Стандарты на социальные услуги пенсионерам


25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. "Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред.] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны", – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие "получатель социальных услуг"

С 1 января из законодательства исчез термин "клиент социальной службы" (п. 2 ст. 3 старого закона), вместо которого было введено понятие "получатель социальных услуг" (п. 3 ст. 3 нового закона). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан (ст. 15 нового закона).

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг (ст. 26 нового закона).

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. (ст. 3 старого закона).


Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов".

Определен поставщик социальных услуг

Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п. 4 ст. 3 нового закона). Ранее такого понятия не было, хотя фактически социальное обслуживание осуществлялось региональными государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, а также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и индивидуальными предпринимателями (ч. 1, ч. 3 ст. 4 старого закона).

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги (ст. 8-14 старого закона).

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги (ст. 20 нового закона).

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (ст. 21 нового закона). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее (ст. 8 старого закона).

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату (ч. 2 ст. 17 нового закона).

С 1 января 2015 года на предоставление бесплатных социальных услуг могут рассчитывать:

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно (ст. 31 нового закона).

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума (ст. 16 старого закона).

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области за III квартал 2014 года"). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области").

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг (ст. 32 нового закона).

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. - 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами (ст. 15 старого закона).

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (ч. 2 ст. 7 старого закона). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (ст. 14 нового закона). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

БЛАНКИ

Заявление о предоставлении социальных услуг

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (ст. 16 нового закона). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (ч. 2 ст. 21 нового закона). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (ч. 1 ст. 17 нового закона). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.


Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя".

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот (ч. 2 ст. 12 нового закона).

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (ст. 23 старого закона). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (ст. 30 нового закона). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и "ложка дегтя" в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг (ст. 25 старого закона).

Помимо стандартных ежемесячных пенсионных выплат москвичи получают регулярно надбавки к стандарту социального обеспечения. Каждый день на основании решения Правительства РФ размер выплат из бюджета индексируется с учетом темпов инфляции. В 2020 году москвичей пенсионного возраста ждет повышение страхового пособия в связи с достижением старости при отсутствии трудовой занятости. Какой предусмотрен местным законодательством социальный стандарт пенсионера в Москве в 2020 году, как оформляется выплата – мы подробно разъясним с примерами ситуаций и расчетами в этой статье.

  1. Особенности пенсионных выплат в Москве в 2020 году
  2. Суммы социального стандарта пенсионера в Москве в 2020 году
  3. Планы на 2020 год по увеличению социального стандарта в Москве
  4. Порядок определения факта наличия права на социальный стандарт для пенсионеров в Москве в 2020 году
  5. Формула для определения суммы социальной доплаты к пенсии по социальному стандарту для москвичей
  6. Распространенные ошибки при определении социального стандарта пенсионеров в Москве
  7. Примеры из практики по вопросу начисления социального стандарта для пенсионеров в Москве
  8. Ответы по вопросу получения социального стандарта для лиц пенсионного возраста в Москве

Особенности пенсионных выплат в Москве в 2020 году

Для жителей столицы предусмотрено два вида социального обеспечения:

  • столичный прожиточный минимум – при наличии прописки в течение десяти лет;
  • городской социальный стандарт – выплачивается в виде социального пособия для лиц, состоящих на учете минимум в течение 10 лет.

Порядок определения социальной выплаты для москвичей пенсионного возраста установлен Постановлением Правительства города Москвы №1268-ПП от 17.11.2009 «О региональной социальной доплате к пенсии». В документе указано, что дополнительные выплаты могут получать пенсионеры, которые получают финансирование из бюджета или средства на пожизненное содержание при наличии постоянной или временной прописки в городе Москва. Неработающие пенсионеры получают выплату одного из следующих видов:

  • лица, не осуществляющие деятельность, связанную с формированием пенсионных страховых выплат (трудовую) – для них выплаты предусмотрены ФЗ №167 от 15.12.2001;
  • дети, на которых выплачивается пенсия в связи с инвалидностью или по потере кормильца, если они не достигли 18 лет.

Оформление социального пакета, предусмотренного для жителей центрального региона России, возможно, если общая сумма полученных выплат ежемесячно менее показателя принятого местным правительством стандарта. Норматив действует для лиц, которые получают пенсию либо находятся на пожизненном содержании в пределах города Москвы и имеют прописку в регионе.

Исключены из категории получателей социальных доплат по стандарту города Москвы следующие группы граждан:

Могут рассчитывать на доплату не только граждане РФ, удовлетворяющие указанным требованиям, но и иностранцы и лица без государственной принадлежности. Но при условии, если они получают пенсию и имеют регистрацию временную или постоянную в Москве.

Суммы социального стандарта пенсионера в Москве в 2020 году

Правительство РФ приняло ряд поправок с учетом уровня инфляции на начало 2020 года, в результате чего были утверждены новые показатели социальных выплат для пенсионеров с московской пропиской на текущий период:

  1. На 2020 год прожиточный минимум в Москве для пенсионеров составил 12 130 руб. Показатель по сравнению с прошлым периодом увеличился почти на 1 000 руб. На конец 2019 года он составил 12 115 руб. Значение учитывается с региональной социальной доплатой.
  2. Доплата для неработающих пенсионеров с пропиской в столичном регионе более 10 лет составит в 2020 году 19 500 руб. С 1 января 2019 года изменений в учете размера платежа из местного бюджета не произошло. Так, городской стандарт для москвичей в 2020 году приобретает указанное значение в 19 500 руб.

Правительство РФ сообщило о том, что повышение социальных доплат к пенсионным отчислениям москвичей будет производиться в несколько этапов по всем городам России, также и по центральному региону. Повышение составит с 1 января 2020:

  • На новый год прибавка составит для неработающих пенсионеров 6,6%.
  • Стоимость пенсионного балла в указанном периоде будет увеличена до 93 руб. Для сравнения, в предыдущих периодах значение было равно 87,24 руб.
  • Социальные пенсии для москвичей вырастут на 7%. В среднем увеличение будет зафиксировано на отметке 10 300 руб., что на 7% больше, чем в предыдущем периоде. Ранее показатель был равен 9 700 руб. (в 2019 году).
  • Для пенсионеров, которые продолжают трудовую деятельность в московском регионе, денежная доплата к пенсии для достижения размера социального стандарта принимается равной 3 пенсионным баллам.

Планы на 2020 год по увеличению социального стандарта в Москве

В планах российского правительства значится увеличение пенсии ежегодно на 1 000 руб. Но пока реализация такого проекта задерживается. Основные положения по введению новых показателей социальных доплат для москвичей упомянуты в проекте закона «О бюджете Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». По заявлению замруководителя Департамента финансов г.Москвы Александра Дукачева, примерно 52% столичного бюджета планируется израсходовать на социальные нужды населения. При расчете выплат также учитываются нормы государственной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы». На 2020 год размер финансового обеспечения в рамках указанной государственной программы составил 449 млрд 379 млн руб.

Средства в рамках указанного бюджета пойдут на реализацию следующих целей в пределах московского региона:

  • выплата социальных пособий и компенсаций;
  • на погашение задолженности по квартплате, оплату коммунальных услуг;
  • оздоровление населения и организацию отдыха;
  • санаторно-курортное лечение пенсионеров по бесплатным путевкам для льготников;
  • профессиональную переквалификацию жителей Москвы.

Для оказания помощи ветеранам Великой Отечественной Войны, проживающим в московском регионе, и для их ближайших родственников запланирована в столичном регионе сумма в 324 млрд 384 млн руб. Средства планируется направить на следующие цели:

  • предоставление социальных льгот (субсидий, оплату услуг ЖКХ);
  • предоставление социальных выплат (субсидий на оплату услуг ЖКХ;
  • компенсацию стационарной телефонной связи;
  • льготы по оплате проезда в общественном городском транспорте;
  • проведение мероприятий для ветеранов войны и труда с целью социальной интеграции;
  • обслуживание в рамках санаторно-курортного лечения;
  • предоставление ежемесячных доплат к пенсии для льготных категорий граждан в регионе;
  • финансирование покупки технических средств реабилитации, протезно-ортопедической продукции для ветеранов на пенсии, ветеранов войны и труда.

Порядок определения факта наличия права на социальный стандарт для пенсионеров в Москве в 2020 году

Положение об увеличении размера городского социального стандарта в столице в размере 19 500 руб. на 2020 год утверждено на основании Постановления Москвы №1093-ПП от 27.08.2019. Такой объем финансирования действует с 1 сентября 2019 года, он не претерпел изменения с начала 2020 года. Применение указанного показателя возможно при определении:

  • РСД – региональной социальной доплаты, начисляемой к выплатам для пенсионеров, не занятых по трудовому договору;
  • ЕКВ– ежемесячной компенсационной выплаты, которая рассчитывается в отношении ряда категорий работающего населения, находящегося на пенсионном обеспечении.

Важно: Обязательным условием получения доплат к пенсии в виде соц. стандарта является регистрация в московском регионе на протяжении не менее чем 10 лет. Если гражданин выезжал периодически в другие регионы РФ, срок считается в совокупности при сложении периодов отсутствия в столице.

Для пенсионеров, проживающих в Москве более 10 лет и имеющих право на получение РСД и ЕКВ, доплаты к пенсии в соответствии с новой величиной социального стандарта производятся автоматически, т.е. без необходимости подачи заявления. Все остальные пенсионеры должны подать заявление в орган социальной защиты населения по месту проживания, т.е. без необходимости подачи заявления о назначении РСД и ЕКВ в Центре госуслуг «Мои услуги». Аналогичная опция доступна на сайте mos.ru – здесь также можно подать заявление в онлайн режиме. Начисление указанных показателей для пенсионеров из Москвы после подачи заявления осуществляется с 1 числа месяца, следующего за тем, в котором осуществлена подача бумаг.

Стройнова Л.Ж., специалист Управления соцзащиты населения Западного района г.Москвы

Формула для определения суммы социальной доплаты к пенсии по социальному стандарту для москвичей

Расчет размера доплаты к пенсии для лиц, имеющих регистрацию на постоянной основе или право на временное проживание в Москве и право на получение пенсии, осуществляется по следующей формуле:

МО = П + СЧ + ЕД + ПБ + ДМП + СП, где

  • МО – материальное обеспечение в счет урегулирования суммы ежемесячных выплат пенсии до суммы принятого соц. стандарта;
  • П – размер пенсии, кроме государственных выплат для участников ВОВ, блокадного Ленинграда и лиц, получивших инвалидность в результате военной травмы, а также для вдов и родителей лиц, которые погибли во время боевых операций, нетрудоспособных родственников в составе семьи пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС – для них не учитывается размер пенсии по потере кормильца;
  • СЧ – страховая часть пенсии, если она выплачивается одновременно с пенсией по выслуге лет или с категорией инвалидности, доля страховой пенсии по старости, если такая сумма предусмотрена при начислениях за выслугу лет;
  • ЕД – ежемесячная доплата к пенсии полагается лицам, замещающим государственные посты на должностях РФ, города Москвы, гражданской службы г.Москвы, субъектов РФ, для пенсий в отношении лиц, находящихся на выборных должностях в органах местного самоуправления или для муниципальных служащих в городе Москве;
  • ПБ – пособие по безработице для лиц, имеющих прописку в Москве. В качестве такого платежа может учитываться стипендия в период прохождения курса профессиональной подготовки или повышения квалификации, либо стипендиальные выплаты при направлении на переобучение по решению центра занятости населения в Москве;
  • ДМП – сумма дополнительной материальной поддержки в виде выплаты пособия по безработице или в виде льготы по оплате проезда в общественном городском транспорте;
  • СП – социальная поддержка в виде компенсации стоимости услуг ЖКХ либо расходов по квартплате.

Распространенные ошибки при определении социального стандарта пенсионеров в Москве

Ошибка 1: Отказ от получения доплаты по социальному стандарту или неподача заявления на получение дополнительных выплат в рамках социального стандарта для пенсионеров, зарегистрированных в Москве менее 10 лет постоянно без учета выездов в другие регионы страны.

Ответ: Период в 10 лет для получения льгот социального характера учитывается с принятием во внимание всех сроков проживания в Москве временно или постоянно, в том числе с учетом нахождения в других регионах РФ не более 6 месяцев. К примеру, гражданин проживал 1 год в Москве и каждые 2 месяца ездил в командировку и проживал в другом регионе России, к примеру, с семьей в Самаре. При таком графике переездов потребуется для накопления 10-летнего периода в совокупности провести в Москве 11 лет и 8 месяцев. После этого Пенсионный фонд предоставит льготу автоматически по этой категории в связи с необходимостью увеличения пенсий таким образом, чтобы их размер достиг величины социального стандарта в Москве.

Примеры из практики по вопросу начисления социального стандарта для пенсионеров в Москве

Пример 1: Для граждан, зарегистрированных в Москве и имеющих право на пенсионное обеспечение, расчет региональной доплаты по социальному стандарту будет выглядеть следующим образом:

РСД = ГСС – МО, где

  • РСД – региональная социальная доплата по Московской области;
  • ГСС – социальный стандарт;
  • МО – размер материального обеспечения.

Иванов Д.Л. получает пенсию в размере 11 556 руб. Поскольку по региону на 2020 год принят социальный стандарт в 19 500 руб., оплата будет произведена в размере 7 944 руб. Для ее получения необходимо обратиться в управление соцзащиты населения в районе проживания в столице.

Пример 2: Определение региональной социальной доплаты осуществляется по формуле:

РСД = ПМ – МО, где

  • РСД – сумма социальной доплаты в регионе Москва;
  • ПМ – значение прожиточного регионального минимума для лиц пенсионного возраста в столице РФ;
  • МО – размер получаемой пенсии от государства.

Петро А.П. получает пенсию в размере 10 001 руб. Сумма регионального социального стандарта по Москве в 2020 году составляет 12 115 руб. Итого, доплата до достижения уровня социального стандарта в рамках региональной программы должно составляет 2 114 руб.

Ответы по вопросу получения социального стандарта для лиц пенсионного возраста в Москве

Вопрос: Нужно ли мне писать заявление о необходимости начислить доплаты к пенсии, размер которой не достиг величины социального стандарта в Москве?

Ответ: Оформление доплат к пенсии социального характера осуществляется в заявительном порядке. Для этого необходимо обратиться с прошением в районный орган социальной защиты населения в районе проживания.


Из этой статьи вы узнаете:

Каковы принципы социального обслуживания пожилых людей

Какие должны соблюдаться условия социального обслуживания пожилых людей

Какие предусмотрены формы социального обслуживания пожилых людей

Какие существуют учреждения социального обслуживания пожилых людей

Социальное обслуживание пожилых людей – это целая группа услуг, предназначенных для пожилого контингента на базе специализированных заведений или же на дому. В список входят реабилитация в социуме, помощь в делах хозяйственной направленности и в психологической сфере.

Принципы социального обслуживания пожилых людей

необходимость строгого соблюдения свобод и прав подопечных;

преемственность между социальными организациями, занимающимися оказанием специальных услуг пожилому контингенту;

обязательный учет потребностей и пожеланий каждого, без исключения, пожилого человека;

строгое соблюдение гарантий, предоставляемых государством;

уравнение возможностей всех претендентов на получение социального обслуживания;

обращение особого внимания на адаптацию пожилого контингента в социуме.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Какие должны соблюдаться условия социального обслуживания пожилых людей

невозможность осуществлять простейшие действия по дому, обслуживать самого себя, самостоятельно изменять положение тела и передвигаться из-за серьезных заболеваний или получения травматических повреждений;

наличие в семье человека с группой инвалидности, которому необходим ежедневный уход и забота;

присутствие в семье детей, у которых возникли трудности с адаптацией в социуме;

невозможность ежедневного наблюдения и ухода и отсутствие попечения над инвалидами и детьми;

конфликт внутри семьи из-за насилия или с людьми, которые страдают тяжелыми психическими заболеваниями, имеют алкогольную или же наркотическую зависимость;

отсутствие у человека постоянного места проживания, в том числе у того, кто еще не достиг возраста 23 лет и уже завершил свое пребывание в домах для детей-сирот;

отсутствие у человека места работы и денежных ресурсов для существования.

Но присутствие в жизни одного или нескольких из вышеперечисленных обстоятельств лишь подтверждает тяжелую ситуацию в жизни данного человека, но не гарантирует получения безвозмездных социальных услуг. Стоит отметить еще и то, что из-за введения платы за социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов, значение понятия «социальные услуги» стало весьма спорным. А все потому, что данная деятельность потеряла связь с традиционным смыслом понятия о социальной помощи.

Как происходит организация социального обслуживания пожилых людей

Вежливое и деликатное отношение социальных работников к подопечным.

Самостоятельный выбор заведения и типа обслуживания в определенном порядке. Он устанавливается органами соцзащиты на федеральном и местном уровнях.

Ознакомление с информационным материалом о собственных правах, а также с условиями получения обслуживания.

Отказ от оказания данных услуг.

Сохранение в тайне личной информации, которую социальный работник может узнать в процессе своей деятельности.

Защиту прав, при необходимости, она может производиться и в порядке судебного разбирательства.

Доступ к информационному материалу о существующих типах и видах социального обслуживания, причинах, при которых оно оказывается, и условиях произведения оплаты за него.

Полустационарного характера, с размещением людей на базе дневных или ночных отделений специализированных организаций.

Стационарного характера на базе специализированных заведений. Это могут быть различные пансионаты, санатории, интернаты и т. д.

поставка необходимых продуктов и готового горячего питания;

поддержание чистоты жилья, в соответствии с санитарными стандартами;

доставка необходимых лекарственных препаратов и товаров хозяйственного назначения;

сопровождение подопечных в ЛПУ для получения необходимой медицинской помощи;

организация юридического, ритуального и любого другого необходимого обслуживания;

ряд других услуг.

Содержание жилья в чистоте, в соответствии с санитарными стандартами.

Прохождение реабилитации и адаптации в социуме.

Участие на добровольной основе в посильном труде с учетом их интересов и пожеланий.

Получение ежедневной заботы и ухода, своевременной и квалифицированной врачебной помощи.

Проведение медицинской экспертизы, которая необходима для изменения или подтверждения группы инвалидности.

Свободные встречи с родственниками и друзьями.

Организацию посещений, при необходимости, юристами, нотариусами, священниками и т. д.

Получение свободного помещения с подходящими условиями для проведения религиозных обрядов. Важно, чтобы созданные условия не противоречили распорядку внутри организации.

Сохранение жилья, которое арендовали до поступления в социальное учреждение, на протяжении шести месяцев, если проживали там одни. Если в данном месте проживают еще и родственники пожилого человека, то жилье сохраняется на протяжении всего срока пребывания пенсионера в стационаре.

Получение нового жилья вне очереди в том случае, когда пожилой человек написал отказ от услуг специального социального обслуживания спустя 6 месяцев нахождения в соответствующем заведении и уже лишился предыдущего жилья.

Участие в общественных комиссиях, основная цель которых защитить права людей пожилой возрастной группы.

доставка питания и снабжение подопечных наборами продуктов;

поставка необходимых предметов гардероба и товаров хозяйственного назначения;

поиск места для временного проживания;

единоразовая денежная выплата;

организация помощи юристов, основная цель которой – это защита интересов и прав подопечных;

качественная помощь врачей и психологов по неотложным обстоятельствам.

С целью адаптации в социуме пожилого контингента, уменьшения социальной напряженности и улучшения взаимоотношений между членами семьи предусмотрена такая форма помощи, как консультации.

Учреждения социального обслуживания пожилых людей

нахождение в пансионате некоторое время, пока члены семьи в отпуске или командировке;

пребывание во время реабилитационного периода;

проживание на постоянной основе.

Чтобы получить подробную информацию по всем
интересующим вопросам, Вы можете оставить свой телефон или
позвонить по номеру: +7-495-021-85-54


На сегодняшний день в соцзащите Москвы работает более 40 тысяч человек, из которых 7 тысяч — социальные работники. Каждый день они заботятся о незащищенных жителях Москвы, помогают с решением бытовых вопросов, оказывают адресную помощь. Особенно заметной их работа стала в период пандемии коронавируса, которая словно лакмусовая бумажка вывела на поверхность значимость работы сотрудников социальных служб. В 2020 году Москва изменила перечень соцуслуг и их стандартов: теперь они ориентированы на индивидуальные потребности каждого человека. Также начался переход от заявительного к проактивному принципу оказания социальных услуг, которые предоставляются после функциональной диагностики. Подробнее об этом рассказал заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Павел Анатольевич КЕЛЛЕР.

Павел Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о глобальных изменениях в сфере социального обслуживания на дому, которые произошли в Москве за последние полгода?

— Прежде чем начать разговор об изменениях, важно рассказать, что представляет собой сфера социального обслуживания. На сегодняшний день в Москве более 7 тысяч социальных работников оказывают социальные услуги на дому примерно 128 тысячам москвичей. Конечно, в каждом случае это различные услуги и в итоге — различный объем оказываемой помощи. Порой это только доставка продуктов или уборка квартиры, но в некоторых случаях потребность в помощи заключается в приготовлении пищи, кормлении и проведении гигиенических процедур.

— Казалось бы, простая и понятная мысль: каждому человеку необходим индивидуальный набор услуг, но как его определить?

— Именно на этот вопрос мы попытались ответить в этом году, проведя большую подготовительную работу. Безусловно, те изменения, которые происходят в сфере социального обслуживания, и тем более в сфере предоставления социальных услуг на дому, должны быть просты и понятны. Надеюсь, и рассказ о них получится тоже простым и понятным. В числе основных изменений: упрощение процедуры обращения за получением социальных услуг на дому, новый механизм определения необходимого объема услуг, новый перечень этих услуг и их стандарты, а также начало работы с использованием проактивного подхода.

— Расскажите, пожалуйста, обо всем по порядку.

— Итак, с 1 января за получением социального обслуживания на дому можно обратиться в ближайший центр госуслуг «Мои документы». Для москвичей обращение туда давно уже стало не только привычным, но и удобным. Теперь здесь можно решить и вопрос предоставления социальных услуг на дому.

Кроме того, мы максимально сократили перечень документов, которые необходимо предоставить для получения социальных услуг на дому. К примеру, от одиноких москвичей требуется только заявление и паспорт, а для тех, кто проживает в семье или имеет близких родственников, дополнительно потребуются документы, подтверждающие их доходы. Также необходимо будет обозначить обстоятельства, по которым они не могут выполнять обязанности по уходу за своими родственниками.

После подачи документов необходимо определить объем необходимой человеку помощи. Как раз механизм определения этого объема абсолютно новый и выполняют его новые для нашей системы сотрудники: социальные инспекторы. Итак, после обращения в центр госуслуг за получением помощи на дому должен состояться визит социального инспектора, который проведет процедуру функциональной диагностики. Эта процедура достаточно сложна, но именно она позволяет нам в каждом конкретном случае установить способности человека к выполнению простых и сложных действий, а также определить наличие риска падения.

Для того чтобы представить, о чем идет речь, приведу несколько примеров. К простым действиям относится прием пищи, к сложным — приготовление пищи; к простым — подъем по лестнице, к сложным — пользование транспортом. Сразу же хочу внести ясность: никто не будет заставлять бегать по лестнице или ждать, когда человек приготовит пищу и затем проверять ее на вкус. Есть маленькие секреты, которые позволяют нам делать подобные выводы, не прибегая к таким вещам. В тоже время хочу подчеркнуть, что эта работа с опросом не имеет ничего общего. Если у человека имеются сложности с выполнением простых или сложных действий, это свидетельствует о наличии так называемых функциональных дефицитов. Именно эти социальные дефициты соцслужбы и должны компенсировать.

Иными словами, наша задача должна заключаться в помощи выполнения человеком тех действий, которые он не может в полной мере осуществить сам. Пожалуй, именно в этом основная суть произошедших изменений. Мы стремимся предоставлять социальные услуги, которые нужны в каждом конкретном случае, а не оказывать стандартный набор услуг всем, кто получает социальные услуги на дому.

При этом объем таких услуг, выраженный в часах, может составлять от нескольких часов в неделю до пяти часов ежедневно. Сама же функциональная диагностика заменила работу комиссии при районных отделах соцзащиты, которая составляла акт обследования материально-бытовых условий проживания, необходимый ранее. Теперь на дом выйдет только социальный инспектор, других посещений не потребуется.

— Итак, по итогам функциональной диагностики выявлен функциональный дефицит, которые нужно компенсировать социальным службам. Каковы дальнейшие действия соцработников?

Теперь в отношении каждого простого и сложного действия, которое человек не способен совершать самостоятельно, назначается конкретная социальная услуга. Их перечень и стандарты мы полностью пересмотрели. Иными словами, теперь мы выполняем или помогаем выполнять только те действия, которые человеку не под силу. Так мы формируем в каждом случае индивидуальный набор услуг, необходимый в конкретной ситуации.

При этом набор условно гарантированных услуг был существенно расширен. К примеру, ранее такие услуги, как сопровождение на прогулку, приготовление горячей пищи, межсезонная комплексная уборка квартиры предоставлялись за плату. Теперь же, при невозможности жителям города самостоятельно выполнять такие действия, ему могут быть предоставлены эти социальные услуги бесплатно.

Теперь услуги назначаются автоматически, так как каждому функциональному дефициту соответствует компенсирующая услуга. Это позволяет нам формировать единый подход к определению объема помощи на дому по всему городу. Звучит нескромно, но такого работающего механизма в стране больше нигде нет.

Что же касается стандартов социальных услуг, мы максимально подробно их описали. Теперь в отношении каждой услуги понятен набор действий, который ее составляет. Указано время, необходимое как на оказание услуги в целом, так и на выполнение каждого действия. Также имеется указание на кратность и периодичность предоставления социальных услуг, при этом при определении кратности мы ушли от таких формулировок, как, например, «до трех раз в неделю». Показатели теперь вполне конкретные и позволяют понять гарантированный объем помощи при назначении той или иной услуги. Но для нас важно не только корректно определить объем необходимых услуг на дому, но и установить круг потенциальных получателей такой помощи. Это позволит предложить поддержку человеку, не дожидаясь его обращения.

— В этом заключается проактивный подход в вашей работе?

— Да, мир вокруг нас активно меняется, формируя огромный массив данных, которые хранятся в различных информационных ресурсах. Мы прекрасно представляем себе «портрет» москвича, который сегодня получает услуги на дому, что позволяет нам обращаться к большим данным с запросом по конкретным параметрам. При этом мы используем такие критерии, как возраст, состояние здоровья, инвалидность, а также, к примеру, частоту пользования общественным транспортом и посещения поликлиник. Например, частое пользование общественным транспортом говорит о том, что наша помощь вряд ли нужна, а прекращение пользования социальной картой москвича, наоборот, может быть сигналом о наличии проблем, решение которых может потребовать нашего участия. Поэтому мы выйдем с инициативой о помощи, не дожидаясь обращения за ней. Кроме того, мы выстраиваем взаимодействие с медицинскими организациями. Это позволяет выявлять пациентов, которым понадобится надомный уход, на этапе выписки. И к моменту возвращения человека домой решать необходимые формальности, чтобы помощь пришла вовремя.

— Расскажите, пожалуйста, о новом стандарте надомного обслуживания подробнее.

— Помимо нового перечня и стандарта социальных услуг, мы существенно изменили подходы к предоставления отдельных услуг, ориентируясь на новые возможности и технологии. К примеру, раньше соцработник доставлял продукты до восьми раз в месяц. Это было обусловлено тем, что продукты носили в руках или с использованием тележки, а по требованиям охраны труда есть ограничения по весу: 7 и 10 килограммов соответственно. Сегодня, с развитием дистанционной торговли, можно заказывать продукты на дом практически без ограничения по весу. Мы считаем, что работать нужно в ногу со временем. Новые стандарты как раз предусматривают необходимость использования при доставке продуктов на дом дистанционных серверов. Теперь соцработник создает личный кабинет для каждого своего подопечного в выбранном им интернет-магазине или сразу в нескольких. Затем формирует заказ и назначает дату и время, когда приедет курьер. Способ расчета каждый подопечный также выбирает сам: наличными или по карте. Аналогичный подход используется и при организации оплаты за жилое помещение и коммунальных услуг.

Важно отметить, что все соцработники были обучены предоставлению соцуслуг по новому стандарту. Это оказалось особенно важным и удобным в период пандемии, когда доставка продуктов осуществлялась преимущественно бесконтактно. Безусловно, использование новых стандартов позволяет экономить время социальных работников, которое теперь используется для оказания социальных услуг, ранее предоставляющихся за плату.

— Как эти перемены оказались на деятельности соцработников и их подопечных?

— Перемены происходят в нашей системе постепенно. Сегодня новый порядок, перечень, стандарты социальных услуг распространяются на тех жителей, которые были признаны нуждающимися в получении таких услуг после 1 января 2020 года. Более 15 тысяч москвичей уже имеют новую индивидуальную программу предоставления социальных услуг. Соцработники оказывают ту помощь, которая нужна, при этом акцент в их работе смещается с доставки к оказанию помощи именно на дому. Это означает, что теперь они могут больше времени проводить с подопечными, общаться с ними, что порой гораздо более важно.


Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Читайте также: