Статус пенсионного фонда в украине

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

01 октября 2014 10:00


Право на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации лиц, прибывших на территорию Российской Федерации из Украины, зависит от их статуса.

Граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на Украине и вернувшиеся в Россию, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в полном объеме.

У граждан Украины право на пенсионное обеспечение возникает при постоянном проживании на территории России, подтверждаемым видом на жительство, выдаваемым территориальными органами ФМС России.

Лица, получившие в России статус беженца, право на пенсионное обеспечение имеют наравне с гражданами Российской Федерации на период действия статуса беженца, подтверждаемого удостоверением беженца установленного образца, выдаваемого территориальными органами ФМС России.

На лиц из числа иностранных граждан, которым предоставлено временное убежище, право на пенсионное обеспечение не распространяется.

Для назначения российской пенсии гражданами, прибывшими с территории Украины, представляются следующие документы:

- документ, удостоверяющий личность:

для иностранных граждан – вид на жительство,

для граждан Российской Федерации – паспорт гражданина Российской Федерации,

для беженцев – удостоверение беженца;

- о нетрудоспособных членах семьи;

- об установлении инвалидности;

- о смерти кормильца (кормильцев) и родственных с ним отношениях;

- документы о стаже, о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002;

- пенсионное дело и сведения о прекращении выплаты пенсии на территории Украины, подтверждаемые органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства. В случае, если такие сведения о прекращении выплаты пенсии в Украине отсутствуют, гражданин, обращающийся за назначением российской пенсии, дополнительно оформляет заявление, в котором самостоятельно указывает сведения о сроках прекращения выплаты пенсии на Украине и обязуется при поступлении соответствующих сведений выплатить переполученные суммы пенсии, если такие факты будут установлены (для пенсионеров, получавших пенсию на Украине).

В случае если гражданин не может представить документы о стаже и заработке, пенсионное дело из Пенсионного фонда Украины, ему по достижении возраста (60 лет женщинами, 65 мужчинами) может быть назначена социальная пенсия по старости при условии подтверждения постоянного проживания на территории России не менее 15 лет или наличия статуса беженца.

Также граждане, имеющие вид на жительство или статус беженца, могут обратиться за назначением пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца независимо от возраста.

Для назначения пенсии по инвалидности необходимо представить документ об установлении инвалидности, выданный компетентным учреждением Российской Федерации или до распада СССР - компетентным учреждением республик, входивших в состав Советского Союза (либо пройти специальное медицинское освидетельствование на территории России).

Для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо представить документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем, документ о смерти кормильца.

Справочно: размер социальной пенсии в России с 1 апреля 2016 года. Размеры приведены по состоянию на 01.04.2016:

  • инвалидам с детства I группы, детям - инвалидам - 11903,51 руб.;
  • инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, детям, потерявшим обоих родителей (детям одинокой матери) - 9919,73 руб.;
  • инвалидам II группы, детям, потерявшим одного родителя, мужчинам по достижении 65 лет, женщинам по достижении 60 лет - 4959,85 руб.;
  • инвалидам III группы - 4215,90 руб.

По всем вопросам пенсионного обеспечения следует обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда России по месту пребывания.

Об установлении ежемесячной денежной выплаты лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации из Украины

В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане из числа ветеранов, инвалидов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, имеют право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) и получение государственной социальной помощи (ГСП) в виде набора социальных услуг (НСУ).

Право на ЕДВ лиц, прибывших на территорию Российской Федерации из Украины, зависит от их статуса.

Граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в Украине и вынужденно вернувшиеся в Россию, имеют право на ЕДВ и НСУ на общих основаниях.

Украинские граждане, вынужденно покинувшие территорию Украины и получившие в России статус беженца, имеют право на ЕДВ, предусмотренную Федеральными законами от 16.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», наравне с гражданами Российской Федерации в период действия этого статуса, который подтверждается удостоверением беженца установленного образца, выдаваемого территориальными органами ФМС России.

На украинских граждан и лиц без гражданства, прибывших из Украины, которым предоставлено временное убежище, право на ЕДВ и НСУ не распространяется.

Право на ЕДВ и НСУ у украинских граждан и лиц без гражданства возникнет при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации, которое подтверждается видом на жительство, выдаваемом иностранным гражданам и лицам без гражданства территориальными органами ФМС России.

Для установления ЕДВ гражданам, прибывшим из Украины, следует обращаться с письменным заявлением и документами, подтверждающими личность и правовой статус, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту пребывания.

Для каждой категории граждан, имеющих право на ЕДВ, устанавливается свой размер ЕДВ.

Со дня установления ЕДВ у гражданина возникает право на получение НСУ.

В состав предоставляемого гражданам НСУ включены следующие социальные услуги:

  • обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам врача, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
  • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Часть суммы ЕДВ удерживается из ее размера и направляется на финансирование предоставления гражданину НСУ.

По вопросам осуществления ЕДВ обращайтесь в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Люблин В.Д.

В статье исследованы правовые аспекты реформирования пенсионной системы в Украине, Которые происходят путем объединения опыта других стран с учетом отечественной специфики и регулируют пенсионное обеспечение для льготных категорий населения, Которые имеют право на пенсионное обеспечение в трудоспособном возрасте.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Люблин В.Д.

ПРАВОВИЙ СТАТУС ПЕНСІЙНОГО ФОНДУ УКРАЇНИ В СИСТЕМІ ПЕНСІЙНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ГРОМАДЯН УКРАЇНИ

The paper studies the legal aspects of pension reform in Ukraine, which occur by combining the experience of other countries, taking into account national specifics and regulate pensions for privileged people who are entitled to pension benefits of working age.

Текст научной работы на тему «Правовой статус пенсионного фонда Украины в системе пенсионного обеспечения граждан Украины»

Люблш В. Д., к.юрид.н., доцент© Лье1еський нацюнальний ушеерситет еетеринарног медицины та бютехнологт ¡мет С.З. Гжицького, м. Льеге, Украгна

ПРАВОВИЙ СТАТУС ПЕНС1ЙНОГО ФОНДУ УКРА1НИ В СИСТЕМ1 ПЕНС1ЙНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ГРОМАДЯН УКРА1НИ

У статт1 дослгджет праеое1 аспекти реформуеання пенстног системи е Украгт, яю егдбуеаються шляхом поеднання досе1ду тших крагн з урахуеанням етчизняног специфЫи i регулюють пенстне забезпечення для тльгоеих категорт населення, що мають право на пенстне забезпечення у працездатному ещ.

Ключовi слова: громадяни Украгни, сощальний захист, система пенстного страхуеання, Сдиний енесок на загальнообое 'язкоее держаене сощальне страхуеання, Пенстний фонд Украгни.

Люблин В. Д., к. юрид.н., доцент

Льеоеский национальный униеерситет еетеринарной медицины и биотехнологий имени С.З. Гжицкого, г. Льеое, Украина

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН УКРАИНЫ

В статье исследоеаны праеоеые аспекты реформироеания пенсионной системы е Украине, Которые происходят путем объединения опыта других стран с учетом отечестеенной специфики и регулируют пенсионное обеспечение для льготных категорий населения, Которые имеют праео на пенсионное обеспечение е трудоспособном еозрасте.

Ключевые слова: граждане Украины, социальная защита, система пенсионного страхоеания, Единый езнос на общеобязательное государстеенное социальное страхоеание, Пенсионный фонд Украины.

Lublin V.D., Candidate of Law, Associate Professor,

Lviv National University of Veterinary Medicine and Biotechnologies named after S.Z. Gzhytskyj, Lviv, Ukraine

LEGAL STATUS OF THE PENSION FUND OF UKRAINE IN THE PUBLIC

The paper studies the legal aspects of pension reform in Ukraine, which occur by combining the experience of other countries, taking into account national specifics and regulate pensions for privileged people who are entitled to pension benefits of working age.

Key words: citizens of Ukraine, social security, pension insurance system, the only contribution for compulsory social insurance, the Pension Fund of Ukraine.

Вщповщно до ст 46 Конституци Украши громадяни мають право на сощальний захист, що включае право на забезпечення ïx у разi повно1, частково1 або тимчасовоï втрати працездатноси, втрати годувальника, безробiття з незалежних вiд них обставин, а також у старост та в шших випадках, передбачених законом.

Це право гарантуеться загальнообов'язковим державним соцiальним страхуванням за рахунок страхових внескiв громадян, пiдприемств, установ i органiзацiй, а також бюджетних та iншиx джерел сощального забезпечення; створенням мережi державних, комунальних, приватних закладiв для догляду за непрацездатними.

Пенси, iншi види соцiальниx виплат та допомоги, що е основним джерелом юнування, мають забезпечувати рiвень життя, не нижчий вщ прожиткового мммуму, встановленого законом.

Статтею 2 Закону Украши вщ 18 серпня 2008 «Про загальнообов'язкове державне пенсшне страхування» передбачено три рiвня пенсшного страхування:

- Перший рiвень - солщарна система загальнообов'язкового державного пенсшного страхування, що базуеться на засадах солщарност i субсидування та здшснення виплати пенсш i надання сощальних послуг за рахунок коштiв Пенсшного фонду на умовах та в порядку, передбачених цим Законом.

- Другий рiвень - накопичувальна система загальнообов'язкового державного пенсшного страхування (далi - накопичувальна система пенсшного страхування), що базуеться на засадах накопичення кошив застрахованих оЫб у Накопичувальному фондi та здiйснення фiнансування витрат на оплату договорiв страхування довiчниx пенсiй i одноразових виплат на умовах та в порядку, передбачених Законом.

- Третш рiвень - система недержавного пенсшного забезпечення, що базуеться на засадах добровiльноï участ громадян, роботодавцiв та ïx об'еднань у формуваннi пенсшних накопичень з метою отримання громадянами пенсiйниx виплат на умовах та в порядку, передбачених законодавством про недержавне пенсшне забезпечення.

Центральним органом, що здшснюе керiвництво та управлшня солiдарною системою загальнообов'язкового державного пенсшного страхування, е Пенсшний фонд Украши. Вш е единим державним органом, який реалiзуе пенсiйне забезпечення громадян Украши. Дiяльнiсть Пенсiйного фонду Украши спрямовуеться та координуеться Кабiнетом Мiнiстрiв Украïни через Мiнiстра соцiальноï пол^ики Украши. Згiдно з постановою Кабшету Мiнiстрiв Украши вiд 24 жовтня 2007 р. № 1261 «Про затвердження Положення про Пенсшний фонд Украши» основним завданням даного органу е: участь у формуванш i реалiзацiï державное' пол^ики у сферi пенсшного забезпечення та сощального страхування; керiвництво та управлшня солщарною системою

загальнообов'язкового державного пенсшного страхування; забезпечення збирання та акумулювання внесюв на загальнообов'язкове державне пенсшне страхування, ведення !х облжу; призначення (перерахунок) пенсш, щомюячного довiчного грошового утримання суддям у вщставщ та пщготовка документiв для !х виплати; забезпечення своечасного i в повному обсязi фiнансування та виплати пенсш, допомоги на поховання, шших виплат, яю згщно iз законодавством здшснюються за рахунок коштiв Пенсшного фонду Украши та шших джерел, визначених законодавством; ефективне та цшьове використання кошив, удосконалення методiв фшансового планування, звiтностi та системи контролю за витрачанням кошив.

При дослщженш стану пенсшно! системи Укра!ни виявлено невиконання принципу солщарност та справедливости оскiльки зберiгаеться нерiвнiсть прав громадян за професшною ознакою, за розмiрами отримуваних пенсiй, причиною чого е наявшсть значно! кiлькостi законодавчих акив, що регулюють пенсiйне забезпечення та пшьгових категорiй населення, якi мають право на пенсшне забезпечення у працездатному вщ1

Система пенсшного забезпечення населення Укра!ни мае ряд проблем, зокрема:

- значне навантаження на працюючу частину населення i на бюджет

- недостатнi обсяги страхових внесюв для пенсшного забезпечення;

- низький рiвень пенси;

- невщповщшсть розмiру пенси трудовому внеску протягом працездатного перюду, при однаковому рiвнi вiдрахувань на пенсiйне забезпечення;

- окремi категори працiвникiв мають значш переваги та пiльги в пенсшному забезпеченнi та iн.

Безперечно, що на дану ситуацш значно впливае економiчний розвиток кра!ни, але також i вiдсутнiсть належного правового врегулювання даного сектору страхування, що дало б змогу збалансувати мехашзм пенсшного забезпечення в Укра!ш.

Слiд зазначити, що не зважаючи на задекларовану систему пенсшного страхування в Закош Укра!ни «Про загальнообов'язкове державне пенсшне страхування», единою ланкою пенсшного забезпечення в Укра!ш, яка виконуе в повнш мiрi покладенi на не! функци, е солiдарна система загальнообов'язкового державного пенсшного страхування.

Таким чином, можна констатувати, що незважаючи на вс переваги трирiвневоl системи пенсшного забезпечення, в процес переходу до не! слщ вжити юлька запобiжних заходiв, а саме: створити мехашзми захисту приватних пенсiйних фондiв вщ банкрутства; розробити нормативно-правову базу, що дозволяла б пенсшним фондам ефективно швестувати накопиченi ними заощадження.

Солiдарна система, яка дiяла в колишньому Радянському Союз^ була прогресивною. Проте, всi навантаження з виплати пенсш брала на себе тодi

держава. Тепер, коли економiчнi вщносини в кра!ш змшились, з'явилися ринковi вщносини, коли чимало пщприемств i органiзацiй "самi працюють на себе", держава не може брати на себе все навантаження з пенсшного забезпечення. Тому воно й було перекладене на Пенсшний фонд Укра!ни.

Беручи до уваги даний аспект, важливе значення в сучасних умовах мае запровадження единого внеску на загальнообов'язкове державне сощальне страхування, який не включатиметься до складу податкiв та шших обов'язкових платежiв, що складають систему оподаткування.

Сдиний внесок на загальнообов'язкове державне сощальне страхування (далi по тексту - ССВ) - це консолщований страховий внесок, збiр якого здшснюеться до системи загальнообов'язкового державного сощального страхування в обов'язковому порядку та на регулярнш основi з метою забезпечення захисту у випадках, передбачених законодавством, прав застрахованих оЫб та члешв 1хшх сiмей на отримання страхових виплат (послуг) за дшчими видами загальнообов'язкового державного сощального страхування.

З огляду на важливють реформування системи загальнообов'язкового державного сощального страхування в суб'екив законодавчо! шщативи було доволi багато пропозицш щодо правового врегулювання даного питання. Зокрема, проект Закону Украши «Про систему збору та облжу единого сощального внеску на загальнообов'язкове державне сощальне страхування» був внесений Кабшетом Мiнiстрiв Украши (реестр. № 2691 вщ 07.12.2006р.), також осторонь не залишались i народш депутати: проект Закону про единий сощальний внесок, внесений народним депутатом Украши Хомутиншком В.Ю. (реестр. № 1045 вщ 07.06.2006 р.); проект Закону про едину систему збору та облжу внесюв на загальнообов'язкове державне сощальне страхування, внесений народними депутатами Украши Кириченко Л.Ф. та Кальцевим С.Ф. (реестр. № 1065 вщ 15.06.2006 р.); проект Закону про единий сощальний внесок, внесений народними депутатами Украши Богуслаевим В.О. та Сухим Я.М. (реестр. № 2343 вщ 16.10.2006 р.); проект Закону про единий сощальний податок, внесений народними депутатами Украши Бичковим С.А. та Стретовичем В.М. (реестр. № 3004 вщ 16.01.2007 р.).

Пенсшний фонд Украши виконуе функци iз забезпечення збору ССВ, ведення облжу надходжень вщ його сплати та здшснення контролю за сплатою ССВ, що доволi спростить для роботодавщв зв^ування та сплату збору у порiвняннi з юнуючою на сьогодш системою, де даш ди роботодавцем вчиняються у чотирьох соцiальних фондах, яю здiйснюють обов'язкове соцiальне страхування на випадок тимчасово! втрати працездатноси, нещасного випадку на виробництвi та безроб^тя.

Пiдсумовуючи вищенаведене слiд сказати, що правовi аспекти реформування пенсшно! системи в Укра!ш вiдбуваеться шляхом поеднання досвщу iнших кра!н з урахуванням в^чизняно! специфiки, але поряд з тим потрiбно вирiшити таю проблемш питання:

1. Дшча пенсшна система в правовому, оргашзацшному, економiчному та сощальному вщношеннях потребуе принципових змш, якi зробили б И солщарну основу побудови вщповщною демографiчнiй ситуаци в Укра!ш, як фактора, вiд якого вона найбшьш залежна. Ця проблема обумовлюеться вщсутшстю науково обгрунтованих основ реформування пенсшно! системи. Тому створення мехашзму пенсшного страхування, основаного на об'ективних даних та розрахунках з застосуванням науково-прогнозних технологш, е нагальним i необхщним.

2. Механiзм пенсiйного забезпечення повинен будуватися виходячи з чотирьох його тдвалин - рiвня життя, демографiчно! ситуацi!, iнвестицiйно! складово! i пенсiйно! полiтики держави, спираючись при цьому на ресурси i можливост кра!ни у довгостроковiй перспективi. Конкретш заходи реформування пенсiйно! полiтики держави повинш розроблятися у складi програм дш уряду та програм економiчного i соцiального розвитку Укра!ни.

1. Основи законодавства Укра!ни про загальнообов'язкове державне сощальне страхування: Закон Укра!ни вiд 14 сiчня 1998 р. // Офщшний вiсник Укра!ни. - 1998. - № 6. - Ст. 219.

2. Стожок Л.Г Напрями вдосконалення системи державного пенсшного страхування в Укра!ш / Л.Г. Стожок // Укра!на: аспекти пращ. - 2006. - № 1. -С.13 - 18.

3. Закон Укра!ни «Про загальнообов'язкове державне пенсшне страхування» : вщ 09.07.2003 р., № 1058-^ // Урядовий кур'ер. - 2003. - № 150.

4. Тополенко Н.М. Проблеми пенсшно! системи та шляхи подальшого !! розвитку / Н.М. Тополенко // Держава та регюни. Серiя: Державне управлшня. - 2006. - № 4. - С.166-170.

Рецензент - к.фшол.н., професор Падура М.Ф.


Глава Украины Владимир Зеленский подписал закон, касающийся верификации пенсий. Согласно документу происходит регулирование мониторинга госвыплат на территории страны. Проект способствует развитию правильной системы социального обеспечения, направлен на оптимизацию затрат средств из государственной казны с помощью проверки данных, влияющих на размер субсидий. В декабре 2019 года закон был обнародован.

Содержание:

  • Что такое верификация
  • Что проверят
  • Как будут проверять получателей госвыплат
  • Какую информацию будут собирать
  • За что могут забрать пенсию
  • Как будет проходить верификация
  • Когда начнется
  • Что с персональными данными
  • Что будет с выплатами

Что такое верификация

Верификация пенсионных выплат – это процесс сбора и проверки персональных сведений, предусмотренных для назначения государственных социальных выплат физическим лицам. Процедура влияет на определение прав получения тех или иных дотаций каждым малообеспеченным украинцем и пенсионером. Документ корректирует многие выплаты, в том числе пенсии и субсидии.

Во время процедуры верификации определяются неточности сведений в:

  • базах данных;
  • единых и специальных реестрах;
  • официальных ресурсах и системах.

Процедура необходима, чтобы сравнить информацию, полученную от малообеспеченных граждан, получателей субсидий и выплат, с законодательными требованиями. Во время верификации будет установлено, не обманывает ли физическое лицо государство, получили ли пожилые лица необходимые дотации.

Данные будут собираться благодаря отчетности финансовых учреждений, органов регистрации гражданского состояния, от работников пограничных пунктов. Кабинет министров устанавливает порядок осуществления контроля и верификации финансовой помощи.

К безвозмездным государственным выплатам относятся: пособия, пенсии, субсидии, а также стипендии и льготы. Действие проекта не распространяется на академические стипендии. Законопроект коснулся денежных средств из региональных бюджетов и государственной казны, фондов. Он не обошел учреждения социального и общеобязательного страхования. Были утверждены в актах категории дотаций, на которые влияет закон о верификации пенсий и субсидий.

Главная задача верификации – проверить законность выдачи социальных пособий, субсидий и пенсионных начислений, но процедура может повлиять на любые платежи из казны и фондов. В законопроекте упоминается ретроспективная верификация. Согласно данному виду верификации будет изучена и проанализирована персональная информация о физических лицах, которые уже не получают финансовую помощь от страны.

В документе отмечено, что будет проходить проверка выплат, которые больше не выплачиваются по тем или иным причинам. Попадают под действие закона дотации, перечисляемые украинцам в течение последних 3 лет.

Уполномоченная организация, осуществляющая процедуру, предоставляет прочим органам данные о соответствии представленной человеком информации с законодательными требованиями. Ведомства и учреждения, отвечающие за государственные выплаты физическим лицам, ознакамливаются с рекомендациями и вносят коррективы.

Пенсионный и прочие фонды после верификации принимают решения о возобновлении, перерасчете сумм. В некоторых случаях они прекращают начислять дотации и пенсии. В кратчайший период происходит устранение несоответствий сведений. Реестры и системы пересматриваются специалистами, вносятся коррективы в их работу.

Если в ходе верификации будут выявлены различные неточности, возможно выдвижение требования о возмещении финансовой помощи. Реципиент, получивший больше денег, чем положено, обязан вернуть разницу государству. Неправомерное назначение и получение сумм тоже фиксируется в ходе верификации. Украинец столкнется с рядом проблем, если обманул государство и незаконно присвоил государственную выплату.

Что проверят

Верховная Рада поддержала проект закона о верификации пенсий, а президент внес коррективы. Опубликованный документ коснулся не только пенсионных начислений, но и стипендий, субсидий, выплачиваемых из местных и государственного бюджета.

В список выплат, подлежащих проверке, относятся:

  1. Больничные, касающиеся несчастных случаев на работе.
  2. Выплаты на терапию и оздоровление в санаториях.
  3. Декретные.
  4. Помощь украинцам, имеющим статус инвалида.
  5. Суммы, положенные матерям-одиночкам.
  6. Выплаты лицам, участвующим в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ветеранам, малообеспеченным семействам и переселенцам.

Министерство финансов занимается мониторингом правомерности начислений. Анализируя финансовые операции, происходит отслеживание сумм. Благодаря верификации получится понять, закономерно ли получал ветеран, мать-одиночка и прочие граждане финансовую помощь в определенный период времени. Министерство финансов уполномочено давать рекомендации учреждениям, выплачиваемым денежные средства физическим лицам.

Документ определяет права, задачи, обязанности центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию финполитики и бюджетной программы. Закон о верификации пенсий определяет полномочия органов, выплачивающих денежные средства гражданам, как обрабатывается, собирается и анализируется информация, полученная от субъектов.

Информационно-аналитическая платформа и комплекс мероприятий по сбору, сравнению и анализу данных помогут провести верификацию. Получатель при этом становится реципиентом. Законодательством определен список дотаций, подлежащих верификации.

Документ определяет несколько этапов проверки, в нем отмечены механизмы возврата незаконно присвоенных реципиентом денежных средств. Законом предусмотрено внедрение системы электронного взаимодействия государственных электронных информационных ресурсов.

Как будут проверять получателей госвыплат

Проверку получателей государственных выплат будут проводить работники Министерства финансов.

Закон предусматривает создание специальной платформы с данными из реестров. На каждого гражданина страны будет заведена анкета. В ней фиксируется информация, полученная от реципиента. Она защищается специальным шифрованием, поэтому доступ к данным не смогут получить мошенники и злоумышленники. Орган по верификации имеет право использовать Национальную систему конфиденциальной связи и прочие технические средства.

Три этапа верификации:

  1. Превентивный. Проверка проводится во время обращения украинца за получением дотаций, субсидий.
  2. Текущий. Верификация проводится во время перечисления средств реципиентам на их счета.
  3. Ретроспективный. Процедура касается проверки выплат, которые уже не поступают на счета физических лиц.

В законе про верификацию отмечено, как будет проходить проверка получателей выплат. Обязательный момент – заведение анкет. Полученные данные будут сверяться с законодательными требованиями. Если все хорошо, то украинец не потеряет материальную помощь.

Некоторые сервисы предлагают пройти процедуру валидации. Это так называемое подтверждение личности. Например, банки просят прислать отсканированное удостоверение личности, ввести номер телефона, а потом код, который отправила финансовая организация.

Какую информацию будут собирать

Чтобы успешно прошла верификация пенсий и субсидий, понадобится проанализировать большое количество данных. Министерство финансов будет бесплатно получать конфиденциальные сведения из реестров и автоматизированных баз данных. Специальная платформа и анкеты на ней заполнятся данными реципиентов. По закону будет действовать некое ограничение для Минфина на получение данных о соцвыплатах.

Работников министерства интересует информация:

  1. От банков, финансовых организаций. Министерству доступна информация о транзакциях, балансе, прочих перечислениях.
  2. От реестров. Сотрудники Минфина посмотрят, какие и кому начисляются выплаты на общегосударственное социальное страхование.
  3. От реестра актов гражданского состояния. Доступны данные о рождении, кончине, заключении браков, смене имени и фамилии.
  4. От пограничников.
  5. От реестра избирателей. Минфин получит данные о регистрации граждан.

В ходе верификации пенсий в Украине уполномоченный орган соберет данные о занятости и трудовой миграции, узнает, где проживает и зарегистрирован каждый получатель государственных выплат. Соответствующие реестры позволят проверить регистрацию лиц, их права на недвижимость и прочие виды имущества.

За что могут забрать пенсию

Согласно законодательной базе страны временно прекратить выплаты пенсионеру, малоимущей семье и другим категориям лиц имеет право не только суд, но и Пенсионный фонд.

Если у уполномоченного органа имеются подозрения, что выплата назначена на основании фальшивых документов с недостоверными сведениями, начинается разбирательство, а начисления прекращаются на определенный период. Также если в документах во время верификации будут найдены грубые ошибки, госвыплаты перестанут поступать на счет.

В соответствии с законом происходит пересмотр сведений, на основании которых была установлена дотация. Пенсионный фонд и уполномоченный орган может обязать пенсионера вернуть полную или частичную сумму выплат.

Пожилым гражданам особенно надо знать, что же такое верификация, потому что от этого зависит, будет ли выплачена ежемесячная помощь. Бабушки и дедушки должны знать, что пенсионные довольствия государство имеет право блокировать, если украинцы проживают в другой стране длительный период времени. Если пенсионер живет в другом государстве, он не будет получать социальную помощь.

Пенсию перестают начислять, когда человек умирает или если пожилой человек не получает надбавку в течение полугода. Закон про верификацию пенсий предполагает возобновление выплат по решению территориального органа. Пенсионный фонд на протяжении декады после разбирательства имеет право возобновить социальную помощь, если присутствуют для этого законные основания.

Как будет проходить верификация

В проекте не указано, как часто должны анализироваться сведения. Процедура систематическая и индивидуальная к каждому получателю выплат.

Иногда семьи оформляют выплаты на всех членов семьи. В этом случае верификация пенсий в Украине будет проводиться по каждому члену семейства. Особенности:

  1. Гражданин обращается за назначением субсидии, материальной помощи.
  2. Учреждение, принявшее заявку у украинца, подает запрос на проверку сведений о физическом лице.
  3. Специально разработанная и запущенная платформа выдает результаты проверки спустя несколько минут. Если сведения достоверны, выплату семейство будет получать, если данные отсутствуют, следует дополнительный мониторинг.
  4. В ходе дополнительной проверки устраняются неточности или приостанавливаются выплаты.

Максимальная длительность дополнительного мониторинга – 15 дней. На информационно-аналитической платформе постоянно происходит внесение данных о финансовом, имущественном и социальном положении граждан. Управлением платформы будет заниматься администратор.

В анкетах указываются персональные данные: фамилия имя отчество, где родился человек, сведения из удостоверения личности, номер из государственного демографического реестра, данные из банков и других организаций. Обязательно указывается номер карты плательщика налогов. Верификация пенсии проводится над той информацией, которую подал получатель государственных выплат. Если есть данные подтверждающие законность начисления средств украинцу, верификация это установит.

Во время проверки важно, как написано каждое слово, правильно ли указаны цифры. Обработка ложится на работников Министерства финансов. Учреждение отвечает за защиту сведений, сохранность всей конфиденциальной информации.

Когда начнется

Закон был опубликован еще в декабре 2019 года. В нем есть поправка от Зеленского. Предложение главы страны – сохранение предоставления Национальному агентству по вопросам предотвращения коррупции доступа к реестру прав граждан на недвижимое имущество. Агентство имеет право брать сведения из реестра юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательским делом.

Верификация пенсий вступила в силу на следующий день после обнародования закона. Статья 8 документа вступает в силу с 1 января 2021 года. В ней говорится, что должна быть создана система электронной связи онлайн-ресурсов и реестров.

После того, как документ начал действовать, Кабинет министров начал работу над нормативной базой. Службы и реестры начали работать с помощью электронной системы связи и предоставлять данные для проведения верификации. В документе не отмечено, в какие сроки должна быть создана информационная площадка. Превентивная верификация вступит в силу в июле 2021 года.

Что с персональными данными

Что касается сохранности конфиденциальных сведений и особенностей сбора данных, то закон продублировал многие инициативы Министерства финансов. Еще несколько лет назад Минфин получил доступ ко всем конфиденциальным данным граждан минуя их согласие.

Вскоре Конституционный суд заморозил доступ, поэтому Минфин не мог больше делать индивидуальные проверки и сверки. Суд отметил, что люди имеют право на частную жизнь и ведомство не должно без согласования вмешиваться в дела украинцев.

На данный момент верификация проводится на основании актов и постановлений. Закон действует, но пока нет единой рабочей площадки. Она должна быть простой в использовании и отвечать всем требованиям законодательства. Все персональные данные будут охраняться исключительно Министерством финансов.

Что будет с выплатами

Периодическая верификация не должна кардинально повлиять на систематичность начислений государственных выплат украинцам. В документе отмечены сроки перерасчета и назначения пенсионных довольствий.

Согласно законодательству, Пенсионный фонд Украины принимает решения о назначении и перерасчете выплат в течение 10 дней. Дополнительная проверка может занять еще месяц, если для этого будет истинная необходимость.

Выплаты могут дальше зачисляться на счета граждан или быть заморожены. Государство имеет право требовать возврат средств, полученных в связи с проблемами в документах. Неправомерно полученные субсидии придется вернуть, потому что они берутся из налогов плательщиков.

Если человек не согласен с прекращением поступлений на счет денежных выплат или необходимостью возврата материальных ресурсов в казну, он может обжаловать решение ПФ в суде.

Пенсионный фонд Украины является центральным органом исполнительной власти, который осуществляет руководство и управление солидарной системой общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд осуществляет страхование на случай постоянной утраты трудоспособности. Формой страхового возмещения являются пенсии.

Начиная с 2004 года, в Украине осуществляется реформирование пенсионного обеспечения, главная цель которого состоит в следующем:

- в усовершенствовании государственного пенсионного обеспечения

путем приближения средней пенсии к уровню средней заработной платы и ее прямой зависимости от уровня заработной платы;

- в развитии негосударственного добровольного пенсионного обеспечения.

Реформа пенсионного обеспечения проводится на основе двух законов, утвержденных ВРУ 9 июля 2003 г.: № 1058-1У « Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и закона Украины №1057- IY «О негосударственном пенсионном обеспечении».

Новая система пенсионного обеспечения в Украине состоит из трех уровней.

Первый уровень – солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования. На этом уровне на основе принципа солидарности поколений и общеобязательного социального страхования устанавливается прямая зависимость будущего размера пенсий от страхового стажа и размера уплаченных взносов.

Второй уровень – накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, которая базируется на основах накопления средств застрахованных лиц в Накопительном фонде на личных счетах граждан и осуществления финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и одноразовых выплат.

Третий уровень – система негосударственного пенсионного обеспечения,

которая базируется на основах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений с целью получения гражданами в будущем пенсионных выплат на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении

Первый и второй уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Второй и третий уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему накопительного пенсионного обеспечения.

Граждане Украины могут принимать участие и получать пенсионные выплаты одновременно с разных уровней системы пенсионного обеспечения в Украине (но в соответствии с законодательством).

Виды пенсионных выплат и социальных услуг.

За счет средств Пенсионного фонда в солидарной системе назначаются такие пенсионные выплаты:

1) пенсия по возрасту;

2) пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (в т.ч. увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);

3) пенсия в связи с потерей кормильца.

За счет средств Накопительного фонда, которые учитываются на накопительных пенсионных счетах, осуществляются такие пенсионные выплаты:

1) пожизненная пенсия с установленным периодом;

2) пожизненная обусловленная пенсия;

4) пожизненная пенсия супругов;

5) одноразовая выплата.

В солидарной системе предоставляются социальные услуги за счет средств Пенсионного фонда. К социальным услугам, предусмотренным данным законом, принадлежит помощь на погребение пенсионера.

Основными функциями Пенсионного фонда Украины являются:

· осуществление руководства и управления солидарной системой;

· осуществление сбора, аккумуляции и учета страховых взносов;

· назначение пенсии и подготовка документов для ее выплаты;

· обеспечение своевременного и в полном объеме финансирования и выплат пенсий, помощи на погребение;

· осуществление контроля за целевым использованием средств Пенсионного фонда,

· решение вопросов, связанных с ведением учета пенсионных активов застрахованных лиц на накопительных пенсионных счетах;

· осуществление административного управления Накопительным фондом;

· участие в подготовке нормативных актов, направленных на усовершенствование системы пенсионного обеспечения;

· др. функции, предусмотренные законодательством.

Пенсионный фонд является самоуправляемой неприбыльной организацией, осуществляет свою деятельность на основе устава, который утверждается его правлением. Управление Пенсионным фондом осуществляется на основе паритетности представителями государства, застрахованных лиц и работодателей. Органами управления Пенсионного фонда является Правление и Исполнительная дирекция Пенсионного фонда.

Учет средств Пенсионного фонда.

Учет поступлений и расходов средств Пенсионного фонда осуществляют его исполнительные органы. Средства Пенсионного фонда зачисляются на единый счет Пенсионного фонда и сохраняются на отдельных счетах территориальных органов Пенсионного фонда в уполномоченном банке.

Средства Пенсионного фонда.

Бюджет Пенсионного фонда – план формирования и использования целевого страхового фонда, который создается за счет страховых взносов в солидарную систему и поступлений с других источников, определенных законом. Он утверждается правлением Пенсионного фонда не позднее 10 декабря года, предшествующего тому году, на который составлен бюджет.

Источники формирования средств Пенсионного фонда:

1) страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование

(кроме части взносов, которая направляется в Накопительный фонд):

- обязательные взносы работодателей («начисления» на фонд заработной платы)

- обязательные страховые взносы граждан («удержания» из зарплаты).

Ставки этих взносов устанавливаются соответствующими законами

2) инвестиционный доход, получаемый от инвестирования резерва средств Фонда;

3) средства государственного бюджета и целевых фондов, которые перечисляются в

Пенсионный фонд в случаях, предусмотренных данным законом;

4) суммы от финансовых санкций и административных штрафов за нарушение

5) благотворительные взносы юридических и физических лиц;

6) добровольные взносы и др.

Средства Пенсионного фонда не включаются в состав Государственного бюджета и не подлежат налогообложению.

Средства Пенсионного фонда используются на такие цели:

1) выплату пенсий, предусмотренных законодательством;

2) повышение пенсий в связи с изменением индекса потребительских цен и ростом заработной платы;

3) предоставление социальных услуг;

4) выплату помощи по уходу за ребенком и ежемесячной помощи на каждого ребенка до достижения им возраста установленного действующим законодательством;

5) финансирование административных расходов, связанных с исполнением функций, возложенных на органы Пенсионного фонда;

6) оплату услуг по выплате и доставке пенсий;

7) формирование резерва средств Пенсионного фонда.

С целью обеспечения финансовой стабильности Пенсионного фонда, формируется резерв средств Пенсионного фонда, который состоит из резерва средств для текущих потребностей, и резерва средств для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах.. Они зачисляются на отдельные субсчета единого счета Пенсионного фонда. Порядок формирования и использования резерва средств Пенсионного фонда устанавливается Правлением Пенсионного фонда.

Накопительный фонд создается Пенсионным фондом Украины как целевой внебюджетный фонд. Административное управление Накопительным фондом осуществляет исполнительная дирекция Пенсионного фонда. Управление пенсионными активами Накопительного фонда осуществляется компаниями по управлению активами. Счета Накопительного фонда открываются исполнительной дирекцией Пенсионного фонда в хранителе.

Законом Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» №1057-1У, принятым 09.07.2003г. определяются правовые, экономические и организационные основы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине. Этот закон регулирует правоотношения, связанные с этим видом деятельности.

Читайте также: