Создание негосударственного пенсионного фонда цели и задачи

Система пенсионного обеспечения претерпевает в нашей стране регулярные изменения, ее реформа не прекращается ни на год. Обязательное пенсионное страхование позволяет не только обеспечить пенсионеров, но и скопить средства будущим получателям пенсий.

НПФ – это одно из средств осуществления таких накоплений и обеспечения будущим старикам их достойной в финансовом отношении старости. Что же это такое, как работает, и как сотрудничать с такими организациями – поговорим в статье.

Бесплатно по России

Общая информация

Аббревиатура НПФ является общепринятой и расшифровывается как негосударственный пенсионный фонд. В более широком смысле к этому понятию также относят и управляющие организации, которые созданы в целях управления тем или иным фондом.


Как устроен негосударственный пенсионный фонд

Управлять накоплениями граждан на будущий заслуженный отдых в соответствии с законом может лишь организация. Предприниматель или физическое лицо в целях исключения рисков не могут осуществлять подобную деятельность.

Ранее такая организация создавалась в некоммерческой форме. С 2016 года все эти фонды должны были быть реорганизованы в акционерные. Исключение – не осуществление деятельности в рамках обязательного страхования, а только добровольного. Но и в последнем случае с 2019 года такое компании должны были быть преобразованы.

Для начала деятельности компания должны пройти регистрацию, а после обратиться в Центробанк с заявлением о выдаче лицензии и соответствующим пакетом документов. После получения разрешения фонд может привлекать клиентов, управлять их накоплениями. При этом вся деятельность должна строго подчиняться законодательным требованиям.

Какими законами регулируется работа фонда

Деятельность рассматриваемых фондов влияет не только на размер и вообще возможность получения будущим пенсионером накопительной части пенсии, но и на стабильность всей государственной пенсионной системы в целом. Следовательно, со стороны государство необходимо правовое регулирование создания и работы таких организаций.

Базовым нормативным документом в этой сфере является закон, регулируются систему пенсионного страхования, он имеет номер 167-ФЗ и был подписан Президентом 15.12.2001. После издания акта он претерпел многочисленные изменения, которые следует учитывать.

Непосредственно работу фондов регламентирует закон 75-ФЗ от 07.05.1998 также в свежей редакции.

Документом установлены:

  • основные термины;
  • порядок создания и функционирования фондов;
  • гарантии исполнения ими своих обязательств;
  • основные правила инвестирования;
  • предоставление им отчетности и ведение учета;
  • правила контроля за его деятельностью;
  • прекращение его работы;
  • порядок реорганизации при необходимости.

Поскольку контролирующим государственным органом в сфере деятельности фонда выступает Банк России, то в пределах своей компетенции он также издает правовые акты.

В частности, его инструкциями и указаниями регулируются:

  • правила выдачи лицензии (перечень необходимых документов, требования к соискателям, процедура);
  • порядок предоставления сведений из реестра лицензий;
  • типовые формы (например, страховых правил фондов) и др.

Также некоторые процедурные вопросы в части накоплений (их размещение, перевод из одной организации в другую и т.п.) регламентируются актами Правительства РФ.

Специфика деятельности

Законодательное понятие НПФ предполагает, что фонд может заниматься исключительно управлением средств населения в рамках обязательного пенсионного страхования или негосударственного обеспечения будущих и действующих пенсионеров. Никакого другого вида экономической деятельности фондов законодатель не допускает.

Работа управляющих организаций заключается в привлечении средств со стороны работающих граждан и их дальнейшее инвестирование. Средства могут вкладываться в реализацию проектов, ценные бумаги и облигации, в некоторых случаях – размещаться на депозит.

Активы, полученные в результате такого инвестирования, расходуются на вознаграждение самой управляющей организации, а также на увеличение будущего пособия вкладчиков фонда.

Как стать клиентом НПФ

Основным документом, регламентирующим отношения между управляющей накоплениями организацией и ее клиентом, является договор. Он должен быть заключен как в отношении обязательных отчислений, так и в случае накопления средств на будущее негосударственное пособие.

Заключить такой договор можно указанными на официальном сайте компании способами:

  1. В любом случае это можно сделать при посещении ее офиса. Однако это не всегда удобно, поскольку офис может располагаться далеко от места нахождения вкладчика, либо отсутствовать в населенном пункте вовсе.
  2. Через представителя компании, которые на систематической основе посещают различные трудовые коллективы организаций и предприятий. На встрече участникам, как правила, предлагается к подписанию соответствующий договор.
  3. Визит в компанию-партнер фонда. Часто встречается, что учредителем фонда является крупный банк или коммерческая компания с офисами по всей стране. В этом случае при наличии предложения можно заключить договор, посетив офис этого учредителя (партнера). Например, фонд Сбербанка или Открытие предоставляют возможность заключить договор в любом офисе одноименных кредитных организаций.

После заключения договора с НПФ до 1 декабря этого же года следует направить в Пенсионный Фонд РФ заявление о переводе накоплений (имеющихся и будущих) в конкретную компанию. Часто обязанность по направлению такого заявления берет на себя сам фонд, гражданину же остается только подписать готовый документ при оформлении отношений с фондом.

Переводить ли накопления в НПФ

Однозначно ответить на вопрос, целесообразно ли иметь «копилку» в негосударственном фонде, не представляется возможным. Инвестиционная деятельность таких организаций имеет определенные риски, и во всяком их доходность зависит от множества факторов.

Выбор конкретного фонда также играет важную роль, некоторые из них принесли застрахованным лицам доход более 10% годовых, другие – оставили в минусе по сравнению с теми, кто хранит свои деньги в ПФ РФ.


Особенности вклада

Рассмотрим основные преимущества и возможные риски вклада будущего пособия в негосударственные управляющие организации в таблице:

ПлюсыМинусы
Все накопления застрахованы, потому граждане гарантированно не потеряют ихПри смене фонда чаще, чем раз в 5 лет, гражданин может потерять инвестиционный доход
Доходность инвестиционной деятельности НПФ может быть выше фонда, выбранного государствомВ случае перехода в другой фонд менее чем через 5 лет убытки, полученные в результате инвестирования, могут лечь на плечи застрахованного лица
Диверсификация будущего дохода (средства будут выплачиваться не только со стороны государства, но и от управляющего фонда)Необходимость совершения дополнительных действий по заключению договора и написанию заявления в ПФР
Возможность передать накопленные средства по наследству или использовать их иным образом в установленных законом случаяхДлительный срок до получения выплат приводит к рискам прекращения фондом деятельности (что не скажется серьезным образом на сбережениях лица)
Возможность влиять на размер доходов при выходе на заслуженный отдых
Удобство контроля за состоянием индивидуального лицевого счета на официальном сайте фонда
Инвестирование осуществляется только в надежные источники, определяемые в общем виде государством

Как выбрать НПФ и заключить договор

Выбор компании, управляющей обязательными или добровольными отчислениями на будущую пенсию, остается правом самого гражданина.

Он может осуществлять его по целому ряду критериев:

10 лучших организаций по доходности и надежности

По результатам деятельности за 2018 год наибольший доход своим вкладчикам в результате вложения их денег принесли в порядке уменьшения следующие фонды:

  1. ГАЗФОНД пенсионные накопления.
  2. ГАЗФОНД.
  3. Сургутнефтегаз.
  4. Стройкомплекс.
  5. Ингосстрах-Пенсия.
  6. Согласие.
  7. Межрегиональный НПФ «АКВИЛОН».
  8. ТРАДИЦИЯ.
  9. ВТБ Пенсионный фонд.
  10. Газпромбанк-фонд.

Информация представлена по материалам сведений, публикуемых Банком России на официальном сайте ведомства.

Как перевести средства из ПФР в НПФ: пошаговая инструкция

Переводить средства из одного фонда в другой, из государственного в частное гражданин имеет полное право, но не чаще 1 раза в год. Хотя частая смена фондов чревата потерей инвестиционного дохода или даже потерей части средств (если инвестирование принесло убыток).

Для смены управляющей накоплениями организации необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выбрать фонд (критерии выбора остаются за гражданином).
  2. Заключение договора с фондом.
  3. Заполнение заявления о переводе средств.
  4. Направление заявления в ПФ РФ.

Обратиться в ПФ с таким заявлением можно следующими способами:

  • через портал государственных и муниципальных услуг (для этого необходимо иметь верифицированный аккаунт);
  • в территориальном органе Пенсионного Фонда России;
  • через многофункциональный центр (о возможности получения этой услуги можно предварительно узнать по телефону или на официальной странице центра в интернете).

Заявление должно быть направлено в ПФР до 1 декабря года, предшествующего переводу средств в другой НПФ.

Могут ли НПФ лишить лицензии и что делать клиенту, если это произошло

Государственное разрешение на осуществление деятельности НПФ может быть отозвано в случае выявления нарушений в деятельности такой организации. Но опасаться этого не стоит, поскольку все средства гражданина в сохраненном виде вернутся в ПФР. При этом целым останется и инвестиционный доход (при его наличии).

Гражданин, которого коснулась подобная ситуация, вправе не предпринимать никаких действий. В этом случае все средства будут находиться под управлением ПФР и передаваться для инвестирования в организацию по своему определению. Также за застрахованным остается право выбрать иной НПФ, который продолжит управлять его накоплениями. При выборе нового управляющего стоит взвесить его надежность и доходность.


Итак, негосударственные фонды по управлению пенсионными накоплениями россиян являются одним из инструментов формированиями последними своих будущих доходов. Деятельность фондов строго регламентирована законодательством и застрахована. Максимальный риск для граждан при выборе этого способа накопления заключается в отсутствии инвестиционного дохода. При этом гражданин всегда имеет возможность поменять один фонд на другой или перевести средства из государственного управление под управление НПФ.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Негосударственное пенсионное страхование — дополнение к государственному пенсионному страхованию, разновидность накопительного страхования. Оно даёт возможность одновременно и защититься от последствий возможной потери трудоспособности и с выгодой копить деньги. В Западной Европе, США и Японии полисы накопительного страхования жизни есть у почти 90% населения. В России негосударственные пенсионные фонды (НПФ) появились после подписания 16 сентября 1992 г. Президентом РФ Указа «О негосударственных пенсионных фондах».

Минфин и Центробанк в настоящее время приступили к разработке новой модели пенсионной системы России. Главное отличие этой модели — концепция индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Пенсионный капитал гражданина, согласно новым положениям, должен формироваться из двух частей: обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд России и добровольных отчислений в негосударственные пенсионные фонды. Гражданин ежемесячно будет иметь право направлять в свой пенсионный капитал от 0 до 6% дохода. Эти средства не будут облагаться налогом, а их сохранность гарантирует Агентство по страхованию вкладов. В связи этим изменением в пенсионной системе большинству россиян становится очень важно знать, что представляют собой негосударственные пенсионные фонды и как они работают.

НПФ — это некоммерческие финансовые организации, которые занимаются тремя видами деятельности: негосударственным пенсионным обеспечением участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; обязательным пенсионным страхованием в качестве страховщика по и договорам об обязательном пенсионном страховании; профессиональным пенсионным страхованием работников вредных производств. Деятельность НПФ подлежит обязательному лицензированию.

Средства вкладчика в НПФ законодательно и технологически отделены от средств для уставной деятельности фонда. Это гарантирует получение негосударственной пенсии в случае банкротства избранного НПФ.

При обращении в НПФ его специалисты могут сразу рассчитать размер негосударственной пенсии исходя из предполагаемых взносов, или рассчитать, какого размера взносы и как долго нужно вносить, чтобы получать в будущем желаемую пенсию.

Вкладчиком НПФ может быть как сам человек в свою пользу или в пользу третьего лица, так и организация-работодатель, которая перечисляет пенсионные взносы в пользу своих работников.

НПФ накапливает пенсионные взносы, инвестирует их и начисляет на них инвестиционный доход (обычно один раз в год). В результате этого увеличивается сумма на пенсионном счёте. Заниматься инвестированием НПФ может самостоятельно или через управляющие компании. Фонд, как правило, привлекает несколько управляющих компаний, у каждой из которых своя стратегия и свои преимущества. У каждого НПФ есть инвестиционный портфель – несколько выбранных фондом направлений для инвестиций. Инвестировать средства фонд должен в надёжные активы с минимальным риском - государственные ценные бумаги, включая бумаги иностранных государств, банковские депозиты, недвижимость, драгоценные металлы и т.п. Если НПФ покупает корпоративные ценные бумаги, то это должны быть так называемые «голубые фишки», которые выпускают хорошо зарекомендовавшие себя на фондовом рынке компании. Есть строгие требования к доле определённых активов в инвестиционном портфеле НПФ. Планируется, что с 1 июля 2018 года максимальная доля, которую фонды смогут вкладывать в банки, снизится с 40 до 25%. А в 2019 году предполагается запретить для вложений пенсионных денег ипотечные сертификаты участия. С другой стороны, Центробанк разрешил НПФ и управляющим компаниям делать отличающиеся высоким риском вложения в размере не более 5% средств в акции российских акционерных обществ, допущенных к торгам в сегменте РИИ-Прайм ЗАО «Фондовая биржа ММВБ».

Каждый НПФ разрабатывает свои схемы пенсионного страхования и пенсионного обеспечения. Они детально описаны в Правилах НПФ. Большинство НПФ имеют несколько разных схем (программ). Чтобы определиться с пенсионной программой, нужно с учётом своих финансовых возможностей решить для себя: какую сумму дополнительно к государственной пенсии вы хотели бы получать; какими должны быть сроки выплаты будущей негосударственной пенсии; хотите ли вы получить всю сумму пенсионных накоплений единовременно по окончании срока действия договора с НПФ или же по частям в течение определенного периода времени, например до конца жизни; с какой периодичностью вам удобно отчислять средства — ежемесячно, ежеквартально, единовременно. После выбора пенсионной программы можно заключить с НПФ договор. Каждый фонд имеет свои типовые формы договоров, которые разработаны в соответствии с Уставом фонда и его Правилами.

Основания для получения негосударственной пенсии НПФ совпадают с теми, которые дают право на государственную пенсию – достижение пенсионного возраста, получение инвалидности и др. Если пенсионер по какой-либо причине уедет из Российской Федерации в другую страну, пенсию НПФ он получит и при смене гражданства и при изменении места жительства. Но при этом надо будет ежегодно подтверждать стандартным свидетельством тот факт, что он жив и ныне здравствует. Пенсионер по своему желанию может назначить наследника на случай собственной смерти. Чтобы начать получать негосударственную пенсию, следует обратиться с заявлением в фонд и получить пенсионную книжку. Пенсионные выплаты обычно идут через банк.

Деятельность НПФ регулируется федеральными законами № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» и № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» (ред. от 03.07.2016).

НПФ управляет Совет Фонда, который формируется в соответствии с Уставом. Совет разрабатывает и утверждает Правила ведения деятельности фонда. Их регистрируют соответствующие контролирующие органы. НПФ находятся под контролем органов государственной власти. Ежедневно фонд предоставляет сведения о своей деятельности специально созданному депозитарию. Он ведёт вневедомственный контроль за соблюдением законодательства в отношении инвестиционного портфеля. Ежеквартально фонд обязан отчитываться перед Банком России и Пенсионным фондом РФ. Деятельность НПФ ежегодно контролируют Федеральная налоговая служба и Счётная палата. Отчётность фонда в обязательном порядке проверяется аудиторами и актуариями. Первые выявляют, не скрыл ли фонд дополнительные доходы вместо того, чтобы выплатить их пенсионерам. Заключения актуариев помогают убедиться в том, что фонд выполняет взятые на себя обязательства, а расчёт пенсионных планов обоснован.

Все НПФ в соответствии с Уставом: ведут пенсионные счета участников негосударственного пенсионного обеспечения; информируют вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии их счетов; формируют, размещают и инвестируют пенсионные средства; обеспечивают сохранность пенсионных средств, включая те, которыми по договору доверительного управления распоряжается управляющая компания; назначают и выплачивают негосударственные пенсии.

Никакие третьи лица, включая государство, не вправе ни при каких обстоятельствах присвоить себе пенсионные накопления НПФ.

С 2015 г. в России заработала созданная Банком России система гарантирования прав застрахованных лиц. В 2013 г. НПФ, участвующие в обязательном пенсионном страховании, преобразовались в акционерные общества. В течение 2014 - 2015 гг. Банк России проводил жёсткие проверки деятельности НПФ. Фонды прошли аккредитацию. У НПФ, которые не акционировались и не попали в систему Агентства по страхованию вкладов были аннулированы лицензии. Они передали пенсионные накопления в Пенсионный фонд РФ.

В настоящее время в России наблюдается тенденция к укрупнению НПФ. После акционирования процедуры объединения и купли–продажи фондов стали значительно легче. Это способствует продолжению объединения фондов в пенсионные группы, их слияния, сокращения общего числа НПФ. Также пенсионные фонды получают институт полноценного риск-менеджмента. С 1 января 2017 года НПФ обязали сдавать отчётность в соответствии с новым планом счетов и отраслевыми стандартами бухгалтерского учёта. Чтобы перейти на новую отчётность, фонды начали активно работать с разработчиками программного обеспечения. После 2019 г. НПФ смогут выплачивать дивиденды, в связи с чем они стали предлагать свои акции широкому кругу инвесторов.

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ - целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово - кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

- страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе - организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

- средства из федерального бюджета РФ;

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

Назначение и выплата пенсий;

Ведение учета средств, поступающих на счета;

Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

Взаимодействие со страхователями и работодателями;

Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

Оформление и выдача материнских сертификатов;

Выплата средств материнского капитала;

Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

Подать заявление на получение пенсии.

Выбрать способ получения пенсии.

Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) - накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".


Работа негосударственного пенсионного фонда полностью аналогична работе главного Пенсионного фонда РФ, однако для работы такой организации требуется соблюдать немало требований, установленных государством. По факту открыть свой НПФ имеет возможность только действительно крупный холдинг с огромными возможностями, мелкие предприниматели не смогут создать даже универсальный НПФ, который ориентирован на работу с населением. Однако для предпринимателей, которые имеют свою крупную организацию, создание НПФ может стать решением многих вопросов и возможностью распоряжаться дополнительными денежными средствами. Учитывая, что государство стремится поддерживать НПФ, можно сказать, что это направление достаточно перспективное.

Новообразованный НПФ конкурирует с уже существующими компаниями, и тут проще выйти на рынок кэптивному НПФ, то есть такому, который создаётся с расчётом на собственное предприятие и работает именно с юридическими лицами, создание открытого НПФ хоть и проще в некоторых аспектах, но предполагает поиск физических лиц (преимущественно), и действовать тут придётся по всему рынке, что опять же сталкивает новую компанию с уже работающими. Зато предприниматель с первого же дня, определившись с форматом работы, сможет развиваться по выбранному направлению, что упрощает его работу; пытаться занять все возможные ниши нецелесообразно, в этом варианте не получится предоставлять качественные услуги всем видам потребителей. В целом, этот рынок только развивается и можно рассчитывать на то, что новое предприятие сможет занять своё место на нём, пока ещё есть возможность заинтересовать новых клиентов. Однако работать без оглядки на деятельность конкурентов не получится, всё равно нужно тщательно изучить ситуацию и разработать свою стратегию.


Какой бизнес стоит начинать в кризис?

Минимальные инвестиции. Быстрая окупаемость. Высокий спрос. Не требует помещения и сотрудников. 2 дня на запуск. Выбор портала openbusiness.ru.

После решения вопроса с непосредственно регистрацией акционерного общества, можно переходить к получению лицензии на свою деятельность. Обращаться нужно в Федеральную службу по финансовым рынкам – ФСФР. Теперь нужно отметить, что если компания ранее не занималась подобной деятельностью, то начать можно только с открытия простого пенсионного фонда, который занимается пенсионным обеспечением, лишь после получения опыта будет возможность после подачи соответствующего заявления получить лицензию на осуществление деятельности по пенсионному страхованию. Вообще срок постоянно меняется в связи с поправками законодательства, в настоящий момент нужно проработать хотя бы 2 года в сфере пенсионного обеспечения, чтобы иметь возможность начать заниматься пенсионным страхованием. Для работы в сфере пенсионного обеспечения величина оценки собственного имущества должна быть не менее 60 миллионов рублей, для работы в сфере пенсионного страхования – в два раза больше, причём уже имеются требования, согласно которым эта сумма должна увеличиваться и составлять, к примеру, в 2018 году 80 миллионов рублей (для страхования – 150 миллионов рублей).

Следующие требования касаются управления негосударственным пенсионным фондов, руководитель этого предприятия должен обладать экономическим (или подобным) образованием и иметь опыт работы в сфере финансов, экономики или страхования не менее 3 лет. Требования касаются и бухгалтера – тот же опыт работы и соответствующее образование, естественно, только высшее. Наконец, самое последнее нововведение – это необходимость вступления в специальную саморегулируемую организацию (СРО), которая станет управляющей компанией и будет осуществлять надзор за деятельностью своих членов. При этом управляющая компания и сам негосударственный пенсионный фонд не должны быть аффилированными компаниями, это проверяется отдельно. То есть сложностей в этом направлении немало, вот почему не обойтись без юридической помощи. При этом существует не так много СРО подобного направления, хотя их число будет только расти. Чтобы заявку на образование НПФ рассмотрели, нужно передать следующий пакет документов:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования, места его нахождения, места нахождения его территориально обособленных подразделений и объектов (при наличии), используемых для осуществления лицензируемой деятельности;

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учёт в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии (составляет на настоящий момент 4 тысячи рублей);

д) документы, подтверждающие наличие у фонда в необходимом размере имущества, предназначенного для обеспечения его уставной деятельности, в том числе совокупного вклада учредителей (вклада учредителя) фонда, внесённого денежными средствами (справка банка, выданная не более чем за 5 дней до подачи заявления о предоставлении лицензии);

е) копии документов, подтверждающих наличие у руководителя исполнительного органа фонда и у главного бухгалтера фонда необходимых опыта работы и образования;

ё) правила фонда, утверждённые советом фонда.

Срок рассмотрения заявки может составлять 60 дней с момента подачи заявления, при этом в некоторых случаях лицензирующий орган может отказать в выдачи лицензии (тут можно обратиться в специализированную контору, которая занимается помощью в лицензировании). В целом решение этого вопроса – самый сложный этап для многих НПФ, после которого можно уже сосредоточиться на развитии своей компании. Для работы нужно найти представительное место, желательно в центре города, тут требования стандартные для простого офиса крупной фирмы, вообще НПФ может располагаться и на территории какого-либо предприятия, особенно если оно является кэптивным. Причём нужно заметить, что компания может иметь и свой офис, то есть выкупленное помещение, потому что для регистрации нужно располагать суммой собственного имущества, которое оценивается регулирующим органом, а не просто некими резервными средствами, и поэтому помещение тоже в своей оценке может входить в нужную сумму. Позаботиться нужно и о внутреннем благоустройстве, для чего потребуется внесение дополнительных средств, но для компании, которая имеет в распоряжении такие деньги эти траты не будут слишком большими. Сам офис может быть относительно небольшим, в нём работает до 10 человек, если брать в расчёт не слишком большую компанию; хотя в огромном НПФ трудится в разы больше человек.

Теперь нужно более подробно остановится на кадрах. Как можно было понять, критически необходимо иметь двух людей – руководителя и главного бухгалтера, первого желательно искать среди людей, которые имеют опыт работы непосредственно в пенсионном обеспечении, второй – только человек с образованием бухгалтера и соответствующим опытом. Помимо них нужны люди для занятия администраторской и организационной работой, тут её много – начинания от составления документации и заканчивая поиском клиентов. Часто, особенно при работе с физическими лицами, привлекаются агенты, которые всеми доступными им способами ищут клиентов, от этих людей во многом зависит успех предприятия, потому что непосредственно маркетинговая кампания не всегда привлекает необходимое количество потребителей. Также крупный пенсионный фонд должен иметь несколько отделов с немалым количеством сотрудников – финансовый, маркетинговый, продаж, коммуникаций и тому подобного. В общем-то, процесс работы во многом зависит от того, в каком формате работает фонд. При работе с юридическими лицами будут нужны одни люди, для работы с физическими – другие, а кэптивный пенсионный фонд, который создан для обеспечения собственного предприятия вообще может обходиться малыми силами, потому что в его работе будут заняты сотрудники головной организации. Помимо этого, нужно в любом случае иметь в штате юристов, потому что законодательство постоянно вводит новые требования, происходят какие-то изменения; налоговые консультанты также могут существенно упростить работу и снизить те или иные расходы предприятия. Особенно учитывая тот факт, что сегодня НПФ могут быть только публичными компаниями, нужны люди, ранее занимающиеся финансами и организационной деятельностью в акционерных обществах.

Вообще НПФ по понятным причинам рассчитывать свою деятельность на очень долгий срок вперёд, поэтому говорить о том, что это быстро окупаемое предприятие, нельзя. Но получая в своё ведение немалое количество средств, НПФ имеет возможность инвестировать их и заниматься прочей финансовой деятельностью, получаю существенную прибыль даже за вычетом тех средств, которые идут на погашение обязательств перед людьми. Пенсионное страхование позволяет заниматься более сложной и прибыльной деятельностью, поэтому нужно иметь в штате специалистов, которые отлично во всём этом разбираются. Вообще с экономической точки зрения работа НПФ достаточно сложна, потому что тут имеется множество тонкостей формирования своего дохода, нужно учитывать огромное количество параметров и заниматься планированием на многие годы вперёд. Это ещё одна причина, по которой НПФ открывают только большие корпорации или просто люди, отлично разбирающиеся в финансах. Фактически для начала работы достаточно чуть больше 60 миллионов рублей, но это самый минимум, и сэкономить тут просто невозможно, иначе не получить лицензию. А учитывая специфику работы такого предприятия, срок окупаемости не просто большой, а очень большой. Правда, законодательством устанавливаются и требования к количеству людей, деньгами которых должен распоряжаться фонд, сегодня это не меньше 20 тысяч человек, что влечёт за собой устранение многих рисков и возможности. Вообще в любом относительно крупном городе найти такое количество клиентов будет не сложно, особенно если фонд нацелен на работу с предприятиями, потому что юридическое лицо может перевести всех своих сотрудников (или значительную их часть) в партнёрский фонд. А вот в небольших городах с поиском клиентов могут быть проблемы, в связи с чем открытие негосударственного пенсионного фонда целесообразно только в городах хотя бы с полумиллионом жителей. Работать также можно (и нужно) с расчётом на небольшие города, открывая там свои представительства и привлекая оттуда клиентов. Иногда это может быть более выгодно, чем работа с потребителями в своём городе.

Таким образом, рассматривать НПФ как источник быстрого получения прибыли не стоит, обычно это организация, которая поддерживает предприятия или просто ориентирована на получение средств для дальнейшего инвестирования. Это сложный инструмент, который могут использовать только опытные экономисты, и поэтому открытие негосударственного пенсионного фонда подходит только предпринимателям, проработавшим во многих сферах. Также из перспектив этого начинания стоит отметить поддержку государства, потому что в России правительство нацелено на развитие своей пенсионной реформы и заинтересовано в том, чтобы передать все обязанности по пенсионному обеспечению в руки частных лиц.

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса.

Все материалы по тегу: НПФ

За 30 дней этим бизнесом интересовались 320631 раз.

1.2 Цели и задачи развития системы негосударственного пенсионного обеспечения

Основной задачей развития системы негосударственного пенсионного обеспечения в Кемеровской области является повышение уровня жизни и социальной защиты населения области.

1.2.1 Социальные цели:

Ø проведение в Кемеровской области государственной социальной политики по реформированию пенсионной системы, создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения;

Ø формирование и развитие новых рыночных институтов и механизмов социальной защиты граждан;

Ø постепенное увеличение роли дополнительных механизмов пенсионного обеспечения граждан, в частности негосударственных пенсионных фондов;

Ø внедрение новых форм и методов негосударственного пенсионного обеспечения различных социальных групп населения;

Ø вовлечение в систему негосударственного пенсионного обеспечения Кемеровской области работников предприятий всех форм собственности, в том числе работников бюджетной сферы.

1.2.2 Финансовая цель:

создание устойчивого источника финансирования, позволяющего осуществлять долгосрочные финансовые проекты.

1.2.3 Инвестиционные цели:

Ø координация региональных инвестиционных потоков;

Ø инвестирование пенсионных активов в региональные проекты, ориентированные на решение социальных задач, развитие производства и инфраструктуры с определенными финансовыми гарантиями со стороны органов государственной власти;

Ø создание системы негосударственного пенсионного обеспечения в Кемеровской области позволит хотя бы частично решить стратегическую проблему, связанную с созданием крупного внутреннего инвестора в экономике Кемеровской области.

1.2.4 Интересы организаций:

Ø решение проблемы закрепления квалифицированных профессиональных кадров;

Ø возможность материального стимулирования отдельных категорий работников, внесших наибольший вклад в развитие организаций;

Ø направление части аккумулированных средств на финансирование внутрипроизводственных проектов, что позволит улучшить положение организации, создаст предпосылки для роста производства и в конечном итоге скажется на положении работающих.

1.2.5 Интересы работников:

сохранение постоянного и гарантированного дохода при потере работником трудоспособности по причине наступления инвалидности или старости.

Система негосударственного пенсионного обеспечения в Кемеровской области представляет собой единую систему отношений и мероприятий по формированию обязательных и добровольных пенсионных резервов и накоплений, их размещению и инвестированию в экономику Кемеровской области, учету пенсионных прав участников и застрахованных, выплате обязательных и дополнительных пенсий участникам, застрахованным лицам.

Система негосударственного пенсионного обеспечения в Кемеровской области состоит из подсистем, формируемых в зависимости от выгодополучателей:

Ø подсистема негосударственного пенсионного обеспечения работников учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета;

Ø подсистема негосударственного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы муниципальных образований;

Ø подсистема негосударственного пенсионного обеспечения работников негосударственных предприятий;

Ø подсистема негосударственного пенсионного обеспечения индивидуальных вкладчиков - жителей Кемеровской области.

Объединяемые в системе негосударственного пенсионного обеспечения в Кемеровской области подсистемы формируются на основании договоров между вкладчиками - физическими и юридическими лицами и НПФ. Для участия в программе негосударственного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы негосударственного пенсионного фонда отбирается на конкурсной основе.

Создание и функционирование подсистем негосударственного пенсионного обеспечения в Кемеровской области происходит на основании федерального и регионального законодательства, договоров негосударственного пенсионного обеспечения между вкладчиками и негосударственными пенсионными фондами, внутренних нормативных актов вкладчиков - юридических лиц.

1.3 Состав участников системы негосударственного пенсионного обеспечения

Участники системы выполняют контролирующие, управленческие, финансирующие, инвестиционные и учетные функции.

Состав участников системы негосударственного пенсионного обеспечения в Кемеровской области:

Ø представительные органы - Совет народных депутатов Кемеровской области, представительные органы местного самоуправления;

Ø исполнительные органы государственной власти Кемеровской области, органы местного самоуправления;

Ø негосударственные пенсионные фонды. Деятельность негосударственного пенсионного фонда в рамках системы негосударственного пенсионного обеспечения заключается в аккумулировании пенсионных взносов, размещении пенсионных резервов, учете пенсионных обязательств, назначении и выплате негосударственной пенсии. Кроме того, в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию негосударственного пенсионного фонда аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует инвестирование средств пенсионных накоплений, ведет учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначает и выплачивает накопительную часть трудовой пенсии застрахованным лицам;

Ø вкладчики фонда - юридические или физические лица, являющиеся сторонами пенсионного договора и перечисляющие пенсионные взносы в пользу назначенных им участников.

Вкладчиком в пользу работников, финансируемых за счет средств бюджета Кемеровской области, является Администрация Кемеровской области, она выступает стороной пенсионного договора и перечисляет пенсионные взносы из средств областного бюджета.

Вкладчиком в пользу работников бюджетной сферы муниципальных образований при наличии соответствующих договоров с негосударственными пенсионными фондами являются органы местного самоуправления.

Вкладчиком в пользу работников коммерческих предприятий являются работодатели, заключившие договор негосударственного пенсионного обеспечения с негосударственными пенсионными фондами и перечисляющие взносы за своих работников в соответствии с пенсионной программой предприятия;

Ø управляющая компания - акционерное общество либо общество с ограниченной ответственностью, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Осуществляет управление пенсионными резервами фонда на основании заключенного договора;

Ø участники - физические лица - граждане Российской Федерации, которым в силу заключенного между вкладчиками и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственных пенсий. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу;

Ø депозитарий - акционерное общество либо общество с ограниченной ответственностью, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензию на деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Осуществляет деятельность по хранению сертификатов ценных бумаг или учёту и переходу прав на ценные бумаги.

Читайте также: