Устав о пенсиях и единовременных пособиях 1827 года

В Указе от 6 декабря 1827 г. император Николай I отметил, что «правила по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности. Сверх того не было постановлено постоянных правил на призрение вдов и сирот после смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших».

В развитие данного Указа в том же 1827 г. был принят Устав о пенсиях и единовременных пособиях[7], в основном просуществовавший до начала XX в. Устав был введен в действие с 1 января 1828 г.

Устав о пенсиях и единовременных пособиях состоял из трех частей: «Правил для назначения пенсий и пособий», «О пенсиях и пособиях вдовам и детям классных чиновников», «О производстве пенсий и пособий». К Уставу прилагалось «Примерное расписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям», состоящее из девяти пенсионных разрядов.

Уставом были определены три принципиальных положения пенсионного законодательства:

1. Выплата пенсий и единовременных пособий должна производиться из государственного казначейства.

2. Размер пенсии должен определяться не по окладам жалования, а по специальным пенсионным окладам гражданских чиновников, установленных соответственно их должностям в приложении к Уставу.

3. Вдовам и детям гражданских чиновников должно быть гарантировано пенсионное обеспечение. На эти цели предназначались вычеты из-за повышения в чине, отчисления с окладов жалования чиновников: свыше 500 руб. в год по 2 коп. с рубля, ниже 500 руб. – по 1 коп. с рубля, отчисления с пенсий в таком же размере (за исключением пенсий вдовам и детям), вычеты из «столовых денег», составлявших половину жалования по должности по 1 коп. с рубля.

В соответствии со ст. 1 Устава, пенсия относилась к разряду служебных наград. Право на пенсию приобреталось беспорочной выслугой определенных в законе сроков. Размер пенсии определялся главным образом в зависимости от продолжительности службы и от разряда должности, которую занимал чиновник до отставки.

Первоначально право на полную пенсию по Уставу приобреталось за 35 лет безупречной службы. За службу от 30 до 35 лет пенсия назначалась в размере 2/3 от полной пенсии, а за службу от 25 до 30 лет – в размере 1/3 полной пенсии. За полную пенсию принимался оклад по табели от 16 декабря 1816 г.

В таком виде Устав о пенсиях просуществовал до конца 1852 г., когда было принято решение об отмене пенсий за 20 и 30 лет службы.

Теперь на полную пенсию стали иметь право лица, прослужившие на общей гражданской службе не менее 35 лет, а прослужившие менее этого срока, но более 25 лет получали пенсии в половинном размере.

Те, кто прослужил от 10 до 20 лет, выходя в отставку по совершенно расстроенному на службе здоровью или «по приключившейся неизлечимой болезни», получали 1/3 пенсионного оклада. Прослужившие от 20 до 30 лет – 2/3 оклада, 30 лет – полный оклад. Если болезнь требовала постоянного постороннего ухода, пенсии выдавались уже после 5 лет службы (1/3 оклада), а прослужившие 20 лет получали полный оклад (по табели). Для выслуги пенсии того или другого разряда по табели необходимо было пробыть не менее 5 лет в должности этого разряда, в противном случае пенсия назначались по низшему разряду. Члены Государственного совета, министры и другие лица, «высшие должности отправляющие», получали пенсию «по особенному Высочайшему о каждом из них усмотрению». По назначению государя определялись также пенсии служащим в собственной его императорского величества канцелярии и в канцелярии по принятию прошений, на высочайшее имя приносимых.

Положение об особенных преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях, а также в губерниях Западных и Царства Польского от 13 июня 1886 г. предоставило служащим в отдаленных местностях следующие преимущества в отношении пенсии:

1. Для служащих на острове Сахалине, в округах Петропавловском, Гижигинском, Охотском и Николаевском Приморской области, в Якутской области, в Туруханском крае Енисейской губернии, в округах Березовском и Сургутском Тобольской губернии и в уездах Кольском, Кемском, Мезенском и Печорском Архангельской губернии два дня службы считались за три, а размер пенсии повышался на три подразделения (разряда или степени).

2. В остальных частях Приамурского генерал-губернаторства, в Туркестанском генерал-губернаторстве и в Закаспийской области – три дня службы считались за четыре, и размер пенсии повышался на два подразделения.

3. В остальных частях Иркутского генерал-губернаторства и губерний Тобольской и Томской, а также в Степном генерал-губернаторстве три дня службы считались за четыре.

4. В областях Уральской и Тургайской, в некоторых округах Северного Кавказа и в Закавказье, в уездах Пинежском, Онежском и Холмогорском Архангельской губернии, Повенецком и Пудожском Олонецкой губернии, Яренском и Усть-Сысольском Вологодской губернии четыре дня службы считались за пять.

Состоящим на службе в губерниях Царства Польского (лицам русского происхождения) предоставлялось или получать пенсию из эмеритального капитала Царства, подчиняясь в таком случае всем правилам об эмеритуре, или же получать пенсию по законам империи. В последнем случае они приобретали право на полную пенсию за 25 лет службы и на половинную за 20. Время, проведенное на службе вне губерний Царства, зачислялось в срок выслуги, считая по семь дней за пять[8].

Не имеющим права на пенсию чиновникам устанавливались единовременные пособия: 1) по тяжкой и неизлечимой болезни, за выслугу от одного до пяти лет; 2) по совершенно расстроенному на службе здоровью, за выслугу от 5 до 10 лет. Правом на единовременное пособие пользовались также семьи чиновников, умерших на службе, не выслужив пенсии, или умерших в отставке, если смерть вызвана была болезнью чиновника. Сверх указанных в законе случаев пособие часто выдавалось чиновникам по усмотрению начальства, по случаю брака, рождения ребенка, смерти близких родственников, командировки и т. п.

Лишались права на пенсию лица, приговоренные по суду к наказаниям, соединенным с лишением или ограничением прав состояния, к исключению из службы или отрешению от должности, даже в том случае, если бы виновные были избавлены от наказания монаршей милостью. Права на пенсию лишались также чиновники, бывшие под судом по обвинению в преступных деяниях, влекущих за собой лишение права на пенсию, но освобожденные от следствия и суда всемилостивейшим манифестом. Загладившие прежние проступки новой службой приобретали право на пенсию вновь со дня вторичного поступления на службу или со дня утверждения приговора; при отличной усердной службе им предоставлялось право ходатайствовать о награждении их пенсией и за прежнюю, до наказания, службу.

Выплата пенсии прекращалась в случае вступления снова в действительную службу (исключения из этого правила в ст. 14 Устава о пенсиях), принятия должности или службы иноземной без согласия нашего правительства, при пострижении в монашество и пребывании за границей долее дозволенного срока.

Вдова и дети умерших чиновников имели право на пенсию, если мужья или отцы их умерли на службе по приобретении права на пенсию или находились в отставке с пенсией или хоть и без пенсии, но имели на нее право. Усыновление не давало права на пенсию. Вдова бездетная или имеющая детей, которым по их возрасту или другим причинам пенсия не полагалась, получала половину той пенсии, которая причиталась бы ее мужу. Вдове с детьми, имеющими право на пенсию, прибавлялась к половине одна треть другой половины на каждого ребенка, так что имеющая трех детей и более получала полную пенсию. Если остались одни дети без матери, то каждый получал 1/4 пенсии. Если семейство, оставшееся без матери, состояло более чем из 4-х детей, то пенсия (полная) делилась между ними поровну.

Для вдов пенсия прекращалась вследствие замужества, пострижения в монашество, присуждения по судебному приговору наказания, лишающего права на пенсию, пребывания за границей более дозволенного срока. Для сыновей – вследствие достижения 17-летнего возраста, вступления в общественное заведение на казенный счет, принятия на службу. Для дочерей – замужества, достижения 21 года, принятия на казенный счет в общественное заведение. Увечные и неизлечимо больные дети, «не имеющие способов к своему пропитанию», пользовались пенсией пожизненно.

Льготными были постановления о пенсии для служащих в придворном ведомстве, по ученой и учебной части во всех ведомствах, служащим по тюремному управлению, служащим в ведомстве учреждений императрицы Марии, служащим в медицинском ведомстве, горном ведомстве, таможенном ведомстве и пограничной страже[9].

Льготы заключались в сокращении сроков выслуги, в принятии за основание пенсии жалованья (вместо установленных в табели окладов) и, наконец, в праве получать пенсию, находясь на действительной службе и получая, следовательно, установленное содержание (или, по крайней мере, часть его).

Так, например, для служащих в придворном ведомстве за 15 лет выслуги назначалась пенсия в размере 1/3 жалования, за 20 лет – в размере половины жалования, за 25 лет – 2/3 жалования, за 30 лет – полное жалование, за 35 лет – полное жалование и еще 1/3 от содержания, за 40 лет – полное жалование и половина содержания, за 45 лет – полное жалование и 2/3 содержания, а за 50 и более лет – полное жалование и полное содержание[10]. Или, например, за выслугу от 20 до 25 лет служащим в учебных заведениях Министерства народного просвещения устанавливалась пенсия в половинном размере от оклада жалования, а прослужившим 25 и более лет – в размере полного оклада жалования[11].

Преимущества служащих в тюремном ведомстве состояли, во-первых, в льготном исчислении выслуги (25 лет службы считались за 35) и, во-вторых, в праве на получение пенсии в полном размере жалования независимо от количества выслуженных лет в случае получения травмы или увечия в результате прохождения службы[12].

Чиновники и служители по медицинскому ведомству получали половинную пенсию от оклада жалования за 20 лет службы и полную пенсию за 30 лет службы.[13] Горные инженеры, выслужившие беспорочно в классных чинах 25 лет, а в нижних и классных чинах 30 лет получали при отставке пенсию в размере полного оклада жалования, а соответственно, 20 и 25 лет – пенсию в размере половинного оклада жалования[14].

Чиновникам по таможенному ведомству за тридцатилетнюю службу назначалась пенсия в размере половинного оклада жалования и за каждый год свыше 30 лет к размеру пенсии прибавлялись по 10 % от другой половины. Если же чиновники прослужили 30 лет и уволились со службы по расстроенному здоровью, то они получали пенсию в размере полного оклада жалования, а если они прослужили менее 30 лет, то – по усмотрению начальства, но не более годового оклада. Пенсия чинам пограничной стражи назначалась по общему уставу, как и офицерам кавалерийских армейских полков[15].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Во времена СССР пенсионное обеспечение вышедших на заслуженный отдых граждан преподносилось, как достижение социализма. Мол, цари и капиталисты изначально не утруждали себя заботами о пожилых людях, которые больше не могут работать. Но так ли это на самом деле?

Военные пенсии: «Дабы не позорили честь мундира»

В России первые пенсии начали выплачиваться при Петре I. В соответствии с Морским уставом, утверждённым в 1720 году, офицерам военно-морского флота по старости назначалась безусловная и обязательная к выплате премия. Офицеры других родов войск стали получать такое денежное пособие немного позже.

Первый российский император издал специальный указ «О пенсионе бывшим военным», где говорилось:

«Назначить достойное пожизненное содержание, дабы не позорили честь мундира».

Если человек, которому назначалась пенсия, умирал, то денежное пособие продолжалось выплачиваться его семье: вдове или другим иждивенцам. Однако родственники офицеров, убитых на дуэли, пенсию не получали.

Но, несмотря на то, что в теории это всё выглядело просто замечательно, был в первой российской пенсионной реформе один существенный недостаток: денежное пособие по старости выплачивали только офицерам, но не рядовым солдатам. И получалось, что рекрут, отслуживший 25 лет, должен был вернуться в родную деревню без права на пенсию.

Правда, предполагалось, что местный барин должен уважительно относиться к бывшему солдату и при необходимости помочь ему в обзаведении хозяйством. Но многие ли из помещиков следовали этому предписанию?

В 1851 году Николай I издал указ, в соответствии с которым отставным крестьянам было запрещено жить в Петербурге или в Москве если они « не имеют возможности содержать себя положительными способами ».

Солдат-инвалидов, как правило, определяли на дожитие и прокорм в монастыри.

Но если воин успевал отличиться в военных походах, ему назначалось солидное единовременное пособие. Этих денег было достаточно, чтобы отставной солдат мог обзавестись торговой лавочкой, лесопилкой или мельницей, то есть, начать своё дело, которое кормило бы его до конца жизни.

Пенсия гражданским лицам: «За беспорочную службу»

Первое «настоящее» пенсионное законодательство появилось в Российской империи при Николае I, в 1827 году. В соответствии с ним, правом на денежное содержание обладали не только военные, но и гражданские чиновники.

Если человек прослужил на благо царя и Отечества 25 лет, ему назначалась пенсия в размере 50% от его жалованья. А прослужившие 35 лет имели право на получение денежного содержания, сумма которого равнялась бы 100% чиновничьего оклада.

В случае смерти материальное пособие получала вдова или дети: сын до 17 лет, а дочь - до 21 года, ну, или до тех пор, пока не выйдет замуж.

Главным условием для выплаты пенсии была «беспорочная служба».

Если чиновник увольнялся из-за каких-то нарушений или по причине серьёзного проступка, его прежний стаж терялся. И если человеку удавалось вновь устроиться на государственную службу, отчёт лет его выслуги начинался заново.

Правом на «пенсионное помилование» обладал только сам государь, а потому проштрафившимся чиновникам, в особенности, если те были осуждены по «политическому» делу, нечего было рассчитывать на пенсионное пособие.

Также не выплачивались выплаты по возрасту лицам, навсегда покинувшим Россию или тем, кто постригся в монахи.

Пенсия для царских «бюджетников»: значение стажа

Развитие пенсионной системы в царской России не стояло на месте, а продолжало развиваться. И вот денежное пособие по старости начали выплачивать уже и лицам, не имеющим чина: медперсоналу, преподавателям учебных заведений, а с 1913 года - работникам и служащим железных дорог и предприятий, причём, всем без исключения.

Но при её назначении имелся один нюанс: рассчитывать на пенсию могли только те, кто отработал на госпредприятиях определённое количество лет, то есть люди, которых сегодня можно было бы назвать бюджетниками.

Вообще же после 1912 года пенсионное законодательство в Российской Империи было на уровне лучших мировых стандартов.

При назначении денежного обеспечения учитывался не возраст, а стаж. И если у человека имелся стаж в 15 лет, при выходе на пенсию он каждый месяц получал 100% от своей зарплаты. Люди так и говорили: «вышел с полным окладом». Тем же, кто проработал 25 лет, выплачивалось 50% от заработной платы.

При этом, если человек немного «не дотянул» и отработал 24,5 и 34,5 лет, ему также начислялась пенсия.

Но и это ещё не всё. На многих предприятиях пенсионеры дополнительно получали ещё и ведомственную пенсию (эмеритуру). Её размер мог составлять до 100% от зарплаты, а назначалась она тем, кто за время работы на предприятии не менее 10 лет делал взносы в кассу взаимопомощи.

Если человек должен был уйти с работы по состоянию здоровья, он тоже не оставался без средств к существованию. Отработав 30 лет, пенсионер-инвалид получал 100% от своего заработка. Двадцатилетний стаж давал право на получение 2/3 от оклада, а пятилетний - на 1/3 от жалованья.

Полагались пенсии и лицам, имеющим госнаграды, например, георгиевским кавалерам, число которых в 1917 году составляло примерно 1,5 млн. человек.

При этом стаж не должен был быть непрерывным: при желании человек мог на 1-2 года сделать перерыв в работе, чтобы отдохнуть в деревне или, если была возможность, за границей.

А что же с крестьянами?

Пожалуй, наиболее серьёзным недостатком пенсионного обеспечения в царской России было то, что денежные выплаты по возрасту не полагались крестьянам. Между тем, страна была аграрной и около 80% её населения занималось земледелием.

Но представители высших сословий полагали, что крестьянам достаточно и того, что у них есть надел земли, с которого они должны кормиться всю жизнь, не полагаясь на денежные пособия «от государственных щедрот».

А что же по этому поводу думали сами крестьяне? Может быть, они и завидовали тем, кто, выйдя в отставку, получал пенсию. Но у них имелся и свой, выработанный веками и тысячелетиями способ обеспечить себя в старости, когда сил трудиться в поле уже не останется. Они просто старались рожать как можно больше детей.

И это не было блажью, прихотью или издержками чадолюбия. Младенческая и детская смертность была в царской России довольно велика и было нужно, чтобы хотя бы один из сыновей стал взрослым и смог содержать своих родителей в старости.

Крестьяне в Российской империи так и говорили: «Первый сын - Богу, второй - царю, третий - себе на пропитание».

Наиболее значимое событие в области развития законодательства о пенсиях произошло 6 декабря 1827 г.: именно в этот день император Николай I утвердил Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим и подписал указ Правительствующему Сенату «к приведению его в действие» с 1 января 1828 г. [1]

Принятый в 1827 г. Устав о пенсиях и единовременных пособиях повысил гарантии материального обеспечения лиц, находившихся на государственной службе. Пенсии стали основным видом социального обеспечения отставных служащих и их семей.

Понятие «пенсия» в исследуемый период должно определяться и как вознаграждение государства за службу, и как право на получение этого вознаграждения, так как только в таком понимании возможно полное раскрытие сущности данной социальной выплаты в историческом аспекте [2] .

На основе анализа норм Устава о пенсиях и единовременных пособиях обосновывается вывод о существовании следующих видов пенсий:

– пенсии за выслугу лет;

– пенсии по инвалидности (в случае получения увечья);

– пенсии по случаю потери кормильца.

Именно исследованию вопроса развития законодательства о пенсиях по случаю потери кормильца уделим особое внимание.

Члены семьи умершего чиновника имели право на пенсию по потере кормильца в случае, если он: 1) умер на службе по приобретению беспорочной выслугой права на пенсию; 2) пребывал в отставке и получал пенсию либо не получал, но имел на нее право. Таким образом, право на пенсию членов семьи, а также ее размер напрямую зависели от права на пенсию самого служащего.

Основанием для пенсионного обеспечения являлась не только фактическая смерть служащего, но и факт его безвестного отсутствия, подтвержденный в установленном порядке. Согласно ст. 189 Устава министрам, главноуправляющим отдельными частями и обер-прокурору Святейшего Синода было предоставлено право «назначать семействам без вести пропавших чиновников пособия в размере пенсий, какая следовала бы им в случае смерти сих чиновников, впредь до отыскания пропавших чиновников, или признания их жен вдовами» [3].

Данная норма воспринята современным законодательством. В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» [4] семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. Пенсионные права членов семьи в некоторых случаях (самоубийства, нахождения под следствием) могли быть ограничены.

Размеры пенсий определялись в зависимости от размера пенсий, которая полагалась умершему кормильцу. При этом в соответствии со ст. 101 Устава члены семьи умершего чиновника, не дослужившего до 25- или 30-летнего срока не более шести месяцев, получали пенсию, определенную за полную выслугу соответствующих сроков [5] . При определении размера пенсий учитывалось число лиц, оставшихся после смерти чиновника, и их права на получение пенсии.

Отличительной особенностью пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца была выплата пенсии нераздельно матери с детьми, т.е. всему оставшемуся на ее попечении семейству. В случае желания матери получать пенсию отдельно ей выплачивалась половина определенной всему семейству пенсии (ст. 109 Устава). При этом до 1874 г. понятию «нераздельная пенсия» придавалось иное значение. Нераздельная пенсия выплачивалась вдове и по выбытии детей из числа пенсионеров, а после смерти вдовы – в том же размере детям, сохраняющим в день смерти матери право на пенсию, но с разделением такой пенсии между ними на равные части. В 1874 г. условия выдачи нераздельных пенсий были ограничены, а с 1897 г. назначение нераздельных пенсий было запрещено. Однако на практике пенсии назначались раздельно матери и детям уже в период 1884–1887 гг., о чем свидетельствуют архивные документы [6] .

Пенсия по случаю потери кормильца выплачивалась до момента, пока члены семьи считались иждивенцами либо пока поведение их было «беспорочным». Так, могли быть лишены права на пенсию: лица, собственными поступками подвергнувшие себя суду и наказанию; вдовы, которые хотя и не были под судом, но, по удостоверению губернаторов, по нетрезвому и развратному своему поведению заслужившие лишение такого пособия; совершеннолетние сироты (достигшие 17 лет) развратного поведения[7].

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца была предусмотрена законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» до 01.01.2015г. – до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как видно из текста статьи Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основанием для назначения трудовой пенсии данного вида является потеря, то есть смерть кормильца, у которого при жизни на иждивении находились нетрудоспособные члены его семьи. Документами, подтверждающими потерю кормильца, являются: в случае смерти - свидетельство о смерти, выдаваемое органами ЗАГС; в случае признания человека безвестно отсутствующим или умершим - вступившее в законную силу решение суда; на основании этого решения органы ЗАГС выдают свидетельство о смерти[8]. На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Исходя из анализа исторического развития законодательства о пенсиях по случаю потери кормильца, можно выделить Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим, на основании которого впервые были выделены пенсии по случаю потери кормильца. В этот период право на пенсию по случаю потери кормильца, хотя и было производно от пенсионных прав умершего, но зависело и от личности получателей указанной пенсии.

В настоящее время предусмотрено два вида пенсий по случаю потери кормильца: страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и пенсия по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [9] .

Подводя итог вышеизложенному, также важно отметить следующее. К числу социально-экономических прав относится право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированность получения государственных пенсий и социальных пособий, устанавливаемых законом. Все формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований.

С 1832 года все нормативные акты о службе гражданских чинов были сведены в Устав о службе гражданской, включенный в Свод законов Российской империи. При этом Свод Уставов о службе гражданской состоял из 3-х книг: 1) Устава о службе по определению от правительства; 2) Устава о пенсиях и единовременных пособиях; 3) Устава о службе по выборам. Этими документами регулировалась вся гражданская госслужба, начиная от прошения на имя царя при поступлении на службу и завершая прошением об отставке. При поступлении на службу чиновник принимал в устной форме присягу и ставил свою подпись в специальном присяжном листе. Помимо этого, начиная с 1822 года, как отмечает Вялова Л. М., каждый вновь принятый чиновник давал подписку, что он не принадлежит ни к масонским ложам, ни к иным тайным обществам и впредь к ним принадлежать не будет.


На каждого чиновника в период службы составлялся формулярный (послужной) список, в котором были изложены его, как сейчас сказали бы, персональные данные. В 1832 году этот список состоял из 10 пунктов. Позже он дополнялся и изменялся. На каждый чин госслужащий получал специальный персональный документ – патент.

Общие пенсионные правила

При увольнении в отставку чиновник получал аттестат, в котором, наряду с персональными сведениями и данными о прохождении службы, указывались данные о назначении и размере пенсии. Аттестат вне зависимости от чина госслужащего писался на гербовой бумаге и скреплялся печатью ведомства. Для оформления пенсии чиновник подавал прошение на имя своего начальства с приложением всех «законных свидетельств». Начальник присоединял к нему послужной список чиновника и прилагал свое представление на имя министра с изложением личного мнения о размере пенсии.

В царской России пенсия от казны рассматривалась как награда. В Уставе о пенсиях и единовременных пособиях (1896) прямо указывалось: «В награду трудов, подъемлемых на государственной и общественной службе, сверх различных почестей и окладов содержания, установлены: 1) пенсии и единовременные пособия за долговременное и беспорочное прохождение оной; 2) постоянные и единовременные пособия, назначаемые не по уважению к одним летам службы, но из внимания к особенному усердию в исполнении должностей и к происшедшим от того болезненным припадкам, не позволяющим продолжать службу временно или продолжительно».

Существовало несколько видов пенсий для гражданских чинов: пенсии из государственного казначейства; пенсии из эмеритальной кассы; пенсии для кавалеров орденов; пенсии по Комитету призрения заслуженных гражданс¬ких чиновников; усиленные пенсии по болезни или увечью на госслужбе. При этом при повторном поступлении на госслужбу выплата пенсии прекращалась. Получать одновременно жалованье и пенсию запрещалось. Однако для некоторых категорий пенсионеров возможности получения пенсий во время службы официально сохранялись, но с определенными условиями.

Помимо классных гражданских чинов, пенсии от казны предусматривались и для низших служителей. Устав о пенсиях определял, что «Не имеющие офицерских чинов и занимающие штатные или нештатные канцелярские и тому подобные низшие должности имеют право на пенсии и единовременные пособия наравне с классными чиновниками». Канцеляристы и другие низшие служители приобретали пенсионные права, как и все остальные, беспорочной выслугою установленных сроков пребывания на госслужбе. Одновременно этот документ определял, что курьерам, присяжным, счетчикам, сторожам и «другим нижним всяких наименований служителям, поступающим в служительские должности с воли по найму, не представляется права на пенсии».

Канцелярским служителям вне штата и без постоянного жалованья при выслуге 35 лет назначалась пенсия в размере 28 руб. 59 копеек в год. А если он поступал на гражданскую службу от военного ведомства, то при полной выслуге пенсия назначалась в зависимости от жалованья и составляла от 14 руб. 16 коп. до 28 руб. 30 коп. Пенсия, вроде бы, меньше, но была у них льгота. Если уже получал пенсию по военному ведомству, то она сохранялась на время гражданской службы.

Низших служителей аттестовало и представляло к пенсии их начальство. Процедура была простая. Прошение о пенсии вместе с необходимыми документами и письменным мнением начальства на этот счет за месяц до отставки отправлялось в министерство по принадлежности. Пенсии семьям назначались по общему порядку. С 1836 года в представление о назначении пенсии не включались дети, рожденные в период службы отца в нижних воинских чинах.

Пенсии гражданским чинам по ведомственным уставам

В дополнение к общему для всех чинов гражданской службы уставу, в империи действовали ведомственные уставы. В разные годы их число доходило до нескольких десятков наименований. Так, пенсионное обеспечение медицинских работников осуществлялось в соответствии с Уставом о пенсиях и единовременных пособиях по медицинскому ведомству. Причем к медицинским работникам согласно этому документу относили всех, кто «служил по медицинской, ветеринарной или фармацевтической части» во всех ведомствах. Например, в установленных законом случаях пенсионные права приобретали ординаторы, ассистенты, чиновники медицинских ведомств, повивальные бабки, тюремные акушерки и другие лица, которые каким-либо образом имели отношение к медицинской части.

Главным критерием был стаж службы: 20 и более лет беспорочной службы давали право на пенсию размером в половину жалованья. Если выслуга составляла 30 лет, то пенсия была в размере полного жалованья. Кстати, периоды учебы, если медик в это время не состоял на службе, в пенсионный стаж ему не засчитывались, даже если он достиг высших медицинских научных степеней, званий и чинов.

В тоже время исполнение обязанностей по медицинской части «на войне и в походах против неприятеля» засчитывалось на льготных условиях – один год за два. Были у медиков и иные привилегии. Например, если пенсионер вновь поступал на службу по медицинской части, то его пенсия, вопреки существовавшим в те годы правилам, сохранялась за ним в полном объеме. В то время как все другие пенсионеры-служащие, при определении вновь на службу, пенсию теряли. Правда, и медик этой льготы тоже мог лишиться, если определялся на новую службу не по медицинской, фармацевтической или ветеринарной специальности. Лишался он пенсии и в случае «принятия должности или службы иноземной» без согласия на то от российского правительства.

Согласно Уставу о пенсиях и единовременных пособиях (1896 г.), не все служащие империи имели право на казенную пенсию. Но эти исключения касались лишь тех, кто поступал на гражданские должности в нарушение устава о службе по определению от правительства.
По общим же правилам на казенную пенсию мог рассчитывать каждый госслужащий. Например, заведующий государственными сберкассами по «росписанию должностей» (1895 г.) относился к чиновникам V класса, что соответствовало по Табели о рангах чину статского советника. Помимо обращения «ваше высокородие», по этому чину был определен годовой оклад в 2700 рублей, столовые и квартирные деньги – 1300 и 1000 рублей соответственно. Итого в сумме получалось 5000 рублей выплат из казначейства в год. Этим же росписанием определялся этому чину III пенсионный разряд. Так, при выслуге 35 лет и более он получал из казначейства полную пенсию в размере 540 рублей 40 копеек. Если выслуга составляла от 15 до 20 лет, то назначалась пенсия в размере 186 рублей 78 копеек или 1/3 от полной пенсии.

Этим же документом определялись оклады, столовые и квартирные деньги, а также пенсионные разряды и по другим должностям в управлении государственными сберегательными кассами. Перечислены там должности главного бухгалтера, бухгалтера, контролера, делопроизводителя, счетного чиновника и других служащих. К примеру, полная пенсия счетного чиновника 2 разряда, служившего в управлении госсберкасс в столице, составляла по VII разряду 168 рублей 15 копеек. А такой же должности в московской сберкассе был присвоен лишь последний IX пенсионный разряд, который максимально предполагал пенсионные выплаты в размере 84 рубля 90 копеек. А пенсионный минимум по этому чину составлял всего 28 рублей 30 копеек в год.

Пенсионное обеспечение гражданских чинов, служивших, например, по ведомству министерства юстиции предусматривало полную пенсию за 25 лет выслуги и пенсию в половину жалования при 20-летнем стаже службы. Прослужившие на юридических и судебных должностях от 10 до 20 лет прав на пенсию не приобретали и могли рассчитывать лишь на единовременное казенное пособие. Пенсионные выплаты из казны были достаточно высокими. Так, законоучителю пенсия рассчитывалась из оклада 2700 руб., что было почти в 4 раза больше, чем максимальный оклад народного учителя с выслугой более 20 лет (в 1916 г. = 720 руб.). Имели определенные различия пенсии, начисляемые за службу в некоторых других министерствах и ведомствах.

Не заслугами, а выслугой

При достижении установленных сроков службы чиновнику предоставлялось право выбора – либо пенсия, либо очередной чин, но тогда уже без назначения пенсии. При этом члены Госсовета, министры и другие «высшие должности отправляющие», получали пенсии «соразмерно заслугам их» по-особому о каждом из них высочайшему усмотрению. Иными словами, здесь действовал не закон, а личное решение царя. В начале XX века члены Госсовета получали годовое жалованье в размере около 20 тыс. рублей, министры - от 12 до 24 тыс., а губернаторы - от 5 до 8 тыс. рублей. Соразмерно окладам им, как правило, назначалась и пенсия.

В основу всех пенсионных уставов были определены условия получения пенсии не столько заслугами, сколько установленной выслугой лет на гражданской службе. В расчет, как правило, не принимались даже выдающиеся таланты и признанные в обществе творческие успехи. Например, в сознании большинства россиян А.С. Пушкин является олицетворением литературного гения и гордостью Отечества. Многие из нас выросли на его сказках, а в школьные годы полюбили его стихи и прозу. И уж конечно, непросто представить его пожилым литератором в придворном мундире на пенсии. А ведь такое вполне могло бы случиться.

Выпускник элитного Царскосельского лицея по обычаю тех лет был направлен в 1817 году на гражданскую службу. Поскольку особой прилежностью в науках лицеист Пушкин не отличался, то был распределен в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, что по Табели о рангах соответствовало Х классу. Другие лицеисты получали более высокие чины и лучшие назначения. Он же окончил лицей лишь по 2-му разряду, поэтому и чин получил ниже. Да и не лежала у него душа к чиновничьей службе. Манили молодого Пушкина литературные высоты. Они же и причиняли всякие беспокойства по службе, особенно его острые эпиграммы, включая и «пасквили» на самого императора Александра I. В результате скандалов и серьезных объяснений чиновника Пушкина чуть было не отправили в отставку. Выручили друзья, которые добились его перевода по службе на юг. Здесь он служил в канцеляриях генерал-губернаторов Кишинева и Одессы. Но служба не складывалась и летом 1824 года он был отправлен в отставку даже без производства в очередной чин. Его выслуга по гражданскому ведомству на тот период составила всего 7 лет.

Вновь Пушкин поступил на гражданскую службу в 1831 году прежним чином. Императором Николаем I ему было лично поручено написать историю Петра Великого. Роль придворного историографа вполне подходила, хотя после Карамзина этот чин официально больше никому не жаловался. В те годы уже маститого, всеми признанного литератора более увлекала история, чем рутина гражданской службы. Да и характер у него был сложный, взрывной, порой выходивший за принятые в высшем обществе рамки приличия.

В конце 1833 года он был пожалован придворным чином камер-юнкера, который счел неприличным по своим летам и заслугам. Низший придворный чин он принял болезненно, поскольку это был общепринятый статус для молодых, начинающих царедворцев. Хотя пребывание при дворе открывало новые возможности по службе. По Табели о рангах этот придворный чин соответствовал статскому советнику и был выше чина полковника. Однако он, конечно же, не отражал огромной популярности Пушкина в обществе и не соответствовал его литературным заслугам перед Отечеством. Стать камергером и повесить на шею символ этого чина – ключ на цепочке, по воспоминаниям его однокашников, было давней мечтой начинающего придворного.

Возможность получить желаемый чин и пенсию по придворному ведомству у поэта была. Пенсия здесь назначалась при выслуге от 15 до 50 лет (интервал 5 лет) и составляла от одной трети жалованья до полного жалованья и всего остального содержания. При этом содержание включало в себя столовые, порционные и иные выплаты «в награду за долговременную или отличную службу». Служебное положение и дворцовый статус менялись с годами пребывания в придворном ведомстве. Так что мог, вполне мог бы великий поэт дожить до пенсионного возраста, увеличив при этом свой вклад в российскую литературу и словесность. Его покровитель известный поэт и академик русской словесности тайный советник В.А. Жуковский заслужил достойную пенсию при дворе и в 1841 году вышел в отставку. Или другой пример гражданской службы современника Пушкина. Известный баснописец статский советник И.А. Крылов выслужил казенную пенсию за многолетнюю службу библиотекарем в императорской публичной библиотеке. При выходе в отставку в том же 1841 году ему была назначена пенсия в размере его полного содержания – 11,7 тыс. рублей ассигнациями в год.

Служили в различных гражданских чинах и другие известные литераторы. В чине действительного статского советника вышел на пенсию друг Пушкина, автор известного словаря В. Даль. Тот же чин имел писатель И. Гончаров. С чина коллежского регистратора начал свою службу писатель Н. Гоголь, а позже возглавил кафедру истории Петербургского университета. Ныне подзабытый, а в конце XIX века известный писатель и поэт М. Лонгинов достиг служебных высот: был орловским губернатором и главным цензором Российской империи. Так что в благоприятных обстоятельствах чины и таланты могли успешно сосуществовать.

Именно 6 декабря 1827 года Император Николай I:

  • утвердил "Устав о пенсиях и единовременных пособиях" государственным военным и гражданским служащим и
  • подписал Указ Правительствующему Сенату "к приведению его в действие" с 1-го января 1828 года.

Таким образом, эту дату можно считать днем создания в России Системы пенсионного обеспечения.

Пенсии и пособия государственным служащим выплачивались и ранее.

Однако, как отмечено в Указе Императора, "правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности. Сверх сего не было поставлено постоянных правил на призрение вдов и сирот по смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших".

Данным Указом и Уставом о пенсиях определены три принципиальных положения системы пенсионного обеспечения:

во-первых, система пенсионного обеспечения предполагала, что выплата пенсий и единовременных пособий должна производиться из Государственного Казначейства, которому для этих целей перечислялись все "пенсионные капиталы" и суммы, накопившиеся по разным местам "на производство пенсий и пособий".

И кроме того, "Суммы на производство пенсий и пособий всем лицам, в Государственную книгу внесенным, заимствуются из общих Государственных доходов, в главной смете ежегодно на сей предмет ассигнуемых").

во-вторых, система пенсионного обеспечения предусматривала, что размер пенсий должен определяться не по окладам жалования, а по окладам пенсий гражданским чиновникам, установленным соответственно их должностям. К "Уставу о пенсиях. " (1827 г.) прилагалось "Примерное росписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям", которым устанавливались девять разрядов пенсий.

в-третьих, в соответствии с этой системой пенсионного обеспечения вдовам и сиротам гражданских служащих должно быть гарантировано пенсионное обеспечение.

На финансирование указанных целей системы пенсионного обеспечения предназначались:

  • вычеты за повышение чинами;
  • отчисления с окладов жалования чиновников "по Гражданской части" свыше 500 рублей в год по 2 копейки с рубля, ниже 500 - по 1 копейке;
  • отчисления с пенсий в таком же размере, как и с жалования. Отчисления не производились с пенсий вдов и сирот;
  • вычеты со всех окладов под названием "столовых денег" по 1 копейке с рубля,

При недостатке этих сумм в системе пенсионного обеспечения Указ о пенсионной системе предписывал дополнять их из общих сумм Государственного Казначейства.

"Столовые деньги" составляли значительные суммы: они были дополнительной половинной надбавкой к основному окладу жалования. Их сумма указывалась в штатном расписании.

Штатные расписания государственных учреждений того времени существенно отличались от современных.

Кроме оклада жалования в год для каждой должности устанавливались "столовые суммы" и "квартирные суммы", а также классы и разряды должности, "шитья на мундире" и пенсии.

Подготовка проекта закона о системе пенсионного обеспечения проводилась еще в царствование Александра I.

В Указе о пенсионной системе от 6 декабря 1827 года сказано: "Блаженные памяти Император Александр 1-ый, в чувствах справедливости, великой душе Его свойственных, находил весьма нужным дополнить сии давно уже признанные недостатки. Мы в первые дни Царствования Нашего, при самом первоначальном обозрении Государственных дел, Повелели возобновить начавшиеся о сем в Государственном Совете соображения и привести их к окончанию".

На "окончание" доработки системы пенсионного обеспечения потребовалось около двух лет: срок для подготовки таких масштабных правительственных решений небольшой.

"Устав о пенсиях и единовременных пособиях" (Пенсионная система) состоял из 3-х частей:

  • "Правил для назначения пенсий и пособий",
  • "О пенсиях и пособиях вдовам и детям классных чиновников" и
  • "О производстве пенсий и пособий".

В Уставе о пенсиях было 107 статей, но занимал он всего 10 типографских страниц. В последующие годы "Устав о пенсиях. " был дополнен новыми положениями и к 1873 году состоял из 6-ти глав и 243-х статей.

В рамках системы пенсионного обеспечения тогдашней России наряду с Общим Уставом о пенсиях действовали так называемые Особенные уставы о пенсиях и пособиях по некоторым ведомствам.

В системе пенсионного обеспечения величина пенсии зависела от "разряда. Разряд пенсии чиновника указывался в штатном расписании государственного учреждения.

Примеры применения системы пенсионного обеспечения

Директор Государственного Банка заведующий государственными сберегательными кассами получал в год содержание 6000 рублей. При увольнении в отставку ему назначалась пенсия (III разряд, 1-ая степень) 560 рублей 40 копеек, т.е. примерно 11% от годового содержания.

Счетный чиновник 2-го разряда при годовом содержании 600 рублей в отставке получал пенсию 168 рублей 15 копеек (28% от годового содержания).

Директор Московской сберегательной кассы при содержании 3600 рублей в год мог рассчитывать на пенсию 420 рублей (11,6%). Счетный чиновник этой кассы при 600 рублях содержания - на 85 рублевую пенсию (14%).

"Массовые" чиновники (9-14 классов) получали пенсии по должности 85,127 и 168 рублей в год.

Много величина этих пенсий или мало?

Для сравнения посмотрим некоторые статистические данные того времени.

Холостой офицер ниже капитана расходовал в год 624 рубля 52 копейки. Вычтем из них "чисто офицерские" расходы:

  • взносы в офицерский заемный капитал и офицерское собрание 39 руб.60 коп., уставы и наставления 17 руб., табак 25 руб. и расходы на извозчиков 60 рублей, всего 141 руб. 60 копеек.

Получается, что для среднего уровня материальной обеспеченности холостому мужчине требовалось 490 рублей в год. При этом, российский офицер не мог вступить в брак, если его доход был меньше 1200 рублей.

Считалось, что офицерской семье не достойно жить в бедности.

Капитан российской армии, командир роты, получал в 1899 году 1260 рублей, т.е. уже мог содержать семью.

Для того чтобы на этом примере не создавалось ложного представления о мизерности пенсий отставных чиновников, приведем данные о заработках рабочих.

Наивысший заработок рабочего в Иванове в 50-х годах Х1Х столетия равнялся 16 рублям (серебром), в 60-х в Шуйском уезде 14 рублей 58 копеек, в Московской губернии 23 рубля 54 копейки.

Вернемся к размеру пенсии.

85 рублей в год это был не низший предел пенсии государственного чиновника. Например, низшим почтовым служащим, которые получали жалование по 20 рублей и одной копейке и более, за выслугу 35-и лет пенсия назначалась 20 рублей и одна копейка, а за выслугу 25 лет - 17 рублей 16 копеек.

Цена черного (ржаного) хлеба в то время была 4-6 копеек за килограмм. Получается, что чиновник-пенсионер и его жена только на покупку хлеба должны были потратить около 10 рублей, т.е. половину годовой пенсии.

Различие между наименьшей суммой пенсии и наибольшей было более чем в 50 раз.

По "Уставу о пенсиях. " (1827г.) как классные чиновники, так и не имеющие классов канцелярские служители, получали полный оклад пенсии согласно своему разряду после 35-летней беспорочной действительной службы по гражданской части. Действительная служба начиналась с 16-ти лет. Таким образом, гражданский служащий мог рассчитывать на полную пенсию в возрасте 51-го года.

Но в отставку можно было выйти и раньше. В этом случае при стаже действительной службы от 20 до 30 лет назначалось 1/3 полной пенсии по разряду, при стаже до 35 лет -2/3 полной пенсии. Так было до 1853 года.

Именным Высочайшим указом о пенсиях от 6 ноября 1852 года был установлен новый регламент: все, прослужившие в гражданской службе 25 лет и более до 35 лет, получают при отставке "в пенсию" половину оклада, определенного "по росписанию", прослужившие же 35 лет и более получают полный оклад.

Выходящие в отставку "по расстроенному совершенно на службе здоровью" со стажем от 10 до 20 лет получали 1/3 пенсии, со стажем от 20 до 30 лет - 2/3 пенсии, более 30 лет - полную пенсию своего разряда.

"Одержимым тяжкими неизлечимыми болезнями", прослужившим 5 и более до 10 лет назначалась 1/3 оклада пенсии, прослужившим от 10 до 20 лет - 2/3 оклада,20 и более лет - полный оклад. При этом не делалось никакого различия по причинам, от которых произошли болезни.

Пенсия чиновнику назначалась по разряду последней должности чиновника, если он замещал ее не менее 5 лет, в противном случае по разрядам предшествующих должностей.

Пенсионное обеспечение было приоритетной статьей государственных расходов. В 1897 году на пенсии и всевозможные пособия было израсходовано 38,3 млн. рублей, что составляло около 3,0% расходных сумм государственного бюджета.

Однако, кроме "Общего Устава о пенсиях. " действовали "Особенные Уставы о пенсиях и единовременных пособиях по некоторым ведомствам".

Эти уставы о пенсиях учитывали специфику службы чиновников и служителей: положение в иерархии власти, отдаленность местностей, малонаселенность, климат, общие условия службы и быта и т.п.

Вот несколько положений из "Устава о пенсиях и единовременных пособиях по ведомству ученому и учебному".

Чиновники ученых (научных) и учебных заведений, не имеющие ученых званий, а также иные лица, не занятые "учеными предметами" (учителя чистописания, черчения, рисования, танца, музыки, пения, фехтования, гимнастики) награждались пенсиями по правилам Общего Пенсионного Устава.

По общему положению "Устава о пенсиях. по ведомству ученому и учебному" при стаже 20 и более до 25 лет выходящие в отставку получали "в пенсию" половинный, а прослужившие 25 и более лет полный оклад их жалования. Далее, за каждые пять лет продолжения службы по учебной части пенсия увеличивалась на одну пятую часть (20%>. Однако при увеличении оклада жалования по службе размер самой пенсии и прибавок не увеличивался.

При выходе же в Отставку пенсия и прибавки назначались по последней должности. Выходящие в отставку по болезни получали пенсии в следующем размере: при стаже от 10 до 15 лет - треть, при стаже от 15 до 20 лет - две трети, при стаже свыше 20 лет -полный оклад причитающейся им пенсии.

Если же болезнь была неизлечимой, и больной нуждался в постоянном постороннем уходе, то треть пенсии назначалась при стаже до 10 лет, две трети до 15 лет и полная пенсия при стаже свыше 15 лет.

Право на получение пенсии (независимо от жалования) по выслуге в разных должностях по учебной части свыше 25 лет имели как заслуженный профессор, так и профессор. Различие состояло в том, что заслуженный профессор сохранял пенсию сверх жалования и по занятии вновь кафедры и по вступлении на другой род службы. Профессор же сохранял пенсию только с продолжением службы по учебному ведомству Министерства Народного Просвещения.

Высокое пенсионное обеспечение полагалось по Уставу о пенсиях профессорам Императорских университетов: Санкт-Петербургского, Московского, Харьковского, Казанского, Святого Владимира в Киеве и Новороссийского в Одессе.

По выслуге 25-ти лет им назначалась пенсия по размеру жалования, по выслуге 20-ти лет - половина жалования. Если профессор со стажем 25 лет оставался на службе при университете, то он не получал пенсии сверх жалования. Когда же по действующим постановлениям допускалось совмещение пенсии и жалования, то профессорам разрешалось получать только половину выслуженной ими пенсии.

После тридцати лет учебной службы профессор получал повышенную пенсию, т.е. не в размере жалования, а в размере содержания, включая к жалованию столовые и квартирные суммы. Заслуженным профессорам пенсия сохранялась сверх жалования, получаемого вне университета.

Для справки: содержание профессора Московского университета в 1900 году равнялся 3000 рублей в год. Полный оклад пенсии лаборантов равнялся 650 рублям, их помощников - 400 рублей, хранителей кабинетов - 500 рублей в год.

Читайте также: