Указ путина о негосударственных пенсионных фондах

Власти ничего не останется, как снова поднимать пенсионный возраст большинству россиян






Владимир Путин подписал закон о снижении возраста для получения права на негосударственную пенсию. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Получается, президент назад откатывает пенсионную реформу. Правда, не для всех.

Согласно закону, россияне, сформировавшие свои пенсии в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) смогут получать выплаты по старости с 55 лет для женщин и с 60 лет для мужчин. В недалеком прошлом это был пенсионный возраст для всех.

Однако, в ходе недавней пенсионной реформы возраст выхода на пенсию подняли до 60−65 лет. По подсчетам экономистов, из-за реформы каждый пенсионер лишится в среднем свыше 800 тысяч рублей. Не говоря уже о возможной скорой смерти в нищете. За это реформу в народе прозвали «людоедской».

Снижая пенсионный возраст для клиентов НПФ, Путин фактически разделил россиян на «чистых» и «не чистых». Высокооплачиваемые работники, имеющие материальные излишки для формирования негосударственных пенсий, получат возможность выйти на отдых пораньше и пожить подольше. Остальные — нет.

Очевидно, закон призван стимулировать россиян переводить свои пенсионные счета в НПФ. Это позволит государству снизить свои социальные обязательства, переложив их на самих граждан. Вот только для этого НПФ должны пользоваться доверием людей. А пока основатель крупнейшего НПФ «Открытие» Борис Минц заочно арестован в РФ после побега в Лондон… «СП» писала об этом.

И как им верить?

Интересно, что в Госдуме за закон, снижающий пенсионный возраст для клиентов НПФ, проголосовали депутаты всех фракций. При том что однозначно за пенсионную реформу выступала лишь «Единая России», а думская оппозиция даже подавала в КС запрос о законности пенсионной реформы.

— Наша фракция КПРФ подготовила поправку в Конституцию, чтобы вернуть пенсионный возраст 55−60 лет для всех, — напомнил первый заместитель председателя комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев. — А поддержкой закона о сниженном пенсионном возрасте для негосударственных пенсий мы создаем прецедент. Показываем, что таким образом нарушаются конституционные права других граждан. Почему это богатые могут уходить на пенсию раньше, а остальные нет?

«СП»: — То есть это тактическая хитрость?

— Теперь мы подготовим запрос в Конституционный суд с требованием объяснить почему так происходит. Сейчас этот вопрос прорабатывается, готовится обоснование. На прошлый наш запрос по пенсиям КС нам необоснованно отказал. Мы сейчас его модернизируем и направим опять.

В негосударственных фондах закон восприняли, скорее, с воодушевлением. Так, по мнению главы аналитической службы НПФ «Сафмар» Евгения Биезбардиса, это усиливает социальную защиту граждан.

— Негосударственное пенсионное обеспечение дополняет обязательное пенсионное страхование точно так же, как КАСКО повышает защиту в автостраховании. И в этом свете сохранение пенсионного возраста «по старому стилю» в отношении добровольных пенсий, безусловно, поддержит тех россиян, на которых повышение общеустановленного пенсионного возраста повлияло негативно. Особенно это актуально для предпенсионеров.

Изначально прежний пенсионный возраст 55−60 был сохранен и для получателей накопительной пенсии. Теперь же по всем услугам НПФ действует единый пенсионный возраст, что усиливает роль пенсионных фондов как института социальной защиты.

«СП»: - Как много в стране таких счастливчиков?

— До марта число россиян, которые могли бы индивидуально формировать НПО за свой счет, оценивалось до 3 млн россиян из 72 млн занятых в экономике (4%). Такой потенциал связан со снижением процентов по банковским вкладам и поиском доходности, а также с распространенной практикой софинансирования взносов работодателями. Но регулярные с 2008 года экономические шоки в стране и негативное влияние пенсионных реформ 2014−2018 годов кратно снижают эту цифру.

Возвращение пенсионного прежнего возраста, безусловно, кардинально ничего не изменит. Надеемся, что это будет дополнено повышением социального вычета и введением гарантированного пенсионного плана".

А вот эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский указывает на риски НПФ и предлагает альтернативу.

— Схема деятельности негосударственных пенсионных фондов, особенно вопросы, касающиеся управления капиталом, как были довольно слабо раскрытыми, так и остаются по сей день, несмотря на ужесточение регулирования функционирования таких организаций. Доходность НПФ вполне может быть «отрисованной», случаи мошенничества, причем весьма резонансные, в целом — не редкость. По большому счету, доверять управление своими сбережениями без какого-либо внятного контроля равносильно тому, чтобы их просто подарить.

Без четкого понимания принципов инвестирования НПФ система негосударственного пенсионного страхования остается похожей на государственную — нынешним пенсионерам отчисляются пенсии из денег людей, которые работают сейчас, и так происходит по кругу. Поэтому все больше людей обращает внимание на фондовый рынок как на механизм не просто защиты сбережений от инфляции, но и приумножения предполагаемых пенсионных активов. При этом из посредников остается только брокер, поскольку доверия к негосударственным пенсионным фондам больше не становится.

«СП»: — Может поэтому и отыграли назад пенсионную реформу, снизив пенсионный возраст для клиентов НПФ? Заманивают…

— Снижение пенсионного возрастного порога для вкладчиков НПФ здесь не сыграет той роли, которая закладывается законодателем. Гораздо проще и спокойнее создать свою собственную систему пенсионного страхования, выделяя на нее некоторую часть от текущих доходов и инвестируя в наиболее надежные инструменты фондового рынка — облигации, еврооблигации, биржевые фонды. Показатели доходности будут как на ладони и портфель можно будет легко перетряхивать.

Проблема больше в том, что многим людям проще переложить ответственность на других и потом задавать вопросы, почему произошла та или иная ситуация. А делать так, чтобы благосостояние в будущем зависело от других — не самый верный шаг, если стоит цель спокойно провести старость.

О возможном будущем российской пенсионной системы нам рассказал экономист Владислав Жуковский.

— Да, Путин подписал закон, снижающий пенсионный возраст до 55−60 лет для клиентов НПФ. Но это сделано не от хорошей жизни. Понятно, что НПФ также попали под удар пенсионной реформы. Потому что люди поняли, что они просто не доживут до своей негосударственной пенсии. И количество денег, направляемых в НПФ, уменьшилось. Снижение возраста было призвано не допустить банкротства НПФ. То есть это не забота о людях, а способ сделать так, чтобы НПФ продолжали получать свои доходы и не ушли на дно.

Лучшие годы российской пенсионной системы пришлись на период, когда нефть стоила 60−70 и до 100 долларов за баррель. Сейчас, в условиях падения нефти до 25 долларов, шоковой девальвации рубля, многолетнего обнищания населения, колоссального вывода капитала из страны, кризиса в экономике, роста безработицы пенсионная система уже не жилец. Она изначально была построена по принципу финансовой пирамиды. Вспомним, пенсионные накопления россиян, конфискованные в 2014 году. Начиная с 2022 года люди начнут понимать, что у них на самом деле ничего нет.

Ситуация очень даже критическая. Система даже не может обеспечить пенсии на среднем уровне в 14 тысяч рублей. А у большинства это 11−12 тысяч рублей. При этом в мире велика вероятность начала рецессии, вплоть до новой Великой депрессии… Поэтому не исключено, что скоро мы увидим очередные инициативы: поднять налоги с населения, страховые взносы, поднять пенсионный возраст еще годика на три, чтобы меньше россиян доживали до пенсии.

«СП»: — Куда уж еще поднимать? Может есть какие-то альтернативные меры кроме пенсионных реформ? Как собрать дополнительные средства и при этом не ущемить тех, у кого и так в карманах пусто?

— В России пенсионная система вообще странно устроена. Тот же ПФР — странная прокладка между бюджетом и гражданином страны, имеющая большое количество филиалов, служащих, помощников, секретарей Это все огромные расходы. В условиях повсеместного распространения интернета, при том, что почти у каждого пенсионера есть карта в Сбербанке не составляет никакой проблемы в том, чтобы перечислять им деньги напрямую из бюджета.

Чтобы сбалансировать систему надо было давно вводить прогрессивную шкалу налогов для физлиц и необлагаемый минимум, как это сделано во всех цивилизованных странах, начиная от Америки, Европы и заканчивая азиатскими странами. Кроме того, надо уйти от регрессивной шкалы страховых взносов. Напомню, если доходы работника превышают 1,2 млн рублей в год, страховые взносы взимаются по пониженной ставке. Если ставка будет плоская ее легко можно дополнительно снизить.

То же самое касается налогообложения дивидендов. Ставка тут равна нулю. И богатые люди предпочитают выплачивать себе средства в виде дивидендов, а не зарплат. Государство ничего с этого не получает. Но для этого власти должны решиться наступить на карман богатым.

«СП»: — Кажется, этот вопрос не столько экономический, сколько политический…

— Необходимо заставлять общество взрослеть, чувствовать ответственность. А для этого надо сделать так, чтобы люди получали на руки всю сумму заработанных ими денег. Не только саму зарплату, но и ту часть, которую сейчас работодатель перечисляет в страховые взносы. Если бы работник получал все, и сам перечислял взносы, то он бы видел, как много он платит государству и требовал бы с власти социальные блага, те же пенсии с большим на то основанием. Спрашивал бы с властей. Сейчас этого не происходит.

| Пенсионная реформа, последние новости:

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего

Власти ничего не останется, как снова поднимать пенсионный возраст большинству россиян






Владимир Путин подписал закон о снижении возраста для получения права на негосударственную пенсию. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Получается, президент назад откатывает пенсионную реформу. Правда, не для всех.

Согласно закону, россияне, сформировавшие свои пенсии в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) смогут получать выплаты по старости с 55 лет для женщин и с 60 лет для мужчин. В недалеком прошлом это был пенсионный возраст для всех.

Однако, в ходе недавней пенсионной реформы возраст выхода на пенсию подняли до 60−65 лет. По подсчетам экономистов, из-за реформы каждый пенсионер лишится в среднем свыше 800 тысяч рублей. Не говоря уже о возможной скорой смерти в нищете. За это реформу в народе прозвали «людоедской».

Снижая пенсионный возраст для клиентов НПФ, Путин фактически разделил россиян на «чистых» и «не чистых». Высокооплачиваемые работники, имеющие материальные излишки для формирования негосударственных пенсий, получат возможность выйти на отдых пораньше и пожить подольше. Остальные — нет.

Очевидно, закон призван стимулировать россиян переводить свои пенсионные счета в НПФ. Это позволит государству снизить свои социальные обязательства, переложив их на самих граждан. Вот только для этого НПФ должны пользоваться доверием людей. А пока основатель крупнейшего НПФ «Открытие» Борис Минц заочно арестован в РФ после побега в Лондон… «СП» писала об этом.

И как им верить?

Интересно, что в Госдуме за закон, снижающий пенсионный возраст для клиентов НПФ, проголосовали депутаты всех фракций. При том что однозначно за пенсионную реформу выступала лишь «Единая России», а думская оппозиция даже подавала в КС запрос о законности пенсионной реформы.

— Наша фракция КПРФ подготовила поправку в Конституцию, чтобы вернуть пенсионный возраст 55−60 лет для всех, — напомнил первый заместитель председателя комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев. — А поддержкой закона о сниженном пенсионном возрасте для негосударственных пенсий мы создаем прецедент. Показываем, что таким образом нарушаются конституционные права других граждан. Почему это богатые могут уходить на пенсию раньше, а остальные нет?

«СП»: — То есть это тактическая хитрость?

— Теперь мы подготовим запрос в Конституционный суд с требованием объяснить почему так происходит. Сейчас этот вопрос прорабатывается, готовится обоснование. На прошлый наш запрос по пенсиям КС нам необоснованно отказал. Мы сейчас его модернизируем и направим опять.

В негосударственных фондах закон восприняли, скорее, с воодушевлением. Так, по мнению главы аналитической службы НПФ «Сафмар» Евгения Биезбардиса, это усиливает социальную защиту граждан.

— Негосударственное пенсионное обеспечение дополняет обязательное пенсионное страхование точно так же, как КАСКО повышает защиту в автостраховании. И в этом свете сохранение пенсионного возраста «по старому стилю» в отношении добровольных пенсий, безусловно, поддержит тех россиян, на которых повышение общеустановленного пенсионного возраста повлияло негативно. Особенно это актуально для предпенсионеров.

Изначально прежний пенсионный возраст 55−60 был сохранен и для получателей накопительной пенсии. Теперь же по всем услугам НПФ действует единый пенсионный возраст, что усиливает роль пенсионных фондов как института социальной защиты.

«СП»: - Как много в стране таких счастливчиков?

— До марта число россиян, которые могли бы индивидуально формировать НПО за свой счет, оценивалось до 3 млн россиян из 72 млн занятых в экономике (4%). Такой потенциал связан со снижением процентов по банковским вкладам и поиском доходности, а также с распространенной практикой софинансирования взносов работодателями. Но регулярные с 2008 года экономические шоки в стране и негативное влияние пенсионных реформ 2014−2018 годов кратно снижают эту цифру.

Возвращение пенсионного прежнего возраста, безусловно, кардинально ничего не изменит. Надеемся, что это будет дополнено повышением социального вычета и введением гарантированного пенсионного плана".

А вот эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский указывает на риски НПФ и предлагает альтернативу.

— Схема деятельности негосударственных пенсионных фондов, особенно вопросы, касающиеся управления капиталом, как были довольно слабо раскрытыми, так и остаются по сей день, несмотря на ужесточение регулирования функционирования таких организаций. Доходность НПФ вполне может быть «отрисованной», случаи мошенничества, причем весьма резонансные, в целом — не редкость. По большому счету, доверять управление своими сбережениями без какого-либо внятного контроля равносильно тому, чтобы их просто подарить.

Без четкого понимания принципов инвестирования НПФ система негосударственного пенсионного страхования остается похожей на государственную — нынешним пенсионерам отчисляются пенсии из денег людей, которые работают сейчас, и так происходит по кругу. Поэтому все больше людей обращает внимание на фондовый рынок как на механизм не просто защиты сбережений от инфляции, но и приумножения предполагаемых пенсионных активов. При этом из посредников остается только брокер, поскольку доверия к негосударственным пенсионным фондам больше не становится.

«СП»: — Может поэтому и отыграли назад пенсионную реформу, снизив пенсионный возраст для клиентов НПФ? Заманивают…

— Снижение пенсионного возрастного порога для вкладчиков НПФ здесь не сыграет той роли, которая закладывается законодателем. Гораздо проще и спокойнее создать свою собственную систему пенсионного страхования, выделяя на нее некоторую часть от текущих доходов и инвестируя в наиболее надежные инструменты фондового рынка — облигации, еврооблигации, биржевые фонды. Показатели доходности будут как на ладони и портфель можно будет легко перетряхивать.

Проблема больше в том, что многим людям проще переложить ответственность на других и потом задавать вопросы, почему произошла та или иная ситуация. А делать так, чтобы благосостояние в будущем зависело от других — не самый верный шаг, если стоит цель спокойно провести старость.

О возможном будущем российской пенсионной системы нам рассказал экономист Владислав Жуковский.

— Да, Путин подписал закон, снижающий пенсионный возраст до 55−60 лет для клиентов НПФ. Но это сделано не от хорошей жизни. Понятно, что НПФ также попали под удар пенсионной реформы. Потому что люди поняли, что они просто не доживут до своей негосударственной пенсии. И количество денег, направляемых в НПФ, уменьшилось. Снижение возраста было призвано не допустить банкротства НПФ. То есть это не забота о людях, а способ сделать так, чтобы НПФ продолжали получать свои доходы и не ушли на дно.

Лучшие годы российской пенсионной системы пришлись на период, когда нефть стоила 60−70 и до 100 долларов за баррель. Сейчас, в условиях падения нефти до 25 долларов, шоковой девальвации рубля, многолетнего обнищания населения, колоссального вывода капитала из страны, кризиса в экономике, роста безработицы пенсионная система уже не жилец. Она изначально была построена по принципу финансовой пирамиды. Вспомним, пенсионные накопления россиян, конфискованные в 2014 году. Начиная с 2022 года люди начнут понимать, что у них на самом деле ничего нет.

Ситуация очень даже критическая. Система даже не может обеспечить пенсии на среднем уровне в 14 тысяч рублей. А у большинства это 11−12 тысяч рублей. При этом в мире велика вероятность начала рецессии, вплоть до новой Великой депрессии… Поэтому не исключено, что скоро мы увидим очередные инициативы: поднять налоги с населения, страховые взносы, поднять пенсионный возраст еще годика на три, чтобы меньше россиян доживали до пенсии.

«СП»: — Куда уж еще поднимать? Может есть какие-то альтернативные меры кроме пенсионных реформ? Как собрать дополнительные средства и при этом не ущемить тех, у кого и так в карманах пусто?

— В России пенсионная система вообще странно устроена. Тот же ПФР — странная прокладка между бюджетом и гражданином страны, имеющая большое количество филиалов, служащих, помощников, секретарей Это все огромные расходы. В условиях повсеместного распространения интернета, при том, что почти у каждого пенсионера есть карта в Сбербанке не составляет никакой проблемы в том, чтобы перечислять им деньги напрямую из бюджета.

Чтобы сбалансировать систему надо было давно вводить прогрессивную шкалу налогов для физлиц и необлагаемый минимум, как это сделано во всех цивилизованных странах, начиная от Америки, Европы и заканчивая азиатскими странами. Кроме того, надо уйти от регрессивной шкалы страховых взносов. Напомню, если доходы работника превышают 1,2 млн рублей в год, страховые взносы взимаются по пониженной ставке. Если ставка будет плоская ее легко можно дополнительно снизить.

То же самое касается налогообложения дивидендов. Ставка тут равна нулю. И богатые люди предпочитают выплачивать себе средства в виде дивидендов, а не зарплат. Государство ничего с этого не получает. Но для этого власти должны решиться наступить на карман богатым.

«СП»: — Кажется, этот вопрос не столько экономический, сколько политический…

— Необходимо заставлять общество взрослеть, чувствовать ответственность. А для этого надо сделать так, чтобы люди получали на руки всю сумму заработанных ими денег. Не только саму зарплату, но и ту часть, которую сейчас работодатель перечисляет в страховые взносы. Если бы работник получал все, и сам перечислял взносы, то он бы видел, как много он платит государству и требовал бы с власти социальные блага, те же пенсии с большим на то основанием. Спрашивал бы с властей. Сейчас этого не происходит.

| Пенсионная реформа, последние новости:

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ

(в ред. Указа Президента РФ от 12.04.99 N 456)

В целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции постановляю:

1. Установить, что предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан.

2. Негосударственные пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплаты из этих фондов осуществляются наряду с выплатами государственных пенсий. Размеры, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем, заключаемым на основании утвержденного примерного договора.

3. Установить, что негосударственные пенсионные фонды и их органы не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Размещение активов негосударственных пенсионных фондов осуществляют специализированные компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, взаимоотношения которых с указанными фондами строятся на основании договора об управлении активами негосударственных пенсионных фондов.

Указанные компании несут имущественную ответственность за сохранность активов негосударственных пенсионных фондов и обеспечение минимального уровня рентабельности, устанавливаемого Правительством Российской Федерации.

4. Для содействия развитию и осуществления контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов образовать при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации Инспекцию негосударственных пенсионных фондов. Возложить на указанную Инспекцию регистрацию и лицензирование негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов.

Абзац утратил силу. - Указ Президента РФ от 12.04.99 N 456.

5. Для обеспечения реальной защиты пенсионных накоплений граждан в негосударственных пенсионных фондах создать Межведомственную комиссию по оценке рисков инвестиций негосударственных пенсионных фондов, включив в нее представителей Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации по представлению министра социальной защиты населения Российской Федерации.

6. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок представить предложения:

о возможности исключения из подлежащих налогообложению доходов физических и юридических лиц сумм взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также о возможности освобождения от налогообложения доходов от инвестиций активов негосударственных пенсионных фондов;

о порядке налогообложения пенсионных выплат гражданам из негосударственных пенсионных фондов;

об использовании приватизационных чеков в качестве взносов в негосударственные пенсионные фонды.

7. Министерству социальной защиты населения Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерству юстиции Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации и других заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации разработать и представить в Правительство Российской Федерации в 3-месячный срок проекты положений о негосударственных пенсионных фондах, об Инспекции негосударственных пенсионных фондов, о компаниях по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, о Межведомственной комиссии по оценке рисков инвестиций негосударственных пенсионных фондов, постановления о минимальном уровне рентабельности компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, примерного договора между негосударственным пенсионным фондом и страхователем и договора на управление активами негосударственных пенсионных фондов.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ" ПО ВОПРОСАМ НАЗНАЧЕНИЯ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ

Принят
Государственной Думой
5 марта 2020 года

Одобрен
Советом Федерации
11 марта 2020 года

Внести в статью 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2071; 2003, N 2, ст. 166; 2013, N 52, ст. 6975) следующие изменения:

1) в части первой слова "пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации" заменить словами "основания приобретения участником права на получение негосударственной пенсии, установленные указанными договорами в соответствии с настоящим Федеральным законом";

2) дополнить новыми частями второй - четвертой и частью пятой следующего содержания:

"Право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам приобретают мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, если иной возраст и (или) иные основания, дающие право на получение негосударственной пенсии, не установлены пенсионными договорами в соответствии с частями третьей - пятой настоящей статьи.

Пенсионными договорами может быть установлен возраст, дающий право на получение негосударственной пенсии, превышающий возраст, установленный частью второй настоящей статьи, но не свыше возраста, установленного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по достижении которого участники приобретают право на страховую пенсию по старости.

Право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам ранее достижения возраста, предусмотренного частями второй и третьей настоящей статьи, приобретают участники из числа лиц, указанных в части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по достижении возраста или при наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).

Право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам ранее достижения возраста, указанного в частях второй и третьей настоящей статьи, приобретают участники из числа лиц, для которых частью 1 статьи 9, статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено право на получение страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца либо пенсии по государственному пенсионному обеспечению до достижения возраста, установленного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при соблюдении условий, дающих право на назначение страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца либо пенсии по государственному пенсионному обеспечению, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на момент заключения пенсионного договора.";

3) часть вторую считать частью шестой;

4) дополнить частью седьмой следующего содержания:

"Негосударственная пенсия назначается участнику при наличии средств, учтенных на пенсионном счете негосударственного пенсионного обеспечения, со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на получение указанной пенсии.";

5) части третью и четвертую считать соответственно частями восьмой и девятой.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Действие положений статьи 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие из договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных в период с 1 января 2019 года до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В случае, если указанные договоры не будут приведены сторонами в соответствие с требованиями статьи 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в редакции настоящего Федерального закона), к отношениям сторон указанных договоров с момента их заключения применяются положения, установленные статьей 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в редакции настоящего Федерального закона).

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
18 марта 2020 года
N 61-ФЗ

ЦБ рассматривает возможность предоставления гражданам отдельного пенсионного налогового вычета (ПНВ), о котором ранее просили негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Возможная сумма пока не определена, но НПФ настаивают на вычете с 400 тыс. руб. взносов, аналогичном вычету с индивидуального инвестиционного счета (ИИС) 1-го типа. В фондах считают, что такой вычет позволит увеличить коэффициент замещения для среднего класса. Но в Минфине до сих пор возражали против идеи отдельной льготы для пенсионных программ.

В ЦБ прорабатывается возможность предоставления гражданам отдельного налогового вычета на взносы по пенсионным программам НПФ. Об этом рассказали “Ъ” участники встречи фондов, управляющих компаний, их ассоциаций с представителями Банка России, состоявшейся в конце прошлой недели. Поручение дала глава ЦБ Эльвира Набиуллина после встречи с топ-менеджерами НПФ в сентябре (см. “Ъ” от 3 сентября), срок его исполнения — март следующего года, рассказали сотрудники Банка России.

На встрече участников рынка с представителями ЦБ главной темой была возможность предоставления частным фондам функции по открытию и ведению ИИС. Частные фонды на ней высказались за концепцию ИИС/НПО в рамках стандартизированного пенсионного плана. По таким счетам, в отличие от ИИС доверительного управления, должна гарантироваться безубыточность на минимальном десятилетнем сроке действия пенсионной схемы, а также отсутствовать плата за управление (management fee), характерная для счетов управляющих компаний (см. “Ъ” от 4 декабря).

Сейчас взносы на негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), а также добровольные взносы в рамках накопительной компоненты обязательного пенсионного страхования включаются в социальный налоговый вычет (СНВ), максимальная сумма по которому в совокупности ограничена 120 тыс. руб. Помимо пенсионных взносов в него входят вычеты по затратам на обучение, медицину, страхование и т. д. НПФ в прошлом году просили предоставить гражданам отдельный вычет под пенсионные продукты, уровень которого, по их мнению, должен составлять до 400 тыс. руб., то есть находиться на уровне существующего сегодня вычета для ИИС 1-го типа. Однако тогда Минфин высказался против этой инициативы (см. “Ъ” от 21 ноября 2019 года). В ЦБ и Минфине на запрос “Ъ” не ответили.

Как заявил на встрече советник первого зампреда ЦБ Степан Кузнецов, «есть задача проработать этот (о предоставлении ПНВ.— “Ъ” ) вопрос». По его словам, по протоколу это надо сделать до марта 2021 года. Он не уточнил, о какой сумме идет речь, однако, сославшись на данные ФНС, отметил, что сейчас «за СНВ в среднем обращаются граждане на сумму 42 тыс. руб.», то есть заметно ниже законодательного ограничения.

Эльвира Набиуллина, глава Банка России о пенсионной системе, 2 апреля 2015 года


Финансирование идет вслед за этим доверием, а не наоборот

Впрочем, НПФ не согласны, что граждане не будут пользоваться ПНВ. «Минфин стоит насмерть (против ПНВ.— “Ъ” ), потому что понимает, что если будет отдельная налоговая пенсионная льгота, то тогда по крайней мере определенная часть людей, которые сегодня уже клиенты фондов с хорошим доходом, с удовольствием ею воспользуется»,— заявил президент НАПФ Константин Угрюмов. Заместитель гендиректора «ВТБ пенсионный фонд» Александр Львов привел статистику по своему фонду: в премиум-сегменте по индивидуальным пенсионным планам входящий средний чек — 541 тыс. руб., в розничном — 92 тыс. руб. «Налоговые льготы, конечно, нужны. И говорить о том, что ими сейчас мало пользуются, некорректно»,— отметил он.

НПФ могут получить право открывать ИИС

За 2016–2019 годы по ИИС 1-го типа граждане суммарно получили 6,3 млрд руб. налогового вычета, сообщал ЦБ в «Обзоре ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг» за первый квартал этого года, ссылаясь на данные ФНС. При этом в 2018 году средний размер взноса на счет, с которого получен вычет по итогам года, почти приблизился к максимуму и составлял 318 тыс. руб., а количество граждан, получивших по итогам года такие вычеты, составляло 79,8 тыс. человек, то есть полученный вычет по ИИС-1 за тот год составил 3,3 млрд руб. По расчетам главы аналитической службы НПФ «Сафмар» Евгения Биезбардиса, получаемый гражданами налоговый вычет по пенсионным взносам в рамках социального налогового вычета составляет около 0,7 млрд руб. в год.

«Отдельный пенсионный налоговый вычет — это не только стимулирующая льгота, но и плата государства за то, что оно не может обеспечить коэффициент замещения утраченного заработка в должном объеме»,— считает господин Биезбардис. По его словам, прежде всего это касается среднего класса, у которого коэффициент замещения должен быть не менее 40%, а по факту составляет 15–25%. Также, добавляет эксперт, введение ПНВ поможет привлечь свободные деньги состоятельных граждан в качестве долгосрочных внутренних инвестиций.

Как восстановить доверие россиян к пенсионной системе

Законодатели Российской Федерации приняли Федеральный закон о продлении моратория (заморозки) накопительной части пенсии до 2024 года. То есть у людей изъяли те деньги, что они копили себе на безбедную старость, и лишили возможности копить дальше.


Фото: Алексей Меринов

Но истоки этого решения надо искать в истории «реформирования» российской пенсионной системы с самого начала его проведения, особенно в 2000-х годах. Подходы наших либерал-реформаторов оказались весьма далеки от научной экономической теории и учета позитивной мировой практики.

Пенсия в развитых странах складывается, как правило, из двух источников: из государственной распределительной системы и накопительного компонента, формируемого, как правило, на добровольной основе и составляющего от 15% до 40% от общего объема. При этом, подчеркнем особо, за накопительный компонент в развитых странах ответственность несет государство — оно нигде не изымает накопительные средства, не замораживает их, не снижает величину.

Мало того, в развитых странах работников заранее ориентируют, какая величина пенсии у них будет при выходе на заслуженный отдых через 10–15–20 лет — в зависимости от достижения определенного уровня накоплений, показателей эффективности экономики в той или иной стране. При этом работнику гарантируется, что при выходе на пенсию ее величина от средней заработной платы (коэффициент замещения) составит не менее 40%. Таков норматив пенсионного минимума, введенного в Женеве 102-й Конвенцией Международной организации труда (МОТ) еще в 1952 году.

Россия лишь в 2018 году присоединилась к Конвенции МОТ. Но даже сегодня коэффициент замещения в стране едва достигает 30% и при этом в последние годы имеет тенденцию к сокращению.

Ухудшение системы пенсионного обеспечения в России связано прежде всего с тем, что она все более погружается в полосу затяжного экономического кризиса, усугубляемого безграмотностью, а порой и безалаберностью в реализации экономической политики.

Введение единого социального налога (ЕСН), зурабовские пенсионные эксперименты начала нулевых годов, снижение с 1 января 2005 года ставки ЕСН с 35,6 до 26%, введение регрессивной шкалы отчислений в ПФР, система валоризации пенсий, принятая на фоне низких ставок пенсионных взносов, введение с 1 января 2015 года расчета пенсии на основе так называемого «индивидуального пенсионного коэффициента» (пенсионного балла) — все это привело к тому, что пенсионная система Российской Федерации год от года теряет свою устойчивость, являющуюся важнейшим международным показателем эффективности пенсионного обеспечения и социальной справедливости. Все эти экономические ляпы отчетливо проявились и на накопительном компоненте пенсионной системы.

Накопительный компонент в России начал внедряться с 2002 года. Авторы тогдашней пенсионной реформы убеждали, что накопительная пенсия позволит в будущем увеличить ее не менее чем вдвое. Но во что превратилась эта позитивная мировая идея в России? Как всегда, под рассуждения о благих намерениях, при смиренном молчании общественности был осуществлен очередной отъем денег у населения. А если называть вещи своими именами — ограбление масс.

В накопительную систему на конец 2013 года было вовлечено более 79 млн человек. Общий объем средств, формируемый в накопительной системе, превысил к концу года 2,8 трлн рублей, включая 980 млрд рублей в негосударственных пенсионных фондах.

Эта огромная сумма застилала глаза тем власть имущим, кто хотел бы ею воспользоваться. И в 2013 году правительство, «исключительно в целях экономии средств федерального бюджета», решило накопительные средства будущих пенсионных взносов забрать на текущие пенсионные выплаты, а говоря попросту, реквизировать их.

Мораторий, как уверяло тогдашнее правительство, планировался как временная мера. Израсходованные пенсионные накопления будущим пенсионерам собирались вернуть. Но по окончании каждого отчетного года заморозку вновь и вновь продлевали — и так вот уже шесть лет подряд! Другими словами, личные накопительные пенсионные счета россиян не только не пополняются все эти годы, а просто конфискуются.

Абсурд. Но именно так поступила исполнительная власть, лишив людей выплат, которые они честно заработали и на которые рассчитывали в старости. Уверен, что, если бы накопительная составляющая пенсии в будущем касалась лично каждого депутата Госдумы, члена Совета Федерации, члена правительства, вряд ли бы они пошли на эту грабительскую акцию!

Теоретики пенсионной «реформы», руководители экономического блока правительства, видимо, забыли основополагающую аксиому, что пенсионная система любого государства есть зеркальное отражение развития экономики. Чем эффективнее экономика страны, тем меньшее число работников требуется для того, чтобы обеспечить пенсиями пожилых граждан.

Но о какой эффективности российской экономики может идти речь, если с 90-х годов прошлого столетия — начала проведения «реформ» по либерально-рыночным рецептам — доля России в мировом ВВП сократилась с 9 до 3%. По таким показателям, как ВВП на душу населения, производительность труда, реальные доходы, Россия отстает от развитых стран мира в разы. Так, например, нынешний российский уровень душевого ВВП достигнут Великобританией и Францией около 40 лет назад, а США — примерно 50 лет назад.

Не удивительно, что в странах, где производительность труда превышает российский уровень в 2–3 раза — Великобритании, Германии, Норвегии, США, — во столько же раз больше и коэффициент замещения, а следовательно, в 2–3 раза выше и размер пенсионного обеспечения. Вот и вынуждены отечественные «либералы от экономики» и политики-чиновники принимать сиюминутные меры, чтобы заткнуть дыры, возникшие в процессе «реформирования» пенсионной системы.

Отстает Россия от развитых стран и по такому важнейшему международному показателю, характеризующему уровень эффективности пенсионной системы, как удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в ВВП. В 2019 году он, например, даже упал в нашей стране до 7,9%. В то же время этот показатель в развитых странах составляет: в Великобритании — 9,5%, Германии — 10,8%, Франции — 11,8%, Австрии — 14,8% объема ВВП.

Негативные изменения в экономике в значительной степени затронули и демографическую сферу, и трудовые отношения. В результате если соотношение занятых и пенсионеров в 1991 году в стране составляло 2,1 к 1, то сегодня оно равно уже 1,2 к 1, тогда как в государствах со стабильно развивающейся экономикой данное соотношение находится на уровне выше 2,3–2,5 к 1. Другими словами, выплату пенсий одного пенсионера обеспечивает сегодня в РФ 1,2 работающего, что само по себе создает напряженность в системе пенсионного обеспечения.

Как свидетельствует Росстат, средний размер назначенных пенсий по итогам 2019 года составил 14 163 рубля. Предполагается, как сообщил в телеобращении президент Путин, «в предстоящие шесть лет увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей в год». В результате это даст возможность в 2024 году выйти «на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. руб. в месяц». Подчеркнем — 20 тыс. руб. в месяц!

Сопоставим эту цифру из будущего с нынешним пенсионным обеспечением в развитых странах. В Германии пенсия составляет в среднем 782 евро, то есть более 62 тысяч рублей. В Англии она равна 610 фунтам, или около 53,5 тысячи рублей. Американцы получают по 1164 доллара — более 79 тысяч рублей. В Швейцарии пенсионеры имеют по 1,7 тысячи франков — более 118,5 тысячи рублей. А в Дании — 2,8 тысячи евро, или более 122 тысяч рублей.

Политико-экономический анализ «реформирования» пенсионной системы в России объективно приводит к первому выводу: подлинная социально значимая пенсионная реформа не может быть реализована без повышения эффективности экономики в целом.

Второй вывод также вполне однозначен: исходя из научной экономической теории и мирового опыта, в России достойное пенсионное обеспечение не может быть достигнуто без восстановления накопительного компонента, формируемого на добровольной основе, как это имеет место в большинстве развитых стран. Государство при этом должно нести реальную ответственность за сохранность накопительных средств граждан.

Чтобы россияне поверили в накопительный механизм пенсионной системы, поверили в то, что государство действительно несет ответственность за накопительную систему, целесообразно разморозить и восстановить средства, направляемые на именные счета граждан в накопительную систему с момента ее организации (с 2002 года) в полном их объеме (с учетом всех реальных ставок рефинансирования). Тогда сбережения снова начнут активно расти, и людям удастся накопить ощутимую прибавку к пенсии.

Читайте также: