Становление негосударственных пенсионных фондов в современной россии

экономические науки

  • Каикбердина Айсылу Минниражаповна , бакалавр, студентка
  • Сираева Раиса Рафаиловна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • КОРПОРАТИВНЫЙ
  • ОТКРЫТЫЙ
  • НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ

Похожие материалы

  • Пенсионная система Франции
  • Пенсионный фонд Российской Федерации
  • Проблемы развития бюджетной политики в РФ
  • Теоретические аспекты методов оценки эффективности деятельности коммерческого банка
  • Инвестиционные фонды: паевый инвестиционный фонд

Социальная защита населения является основным показателем уровня развития общества. Основной защитой населения является пенсионное обеспечение. И оно предоставляется исключительно государством.

В настоящее время действующая система государственного пенсионного обеспечения населения основывается на принципах солидарности поколений и распределении части доходов работающих в пользу пенсионеров. Помимо государственного обеспечения существует негосударственное обеспечение.

Сегодня в России действует государственный пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) – некоммерческие финансовые организации, которые обеспечивают финансовое содержание пенсионеров за счёт их добровольных вложений. Они занимаются обязательным пенсионным страхованием и негосударственным пенсионным обеспечение. Негосударственные пенсионные фонды осуществляют действенное инвестирование пенсионных накоплений и резервов.

В России существует 3 вида фондов: корпоративный, открытый пенсионный фонд, а также профессиональный пенсионные фонды.

Система негосударственных пенсионных фондов в настоящее время действуют 296 фондов.

Негосударственные пенсионные фонды расположены в 54 субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве – 113 фондов, в Санкт-Петербурге – 19, Нижегородской и Самарской областях – по 9. Участники фондов проживают в 80 субъектах Российской Федерации.

Таблица1 - Основные количественные характеристики российских НПФ

Собственное имущество (млн. руб.)

Имущество для ОУД (млн. руб.)

Пенсионный резерв (млн. руб.)

Общая сумма инвестиций (млн. руб.)

В таблице данные о размерах собственного имущества, имущества для организационно-управленческой деятельности и соответственно о размерах пенсионных резервов.

Из таблицы можно сделать такой вывод, что на течение трёх лет наблюдается рост собственного имущества. Так, если в 2013 году размер собственного имущества составлял 45104,0 млн. руб., то уже в 2015 году он увеличился на 80518,7 млн. руб. и составил 125622,7 млн. руб. Если говорить об имуществе для ОУД, то сумма денежных средств в 2013-2014 гг. была почти одинаковой, а в 2015 году увеличилась до 31537,0 млн. руб. Наибольшая сумма инвестиций пришлась на 2015 год и составила 116548,1 млн. руб., что говорит о непрерывном вложении денежных средств в развитие негосударственных пенсионных фондов страны со стороны других финансовых институтов.

В структуре участников негосударственных пенсионных фондов наибольшую долю занимает транспортная отрасль, которая составляет порядка 30% всей структуры отраслей народного хозяйства. На топливно-энергетический комплекс приходится 20% всех участников НПФ. Третье место занимает промышленность. Наименьшую долю составляет связь.

Негосударственные пенсионные фонды пополняются за счёт вкладов учредителей, целевых взносов вкладчиков, пенсионных взносов, взносов от благотворительных фондов и также других поступлений, которые разрешены законодательством РФ.

Таблица 2 - Основные статьи поступлений в НПФ (млн. руб.)

Инвестиционный доход от размещения пенсионных резервов

Целевые взносы вкладчиков

Благотворительные взносы и др. законные поступления

Из таблицы видно, что объём поступлений в НПФ меняется из года в год, то увеличиваются в 3,5 раза как это было в 2014 г., то сокращаются.

Наибольшее количество поступлений в негосударственные пенсионные фонды пришлись на 2014 год, когда пенсионные взносы по сравнению с 213 и 2015 гг. составили 11556,3 млн. руб. Значит, что количество участников фондов значительно увеличилось. Инвестиционный доход от размещения пенсионных резервов в 2014 году составил 8770,0 млн. руб., что в 3,5 раза больше доходов в 2013 году и в 2 раза больше, чем в 2015 году. Благотворительные взносы и другие законные поступления также увеличиваются, самый низкий уровень в 2013 году-114,0 млн. руб. в сравнении с остальными годами. Общий объём поступлений в негосударственные пенсионные фонды в 2013 году-6458,3 млн. руб. Это на 15515,1 млн. рублей меньше, чем в 2014 году, и на 8041,4 млн. рублей меньше по сравнению с 2015 годом.

Развитие негосударственных пенсионных фондов является основной деятельностью пенсионного обеспечения. Эта деятельность стремительно развивается, и государство старается не оставлять это без внимания. Негосударственные пенсионные фонды выполняют множество функций, однако одним из основных является социальная защита населения. Данные фонды занимаются различными видами деятельности, например, негосударственное пенсионное обеспечение, услуги по пенсионному страхованию.

Негосударственные пенсионные фонды это рыночным пенсионным институтом, которые решают разной сложности социальные вопросы, которые касаются инвестиций. С целью обеспечения их функционирования разрабатывается законодательная база, разрабатываются государственные механизмы управления и контроля систем и процедур согласования деятельности различных субъектов правоотношений в этой сфере.

Список литературы

  1. Сираева, Р.Р., Русаков, Н.С. Пенсионная система Германии [Электронный ресурс] / Р. Р. Сираева, Н.С. Русаков // NovaInfo.Ru. 2014. - № 28. - С. 194-197.
  2. Сираева, Р.Р. Пенсионное обеспечение в РФ [Текст] / Р.Р. Сираева // Германия. – 2012. – 338 с.
  3. Михайлова, А.В., Сираева, Р.Р. Негосударственные пенсионные фонды и их роль в пенсионной реформе [Электронный ресурс] / А.В. Михайлова, Р. Р. Сираева // NovaInfo.Ru. 2014. - № 28. - С. 165-167.
  4. Каримова А.М., Сираева Р.Р. Пенсионная система РФ [Электронный ресурс] / А.М. Каримова, Р. Р. Сираева // NovaInfo.Ru. 2015. - Т. 1. - № 32. - С. 70-73.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кругляк Людмила Ивановна, Фатхлисламова Гульнара Фадисовна

    Основной целью статьи является установление генезиса такого круп-ного институционального инвестора как негосударственные пенсионные фонды и их современное состояние в пенсионной системе РФ. Приведено детальное иссле-дование возникновения негосударственных пенсионных фондов в рыночной экономи-ке России, а также исследование основных параметров институциональной и функ-циональной структуры отношений по формированию этими фондами пенсионных накоплений и пенсионных резервов . Выявлены современные тенденции развития не-государственных пенсионных фондов в пенсионной системе России.

    Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кругляк Людмила Ивановна, Фатхлисламова Гульнара Фадисовна

    FORMATION OF NON-STATE PENSION FUND IN THE PENSION SYSTEM IN RUSSIAN FEDERATION

    The main purpose of the article is to create a denition of the genesis of such a large institutional investor as non-state pension funds (NPFs) and their current status in the pension system of the Russian Federation. The article provides a detailed study of the emergence of APFs in the market economy of Russia, as well as a study of the main parameters of the institutional and functional structure of relations on the forma-tion of NPFs of pension savings and pension reserves . The modern tendencies of APF de-velopment in the pension system of Russia are revealed.

    Текст научной работы на тему «Становление негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе российской Федерации»

    УДК 336.6 JEL G23

    Кругляк Людмила Ивановна

    канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Москва e-mail: lissli@yandex.ru

    Аннотация. Основной целью статьи является установление генезиса такого крупного институционального инвестора как негосударственные пенсионные фонды и их современное состояние в пенсионной системе РФ. Приведено детальное исследование возникновения негосударственных пенсионных фондов в рыночной экономике России, а также исследование основных параметров институциональной и функциональной структуры отношений по формированию этими фондами пенсионных накоплений и пенсионных резервов. Выявлены современные тенденции развития негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе России.

    СТАНОВЛЕНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Фатхлисламова Гульнара Фадисовна

    канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Москва e-mail: fgfadisovna@mail.ru

    Ключевые слова: негосударственный пенсионный фонд, пенсионные резервы, пенсионные накопления, пенсия, лицензирование.

    Candidate of Economic Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow e-mail: lissli@yandex.ru

    Abstract. The main purpose of the article is to create a definition of the genesis of such a large institutional investor as non-state pension funds (NPFs) and their current status in the pension system of the Russian Federation. The article provides a detailed study of the emergence of APFs in the market economy of Russia, as well as a study of the

    FORMATION OF NON-STATE PENSION FUND IN THE PENSION SYSTEM IN RUSSIAN FEDERATION

    Candidate of Economic Sciences, Russian Presidential Academy of National

    Economy and Public Administration, Moscow main parameters of the institutional and functional structure of relations on the forma-

    В настоящее время активными участниками отношений по формированию и инвестированию пенсионных накоплений граждан являются негосударственные пенсионные фонды (далее — НПФ). По итогам 2017 г. рыночная стоимость совокупного инвестиционного портфеля пенсионных накоплений всех НПФ составила 2,6 трлн руб. Среди всех участников по формированию и инвестированию пенсионных накоплений граждан НПФ обеспечили наибольший темп прироста их инвестиционных портфелей - чуть более 1/5 от их рыночной стоимости. В 2017 г. НПФ сохранили за собой лидирующие позиции в привлечении пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования (далее — ОПС). В 2016 г. впервые за тринадцатилетний период функционирования накопительной компоненты самым крупным субъектом на пенсионном рынке становятся НПФ, управляя почти 4 трлн руб. пенсионных средств граждан.

    Период развития и реформирования института НПФ насчитывает 25 лет период. В источниках литературы становление НПФ в России обычно связывают с принятием Указа Президента РСФСР от 03.12.1991 г. № 255 «О первоочередных мерах по организации работы промышленности РСФСР» [7; 8]. Статьей данного Указа было разрешено создавать за счет чистой прибыли предприятия пенсионные фонды «для увеличения пенсий работникам предприятий» [2].

    Но исторически создание института НПФ были заложены Постановлением Совета министров СССР от 08.12.1990 г. № 1 235 «О создании страхового общества «Наука» и страхового пенсионного фонда работников науки» [1]. Финансовой основой функционирования данного пенсионного фонда стали добровольные взносы граждан и организаций, а также части прибыли страхового общества «Наука». По сути, страховое общество «Наука» выступала основателем пенсионного фонда работников науки. Данный пенсионный фонд создавался с целью «повышения уровня социальной, экономической и правовой защищенности научных коллективов, ученых и специалистов в условиях регулируемых рыночных отношений, а также наиболее полного использования возможностей инвестиционной деятельности в научно-технической сфере» [1].

    О Кругляк ЛИ., Фатхлисламова Г.Ф., 2018

    tion of NPFs of pension savings and pension reserves. The modern tendencies of APF development in the pension system of Russia are revealed.

    Keywords: Non-state pension fund, pension reserves, pension savings, pension, licensing.

    Первым частным НПФ стал Российский страховой пенсионный фонд, который был зарегистрирован в 1991 г. с уставным капиталом 100 млн руб., учредителями выступили Министерство социальной защиты населения Российской Федерации (далее - РФ), Министерство труда РФ, банк «Российский кредит», ассоциация «Арго-сервис» [6].

    Следующим шагом стало издание Президентом Б. Н. Ельциным указа «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Указ) в 1992 г. [3]. После подписания Указа число НПФ стремительно росло (20 -в январе 1993 г., 100 - в январе 1994 г., от 800 до 1000 - в январе 1995 г.) [9]. Данный Указ установил легитимность системы негосударственного пенсионного обеспечения (далее — НПО) в России. Рассмотрим основные положения Указа [3].

    1. Учредителями могут выступать: предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения.

    2. НПФ учреждаются в форме юридического лица.

    3. Независимость НПФ от обязательного государственного пенсионного страхования (далее — ОПС).

    4. НПФ не вправе заниматься коммерческой деятельностью.

    5. Активы НПФ вправе размещать специализированные компании по управлению активами НПФ на основании договора об управлении активами НПФ.

    6. компании несут ответственность за сохранность активов НПФ и обеспечение минимального уровня рентабельности, устанавливаемого правительством РФ.

    7. Лицензирование деятельности НПФ и специализированных компаний по управлению активами НПФ органом государственного регулирования в лице инспекции НПФ.

    8. Создание в структуре НПФ специального подразделения межведомственной комиссии по оценке рисков инвестиций НПФ, в состав которой должны входить представители государственных органов власти.

    Этим же Указом предусматривалось в трехмесячный срок разработать предложения по налогообложению деятельности НПФ, а также пенсионных выплат гражданам из НПФ и предложения о возможности использования приватизационных чеков в качестве взносов в НПФ. Министерство социальной защиты России 23.12.1992 г. представило в правительство РФ подготовленные рабочей группой проекты нормативных документов по НПФ. Но принятие необходимого законодательного обеспечения продлилось еще несколько лет.

    Введение в оборот приватизационных чеков в деятельность НПФ было принято достаточно оперативно - в октябре 1992 г. был издан Указ Президента РФ «Об использовании приватизационных чеков в целях социальной защиты населения», предусматривающий принимать в качестве паев приватизационные чеки [4].

    В условиях отсутствия нормативно-правовой базы первые НПФ регистрировались органами местного самоуправления как некоммерческие организации или акционерные общества закрытого типа, а в Нижнем Новгороде органы государственной власти признавали их страховыми организациями [5]. Основным разрешительным документом для НПФ в тот период был письменный ответ Министерства социальной защиты о том, что уставные документы НПФ прошли экспертизу и при создании соответствующего контролирующего органа НПФ обязаны пройти процедуру лицензирования.

    Первым органом, регулирующим деятельность НПФ, стала созданная Министерством социальной защиты Инспекция НПФ. С середины 1994 г. Инспекция НПФ до принятия соответствующего нормативно-правового акта, определяющего процедуру лицензирования, осуществляла регистрацию уставов фондов, созданных в организационно-правовой форме «фонд», создавая тем самым некое подобие легитимности деятельности НПФ. По данным Инспекции НПФ, было выдано более 428 лицензий [10].

    В современной экономической литературе любая система рассматривается с двух позиций: институциональной (как совокупность различных институтов, обеспечивающих функционирование определенной системы) и функциональной (как совокупность определенных отношений в определенной сфере деятельности). Современная институциональная и функциональная структура НПФ начала складываться с 2004 г. с включением НПФ в систему обязательного пенсионного страхования по доверительному управлению пенсионными накоплениями.

    Субъектами отношений по формированию и инвестированию пенсионных накоплений, средств (т. е. в системе ОПС) являются НПФ, управляющие компании, Пенсионный фонд, страхователи и застрахованные лица, в системе НПО - НПФ, вкладчики, участники. Анализ динамики показателей, характеризующих коли-

    чество НПФ, позволяет определить основные направления ее трансформации: четко проявляется тенденция к сокращению общего числа НПФ, в том числе и действующих в системе ОПС (рис. 1). Наибольший темп сокращения числа НПФ как в целом, так и действующих в ОПС наблюдался в 2016 г. и в большей степени за счет ужесточения требований к деятельности НПФ со стороны мегарегулятора. Сокращение количества ОПС продолжилось и в 2017 г., но темы сокращения значительно снизились. Можно утверждать, что рынок вошел в некую фазу стабильности.

    2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

    Количество НПФ, осуществляющих деятельность по ОПС в качестве страховщика

    Общее количество НПФ

    Составлено авторами по материалам исследования

    Рис. 1. Количество негосударственных пенсионных фондов

    В системе ОПС лица, в пользу которых страхователи формируются в НПФ накопительные пенсии, называются застрахованными лицами. В системе НПО - это участники фонда, заключившие с НПФ договора негосударственного пенсионного обеспечения. Рассматривая количество данных субъектов, то очевидно, что застрахованные лица по ОПС значительно превышают количественно число участников по НПО (рис. 2). Однако такая ситуация наблюдалась не всегда на протяжении периода с 2005 г. по 2017 г., с 2010 г. количество застрахованных лиц стало превышать участников НПФ по НПО. Одним из положительных явлений следует считать прирост количества участников по НПО в 2017 г. - впервые за последние пять лет. Однако темпы прироста застрахованных лиц все еще превышают темпы прироста участников НПФ.

    2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

    Участники по НПО

    Составлено авторами по материалам исследования

    Рис. 2. Количество лиц, застрахованных в системах обязательного пенсионного страхования (ОПС), негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), тыс. чел.

    За период с 2005 г. по 2017 г. совокупная рыночная стоимость инвестпортфелей НПФ увеличилась с 279 млрд руб. до 3,8 трлн руб., т. е. в 13,5 раз за последние 13 лет. По результатам 2005 г. и 2017 г., объем пенсионных накоплений в НПФ значительно превышает величину пенсионных резервов, начиная с 2013 г. В настоящее время объем привлеченных средств в НПО значительно уступает величине средств в ОПС (рис. 3). Прирост совокупной величины инвестпортфелей НПФ обеспечивается в большей степени за счет прироста пенсионных накоплений, формируемых в ОПС. Таким образом, основным драйвером роста остается система ОПС. Следует констатировать тот факт, что реформирование пенсионной системы привело к усилению обязательной компоненты пенсионной системы, ослабив добровольное пенсионное страхование.

    2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

    Пенсионные накопления в НПФ Пенсионные резервы НПФ

    Составлено авторами по материалам исследования

    Рис. 3. Динамика пенсионных накоплений и пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов (НПФ)

    с 2005 г. по 2017 г., млн руб.

    С начала старта возможности инвестирования части перечисляемых работодателями страховых взносов система ОПС стала превалирующей в пенсионной системе страны. В целом система ОПС концентрирует 4,5 трлн руб., а система НПО 1,2 трлн руб., что составляет 4,9 % и 1,2 % к валовому внутреннему продукту, соответственно. Причем доля пенсионных резервов в общем объеме привлеченных пенсионных средств НПФ сократилась с 99 % в 2005 г. до 31 % в 2017 г., а для пенсионных накоплений возросла с 1 % до 69 % соответствующих годах. Таким образом, пенсионная система России характеризуется недостаточным уровнем развития различных форм добровольного пенсионного страхования по причине того, что государство на протяжении последних лет действует только по пути усиления обязательной компоненты. Во многом возникшие в настоящее время проблемы финансирования российской пенсионной системы связаны с данным фактом.

    Б и блиографически й сп и со к

    1. О создании страхового общества «Наука» и Страхового пенсионного фонда работников науки: Постановление Совмина СССР от 08.12.1990 г. № 1235. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 07.07.2018).

    2. О первоочередных мерах по организации работы промышленности РСФСР: указ Президента РСФСР от 03.12.1991 № 255. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 07.07.2018).

    3. О негосударственных пенсионных фондах: указ Президента РСФСР от 16.09.1992 г. № 1077. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/documcnt/cons_doc_LAW_930/ (дата обращения: 08.07.2018).

    4. Об использовании приватизационных чеков в целях социальной защиты населения Указ Президента РФ от 26.10.1992 г. № 1304. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 08.07.2018).

    5. Азарова, О., Логинов, М. В. России незаметно появились частные пенсионные фонды / О.Азарова, М.Логинов // Коммерсант. -№214 от 06.11.1993 г.

    6. Андриянов, А. Российский страховой пенсионный фонд деньги возьмет, но чуть позже / А. Андриянов // Коммерсантъ Власть. № 135 от 31.08.1992 г.

    7. Вязовская, Т. Н. Исторический опыт становления негосударственных пенсионных фондов России в 1991-2004 гг. // Преподаватель XXI век. - 2009. - № 2. - С. 255-262.

    8. Данишевская, И. В. Этапы реформирования системы пенсионных накоплений и возрастание роли негосударственных пенсионных фондов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2011. - № 4 (46). - С. 37-46.

    9. Колобаев, О. М. Развитие негосударственных пенсионных фондов - период «беззакония» // Пенсионное обозрение. -2017 г. - № 1 (29) - C. 22-26.

    10. Колобаев, О. М. 15 лет с начала лицензирования НПФ // Пенсионное обозрение. 2010 г. - № 4 (4). - C. 1-7.

    1. O sozdanii strakhovogo obshchestva «Nauka» i Strakhovogo pensionnogo fonda rabotnikov nauki [On the establishment of the insurance company «Science» and the Insurance pension fund of the workers of science]: Postanovleniye Sovmina SSSR ot 08.12.1990 № 1235. Available at: System of «Consultant Plus» (accessed 07.07.2018).

    2. O pervoocherednykh merakh po organizatsii raboty promyshlennosti RSFSR [On the priority measures to organize the work of industry in the RSFSR]: ukaz Prezidenta RSFSR ot 03.12.1991 № 255. Available at: System of «Consultant Plus» (accessed 07.07.2018).

    3. O negosudarstvennykh pensionnykh fondakh [On non-state pension funds]: ukaz Prezidenta RSFSR ot 16.09.1992 № 1077. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_930/ (accessed 08.07.2018).

    4. Ob ispol'zovanii privatizatsionnykh chekov v tselyakh sotsial'noy zashchity naseleniya [On the use ofprivatization checks for the purposes of social protection of the population]: Ukaz Prezidenta RF ot 26.10.1992 № 1304. Available at: System of "Consultant Plus" (accessed 08.07.2018).

    5. Azarova O., Loginov M. V Rossii nezametno poyavilis' chastnyye pensionnyye fondy [Private pension funds have imperceptibly appeared] // Kommersant, 06.11.1993, I. 214.

    6. Andriyanov A. Rossiyskiy strakhovoy pensionnyy fond den'gi voz'met, no chut' pozzhe [The Russian pension insurance fund will take the money, but a little later] // Kommersant Vlast', 31.08.1992, I. 135.

    7. Vyazovskaya, T. N. Istoricheskiy opyt stanovleniya negosudarstvennykh pensionnykh fondov Rossii v 1991-2004 [Historical experience of the formation of non-state pension funds of Russia in 1991-2004] // Prepodavatel' XXI vek. 2009, I. 2. - pp. 255-262.

    8. Danishevskaya, I.V Etapy reformirovaniya sistemy pensionnykh nakopleniy i vozrastaniye roli negosudarstvennykh pensionnykh fondov [Stages ofreforming the system ofpension savings and increasing the role of non-state pension funds] // Finansovaya ana-litika: problemy i resheniya, 2011, I. 4(46), pp. 37-46.

    9. Kolobayev, O. M. Razvitiye negosudarstvennykh pensionnykh fondov - period «bezzakoniya»[Development of non-state pension funds - the period of «lawlessness»] // Pensionnoye obozreniye. - 2017. - I. 1 (29), pp. 22-26.

    10. Kolobayev, O. M. 15 let s nachala litsenzirovaniya NPF [15 years since the beginning of licensing of NPF] // Pensionnoye obozreniye [Pension review], 2010, № 4 (4), pp. 1-7.

    В 1992г был указ Президента №1077 "О негосударственных пенсионных фондах", который наделял учреждения и организации правом учреждать негосударственный пенсионный фонд (НПФ) на правах юридических лиц с именными счетами.

    НПФ должны были функционировать независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Указ определял НПФ как некоммерческие организации.

    Первым НПФ стал НПФ работников науки. Он был создан в 1990 году. Второй - Российский страховой пенсионный фонд (как и первый, на страховых принципах) был создан в форме смешанного товарищества, кроме того, имел филиалы на многих территориях России.

    С помощью негосударственных пенсионных фондов планировалось снять социальную напряженность в обществе, сформировать новую структуру в системе финансовых институтов, аккумулирующую огромные средства, снизить нагрузку на бюджет по социальной поддержке граждан.

    В 1993-94 годах начинается активное создание НПФ. По оценкам исследователей до 1995г. НПФ работали без должного государственного контроля. Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения происходило в условиях отсутствия адекватной нормативной правовой базы, системы надзора и регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Это негативно отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов.


    Положение изменилось после создания Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации и утверждения Правительством Российской Федерации Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов. Инспекция стала тем государственным учреждением, которое осуществляло разрешительные и контрольные функции за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.

    Дальнейшее развитие система негосударственных пенсионных фондов получает с принятием специального Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах". В отличие от первого источника - Указа Президента РФ, Закон детально урегулировал основные вопросы и механизмы негосударственного пенсионного обеспечения. Закон – уже не просто «программный», отсылочный источник, а базис для осуществления добровольного страхования.

    Таким образом, можно выделить следующие этапы становления негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации:

    Первый этап – создание системы негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения, первые шаги по формированию правовых основ добровольного страхования, создание специальной Инспекции.

    Второй этап – принятие специального закона о негосударственных пенсионных фондах, а также широкого ряда подзаконных и нормативных актов.

    Третий этап – включение негосударственных пенсионных фондов в систему обязательного пенсионного страхования.

    Понятие и виды негосударственных пенсионных фондов

    НПФ представляет собой некоммерческую организацию, занимающуюся социальным обеспечением, со специальной организационно-правовой формой, созданной для наилучшего осуществления ее деятельности.

    Фонды имеют различный характер развития, поэтому НПФ можно разделить на следующие виды:

    Корпоративные – работают с учредительскими корпоративными программами, при этом пенсионные накопления ежегодно возрастают.

    Территориальные– закреплены за конкретным регионом, создавались чаще всего при участии исполнительной или законодательной власти.

    Универсальные, или открытые – их участниками по большому счету являются физические и юридические лица, сами фонды действуют независимо от крупных финансовых организаций. Основную долю активов занимают пенсионные накопления.

    Принципы работы негосударственных пенсионных фондов

    Работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.

    Косновным плюсам НПФможно отнести различные возможности: принимать непосредственное участие в размере будущей пенсии, создавать различные источники ее выплаты, защитить финансы от неблагополучных пенсионных реформ, получать налоговые льготы и передавать свои накопления по наследству.

    Основные функции НПФ:

    - Выполнять пенсионное обеспечение участников фонда согласно договору НПО (негосударственного пенсионного обеспечения).

    - Проводить страховку обязательного пенсионного страхования, о чем гласит Закон о пенсионном страховании РФ.

    - Выполнение задач страховщика, связанных с профессиональным пенсионным страхованием, о чем гласит ФЗ РФ, а также указано в договорах о разработке профессиональных систем пенсионного назначения.

    Работа негосударственных пенсионных фондов строится на 3 основных принципах:

    1) НПФ — организация некоммерческая, а это гарантирует, что учредители фонда ни при каких обстоятельствах не могут получать финансовые дивиденды от деятельности пенсионного фонда.

    2) Безопасное инвестирование: это означает, что все средства, которые НПФ инвестирует, вернутся обратно и принесут дополнительный доход.

    3) Защита пенсионных сбережений: этот принцип подразумевает, что никакие третьи лица, в том числе государство, не вправе ни при каких обстоятельствах присвоить себе пенсионные накопления НПФ. Негосударственные пенсионные фонды обладают правом собственности на средства вкладчиков фонда, и их прямой обязанностью является обеспечение выплаты пенсионных средств своим клиентам. Таким образом, никакие третьи лица даже в судебном порядке не могут посягнуть на сбережения, аккумулируемые в НПФ.

    Деятельность НПФ находится под контролем Министерства труда РФ и Федеральной службы по финансовым рынкам

    Права и обязанности вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов

    2. Вкладчики негосударственного пенсионного фонда имеют право:

    • требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;

    • представлять перед негосударственным пенсионным фондом свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия негосударственного пенсионного фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    • требовать от негосударственного пенсионного фонда выплаты выкупных сумм или их перевода в другой негосударственный пенсионный фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", пенсионными правилами негосударственного пенсионного фонда и досрочным пенсионным договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".

    3. Участники негосударственного пенсионного фонда имеют право:

    • требовать от негосударственного пенсионного фонда исполнения обязательств фонда по выплате негосударственных пенсий в соответствии с условиями пенсионного договора;

    • получать негосударственную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", условиями пенсионного договора, правилами негосударственного пенсионного фонда и выбранной пенсионной схемой при возникновении пенсионного основания;

    • требовать от фонда изменения условий негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с правилами фонда и условиями пенсионного договора;

    • требовать от негосударственного пенсионного фонда выплаты выкупных сумм или их перевода в другой негосударственный пенсионный фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", правилами фонда и условиями пенсионного договора.

    Становление и развитие современной пенсионной системы в России. Организационно-правовая характеристика НПФ "Согласие". Формы участия НПФ в системе пенсионного обеспечения. Отличия негосударственного пенсионного фонда от государственного, преимущества НПФ.

    Рубрика Государство и право
    Вид дипломная работа
    Язык русский
    Дата добавления 06.01.2014
    Размер файла 2,1 M
    • посмотреть текст работы
    • скачать работу можно здесь
    • полная информация о работе
    • весь список подобных работ


    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    • 1
    • 2
    • 3

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Глава 1. Теоретические основы изучения становления и развития системы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации

    1.1 Становление и развитие современной пенсионной системы в России

    1.2 Формы участия НПФ в системе пенсионного обеспечения населения России

    Выводы по главе

    Глава 2. Опыт работы НПФ «Согласие» в Красноярском крае

    2.1 Организационно-правовая характеристика НПФ «Согласие»

    2.2 Отличия негосударственного пенсионного фонда от государственного, преимущества НПФ

    Выводы по главе

    Глава 3. Рекомендации по деятельности НПФ «Согласие» в Красноярском крае

    3.1 Перечень мероприятий по развитию и продвижению услуг НПФ «Согласие»

    3.2 Рекомендации по преодолению факторов риска НПФ «Согласие»

    Выводы по главе

    Список использованных источников и литературы

    Введение

    В настоящее время действующая система государственного пенсионного обеспечения населения основывается на принципах солидарности поколений и распределении части доходов работающих в пользу пенсионеров. Помимо государственного обеспечения существует негосударственное обеспечение. Сегодня в России действуют государственный пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды.

    Федеральный закон от 7 мая 1998г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» гласит: «Негосударственный пенсионный фонд (далее -фонд) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

    - деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

    деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

    деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем» [2].

    Будучи некоммерческими организациями, негосударственные пенсионные фонды нацелены главным образом на консолидацию средств для выплаты дополнительной пенсии. Имея дело с длинными деньгами, они обязаны заботиться о безопасности вкладов в интересах участников (будущих пенсионеров), инвестируя согласно закону пенсионные резервы исключительно в целях их сохранения и прироста. Это правило считается нарушенным, если резервы фонда используются для каких-либо иных целей, как личных (скажем, управляющего), так и общественно полезных (например, для займа Фонду обязательного медицинского страхования на льготных условиях).

    Негосударственным пенсионным фондам разрешено вкладывать пенсионные резервы самостоятельно только в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов Федерации и помещать на банковские депозиты, а в рисковые активы (корпоративные ценные бумаги и т.п.) - через управляющую компанию, которая несет ответственность перед фондом и участниками за надлежащее управление активами. Требования к составу и структуре пенсионных резервов определяет уполномоченный государственный орган (Инспекция негосударственного пенсионного фонда) в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством.

    Более чем пятнадцатилетний опыт существования в сложных экономических и политических условиях негосударственных пенсионных фондов доказал их социальную значимость и право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования граждан. Однако крайне низкий уровень участия экономически активного населения в системе негосударственного пенсионного обеспечения характеризует недостаточное развитие рынка негосударственных пенсионных фондов.

    Сегодня в России проводится пенсионная реформа 2014-2015гг., основы которой заложены Федеральным законом от 03.12.2012 №243-ФЗ [3].

    Так, с 2014 года меняется порядок формирования вашей будущей пенсии, а именно отчисления на накопительную часть пенсии останутся на уровне 6% у граждан, которые до 31 декабря 2013 года заключат договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ.

    У тех, кто не заявит свои права на пенсионные накопления (их называют «молчунами») и не успеет оформить договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ в 2013 году, в следующем году формирование накопительной части пенсии прекратится, отчисления будут сокращены до 0%.

    Указанные выше и иные причины обусловили актуальность темы и структуру исследования.

    Целью дипломной работы является разработка мероприятий по совершенствованию работы НПФ «Согласие».

    Объектом исследования является НПФ «Согласие».

    Предмет исследования: закономерности и тенденции развития негосударственного пенсионного фонда в России НПФ «Согласие».

    Для достижения были поставлены следующие задачи:

    1. Рассмотреть теоретические основы становления и развития пенсионной системы в России;

    2. Охарактеризовать основные формы участия НПФ в системе пенсионного обеспечения населения;

    3. Проанализировать основные показатели деятельности НПФ «Согласие»;

    4. Разработать рекомендации по совершенствованию основных показателей деятельности НПФ «Согласие».

    В процессе исследования автором использовались следующие методы научного познания: системный и статистический анализ и синтез, сравнительный анализ, метод экспертных оценок, собственные наблюдения автора.

    Деятельность негосударственных пенсионных фондов в современной экономической литературе рассматривали В.Д. Роик, А.А. Берг, Ю.В. Воронин, Л.С. Дегтярь, Н.Ю. Борисенко, М.М. Аранжереев, Е.Ш. Гонтмахер, С.В. Боровчак и др.

    Глава 1. Теоретические основы изучения становления и развития системы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации

    1.1 Становление и развитие современной пенсионной системы в России

    Развитие отечественной пенсионной системы, равно как и масштаб сопряженных с ней значимых социально-экономических и институциональных проблем, начиная с обеспечения бюджетной сбалансированности на государственном уровне, ликвидации масштабной бедности, стимулирования развития бизнеса, посредством установления оптимального уровня пенсионных страховых платежей и т.д., является одним из самых значимых приоритетов современной экономической политики не только в России, но и большинстве стран современного мира.

    В советский период пенсионное обеспечение в России осуществлялось в соответствии с союзным законодательством. Право на государственную пенсию и ее размер в значительной степени зависели от продолжительности трудового стажа и величины заработной платы работника. Основным ориентиром при регулировании размеров пенсии служил прожиточный минимум пенсионера, что позволяло проводить государственную политику борьбы с бедностью. Для этого устанавливались минимальные (на уровне прожиточного минимума) и максимальные (примерно в диапазоне 2-2,5 прожиточного минимума) размеры пенсий. Финансовыми источниками пенсионной системы служили взносы на социальное страхование, вносимые предприятиями, организациями и колхозами, которые покрывали третью часть расходов, и государственный (федеральная его часть) бюджет, обеспечивающий основную долю расходов (две трети) [12, с.161].

    Благоприятный показатель соотношения числа работающих и пенсионеров, а также динамичный послевоенный экономический рост СССР способствовали развитию пенсионной системы и совершенствованию законодательства о пенсионном обеспечении. По мнению Е.И.Астрахана, к характерным чертам социального законодательства (включая пенсионное) в СССР в послевоенный период можно отнести: расширение видов обеспечения; гуманизация условий, определяющих право на пенсию; повышение уровня обеспечения и другие [15, с.207]. При этом, по словам В.Д.Роика, заработная плата в тот период была достаточно низкой [61, с.79].

    Государственная политика полной занятости и регулирования заработной платы, существовавшая до перехода к рыночной экономике, способствовали стабильному финансовому функционированию пенсионной системы и переходу в конце 70-х гг. XX столетия к практически всеобщему охвату пенсионным обеспечением, а также достижению достаточно высокого уровня соотношения величины средней пенсии и заработной платы (так называемого коэффициента замещения), который в 80-е гг. составлял 55-65%, что является весьма хорошим результатом по международным меркам.

    Еще одной сильной стороной пенсионной системы СССР (с демографической и политической позиции) был относительно низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин. Его относительно низкая граница по сравнению с большинством развитых стран еще больше снижалась с помощью развитой системы досрочных пенсий, что позволяло, например, в 1987г. 60% работающим выходить на пенсию в возрасте 55 лет. Материальному благосостоянию пенсионеров способствовали меры государственной социальной политики по регулированию цен на потребительские товары, дотации государства в ЖКХ, низкие тарифы на проезд в общественном и другом виде транспорта.

    На конец 80-х гг. пенсионная система и другие программы государственной социальной политики обеспечивали доходы пенсионеров на весьма высоком уровне, который Россия, по расчетам Акбулатова Р.С., сможет достичь при благоприятном сценарии развития не раньше 2025 г., т.е. через 35 лет после начала перестройки [12, с.163]. На этапе своей экономической и социальной «зрелости» советская система государственного пенсионного обеспечения отличалась от пенсионной системы стран с рыночной экономикой многоукладностью, т. е. в ней отсутствовали взаимодополняющие пенсионные институты и механизмы обязательного (и добровольного) социального и личного пенсионного страхования. Теоретической платформой, на базе которой развивалось отечественное пенсионное законодательство, служил идеологизированный подход, в соответствии с которым пенсии рассматривались как форма содержания нетрудоспособных граждан обществом и за счет общества - так называемая алиментарная (безвозмездная) сущность пенсии, а финансовым источником выступали общественные фонды потребления [16, с.37].

    Пенсионная система России уже в современный период истории государства прошла как минимум через три следующих трансформационных этапа [62, c.54]:

    - во-первых, периода формирования основных институтов, адекватных современным пенсионным системам, прежде всего, Пенсионного фонда России (ПФР) (начиная с 1990-1995 гг.);

    - во-вторых, привнесения элементов страховой, и особенно накопительной, пенсионной системы страхования, также характерных для большинства развитых современных стран (начиная с 2001-2002 гг.);

    - в-третьих, современный этап реформирования (начался в 2009-2010 гг.), сопряженный со стремлением гарантировать повышение уровня пенсионного обеспечения и одновременно, добиться сбалансированности финансирования пенсионных программ, на фоне усиления неблагоприятных демографических тенденций депопуляции и старения населения [62, c.55].

    Северьянов М.Д. и Акбулатов Р.С. также выделяют три этапа либеральной правовой базы пенсионного обеспечения, повлекшие изменения организационной структуры (табл.1.1.1) [62, с.58].

    Таблица 1.1.1

    Основные этапы либеральной правовой базы пенсионного обеспечения

    Читайте также: