Социальные пенсии научные статьи


Цена:

Авторы работы:

ЖУКОВА АННА ПАВЛОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЖУКОВА Анна Павловна,

кандидат политических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин НОЧУ ВПО «Московский новый юридический институт». E-mail: prigos@mail.ru

Краткая аннотация: в статье системно рассмотрены правовые аспекты установления социальных пенсий для неработающих категорий населения.

The article systematically examined the legal aspects of social pensions for disabled populations.

Ключевые слова: пенсия; пенсии по старости; пенсии по инвалидности; пенсии по случаю потери кормильца; государственное пенсионное обеспечение; социальные пенсии; нетрудоспособные граждане.

Pension; old-age pension; disability pensions; survivor's pension; state pension; social pensions; disabled citizens.

Социальные пенсии предназначены нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию на безэквивалентной основе. Провозглашение Российской Федерации социальным государством обуславливает необходимость выплат социальных пенсий. Основной целью социальных пенсий представляется обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа. Социальная пенсия представляет собой регулярные пенсионные выплаты, которые получают определенные категории граждан. Социальная пенсия получила теоретическое развитие в системе У. Беверид-жа, направленной на преодоление нищеты за счет обеспечения необходимого дохода всем подданным (гражданам) при утере источников средств к существованию1. Социальную пенсию получают исключительно нетрудоспособные граждане . Правовое регулирование социальных пенсий осуществляется в рамках Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-

1 Ермаков Д.Н. Новые тенденции в развитии пенсионной системы Российской Федерации: монография. М.: АПКиППРО, 2013.

2 Под термином «нетрудоспособные граждане» понимаются те из них, которые, будучи престарелыми, или инвалидами, или потеряв кормильца, не приобрели права на трудовую пенсию (например, это граждане, которые по каким-либо причинам не отвечают условиям назначения трудовой пенсии; граждане, которые имеют право на получение трудовой пенсии, однако не обращались за ее назначением в ПФР).

ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»3.

Современным российским законодательством определен круг лиц, имеющих право на получение такой пенсии: инвалиды I, II и III групп, включая инвалидов с детства; дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы4; граждане из числа малочисленных народов Севера5, достигшие возраста 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины); граждане, достигшие возраста 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины). Таким образом, социальные пенсии могут быть: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Что касается инвалидов, то речь идет только о тех из них, кто не получил права на трудовую пенсию по инвалидности (сама же инвалидность устанавливается федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы); относительно детей

3 СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.

4 За исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

5 Единый перечень коренных малочисленных народов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изм. от 30 сентября 2000 г., 13 октября 2008 г., 18 мая, 17 июня, 2 сентября 2010 г., 26 декабря 2011 г.) // Росс. газ. (федеральный выпуск). 2000. 5 апреля; Консультант-плюс. 2012. 1 октября.

- им выплачивается пенсия по случаю потери кормильца, а граждане из числа малочисленных народов Севера и иные граждане, достигшие определенного возраста и не заработавшие право на трудовую пенсию, получают социальную пенсию по старости. Следует обратить внимание, что в случае с гражданами из народов Севера, их пенсионный возраст ниже общеустановленного, а в случае иных граждан

Размеры социальной пенсии определяются величиной прожиточного минимума пен-сионера2. До 1 января 2010 г.3 размер социальной пенсии нетрудоспособных граждан определялся в процентном отношении к базовой части трудовой пенсии по старости и к базовой части трудовой пенсии по инвалидности, назначаемых на основании №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В настоящее время, в зависимости от категорий ее получателей, размеры социальной пенсии зафиксированы в конкретной сумме денег (табл. 1).

Таблица 1. Размеры социальных пенсий неработающих граждан4

1 Ермаков Д.Н. Система пенсионного страхования в Российской Федерации: Уч. пособие. М.:ВАКО, 2013.

2 Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации: Уч. пособие / Д.Н. Ермаков, С.А. Хмелевская. М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. 400 с.

3 До принятия Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"» // Росс. газ. (федеральный выпуск). 2009. 29 июля; Консультант-плюс. 2013. 1 октября.

4 http://www.pfrf.ru/social_pension/ [Дата обращения 12.04.2014 г.]

За последнее время величина выплат социальных пенсий вплоть неизбежно отставала от определенного в регионе прожиточного минимума пенсионера. Сравним темпы роста индекса потребительских цен и прожиточного минимума пенсионера (табл. 2).

Категория получателей пенсии Размер пенсии

- Граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет - Граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет - Инвалиды II группы (за исключением инвалидов с детства) 4323,74 рубля в месяц

- Дети в возрасте до 18 лет и старше, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного из родителей

- Инвалиды с детства I группы - Дети инвалиды 10376,86 рублей в месяц

- Инвалиды с детства II группы - Инвалиды I группы - Дети в возрасте до 18 лет и старше, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие обоих родителей и дети умершей одинокой матери 8647,51 рублей в месяц

- Инвалиды III группы 3675,20 рублей в месяц

Таблица 2. Темпы роста индекса потребительских цен на товары и услуги и прожиточного минимума пенсионера (http: //www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d1/06-12.htm)

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рост индекса потребительских цен, в % к предыдущему году (на конец текущего года) 9,0% 11,9% 13,3% 8,8% 8,8% 6,1%

Рост прожиточного минимума пенсионера в % к предыдущему году (на конец текущего года) 12,9% 12,2% 18,9% 12,5% 10,2% 11,3%

Для сокращения разрыва, российским государством устанавливаются социальные доплаты к пенсии. Последние назначаются всем неработающим пенсионерам в случае, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации (табл. 3). (В случае, если общая сумма материального обеспечения

пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации, который, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, то пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации будет устанавливаться федеральная социальная доплата к пенсии.)

Таблица 3. Размеры прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации на 2014 год (выборочно) (http://www.pfrf.ru/socdoplata_doprojmin/ [Дата обращения 12.04.2014 г.])

Наименование субъекта РФ Величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации (установленная или предполагаемая) и дата ее установления (планируемого установления) СД

В целом по Российской Федерации 6 354 руб.

Белгородская область 5760 руб. ФСД

Брянская область 5648 руб. ФСД

Воронежская область 6 039 руб. ФСД

Ивановская область 6 078 руб. ФСД

Калужская область 6 130 руб. ФСД

Москва 8 502 руб. РСД

Московская область 6 812 руб. РСД

г. Санкт-Петербург 6 258 руб. ФСД

Ленинградская область 5 900 руб. ФСД

Ненецкий АО 13 430 руб. РСД

Республика Саха (Якутия) 1-ая зона 9 541 руб. 2-ая зона 12 132 руб. РСД

Чукотский АО 14 000 руб. РСД

В рамках реализации «майских» Указов Президента , с 1 апреля 2014 г. размеры соци-

1 О мероприятиях по реализации государственной социальной политики. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 // Росс. газ. 2012. 9 мая.

альных пенсий проиндексированы.

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера должны учитываться все виды пенсий, ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг), дополнительное материальное (социальное) обеспечение и иные меры социальной поддержки (помощи), установленные законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно). Трудовые пенсии формируются из страховых взносов, которые выплачивают работодатели за своих работников (в ряде случаев и сами работники) в ПФР, в то время, как источником финансирования социальных пенсий выступает федеральный бюджет.

В современной России социальная пенсия является не единственной разновидностью социальных выплат. Например,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Академия маркетинга и социально информационных технологий - ИМСИТ


ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

В статье проведён анализ государственного пенсионного обеспечения социальной направленности.

Текст научной статьи

Одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества занимает Социальное обеспечение, которое напрямую зависит от развития экономики, и тесно связано с идеей социального благополучия населения. Право каждого гражданина РФ на социальное обеспечение закреплено в 39 статье Конституции Российской Федерации. Согласно данной статье каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [1]. Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии, которые в отличие от трудовых, не являются частичным замещением утраченного заработка и условия, определяющие право на них, не зависят от трудового стажа. Они выплачиваются в твердом размере за счёт средств государственного бюджета. Основная цель введения социальных пенсий - обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа. Круг лиц, обеспечиваемых данной пенсией это нетрудоспособные граждане: - инвалиды (инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени); - инвалиды с детства (не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [7], либо на пенсию по инвалидности в соответствии со статьями 8, 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») [8]; - дети-инвалиды; - дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со статьями 8 и 10 вышеназванного Федерального закона; - граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины); - граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Закон не предусматривает увеличение размера социальной пенсии по старости в связи с наличием у её получателя иждивенцев, а также при ограничении его способности к трудовой деятельности. Однако, для граждан проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных, материальных и физиологических затрат определяемых Правительством РФ, размер пенсии увеличивается на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания в указанных районах (местностях). При выезде их на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учёта районного коэффициента. Таким образом, социальная пенсия по возрасту назначается пожилым гражданам, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы, за исключением граждан из числа малочисленных народов. Как и трудовые пенсии, они назначаются в связи: - с достижением установленного законом возраста; - наступлением инвалидности; - потерей. Социальная пенсия - это гарантированная государством минимальная социальная помощь, предоставляемая законе лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца, независимо от их трудового стажа, уплаты страховых пенсионных взносов за счет средств государственного бюджета. Для назначения социальной пенсии гражданину необходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства. Право на социальную пенсию по возрасту предоставлено только лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации. Тем, кто выехал на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, социальная пенсия не назначается, а назначенная социальная пенсия в период постоянного проживания за границей не выплачивается (в соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» социальная пенсия гражданам назначается в случае, когда лица по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию). Граждане из числа малочисленных народов Севера приобретают право на социальную пенсию по старости раньше (с 55 и 50 лет). К коренным малочисленным народам Севера (далее - малочисленные народы) относятся народы, проживающие в районах Севера на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»). Документом, подтверждающим принадлежность к малочисленным народам, является паспорт или свидетельство о рождении, где указана соответствующая национальность. Если в указанных документах требуемые сведения отсутствуют, представляются справки, выданные общинами малочисленных народов или органами местного самоуправления. Размер социальной пенсии установлен на уровне 100% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях для граждан, достигших общего пенсионного возраста. Размер социальной пенсии по возрасту индексируется с учетом темпов роста инфляции в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») [8]. В России предусмотрено пять льготных оснований, определяющих право на пенсию по старости. Они не связаны с условиями или характером трудовой деятельности и относятся непосредственно к личности гражданина, обращающегося за пенсией, к его особенностям. Льготы касаются как возрастного ценза, так и обычно продолжительности общего трудового стажа. Два льготных основания из пяти касаются женщин. Первое - это многодетность женщины в сочетании с воспитанием ею детей до определённого возраста. Обычно многодетной признается женщина, имеющая трёх и более детей. Однако пенсия на льготных основаниях устанавливается не всем таким женщинам, а лишь тем из них, которые, во-первых, родили пять или более детей и, во-вторых, воспитали их до восьми лет. Такие женщины имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет. Второе основание - это воспитание матерью ребенка-инвалида с детства до 8 лет. Как и многодетные матери, эти матери имеют право на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет. Третье и четвёртое льготные основания, определяющие право на пенсию по старости, касаются двух категорий инвалидов: - инвалидов Великой Отечественной войны и других инвалидов, приравненных к ним в отношении пенсионного обеспечения, - инвалидов I группы по зрению. Что касается первой категории инвалидов, то для них снижен общий пенсионный возраст на 5 лет, т.е. пенсия по старости устанавливается мужчинам по достижении 55 лет, а женщинам по достижении 50 лет. В данном случае предусмотрено снижение лишь пенсионного возраста; стажевые требования для получения пенсии остались прежними. В настоящее время данные льготные основания актуальны для тех граждан, которые стали инвалидами вследствие военной травмы в послевоенный период. При этом следует учитывать, что такие граждане имеют право в соответствии с российским пенсионным законом получать две пенсии. Пятое льготное основание для назначения пенсии по старости распространяется на граждан, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов). Оно введено в 1961 г. и воспринято практически без изменений российским пенсионным законом: пенсии им устанавливаются при пониженном пенсионном возрасте на 15 лет (по достижении 45 лет мужчинам и по достижении 40 лет женщинам) и сокращенном общем трудовом стаже. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия по инвалидности назначается постоянно проживающим в Российской Федерации инвалидам, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности любой степени, которые не имеют права на трудовую пенсию, а также по иным установленным Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» основаниям. Признание гражданина инвалидом, установление времени наступления и периода инвалидности, а также степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности осуществляются Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания гражданина инвалидом утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствие со ст. 5 Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Социальная пенсия по инвалидности устанавливается в фиксированном размере пропорционально базовой части трудовой пенсии (ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»): Социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам: детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 8 (назначения пенсий военнослужащим и членам их семей) и ст. 10 (назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей) Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [8]. При назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца применяются нормы ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, т.е. должно доказываться иждивение детей, хотя и не достигших 18-летнего возраста, но объявленных полностью дееспособными (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») [7]. Социальная пенсия назначается, если её получатели не имеют права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца или по случаю потери кормильца из числа военнослужащих либо лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф (ст.ст. 8, 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). В качестве документа, подтверждающего, что умершая являлась одинокой матерью, принимается свидетельство о рождении её ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справка органов ЗАГСа о том, что в свидетельство о рождении ребенка сведения об отце ребенка внесены по указанию матери. Размер социальной пенсии по случаю потери кормильца увеличивается на период постоянного проживания её получателя в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, на районный коэффициент, установленный для этих местностей. Социальная пенсия по случаю потери кормильца индексируется в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Базык Е.Ф.

В статье проведён анализ государственного пенсионного обеспечения социальной направленности.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Базык Е.Ф.

Текст научной работы на тему «Социальные пенсии как особая категория государственного пенсионного обеспечения»

Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и корпоративного управления, Академия маркетинга и социально информационных технологий -

ИМСИТ (г. Краснодар) Россия

СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ КАК ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

В статье проведён анализ государственного пенсионного обеспечения социальной направленности.

Одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества занимает Социальное обеспечение, которое напрямую зависит от развития экономики, и тесно связано с идеей социального благополучия населения.

Право каждого гражданина РФ на социальное обеспечение закреплено в 39 статье Конституции Российской Федерации. Согласно данной статье каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [1].

Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии, которые в отличие от трудовых, не являются частичным замещением утраченного заработка и условия, определяющие право на них, не зависят от трудового стажа. Они выплачиваются в твердом размере за счёт средств государственного бюджета.

Основная цель введения социальных пенсий - обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа.

Круг лиц, обеспечиваемых данной пенсией это нетрудоспособные граждане:

- инвалиды (инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени);

- инвалиды с детства (не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [7], либо на пенсию по инвалидности в соответствии со статьями 8, 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») [8];

- дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со статьями 8 и 10 вышеназванного Федерального закона;

- граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

- граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Закон не предусматривает увеличение размера социальной пенсии по старости в связи с наличием у её получателя иждивенцев, а также при ограничении его способности к трудовой деятельности. Однако, для граждан проживающих в районах Крайнего Севера и

© Базык Е.Ф., 2016 г.

приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных, материальных и физиологических затрат определяемых Правительством РФ, размер пенсии увеличивается на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания в указанных районах (местностях). При выезде их на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учёта районного коэффициента.

Таким образом, социальная пенсия по возрасту назначается пожилым гражданам, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы, за исключением граждан из числа малочисленных народов.

Как и трудовые пенсии, они назначаются в связи:

- с достижением установленного законом возраста;

Социальная пенсия - это гарантированная государством минимальная социальная помощь, предоставляемая законе лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца, независимо от их трудового стажа, уплаты страховых пенсионных взносов за счет средств государственного бюджета.

Для назначения социальной пенсии гражданину необходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства.

Право на социальную пенсию по возрасту предоставлено только лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации. Тем, кто выехал на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, социальная пенсия не назначается, а назначенная социальная пенсия в период постоянного проживания за границей не выплачивается (в соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» социальная пенсия гражданам назначается в случае, когда лица по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию).

Граждане из числа малочисленных народов Севера приобретают право на социальную пенсию по старости раньше (с 55 и 50 лет).

К коренным малочисленным народам Севера (далее - малочисленные народы) относятся народы, проживающие в районах Севера на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»). Документом, подтверждающим принадлежность к малочисленным народам, является паспорт или свидетельство о рождении, где указана соответствующая национальность. Если в указанных документах требуемые сведения отсутствуют, представляются справки, выданные общинами малочисленных народов или органами местного самоуправления.

Размер социальной пенсии установлен на уровне 100% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях для граждан, достигших общего пенсионного возраста.

Размер социальной пенсии по возрасту индексируется с учетом темпов роста инфляции в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») [8].

В России предусмотрено пять льготных оснований, определяющих право на пенсию по старости. Они не связаны с условиями или характером трудовой деятельности и относятся непосредственно к личности гражданина, обращающегося за пенсией, к его особенностям. Льготы касаются как возрастного ценза, так и обычно продолжительности общего трудового стажа.

Два льготных основания из пяти касаются женщин. Первое - это многодетность женщины в сочетании с воспитанием ею детей до определённого возраста. Обычно многодетной признается женщина, имеющая трёх и более детей. Однако пенсия на льготных основаниях устанавливается не всем таким женщинам, а лишь тем из них, которые, во-первых, родили пять или более детей и, во-вторых, воспитали их до восьми лет. Такие женщины имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Второе основание - это воспитание матерью ребенка-инвалида с детства до 8 лет. Как и многодетные матери, эти матери имеют право на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Третье и четвёртое льготные основания, определяющие право на пенсию по старости, касаются двух категорий инвалидов:

- инвалидов Великой Отечественной войны и других инвалидов, приравненных к ним в отношении пенсионного обеспечения,

- инвалидов I группы по зрению.

Что касается первой категории инвалидов, то для них снижен общий пенсионный возраст на 5 лет, т.е. пенсия по старости устанавливается мужчинам по достижении 55 лет, а женщинам по достижении 50 лет. В данном случае предусмотрено снижение лишь пенсионного возраста; стажевые требования для получения пенсии остались прежними.

В настоящее время данные льготные основания актуальны для тех граждан, которые стали инвалидами вследствие военной травмы в послевоенный период. При этом следует учитывать, что такие граждане имеют право в соответствии с российским пенсионным законом получать две пенсии.

Пятое льготное основание для назначения пенсии по старости распространяется на граждан, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов). Оно введено в 1961 г. и воспринято практически без изменений российским пенсионным законом: пенсии им устанавливаются при пониженном пенсионном возрасте на 15 лет (по достижении 45 лет мужчинам и по достижении 40 лет женщинам) и сокращенном общем трудовом стаже.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия по инвалидности назначается постоянно проживающим в Российской Федерации инвалидам, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности любой степени, которые не имеют права на трудовую пенсию, а также по иным установленным Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» основаниям.

Признание гражданина инвалидом, установление времени наступления и периода инвалидности, а также степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности осуществляются Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания гражданина инвалидом утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствие со ст. 5 Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Социальная пенсия по инвалидности устанавливается в фиксированном размере

пропорционально базовой части трудовой пенсии (ст. 18 Федерального закона от 15

декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»):

Социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам: детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 8 (назначения пенсий военнослужащим и членам их семей) и ст. 10 (назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей) Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [8].

При назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца применяются нормы ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, т.е. должно доказываться иждивение детей, хотя и не достигших 18-летнего возраста, но объявленных полностью дееспособными (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») [7].

Социальная пенсия назначается, если её получатели не имеют права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца или по случаю потери кормильца из числа военнослужащих либо лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф (ст.ст. 8, 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

В качестве документа, подтверждающего, что умершая являлась одинокой матерью, принимается свидетельство о рождении её ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справка органов ЗАГСа о том, что в свидетельство о рождении ребенка сведения об отце ребенка внесены по указанию матери.

Размер социальной пенсии по случаю потери кормильца увеличивается на период постоянного проживания её получателя в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, на районный коэффициент, установленный для этих местностей.

Социальная пенсия по случаю потери кормильца индексируется в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) (с поправками от 21 июля 2014г.).

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации».

4. Распоряжение Правительства Российской федерации от 5 февраля 2016 года № 164-р «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года».

5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».

7. Федеральный закон №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

8. Федеральный закон от 5декабря 2001 года № 166-ФЗ «О Государственном Пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Аннотация. В статье автор придерживается мнения о том, что понятие социальных пенсий в правовом поле социального обеспечения не имеет четко выделенных границ. Под понятием «социальная пенсия» автор понимает разновидность пенсионных выплат, которые назначаются лицам, не наработавшим стаж, необходимый для получения трудовой пенсии с целью материальной поддержки граждан, в силу отсутствия у них гарантированных источников дохода.

Ключевые слова: пенсия, социальное пособие, социальная пенсия, пенсионное обеспечение, пожилой возраст, старшее поколение, геронтология.

Право на трудовую пенсию в России имеют все мужчины старше 60 и женщины старше 55 лет, имеющие не менее 5 лет страхового стажа. Казалось бы, удовлетворить таким условиям несложно, но порой жизнь складывается так, что человек не успевает до старости набрать даже эти 5 лет трудового стажа.

Кому-то возможности работать не дает болезнь. Чей-то труд не учитывается — это может быть труд художника, поэта, писателя или труд многодетной матери. Для таких категорий предусмотрена социальная пенсия.

Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначаемая государством гражданам при достижении ими определенного пенсионного возраста, в связи с длительной профессиональной деятельностью, в целях компенсации утраченного заработка, а также при установлении инвалидности или смерти кормильца в целях компенсации вреда или средств к существованию.

Существует две основные категории пенсий трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, к последним относится социальная пенсия.

В отличие от трудовых пенсий, которые являются компенсацией утраченного заработка в связи с наступлением нетрудоспособности, социальное пенсионное обеспечение основано на совершенно ином принципе. Такая пенсия по своей сути представляет собой социальное пособие. Она выплачивается из государственного бюджета в твердых размерах, которые также установлены государством [1].

Социальная пенсия — это ежемесячная денежная выплата, выплачиваемая Пенсионным фондом РФ за счет средств федерального бюджета, предоставляемая нетрудоспособным гражданам, которые по каким-либо причинам не заработали трудовую пенсию, назначаемая без требования к трудовому стажу и выплачиваемая в твердой сумме, являющаяся основным или одним из основных источников средств существования пенсионера.

Под теми, кто не имеет права на трудовую пенсию, понимаются граждане, которые: не отвечают условиям назначения трудовой пенсии; имеют право на трудовую пенсию, но не обращались за ее назначением; обращались за назначением трудовой пенсии, но отозвали свое заявление до ее установления; трудовая пенсия была назначена, но получатель впоследствии отказался от ее получения, подав соответствующее заявление [2].

Социальные пенсии являются для нетрудоспособных граждан основной государственной гарантией материального обеспечения в силу отсутствия иных источников средств к существованию [3].

Социальная пенсия по инвалидности назначается:

— инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства;
— детям-инвалидам.

Социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается:

— детям в возрасте до 18 лет, потерявших одного или обоих родителей, и детей умершей одинокой матери (сироты);
— детям в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Социальная пенсия по старости назначается:

— мужчинам, достигшим возраста 65 и женщинам, достигшим возраста 60 лет;
— мужчинам, достигшим возраста 55 и женщинам, достигшим возраста 50 лет, являющихся малочисленными народами Севера [4].

Таким образом, в России имеется достаточно сложная система пенсий, частью которой является и социальная пенсия [5]. В основном граждане являются получателями трудовой пенсии по старости. Социальная пенсия назначается в случаях, когда иной возможности получить средства к существованию не имеется.

Список использованных источников

1. Молчанова Е.В. К вопросу совершенствования пенсионного обеспечения пожилых граждан. / Современное общество, образование и наука: материалы Международной научно-практической конференции, Тамбов, эл. журнал «Научный альманах» №9 (11), 2015, С.1377-1380.
2. Молчанова Е.В. Решение проблем пожилых людей силами общественных организаций. / Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № 3. — С. 46-50.
3. Молчанова Е.В. Сфера пенсионного обеспечения: определение векторов коррекции и развития. / Символ науки. МЦИИ ОМЕГА САЙНС. 2016. № 5-3 (17).- С. 155-157/
4. Суйлеманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебник.- М., 2015.
5. Молчанова Е.В. Роль общественных организаций в реализации социальных прав граждан. / В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования. Материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». 2016. — С. 81-83.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Помощь в написании работы

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Читайте также: