Сравнить пенсии по старому и по новому

В головах российских чиновников снова появились шальные мысли о корректировке пенсионной системы. К счастью, о системообразующих изменениях речи не идёт. Обсуждают изменение механизма единовременных выплат накопительной пенсии.

Пенсионный фонд предложил увеличить в 2,4 раза пороговую сумму пенсионных накоплений, ниже которой пенсионер будет получать их все единовременно, а не в виде ежемесячных выплат.

Сейчас выходящие на пенсию граждане получают пенсионные накопления единовременной выплатой, если рассчитанная для них накопительная пенсия меньше 5% от трудовой пенсии по старости.

Если предложение будет реализовано, доля выходящих на пенсию россиян, которые получат накопительную пенсию в виде единовременной выплаты, возрастет. Инициатива Пенсионного фонда обсуждается профильными ведомствами и, надо сказать, единодушной поддержки её нет.

Манипуляции с пенсионной системой - излюбленное занятие российских властей. Давайте вспомним, как менялась пенсионная система в России в последние десятилетия.

В Советском союзе пенсии выплачивались из общественных фондов потребления, которые формировались силами государственного бюджета и отчислениями предприятий (от 4 до 12% фонда оплаты труда в зависимости от отрасли).

К слову, дореформенные возрасты выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) были установлены в 1930-х годах. Советские правители не меняли этих планок, считая, что ранний выход на пенсию гарантирует терпимое отношение населения к небольшому размеру выплат.


На протяжении всего периода существования СССР тарифы отчислений для предприятий практически не менялись, из-за чего государству приходилось наращивать свою долю финансирования, чтобы обеспечивать рост пенсий.

К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в бюджете государственного социального страхования достигала 60%.

По мере появления в стране частного сектора экономики стало очевидно, что часть населения оказалась за бортом пенсионной системы, поскольку занятые на частных предприятиях граждане или индивидуальные предприниматели не имели права на пенсию.

В 1991 году СССР официально перестал существовать как государство. Командно-административная экономика и авторитарный режим ушли в прошлое. В стране провозгласили демократический политический строй и рыночную экономику.


В этой связи пенсионная система была реформирована. В ноябре 1990 года был принят закон «О государственных пенсиях в РФ», который установил два вида пенсий - трудовые и социальные.

Согласно новому законодательству страховые пенсионные взносы для работодателей увеличились до 28% от фонда оплаты труда (для трудовых пенсий). Финансирование из государственного бюджета сохранилось как знак того, что экономика по-прежнему остаётся социально ориентированной.

В декабре 1990 года был основан Пенсионный фонд России - в качестве государственного внебюджетного фонда для управления средствами пенсионной системы. В 2020 году со дня основания ПФР исполнится 30 лет: за эти годы эффективность управления пенсионными сбережениями россиян наглядно проявилась разве только в помпезных зданиях ПФР по стране, которые сильно диссонируют с благосостояниям отечественных пенсионеров.


Нужно сказать, что в 90-е государству было очень трудно держать пенсионную систему на плаву в свете экономического коллапса: гиперинфляция, спад в экономике, резкое падение производительности труда на фоне массового закрытия производств, падение доходов государственного бюджета, а также рост неплательщиков-уклонистов пенсионных взносов среди предприятий из-за макроэкономического кризиса. Поэтому выплату пенсий постоянно задерживали. Государству было тяжело выполнять свои социальные обязательства.

В марте 2000 года в должность президента вступил Владимир Путин, открыв новую страницу в истории России.


В 2002 году произошла реформа пенсионной системы, которая ввела дополнительное негосударственное пенсионное страхование. Отныне трудовая пенсия по старости разделилась на страховую (или распределительную) и накопительную.

Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР. Ставку отчислений в ПФР для работодателей установили на уровне 22%.

Накопительная пенсия формируется за счёт взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительной частью пенсий россиян стали управлять Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и Управляющие компании (УК). Эта часть пенсии не тратится на текущие выплаты пенсионерам и аккумулируется на личном пенсионном счёте застрахованного лица.

Важный момент: накопительная пенсия выплачивается только тем гражданам, которые получили право на выплату страховой пенсии по старости.

После мирового кризиса 2008 года, который затронул и Россию, началась волна банкротств Негосударственных пенсионных фондов. На фоне кризиса государство национализировало отчисления в накопительную часть государственной пенсии за 2014, 2015 и 2016 годы. По факту: государство присвоило себе накопительные пенсии россиян, мотивировав это тем, что изъятые сбережения пойдут на выплату страховой пенсии нынешним пенсионерам.

Очередная реформа грянула в 2015 году. Пенсию по старости окончательно разделили на страховую и накопительную (последнюю сделали добровольной). До конца 2015 года каждый гражданин, родившийся после 1967, должен был выбрать, будет ли он формировать накопительную часть вместе со страховой или только страховую.

С 2015 года начал повышаться минимальный трудовой стаж, необходимый для получениям пенсии по старости. К 2024 году он должен составить 15 лет.


Кроме того, ввели такое понятие, как индивидуальный пенсионный коэффициент, который исчисляется в баллах. Пенсионный коэффициент зависит от стажа работника и уровня зарплаты, с которой производятся отчисления. К 2025 году минимальное значение коэффициента, необходимого для получения права на страховую пенсию по старости, достигнет 30 баллов. От того, какая сумма баллов у вас наберется к моменту выхода на пенсию, будет зависеть размер страховой части пенсии.

Таким образом, для того, что иметь право на страховую пенсию по старости в 2025 году, россиянам нужно будет отработать 15 лет и накопить минимум 30 баллов.

В свою очередь, величина накопительной части зависит от уровня ставки ежемесячных отчислений и инвестиционных способностей выбранного НПФ (или УК).

Демографический спад 90-х годов рано или поздно должен был дать о себе знать. Примерно с середины нулевых демографы стали активно предупреждать, что примерно к 2020 году количество пенсионеров превысит количество трудоспособного населения.


Проблему превышения количества пенсионеров над трудоспособным населением государство решило кардинально - повышением возраста выхода на пенсию. С 1 января 2019 года возраст выхода на пенсию по старости будет постепенно повышаться для женщин до 60 лет, для мужчин - до 65.



20 - 40% от последней месячной зарплаты (военные, чиновники, врачи, учителя, рабочие).

Военные и чиновники, вне зависимости от возраста выхода в отставку, а лишь от выслуги лет и чина, получали 20 - 40% последней зарплаты. Рабочие государственных заводов - 1,5% от населения страны - получили право на пенсию перед самым началом Первой мировой войны. Но не по старости, а лишь по инвалидности - около 25% зарплаты. Аналогичные пенсии были и на отдельных частных заводах.

5 - 10% от последней месячной зарплаты (рабочие и служащие).

К этому году сталинская пенсионная система сложилась окончательно. В 1932 году был установлен пенсионный возраст: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но выйти на заслуженный отдых можно было лишь при стаже не менее 20 и 25 лет соответственно. Заметный скачок вперед по тем временам. Выплаты по старости полагались большей части рабочих и городских жителей. А вот колхозников обошли стороной. У сталинской пенсии оставалось два больших недостатка. Прожить на нее было невозможно. А получить ее - только при наличии свидетельства о рождении, справок с мест работы о стаже и зарплате. Но во время разрухи и войн терялись документы - доказать свои права и заслуги многим не удавалось.

50% от средней месячной зарплаты за последний год работы плюс надбавка 10 - 20% за трудовой стаж, особенно непрерывный на одном месте (рабочие и служащие).

Средние пенсии по стране составляли около 70 руб. (в пересчете на деньги после денежной реформы 1961 года). Максимальная пенсия не превышала 120 рублей. При этом в 55 и 60 лет можно было оставить работу и без стажа 20 и 25 лет. Но тогда полагалась лишь минималка - 35 руб. Прожить на нее было невозможно. Колхозники же в пенсионную систему снова включены не были. Лишь 10% деревенских жителей получали пособия (ветераны, механизаторы, председатели), но и у них пенсия составляла 31 руб., что не превышало 4 - 6% от общего дохода семьи. Но и им деньги платило не государство, а сельхозартели - фактически сами же крестьяне.

50% от средней месячной зарплаты за последний год работы плюс надбавка 10 - 20% за трудовой стаж, особенно непрерывный на одном месте (рабочие и служащие); 15% (колхозники) (1) .

В России за всю ее историю появилось первое поколение деревенских стариков, которое формально уже не зависело от молодого поколения. Вот только на пенсию они могли выйти на 5 лет позже городских: в 60 и 65 лет. 12 руб., которые получало большинство сельских пенсионеров, едва хватало на жизнь за городом. Учитывая, что большую часть еды они получали от подсобного хозяйства и огородов.

В 1973 году государство вспомнило об инвалидах и семьях, потерявших кормильца. Если до 1973 года выделяемые им пособия оставались совсем мизерными, то теперь стали приравнены к средним пенсиям по старости.

33% от последней месячной зарплаты (все граждане страны).

Забавно, но окончательно классовая дискриминация исчезает лишь на самом закате советской власти: селянам позволяют выйти на пенсию одновременно с городскими - вводится единый пенсионный возраст для всех, 55 и 60 лет. Так же уравнивают и размер пенсий колхозников с рабочими и служащими. В трудовой стаж, который остается 20 и 25 лет, включили учебу (если до вуза или техникума ты успел потрудиться), службу в армии, декретный отпуск. Изменился принцип расчета пенсии. Стали учитывать зарплату не за один последний год, а за два либо за любые пять лет непрерывного стажа.

34% от последней месячной зарплаты (все граждане страны).

Началась разработка предпоследней российской пенсионной системы, которая заработала с 2001 года. Родившиеся до 1967 года получают пенсию по старым правилам. Учитываются советский, российский стаж и зарплата за последние несколько лет. За большой советский стаж дается солидная прибавка. Появившиеся на свет после 1967 года уже копят на свою пенсию - учитывается не зарплата за последние трудовые годы, а доход за весь стаж. Причем не только на основном месте работы, а любые официальные выплаты по трудовым договорам.

Формально заявлено о 37% от последней месячной зарплаты (все граждане страны), но в действительности это фикция (2) .

Нынешний вариант пенсионной системы. Теперь в копилку идут и трудовой стаж, и официальные зарплатные выплаты. Все это переводится в баллы, число которых в момент выхода на пенсию и определяет ее размер. Стоимость балла каждый год устанавливается правительством. Как это выглядит на практике, узнать, видимо, не удастся - правительство обещает предложить новую систему без всяких баллов.

КАК ЭТО БЫЛО

Расчет по пятилетке

В советское время сумма пенсии привязывалась к зарплате на основном месте работы в последний год. Теоретически всю жизнь можно было проработать дворником, в последний момент стать большим начальником - обеспечить себе приличную пенсию. Другой вариант: по желанию будущего пенсионера выбиралась одна из пятилеток, входящая в десятку лет непрерывной профессиональной деятельности, высчитывалась средняя зарплата в ней. То есть можно было получать пенсию за то, что ты работал большим начальником когда-то раньше. К 1980 году из-за увеличения продолжительности жизни количество пенсионеров заметно увеличилось. Но государство продолжало платить пособия - средняя пенсия на момент проведения Московской Олимпиады составляла 67 рублей - половину зарплаты молодого инженера в НИИ.

В 1985 году средняя пенсия в СССР достигла 72 рублей у городских жителей и 47 рублей у сельских: пиковый уровень в России за всю историю.

ВАЖНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

1. О пенсиях при «развитом социализме»

В реальности 50% от последней зарплаты получали далеко не все пенсионеры, а лишь самые малооплачиваемые. Если твоя зарплата была, например, 250 рублей (как у высококвалифицированного рабочего), ты мог рассчитывать на пенсию максимум 80 - 90 рублей. Северяне, зарабатывавшие 800 - 900 и даже 1200 рублей в месяц, получали пенсию максимум в 120 рублей. Одновременно появилась система так называемых персональных пенсий - местного (областного и республиканского) и союзного значения - от 110 до 130 рублей.

2. О пенсиях в наше время

Т. н. балльная система исчисления пенсий привела к колоссальной путанице, и в итоге 37% от последней зарплаты превратились в полную фикцию и тотальную уравниловку: будь ты хоть дворником, хоть миллиардером из списка «Форбс», но при расчетах ваши пенсии окажутся примерно одинаковыми - в пределах максимум 20 тысяч рублей в месяц с разницей в 1 - 2 тысячи рублей между нижней и верхней границами.

Подготовил Сергей ПОНОМАРЕВ.

Основной задачей пенсионной реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Введение накопительного финансирования пенсий, то есть механизма выплаты пенсий за счет прошлых накоплений самого человека, является одним из путей решения проблемы достойного пенсионного обеспечения граждан в будущем.

В отличии от старой пенсионной системы, которая являлась распределительной, новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Её суть заключается в том, чтобы человек за время своей работы сформировал (накопил) некую сумму денег, из которой ему и будет выплачиваться пенсия.

Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода "серых" зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым, увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. Размер базовой и страховой части пенсии предполагается индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции. По закону "Об обязательном пенсионном страховании" государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.

Под действие пенсионной реформы подпадают мужчины 1953 г. рождения и моложе и женщины 1957 г. рождения и моложе. Подпадающие под действие пенсионной реформы граждане участвуют в ней независимо от своего желания или нежелания. Если застрахованное лицо (будущий пенсионер) не выбирает негосударственную управляющую компания или негосударственный пенсионный фонд, Пенсионный фонд РФ "по умолчанию" переведет его средства пенсионных накоплений в государственную управляющую компанию.

Согласно новой пенсионной модели взносы в Пенсионный фонд РФ, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части:

  • 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии; при этом, установлен гарантированный минимум базовой пенсии;
  • 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в Пенсионный фонд РФ (вместе с базовой частью должна не превышать 50% средней зарплаты за все время трудовой деятельности);

от 2 до 6% направляются в фонд для формирования "накопительной составляющей трудовой пенсии" Накопительная составляющая будет формироваться за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств.

Для работающих пенсионеров предусмотрено улучшение их благосостояния. С 1 января 2002 года они получают пенсию в полном объеме. Для людей предпенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения будет произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получит надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.

В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше, - то есть те, кто должен был выйти на пенсию в течение десяти после начала реформы. А граждане, родившееся раньше 1967 года, до 1 января 2005 года, как предполагается, будут участвовать в ней в ограниченном объеме - их накопительные поступления составляют пока 2 процента от размера легальной заработной платы, а с января 2005 года этот платеж возвращен в страховую часть. Сами же средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.

В чем же преимущества новой пенсионной реформы?

Несмотря на то, что к нововведениям в нашей стране относятся настороженно, можно отметить следующие преимущества проводимой пенсионной реформы:

если ранее пенсия зависела в основном от стажа, то теперь она будет зависеть от уровня заработной платы и от того насколько правильно Вы ей распорядитесь;

если ранее пенсионными деньгами имел право распоряжаться только государство, то теперь будущие пенсионеры получили право выбирать кому отдать в управление накопительную часть - государству или частной компании;


С 1 января 2020 года в России продолжится пенсионная реформа, которая предполагает постепенное повышение пенсионного возраста на 5 лет в период с 2019 по 2028 годы. Соответствующий закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» № 350-ФЗ Владимир Путин подписал 3 октября 2018 г.

Кто выходит на пенсию с 1 января 2020 года по новым правилам на страховую, льготную, северную, по выслуге лет и другие виды пенсий, покажем в данной статье в таблицах по годам рождения с учетом корректировки.

Новые таблицы выхода на пенсию с 1 января 2020 по годам рождения с учетом корректировки 2020 года

Возраст выхода на пенсию (65 лет — для мужчин, 60 лет — для женщин по итогам принятия закона) начал постепенно повышаться с начала 2019 года. Рост по планам будет происходить поэтапно в течение первых 10 лет реформы, с 2028 года увеличение будет реализовано в полном объеме.

Это значит, что пенсионный возраст в России с 2020 года уже будет видоизменен, и не все, кто планировал в этот год выйти на заслуженный отдых, смогут это сделать. Есть отдельные категории граждан, на которых будут распространяться льготы переходного периода.

На 2020 год, повышение пенсионного возраста составит уже год. И люди не старше 1965 и 1960 года рождения — женщины и мужчины соответственно, смогут выйти на пенсию только после наступления нового года. Им будет не меньше 56 и 60 лет, то есть, на пенсию люди выйдут на год позже, что уже существенно. Хотя, по старому законодательству они уже год могли бы получать пенсию, но реформа не велит.

К слову, именно с 1 января 2020 года в России пройдет плановая индексация всех пенсий – и страховых, и социальных по старости. Индексация составит 6,6%.

Выход на страховую пенсию в 2020 году

Пенсионная реформа привела к тому, что теперь человек должен высчитывать свой возраст выхода на пенсию, потому что эта реформа растянута по времени на десять лет, и каждый год пенсионный возраст увеличивается. То есть чем позже человек родился, тем больше ему придется работать до выхода на пенсию (если, конечно, он не получит конкретных льгот). Вот это теперь и нужно считать.

В таблице ниже указан возраст выхода на пенсию включительно по 2028-ой год


Таким образом, согласно новому пенсионному законодательству:

  • В первом полугодии 2020 года смогут выйти на пенсиюженщины, рождённые во второй половине 1964 года, достигнувшие возраста 55,5 лет и имеющие не менее 11 лет минимального страхового стажа и не менее 18,6 баллов ИПК.
  • Так же в первом полугодии 2020 года смогут выйти на пенсию мужчины, рождённые во втором полугодии 1959 года, достигнувшие возраста 60,5 лет, а требования к стажу и ИПК — такие же.

При этом, обращаться в местные органы ПФР нужно заранее, лучше за полгода до положенного возраста.

  • Во второй половине 2020 г. на общих основаниях никто не сможет оформить страховую пенсию по старости.

Оформить пенсию в 2020 году смогут также те граждане, которые:

  • достигли пенсионного возраста еще раньше (до 2020 г.), но откладывали выход на пенсию;
  • имеют право на досрочное оформление по каким-либо основаниям.

Таким образом, переходные положения по новому закону предусматривают такие корректировки, согласно которым во второй половине 2020 г. новых пенсионеров практически не будет.

Полностью норма закона о выходе на пенсию в 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин заработает впервые в 2028 году и коснется мужчин 1963 г.р. и женщин 1968 г.р.

Корректировка правил выхода на льготную пенсию в 2020 году

Изменения пенсионного законодательства в 2020 году продолжатся также и для некоторых получателей досрочной пенсии в связи с льготными основаниями.

С 1 января 2020 года для них аналогично с общеустановленным пенсионным возрастом будут скорректированы правила выхода на пенсию.

Такие корректировки затронут:

1. Северян, работающих в условиях Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам КС

По старому закону северяне имели право оформить пенсию по старости на 5 лет раньше общеустановленного срока — женщины при достижении 50 лет и мужчины в возрасте 55 лет. В новом законе для них эта разница будет сохранена, однако браться она будет относительно нового пенсионного возраста (то есть с учетом общего повышения на 5 лет).

Т.е. нормативный возраст для этой категории россиян будет увеличен до 55 и 60 лет (соответственно женщинам и мужчинам), при этом также будет предусматриваться переходный период, когда период трудоспособности будет плавно увеличиваться до достижения окончательных значений в 2023 году у женщин и мужчин:

Женщины / мужчины Год выхода на пенсию
Год рождения Пенсионный возраст по новому закону по старым нормативам по новому закону
1969 / 1964 50.5 / 55.5 2019 2019-2020
1970 / 1965 51.5 / 56.5 2020 2021-2022
1971 / 1966 53 / 58 2021 2024
1972 / 1967 54 / 59 2022 2026
1973 / 1968 55 / 60 2023 2028

Для мужчин 1964-1967 г.р. и женщин 1969-1972, работающих в условиях Крайнего Севера, будут устанавливаться промежуточные значения пенсионного возраста — «период трудоспособности» для них в зависимости от года рождения будет повышен на 0,5-4 лет. Для мужчин, родившихся в 1968 г. и позже, и женщин, начиная с 1973 г.р., будет установлено окончательное значение сроков выхода на пенсию — соответственно 60 и 55 лет.

Таким образом, с учетом переходного периода в первом полугодии 2020 года выйти на пенсию могут северяне:

  • женщины, достигнувшие возраста 50 лет во втором полугодии 2019 года;
  • мужчины, которым исполнилось 55 лет во втором полугодии 2019 года.

Дата оформления пенсии для них откладывается на полгода относительно старого пенсионного возраста.

2. Учителей, медицинских и творческих работников,

имеющих право на досрочное назначение пенсии при получении необходимого стажа профессиональной деятельности.

Ранее для досрочного выхода на пенсию медикам и учителям необходимо было получить специальный трудовой стаж (от 25 до 30 лет в зависимости от места работы). По новому закону после завершения «переходного периода» получить право на досрочное оформление этим категориям работников можно будет только через 5 лет после приобретения необходимого стажа.

При этом увеличение также будет происходить поэтапно: ежегодно срок досрочного назначения будет переноситься на 1 год (кроме первых двух лет — 2019 и 2020 гг.), пока не будет установлено окончательное значение в 5 лет (в 2023 г.). Соответствующие изменения, предусмотренные в новом законе, можно проиллюстрировать следующей таблицей:

Год приобретения необходимого «специального» стажа работы Через сколько лет после получения стажа можно оформить пенсию Год выхода на пенсию
2019** 0,5 2019-2020
2020** 1,5 2021-2022
2021 3 2024
2022 4 2026
2023 и т.д. 5 2028 и т.д.

Примечание: ** — Значения указаны с учетом досрочного выхода на пенсию на 6 месяцев раньше предусмотренного срока.

Итак, в связи с переходным периодом в 2020 году выйти на пенсию смогут учителя и медработники, выработавшие стаж во втором полугодии 2019 года.

Оформлять пенсию они будут в течение первой половины 2020 г. — через полгода после выработки спец. стажа.

Выход на досрочную пенсию в 2020 году при стаже 37 лет и 42 года

Изменения в пенсионном законодательстве предусматривают дополнительную возможность досрочного выхода на пенсию при наличии продолжительного стажа работы: 37 лет у женщин и 42 — у мужчин.

Наработав необходимое количество лет стажа (37 для женщин, 42 для мужчин), гражданин сможет досрочно оформить страховую пенсию по старости — на два года раньше предусмотренного на тот момент пенсионного возраста. Однако из-за того, что этот норматив возраста с 2019 года будет повышаться постепенно, не все граждане, проработавшие необходимое количество лет, смогут стать пенсионерами на 2 года раньше.

Фактически в первые годы реформы это снижение будет составлять меньшее количество лет:

  • В 2019 г. пенсионный возраст в России на общих основаниях составляет 55,5 и 60,5 лет. Граждане, которые наработали требуемое количество лет для досрочного оформления пенсии, в 2019 году смогут снизить пенсионный возраст только на 6 месяцев. То есть они смогут стать пенсионерами в 55 и 60 лет (по нормативам старого закона). Такое изменение будет касаться женщин 1964 и мужчин 1959 года рождения.
  • В 2020 г. снижение составит уже 1,5 года, так как норматив пенсионного возраста в этом году будет составлять 56,5 и 61,5 лет. Согласно таким условиям досрочно стать пенсионерами по стажу в возрасте 55 и 60 лет смогут женщины 1965 и мужчины 1960 г.р.

Досрочный выход на пенсию по годам рождения при наличии длительного страхового (трудового) стажа можно представить в виде такой таблицы:

Женщины ГР 1964 1965 1966 1967 1968
Общий ПВ 55,5 56,5 58 59 60
Льготный ПВ 55 56 57 58
Мужчины ГР 1959 1960 1961 1962 1963
Общий ПВ 60,5 61,5 63 64 65
Льготный ПВ 60 61 62 63
Год досрочного выхода на пенсию по стажу 2019 2020 2022 2024 2026 и далее

Примечание: ГР — год рождения; ПВ — пенсионный возраст.

После того, как установятся окончательные значения пенсионного возраста для россиян — 60 и 65 лет, возраст досрочного оформления пенсии тоже будет окончательно закреплен в значении 58 и 63 лет. По таким нормативам смогут стать пенсионерами женщины с 1968 г.р. и мужчины с 1963 г.р.

Таким образом, в 2020 году такая льгота (то есть наличие стажа 37 или 42 года) позволит досрочно выйти на пенсию:

  • женщинам 1964-1965 годов рождения;
  • мужчинам 1959-1960 годов рождения.

Для их более молодых сограждан такая льгота в 2020 году не предоставляется, так как снижение производится на 2 года относительно пенсионного возраста, устанавливаемого в зависимости от даты рождения (см. таблицу).

Например, для женщин 1966 г.р. пенсионный возраст составляет 58 лет. То есть льгота позволяет ей снизить этот норматив только до 56 лет и уйти на пенсию лишь в 2022 году (самого факта выработки стажа недостаточно).

Выход на социальную пенсию в 2020 году

На оформление социальной пенсии, в первую очередь, претендуют те граждане, которые не смогли приобрести необходимое количество пенсионных баллов или стаж, которые позволили бы им оформить страховую (трудовую) пенсию. Такой вид пособия оформляется на 5 лет позже общеустановленного пенсионного возраста, поэтому пенсионная реформа, действующая с 2019 года, коснулась и будущих получателей социальной пенсии.

Возраст оформления социальной пенсии ежегодно увеличивается. Законодательство предполагает увеличение пенсионного возраста для такого вида выплат на 5 лет женщинам и мужчинам относительно старых параметров — 60 и 65 лет. Новым законом предусматриваются переходные положения, поэтому возраст будет увеличиваться постепенно:

  • В 2020 году оформить социальную пенсию по старости смогут те, кому 60/65 лет исполнилось во втором полугодии 2019 года. Дата оформления выплат откладывается для них на 0,5 года относительного старых условий.
  • Для других получателей социальных пенсий возраст, при достижении которого можно будет оформить выплаты, в 2020 году увеличен не будет.

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

Читайте также: