Указ 441 профессиональное пенсионное страхование

Копия в формате PDF

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" Принят Государственной Думой 20 декабря 2013 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 г. N 186-ФЗ) Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2009, N 1, ст. 14; N 29, ст. 3642; N 39, ст. 4539, 4540; 2010, N 31, ст. 4182; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4287; N 30, ст. 4573; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7014, 7061, 7067; N 50, ст. 7347, 7352, 7357; 2012, N 31, ст. 4333; 2013, N 14, ст. 1657) следующие изменения: 1) в части 3 статьи 12 второе предложение изложить в следующей редакции: "Судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения соответствующее постановление."; 2) в статье 24: а) в части 1 слова "об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий" заменить словами "о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю"; б) часть 2 дополнить предложением следующего содержания: "При этом судебный пристав-исполнитель обязан уведомить указанных лиц о совершении исполнительных действий или о применении мер принудительного исполнения не позднее следующего рабочего дня после дня их совершения или применения."; в) часть 3 изложить в следующей редакции: "3. Извещения, адресованные взыскателю и должнику, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе. Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по месту жительства или месту нахождения такого лица. Извещение может быть направлено по месту работы гражданина, участвующего в исполнительном производстве."; г) часть 4 изложить в следующей редакции: "4. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, вправе в письменной форме сообщить иной адрес (в том числе адрес электронной почты), по которому судебный пристав-исполнитель должен направлять извещения, либо указать иной способ уведомления и другие сведения, необходимые для своевременного информирования данного лица о ходе исполнительного производства."; 3) пункт 1 части 1 статьи 25 дополнить словами ", адрес официального сайта службы судебных приставов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), контактные номера телефонов подразделения судебных приставов"; 4) статью 27 дополнить частью 1-1 следующего содержания: "1-1. Если взыскатель или должник не проживает или не находится по адресу, указанному в исполнительном документе, то повестка, иное извещение направляются по месту жительства гражданина, юридическому адресу организации."; 5) часть 2 статьи 29 дополнить пунктом 3 следующего содержания: "3) повестка, иное извещение направлены по последнему известному месту жительства лица, участвующего в исполнительном производстве, или по адресу, сообщенному им в письменной форме судебному приставу-исполнителю для уведомления данного лица (в том числе по адресу электронной почты), или повестка, иное извещение направлены иным способом, указанным таким лицом, однако лицо направленные повестку, иное извещение не получило."; 6) статью 30 дополнить частью 2-1 следующего содержания: "2-1. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании других исполнительных документов, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее двух месяцев после дня окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника."; 7) в пункте 6 части 1 статьи 31 слова "пунктами 1, 2 и 4 части 15 статьи 103" заменить словами "пунктом 1 части 15 статьи 103"; 8) в части 6 статьи 33 слова "информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет")" заменить словами "сети "Интернет"; 9) статью 46 дополнить частью 5 следующего содержания: "5. В случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника."; 10) первое предложение части 7 статьи 47 после слов "основного исполнительного производства" дополнить словами ", за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи,"; 11) статью 52 изложить в следующей редакции: "Статья 52. Правопреемство в исполнительном производстве 1. В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. 2. Судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства: 1) на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом; 2) на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих выбытие стороны исполнительного производства, по исполнительному документу, выданному иным органом или должностным лицом, в случае, если такое правопреемство допускается законодательством Российской Федерации, с передачей правопреемнику прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации. 3. О замене стороны исполнительного производства правопреемником судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. 4. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил."; 12) в части 1 статьи 64: а) пункт 16 изложить в следующей редакции: "16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8-1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8-1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;"; б) дополнить пунктом 16-1 следующего содержания: "16-1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;"; 13) в части 3 статьи 68: а) пункт 10 изложить в следующей редакции: "10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества;"; б) дополнить пунктом 10-2 следующего содержания: "10-2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества;"; 14) в части 2 статьи 73 слова "на лицевых счетах в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевые счета и счета депо)" заменить словами "на лицевых счетах и счетах депо"; 15) в статье 87: а) часть 6 изложить в следующей редакции: "6. Судебный пристав-исполнитель не ранее десяти и не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления об оценке имущества должника выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию."; б) часть 7 изложить в следующей редакции: "7. Судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи."; 16) главу 8 дополнить статьей 88-1 следующего содержания: "Статья 88-1. Порядок зачета встречных однородных требований 1. По заявлению взыскателя или должника либо по собственной инициативе судебный пристав-исполнитель производит зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств, на основании которых возбуждены исполнительные производства, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. 2. О зачете встречных однородных требований судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. 3. Копия постановления, указанного в части 2 настоящей статьи, направляется сторонам исполнительного производства."; 17) часть 3 статьи 95 изложить в следующей редакции: "3. Если Федеральная налоговая служба сообщила судебному приставу-исполнителю об осуществлении действий, связанных с возбуждением в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника-организации, то судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнительные действия по реализации имущества должника-организации до принятия арбитражным судом решения о введении в отношении должника процедуры банкротства, за исключением исполнительных действий по реализации имущества должника-организации для исполнения исполнительных документов: 1) о взыскании задолженности по заработной плате; 2) о выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности; 3) об истребовании имущества из чужого незаконного владения; 4) о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; (Утратил силу - Федеральный закон от 29.06.2015 г. N 186-ФЗ) 6) о взыскании задолженности по текущим платежам."; 18) часть 1 статьи 96 изложить в следующей редакции: "1. На основании определения арбитражного суда о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения указанных процедур судебных актов или являющихся судебными актами, о выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам и исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате."; 19) в статье 103: а) часть 14 изложить в следующей редакции: "14. Исполнительное производство по взысканию штрафа за преступление прекращается в случае: 1) смерти должника-осужденного или объявления его умершим; 2) замены наказания в виде штрафа другим видом наказания; 3) освобождения от исполнения наказания в виде штрафа в порядке амнистии, помилования и в иных случаях, установленных уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; 4) отмены обвинительного приговора в части назначения наказания в виде штрафа и прекращения уголовного дела по основаниям, указанным в пункте 1 или 2 части первой статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае должнику возвращаются денежные суммы, взысканные с него в процессе исполнения соответствующего исполнительного документа."; б) часть 15 изложить в следующей редакции: "15. Исполнительное производство по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление оканчивается в случае: 1) выплаты штрафа в полном объеме; 2) возвращения исполнительного документа по требованию суда, выдавшего исполнительный документ."; 20) статью 107 изложить в следующей редакции: "Статья 107. Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о выселении должника, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций 1. В случае, если должник в течение установленного срока для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о его выселении не освободил жилое помещение, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, устанавливает должнику новый срок для выселения и предупреждает его, что по истечении указанного срока принудительное выселение будет производиться без дополнительного извещения должника. 2. Исполнение требования о выселении или об освобождении нежилого помещения (об обязании должника освободить нежилое помещение) включает в себя освобождение помещения, указанного в исполнительном документе, от должника, его имущества, домашних животных и запрещение должнику пользоваться освобожденным помещением. 3. Исполнение требования об освобождении земельного участка (об обязании должника освободить земельный участок) включает в себя освобождение земельного участка, указанного в исполнительном документе, от движимого и недвижимого имущества должника и запрещение должнику пользоваться освобожденным земельным участком. Снос расположенных на земельном участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций производится в случае, если это указано в исполнительном документе. 4. Снос строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций включает в себя разборку, демонтаж или разрушение строения, здания или сооружения, указанных в исполнительном документе, либо их отдельных конструкций независимо от типа, назначения и степени завершенности, а также уборку строительного мусора. 5. Принудительное исполнение требования о выселении, об освобождении нежилого помещения или о сносе строения, здания или сооружения производится с участием понятых (в необходимых случаях - при содействии сотрудников органов внутренних дел) с составлением соответствующего акта о выселении, об освобождении нежилого помещения или о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций и описи имущества. 6. В необходимых случаях судебный пристав-исполнитель обеспечивает хранение описанного имущества с возложением на должника понесенных расходов. Если в течение двух месяцев со дня передачи имущества под охрану или на хранение должник не забрал указанное имущество, то судебный пристав-исполнитель после предупреждения должника в письменной форме передает указанное имущество на реализацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. 7. Денежные средства, вырученные от реализации имущества должника и оставшиеся после возмещения расходов по исполнению, возвращаются должнику. Не востребованные должником денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет. По истечении этого срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет. 8. В целях принудительного выселения и освобождения нежилого помещения, земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию. 9. В целях обеспечения принудительного выселения и освобождения нежилого помещения, земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель может предложить взыскателю произвести расходы на применение мер принудительного исполнения с последующим их возмещением за счет должника. 10. Возмещение расходов на применение мер принудительного исполнения осуществляется в порядке, предусмотренном главой 16 настоящего Федерального закона."; 21) в статье 112: а) часть 3 изложить в следующей редакции: "3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей."; б) дополнить частью 3-1 следующего содержания: "3-1. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.". Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 28 декабря 2013 года N 441-ФЗ


25 сентября 2013 г. Президентом РБ принят Указ № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения» (далее – Указ № 441). Комментарий к нему читайте ниже.

Данный документ направлен на совершенствование профессионального пенсионного страхования и предоставления дополнительных пенсионных гарантий отдельным категориям работников, занятых на работах с особыми условиями труда.

Указ № 441 предусматривает предоставление права на пенсию за работу с особыми условиями труда по п. «а» и «б» части первой ст. 12 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон № 1596-XII) работникам, которые до 1 января 2009 г. выработали не менее половины специального стажа во вредных условиях труда по спискам № 1 и № 2, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2005 № 536, требуемого для назначения пенсии по названным нормам (подп. 1.1 п. 1 Указа № 441).

Изменения, касающиеся назначения пенсии

Назначение пенсии таким работникам будет производиться в общей пенсионной системе в соответствии с положениями Закона № 1596-XII. При этом наличие у них права на профессиональную пенсию по Закону РБ от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» и продолжительность профессионального стажа значения не имеют.

Справочно: специальный стаж – определенная в установленном законодательством порядке продолжительность стажа работы с особыми условиями труда или занятости отдельными видами профессиональной деятельности до 1 января 2009 г.;

профессиональный стаж – продолжительность работы с особыми условиями труда после 1 января 2009 г., в течение которой за работника уплачивались взносы на профессиональное пенсионное страхование.

Право на выбор способа компенсации занятости во вредных условиях труда

Также Указом № 441 предоставлена возможность выбора способа компенсации занятости во вредных условиях труда работникам, которые до 1 января 2009 г. выработали менее половины специального стажа, дающего право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет по нормам Закона № 1596-XII (и соответственно не приобретут право на льготную пенсию в общей пенсионной системе) (подп. 1.2 п. 1 Указа № 441).

Работник вправе выбрать профессиональное пенсионное страхование и в будущем получать профессиональную пенсию (досрочную или дополнительную), сформированную за счет взносов работодателя. В таком случае работодатель будет уплачивать за этого работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения в установленном законодательством размерах и порядке.

Справочно: досрочная профессиональная пенсия – профессиональная пенсия, назначаемая и выплачиваемая застрахованному лицу в период до достижения общеустановленного пенсионного возраста;

дополнительная профессиональная пенсия – профессиональная пенсия, назначаемая и выплачиваемая застрахованному лицу в период после достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Выплата досрочной профессиональной пенсии и дополнительной профессиональной пенсии производится за счет пенсионных сбережений (средств, формируемых для выплаты профессиональной пенсии из взносов работодателей на профессиональное пенсионное страхование и доходов от их размещения).

Вместо формирования права на профессиональную пенсию работник может выбрать получение ежемесячной доплаты к заработной плате. Ее размер будет определять работодатель, но указанный размер доплаты не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника по тарифу, установленному Указом Президента РБ от 10.01.2009 № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование» (далее – Указ № 23). При выборе доплаты работник получит дополнительный текущий доход вместо права на профессиональную пенсию в будущем.

Право на выбор ежемесячной доплаты

Выбор работником ежемесячной доплаты к заработной плате должен оформляться путем подачи своему работодателю соответствующего письменного заявления.

Форму такого заявления, порядок его подачи, регистрации и хранения определяет работодатель.

Повышение взносов на профессиональное пенсионное страхование и вступление в силу норм Указа № 441

Указом № 441 в целях формирования более весомых профессиональных пенсионных сбережений работников повышены тарифы взносов для работодателя на профессиональное пенсионное страхование, установленные Указом № 23, за работников, занятых на работах по списку № 1, с 4,8 % до 9 %, по списку № 2 – с 2,6 % до 6 %.

Нормы подп. 1.1 и 1.2 п. 1 Указа № 441 вступили в силу с 1 октября 2013 г.

Новые тарифы на ППС начнут действовать для работодателей с 2014 г. Следует отметить, что с повышением тарифов соответственно увеличится и сумма ежемесячной доплаты к заработной плате указанной категории работников, установленной подп. 1.2 п. 1 Указа № 441.






















С 1 января 2009 г. в республике введена система профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда (Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О профессиональном пенсионном страховании»). Данная система введена в целях формирования отдельного источника финансирования досрочных льготных пенсий за счет дополнительных целевых взносов работодателей, использующих труд таких работников.

Справочно: до 1 января 2009 г. право на досрочные пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) предоставлялось по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и их финансирование осуществлялось за счет средств общей пенсионной системы.

В рамках системы профессионального пенсионного страхования работникам, занятым в неблагоприятных условиях труда, назначается досрочная профессиональная пенсия. Указанная пенсия назначается до достижения общеустановленного пенсионного возраста, её размер исчисляется исходя из объема целевых взносов (пенсионных сбережений), накопленных на индивидуальных счетах работников.

С момента введения профессионального пенсионного страхования при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась только пенсия по новым правилам в системе профессионального пенсионного страхования. При этом право на досрочную льготную пенсию в общей пенсионной системе он утрачивал.

17 января 2020 г. принят Указ Президента Республики Беларусь№ 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 15).

Указом № 15 работникам с длительным стажем работы в неблагоприятных условиях труда, выработавшим до 1 января 2009 г. (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного льготного стажа, предоставлено право на назначение пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (по статьям 12, 13, 15 или по статьям 47-49, 49-2 соответственно). То есть на назначение пенсии по старым правилам из средств общей пенсионной системы (подпункт 1.1. Указа).

Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 г. не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования.

Ранее (с 1 октября 2013 г.) такое право было предоставлено только работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2 (п.п. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»).

Норма, содержащаяся в подпункте 1.1 Указа, вступила в силу с 1 января 2020 г.

Указ расширяет переходный период, но не приводит к приостановлению действия системы профессионального пенсионного страхования.

Что касается работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые до 1 января 2009 г. отработали менее половины полного льготного стажа либо вовсе его не имели до указанной даты, то им предоставляется право:

(1) формирования досрочной профессиональной пенсии.

В таком случае работодатель будет уплачивать за этого работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (далее – бюджет фонда), за счет которых в последующем этому работнику будет назначена и выплачиваться досрочная профессиональная пенсия (при соблюдении установленных законодательством условий);

(2) выбора вместо досрочной профессиональной пенсии дополнительной профессиональной пенсии. Дополнительная профессиональная пенсия будет назначаться по достижении общеустановленного пенсионного возраста (в размере бюджета прожиточного минимума) за счет сформированных пенсионных сбережений дополнительно к пенсии по возрасту;

(3) получения ежемесячной доплаты к заработной плате. Ее размер определяется работодателем, но не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника. В таком случаен взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования работника будут выплачиваться самому работнику к его заработной плате.

Указом № 15 в целях формирования более высоких размеров будущих профессиональных пенсий предусматривается повышение (более чем в два раза) тарифов взносов работодателей на профессиональное пенсионное страхование работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников, занятых работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2). Тарифы взносов увеличиваются с 1 января 2021 г.

Работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2, тарифы взносов были увеличены с 1 января 2014 г. (п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»).

Справочно: тарифы взносов на профессиональное пенсионное страхование утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 23.

ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

25 сентября 2013 года вступил в силу Указ №441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения», который разделил работников, занятых во вредных условиях труда, на II категории:

I – это работники, которые до 1 января 2009 года выработали половину и более специального стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии.

II – это работники, которые выработали менее половины специального стажа по состоянию на 1 января 2009 года.

I – категория работников будет продолжать работать, и при достижении досрочного пенсионного возраста может оформить пенсию по закону «О пенсионном обеспечении» (т.е. получать пенсию и продолжать работать).

II – данной категории работников предоставлено право выбора на ежемесячную доплату к заработной плате за работу в особых условиях труда либо право на профессиональное пенсионное страхование, которое в дальнейшем предоставит право на досрочную пенсию, но для того чтобы получить это право им необходимо будет покинуть вредные условия труда. Этой категории работников до наступления общеустановленного пенсионного возраста будет выплачиваться досрочная профессиональная пенсия путем деления суммы пенсионных сбережений (по данным профессиональной части лицевого счета) на число месяцев досрочного пенсионного периода застрахованного лица (до мужчины – 60, женщины – 55). После общеустановленного пенсионного возраста (60/55) пенсия будет выплачиваться из общеустановленной пенсионной системы.

Работник может обратиться за назначением досрочной профессиональной пенсии в любое время после возникновения права на такую пенсию, но не позднее месяца, предшествующего месяцу достижения им общеустановленного пенсионного возраста.

Работники, реализовавшие свое право на ежемесячную доплату, выпадают из системы профессионального пенсионного страхования (далее – ППС). В дальнейшем работники будут иметь право выхода на досрочную пенсию, отработав ½ требуемого стажа, с учетом уменьшения общеустановленного пенсионного возраста и с учетом отчислений на ППС и с учетом:

по списку N 1 – на 1 год – за каждый полный год такой работы мужчинам и за каждые 9 месяцев такой работы женщинам, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;

по списку N 2 на 1 год – за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;

Например I: мужчина по списку №1.

до 01.01.2009г. – 4,5 года стажа

после 01.01.2009г. – 3,5 года стажа,

с 01.01.2014 года написано заявление на право получения ежемесячной доплаты.

Право на пенсию с учетом уменьшения общеустановленного возраста при стаже работы 25 лет 60-8=52 года – пенсия будет назначена по закону «О пенсионном обеспечении» (по старому закону)

Например II: мужчина по списку №1.

до 01.01.2009г. – 2,5 года стажа

после 01.01.2009г. – 5,5 года стажа,

с 01.01.2016 года написано заявление на право получения ежемесячной доплаты.

Право на пенсию с учетом уменьшения общеустановленного возраста при стаже работы 25 лет 60-8=52 года. С возраста 52 года до 60 лет пенсия будет выплачиваться из накопленных средств на пенсионном профессиональном страховании (за 5,5 года) с обязательным условием выхода из вредных условий труда.

У работников существует право написать заявление на получение ежемесячной доплаты, а также существует право вернуться обратно в профессиональную пенсионную систему.

Размер доплат (или взносов на профессиональное пенсионное страхование) с 1 января 2014 г. будет составлять по списку N 1 – 9%, по списку N 2 — до 6% от всех видов выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, кроме выплат, предусмотренных утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь перечнем, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд.

При этом на сумму выплат, превышающую трехкратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются, указанные взносы не начисляются.

(среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь по состоянию на 01.03.2014 5 753 101 руб.)

О досрочных пенсиях

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – Закон ППС) с 1 января 2009 года в стране действует профессиональное пенсионное страхование. В рамках профессионального пенсионного страхования, начиная с 01.01.2009 застрахованные лица формируют свои права на профессиональные пенсии (приобретают профессиональный стаж). Деятельность по профессиональному пенсионному страхованию осуществляет Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) и его территориальные органы. Этот вид страхования введен вместо системы досрочных пенсий (за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет), установленных Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Досрочная профессиональная пенсия – это профессиональная пенсия, которая будет выплачиваться застрахованным лицам в период до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста (мужчинами – 60 лет, женщинами – 55 лет). Для приобретения права на досрочную профессиональную пенсию застрахованное лицо должно иметь не менее половины требуемого профессионального стажа (статья 11 Закона о ППС) (в частности, для женщин, занятых на работах по Списку № 1 -- 3 года 9 месяцев такого стажа).

Однако профессиональный стаж учитывается при назначении досрочных трудовых пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» -- это пенсии по возрасту за работу в особых условиях труда и за выслугу лет. Дело в том, что согласно статьи 21 Закона РБ «О пенсионном обеспечении» лицам, работавшим в особых условиях труда до 1 января 2009 года, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию, в качестве недостающего специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии учитывается профессиональный стаж, сформированный после 1 января 2009 года. При этом обязательным является согласие застрахованного лица на перечисление его пенсионных сбережений (их части) для компенсации расходов на выплату досрочной трудовой пенсии в период до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

При обращении граждан после 30 сентября 2012 года в управление по труду, занятости и социальной защите (далее – управление) за назначением досрочной пенсии по нормам Закона РБ «О пенсионном обеспечении» управлением на основании представленных документов и справки Фонда о продолжительности периодов уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование проверяется право на досрочную пенсию по нормам Закона. При этом, в первую очередь, проверяется отсутствие минимального профессионального стажа, необходимого для определения права на досрочную профессиональную пенсию. При наличии такого минимального профессионального стажа Комиссией по назначению пенсий выносится решение об отказе в назначении досрочной пенсии по нормам Закона. Одновременно на основании представленных документов, подтверждающих специальный стаж, и соответствующего заявления гражданина управлением выдается справка о стаже работы для назначения досрочной профессиональной пенсии по форме, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.06.2011 № 9 (далее – справка управления).

Право на досрочную профессиональную пенсию реализуется путем обращения в районный отдел областного управления Фонда социальной защиты населения (далее – орган Фонда) с заявлением о назначении досрочной профессиональной пенсии, справкой управления и документом, удостоверяющим личность и постоянное проживание в Республике Беларусь. Обратиться за назначением досрочной профессиональной пенсии гражданин может в любое время после возникновения права на такую пенсию.

Об Указе № 441 от 25.09.2013

25 сентября 2013 года Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 441 «О некоторых вопросах профессионального страхования и пенсионного обеспечения» (далее Указ). Указ вступил в силу с 1 октября 2013 года, за исключением пункта 2 Указа (указанным пунктом предусмотрено увеличение тарифов взносов на профессиональное пенсионное страхование работников, занятых в особых условиях труда по спискам № 1 и № 2), который вступил в силу с 1 января 2014 года.

1. предоставление права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по пунктам «а» и «б» части первой статьи 12 или статье 15 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) работникам, занятым в особых условиях труда по спискам № 1 и № 2, которые до введения профессионального пенсионного страхования ( до 1 января 2009 года) выработали не менее половины специального стажа , необходимого для назначения пенсии по указанным нормам (подпункт 1.1 пункта 1). Назначение такой пенсии производится в общей пенсионной системе в соответствии с положениями Закона и принятых в целях его реализации нормативных правовых актов. При этом наличие у таких работников права на профессиональные пенсии по Закону Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» и продолжительность их профессионального стажа значения не имеют.

2. предоставление права выбора способа компенсации за работу с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые к 1 января 2009 года отработали менее половины специального стажа либо не имеют такового стажа до указанной даты.

Работник вправе выбрать:

1) профессиональное пенсионное страхование. То есть продолжать формировать право на досрочную (дополнительную) профессиональную пенсию путем уплаты за него работодателем взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд). Профессиональное пенсионное страхование работников, занятых в особых условиях труда или отдельными видами профессиональной деятельности, осуществляется до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста;

2) ежемесячную доплату к заработной плате (далее – доплата). При выборе доплаты работник получит дополнительный текущий доход вместо права на профессиональную пенсию в будущем. Выплата доплаты, как и уплата взносов на профессиональное пенсионное страхование, производится только до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Выбор работником доплаты оформляется путем подачи работодателю письменного заявления. В заявлении работником в обязательном порядке должны быть указаны сведения о периодах имеющегося у него специального стажа работы, выработанного до 1 января 2009 года.

Форма заявления работника, порядок его подачи, регистрации и хранения определяются локальным нормативным правовым актом работодателя.

Решение о праве конкретного работника на доплату принимается работодателем по результатам изучения документов, подтверждающих специальный стаж этого работника.

О пенсиях за особые заслуги перед Республикой Беларусь

С 13.09.2012 вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.09.2012 № 833 « О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.1993 № 185».

Данным постановлением расширен перечень лиц, имеющих право на пенсию за особые заслуги. В частности, дополнительно предоставлено право на пенсию за особые заслуги:

- женщинам, родившим и воспитавшим девять и более детей и награжденным одной из следующих государственных наград СССР или Республики Беларусь: орденом Матери, медалью «Медаль материнства», орденом «Материнская слава», орденом «Мать-героиня».

Положением о пенсиях за особые заслуги перед Республикой Беларусь определяются условия и порядок установления (пересмотра размера) и выплаты пенсии за особые заслуги перед Республикой Беларусь (далее – пенсия за особые заслуги). Право на пенсию за особые заслуги имеют граждане, проживающие на территории Республики Беларусь, получающие пенсию по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет в соответствии с законом Республики Беларусь от 17.04.1992 «О пенсионном обеспечении» и имеющие особые заслуги перед Республикой Беларусь:

получающие пенсию по возрасту или за выслугу лет, -- по достижении возраста мужчинам 60 лет, женщинам 55 лет;

получающие пенсию по инвалидности, -- независимо от возраста.

Пенсия за особые заслуги устанавливается Комиссией по установлению пенсий за особые заслуги при Совете Министров Республики Беларусь.

Пенсионное обеспечение лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 4 августа 2009 г . № 407 «О некоторых вопросах обмена документов, подтверждающих право граждан на льготы» в республике по 31 декабря 2012 года проводится обмен удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС (далее - участники ликвидации) и потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - потерпевшие) на удостоверения пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее - удостоверение пострадавшего Таким образом, начиная с 1 января 2013 года право на льготы пострадавшим гражданам будет предоставляться только при предъявлении удостоверения пострадавшего. В таком же порядке необходимо рассматривать вопрос о выплате к пенсиям участников ликвидации и пострадавших надбавок и повышений, установленных статьей 39 указанного Закона. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18.03.2012 № 136, вступившего в силу 01.10.2012, п ри продолжении работы без получения государственной пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях (статья 11 Закона) размер пенсии по возрасту увеличивается:

- а) на 6, 8, 10 и 12 процентов заработка, принимаемого для исчисления пенсии, соответственно за каждый за каждый полный первый, второй, третий и четвертый годы работы, на 14 процентов такого заработка – за полный пятый и каждый последующий год работы. Указанные размеры увеличения пенсии суммируются между собой;
- б) на 1 процент заработка, принимаемого для исчисления пенсии, -- за каждые полные два месяца неполного года работы. Данный размер увеличения пенсии суммируется с размерами увеличения пенсии, предусмотренными в пункте а).
Под работой без получения государственной пенсии, дающей право на увеличение пенсии, понимаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течении которых производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты согласно законодательству о государственном социальном страховании.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2012 № 35

С 1 января 2012 года установлены доплаты к пенсиям постоянно проживающим в Республике Беларусь неработающим получателям пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите, достигшим возраста:

75 лет – в размере 75 процентов минимального размера пенсии по возрасту;

80 лет – в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту;

Доплаты устанавливаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем достижения возраста 75(80) лет, и выплачиваются в порядке, предусмотренном для выплаты пенсий.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 03.09.2013 № 389

С 01.01.2014 право на трудовую пенсию по возрасту, за выслугу лет (статьи 11-13, 15, 24, 47-49-2 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», статья 54 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», статьи 32 и 33 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий» предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании не менее 10 лет . До 01.01.2014 этот срок составлял 5 лет.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 534

С 01.01.2016 право на трудовую пенсию по возрасту, за выслугу лет предоставляется при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь не менее 15 лет 6 месяцев .

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 534 с 01.01.2016 право на трудовую пенсию по возрасту, за выслугу лет

(статьи 11-13, 15, 24, 47-49-2 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992

года «О пенсионном обеспечении», статья 54 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь», статьи 32 и 33 Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий» предоставляется при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь не менее 15 лет 6 месяцев . Начиная с 1 января 2017 года указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.В 2015 году этот срок составлял 15 лет, в 2014 году – 10 лет, до 01.01.2014 – 5 лет .

Прежние условия сохранились в отношении трудовых пенсий по возрасту для отдельных социально незащищенных категорий населения: инвалидов войны, матерей военнослужащих, многодетных матерей, родителей детей-инвалидов, ( инвалидов с детства), лилипутов и карликов, инвалидов с детства.

Не изменились так же требования в отношении трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.


По всем возникающим вопросам назначения, выплаты пенсий можно обратиться в отдел назначения пенсий управления по труду, занятости и социальной защите Лепельского райисполкома по адресу: г. Лепель, ул. Советская, 36.

Начальник отдела: Печкурова Ирина Леонидовна , кабинет № 7, тел. 6-95-59.

Читайте также: