Страхование ответственности негосударственных пенсионных фондов

Негосударственное пенсионное страхование (НПС) является дополнительным источником обеспечения к обязательному государственному пенсионному страхованию.

Негосударственное пенсионное страхование базируется на принципах добровольного взаимодействия работодателей и физических лиц в создании пенсионных накоплений с возможностью последующего получения застрахованными лицами пенсионных выплат, предусмотренных в порядке и на условиях Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 года.

Низкие размеры по обязательным пенсионным отчислениям не способны предоставить достойный уровень пенсий по общеобязательной государственной системе пенсионного страхования. Негосударственное пенсионное страхование позволяет обеспечение дополнительного источника выплат, который позволит иметь высокий уровень жизни при достижении застрахованным лицом пенсионного возраста.

Принципы НПС

В соответствие с законодательными актами Российской Федерации определены условия негосударственного пенсионного обеспечения. На протяжении последних лет растет динамика в заинтересованности физических лиц негосударственным пенсионным страхованием. Привлекает, в первую очередь, добровольность при создании негосударственных пенсионных фондов физическими и юридическими лицами, а так же добровольное участие в страховом обеспечении с выбором подходящего вида пенсионной страховой выплаты (кроме предусмотренных федеральным законом моментов).

Работодатель добровольно и с экономической заинтересованностью принимает решение по осуществлению страховых взносов в систему негосударственного пенсионного страхования в пользу своих наемных работников.

При негосударственном пенсионном страховании для всех участников предусмотрено равноправное участие в единой пенсионной схеме. Размер по пенсионной выплате определяется с учетом суммы пенсионного актива, учитывающийся на индивидуальном (личном) счету участника фонда. Активы пенсионного фонда разграничиваются от активов субъектов и учредителей, что делает невозможным факт банкротства организации.

Основные принципы негосударственного пенсионного страхования заключены в следующем:

  • гарантирование в реализации прав для физических лиц, в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах»;
  • федеральное регулирование финансовой деятельности Фондов негосударственного пенсионного страхования;
  • федеральная стабилизация размера страховых тарифов на предоставляемые пенсионные услуги;
  • правовая ответственность за нарушение норм субъектами системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Виды фондов НПС

Фундаментом в добровольном негосударственном пенсионном обеспечении служат негосударственные пенсионные фонды, которые подразделяются на три вида:

  • открытый;
  • корпоративный;
  • территориальный.

Открытый фонд негосударственного пенсионного страхования предусматривает, что в качестве организаторов могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы, а участниками – все физические лица.

В корпоративном фонде негосударственного пенсионного страхования учредителем выступает работодатель (юридическое лицо). Страхователями могут быть только работодатели-плательщики, которые осуществляют управление по вкладам своих застрахованных лиц (сотрудников). Участники корпоративного фонда – граждане России, находящиеся в трудовых отношениях с работодателями-вкладчиками.

Территориальный фонд негосударственного пенсионного страхования распространяет свое действие в пределах одного (или группы) регионов Российской Федерации. Как правило, образовываются они при поддержке исполнительной и законодательной власти субъектов РФ.

Пенсионные выплаты НПС

В негосударственном пенсионном страховании страховые выплаты делятся на два вида:

  1. пенсионные выплаты производятся на протяжении всего установленного срока страхования, при этом период определяется сроком не менее десяти лет с момента первой выплаты;
  2. единовременная пенсионная выплата, которая осуществляется в случае:
    • смене гражданства вкладчиком;
    • при серьезном заболевании вкладчика (наступлении инвалидности), подтвержденным медицинским заключением;
    • смерти вкладчика (выплата производится его наследникам).

Важно знать!

Размер суммы пенсионных выплат по негосударственному пенсионному страхованию напрямую зависит от главных факторов: срок накопления, сумма накопления, продолжительность периода (срока) получения пенсионных выплат. Общая сумма накоплений напрямую будет зависеть от ежемесячной величины взносов и эффективности в управлении пенсионным активом специалистами фонда.

Размещая свои пенсионные накопления в том или ином фонде, вкладчик или участник не в последнюю очередь беспокоится об их сохранности. Это вполне объяснимо, поскольку от этого зависит будущий доход человека при окончании трудовой деятельности, уровень его финансового благосостояния и благополучия. В статье рассмотрим инструменты гарантирования сохранности отчислений на будущую пенсию, механизмы их реализации, а также законодательное регулирование данного вопроса.

Какие системы обеспечивают госгарантию выплат по пенсионным накоплениям

Бесплатно по России

Одной из важных задач государственного регулирования деятельности фондов, управляющих пенсионными отчислениями российских граждан, является гарантирование получения положенных по закону выплат.

В целях реализации данного принципа законодатель предусмотрел различные механизмы, в числе которых:

  1. Создание фондов гарантирования путем участия в них нескольких НПФ, деятельность которых регламентируется внутренними правилами таких фондов с опорой на действующее пенсионное законодательство.
  2. Вступление НПФ в общество взаимного страхования, представляющее собой потребительский кооператив, целью которого является взаимное страхование имущественных интересов участников.
  3. Заключение фондом договора добровольного страхования, целью которых является предоставление дополнительных государственных гарантий участникам и вкладчикам по сохранности их денежных накоплений.
  4. Страхование имущественной ответственности подобных организаций в Агентстве по страхованию вкладов, выступающего (а в его лице и непосредственно государство) гарантом получения гражданами положенных им по законодательству пенсионных выплат при наступлении соответствующих условий.

Обязательства НПФ по страхованию вкладов

Инструменты защиты накоплений граждан, применяемые фондами в добровольном порядке, закреплены в законодательстве, регулирующих деятельность таких организаций. Но существует самостоятельный закон «О гарантировании прав застрахованных лиц…» от 28.12.2013 № 422-ФЗ предписывающий НПФ страховать свою имущественную ответственность перед участниками.

В этой связи обязанностью фонда является уплата соответствующих взносов, из которых по принципу накопления формируется фонд гарантирования страховых пенсионных накоплений. Их размер зависит от того сколько средств находится в управлении фонда в рамках обязательного пенсионного страхования, а также ряда других критериев, установленных ст. 15 закона 422-ФЗ.

Фактически фонд автоматически становится страхователем своей ответственности перед участниками с момента начала осуществления своей деятельности.

Процедура постановки на учет фонда в качестве страхователей выглядит следующим образом:

  1. Принятие Центробанком решения о соответствии НПФ установленным требованиям для страховщиков в данной системе.
  2. Направление Банком России уведомления в АСВ.
  3. Постановка фонда на учет в качестве страховщика Агентством и включение его в реестр.

Что такое АСВ

Рассматриваемую аббревиатуру имеет Агентство по страхованию пенсионных накоплений, первоначально созданное в целях гарантии сохранности вкладов граждан на счетах в кредитных организациях.

Данное агентство создано в форме государственной корпорации и служит гарантом не только сохранения денежных средств граждан в той или иной сфере, но и стабильности на финансовом рынке в целом. Для выполнения этих задач Агентство и было включено в систему правоотношений между гражданами и НПФ в качестве участника.


По общему правилу, все полученные в рамках программы формирования гарантийного фонда средства АСВ вправе использовать только на 2 цели:

  1. Собственно выплата гарантийного возмещения.
  2. Финансирование аппарата страхования отчислений.

К деятельности АСВ в области пенсионного страхования, принципам его работы, используемых финансовых инструментах, процедуре возмещения гражданам их средств применяются нормы закона «О страховании вкладов…».

Какие гарантии получает НПФ при вступлении в АСВ

Прямой выгоды для негосударственного фонда от участия в системе страхования не прослеживается. Напротив, обязанность уплачивать взносы в АСВ создает дополнительную финансовую нагрузку на компанию и влечет дополнительные расходы.

Вместе с тем, законодательно закреплен случай, когда за счет фонда, формируемого АСВ, будут защищены финансовые интересы НПФ. Так, АСВ будет нести расходы вместо фонда в том случае, если на индивидуальном пенсионном счете гражданина недостаточно средств для выплаты ему полагающихся средств при наступлении определенного законом страхового случая.

Сумма, превышающая имеющиеся на индивидуальном счете средства, должна быть привлечена из гарантийного фонда, находящегося под управлением АСВ.

Кроме того, при такой системе граждане могут быть уверены в том, что они в любом случае не потеряют свои деньги, а получат все причитающиеся им выплаты. Таким образом, НПФ получают дополнительные средства в управление от тех граждан, которые при отсутствии системы страхования не решились бы передавать средства для управления в частные руки.


Страховые случаи для АСВ

Законом определен перечень случаев, когда Агентством по страхованию вкладов выплачиваются средства застрахованным гражданам. Лишь при их наступлении закон позволяет расходовать накопленные в гарантийном фонде денежные средства. Одним из таких является указанный выше случай при нормальном функционировании самого НПФ, другие же связаны с прекращением по той или иной причине деятельности фонда.

Поможет ли АСВ, если у НПФ отобрали лицензию и он ликвидирован

Агентство по страхованию вкладов не случайно на законодательном уровне определено в качестве ликвидатора негосударственного пенсионного фонда.

Связано это, в частности, с тем, что страховыми случаем возмещения агентством средств граждан являются:

  • отзыв лицензии у управляющей организации на осуществление деятельности в области обязательного страхования пенсионных накоплений;
  • признание такого фонда финансово несостоятельным и открытие конкурсного производства в отношении банкрота.

Риски потери пенсионных накоплений при условии участия фонда в системе их страхования отсутствуют. Гражданин может спокойно вкладывать свои средства в тот или иной НПФ с уверенностью, что он при любом исходе получит свои средства назад в виде полагающихся ему по закону выплат.

Список аккредитованных НПФ

На официальном сайте Агентства по страхованию вкладов в открытом доступе представлен реестр фондов-участников системы страхования, а также приведен перечень тех, кто кто прошел процедуру ликвидации.

В реестре участников можно найти все самые крупные и известные НПФ в нашей стране, что еще раз доказывает безопасность передачи накоплений под их управление.

К числу таких фондов, в частности, относятся:

При выборе управляющей компании стоит ознакомиться с перечнем участников системы страхования, чтобы быть уверенным в сохранности доверенных ей денежных средств.

Итак, значимым и обязательным, с точки зрения законодательства, инструментом гарантирования сохранности средств участников системы обязательного пенсионного страхования при формировании накопительной пенсии является ее страхование. Основным участником этой системы, помимо самих граждан и фондов выступает государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Полезное видео

Подробнее о принципах работы и том,что же страхует АСВ смотрите в видео:

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халикова Зарина Беделовна, Смагин Александр Алексеевич

В данной статье рассматривается негосударственное пенсионное страхование , как социально правовое явление. Рассмотрена деятельность негосударственных пенсионных фондов . Приведены особенности страхования негосударственных пенсионных фондов . Сформулированы соответствующие выводы.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Халикова Зарина Беделовна, Смагин Александр Алексеевич

Features of insurance of the non-state pension funds

This article examines non-state pension insurance as a social and legal phenomenon. Review the activities of non-state pension funds. Given the peculiarities of the insurance of private pension funds. Formulates relevant conclusions.

Текст научной работы на тему «Особенности страхования негосударственных пенсионных фондов»

Особенности страхования негосударственных пенсионных фондов Features of insurance of the non-state pension funds

Халикова Зарина Беделовна

Студентка 4 курса Учетно-финансового факультета Ставропольский ГА У Ставрополь, Россия e-mail: xalikovaz05@gmail. com

Khalikova Zarina Bedelovna

4th year student Faculty of Accounting and Finance Stavropol state agrarian UNIVERSITY Stavropol, Russia e-mail: xalikovaz05@gmail. com

Научный руководитель Смагин Александр Алексеевич

Ассистент кафедры «финансы, кредит и страховое дело» Ставропольский ГА У Ставрополь, Россия

Scientific adviser Smagin Alexander A.

Assistant of the Department "Finance, credit and insurance " Stavropol state agrarian UNIVERSITY Stavropol, Russia

В данной статье рассматривается негосударственное пенсионное страхование, как социально правовое явление. Рассмотрена деятельность негосударственных пенсионных фондов. Приведены особенности страхования негосударственных пенсионных фондов. Сформулированы соответствующие выводы.

This article examines non-state pension insurance as a social and legal phenomenon. Review the activities of non-state pension funds. Given the peculiarities of the insurance of private pension funds. Formulates relevant conclusions.

Ключевые слова: страхование, особенности, негосударственные пенсионные фонды, пенсионная схема, пенсионер, государство, пенсионное обеспечение.

Key words: insurance, especially private pension funds, a pension scheme, the pensioner, the state pension provision.

Негосударственное пенсионное страхование (НПС) является дополнительным источником обеспечения к обязательному государственному пенсионному страхованию.

Негосударственное пенсионное страхование базируется на принципах добровольного взаимодействия работодателей и физических лиц в создании пенсионных накоплений с возможностью последующего получения застрахованными лицами пенсионных выплат, предусмотренных в порядке и на условиях Федерального закона № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

В 2004 году, в России появилось негосударственное пенсионное страхование, осуществляемое через НПФ. Пенсионеры получили возможность выбора, доверить свои деньги частной компании, прошедшей строгий конкурс, или государству. [2]

НПФ - это особая социальная некоммерческая организация, она создана специально для пенсионного обеспечения. Эти фонды могут осуществлять добровольное пенсионное обеспечение и формировать накопительную часть пенсии, то есть, быть страховщиком по обязательному пенсионному страхованию.

В отличии от государственного пенсионного страхования, где все нормы и условия установлены законом, в негосударственном страховании на первый план выходит договор между работодателем или гражданином с НПФ. Пенсионер получает право получать 2 пенсии одну от государства, вторую от НПФ, что позволяет повысить стандарты жизни. [1]

Негосударственное пенсионное обеспечение может осуществляться в форме индивидуальных договоров с гражданами или пенсионных программ предприятий. Деятельность таких фондов строго регулируется законом.

НПФ собирают средства с предприятий или граждан по установленным тарифам, ведет учет поступивших средств и распределяет их на именные счеты конкретных пенсионеров. Фонд имеет право инвестировать эти средства, чтобы добиться их увеличения и обязан выплачивать пенсию после достижения человеком пенсионного возраста. Фонды не имеют право сами осуществлять инвестиции, это делается только через особые управляющие компании. Они лицензируются и контролируются государством, то есть, действует двухступенчатая система. Фонд собирает деньги, но вкладывает их независимая от него компания.

Фонды могут осуществлять социальное страхование населения независимо от негосударственного пенсионного обеспечения.

В соответствии с договором, вкладчик должен уплачивать в пользу фонда взносы, из которых позже идет выплата пенсий. НПФ является некоммерческой организацией, то есть их доходы направляются только на пополнение пенсионных счетов и выплаты пенсий, учредители не могут получать от деятельности фонда доходы.

Сейчас фонды применяют все больше пенсионных схем, их пенсионные правила часто меняются. Все пенсионные схемы, применяемые фондом, нужно регистрировать, они должны полностью соответствовать установленным государством требованиям.

Пенсионная схема является основой договора между застрахованным и фондом. Фонд не имеет право произвольно трактовать условия договора. В названии пенсионной схемы нужно отразить ее основные особенности.

В пенсионной схеме не должно быть предусмотрено единовременное получение средств, накопленных на пенсионном счету участника фонда, НПФ обязан выплачивать негосударственные пенсии и ничего больше.

При оценке платежеспособности фонда нельзя использовать обычные методы финансового аудита, здесь нужно использовать актуарное оценивание, то есть, экспертиза финансовых возможностей фонда и его обязательств перед вкладчиками.

В случае добровольного пенсионного обеспечения, сумма взносов определяется только возможностями вкладчика. Размер отчислений для формирования имущества фонда и покрытия его расходов не должен быть выше 15% доходов фонда от размещения средств пенсионных резервов и 15% дохода от инвестиций, после того, как будет вычтено вознаграждение для управляющей компании и специализированного депозитарного фонда, а также уплачены налоги. Имущество фонда формируется из совокупного вклада его учредителей, целевых поступлений и пенсионных взносов, но их доля не должна быть выше 3%. [3]

Если человек решил доверить пенсионные накопления НПФ, то Пенсионный фонд РФ должен перевести туда средства, находящиеся на индивидуальном лицевом счете. Туда же нужно перевести взносы на обязательное пенсионное страхование гражданина.

В связи с изложенным под негосударственным пенсионным страхованием следует понимать такой вид пенсионного страхования, при котором вкладчики (работодатели и/или работники) отчисляют пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды или другие страховые организации на добровольной основе, направленные на создание имущественного фонда для компенсации потерь собственника при наступлении определенного социального риска, который приведет к снижению трудоспособности, либо к ее прекращению, а страховщик вправе требовать уплаты страховых взносов и обязан предоставить страховое обеспечение -негосударственную пенсию.

Список используемой литературы

1. Булгакова Н. С., Попкова Т. А. О некоторых итогах реализации Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» // Пенсия, 2014. № 5, с.12 -13

2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М. В. Романовский и др.; Под. ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2013. 621 с.

3. Дмитриев М.Э. О программе пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия, 2013. № 5, с.

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2009, N 3

При всех положительных моментах системы обязательного пенсионного страхования она не в состоянии обеспечить уровень жизни пенсионеров, приближающийся к европейским стандартам. Пожалуй, ни в одной стране государственная пенсия не обеспечит человеку (если, конечно, он не является крупным госчиновником) достойный уровень жизни в преклонном возрасте. Это, по сути, пособие, чтобы не умереть с голода. "На Канары за эти деньги не поедешь, да и лечиться у хорошего врача вряд ли сможешь", - иронизирует международный финансовый консультант Исаак Беккер.

С января 2004 г. право на деятельность в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию получили негосударственные пенсионные фонды.

Таким образом, будущие пенсионеры получили право выбирать, кому доверить пенсионные накопления: частной управляющей компании (из тех, что получили право работать с пенсионными средствами по результатам ежегодно проводимого конкурса) или негосударственному пенсионному фонду, соответствующему предъявляемым Федеральным законом от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" жестким требованиям надежности, квалификации и опыта работы.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая некоммерческая организация социального обеспечения, специально созданная для пенсионного обеспечения населения. В соответствии с законодательством негосударственные пенсионные фонды осуществляют как добровольное (негосударственное) пенсионное обеспечение, так и формирование накопительной части трудовой пенсии (выступают в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию).

Участники негосударственного пенсионного страхования

Негосударственное пенсионное обеспечение является органичной составной частью пенсионной системы России. Добровольное пенсионное обеспечение осуществляется в весьма разнообразных формах как в виде пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики и территорий, так и в виде личного пенсионного обеспечения граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в государственных пенсионных фондах.

В отличие от обязательного пенсионного страхования, где нормы страховых взносов и условия получения пенсий установлены законом, условия добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения определяются договором о негосударственном пенсионном обеспечении, который заключаете негосударственным пенсионным фондом или работодатель в пользу своих работников, или гражданин в свою пользу или в пользу своих близких.

Таким образом, пенсионер получает возможность иметь совместно с обязательными видами пенсионного обеспечения дополнительную добровольную пенсию, что позволит обеспечить ему достойную жизнь в пенсионном возрасте. Негосударственное пенсионное обеспечение населения осуществляется пенсионными фондами в двух основных формах - в форме пенсионных программ предприятий и в форме индивидуальных договоров негосударственного пенсионного обеспечения.

Деятельность НПФ регулируется Законом о негосударственных пенсионных фондах.

Упрощенная схема деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению выглядит так:

  • сбор денежных средств с граждан либо с организаций, которые готовы платить пенсионные взносы за своих работников;
  • ведение учета поступивших денежных средств и их распределение по именным счетам конкретных пенсионеров;
  • инвестирование денежных средств в целях их сохранения и прироста;
  • ведение учета прироста денежных средств и распределение его по именным счетам конкретных пенсионеров;
  • выплата пенсии пенсионеру по достижении пенсионного возраста.

Государство "отделило" фонд от денег, т.е. фонд не имеет права сам вкладывать денежные средства в ряд активов, они инвестируются через специализированные управляющие компании, которые подлежат государственному лицензированию и контролю. Таким образом, для большей надежности создана двухступенчатая система: фонд собирает деньги, но не может сам их вкладывать, а "работают" с этими деньгами специальные организации.

Фонды осуществляют обязательное страхование независимо от деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению. Чтобы работать в области обязательного пенсионного страхования, НПФ должен соответствовать следующим требованиям:

  • иметь опыт работы по негосударственному пенсионному обеспечению не менее 2 лет;
  • иметь опыт ведения одновременно не менее 5 тыс. именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 г., а с 1 июля 2009 г. - не менее 20 тыс. именных пенсионных счетов;
  • величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять с 1 января 2005 г. не менее 30 млн руб., а с 1 июля 2009 г. - не менее 50 млн руб.;
  • в целях обеспечения защиты прав участников совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда, внесенный в фонд денежными средствами, должен составлять не менее 3 млн руб. со дня введения в действие Закона о НПФ, а с 1 января 2005 г. - не менее 30 млн руб.;
  • не иметь актуарного дефицита по результатам актуарной оценки в течение не менее последних 2 лет деятельности;
  • не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних 2 лет деятельности.

По добровольному пенсионному договору вкладчик обязуется уплачивать в фонд пенсионные взносы, а фонд накапливает эти взносы, инвестирует собранные средства, а потом за счет накопленных сумм (пенсионных резервов) выплачивает негосударственную, или дополнительную пенсию участникам. Чаще всего вкладчиком является предприятие (организация), а участниками - работники этого предприятия. Встречаются и вкладчики - физические лица, которые платят взносы либо в свою пользу (т.е. являются вкладчиками и участниками одновременно), либо в пользу своих родственников.

В отличие от банков, страховых компаний и паевых инвестиционных фондов преимуществом НПФ является то, что они - организации некоммерческие, а следовательно, доходы, зарабатываемые фондами, направляются на увеличение средств на пенсионных счетах для выплаты негосударственных пенсий участникам негосударственного пенсионного фонда, а не учредителям.

В связи с тем что в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества применяемых фондом пенсионных схем и фактически постоянно дополняются и изменяются пенсионные правила НПФ, проанализируем требования к пенсионным схемам НПФ, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения, которые должны соблюдаться при разработке пенсионных схем. Рассматривая пенсионную схему в общем виде, т.е. пенсионный продукт, предоставляемый НПФ для реализации той или иной программы негосударственного пенсионного обеспечения, остановимся на тех моментах, на которые необходимо обратить внимание при заключении пенсионного договора.

Применяемые НПФ пенсионные схемы являются основой правил фонда и подлежат обязательной регистрации в уполномоченном федеральном органе. Эти схемы должны соответствовать Требованиям к пенсионным схемам НПФ, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.12.1999 N 1385 (далее - Требования).

Именно пенсионные схемы являются основой заключаемых фондом договоров о негосударственном пенсионном обеспечении (п. 2 Требований). А это значит, что произвольная трактовка фондом условий договоров негосударственного пенсионного обеспечения недопустима.

В названии пенсионных схем необходимо отразить их основные отличительные особенности (табл. 1), что является основой заключения договора.

Отличительные особенности пенсионных схем

Не допускается предусматривать в пенсионных схемах единовременного получения участником фонда средств, учтенных на его пенсионном счете, так как предназначение НПФ - выплата именно негосударственной пенсии и ничего иного.

Виды пенсионных схем представлены на рис. 2.

Виды пенсионных схем

В содержании каждой пенсионной схемы обязательно должны быть отражены основные положения (табл. 2).

Основные положения пенсионных схем

С финансовой точки зрения в деятельности НПФ имеется ряд особенностей, связанных в первую очередь с долгосрочностью пенсионных договоров. В связи с этим применение обычных методов финансового аудита при оценивании платежеспособности фонда невозможно. Их место занимает актуарное оценивание, под которым понимается прежде всего экспертиза соответствия пенсионных обязательств НПФ и их финансовых ресурсов. Актуарное оценивание обязательств фонда проводится по каждой действующей пенсионной схеме в соответствии с методикой актуарных расчетов, предусмотренной конкретной пенсионной схемой. Подавляющее большинство фондов использует следующую формулу расчета:

Sвык. = (Sвзн. + Imin + a x Ipr) - Sвып.,

где Sвык. - выкупная сумма;

Sвзн. - сумма взносов;

Imin - минимальный гарантированный доход;

Ipr - доход, начисленный фондом на пенсионный счет вкладчика (участника), сверх минимального гарантированного пенсионным договором дохода;

a - коэффициент, принимаемый в размере от 0 до 1 (0 Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Сегодняшняя пенсионная система рассчитана не только на гарантированное материальное обеспечение в будущем, но и на получение увеличенных выплат по старости. Негосударственное пенсионное страхование – один из видов пенсий, который позволяет самостоятельно формировать свой достаток в старости. Рассмотрим особенности данного страхования, его достоинства и возможности.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Тем, кто в старости хочет получать достойную пенсию, приходится уже сейчас самостоятельно заботиться о своем будущем материальном обеспечении. Страховые пенсии, выплачиваемые ПФР, чаще всего оказываются недостаточными для поддержания нормального уровня жизни.

Именно поэтому Негосударственными пенсионными фондами были запущены специальные программы, позволяющие гражданам самостоятельно управлять накоплениями и решать, каким будет их финансовый достаток в будущем.

Одна из таких программ – негосударственное пенсионное страхование. Оно дает возможность получать в старости дополнительные выплаты к основной пенсии. Чтобы получать негосударственные выплаты, нужно заключить договор с Негосударственным пенсионным фондом. Размер будущих доплат будет зависеть от нескольких факторов:

  • выбора НПФ;
  • индивидуальной программы, предложенной фондом;
  • размера взносов.

Данная схема пенсионного обеспечения построена так, что ее участник сам может выбрать индивидуальный план, на основе которого его взносы будут постепенно расти за счет инвестиций в ценные бумаги.

Участниками негосударственного обеспечения являются:

  1. Негосударственный фонд. Его деятельность регулируется законом «О Негосударственных пенсионных фондах» и направлена на инвестирование взносов вкладчиков в целях увеличения пенсий участников системы.
  2. Вкладчик. Он уплачивает взносы. Вкладчиком может выступать как юридическое, так и физическое лицо.
  3. Участник. Это тот, кто по договору получает пенсию.

Обязательно ли переводить пенсию в НПФ?

Негосударственное страхование – дело добровольное. Будущий получатель пенсии по своему усмотрению может формировать свой пенсионный счет – сохранять средства в государственном фонде или же переводить их в НПФ.

Пенсия, лежащая на счете Госфонда, не инвестируется, а только индексируется. Как правило, это происходит 1 раз в год.

Средства, переведенные в НПФ увеличиваются посредством их инвестирования фондом в ценные бумаги и акции. Те, кто хочет не только формировать, но и ежегодно увеличивать свои накопления, могут заключить договор с НПФ. Если вас устраивает система работы ПФР, то к подписанию соглашения с НПФ вас никто не обязывает.

Отличия от государственного

  1. Чтобы заключить договор с НПФ и получать в будущем деньги по старости, не нужно нарабатывать минимальный трудовой стаж.
  2. Размер будущей пенсии не зависит от величины получаемой заработной платы и стажа трудовой деятельности.
  3. Сумма внесенных взносов в НПФ будет расти каждый год с учетом инвестиционного дохода. Средства страховой пенсии, выплачиваемой государством, не инвестируются, но ежегодно индексируются.
  4. Выплаты формируются за счет добровольных взносов участника программы или работодателя (если организация участвует в корпоративной программе обеспечения сотрудников).
  5. Застрахованное лицо в любой момент может расторгнуть соглашение о НПС, вернуть деньги или перевести их в другой фонд, в том числе и государственный.
  6. Участник системы может самостоятельно выбирать пенсионный план, согласно которому определяется минимальный размер взноса, его периодичность, а также способы выплаты средств.
  7. Участник или вкладчик может формировать не только свое обеспечение, но и обеспечение своих родственников, делая на их счет взносы.
  8. Средства, хранящиеся в Негосударственных фондах, можно передавать по наследству.
  9. В отличие от госстрахования, негосударственное обеспечение является добровольным.
  10. Негосударственное обеспечение осуществляется на основании заключенного соглашения между застрахованным лицом и НПФ. Обязательное пенсионное страхование от государства основывается на договоре с ПФР (подробнее о системе обязательного ПС рассказано тут).
к оглавлению ↑

Кто и когда может стать вкладчиком?

Заключить договор о НПО с Негосударственным фондом может любой совершеннолетний гражданин РФ. Программа дает возможность стать вкладчиком и определять свои будущие накопления даже тем, кто пока не работает. Получается, что заботиться о своих пенсионных выплатах можно уже с 18 лет.

Основные аспекты при выборе фонда и заключении договора

Для начала нужно выбрать надежный фонд. На первых этапах важно выяснить подробную информацию о компании, с которой вы собираетесь заключать договор. Главные критерии выбора:

Заключение договора происходит в несколько этапов:

  1. Выбрав фонд, нужно обратиться в его ближайших офис обслуживания и заполнить заявление. Вы также можете отправить заявку в режиме онлайн на официальном сайте фонда.
  2. Для подписания соглашения потребуются документы: паспорт и страховое свидетельство (где получить СНИЛС, читайте здесь, а в этой статье рассказано, как узнать номер страхового документа).
  3. В офисе компании вы выбираете пенсионный план, по которому будете вносить средства.
  4. На ваше имя открывают счет.
  5. По условиям договора вы вносите на него определенную сумму в установленный в соглашении период. Каждый год сумма, хранящаяся на личном счете, увеличивается за счет полученной инвестиционной прибыли фонда.
  6. При наступлении пенсионного возраста фонд рассчитывает вам пенсию в соответствии с выбранным вами планом.

Финансовые и временные затраты

Оформление такого вида пенсии не облагается пошлинами. Заключение договора между сторонами для юридических и физических лиц бесплатное. Если застрахованное лицо оформляет в НПФ не только негосударственную пенсию, но и переводит туда свою страховую часть, то процедура перевода может длится около 1-2 недель, так как НПФ потребуется время для согласования перевода всех средств из Пенсионного фонда России.

Такая система пенсионного обеспечения позволяет гражданам самостоятельно устанавливать размер будущих выплат по старости, управлять своими вложениями и увеличивать их.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Общенациональный фонд гарантирования пенсионных накоплений, создание которого началось с 1 января 2014 года, будет реализовывать главную задачу – компенсировать номинал всех пенсионных накоплений российских граждан. В этой статье мы рассмотрим застрахованы ли государством пенсионные накопления граждан в НПФ и как гарантируется выплата пенсионных накоплений.

Если обратиться к закону о гарантировании пенсионных накоплений, который начал «работать» 1 января 2014 года, создается двухуровневая система гарантирования прав застрахованных лиц. Данная система включает:

  • резервы по обязательному пенсионному страхованию (ОПС);
  • общенациональный гарантийный фонд, который объединит всех участников системы ОПС.

Гарантийный фонд создается за счет взносов негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и Пенсионного фонда России. Аккумулировать взносы и контролировать их поступление будет Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Данная организация занимается вопросами выплат гарантийных возмещений и инвестированием средств фонда.


Для всех пенсионных фондов законом устанавливается минимальный тариф, единый для всех – он равняется 0,0125%. Центральный банк в зависимости от риска инвестиционного портфеля сможет повышать данный тариф максимально в два раза. Если денежных средств недостаточно, агентством по страхованию вкладов тариф может быть увеличен еще в два раза, то есть достигнуть 0,05%. Следует понимать, что подобное право возникает у ЦБ лишь в том случае, если дефицит фонда страхования будет свыше 50%.

Для того чтобы войти в систему гарантирования должно выполняться ряд обязательных условий:

  • должна быть в наличии соответствующая лицензия;
  • прохождение проверки в Центральном банке;
  • негосударственный пенсионный фонд должен быть преобразован в АО или другую организацию коммерческой направленности.

Только лишь НПФ, которые принимают участие в системе гарантирования накоплений, смогут заключать договоры об обязательном пенсионном страховании.


С 1 января 2015 года начал работу общенациональный гарантийный фонд, а до этого момента компенсацией номинала пенсионных накоплений, которые размещались в разорившихся НПФ, занимался Центральный банк. Пенсионные накопления, формируемые с 1 января 2002 года, попадают под страховку.

  1. Как принималось решение о сокращении и отмене накопительной части пенсии
  2. Что предполагает новая пенсионная формула
  3. Почему пенсионная реформа 2013 года напоминает шоковую терапию
  4. Кем гарантированы пенсионные выплаты
  5. Как осуществляется гарантирование пенсионных накоплений Агентством

Как принималось решение о сокращении и отмене накопительной части пенсии

В сентябре 2014 года появилась информация, что пенсионные накопления российских граждан за 2014 год государство приняло решение направить в распределительную систему. Поэтому накопительная часть обязательной пенсионной системы была приостановлена на год, а в дальнейшем еще на неопределенный срок. Раньше Правительство думало обнулить накопительную часть пенсии только лишь для тех, кто являлся «молчунами». Это те граждане, которые не уведомили соответствующий орган о желании перевести собственные пенсионные накопления в частную управляющую компанию и НПФ. Многие предполагали, что с 2014 года произойдет снижение отчислений в накопительную часть пенсии с 6% до 2%, а 4% оставшиеся будут перераспределены в страховую часть пенсии. Возможно и такое развитие событий: гражданин пишет заявление и все 6% останутся в его накопительной части.

Что предполагает новая пенсионная формула

Осенью 2014 года правительством была утверждена новая пенсионная формула, которая предполагает одно существенное новшество. Заключается оно в том, что расчет страховой части трудовой пенсии будет осуществляться не в абсолютных цифрах, а в пенсионных коэффициентах. Пенсионный коэффициент представляет собой показатель, призванный каждый год оценивать трудовую деятельность гражданина. Равняется он соотношению заработной платы работника, с которой работодатель уплачивал за него взносы в ПФР в конкретном году к максимальной заработной плате, с которой согласно законодательству работодатели уплачивают взносы в систему пенсионного страхования. Осуществляется это с так называемого предельного годового заработка, который в 2013 году составлял 568000 рублей.

Неоднократной критике подвергалось решение Минтруда, по причине того, что данный механизм является несправедливым по отношению к тем россиянам, доходы которых меньше указанной цифры. Через время разработчики формулы приняли решение пойти на ряд переходных положений. К примеру, помимо роста предельной зарплаты, объявленного ранее, предусматривается параллельный рост значения максимальных баллов.

Кто же из российских граждан сможет «заработать» максимальное количество коэффициентов? Это будет та категория трудящихся, за кого работодатели уплачивают в ПФР страховые взносы в полном объеме и с максимальной зарплаты, которую в народе называют «белой». Если говорить кратко, то с новой пенсионной реформой людям придется работать длительное время, причем показывать «белую зарплату». При трудоустройстве отдавать предпочтение нужно будет только чистоплотным работодателям, которые честно платят налоги с максимальной зарплаты. С приходом новой формулы будут введены жесткие требования, которые понадобится выполнить для того, чтобы при достижении соответствующего возраста получить право на трудовую пенсию. По факту, максимальное значение в 10 баллов в новой пенсионной формуле появляется только через 3 года, то есть в 2021 году, когда предельная база для начисления взносов достигнет примерно 1100000,00 рублей. Нужно понимать, что это ориентировочная цифра без учета ежегодной инфляции.


Председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, бывший министр финансов подверг жесткой критике пенсионную реформу, заявив следующее: «Новая пенсионная формула подводит к тому, что все коэффициенты, которые накапливает гражданин, будут зависеть от текущих государственных доходов и трансфертом бюджета. Мы сегодня живем на пике цены на нефть, и что сейчас происходит с нами – и наши возможности финансирования дефицита (ПФР), и наши трансферты – это несколько искусственная история».

Почему пенсионная реформа 2013 года напоминает шоковую терапию

Новая пенсионная реформа по своей непредсказуемости и масштабам станет, вероятней всего, довольно запоминающимся событием для российского общества. До сих пор не прекращаются дискуссии относительно основных новшеств пенсионной реформы:

  • обнуление накопительной пенсии граждан-молчунов, которые не подали соответствующего заявления о переводе в НПФ своих накоплений;
  • принятие пенсионной формулы;
  • наложение моратория на перечисление накоплений;
  • изъятие пенсионных накоплений за 2104 год в пользу распределительной системы.

И эти моменты шокируют среднестатистические массы.

Кем гарантированы пенсионные выплаты

Говоря о том, застрахованы ли государством пенсионные накопления граждан в НПФ следует знать, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» реализуется система гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, которая является специальной государственной программой.

У данной системы есть важная особенность, заключающаяся в принципе двухуровневой защиты прав застрахованных лиц. Рассмотрим эти два уровня:

  • I-й уровень – гарантии негосударственных пенсионных фондов и ПФР, которые обеспечивают стабильность исполнения обязательств перед застрахованными гражданами за счет средств внутреннего резерва (резерва по обязательному пенсионному страхованию);
  • II-й уровень – гарантии Агентства, которые осуществляются за счет средств фонда гарантирования пенсионных накоплений (ФГПН), являющегося финансовой основой системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Чтобы обеспечить функционирование системы гарантирования прав застрахованных граждан Агентство:

  1. При наступлении случаев и в порядке, предусмотренных Законом №422-ФЗ занимается выплатой гарантийного возмещения.
  2. Осуществляет формирование фонда гарантирования пенсионных накоплений. Вдобавок, занимается сбором гарантийных взносов и осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений.
  3. Занимается инвестированием средств фонда гарантирования пенсионных накоплений в порядке, закрепленном на законодательном уровне.
  4. При наступлении случаев, зафиксированных законодательной базой страны, реализует полномочия ликвидатора и конкурсного управляющего фондов-участников.

Вдобавок, Агентство ведет реестр негосударственных пенсионных фондов, являющихся участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц. На основании решений Центрального банка Российской Федерации Агентство проводит процедуру внесения фондов-участников в реестр, а также их исключения. В соответствии с Законом №422-ФЗ Пенсионный фонд России является участником системы гарантирования пенсионных накоплений.

Как осуществляется гарантирование пенсионных накоплений Агентством

Гарантирование пенсионных накоплений осуществляется с помощью выплат гарантийного возмещения. Производится оно в том случае, если наступает один из следующих событий (гарантийные случаи):

1. Недостаток номиналов взносов на день установления застрахованному гражданину накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты за счет средств пенсионных накоплений;

2. Лицензия фонда-участника на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию была аннулирована. Или фонд-участник был признан банкротом, и в отношении него было открыто конкурсное производство.

3. Размер резерва ПФР по обязательному пенсионному страхованию, который обеспечивал стабильность исполнения обязательств перед застрахованными гражданами, снизился, и стал ниже минимального уровня, установленного Правительством РФ.

Агентство предоставляет гарантии относительно возмещения пенсионных накоплений, которые отражаются на пенсионном (индивидуальном лицевом) счете накопительной части пенсии застрахованного лица. В данном случае за исключением инвестиционного дохода.

При этом сумма назначенных пенсий (накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты либо единовременной выплаты) в соответствии с требованием Федерального закона от 30 ноября 2011 года №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений), в полном объеме гарантируется и уменьшение ее невозможно.

Читайте также: