Социальный проект для пенсионного обеспечения

Краткое содержание:

Подробнее о проекте бюджета Пенсионного фонда России на 2021 год.

Сегодня, 28 октября, Госдума в первом чтении обсудит проект бюджета Пенсионного фонда России на 2021−2023 годы. Вместе с тем федеральную медиаповестку всколыхнуло сообщение, что на фоне данных о рекордной «дыре» в бюджете Пенсионного фонда РФ в 2021 году он запланировал многомиллионные траты на новые офисы — как строительство, так и покупку. ИА REGNUM проанализировало проект бюджета ПФР, и выяснились интересные детали.


О расходах и доходах ПФР

На 2021 год прогнозируемый общий объём доходов ПФР определён в размере 9 101 837 695,4 тыс. рублей (около 9,1 трлн рублей), из который 9 032 299 402,3 тыс. рублей не связаны «с формированием средств для финансирования накопительной пенсии». Общий объём расходов в законопроекте указан на уровне «9 596 683 229,6 тыс. рублей, из них 9 567 504 841,1 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии». Дефицит составит 494 845 534,2 тыс. рублей.

При дефиците 494,84 млрд рублей для ПФР в 2021 году предусмотрены межбюджетные трансферты из федерального бюджета в размере 3 344,96 млрд рублей (3,34 трлн рублей).

Также в проекте бюджета учтены средства пенсионных накоплений, поступившие от негосударственных пенсионных фондов, — 35,53 млрд рублей.

В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что при формировании доходной части «учтено сохранение на весь период «моратория» на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии».

Для справки: по прогнозу из проекта бюджета ПФР, при численности пенсионеров на начало 2020 года — 43 552,7 тыс. человек, к началу 2021 года их число сократится на 261,7 тыс. человек, до 43 253,1 тыс. человек.

Траты, которые возмутили общественность

В проекте бюджета ПФР есть ряд трат, которые вызывают критику общественности.

Так, в следующем году фонд продолжит строительство и реконструкцию 13 зданий сметной стоимостью более 2,698 млрд рублей — в Крыму, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Московской областях, Мордовии, Краснодарском, Приморском краях и Севастополе. Например, для УПФР №7 Москвы и Подмосковья вместо арендуемых помещений запланировано построить новое здание общей площадью 7700 кв. м. Помимо этого, планируется потратить более 706 млн рублей на покупку зданий и помещений общей площадью 9473,8 кв. м для ОПФР по Свердловской области, Центров по выплате пенсий и обработке информации ОПФР в Крыму и Курганской области.

В планируемых тратах ПФР аудиторы Счётной палаты РФ уже выявили потенциальные проблемы.

«Проверка показала, что по причине невыполнения в 2020 году подрядчиком условий государственного контракта от 6 июня 2019 г. №49 по выполнению инженерных изысканий и осуществлению подготовки проектной и рабочей документации имеется риск незавершения строительства в 2021—2022 годах по объекту «Строительство здания УПФР в г. Керчи Республики Крым» сметной стоимостью 172 306,0 тыс. рублей», — отмечается в заключении аудиторов.

Помимо этого, СП РФ обнаружило, что из-за несвоевременного использования проектно-сметной документации, разработанной до 2015 года, произошло удорожание «объектов за счёт дополнительных расходов на её корректировку». Так, в 2021 году на эту корректировку планируют потратить более 48,54 млн рублей.

Тратить средства фонда планируется не только на новые здания и помещения, но и на обучение работников, на что запланировано свыше 115,17 млн рублей. Ещё 10,2 млн рублей планируется потратить на международное сотрудничество, и 1,1 млрд рублей определены как траты на некие мероприятия, в число которых входит информационно-разъяснительная работа среди граждан «о совершенствовании пенсионной системы» и разных услугах.

В сопроводительных документах к законопроекту указано, что эти траты сформированы «с учётом дополнительного финансирования информационно-разъяснительной работы в части формирования и ведения сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде», на что определено 0,3 млрд рублей.

Для справки: на начало января 2020 года вложения ПФР в недвижимость и ещё недостроенные объекты составила 3,734 млрд рублей. Общие расходы фонда на финансовое и материально-техническое обеспечение его деятельности, включая терруправления, прогнозируются в размере 124,34 млрд рублей.

Замечания Счётной палаты и претензии к регионам

Заключение Счётной палаты РФ к проекту бюджета ПФР — довольно занимательный документ. Например, аудиторы отметили, что в 18 регионах размер прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в 2021 году останется без изменений. При этом в 15 регионах показатель не меняется уже третий год.

«В пяти субъектах Российской Федерации (Липецкая область, Республика Дагестан, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Омская область) размер ПМП остается без изменений с 2018 года, в 10 субъектах Российской Федерации (Воронежская область, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край, Волгоградская область, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Пензенская область, Саратовская область) — с 2019 года, в трёх субъектах Российской Федерации (Смоленская область, Свердловская область, г. Севастополь) — с 2020 года», — отмечается в заключении.

Более того, аудиторы напомнили, что, если ПМП в регионе «не меняется в течение нескольких лет, это может привести к уменьшению размера пенсионных выплат в очередном году по сравнению с текущим годом».

СП приводит данные, что в 2020 году ПМП на уровне предыдущего года остался в 24 регионах, из которых в девяти показатель не менялся с 2018 года. В итоге в 24 регионах «общее увеличение пенсионных выплат у 96,4% получателей ФСД составило от 0 до 10 рублей».

ФСД или федеральная доплата к пенсии — это та доплата, которую получают неработающие пенсионеры, чей совокупный доход ниже регионального прожиточного минимума. Доплата «подтягивает» доход до минимума по региону.

Напомним, с 2021 года меняется методика расчёта прожиточного минимума. Новую методику предложило Минтруда России. Она предполагает использование не стоимости потребительской корзины, а уровня доходов большинства граждан (среднедушевой медианный доход).

Резюмируя новый подход к расчёту прожиточного минимума, в том числе ПМП, который стартует с 2021 года, аудиторы заявили, что «изменения не гарантируют ежегодное увеличение ПМП» и «ежегодный стабильный рост материального обеспечения граждан, являющихся получателями социальных доплат к пенсии, не будет обеспечен».

Минтруд РФ тут же поспешил заверить, что это вовсе не так, и СП РФ при расчётах явно использовала данные прошлых лет.

Поживём — увидим.

Между тем, по данным из проекта бюджета, с учётом запланированных индексаций средний размер пенсий на конец 2021 года составит 15 781,97 против 15 032,95 рубля на конец 2020 года, то есть рост запланирован на 752 рубля. Что касается социальной пенсии, то за 2021 год её рост прогнозируется на 2,6% — на 252 рубля (с 9,86 до 10,12 тыс. рублей).

В сопроводительном письме председателя комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова («Единая Россия») отмечается, что поправки ко второму чтению проекта закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» направляются в комитет до 9 ноября 2020 года.

Закупки ПФР и его управлений

Пока же бюджет на 2021 год не принят, можно оценить траты ПФР и его подразделений, которые были произведены с момента объявления пандемии коронавируса в мире, который ударил по экономикам всех стран, в том числе и России.

Самые крупные закупки касались информационных сервисов. К примеру, на услуги по предоставлению вычислительных ресурсов, каналов связи для функционирования государственной информсистемы социального обеспечения планировалось потратить более 3,249 млрд рублей. Но определение поставщика было приостановлено по жалобе — по требованию контрольного органа. 22 октября ФАС РФ выдал ПФР предписание устранить недочёты в документации. Жалоба потенциального участника была частично признана обоснованной, и в действиях заказчика было установлено нарушение Закона о контрактной системе.

Примечательно: в этом тендере на момент приостановки по жалобе была подана единственная заявка — от ПАО «Мегафон» с предложением цены контракта равной начальной.

На 30 сентября 2020 года по 50% доли в ПАО «Мегафон» принадлежат ООО «АФ Телеком Холдинг» и ООО «ЮэСэМ Телеком». При этом в первом обществе 100% доли с 2018 года принадлежит второму ООО (доля заложена в Сбербанке). Компания «ЮэСэМ Телеком» была создана в 2018 году, её собственники — ООО «Холдинговая компания ЮЭСЭМ» (80%), Антон Черепенников — 10% (с 21 октября 2020 года) и 10% с этой же даты у директора Владимира Стрешинского. Небольшую долю также имеет Глеб Костиков.

Владельцами ООО «Холдинговая компания ЮЭСЭМ» являются миллиардер Алишер Усманов (49%), Владимир Стрешинский (3%), Владимир Скоч (30%) и пять иностранных компаний, зарегистрированных на Кипре, Британских Виргинских островах и острове Мэн.

Возвращаясь к тендерам Пенсионного фонда. В июне 2020 года госзаказчик подписал контракт на техобслуживание и ремонт оборудования компонентов подсистемы «Инфраструктурное обеспечение» АИС ПФР-2 в территориальных органах на сумму 496 044 840,88 рубля. При этом в протоколе оценки трёх заявок компания, признанная победителем — ООО «Эдвансед трансформейшн консалтинг» (принадлежит АО «Группа Эйти»), выражала готовность выполнить работу за 184 422 663,36 рубля. К этапу подписания контракта сумма почему-то трансформировалась в начальную цену тендера, то есть на 300 млн рублей больше.

Для справки: ООО «Эдвансед трансформейшн консалтинг», по открытым данным, — активный участник гостендеров. К примеру, за фирмой числится исполнение как минимум 384 госконтрактов на сумму 12,793 млрд рублей. Среди заказчиков — Росреестр, структуры МВД, Сбербанк, Ростелеком.

В этот же период была проведена парочка тендеров ПФР в сфере ИТ — на общую сумму более 800 млн рублей.

Ещё один любопытный тендер касается выполнения работ по капитальному ремонту административного здания. Его начальная цена превышала 404 млн рублей. Заказчик — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области. В базе госзакупок в карточке торгов есть отметка, что «определение поставщика заблокировано по результатам внеплановой проверки». А по другому тендеру с тем же заказчиком и с аналогичной начальной ценой закупка все-таки состоялась. Победителем признали ООО «Стройжилпром», с которым подписали контракт на 372 089 104,91 рубля, но через некоторое время появились данные о его расторжении — «односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством».

Или вот ещё одна занятная закупка. Особенно в свете ситуации в экономике и огромного дефицита бюджета самого ПФР.

В сентябре 2020 года фонд объявил о готовности купить партию легковых, грузовых и грузопассажирских автомобилей на сумму 272 982 089,32 рубля. Поставщиком стал единственный участник — ООО «Автомир-тендер», которое занимается оптовой торговлей автомобилями и уже неоднократно было поставщиком ПФР и иных госзаказчиков.

Также в сентябре 2019 года ПФР для Центра по выплате пенсий и обработке информации в Алтайском крае купил за 56 185 800 рублей десять нежилых помещений — здание с земельным участком общей площадью 2 553,9 кв. м на улице Чернышевского, 281 б в Барнауле. На сайте агентств недвижимости данное здание фигурирует как бизнес-центр 2014 года постройки. Уточняется, что в нём есть столовая, супермаркет, а арендная ставка составляет от 3840 до 4800 рублей за кв. м в год.

А в Карелии для нужд аналогичного центра планировали купить здание за 73 982 000 рублей, но не было подано ни одной заявки.


социальный проект для пенсионеров

ВложениеРазмер
sots._proekt_pensionery.docx 46.29 КБ
sotsialnyy_proekt.pptx 1.68 МБ

Предварительный просмотр:


Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

педагог дополнительного образования

Галина Викторовна Бацина

участники волонтерского движения

Сроки реализации: апрель, май.

Место реализации проекта:

Нижегородская область, с. Починки.

Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.

В современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста в составе населения, подобные тенденции характерны и для нашей страны. В этих условиях социальная забота о престарелых людях ориентированная в основном на малоимущих и одиноких, получила новый импульс к развитию. В развитых странах по этим проблемам сформировался ряд новых концепций, совершенствуется деятельность инфраструктур, ориентированная на улучшение социального статуса человека в обществе.

Характерно, что за последние 20 лет численность престарелых в возрасте 85 лет и старше увеличилась более чем вдвое, в то время как численность населения России сократилась. С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.

Изменение социального статуса человека в старости и при наступлении инвалидности в пожилом возрасте, возникновение различных затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям жизни диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов, особых технологий социальной работы с такими людьми.

Одним из закономерных последствий старения населения как социально-демографического процесса является рост потребностей в социальных услугах, развитие системы социального облуживания, поиск источников и ресурсов для обеспечения эффективной деятельности этой сферы. В маленьких сёлах, где нет домов престарелых, комнат медицинского ухода, домашних медсестёр-сиделок, на помощь одиноким и престарелым людям приходят отряды милосердия.

В наши дни тема милосердия понемногу начинает теряться среди других тем, кажущихся более актуальными. Существующий ритм жизни, заставляющий забыть обо всем на свете, кроме своих проблем, отсутствие человеческого общения, которое заменили бездушные компьютеры и Интернет, приводит к тому, что родители заняты своими проблемами, а дети предоставлены сами себе. В результате среди подростков усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, стали проявляться жестокость и агрессивность по отношению к окружающим. Поэтому одна из задач школы – научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению друг с другом. Да и сами дети в последнее время мы начали осознавать, что самым острым дефицитом у них стали человеческое тепло и забота о ближнем, и именно поэтому они чаще стали обращаться к словам: милосердие и добросердечность, отзывчивость и сострадание.

Одной из сегодняшних задач является оказание конкретной помощи и соучастие в судьбе престарелых людей, на долю которых выпали тяжелые физические и моральные испытания. А таких людей в нашем селе, немало. Пожилые люди по самым разным причинам, остаются один на один со своей старостью. Болезни, нехватка общения, - всё это делает жизнь пенсионеров безрадостной, однообразной.

Хорошо, что сейчас появились социальные работники, которые оказывают необходимую помощь пожилым людям. И всё-таки этого мало. Пожилым людям необходимо чувствовать, что они нужны кому-то, что их опыт, знания могут ещё пригодиться молодому поколению.

Формирование навыков социального закаливания и моральной ответственности для успешной адаптации в социуме через организацию социально-значимой деятельности; Включение обучающихся нашего техникума в активную благотворительную деятельность, направленную на психологическую поддержку пожилых людей; Формирование у обучающихся чувств милосердия, отзывчивости, сострадания, доброго отношения друг к другу. Укрепить духовную связь между людьми разных поколений.

Оказать социальную помощь и психологическую поддержку одиноким и престарелым людям; Пропагандировать здоровый образ жизни и семейные ценности; стимулировать и поддерживать социально значимую деятельность Формирование высокого уровня социальной ответственности за свои поступки сейчас и в будущем Формирование социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков; использование имеющихся в техникуме наработок и воспитательного потенциала (система дополнительного образования ) для организации социально значимых дел.

Актуализация лучших моральных качеств участников проекта – доброты, сочувствия, понимания.

Инициативная группа и участники проекта

Бацина Галина Виктовна- воспитатель общежития ГБПОУ ПСХТ

Нами было проведено социологическое исследование среди различных категорий обучающихся нашего техникума.

  1. Актуальна ли в обществе проблема пожилых людей
  2. В наших ли силах помочь пожилым людям?
  3. Что нам нужно для реализации проекта?

Деятельность инициативной группы по составлению плана работы по проекту.

В ходе выполнения проекта мы научились составлять смету проекта, также работать в команде.

Название и содержание деятельности

1. Проектировочный этап

Основная деятельность – составление плана работы над проектом.

1. Определение темы и актуальности проекта.

Тихомирова Мария гр.2К

2. Определение круга социальных партнеров и получение их согласия.

Бацина Галина Викторовна

3.Определение ресурсного потенциала

Бацина Галина Викторовна

4. Определение миссии проекта.

Бацина Галина Викторовна

5. Подготовка к реализации проекта

Бацина Галина Викторовна

6. Организация и проведение акции

1 октября 20-16 года в день пожилых людей

7.Подготовка материалов компьютерной версии проекта и презентация проекта.

14 сентября 2020


Минтруд России подготовил проект бюджета Пенсионного фонда России на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Проект бюджета подготовлен Пенсионным фондом на основании параметров прогноза Минэкономразвития России.

Согласно проекту, средства бюджета ПФР будут направлены на предоставление материнского (семейного) капитала, на выплату страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, федеральной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, предоставление компенсации для оплаты стоимости проезда к месту отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и других социальных выплат. Перечень выплат сформирован исходя из государственных обязательств, закрепленным федеральным законодательством. Все эти меры социальной поддержки и социального обеспечения граждан составляют обязательные расходы Пенсионного фонда.

В 2021 году бюджет ПФР составит 9,6 трлн рублей. На выплату пенсий будет направлено 8,4 трлн рублей, на осуществление ежемесячной денежной выплаты – 425 млрд рублей.

В 2021 году Пенсионный фонд обеспечит выплату пенсий для 43 млн человек. С учетом прогноза рождаемости на 2021 год право на материнский капитал будет предоставлено 1,2 млн семей.

Размер пенсионных выплат заложен в бюджете с учетом размеров пенсионного обеспечения, предусмотренным действующим законодательством. Так, в соответствии с нормами закона, индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам предусмотрена на уровне 6,3%, а социальных пенсий - на уровне 2,6%. Так, среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2021 году составит 17443 рубля. Всего на финансирование выплаты страховых пенсий в 2021 году запланированы средства в сумме 7,8 трлн рублей, на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсии, компенсаций, пособия на погребение будет направлено 632,7 млрд рублей.

Также в проекте бюджета ПФР предусмотрена индексация материнского капитала исходя из прогнозного уровня инфляции 2021 года в 3,7%, определенного в основных параметрах сценарных условий прогноза социально-экономического развития Минэкономразвития России. Соответственно размер материнского капитала в 2021 году составит 483 882 рубля на первого ребенка, 639 432 рубля на второго ребенка, если на первого семья не получала материнский капитал, размер доплаты на второго ребенка, если семья получала материнский капитала на первого ребенка, составит 155 550 рублей. Всего на материнский капитал в 2021 году запланированы средства в сумме 443,3 млрд рублей.

Доходы Пенсионного фонда формируются из страховых взносов и трансфертов федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда для финансового обеспечения социальных обязательств государства, осуществление которых отнесено к компетенции Пенсионного фонда, прочих доходов, в том числе от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, а также доходов от инвестирования и временного размещения средств пенсионных накоплений. Доходы бюджета Пенсионного фонда в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сформированы исходя из тарифа страхового взноса в размере 22% в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов и 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов. При этом для отдельных категорий плательщиков страховых взносов применены льготы, что снижает объем поступлений в Пенсионный фонд. Так, например, для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, страховые взносы с 2021 года определены исходя из тарифа страхового взноса в размере 6%.

С учетом привлечения переходящих остатков на начало 2021 года все обязательства Пенсионного фонда будут выполнены в сроки, установленные законодательством и в полном объеме.

Проект бюджета Пенсионного фонда России на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов также планируется обсудить на заседании Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям.

В чем отличие от вклада

Минфин и Банк России утверждают, что так копить на старость выгоднее, проще и надежнее.

Взносы с зарплаты идут в один из негосударственных пенсионных фондов (НПФ) по выбору гражданина. Главный ориентир этого выбора - доходность фонда за последние несколько лет. НПФ покупают акции и облигации, считающиеся надежными, а доход от этих инвестиций за вычетом своего вознаграждения зачисляют на счет клиента. Доходность потенциально выше, чем у вклада, но и ничем не гарантирована. "Рынок капитала дает возможность заработать больше, если работать на нем профессионально, - сказал первый зампред Банка России Сергей Швецов в интервью "РГ". - Именно это граждане справедливо ожидают от пенсионных фондов, но только будущее покажет, так ли это на самом деле".

Будет налоговый вычет - государство вернет 13% с каждого взноса. Так, при очень хорошей зарплате в 150 тысяч рублей и регулярных отчислениях в 6% вычет составит 14 тысяч рублей в год.

ГПП защищает накопления от необдуманных решений. "Когда вы копите сами, то в течение вашей жизни всегда будет много соблазнов деньги куда-то потратить - улучшить жилищные условия себе или своим детям, лишний раз поменять автомобиль или мебель, съездить отдохнуть, - указывает Швецов. - Пенсионные накопления избавляют человека от таких переживаний, он знает, что этими деньгами можно воспользоваться только на пенсии или в тяжелых жизненных ситуациях, например, в случае тяжелой болезни".

Наконец, взносы и фиксируемый раз в пять лет доход от их инвестирования входят в несгораемую сумму - если с НПФ что-то случится, государство все возместит независимо от размера накоплений, тогда как страховка по вкладам сейчас покрывает только 1,4 млн рублей.

Как происходят выплаты в старости

Выплаты начинаются или через 30 лет после начала накоплений, или при достижении пенсионного возраста - в зависимости от того, что наступит раньше.



У гражданина будет выбор - просто получить все накопления разом, но тогда нужно будет вернуть государству предоставленный ранее налоговый вычет, то есть заплатить подоходный налог, или же получать регулярные выплаты - тогда возвращать вычет не надо.

При выборе регулярных выплат объем накоплений в стандартном варианте будет делиться на количество месяцев в 15-20 годах, результат и станет суммой первоначальной ежемесячной выплаты. Затем каждые два года размер выплат будет пересматриваться. При стандартном плане человек выберет тот фонд, который даст ему лучшую ежемесячную выплату, сам же фонд, исходя из его истории инвестирования, рассчитывает свои возможности, какую выплату и индексацию он может предложить, объясняет Швецов. "Мы предполагаем, что первоначальная сумма будет индексироваться на инфляцию ежегодно, это будет требованием к стандартному плану, - говорит он. - Если пенсионный фонд предложит человеку иной план, который его устраивает больше, он купит другой".

Как передать выплаты по наследству

В отличие от действующей системы в ГПП средства наследуются как на этапе накоплений, так и уже после начала выплат, то есть в случае преждевременной смерти накопления останутся в семье. "Если человек, кому завещана эта пенсия, находится на стадии выплат, к его выплатам добавляют унаследованные выплаты, а если он находится еще на стадии накопления, он получает выкупную сумму - весь остаток разом, - объясняет Швецов. - Если один из членов семьи хочет обеспечить другого, просто в завещании указывает своего супруга или детей в качестве наследников накоплений". В завещании необязательно указывать накопления, они автоматически включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях.

Что будет с прежними накоплениями

Накопления, сделанные ранее в рамках обязательной системы, можно перевести в ГПП. Сроки перевода будут разными для "молчунов" (оставивших накопления в Пенсионном фонде России) и клиентов НПФ. Потери инвестиционного дохода, как в действующей системе при досрочных переводах из фонда в фонд, исключены.


"Если гражданин захочет перевести пенсионные накопления на счет гарантированного пенсионного плана в рамках одного НПФ - он это сделает в режиме реального времени без каких-либо комиссий или потерь инвестиционного дохода, - рассказал Швецов. - Если же он захочет перевести накопления в другой фонд, то это произойдет через пять лет после подачи заявления опять же без комиссии и без потери инвестиционного дохода. При этом его текущие платежи на пополнение накоплений сразу будут зачисляться по новому месту, где будет открыт счет гарантированного пенсионного плана". Для "молчунов" предусмотрена та же схема: деньги перейдут в новый фонд через пять лет после подачи поручения, а текущие взносы - сразу.

После перевода средств в ГПП у гражданина появится возможность с помощью смартфона получать информацию о состоянии счета, пользоваться калькулятором, чтобы прикинуть, сколько нужно добавлять, чтобы увеличить будущую пенсию на 100 рублей, или что будет с пенсионными выплатами, если сейчас добавить к взносам еще 100 рублей, пояснил Швецов. "Это удобная система, дающая осязаемость пенсионных накоплений для человека", - говорит он.

Для тех, кто решит не связываться с гарантированным пенсионным планом, продолжат действовать текущие правила. Большинство участников системы обязательных накоплений не успели накопить средства, позволяющие получать пенсионные выплаты ежемесячно, а значит, когда наступит срок, они получат свои накопления разом, единовременно.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 15.10.2020 2020-10-15

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Чванова, О. В. Мероприятия по совершенствованию системы пенсионного обеспечения в РФ / О. В. Чванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 257-258. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74185/ (дата обращения: 07.12.2020).

Автор рассматривает круг основных проблем в системе пенсионного обеспечения РФ, определяет мероприятия по совершенствованию системы пенсионного обеспечения Российской Федерации.

Совершенствованию системы пенсионного обеспечения в РФ уделяется в настоящее время много времени, однако реформирование данной отрасти не должно сводится лишь к изменениям системы расчета и формирования пенсионных накоплений, повышением пенсионного возраста и т. д. [1] Совершенствование пенсионной системы, должно проводится в комплексе мероприятий направленных на упразднение причин, задерживающих развитие пенсионных реформ в полной мере. Основные мероприятия должны быть следующего характера:

− проведение мероприятий по снижению уровня неофициальной заработной платы, то есть население страны, должно быть заинтересовано в получении легальной «белой» заработной платы, с которой взымаются страховые взносы;

− совершенствование информационных технологий в сфере пенсионного обеспечения. Данные технологии должны быть направлены не только на взаимодействие с населением, но и другими организациями, такими как Фонд социального страхования, Федеральный фонд ОМС и т. д.;

− повышение уровня надзора и осуществление профилактических мероприятий по выявлению и искоренению коррупции в пенсионной системе РФ.

Рассмотрим подробнее каждое из названных мероприятий:

1. Мероприятия по снижению уровня неофициальной заработной платы у населения.

Несмотря на довольно негативные последствия теневой занятости, многие работодатели вынуждают работников прибегать к такому виду оплаты труда, даже если сам работник этого не хочет [2]. Из-за высокой безработицы граждане конкурируют за свободные рабочие места, а работодатели, в свою очередь, пользуются данной ситуацией. Рост неофициальной заработной платы приводит к росту цен, отсутствия стабильности в экономики, а также уменьшению заработной платы [3].

В связи с этим необходимо усилить контроль соответствующих ведомств с целью устранения нарушений налогового законодательства. Необходимо также усилить разъяснительную и агитационную работу по поводу необходимости в «белой» заработной плате, а также в перечислении страховых взносов в бюджет.

2. Совершенствование информационных технологий в сфере пенсионного обеспечения. В настоящее время у каждого фонда (ПФР, ФСС, ФФОМС) создана своя информационная система, так как функции данных учреждений сопрягаются, по сути у них должна быть единая информационная база. Данная база должна включать данные социальных учреждений, а также взаимодействовать с населением и организациями страны.

Данные должны быть синхронизированы, отшлифованы и очищены от сторонней информации. Данная база позволит человеку по умолчанию пользоваться своими социальными правами, без доказывания их в суде.

Совершенствование системы предоставления услуг ПФР должно происходить по многим направлениям, также совершенствуется взаимодействие с МФЦ, чтобы человек мог получить все услуги за один визит.

Очень важным остается, на данный момент, вопрос о единых стандартах предоставления государственных услуг клиентам ПФР.

Также необходимо постоянно увеличивать долю услуг через лицевые счета сайта Пенсионного фонда и через портал государственных услуг. Необходимо развивать услуги, которые будут оказываться без заявления гражданина, а по данным которые имеются в ПФР.

3. Повышение уровня надзора и осуществление профилактических мероприятий по выявлению и искоренению коррупции в пенсионной системе РФ.

Для борьбы с коррупцией в системе ПФР необходимо определить структурные подразделения, которые будут заниматься противодействием коррупции. Во всех Управлениях пенсионной системы необходимо создать отделы организации и надзора за системами безопасности, на которые будет возложена координация мероприятий по предупреждению коррупции, а также контроль за их выполнением.

Необходимо разработать и принять положение о порядке обработки информации, в котором будет содержаться признаки коррупции в деятельности пенсионной системы РФ и его сотрудников. В соответствии с этим документом необходимо определить порядок регистрации жалоб, писем и обращений граждан, а также юридических лиц, содержащих сведения о возможной коррупционной деятельности сотрудников пенсионной системы.

В ПФР необходимо провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и иных документов пенсионной системы, с целью выявить коррупционные факторы.

Пенсионный фонд России также должен проверить своевременность и полноту выполнения процедур по ключевым направлениям деятельности Пенсионного фонда, в том числе:

− контрольные мероприятия по контролю за деятельностью региональных органов ПФР по назначению и выплате пенсий;

− руководство мероприятиями по обеспечению функционирования региональных органов ПФР в сфере государственной поддержки семей, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала;

− контрольные мероприятия по проверке своевременного и полного выполнения процедур управления страховыми премиями;

− разработка и реализация административных положений по предоставлению государственных услуг в ПФР, а также анализ и оценку качества их реализации;

− совершенствование межведомственного электронного взаимодействия в системе ПФР [3].

Любые действия ПФР по предупреждению коррупции в системе Пенсионного фонда Российской Федерации должны согласовываться с правоохранительными органами и другими государственными органами [3].

Таким образом, необходимо найти пути улучшения функционирования пенсионной системы с качественной точки зрения, заложить основы и условия для увеличения продолжительности трудовой деятельности граждан, обеспечить условия для их достойной жизни.

Запуск проекта "Моя пенсия" кардинально изменит отношение россиян к накоплениям "на старость" и подготовит введение в России ИПК. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель направления финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников.


"Инициатива Пенсионного фонда России (ПФР) по информированию россиян об их будущей пенсии абсолютно необходима, в свое время аналогичные письма уже рассылались в рамках внедрения накопительной пенсии. Это нормальная практика: человек должен знать, каковы его перспективы, на что он может надеяться. Какие отчисления накапливаются в его страховой части пенсии, что он станет получать по окончании трудовой карьеры.

Но главное – новый проект поможет внедрить и успешно реализовать концепцию Индивидуального пенсионного капитала (ИПК), модель которого планируется представить в 2020 году. Одна из ее целей – дать человеку возможность самому контролировать свои накопления, учитывая возможности и потребности по. Зная о реальном положении дел, легче управлять своими финансами и определять приоритеты. Успех ИПК, который подразумевает добровольные отчисления, без информационного проекта обеспечить будет затруднительно", - отмечает аналитик.

Глава ПФР Антон Дроздов на полях Российского инвестиционного форума в Сочи рассказал: с 2020-го фонд начнет раз в три года информировать граждан об их будущей пенсии. "Мы собираемся запустить проект "Моя пенсия", чтобы вовлечь ту аудиторию, которая уже имеет некоторую трудовую историю, но им еще 15-20 лет до пенсии, и адресно идти к ним через роботизированную рассылку, через моделирование жизненных ситуаций", - сказал он. И добавил, что с Минтрудом этот вопрос уже согласован.

"Здесь уместно вспомнить, что в США принято заботиться о пенсии едва не 20 лет – там так устроено общество, и к тому же должна стремиться Россия. Уровень финансовой грамотности в Штатах существенно выше. В РФ же опросы показывают, что лишь порядка 38% взрослого населения способно грамотно распорядиться своими деньгами, успешно вложив их и приумножив. То есть две трети совершеннолетних нашей страны не могут анализировать и планировать свое финансовое будущее.

В этом аспекте проект ПФР тоже будет очень полезен. Человек получает стимул взглянуть на свое нынешнее предпенсионное положение и задуматься: а что дальше? Ведь пенсия зависит от того, сколько человек работает и зарабатывает. Если ему не хватает для достойной пенсии ежемесячного заработка, то стоит повысить квалификацию или вовсе сменить профессию, чтобы реализовать свой потенциал. Здесь очень значим социально-психологический подтекст", - подчеркивает эксперт.

Задел на будущее

"Все помнят, что были “письма счастья” в свое время, но они были не очень понятные. Проектом "Моя пенсия" мы намерены показать людям, что сейчас у них происходит, сколько бы они сейчас получили пенсию, если бы они продолжали работать в этом же объеме, и что нужно делать, чтобы за оставшееся время получить максимально возможную выгоду от пенсионного страхования", - сказал Дроздов.


С 1 января 2019 года в России вступил в силу закон, согласно которому пенсионный возраст увеличивается для мужчин с 60 до 65 лет, для женщин - с 55 до 60 лет. Повышение будет поэтапным и продлится до 2028 года. Страховые пенсии неработающих пенсионеров с начала года были проиндексированы на 7,05%. Увеличение в среднем по стране составило 1 тысячу рублей - до 15,4 тысячи.

"Проблема низкого уровня финансовой грамотности россиян остро стоит перед российскими властями – возможности вложения своих денег понимают далеко не все. Отсюда невыгодно взятые кредиты, неумение заработать на покупке ценных бумаг, упущенные возможности приумножения пенсии. В данном случае проект "Моя пенсия" помогает руководству страны в повышении финансовой грамотности населения.

Как только человек понимает, что пенсии ему может не хватить, то он задумывается – что нужно изменить. Больше зарабатывать – это лишь один путь решения проблемы. А если доходов достаточно, нужно искать отдачу от того, как работают ваши деньги. Задача государства – создавать условия, чтобы люди понимали свои возможности и риски. И проект ПФР далеко не первый в череде таких инициатив - понемногу эта работа идет уже несколько лет.

К примеру, банкиров обязывают раскрывать клиентам риски при выдаче потребительских кредитов. Также негосударственные пенсионные фонды обязали рассказывать, что если клиент выведет средства менее, чем через пять лет после вклада, то потеряет все прибыли. Чем больше инициатив вызывают у россиян озабоченность своими финансами и пенсионным будущим, тем лучше", - заключает Никита Масленников.

Читайте также: