Условно накопительный компонент пенсионной системы

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

О плюсах и минусах условно-накопительной пенсионной системы рассказал эксперт

Фото: Владимир Третьяков

Автор: Даурен Нурмухамбетов, экономист

По своей сути накопительная и условно-накопительная пенсионные системы – очень схожие механизмы, построенные по принципу аккумулирования взносов. Только в одной мы накапливаем деньги, а в другой – условия. Но если деньги имеют четко выраженное количественное значение во времени, то условные накопления могут быть очень гибкими и волатильными. И зависеть они могут от демографии, экономического благосостояния, политики государства в области пенсионного обеспечения и т.д.

В накопительной пенсионной системе много ограничений – взнос, пенсионный счет, прирост посредством инвестирования, пенсионные выплаты – все систематизировано и регламентировано. И в целом архитектура системы особо не позволяет никому в нее вмешиваться, даже демографии, что является ее минусом.

Это очень осложняет работу государства – накопительная пенсионная система как самостоятельный организм действует прекрасно, и неплохо администрируется финансовым институтом. Но государство не может напрямую повлиять на размер накоплений, на коэффициент замещения, а значит – и на пенсионное обеспечение в целом. Все рычаги влияния косвенные – через взвешенную денежно-кредитную политику, развитие фондового рынка, национальных инфраструктурных проектов, проектов государственно-частного партнёрства и т.д.

Инструменты влияния государства должны были быть направлены только на создание условий для сохранения и прироста активов. Однако на практике в накопительной системе в Казахстане было утрачено основное ее преимущество – пенсионные активы стали изолированы от фондового рынка.

В условно-накопительной пенсионной системе, планируемой к реализации в Казахстане, свобод и выгод гораздо больше.

Прежде всего, и это является первостепенным моментом – ставке взноса можно придать определенную гибкость. Промахом разработчиков была установка сразу 5% взноса, логичнее было запустить с 2020 года ставку на уровне 1% или даже 0,5%, с последующим поэтапным повышением. Растянуть повышение ставки в зависимости от воздействия на рынок труда, на экономику предприятия можно было на несколько лет. Положительным и логичным с точки зрения организации рынка труда и стимулирования отдельных отраслей выглядит дифференцирование ставки по отдельным отраслям.

Несомненно, краеугольный камень условно-накопительной системы – влияние на пенсионные выплаты – принцип солидарности позволяет модерировать коэффициент замещения. Условно-накопительная система колоссально снизит нагрузку на государственный бюджет и позволит поддерживать коэффициент замещения в благоприятном коридоре.

Плюсов нововведения много, и, разумеется, разработчики их учли.

Но основная проблема новой компоненты, и она очевидна невооруженным взглядом – в следующем. Взносы в условно-накопительную систему фиксированы, а обязательства нет! Пока пенсионеров мало, система будет работать с профицитом, но в последующем с ростом их числа и продолжительности жизни обязательства будут расти. Небольшой кратковременный демографический сбой приведет к разбалансировке системы. Например, не секрет, что Казахстан с 2000-х переживает волну бэби-бума, уже в ближайшие 7-10 лет подросшее поколение нового тысячелетия начнет активную трудовую деятельность.

Готов ли у правительства план «А» на этот счет – еще не совсем понятно. Особенного оптимизма сейчас рынок труда в Казахстане не несет, серьезные вызовы, стоящие перед ним, несут опасения. Рост экономически активного населения будет способствовать безработице и увеличению неформальной занятости, трудовая миграция создаст дефицит на рынке труда «молодой и талантливой» рабочей силы – все это отрицательно скажется на работе системы. И это еще, мягко выражаясь. Государству нужно как можно быстрее озадачиться вопросами создания благоприятного делового климата и соответственно рабочих мест.

Ввиду того, что исследования и прогнозы по вопросу введения условно-накопительной пенсионной системы скрыты от общественности, сложно судить, учли ли разработчики влияние всех демографических, экономических и социальных факторов.

Тем не менее возникает уверенность в том, что именно на условно-накопительную систему ляжет главная задача по обеспечению необходимого уровня пенсионного обеспечения и соответственно основная доля в пенсионных выплатах.

Конечно, высокая зависимость новой системы от демографии, миграции, рынка труда, роста заработных плат вызывает серьезные опасения о полноте методологического прогнозирования и актуарных расчетов.

Считается, что симбиоз государственного базового пенсионного обеспечения, распределительного и накопительного компонентов может создать устойчивую основу для сбалансированного пенсионного обеспечения. В мире подобная синергия активно используется множеством стран.

Однако сохраняется впечатление, что государство к существующей накопительной системе создало еще одну накопительную. Конечно, она построена по принципу солидарного распределения, но в целом это тоже накопительная система. Ставка взноса в 5% в довесок к уже имеющимся расходам работодателя это не только чрезмерная нагрузка на фонд оплаты труда, но и целый ряд негативных моментов для развития бизнеса и отраслей.

Работодателю нужно еще раз задать вопрос государству – почему переложив на плечи бизнеса ответственность за пенсионное обеспечение, медицинское и социальное страхование, государство остается в стороне?

Известный факт, что нагрузка государственного бюджета на выплату солидарных пенсий сокращается по естественным причинам, все меньше людей будут иметь трудовой стаж участия до 1998 года. Логично предположить, что расходы на финансирование условно-накопительной системы должны быть либо разделены между работодателем и государством, либо фондирование новой системы должно быть отсрочено еще на несколько лет.

Самым главным минусом условно-накопительной системы являются, как ни странно – накопления. Для чего они нужны? Для чего создавать еще один неработающий фонд активов? Это будет очередной фонд с невысокой инвестиционной доходностью, дорогим администрированием, непонятной политикой инвестирования и изоляцией от фондового рынка. Дежавю?

С первого взгляда появляется убеждение, что новая условно-накопительная система – это все-таки наши старые болячки.

Нет смысла создавать накопления в условно-накопительной системе, впрочем, нет особого смысла и дублировать накопительную пенсионную систему.

Если на минуту отвлечься от прогнозов и анализов и резюмировать размышления, то для решения основных проблем пенсионного обеспечения необходимо вместо условно-накопительной системы реализовать распределительную систему (PAYGO) в самом дистиллированном виде. Чтобы избежать чрезмерного и неэффективного фондирования, для финансовой устойчивости распределительной системы можно ограничиться созданием резерва, равного, например, годовому размеру пенсионных выплат. При этом для повышения эффективности уже существующей накопительной пенсионной системы было бы целесообразнее произвести ее трансформацию в условно-накопительную. Для нашего общества и прежде всего вкладчиков эта трансформация не имела бы никакого значения, все необходимые условия и обязательства сохранятся в полном размере.

Таким образом, новая многокомпонентная пенсионная система в Казахстане выглядела бы следующим образом:

· государственная базовая пенсия;

· обязательная распределительная система;

· обязательная условно-накопительная система;


До 2002 года в России действовала распределительная пенсионная система: все страховые взносы уходили на формирование страховых пенсий. Размер пенсионных выплат зависел только от трудового стажа.


С 2002 года заработала распределительно-накопительная система, которая поделила пенсионные сбережения на три части: фиксированную, или базовую, страховую и накопительную.

Фиксированная часть. Это гарантированная выплата от государства, тот минимум, который будет получать пенсионер. Размер фиксированной части устанавливает государство. Он может изменяться в зависимости от возраста пенсионера, количества иждивенцев, региона проживания и состояния здоровья.

Минимальный размер пенсий по старости с 1 января 2020 года — 5686,25 Р . Инвалиды первой группы, пенсионеры с иждивенцами, работники Крайнего Севера и пенсионеры старше 80 лет получат больше. Максимальная выплата — 25 588,15 Р .

Страховая часть. Формируется из страховых взносов, которые за работника платит работодатель.

Страховая часть тоже выплачивается всем пенсионерам, а ее размер зависит от стажа. Чем выше стаж, тем на большее человек может рассчитывать в старости.

Рассчитать страховую часть можно в пенсионном калькуляторе на сайте ПФР .

Что вы узнаете

  • Что такое накопительная часть пенсии
  • Чем накопительная часть отличается от страховой
  • Как узнать размер накопительной части
  • Как рассчитывается накопительная часть пенсии
  • Индексация и перерасчет пенсионных сбережений
  • Что происходит с накопительной пенсией после смерти
  • Как узнать сумму накопительной части пенсии умершего

Что такое накопительная часть пенсии

Накопительная часть — это прибавка к пенсионным выплатам по старости. Она формировалась на специальном лицевом счете с 2002 года за счет страховых взносов от работодателя — 6% со всех взносов.

С 2014 года власти ввели мораторий: заморозили накопительную часть пенсии и все страховые взносы стали уходить на формирование только страховой части. Мораторий действует до конца 2022 года. Накопительный компонент пенсии со взносов работодателя сейчас не формируется ни у кого. Но те деньги, что успели накопиться, остались за вами и составят прибавку к страховой пенсии.

Накопительная пенсия растет за счет инвестиционного дохода. С пенсионными накоплениями работают негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и Пенсионный фонд России (ПФР). Эти организации называют страховщиками по обязательному пенсионному страхованию. Страховщики вкладывают накопления в акции и облигации, инвестиции приносят доход — будущая пенсия увеличивается.


Еще можно пополнять пенсионные накопления добровольно:

  1. Делать взносы по программе государственного софинансирования пенсии. Для этого надо было вступить в нее до конца 2015 года. Участники программы государственного софинансирования пенсионных сбережений вносят деньги на накопительную часть самостоятельно, а государство удваивает их. Но есть лимит: удваиваются взносы только от 2 до 12 тысяч рублей.
  2. Отдать материнский капитал на формирование накопительной части пенсии.
  3. Делать дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию.

Участники программы государственного софинансирования пенсионных сбережений вносят деньги на накопительную часть самостоятельно, а государство удваивает их взносы. Но есть лимит: удваиваются взносы только от 2 до 12 тысяч рублей.

Кто родился в 1966 году и раньше. Страховая пенсия начислялась с 2002 по 2004 год по умолчанию, если застрахованный работал официально и работодатель делал взносы в пенсионный фонд.

Чем накопительная часть отличается от страховой

Страховая и накопительная части пенсий отличаются друг от друга способом формирования, формой, индексацией и правом наследования.

Способом формирования. Страховую пенсию государство считает по своим правилам при помощи коэффициентов, а накопительная растет по аналогии с банковским вкладом — за счет инвестиционной доходности.


Формой. Страховая часть формируется в баллах — пенсионных коэффициентах, накопительная — в деньгах. Когда приходит время для назначения пенсионных выплат, накопленные баллы умножаются на стоимость одного балла и превращаются в деньги.

До этого момента баллы — это просто обязательства государства перед будущим пенсионером. Взносы, которые работодатель платит на страховую часть, идут на выплаты нынешним пенсионером. Поэтому страховую пенсию называют еще солидарным компонентом пенсионной системы.

Стоимость пенсионного балла устанавливает государство. С каждым годом она меняется. В 2020 году 1 пенсионный балл стоит 93 Р , в 2024 году будет стоить 116,63 Р . Дальше — неизвестно.

Накопительная часть — это всегда рубли, она копится на специальном лицевом счете в ПФР или негосударственном пенсионном фонде. Она не идет на выплаты нынешним пенсионерам, выплачивать ее будут вам по достижении пенсионного возраста.

Способом индексации. Пенсионные сбережения увеличиваются на процент, который устанавливает государство или зарабатывает пенсионный фонд.

Страховая пенсия индексируется по правилам, которые установило государство в зависимости от демографической ситуации. На накопительную пенсию начисляют доходность, которую дает управляющая компания Пенсионного фонда России или НПФ.

Правом наследования. Накопительную часть можно наследовать, страховую — нет.

Как узнать размер накопительной части

Чтобы узнать размер накопительной составляющей пенсии, закажите выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного на госуслугах, сайте ПФР или в отделении, через работодателя, в МФЦ или банках.

В ПФР и на госуслугах

На госуслугах. Зайдите в личный кабинет и закажите извещение о состоянии лицевого счета. Услуга доступна тем, у кого накопительная часть пенсионных накоплений хранится в ПФР .

На сайте ПФР. Зайдите в личный кабинет в раздел «Управление средствами пенсионных накоплений»:

Через работодателя

Если вы официально трудоустроены, напишите в бухгалтерии заявление на получение сведений о состоянии лицевого страхового счета. Работодатель передаст заявление в пенсионный фонд, а тот отправит выписку со счета работодателю и вам.

Что такое условно-накопительный компонент? Как он будет влиять на пенсию?

1. Что такое условно-накопительный компонент? Как он будет влиять на пенсию?

С 1 января 2018 года вносятся изменения в действующую накопительную пенсионную систему – вводится условно-накопительный компонент или обязательные пенсионные взносы работодателя (ОПВР).

Для этого в ЕНПФ будут открыты условные пенсионные счета на каждого работника, на имя которого работодатель за счет собственных средств будет перечислять ОПВР в размере 5 % от ежемесячного дохода работника. Главным преимуществом новых ОПВР является то, что пенсионер, за которого работодатель осуществлял эти взносы, будет получать пенсию из этого компонента пожизненно, даже если средства на его условном пенсионном счете будут исчерпаны (при условии перечисления ОПВР в совокупности не менее 60 календарных месяцев).

2. Какая пенсионная модель на сегодняшний день существует в Казахстане?

В настоящее время пенсионное обеспечение Казахстана состоит из трех уровней, сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем.

Первый уровень – это солидарная пенсионная система, в которой пенсионные выплаты осуществляются из государственного бюджета за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений. Эта пенсия складывается из двух составляющих: базовой, которая выплачивается всем пенсионерам и так называемой трудовой, которая выплачивается тем, чей трудовой стаж на момент выхода на пенсию по состоянию на 1 января 1998 года составляет не менее шести месяцев.

Второй уровень – это обязательная накопительная пенсионная система с фиксированным 10-процентным размером обязательных пенсионных взносов от ежемесячного дохода для граждан Казахстана, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Казахстане, и 5-процентным размером обязательных профессиональных пенсионных взносов от ежемесячного дохода работников, перечисляемых за счет средств работодателя в пользу работников, занятых на вредных и опасных производствах. Перечень производств, работ и профессий утверждается Правительством Республики Казахстан. С 2018 года добавятся обязательные пенсионные взносы работодателя в размере 5 процентов от ежемесячного дохода работников, которые будет платить работодатель за всех работников (вне зависимости от их условий труда) на условные пенсионные счета работников.

Третий уровень – накопительная система, основанная на добровольных пенсионных взносах (ДПВ). Размер ДПВ, порядок их уплаты и последующей выплаты определяется по соглашению сторон договора о пенсионном обеспечении за счет ДПВ.

3. Слышал, что с 1 июля 2018 года базовая пенсия будет начисляться по- новому. Расскажите, как?

2 августа 2015 года Глава государства подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения». Согласно этому Закону, в т.ч. с учетом поправок в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 октября 2015 года № 369-V, с 1 июля 2018 года предусматривается изменение порядка назначения государственной базовой пенсионной выплаты при достижении пенсионного возраста в зависимости от стажа участия в пенсионной системе. Так, размер базовой пенсии при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет или его отсутствии будет равен 50% от величины прожиточного минимума (ПМ), установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, с увеличением ее размера за каждый полный год стажа участия в пенсионной системе сверх десяти лет на 2 процента, но не более 100% от величины прожиточного минимума, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

4. С принятием нового пенсионного законодательства, из каких компонентов будет складываться будущая пенсия?

Лица, имеющие трудовой стаж до 1 января 1998 года не менее 6 месяцев, будут получать базовую, солидарную пенсию из бюджета наряду с выплатами из накопительной и условно-накопительной систем (далее – УНС).

Таким образом, пенсия будет формироваться за счет:

- трудовой пенсии при наличии стажа до 1 января 1998 года не менее шести календарных месяцев;

- базовой пенсии, размер которой будет зависеть от трудового стажа и участия в накопительной пенсионной системе;

- 10% обязательных пенсионных взносов от ежемесячного дохода работника (это та сумма, которую мы копим, начиная с 1998 года, ежемесячно отчисляя по 10% от своей зарплаты),

- 5% обязательных профессиональных пенсионных взносов от ежемесячного дохода работника (это та сумма, которую, начиная с 1 января 2014 года, перечисляет работодатель за счет собственных средств в пользу работников, которые трудятся на работах с вредными (особо вредными) условиями труда);

- и новых, вводимых с 2018 года 5% обязательных пенсионных взносов работодателя, которые будет платить работодатель за всех работников (вне зависимости от их условий труда) на условные пенсионные счета работников. Выплаты с этих счетов станут производиться не ранее 2023 года – при условии перечисления ОПВР в совокупности не менее 60 календарных месяцев.

5. Как будут наследоваться пенсионные накопления?

Пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных, обязательных профессиональных и добровольных пенсионных взносов, в случае смерти лица, имеющего пенсионные накопления в ЕНПФ, наследуются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Обязательные пенсионные взносы работодателя по наследству передаваться не будут (поскольку, напомним, они не являются собственностью работников, т.к. эти взносы перечисляет работодатель). Но, повторимся, пенсионер будет получать пенсию из этого компонента пожизненно, даже если средства на его условном пенсионном счете будут исчерпаны (при условии наличия перечисленных ОПВР в совокупности не менее 60 календарных месяцев).


По данным Росстата, по состоянию на июль 2014 года коэффициент замещения зарплаты пенсией составлял около 30%. В ситуации, когда количество пенсионеров неизменно увеличивается, а число работающих граждан сокращается, очевидно, что ждать более высоких пенсионных выплат по сравнению с нынешним уровнем не приходится. Распределительная пенсионная система, при которой страховые пенсионные отчисления работающих обеспечивают достойные пенсии, уже не столь эффективна, как полвека тому назад.

Очередной этап пенсионной реформы, реализуемый в настоящее время, подразумевает, что деньги, направленные на страховую часть пенсии, будут переводиться в баллы, а обратная конвертация баллов в рубли предполагается только при выходе гражданина на пенсию. "Обменный курс" балла в 2015 году составит 64 руб. 10 коп. за один балл (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"). Для того чтобы заработать право на трудовую пенсию, необходимо накопить 30 баллов (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"). Не вдаваясь в сложные пенсионные формулы, можно сказать, что при месячной зарплате в 25 тыс. руб. за год можно накопить от трех до пяти баллов (в зависимости от наличия или отсутствия накопительной части пенсии).

Стоит также напомнить, что государственная программа софинансирования пенсии, которая предполагает двукратное увеличение пенсионных накоплений за счет бюджета ПФР, продлена на незначительный срок – только до 31 декабря 2014 года. Таким образом, граждане могут вступить в программу софинансирования пенсий только до конца текущего года. Уже вступившие, но не перечислившие ни одного взноса участники программы должны сделать это до 31 января 2015 года. В противном случае они будут исключены из программы (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений").

Приняв в расчет и сложную экономическую ситуацию, становится очевидно: позаботиться о собственной безбедной старости граждане должны самостоятельно. Состоятельные люди вкладывают средства в недвижимость, валюту, покупают акции и т. д. Однако такая возможность есть далеко не у всех.

В отличие от перечисленных видов накоплений и создания активов, инвестирование накопительной части пенсии не потребует от будущего пенсионера никаких дополнительных затрат. Ставка пенсионных взносов, которые работодатель выплачивает за работников из фонда оплаты труда пропорционально их зарплатам, составляет 22% (ч. 1 ст. 58.2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). 6% от этой суммы направляется на пенсионное обеспечение нынешним пенсионерам, а оставшиеся 16% делятся следующим образом: 10% направляется в страховую часть пенсии застрахованного лица, 6% – в накопительную для лиц 1967 года рождения и моложе (ст. 33.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). С учетом новых норм, которые вступят в силу 1 января 2015 года, гражданин 1967 года рождения и моложе сам будет определять – хочет ли он иметь накопительную часть пенсии или желает все свои пенсионные взносы направить на страховую часть пенсии. Размер отчислений в ПФР в любом случае остается одинаковым, поэтому те, кто решил сохранить накопительную часть пенсии, своими средствами не рискуют.

Накопительную часть пенсии можно доверить НПФ, государственной управляющей компании "Внешэкономбанк" (ГУК ВЭБ) или частным управляющим компаниям. ГУК ВЭБ ведет крайне консервативную политику по сравнению с НПФ и частными управляющими компаниями и, как результат, эффективность инвестиционной политики ГУК ВЭБ за последние пять лет ниже, чем у частных УК.

Однако передача накоплений в частные управляющие компании также имеет свои подводные камни – так, частные управляющие компании не обладают информацией о застрахованных лицах, поскольку ПФР (а именно туда обращаются граждане, решившие доверить свои деньги частной управляющей компании) не передает в компанию их персональные данные. В связи с этим рост или, напротив, снижение накоплений конкретного гражданина, переданных в частную УК, отследить сложнее, чем при инвестировании в НПФ.

К слову, до 1 января 2016 года все НПФ должны пройти проверку Банком России и в обязательном порядке присоединиться к системе гарантирования накопления пенсионных средств, которая заработает с 1 января 2015 года (ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений").

НПФ обеспечивают более высокую по сравнению с ГУК ВЭБ доходность, поскольку вкладывают средства не только в государственные ценные бумаги, банковские депозиты и облигации (как ГУК "ВЭБ"); но и в акции, паевые инвестиционные фонды и ценные бумаги правительств иностранных государств (разд. 2 Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением).

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ


Узнайте, какими критериями следует руководствоваться при выборе НПФ, из нашего материала.

Прозрачность деятельности фонда – еще один немаловажный фактор, на который следует обращать внимание. Несмотря на то, что законодательство не обязывает указывать учредителей фонда, крупные и надежные фонды, как правило, раскрывают своих бенефициаров.

Еще один показатель, по которому следует оценивать работу фонда, – это его репутация. Оценить репутацию фонда можно, изучив периодику, отзывы застрахованных лиц о фонде, специальные пенсионные форумы.

Удобство сайта фонда, наличие личного кабинета – дополнительное конкурентное преимущество, поскольку эти сервисы существенно облегчают сотрудничество застрахованного лица с НПФ.

Завоевывает популярность и такой способ обеспечения дополнительного дохода после завершения трудовой деятельности, как корпоративное пенсионное обеспечение. Оно подразумевает, что работодатель помимо обязательных пенсионных платежей отчисляет денежные средства в НПФ совместно с работником (паритетная схема) или самостоятельно (солидарная или индивидуальная схемы). Эти средства станут в будущем дополнительным пенсионным обеспечением работников, помимо страховой и накопительной частей пенсии. Во многих западных странах (Швейцария, Финляндия, Норвегия) организация корпоративного пенсионного обеспечения является для работодателя обязательной в силу закона. Корпоративное пенсионное обеспечение в странах Организации экономического сотрудничества и развития реализуется посредством общенациональных коллективных договоров, подразумевающих, что работодатели определяют схемы страхования, а работники различных отраслей к ним присоединяются.

В связи с этим гражданам при поиске работы стоит ориентироваться на те компании, которые либо имеют собственные НПФ, либо сотрудничают с успешными и надежными фондами. В этом случае при выходе на пенсию гражданин будет получать страховую и накопительную части пенсии, а также корпоративную пенсию; то есть его пенсия будет складываться не из двух, а из трех составляющих.

В целом уже наметилась тенденция перехода нашей страны на подобную трехуровненую пенсионную систему. Правда, этому способствуют и такие негативные факторы, как растущий дефицит ПФР и сокращение числа работающих по отношению к пенсионерам. Но граждане, позаботившись о накопительной части пенсии и о корпоративном пенсионном обеспечении, все-таки могут обеспечить себе достойный доход в преклонном возрасте.

На правах рекламы


Оксана Власьева, директор департамента по работе с корпоративными клиентами ОАО "НПФ электроэнергетики":

"Пенсионная реформа вызвала широкий резонанс в нашем обществе. Люди стали все больше внимания обращать на негосударственные пенсионные фонды и активно включились в управление своими пенсионными накоплениями. По мнению многих экспертов, в условиях слишком часто меняющихся "правил игры" в пенсионной отрасли работодателям стоит активней участвовать в вопросе формирования дополнительной пенсии для своих сотрудников. Стимулировать работников формировать собственные пенсионные накопления – общемировая практика. А для наших граждан в условиях новой реформы это, пожалуй, единственная альтернатива сформировать себе действительно достойную пенсию".


Евгений Якушев, председатель совета директоров НПФ "Европейский пенсионный фонд" (ЗАО):

"Накопительный компонент в обязательном пенсионном страховании – необходимый элемент сбалансированной пенсионной системы. Для государства это способ противостоять надвигающемуся демографическому кризису, когда число пенсионеров превысит число работающих людей, и всех обеспечить на должном уровне будет сложно. Для экономики – источник "длинных" денег. Для будущих пенсионеров – возможность получить независимый источник дохода в старости ".

Читайте также: