Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы российской федерации до

Правительством РФ утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.

Реализация Стратегии будет осуществляться по следующим основным направлениям:

совершенствование тарифно-бюджетной политики;

реформирование института досрочных пенсий;

реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы;

развитие корпоративного пенсионного обеспечения;

совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы;

совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием;

развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.

Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа.

В рамках первого этапа (по 2013 год включительно) предлагается, в частности:

установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;

введение специальной оценки условий труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам;

изменение тарифной политики в отношении самозанятых граждан в целях более полного обеспечения их пенсионных прав;

законодательная регламентация (с введением с 2014 года) перераспределения тарифа страховых взносов для застрахованных лиц, которые не осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, - направление 2 процентов указанного тарифа на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы с сохранением на прежнем уровне в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую для застрахованных лиц, которые осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, и с предоставлением им права самостоятельного выбора варианта формирования пенсионных прав: в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы или 2 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы;

повышение требований к минимальному размеру собственных средств негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих формирование и инвестирование пенсионных накоплений, и качеству составляющих их активов;

создание многоуровневой системы гарантий сохранности средств накопительной составляющей, включая системы объединенных гарантийных фондов.

В рамках второго этапа (2014 - 2015 годы) предлагается, в числе прочего:

совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования;

совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;

формирование единой системы актуарного оценивания, включая стандартизацию актуарной деятельности;

комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;

установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.

В рамках третьего этапа (2016 - 2030 годы) предлагается:

предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав;

определение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, с учетом необходимости обеспечения всего досрочного периода получения ими трудовой пенсии;

стимулирование дополнительного платежа из заработной платы в пенсионную систему для работников с учетом уровня их доходов и возраста.

На постоянной основе предлагается:

расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений;

повышение уровня облагаемого страховыми взносами заработка с учетом темпов роста средней заработной платы в Российской Федерации;

поэтапное приведение размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем производимых им пенсионных выплат;

оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей;

повышение транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений (совершенствование порядка раскрытия информации);

стимулирование добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений и содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем;

расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением;

совершенствование системы государственного контроля за формированием средств пенсионных накоплений;

принятие мер по синхронизации обязательного пенсионного страхования с другими видами обязательного социального страхования.

По мнению разработчиков Стратегии, реализация предлагаемых мер позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. Будет создана понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.

При этом предусматривается:

достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;

достижение максимально возможной сбалансированности пенсионной системы.

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.






Целью разработки Стратегии является подготовка предложений по созданию в Российской Федерации пенсионной системы, адекватной современному экономическому развитию Российской Федерации и соответствующей международным стандартам.

Стратегия определяет задачи долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года, социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного обеспечения на отдельных этапах ее реализации.

Стратегия базируется на оценке опыта реализации пенсионных преобразований в Российской Федерации и мировых тенденций развития пенсионных систем.

Основными целями развития пенсионной системы являются:

· гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;

· обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Задачами пенсионной системы являются:

· обеспечение адекватного коэффициента замещения утраченного заработка при необходимом страховом (трудовом) стаже;

· установление размера пенсии на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в стране;

· установление приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с установлением единого тарифа страховых взносов для всех категорий работодателей;

· формирование гибкой и адаптивной пенсионной системы путем создания постоянно действующего механизма ее балансировки;

· формирование трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне — и высокодоходных категорий — с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение при условии развития этих институтов);

· повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы через развитие институтов добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.

Пенсионная система должна базироваться на трехуровневой модели:

1 уровень — трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов работодателей и работников, как в солидарную, так и в обязательную накопительную составляющую (обеспечивает коэффициент замещения не менее 40%).

Для граждан, которые не выполнили условий обязательного пенсионного страхования, сохраняются социальные пенсии, финансируемые за счет средств федерального бюджета, при этом назначены они могут быть только гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет;

2 уровень — корпоративная (добровольная) пенсия, право на которую приобретается за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения;

3 уровень — частная (добровольная) пенсия, формируемая за счет взносов, производимых физическим лицом в добровольном порядке в негосударственный пенсионный фонд, страховую компанию или кредитную организацию.
Прогнозируется, что трехуровневая пенсионная система должна обеспечить работнику при страховом (трудовом) стаже не менее 40 — 45 лет коэффициент замещения около 70% утраченного среднего заработка.

В этой связи в рамках Стратегии предлагаются основные принципы совершенствования тарифно-бюджетной политики, реформирования института досрочных пенсий и накопительной составляющей пенсионной системы, развития корпоративного пенсионного обеспечения, формирования пенсионных прав, системы управления обязательным пенсионным страхованием, а также развития международного сотрудничества в пенсионной сфере.

Предусматривается постепенное увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части трудовой пенсии по старости, с 19 лет (228 месяцев) в 2013 году до 21 года (252 месяца) в 2015 году, исходя из увеличения средней продолжительности жизни получателя трудовой пенсии по старости. При этом, начиная с 2016 года, предлагается устанавливать продолжительность ожидаемого период выплаты ежегодно в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Переход на статистическую продолжительность ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии снизит дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2014 году на 1,08 млрд. рублей, в 2015 году —
4,84 млрд. рублей.

Пенсионная система, освобожденная от несвойственных ей функций по стимулированию занятости на работах с неблагоприятными условиями труда, будет более сосредоточена на проблеме обеспечения достойного уровня жизни нетрудоспособных граждан.

Реализация предлагаемых мер позволит снизить дефицит распределительного компонента к 2020 году до 1,2% валового внутреннего продукта, а к 2030 году:

оптимизировать дефицит пенсионной системы на уровне 0,9% валового внутреннего продукта;

обеспечить соотношение пенсии с прожиточным минимумом пенсионера — до 3 прожиточных минимумов пенсионера в 2030-е годы с последующим прогрессивным увеличением данного показателя;

достичь коэффициента замещения пенсией утраченного заработка
до 40% для лиц, выработавших трудовой стаж не менее 30 лет с заработком не менее среднестатистического. При этом индивидуальный коэффициент замещения с учетом дополнительных корпоративных и индивидуальных форм накоплений может достигнуть 47 — 50% (при 42 -45-летнем трудовом стаже — коэффициент замещения составит 55 — 70%).

Распоряжение Правительства от 25 декабря 2012 года №2524-р. Необходимость подготовки Стратегии обусловливается экономическими и демографическими вызовами, стоящими перед отечественной системой пенсионного страхования. Реализовать Стратегию предполагается в несколько этапов. В связи с этим распоряжением утверждается план-график подготовки проектов федеральных законов, направленных на её реализацию.

Документ

Распоряжение Правительства от 25 декабря 2012 года №2524-р

Документ внесён Минтрудом России в целях выполнения поручения Президента Российской Федерации и обеспечения подготовки и внесения в Государственную Думу проектов сопутствующих федеральных законов.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству поручено разработать проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нём механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования.

Распоряжением утверждается Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (далее – Стратегия).

Необходимость подготовки Стратегии обусловливается экономическими и демографическими вызовами, стоящими перед отечественной системой пенсионного страхования.

Основными целями развития пенсионной системы Стратегией определены:

  • гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;
  • обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Реализация Стратегии позволит решить следующие задачи:

  • обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате в Российской Федерации;
  • достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счёт участия в корпоративных и частных пенсионных системах (дополнительно не менее 15% коэффициента замещения);
  • обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5–3 прожиточных минимумов пенсионера (в 2030 году не менее 3 ПМП);
  • поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;
  • обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
  • развитие трёхуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне - и высокодоходных категорий – с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
  • повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Кроме того, Стратегией предусматривается реформирование института досрочных пенсий и предлагается для работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, установить дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из анализа проблем, обозначившихся в процессе функционирования накопительной составляющей пенсионной системы, предлагается комплекс мер, направленных на её совершенствование:

  • перераспределение тарифа страховых взносов с предоставлением застрахованным лицам, которые осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений, права выбора формирования средств пенсионных накоплений в негосударственном пенсионном фонде или управляющей компании в размере 2% или 6% тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;
  • создание многоуровневой системы гарантий сохранности пенсионных накоплений, включая систему объединённых гарантийных фондов;
  • расширение перечня инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений;
  • расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений, за счёт включения страховых компаний и кредитных организаций.

В целях построения полномасштабной системы пенсионного обеспечения Стратегией предусматривается определить основы создания и функционирования корпоративных пенсионных систем, а также необходимые условия для осуществления работодателями корпоративного пенсионного обеспечения своих работников и принципы государственного контроля за указанной деятельностью.

Для совершенствования формирования пенсионных прав в системе Стратегией предусматривается переход к новой формуле расчёта трудовых пенсий на основе нормативной продолжительности стажа (35 лет), а также специальном порядке расчёта пенсий по инвалидности и по потере кормильца, отражающий социально значимый характер данного вида обеспечения.

В целях стимулирования более продолжительной трудовой деятельности для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, в Стратегии предлагается предусмотреть её установление в более высоком размере.

Реализовать Стратегию предполагается в несколько этапов. В связи с этим распоряжением утверждается план-график подготовки проектов федеральных законов, направленных на её реализацию.


О стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации

дата: 5.10.2012, 23:33 | просмотры: 2846 | категория: Власть

0 3 октября 2012 года заместитель министра труда и социальной защиты РФ А.Н. Пудов и Председатель Правления ПФР А.В. Дроздов провели селекторную пресс-конференцию с представителями ведущих районных и региональных СМИ по теме: «О стратегии развития пенсионной системы до 2030 года».

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597. Стратегия разрабатывалась Министерством труда России и Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с заинтересованными ведомствами в рамках рабочей группы при Минтруда России.

Стратегия определяет направления и задачи по обеспечению развития в Российской Федерации пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны и при этом соответствовать международным стандартам.

В соответствии со Стратегией, основными задачами реформирования пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.

При этом необходимо обеспечить:

  • 40%-ный коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате) и приемлемый уровень пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
  • обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
  • адекватный уровень страховой нагрузки на работодателей с тарифом, единым для всех категорий страхователей;
  • обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
  • повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
Стратегия предусматривает реализацию в России трехуровневой модели:
1-й уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования. Формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40%.

2-й уровень - корпоративная пенсия. Формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Это еще до 15% от утраченного заработка;

3-й уровень - частная пенсия. Формируется самим работником. Это может дать еще до 5% утраченного заработка.

Стратегия не содержит предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Основные направления реализации Стратегии:
- совершенствование тарифно-бюджетной политики. Ключевой принцип - обязательность уплаты страховых взносов, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей на приемлемом уровне. Предлагается поэтапное приведение в соответствие с уровнем пенсионных выплат размера страхового взноса для самозанятого населения (индивидуальные предриниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и др).
Пример: сегодня их платеж в ПФР рассчитывается исходя из одного минимального размера труда и составляет 14,3 тыс руб. в год, тогда как размер страхового взноса наемного работника достигает 112 тыс. в год. При этом пенсии обеих категорий граждан являются соразмерными.

- реформирование института досрочных пенсий. Стратегия предусматривает установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении работников, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.
Пример: В настоящее время финансирование пенсий пенсионерам-досрочникам осуществляется не за счет дополнительных страховых взносов работодателей, а за счет общих доходов бюджета ПФР (т.е. из взносов за всех работающих граждан, в т.ч. и тех, кто на досрочную пенсию не пойдет). При этом, работодатели не заинтересованы в сокращении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, потому что работники получают льготную пенсию, которая самим работодателям ничего не стоит. Кроме того, право на досрочную пенсию получают и те граждане, вред здоровью которых за время работы не нанесен, но их профессия включена в Списки № 1 и № 2 (вредных и опасных производств).
К сведению: 75% пенсионеров-«досрочников» (2,4 миллиона человек)продолжают работать после назначения им пенсии.

В Стратегии предлагается экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда работников, а также изменить ситуацию, когда право на получение досрочных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников и когда издержки по обеспечению прав отдельных граждан на досрочную пенсию, по сути, несут все пенсионеры страны.

Дополнительный тариф страховых взносов для страхователей в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 1, на 2013 год - 4%, на 2014 год - 6%, на 2015 год - 9%, а в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 2 и в "малые списки", на 2013 год - 2%, на 2014 год - 4%, на 2015 год - 6%.

При этом для работников, занятых на производствах с особыми условиями труда, сохраняются льготы и компенсации.
С учетом различий в приобретенных правах на досрочную трудовую пенсию предлагается выделить три категории лиц, в отношении которых следует использовать следующие подходы к реформированию досрочных пенсий.
1) Сохраняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования для лиц, имеющих "полный" для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста стаж на соответствующих видах работ (далее - специальный стаж).

2) Лица, имеющие "неполный" специальный стаж и не сформировавшие права на досрочную трудовую пенсию, приобретают право на включение в специальный стаж периодов работы при уплате за них страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере, при этом они сохраняют право на назначение досрочных трудовых пенсий.
Предлагается также на основе положений, зафиксированных в коллективных договорах либо трудовых договорах, создать систему социальных гарантий в части, касающейся добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения для формирования дополнительных пенсионных прав этих работников либо установления им надбавок к заработной плате, либо предоставления иных видов социальных гарантий и компенсаций. При реализации этого подхода работодатели будут освобождаться от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.

3) В отношении лиц, не имеющих специального стажа, работодатели в рамках процедур социального партнерства могут предоставлять определенные социальные гарантии - право на корпоративную пенсию ("досрочную" и (или) дополнительную) или иные гарантии и компенсации, включая страхование на случай утраты заработка вследствие досрочной потери профессиональной трудоспособности в связи с длительной занятостью работников в условиях с опасными и вредными производственными факторами.

В качестве дополнительной гарантии для работников, занятых на рабочих местах, включенных в Списки, предлагается продлить срок действия Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений.

В условиях перехода на "эффективный контракт" в отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.

- реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы. Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений в России показал ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы, основными из которых являются снижение пенсионных прав граждан, принудительно включенных в обязательную накопительную систему, по сравнению с правами, формирующимися в распределительной системе и недостаточная финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов и возрастающие по мере увеличения объемов пенсионных накоплений риски, связанные с обеспечением пенсионных выплат;
Пример: при прочих равных условиях расчетный размер трудовой пенсии по старости у гражданина 1966 года рождения (не имеющего пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию) будет на 2 987 руб. (на 13,8) выше, чем у гражданина 1967 года (за которого работодатель отчислял страховые взносы на накопительную часть пенсии по ОПС).

Для восстановления пенсионных прав застрахованных лиц и снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы в среднесрочной перспективе Стратегия предлагает рассмотреть вопрос:

  • об оптимизации до 2% тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы и направлении 4% в солидарную часть пенсии;
  • о предоставлении в последующем застрахованным лицам права самостоятельного выбора в отношении 2% тарифа страховых взносов: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы;
  • о поэтапном переводе накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования в систему добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения;
  • о стимулировании работников к уплате дополнительных страховых взносов из их заработной платы в накопительную составляющую с учетом уровня их дохода и возраста.
При этом все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в установленном порядке, а накопленные средства не изымаются.

- развитие системы корпоративного пенсионного обеспечения. Для реализации корпоративных пенсионных систем Стратегией предусматривается установление требований по стандартизации финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговых льгот для финансирования пенсионных выплат. Корпоративное пенсионное обеспечение будет осуществляться на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте).
Такая система обеспечит большую защищенность пенсионных прав работника, гарантию доходности накоплений и контроль со стороны государства.
Главное основание для назначения досрочной пенсии в рамках корпоративных пенсионных систем – оценка рабочих мест по условиям труда.

- совершенствование системы формирования пенсионных прав. Основным принципом совершенствования системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера, то есть размер пенсии будет зависеть от участия граждан в распределительной составляющей пенсионной системы и стажа работы.

В рамках новой системы должен обеспечиваться коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате.

При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.

Предлагается на переходный период производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа. В долгосрочной перспективе с учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности трудового стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств (в современных демографических параметрах при 40 годах нормативного стажа уплаты страховых взносов).

В целях стимулирования более продолжительной трудовой деятельности для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, предусмотреть ее установление в более высоком размере за счет введения льготного порядка перерасчета пенсионных прав.

В долгосрочной перспективе с учетом роста заработной платы и сохранения способности граждан к трудовой деятельности будет создан механизм по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам исходя из уровня оплаты труда.

Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа, а также выделить ряд мер, осуществляемых на постоянной основе и (или), при необходимости, с учетом анализа развития экономической ситуации.

Первый этап - 2013-15 гг., второй этап - 2016-20 гг., третий - до 2030 года. Календарные сроки в увязке с предлагаемыми изменениями представлены в Стратегии.

Основные количественные параметры Стратегии представлены в презентации к данной справке.

Реализация Стратегии позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. В результате формируется понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.

"Финансы", 2012, N 3

При этом предлагаются традиционные, апробированные на западной практике пенсионного обеспечения "универсальные" рецепты: незамедлительное повышение возраста выхода на пенсию (в первую очередь женщин) и расширение форм принудительного индивидуально-накопительного пенсионного страхования.

Однако всесторонний анализ сложившихся в нашей стране социальных, демографических, исторических, рыночно-трудовых и др. факторов показывает как необоснованность сделанных выводов, так и неэффективность предлагаемых рецептов по решению действительно важной народно-хозяйственной задачи - долгосрочной устойчивости бюджетной системы государства.

Анализ показывает, что объективные причины современных проблем пенсионной системы лежат не в самих страховых принципах ее функционирования, а в том, что они не получили полной реализации и не базируются на реальных экономических механизмах.

Предлагается рассмотреть фундаментальную проблему страховой пенсионной системы - государственное регулирование формирования пенсионных прав и создание адекватного экономического механизма их реализации.

Перед пенсионной системой России на современном этапе ее развития стоят четыре важнейшие и отчасти антагонистичные задачи, которые необходимо решить:

  1. Довести размеры всех видов пенсионного обеспечения до международно признанных стандартов.
  2. Обеспечить минимальные уровни государственных пенсионных гарантий.
  3. Обеспечить долгосрочную устойчивость всей пенсионной системы.
  4. Повысить заинтересованность и личное участие застрахованных лиц в формировании пенсионных прав.

Пенсионная реформа, осуществляемая в России, ориентирована на страховые принципы, которые должны обеспечивать адаптацию пенсионной системы к рыночным условиям социально-экономического развития.

Страховые принципы пенсионного обеспечения радикально отличаются от "нестраховых", которые обычно ассоциируются с советской системой материального обеспечения пенсионеров. "Советская пенсия", несмотря на ее патерналистскую привлекательность для отдельных социальных групп граждан, практически не зависела от трудового участия самого человека и в совокупности с развитой системой государственных гарантий носила характер государственного социального пособия по старости.

В рыночных условиях сохранение данного уравнительного механизма материального обеспечения пенсионеров, финансовым источником которого в свое время служили общеналоговые поступления (в рамках "общенародной" собственности) в государственный бюджет, социально не оправдано, а экономически не неосуществимо.

Мировая практика, включая даже страны бывшего соцлагеря, подтвердила безальтернативность и эффективность страхового механизма развития обязательного пенсионного обеспечения в условиях развитых рыночных отношений, поскольку только страховые принципы объективно обусловливают для всех участников пенсионной системы непосредственную экономическую заинтересованность и выполнение соответствующих обязательств перед ней и только экономическая заинтересованность каждого участника пенсионной системы (застрахованного лица - работника, страхователя-работодателя и страховщика) обеспечивает долгосрочную финансовую устойчивость пенсионной системы, гарантирует ее автономность и независимость от политической и социальной конъюнктуры в государстве.

В условиях углубления демографического кризиса, нарастания темпов старения населения и сокращения численности трудоспособного населения для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы нельзя затягивать сроки полного и окончательного перевода ее на страховые принципы.

Реализация страховых принципов развития должна осуществляться по двум основным составляющим пенсионной системы - формированию пенсионных прав застрахованных лиц и созданию финансовой базы реализации государственных пенсионных обязательств.

Определяющим направлением совершенствования пенсионной системы является оптимизация механизма формирования пенсионных прав, поскольку именно он определяет размеры пенсий, объемы и структуру расходов на их выплату, потребность в тарифе страховых взносов.

Существующий механизм формирования пенсионных прав в распределительной системе - условно-накопительная формула с фиксированно-уравнительным базовым размером - имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, невозможно гарантировать коэффициент замещения, так как при изменении тарифа страховых взносов, темпов инфляции и роста доходов ПФР меняется объем пенсионных прав. Во-вторых, формула непрозрачна - невозможно определить, какая сумма должна быть внесена в течение года, чтобы получить нужный коэффициент замещения. В-третьих, не учитывается стаж. В-четвертых, не весь тариф учитывается в правах. И наконец, фиксированный базовый размер - не страховая выплата включена в состав страховой и финансируется из страховых взносов, ее размер не сопоставим с тарифом, не учитываемым в правах.

В "письмах счастья", рассылаемых Фондом застрахованным лицам, также полностью отсутствует прозрачный механизм исчисления пенсии, поскольку:

  • в них в явном виде не содержатся ни сумма расчетного пенсионного капитала с учетом всех проведенных индексаций, ни сумма пенсионных накоплений с учетом доходности от инвестирования. Это не позволяет застрахованному лицу судить о размере пенсии, которую оно будет получать не только через 20 - 30 лет, но даже через год;
  • даже при включении необходимой информации в "письма счастья" неопределенность в темпах индексации пенсий, в будущих тарифах страховых взносов не позволяет человеку определить, сколько еще нужно уплатить, чтобы получить хорошую пенсию.

Такая ситуация не способствует повышению заинтересованности в уплате взносов ни у работодателей, ни у самих застрахованных лиц. Более того, сам страховщик - ПФР - может определить объемы будущих пенсионных обязательств по страховой части трудовой пенсии только путем сложных актуарных расчетов, учитывая все возможные факторы, влияющие на состояние пенсионной системы, объемы поступления страховых взносов, индексации назначенных пенсий и т.п.

Устранить недостатки механизма формирования пенсионных прав позволяет переход к балльной формуле исчисления пенсии в распределительной системе.

Стажево-зарплатная (балльная) формула позволяет не только страховщику, но и застрахованному лицу на каждой стадии формирования пенсионных прав и выполнения пенсионных обязательств осуществлять их учет, оперативное и долгосрочное регулирование с целью обеспечения максимальной эффективности для каждого участника. Для этого застрахованному лицу достаточно знать, сколько за трудовую жизнь накоплено баллов и "цену балла" (актуальную стоимость текущего года, которая утверждается в бюджете), которые должны высылаться каждому в "письме счастья"). Страховщику же нужно знать сумму накопленных индивидуальных баллов всех застрахованных лиц на каждый год выполнения государственных пенсионных обязательств и соотносить их с планируемыми источниками формирования бюджета.

Каким образом должна осуществляться оптимизация пенсионной формулы?

  1. Институциональная структура трудовой пенсии трансформируется из смешанной (нестраховой фиксированный базовый размер + страховая часть + накопительная часть) в трехуровневую страховую:

1-й уровень - обязательная солидарно-страховая;

2-й уровень - обязательная накопительно-страховая;

3-й уровень - добровольно-накопительная.

Балльная формула будет применяться к 1-му уровню пенсии - обязательной солидарно-страховой части.

  1. Чтобы исправить недостатки нынешней пенсионной формулы, в новой (балльной) модели исчисления обязательной солидарно-страховой трудовой пенсии должны быть учтены:
  • продолжительность страхового стажа и заработка;
  • нормативные требования по формированию пенсионных прав (нормативный стаж и нормативная цена года страхового стажа);
  • минимальные международные нормы социального обеспечения (социальные стандарты);
  • изменение макроэкономических и демографических условий (внешних факторов).
  1. Чтобы устранить противоречие между нестраховым механизмом формирования и страховым источником финансирования, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии (ФБР) должен быть ликвидирован.

Для этого должна быть проведена конвертация ФБР в страховой эквивалент, который предлагается воссоединить с солидарно-страховой частью пенсии реально (а не номинально, как в 2010 г.). Исчисление конвертированного эквивалента ФБР должно производиться (как и солидарно-распределительной части пенсии) по принципиально новой балльной пенсионной формуле. В процессе конвертации ФБР и пересчете солидарно-распределительной части пенсии по новой формуле весь объем реализованных пенсионных обязательств полностью сохраняется.

  1. Действующая условно-накопительная формула исчисления страховой части трудовой пенсии начиная с 2014 г. трансформируется в "балльную", которая, как показывает практика большинства социально развитых государств, в максимальной степени отражает весь комплекс страховых принципов и обеспечивает не только учет индивидуальных пенсионных прав застрахованного лица, но и его солидарный вклад в исполнение пенсионных обязательств перед предыдущими поколениями пенсионеров, что позволяет осуществлять социально-справедливое перераспределение.

Данная формула дополняется актуарными коэффициентами, которые обеспечивают учет страхового стажа, увеличения демографической нагрузки на систему и изменения макроэкономических параметров.

ЗПобл(i) - среднемесячный размер облагаемой заработной платы застрахованного лица за i-й год;

СЗПобл(i) - среднемесячный размер облагаемой заработной платы в стране за i-й год;

n - продолжительность страхового стажа, лет.

Цена балла рассчитывается ежегодно с учетом необходимости обеспечения 40% замещения пенсией облагаемого заработка при условии выработки нормативного страхового стажа (30 лет), т.е.

актуарной оптимизации (К ), который является индикатором изменения
акт
текущих демографических и макроэкономических процессов по сравнению с
аналогичными за прошедшие 10 лет.

Значения основных компонентов балльной формулы (2014 - 2050 гг.)

Предлагаемый временной интервал для оценки влияния демографических и макроэкономических факторов на размер пенсионных прав обусловлен, во-первых, гарантированным наличием по состоянию на 1 апреля 2014 г. необходимой информации в системе персонифицированного учета ПФР, а во-вторых, является эквивалентом продолжительности минимального страхового стажа для назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с нормами Конвенции МОТ N 102.

Минимальную продолжительность страхового стажа предлагается постепенно увеличить (ежегодно на 1 год) до 15 лет, и, соответственно, на 1 год будет ежегодно увеличиваться интервал для оценки влияния демографических и макроэкономических факторов.

Коэффициент актуарной оптимизации в i-м году К (i) = К (i) x К (i),
акт дем макро
где К (i) (коэффициент изменения демографической нагрузки):
дем
Н(i)
Кдем(i) = ----------.
i-10
(Н(i))
i-1

В числителе коэффициента изменения демографической нагрузки находится Н(i) - демографическая нагрузка в i-м году, которая рассчитывается как отношение наемных работников к численности получателей трудовой пенсии в i-м году, т.е.

где Рсв(i) - темп роста страховых взносов на СЧТП в i-м году;

Применяемый в формуле стажевый коэффициент (Кст) учитывает соотношение фактического стажа застрахованного лица и нормативной его продолжительности (30 лет).

Объем пенсионных прав сокращается, если застрахованное лицо не выработало требуемый стаж, и остается неизменным, если его фактический стаж равен или выше нормативного (т.е. Кст в этом случае равен 1).

Индексация (инфляционное осовременивание) назначенных пенсий благодаря применению балльной формулы будет осуществляться "автоматически" в процессе исчисления цены балла, которая обеспечивает актуальную связь роста пенсионных прав не только с темпами инфляции и изменением размера усредненной зарплаты в экономике, но и со страхуемой заработной платой каждого застрахованного лица в течение его трудовой жизни.

Предлагаемый актуарно-обоснованный экономический механизм исчисления размера трудовой пенсии решает задачи обеспечения коэффициента замещения не только в момент назначения пенсии, но и в течение всего периода ее получения, учитывает продолжительность стажа застрахованного, а не только размер его заработка и сумму взносов, прозрачен для исчисления пенсии в любой момент времени до ее назначения, вследствие чего позволит повысить заинтересованность застрахованных лиц в активном формировании своих пенсионных прав и устраняет основные недостатки ранее действовавших пенсионных Законов (N N 340-1, 113-ФЗ и 173-ФЗ).

Применение данного экономического механизма позволяет формировать пенсионные права таким образом, чтобы при назначении трудовой пенсии человек, привыкший к определенному образу жизни, мог получить коэффициент замещения от своей легальной заработной платы не менее 40% (при условии страхового стажа с 2010 г. по 2040 г.).

Однако обеспечение коэффициента замещения к индивидуальной зарплате не является абсолютной гарантией безбедной старости, так как в течение трудовой деятельности заработки могут быть довольно низкими.

Так, для застрахованного лица с заработком 15 тыс. руб. в месяц пенсия на уровне 40% утраченного заработка составит 6 тыс. руб., что лишь немногим выше прожиточного минимума пенсионера (ПМП) по стране. Учитывая, что заработную плату менее 15 тыс. руб. получают более 47% работников, выполнения критерия по коэффициенту замещения недостаточно.

Для низкодоходных групп населения выход из сложившейся ситуации связан в первую очередь с увеличением их заработков путем пересмотра внешнего по отношению к пенсионной системе фактора: доли фонда заработной платы в ВВП и структуры оплаты труда.

Вторым путем решения проблемы низких пенсий - но уже изнутри пенсионной системы - является обеспечение соотношения пенсии с ПМП на уровне не ниже 3,5 к 2035 - 2040 гг. В связи с этим предлагается восстановить норму о минимальном размере страховой трудовой пенсии, установив его на уровне 1,25 ПМП.

Минимальный размер социальной пенсии сохраняется на уровне 1,0 ПМП. В случае снижения размера пенсии вследствие ее переконвертации устанавливается соответствующая социальная доплата до ранее выплачивавшегося размера на весь период дожития.

Реформирование 2-го уровня трудовой пенсии - это обязательная накопительно-страховая часть трудовой пенсии.

Исчисление размера накопительной части трудовой пенсии осуществляется исходя из актуарно-обоснованной ожидаемой продолжительности ее выплаты. Вводится механизм пожизненного аннуитета.

Необходимо развивать все существующие формы накоплений: обязательные, добровольно-индивидуальные, корпоративные накопления, а также накопление с участием государства в форме софинансирования выплат.

Однако обязательный порядок формирования пенсионных накоплений должен быть закреплен лишь за теми застрахованными лицами, кто в состоянии реально получить экономический эффект в виде накопительной пенсии, т.е. за лицами с высокими легальными заработками, превышающими верхнюю границу дохода, на который начисляются страховые взносы, с отнесением всей суммы взносов на заработок работника.

Лица с низкой легальной заработной платой, не превышающей "потолок", но высокой неформальной заработной платой, могут осуществлять накопления в добровольном порядке в секторе негосударственного пенсионного обеспечения. Те застрахованные, кто ранее участвовал в формировании накопительной части, сохраняют право продолжить его либо отказаться от уплаты взносов в пользу распределительного компонента.

Формирование обязательных пенсионных накоплений должно осуществляться под государственные гарантии и с государственным обслуживанием (администрированием этой системы).

Представители самозанятых категорий уплачивают страховые взносы в виде стоимости страхового года. Стоимость страхового года устанавливается в максимальном и в минимальном размере. Уплата стоимости страхового года в максимальном размере в течение 30 лет гарантирует представителям самозанятых категорий получение трудовой пенсии в размере 40% среднемесячной облагаемой заработной платы в стране.

Уплата стоимости страхового года в минимальном размере в течение 30 лет гарантирует представителям самозанятых категорий получение минимального размера страховой трудовой пенсии на уровне 1,25 ПМП (см. табл. 2).

Размер пенсии по инвалидности (в т.ч. получателям пенсии в возрасте старше общеустановленного пенсионного возраста) и по случаю потери кормильца исчисляется по формуле, аналогичной пенсии по старости.

Стажевый коэффициент получателя пенсии по инвалидности и получателя пенсии по случаю потери кормильца при стаже, находящемся в интервале между 15 и 30 годами, устанавливается равным 1, что позволяет обеспечить назначение пенсии в размере 40% облагаемой заработной платы.

При большем стаже он исчисляется так же, как стажевый коэффициент для пенсии по старости.

Для обеспечения страхового механизма финансирования пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца в установленном размере пенсии (40% облагаемой заработной платы) выделяется часть, сформированная с учетом фактической продолжительности страхового стажа и суммы индивидуальных коэффициентов застрахованного лица, и доплата к пенсии до уровня 40% облагаемого заработка.

Финансирование части трудовой пенсии, сформированной с учетом фактического стажа и суммы индивидуальных коэффициентов, осуществляется за счет текущих страховых взносов.

Финансирование доплаты к пенсии осуществляется за счет средств Резервного фонда, сформированного за счет профицита бюджета, или за счет дополнительного тарифа страхового взноса со всех работодателей.

Предлагаемый экономический механизм регулирования формирования пенсионных прав застрахованных лиц решает основной комплекс проблем реализации страховых принципов: устанавливает непосредственную зависимость размера трудовой пенсии от накопленных пенсионных прав, обеспечивает получение пенсии с коэффициентом замещения на уровне международных стандартов, делает формирование пенсионных прав прозрачным для всех участников пенсионной системы и гарантирует для низкодоходных категорий застрахованных лиц минимальный прожиточный уровень.

Читайте также: