс-муж ушёл к плодовитой и т.д., никакие усыновление ею в одиночку никем (из многочисленных ныне потенциальных усыновителей) невостребуемых особо проблемных и наиболее нездоровых социальных сирот не планируются.
Так вот, уважаемая дорогая Алина, какой существенный свой След на Земле может оставить обычной земной человек, не хватающий звёзд с неба, свой добрый хороший земной человеческий След, пролонгированный в послесмертие этого человека, положительно влияющий на развитие Будущего и на жизнь последующих поколений.
Что касается идеи посадки деревьев в урбанистическом ландшафте нашего города, то ни одно из 7 посаженных ею в её жизни деревьев до сего дня не выжило.
Так, в конце апреля 2004 года были высажены рядком 3 деревца на том месте, где после развала СССР грунт никто не трогал.
И вот, прямо в июне 2004 года там прямо по посаженным деревцам внезапно прорыл траншею экскаватор - оказывается, там внизу в советские времена была зарыта труба или кабель,и её обновили. А деревца погибли.
Посаженный же на даче бывшего (до мужа) друга юности саженец яблони (сорт Спартан) в 2001г сгрыз заяц, причём уже в апреле, когда саженец освободили от зимней обвязки. Грустно, печально.
Очень больно и жутко осознавать, что можно завершить такое мимолётное земное бытие всего лишь жалкой ничтожной пустоцветной песчинкой истории, а не её творцом, не со-творцем Господа нашего.
Я смотрела фильм, где Спас наш Иисус Христос впервые позвал за собой рыбака Симона, будущего первоапостола Петра. "А что мы будем делать, Господи?" - вместо прямого ответа уточняюще спросил его Симон. "МЕНЯТЬ МИР!" - ответил Петру Христос.
Вот и я задалась вопросом, как простая обыкновенная жительница г. Орла может на её досуге в её свободное время менять мир вслед за Иисусом Христом, какой её добрый достойный пролонгированный на её послесмертие След на Земле она может созидать в условиях специфики, ньюансов ограничений нашей современной орловской действительности?
Что Вы, уважаемая Алина, можете посоветовать такому человеку?
В Википедии написано: "Патриарх Кирилл в декабре 2013 года в рамках спецпроекта газеты «Аргументы и факты» «100 главных вопросов России» следующим образом сформулировал свой вариант ответа на вопрос о смысле жизни: «Бог предопределил мир к безграничному развитию и совершенствованию. Каждый из нас должен быть соработником Богу в этом великом деле… Соработничество Богу — вот смысл жизни. "
Уважаемая Алина, как Вы считаете, каким образом лучше быть соработницей нашему Творцу, мини-демиургом своего доброго созидательного устремлённого в грядущее, в послесмертие, в послезавтрашний день своего Следа на Земле, демиургического Следа, устремленного в далёкое будущее этого посюстороннего мироздания. С уважением, Светлана. "

Письмо это очень тронуло моё сердце.
Я всю ночь не спала. Размышляла.
Сопереживала.
Происходил незримый напряжённый труд моей души.
Жизнь наша очень коротка.
Не успеваем оглянуться - и полжизни уже пролетело, пронеслось, ушло в былое, в Историю, в личную душевную память.
А там порог Вечности уже не за горами, стремительно приближается.
Понятно, что человеку очень хочется оставить после себя свой существенный надёжный посмертный земной человеческий след.
Что можно ответить автору.
Я согласна со Светланой в том, что осмысленная жизнь сознательно живущего не склонного к атеизму человека действительно есть прежде всего соработничество нашему Творцу.
Наш Создатель сотворил нам наш мир, и это творение Им мироздания не просто разовый акт случившегося 14 миллиардов лет назад Порождения нашего мира с его пространством, временем, триллионами галактик, тёмной материей, тёмной энергией, тёмным потоком и т.д. ( а именно творения его-мира путём т.н. Большого Взрыва из содержательной пустоты, из полного абсолютного нульмерного вакуума вне пространства и времени), но этот творческий акт Господа Бога продолжает эволюционно развиваться, развертываться прямо на наших глазах!
И нам как со-творцам, со-работникам, со-созидателям, со-демиургам Бога , если зрело подумать, действительно следует, стоит принять самое активное участие в дальнейшем эволюционном осуществлении, развертывании, развитии, становлении нашего мира.
Вокруг нас сейчас осталось не так-то много нетронутых девственных уголков подлинно первозданной природы.
В основном преобладает заметно подпорченная предыдущими поколениями людей так называемая окружающая среда, нуждающаяся в нашем улучшении, исцелении, облагораживании, порой достаточно серьезном.
Посадка полезащитных лесополос, противоэрозионных приовражных лесонасаждений, строительство и зарыбление прудов на оврагах, развешивание дуплянок и синичников, а также домиков для летучих мышей, зимняя подкормка птиц, белочек и других зверушек, создание солонцов и подкормочных площадок - всё это примеры нашего доброго следа на Земле.
Есть смысл вновь и вновь сажать деревья там, где маловероятен риск их техногенной или антропогенной гибели.
Хороший добрый след оставляет также аграрный земледельческий труд по выращиванию урожаев на личных подсобных участках (если таким участком есть возможность разжиться), огородничество и садоводство.
Возделывать свой сад, преобразовывать в прекрасный сад лик уголка Земли - что может быть прекраснее!
Вообще желательно стремиться по-возможности разумно и бережно любовно где возможно преобразовывать лик Земли.
Ну и конечно же надо стараться заботиться о других людях и поддерживать их, любовно и человечно общаться, всячески добросердечно неформально взаимодействовать с другими людьми, любить их и стремиться быть им полезной и нужной, стараться по-возможности хорошо мудро продолжаться в других людях, в их душах, в их сущностях, в их судьбах, в их будущем, в нашем родном человечестве, в его будущем, в нашем любимом прекрасном и дивном мире, в его будущем.
Навечно, навсегда в своих причинно-следственных последствиях, результатах продолжаться!
Невозможно выразить всю высокодуховную красоту такого нашего продолжения, нашего прекрасного и удивительного трудового и человеколюбческого соработничества Богу!
Быть соработницей Бога, быть человеком-демиургом, человеком-творцом, со-творцем будущего нашего мира, всячески достойно детерминировать собою всё будущее нашего мира и человечества в нём, позитивно влиять и на подпорченную другими людьми окружающую среду и на самих других людей, на их жизнь, на их души, на их сущности, на их судьбы, на их будущее, на Человечество, на всё его будущее, на мир вокруг нас, на его будущее, устремлённое в бескрайнюю Вечность!
Мы призваны нашим Творцом нести особенную специфическую негэнтропийную миссию в Мироздании.
В этом и состоит нам Богом данное высшее предназначение человечества.
И нашего земного человечества и других внеземных инопланетных разумных гуманоидных цивилизаций тоже.
Это и есть особенный самый-самый заветный прекрасный и удивительный смысл существования Человечества!
Наш миссианский смысл, уникальная высшая демиургическая Миссия Разумной Жизни!
Мы детерминируем, предопределяем, обуславливаем собой (во все стороны от Земли в просторы Вселенной со скоростью света - скоростью распространения причинности) всю Вселенную, всевозможно инобытийно нелокально продолжая себя во всём Будущем нашей Вселенной!

Самый главный высший непреходящий смысл человеческой жизни – быть добрым достойным хорошим со-творцем нашему Творцу в деле демиургического преобразования, развития нашего мира, оставлять после себя светлый, хороший, добрый, полезный другим людям, природе и последующим поколениям достойный существенный свой собственный индивидуальный След на Земле и во Вселенной, в нашем мироздании.
В естественной неживой природе неуклонно нарастает энтропия.
Но живая природа творит (творит правда за счёт экспорта энтропии вовне в неживую природу и (бывает) в иные компоненты своей экосистемы, а не путём уменьшения общего вселенского уровня энтропии) уникальные негэнтропийные комбинации.
Человек как соработник нашему Творцу призван творить, созидать великое множество негэнтропийных комбинаций, локусов, макрофлуктуаций и мегафлуктуаций качественно иного в чём-то более высокого специфического плана.
Только люди и разумные гуманоиды способны творить совершенно особенные негэнтропийные системы и структуры, прождать совершенно уникальные процессы.
Природная эволюция сама по себе способна породить даже волка, но никогда не породит тех же добермана, чёрного терьера, южноафриканского бурбуля.
И луноход она не породит.
И следы лунохода на лунных равнинах.
И "Евгения Онегина".
И даже вот этот мой скромный графоманский опус.
Сколько ни стучать стае обезьян по клавиатуре, всё равно ни одна из них этот полный смыслов и значений негэнтропийный текст никогда не напечатает.
И то электронное устройство, на которым вы сейчас читаете данный текст.

Особенно эта демиургически-негэнтропийная творческо-преобразующая миссия человеческих индивидуумов возрастёт и станет более важной в ходе дальнейшего прогресса нашей Земной Цивилизации.
Так что мы живём для других людей и для родного земного Человечества.
А может быть в грядущем в смысл жизни наших потомков добавится и новый смысловой оттенок – жить для собратьев-инопланетян тоже.

Читайте также: