Указ президента рф 1077 о негосударственных пенсионных фондах

Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1077
"О негосударственных пенсионных фондах"

С изменениями и дополнениями от:

12 апреля 1999 г.

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 18 октября 2004 г. N 1320 настоящий Указ признан утратившим силу

См. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"

В целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции постановляю:

1. Установить, что предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан.

2. Негосударственные пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплаты из этих фондов осуществляются наряду с выплатами государственных пенсий. Размеры, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем, заключаемым на основании утвержденного примерного договора.

3. Установить, что негосударственные пенсионные фонды и их органы не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Размещение активов негосударственных пенсионных фондов осуществляют специализированные компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, взаимоотношения которых с указанными фондами строятся на основании договора об управлении активами негосударственных пенсионных фондов.

ГАРАНТ:

О предоставлении негосударственными пенсионными фондами информации по размещению активов см. приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов от 21 августа 1996 г. N 81

Указанные компании несут имущественную ответственность за сохранность активов негосударственных пенсионных фондов и обеспечение минимального уровня рентабельности, устанавливаемого Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 12 апреля 1999 г. N 456 в пункт 4 настоящего Указа внесены изменения

4. Для содействия развитию и осуществления контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов образовать при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации Инспекцию негосударственных пенсионных фондов. Возложить на указанную Инспекцию регистрацию и лицензирование негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов.

ГАРАНТ:

См. Положение о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, утвержденное постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 495

Положение о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию утверждено постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2003 г. N 735

Временное положение о порядке регистрации уставов негосударственных пенсионных фондов утверждено Инспекцией негосударственных пенсионных фондов 15 декабря 1994 г.

5. Для обеспечения реальной защиты пенсионных накоплений граждан в негосударственных пенсионных фондах создать Межведомственную комиссию по оценке рисков инвестиций негосударственных пенсионных фондов, включив в нее представителей Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации по представлению министра социальной защиты населения Российской Федерации.

6. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок представить предложения:

о возможности исключения из подлежащих налогообложению доходов физических и юридических лиц сумм взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также о возможности освобождения от налогообложения доходов от инвестиций активов негосударственных пенсионных фондов;

о порядке налогообложения пенсионных выплат гражданам из негосударственных пенсионных фондов;

об использовании приватизационных чеков в качестве взносов в негосударственные пенсионные фонды.

7. Министерству социальной защиты населения Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерству юстиции Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации и других заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации разработать и представить в Правительство Российской Федерации в 3-месячный срок проекты положений о негосударственных пенсионных фондах, об Инспекции негосударственных пенсионных фондов, о компаниях по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, о Межведомственной комиссии по оценке рисков инвестиций негосударственных пенсионных фондов, постановления о минимальном уровне рентабельности компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, примерного договора между негосударственным пенсионным фондом и страхователем и договора на управление активами негосударственных пенсионных фондов.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 5 октября 1999 г. N 1117 утверждено Положение об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ

(в ред. Указа Президента РФ от 12.04.99 N 456)

В целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции постановляю:

1. Установить, что предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан.

2. Негосударственные пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплаты из этих фондов осуществляются наряду с выплатами государственных пенсий. Размеры, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем, заключаемым на основании утвержденного примерного договора.

3. Установить, что негосударственные пенсионные фонды и их органы не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Размещение активов негосударственных пенсионных фондов осуществляют специализированные компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, взаимоотношения которых с указанными фондами строятся на основании договора об управлении активами негосударственных пенсионных фондов.

Указанные компании несут имущественную ответственность за сохранность активов негосударственных пенсионных фондов и обеспечение минимального уровня рентабельности, устанавливаемого Правительством Российской Федерации.

4. Для содействия развитию и осуществления контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов образовать при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации Инспекцию негосударственных пенсионных фондов. Возложить на указанную Инспекцию регистрацию и лицензирование негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов.

Абзац утратил силу. - Указ Президента РФ от 12.04.99 N 456.

5. Для обеспечения реальной защиты пенсионных накоплений граждан в негосударственных пенсионных фондах создать Межведомственную комиссию по оценке рисков инвестиций негосударственных пенсионных фондов, включив в нее представителей Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации по представлению министра социальной защиты населения Российской Федерации.

6. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок представить предложения:

о возможности исключения из подлежащих налогообложению доходов физических и юридических лиц сумм взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также о возможности освобождения от налогообложения доходов от инвестиций активов негосударственных пенсионных фондов;

о порядке налогообложения пенсионных выплат гражданам из негосударственных пенсионных фондов;

об использовании приватизационных чеков в качестве взносов в негосударственные пенсионные фонды.

7. Министерству социальной защиты населения Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерству юстиции Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации и других заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации разработать и представить в Правительство Российской Федерации в 3-месячный срок проекты положений о негосударственных пенсионных фондах, об Инспекции негосударственных пенсионных фондов, о компаниях по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, о Межведомственной комиссии по оценке рисков инвестиций негосударственных пенсионных фондов, постановления о минимальном уровне рентабельности компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, примерного договора между негосударственным пенсионным фондом и страхователем и договора на управление активами негосударственных пенсионных фондов.

16 сентября 1992 года N 1077

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ

(в ред. Указа Президента РФ от 12.04.99 N 456)

В целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции постановляю:
1. Установить, что предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан.
2. Негосударственные пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплаты из этих фондов осуществляются наряду с выплатами государственных пенсий. Размеры, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем, заключаемым на основании утвержденного примерного договора.
3. Установить, что негосударственные пенсионные фонды и их органы не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Размещение активов негосударственных пенсионных фондов осуществляют специализированные компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, взаимоотношения которых с указанными фондами строятся на основании договора об управлении активами негосударственных пенсионных фондов.
Указанные компании несут имущественную ответственность за сохранность активов негосударственных пенсионных фондов и обеспечение минимального уровня рентабельности, устанавливаемого Правительством Российской Федерации.
4. Для содействия развитию и осуществления контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов образовать при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации Инспекцию негосударственных пенсионных фондов. Возложить на указанную Инспекцию регистрацию и лицензирование негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов.
Абзац утратил силу. — Указ Президента РФ от 12.04.99 N 456.
5. Для обеспечения реальной защиты пенсионных накоплений граждан в негосударственных пенсионных фондах создать Межведомственную комиссию по оценке рисков инвестиций негосударственных пенсионных фондов, включив в нее представителей Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации по представлению министра социальной защиты населения Российской Федерации.
6. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок представить предложения:
о возможности исключения из подлежащих налогообложению доходов физических и юридических лиц сумм взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также о возможности освобождения от налогообложения доходов от инвестиций активов негосударственных пенсионных фондов;
о порядке налогообложения пенсионных выплат гражданам из негосударственных пенсионных фондов;
об использовании приватизационных чеков в качестве взносов в негосударственные пенсионные фонды.
7. Министерству социальной защиты населения Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерству юстиции Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации и других заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации разработать и представить в Правительство Российской Федерации в 3-месячный срок проекты положений о негосударственных пенсионных фондах, об Инспекции негосударственных пенсионных фондов, о компаниях по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, о Межведомственной комиссии по оценке рисков инвестиций негосударственных пенсионных фондов, постановления о минимальном уровне рентабельности компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, примерного договора между негосударственным пенсионным фондом и страхователем и договора на управление активами негосударственных пенсионных фондов.

Москва, Кремль
16 сентября 1992 года
N 1077

В целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции постановляю:

1. Установить, что предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан.

2. Негосударственные пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплаты из этих фондов осуществляются наряду с выплатами государственных пенсий. Размеры, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем, заключаемым на основании утвержденного примерного договора.

3. Установить, что негосударственные пенсионные фонды и их органы не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Размещение активов негосударственных пенсионных фондов осуществляют специализированные компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, взаимоотношения которых с указанными фондами строятся на основании договора об управлении активами негосударственных пенсионных фондов.

Указанные компании несут имущественную ответственность за сохранность активов негосударственных пенсионных фондов и обеспечение минимального уровня рентабельности, устанавливаемого Правительством Российской Федерации.

4. Для содействия развитию и осуществления контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов образовать при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации Инспекцию негосударственных пенсионных фондов. Возложить на указанную Инспекцию регистрацию и лицензирование негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов.

Абзац утратил силу. - Указ Президента РФ от 12.04.99 N 456.

5. Для обеспечения реальной защиты пенсионных накоплений граждан в негосударственных пенсионных фондах создать Межведомственную комиссию по оценке рисков инвестиций негосударственных пенсионных фондов, включив в нее представителей Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации по представлению министра социальной защиты населения Российской Федерации.

6. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок представить предложения:

о возможности исключения из подлежащих налогообложению доходов физических и юридических лиц сумм взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также о возможности освобождения от налогообложения доходов от инвестиций активов негосударственных пенсионных фондов;

о порядке налогообложения пенсионных выплат гражданам из негосударственных пенсионных фондов;

об использовании приватизационных чеков в качестве взносов в негосударственные пенсионные фонды.

7. Министерству социальной защиты населения Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерству юстиции Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации и других заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации разработать и представить в Правительство Российской Федерации в 3-месячный срок проекты положений о негосударственных пенсионных фондах, об Инспекции негосударственных пенсионных фондов, о компаниях по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, о Межведомственной комиссии по оценке рисков инвестиций негосударственных пенсионных фондов, постановления о минимальном уровне рентабельности компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, примерного договора между негосударственным пенсионным фондом и страхователем и договора на управление активами негосударственных пенсионных фондов.

16 сентября 1992 года

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: телеграфный столб по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.


Первый негосударственный пенсионный фонд появился двадцать пять лет назад. За четверть века НПФ из мелких некоммерческих организаций, работавших по разрешительной «бумажке» министерства соцзащиты, выросли в крупнейшие небанковские финансовые организации в России. В 2017 году активы НПФ достигли 3,3 трлн рублей, что сравнимо с 3,8% ВВП. За четверть века НПФ пережили три полномасштабных кризиса, включая глобальный финансовый кризис.

Пенсионные фонды появились вместе с рыночной экономикой в начале 90-х. В «нулевые» они стали платформой для самой масштабной социальной реформы правительства, запущенной, чтобы создать запас прочности для молодых поколений россиян. Во второй половине 2010-х НПФ превратились в крупнейших инвесторов на российском рынке.

Президент Борис Ельцин подписал указ № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах».

Это было бурное время – МММ и Хопер-Инвест, бронированные мерседесы и малиновые пиджаки, инфляция более 2500% годовых и «деревянный рубль».

Сразу после указа как на дрожжах выросло несколько сотен пенсионных фондов. Никакого законодательного регулирования не существовало. Само понятие «некоммерческая организация» появилось в гражданском законодательстве позже, чем были зарегистрированы первые фонды.

Начинается выдача первых лицензий пенсионным фондам. Их выдает Инспекция НПФ при Минсоцзащиты, созданная годом ранее. Это стало первым шагом к упорядочиванию стихийно возникшего рынка. В первые годы инспекция выдала более 400 лицензий.

До введения лицензирования единственным разрешительным документом для НПФ была «бумажка» от Министерства социальной защиты – письменный ответ министерства, в котором говорилось , что документы соответствуют законодательству и что надо будет получить лицензию, когда появится инспекция.

Появляется закон «О негосударственных пенсионных фондах». В России уже сформировались крупные промышленные холдинги, которые обзаводятся корпоративными НПФ. Государство это поощряет.

Базовая идея - разрешить работодателям за счет налоговых льгот финансировать досрочные пенсии работникам вредных производств, чтобы тем самым снизить расходы Пенсионного Фонда России по выплатам «досрочникам».

Дефолт. Пирамида ГКО – государственных краткосрочных облигаций (их выпуском Минфин отчаянно пытался найти деньги на самые насущные потребности государства) – с треском рухнула. Под ее завалами погребены почти все крупнейшие банки страны и те НПФ, которые покупали облигации и держали их на счетах депо в рухнувших банках. Законодательство требовало от пенсионных фондов инвестировать в госбумаги минимум 30% активов, но многие НПФ держали в них до 100% активов – не могли устоять перед высокой доходностью ГКО.

Многие рыночные фонды не пережили дефолт. Выстояли в основном корпоративные НПФ: они жили по своим бюджетам с плановыми взносами работодателей. Кризис 1998 года сильно проредил рынок, оставив самых устойчивых.


Принято решение о запуске пенсионной реформы. Вдобавок к распределительной системе (работающей по принципу общего котла: взносы работающих граждан тратятся на выплаты пенсий старикам) внедряются страховая и накопительная пенсии.

Накопительная система позволит молодым поколениям россиян самим накопить будущую пенсию к тому времени, когда Россию накроет демографический кризис. Главный аргумент правительства того времени: к 2027-2028 годах число наемных работников и пенсионеров в России сравняется, а это значит – распределительную пенсионную систему ждет дефолт, малочисленные молодые поколения не смогут кормить стариков.

Начинает действовать накопительная пенсионная система. В ней участвуют на первых порах 40 млн человек, но с каждым годом число участников растет – на пике, в 2015 году, было более 80 млн человек. 6% от зарплаты каждого участника поступает не в «общий котел», а на индивидуальный счет человека. Эти деньги инвестируются и приносят доход.

НПФ допущены к работе с накоплениями граждан. За первый год работы весь рынок НПФ – более 40 фондов - привлек чуть более 1 млрд рублей накоплений. Через десять лет объем накоплений в НПФ превысит 1 трлн рублей, а число клиентов-застрахованных лиц – 20 млн человек.

Мировой финансовый кризис. Обвал на российском фондовом рынке - индекс РТС, в мае переваливший за 2400 пунктов, к ноябрю обрушился до 600 пунктов. Участники фондового рынка несут колоссальные убытки.

НПФ не исключение – 89 из 103 НПФ получили 9 млрд потерь от инвестирования пенсионных накоплений. Но большая часть - 61 НПФ – компенсировали потери клиентам-застрахованным из собственных средств.

Общие активы НПФ с учетом накоплений и резервов достигли 1 трлн рублей. НПФ становятся заметными внутренними инвесторами. Каждый год средства песионных накоплений в НПФ удваиваются - за счет перетока клиентов из Пенсионного фонда России и пополнения счетов старой клиентской базы. НПФ становятся самым быстрорастущим сегментом финансового рынка. Это привлекает на пенсионный рынок крупные финансовые группы.

На рынке НПФ бум сделок. Ряд крупнейших НПФ, создававшихся для корпоративных программ, привлекают инвесторов – группа холдинга «Открытие» (НПФ «Лукойл-Гарант» и НПФ электроэнергетики), группа О1 Бориса Минца, группа «Алор» Анатолия Гавриленко, группа «Бин» Михаила Гуцериева и Микаила Шишханова. Рынок консолидируется, формируются новые пенсионные группы.

Принят закон, запустивший систему гарантирования пенсионных накоплений. Она должна стать аналогом системы страхования вкладов. С этого начинается новая эра в развитии НПФ.

Меняется система регулирования – на базе Центрального Банка создается мегарегулятор. ЦБ вводит для пенсионных фондов те же принципы регулирования, что и для кредитных организаций.

Принят закон об акционировании НПФ. Из некоммерческих организаций фонды к 2016 году обязаны преобразоваться в акционерные общества и раскрыть структуру акционеров. Иначе фонд не будет допущен в систему гарантирования накоплений и не сможет продолжить деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Правительство РФ принимает решение о «заморозке накоплений». Все взносы на накопительную пенсию, которые в течение 2014 года поступят от работодателей, не попадут на счета граждан, а поступят на покрытие дефицита Пенсионного фонда России.

Таким образом из накопительной системы изымается 550 млрд рублей. Правительство уверяет, что это разовая мера.

Правительство принимает решение о повторной «заморозке накоплений». С тех пор вот уже четыре года накопления застрахованных направляются на выплаты нынешним пенсионерам.

Начала действовать система гарантирования накоплений. В нее допущено 38 НПФ, которые успешно прошли проверки Центрального Банка.

Центральный Банк и Минфин представили концепцию индивидуального пенсионного капитала. По сути ИПК - это новая пенсионная система, альтернатива в условиях «замороженных» накопительных взносов. Концепция предусматривает, что индивидуальный пенсионный капитал будет формироваться в НПФ за счет добровольных отчислений граждан.

Впервые в российской истории пенсионные фонды становятся публичными компаниями. Группа «Будущее», объединяющая НПФ Бориса Минца, и группа «Сафмар», частью которой является НПФ «Сафмар», размещают акции на Московской бирже.

ЦБ и Минфин подготовили пакет законопроектов с целью повышения защиты интересов застрахованных лиц.

Предусматривается изменение процедуры переходов граждан между НПФ. Цель - предоставить гражданам полную информацию о состоянии их счетов, что позволит исключить риски злоупотребления агентов. Пенсионное сообщество тестирует технологии блокчейн для обмена информацией между работодателями, застрахованными и НПФ.

Предполагается внедрение фидуциарной ответственности – новой системы оценки эффективности инвестирования пенсионных накоплений. Она предполагает, что, принимая решение о покупке тех или иных бумаг, пенсионные управляющие должны действовать в интересах клиентов.

Ведется подготовка законопроекта об индивидуальном пенсионном капитале, который может стать новой национальной пенсионной системой.

к 8-й годовщине Указа Президента Российской Федерации

"О негосударственных пенсионных фондах"

Подписанный Президентом Российской Федерации Указ от 16 сентября 1992 года N 1077 "О негосударственных пенсионных фондах" стал основой зарождения и развития этого социального института в Российской Федерации.

Указ наметил основные принципы деятельности негосударственных пенсионных фондов (далее НПФ); заложил основы государственного контроля за деятельностью фондов в виде создания Инспекции негосударственных пенсионных фондов; определил перечень документов, которые необходимо разработать для дальнейшего развития системы государственного контроля.

За прошедшие 8 лет в значительной степени отработана, хотя и требует совершенствования, система государственного контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, включающая в себя их лицензирование, обязательные ежегодные аудиторские проверки и актуарное оценивание, специальную и бухгалтерскую отчетность пенсионных фондов перед Инспекцией НПФ при Минтруде России.

Сложилась сеть общественных объединений фондов. Сформирована инфраструктура, включающая в себя организации, специализирующиеся на работе с фондами, в том числе аудиторские фирмы, консалтинговые компании, фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения. В фондах на постоянной основе работает свыше трех тысяч специалистов.

В настоящее время законную деятельность в области негосударственного пенсионного обеспечения на основе лицензий, выданных Инспекцией НПФ, ведут 286 фондов.

Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов в 2000 году представлены в таблице и на диаграммах.

Общая величина собственных средств негосударственных пенсионных фондов выросла за 6 месяцев 2000 года на 16,4%, величина пенсионных резервов - 19,6% (на 13,8% у крупнейших корпоративных фондов и на 37,4% у фондов основной группы ).

Сумма взносов за 6 месяцев 2000 года составила 1446,6 млн. рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 1999 года в 1,65 раза (взносы юридических лиц - в 1,67 раза, физических лиц - в 1,51 раза). Большую часть пенсионных взносов (91,1%) составили взносы от юридических лиц.

Поступление пенсионных взносов за полугодие превысило у 21 фонда 10 млн. рублей, а у семи фондов ("Газфонд", "Национальный", "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ", "Алмазная осень", "Ростелеком-Гарантия", "Благосостояние", НПФ электроэнергетики) - 50 млн. рублей.

получающих негосударственную пенсию

Примечание : 1. Крупнейшими корпоративными фондами являются НПФ "Газфонд", г. Москва; НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" г. Москва; НПФ "Сургутнефтегаз" Ханты-Мансийский а.о.; НПФ Электроэнергетики г Москва; НПФ "Уголь" г Москва, созданные крупнейшими корпорациями топливно-энергетического комплекса и действующие в рамках предприятий, входящих в этот комплекс;

2. Фондами основной группы являются фонды, имеющие собственные средства в размере, превышающем 1250 тыс. рублей (15000 МРОТ), и не входящие в группу крупнейших корпоративных фондов.

Число участников фондов на 1 июля 2000 года составило 2897,6 тыс. человек. В 47 фондах с численностью участников свыше 10 тыс. человек сосредоточено 89,8% общей численности участников пенсионных фондов. В их числе негосударственные пенсионные фонды: "Благосостояние" (Москва), НПФ Электроэнергетики, "ГАЗ" (Нижний Новгород), "Магистраль" (Санкт-Петербург), "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ", имеющие свыше 100 тыс. участников каждый .

Пенсионные выплаты в первом полугодии 2000 года производили 145 негосударственных пенсионных фондов (65% общего числа фондов, представивших отчетность). Дополнительную пенсию в системе негосударственных пенсионных фондов получали 266,3 тыс. человек, выплаты за полугодие составили 282,9 млн. рублей.

У 32 негосударственных пенсионных фондов пенсионные выплаты за 6 месяцев 2000 года превысили 1 млн. рублей. Наиболее значительные выплаты дополнительных пенсий (в объеме за полугодие более 10 млн. рублей в целом по каждому фонду) осуществляли негосударственные пенсионные фонды: "Газфонд", "Алмазная осень" (Республика Саха (Якутия), "Железнодорожный" (Нижегородская обл.), НПФ электроэнергетики, "ГАЗ", "Стимул-Фонд" (Кемеровская обл.), "Уголь".

Негосударственные пенсионные фонды являются заметным и постоянно растущим источником инвестиций в экономику России. Общий объем инвестированных фондами средств вырос по сравнению с I полугодием 1999г. в 1,47 раза и составил 17 млрд. рублей (в том числе 12,6 млрд. рублей средств пенсионного резерва). (диаграмма 3)

Фонды, как один из институтов коллективного инвестирования, выгодно отличаются от других инвесторов способностью осуществлять долгосрочные вложения аккумулируемых ими средств. Обеспечение надежности этих вложений - важнейшее условие стабильной работы системы.

Надежность размещения пенсионных резервов должна обеспечиваться, с одной стороны, введением жестких правил, регламентирующих этот процесс, и контролем за выполнением этих правил, и с другой стороны созданием благоприятного инвестиционного климата, всемерной поддержкой размещения пенсионных резервов в проекты, обеспеченные государственными гарантиями, а также развитием системы таких гарантий.

Данные о структуре инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов приведены на диаграмме 4.

Впервые полученные после введения новых форм отчетности данные о вложениях в векселя и другие неэмиссионные ценные бумаги показывают, что их доля превышает вложения в государственные ценные бумаги и банковские вклады вместе взятые. До кризиса августа 1998 года эту нишу в инвестиционном портфеле занимали ценные бумаги Правительства Российской Федерации. Перемещение инвестиций фондов из государственных ценных бумаг в векселя свидетельствует о сохранении недоверия к государственным бумагам и неразвитости фондового рынка.

Настоятельной необходимостью становится внедрение новых финансовых инструментов. В этой связи представляется важным вопрос о выпуске государственных ценных бумаг, ориентированных на их использование для размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и в максимальной степени использующих преимущества имеющихся в распоряжении фондов "длинных денег".

Главной особенностью этих ценных бумаг, делающей их привлекательными для НПФ, должна быть их защищенность от инфляции, что может быть решено путем установления купонного дохода по ним в размере, зависящем от уровня инфляции. Срок обращения этих облигаций может быть от 3 до 10 лет.

Объем эмиссии, который может быть реализован через НПФ, по оценкам экспертов, может составить от 3,5 млрд. рублей в 2001 году до 30 млрд. рублей к 2010 году.

Дальнейшее формирование и развитие негосударственного пенсионного обеспечения позволит решить следующие задачи:

повышения уровня жизни пенсионеров - участников негосударственного пенсионного обеспечения. Уже в настоящее время средний размер выплачиваемой участникам дополнительной пенсии составляет пятую часть общей пенсии, а в ряде фондов она превышает государственную пенсию;

развития социального партнерства работодателей и работников предприятий и организаций;

привлечения свободных средств предприятий и граждан в экономику России для финансирования государственных инвестиционных проектов и программ через систему размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов;

использования влияния пенсионных программ предприятий, отраслей и регионов на решение вопросов занятости и перераспределения экономически активного населения;

реформирования системы льготных пенсий и ослабления нагрузки на государственную систему пенсионного обеспечения.

В дополнение к системе государственных пенсий, построенной на принципах солидарности поколений и территорий и неизбежно связанной с усреднением размеров пенсий, система негосударственного пенсионного обеспечения позволяет гибко учитывать отраслевые и территориальные особенности и обеспечивать учет как этих особенностей, так и личных пристрастий граждан при определении окончательного суммарного размера получаемой гражданином пенсии.

Развитие негосударственного пенсионного обеспечения должно сопровождаться мерами государственной поддержки, включающими в себя:

обеспечение равных налоговых условий для формирующейся государственной накопительной системы трудовых и профессиональных досрочных пенсий и для системы негосударственного пенсионного обеспечения;

освобождение от всех видов налогообложения пенсионных взносов предприятий в негосударственные пенсионные фонды, а также всех операций, связанных с размещением пенсионных резервов;

исключение из облагаемой подоходным налогом базы взносов граждан на дополнительное добровольное пенсионное страхование, осуществляемое как через негосударственные пенсионные фонды, так и через страховые компании;

создание благоприятного инвестиционного климата для размещения пенсионных резервов, в том числе выпуск защищенных от инфляции государственных ценных бумаг и доступ к реализации долгосрочных проектов, обеспеченных государственными гарантиями.

Следует подчеркнуть, что деятельность пенсионных систем во всех промышленно развитых странах сопровождается аналогичными мерами государственной поддержки.

В этой связи вызывает озабоченность принятие II части Налогового кодекса Российской Федерации. Вновь вводимое налоговое законодательство означает фактическую отмену решений Правительства Российской Федерации, направленных на поддержку негосударственных пенсионных фондов, лишает работодателей экономических стимулов участия в негосударственном пенсионном обеспечении своих работников и может привести к снижению темпов развития этого вида пенсионного обеспечения граждан.

Получило дальнейшее развитие взаимодействие Инспекции НПФ с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного регулирования деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения населения и контроля за ее осуществлением.

7 июля 2000 года подписано соглашение между Инспекцией НПФ и Правительством Республики Саха (Якутия), 6 сентября - с Администрацией Краснодарского края.

Путем заключения соглашений развивается взаимодействие Инспекции НПФ и с руководством отраслей с целью развития негосударственного пенсионного обеспечения работников. 6 июля 2000 года подписано трехстороннее соглашение между работодателем в лице РАО "Роснефтегазстрой", профсоюзом работников нефтяной и газовой отраслей промышленности и Инспекцией НПФ. Таким образом, заложены основы для реализации принципов социального партнерства в области дополнительного пенсионного обеспечения.

Принципиальным шагом в развитии сети общественных объединений фондов, направленным на объединение многочисленных региональных организаций, стало создание Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов

Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) создана в соответствии с решением Конференции представителей негосударственных пенсионных фондов, состоявшейся 16 февраля 2000 г., на которой присутствовали руководители 131 НПФ. По поручению Конференции учредителями НАПФ выступили такие крупнейшие российские фонды как: НПФ "Лукойл-Гарант", НПФ "Уголь", НПФ "Газфонд", НПФ Электроэнергетики, НПФ Сбербанка, НПФ "Сургутнефтегаз", НПФ "Семейный".

НАПФ объединяет интеллектуальные, организаторские, методологические и материальные возможности негосударственных пенсионных фондов с целью:

способствовать заинтересованному отношению государства к дальнейшему развитию и совершенствованию системы негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);

совершенствования государственного регулирования и контроля за деятельностью НПФ;

ускорения разработки Концепции развития НПО на период 2001-10 гг.;

создания положительного общественного мнения о системе НПО;

защиты интересов участников системы НПО.

Основными направлениями деятельности НАПФ являются.

    • Формирование общей позиции российских негосударственных пенсионных фондов по важнейшим вопросам их деятельности и доведение этой позиции до органов государственной власти и общественности.
    • Представление и защита интересов НПФ, являющихся членами НАПФ, их вкладчиков и участников во взаимоотношениях с органами государственной власти и управления.
    • Анализ практики применения законодательства Российской Федерации о негосударственном пенсионном обеспечении. Выработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о НПО и направление их в органы государственной власти и управления.
    • Выработка правил, рекомендаций, типовых документов и стандартов, способствующих эффективной деятельности негосударственных пенсионных фондов и формированию системы саморегулирования НПФ.
    • Стандартизация принципов и практики деятельности НПФ, внедрение норм профессиональной этики и обеспечение соблюдения членами НАПФ законодательства Российской Федерации в области негосударственного пенсионного обеспечения.
    • Формирование благоприятного общественного мнения о деятельности НПФ. Пропаганда стандартов профессиональной деятельности НПФ, включая нормы профессиональной этики.
    • Содействие созданию объединенных гарантийных фондов и обществ взаимного кредитования.
    • Оказание информационной, методической, технической и правовой поддержки деятельности членов НАПФ. Создание и ведение информационных баз данных.
    • Изучение отечественного и зарубежного опыта в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, обобщение и содействие его распространению.
    • Разработка учебных программ и планов, направленных на повышение профессиональной квалификации членов НАПФ и иных субъектов системы негосударственного пенсионного обеспечения.
    • Подготовка и выпуск учебно-методических пособий, рекламных проспектов, различных видов научно-технической документации, организация публикаций научных трудов, лекций, а также обучение по различным аспектам деятельности НАПФ.
    • Осуществление сотрудничества с объединениями, ассоциациями и союзами негосударственных пенсионных фондов и иными российскими и международными организациями.
    • Проведение общественной аккредитации аудиторов, актуариев, управляющих компаний, депозитариев и других институтов, составляющих инфраструктуру системы НПО.

"Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов" призвана стать наиболее влиятельным и активным общественным объединением на пенсионном рынке России, координирующим деятельность негосударственных пенсионных фондов.

В настоящее время происходит быстрый рост числа членов и процесс становления НАПФ, связанный с консолидацией движения негосударственных пенсионных фондов для решения совместных задач по социальной защите населения.

Оценивая в целом развитие негосударственного пенсионного обеспечения за истекшие годы, можно отметить, что несмотря на отсутствие необходимой государственной поддержки, оно становится неотъемлемой частью пенсионной системы Российской Федерации и укрепляет свои позиции. Дальнейшее его развитие связано с последовательным усилением государственного контроля за ее развитием, созданием условий, стимулирующих работодателей и физических лиц к осуществлению пенсионных накоплений.

Читайте также: