В казне нет денег на пенсии

Разговоры об экономическом кризисе в России можно вести касательно любого сегмента экономики. Пенсионный фонд не выглядит исключением — уже сейчас очевидно, что в ближайшее время он начнёт испытывать большие проблемы. При этом даже без кризиса Пенсионный фонд существовал с большим трудом.

Журнал Reconomica пытается понять, что может произойти с бюджетом Пенсионного фонда и как изменится жизнь пожилых россиян уже в ближайшее время.

Основные задачи Пенсионного фонда России

Пенсионный фонд выплачивает деньги людям, которым эти пенсии предназначены. Пенсии по достижению определенного возраста, социальные выплаты, компенсационные выплаты военнослужащим, космонавтам, лётчикам — всё это и есть расходы ПФР. Это большие деньги, и сначала их нужно где-то взять.

Как формируется бюджет ПФР

В статье “доходы” Пенсионный фонд имеет несколько источников денег, среди них основными являются следующие:

  • взносы по страхованию (налоги из зарплаты);
  • государственный бюджет;
  • добровольные взносы;
  • деньги из резервного фонда.

Размер бюджета на год определяется исходя из необходимых расходов. ПФР высчитывает, какую сумму необходимо выплатить за год, после чего делают запрос в высшие органы власти.


Размер пенсий может уменьшиться.

Средний размер бюджета ПФР

Разберём на примере. В 2018 году специалисты ПФР подсчитали, что в 2019 году общие расходы организации составят 8,783 триллиона рублей.

  • взносы по страхованию составляют 5,164 рублей;
  • недостаток средств компенсируют за счёт бюджета — государство выдаёт сумму в размере 3,426 триллиона рублей.

В конечном итоге общие доходы составляют 8,685 триллиона — это меньше, чем общие расходы. В таких случаях Пенсионный фонд просит дополнительные деньги для своего бюджета, обычно на помощь приходит Фонд национального благосостояния.

С каждым годом дефицит всё больше

Пенсионная реформа была принята неслучайно — ПФР становится всё труднее выплачивать пенсии. Если смотреть на прогнозы, которые были сделаны для 2020 года, то очевидно, что Пенсионный фонд продолжает затыкать дыры в своём бюджете деньгами, которые тратить не планировалось.

Каждый год дефицит бюджета находится на уровне 50-60 миллиардов рублей.


Пенсионный фонд может недосчитаться денег.

Все прошлые прогнозы были сделаны с учётом простого факта: доходы по страхованию должны постепенно расти. Замедление роста расходов удаётся добиться за счёт повышения пенсионного возраста. Дефицит бюджета становится не самый большой, его можно покрыть с помощью ФНБ. По всей видимости, правительство верило в постепенный выход Пенсионного фонда на меньшие запросы денег из государственного бюджета, однако сейчас об этом придётся забыть.

Проблем станет больше

Уже сейчас очевидно, что пандемия создаст на рынке рост безработицы. Отсутствие работы — это отсутствие взносов по страхованию (они берутся из налогов, которые выплачиваются из каждой зарплаты). Следовательно, главная статья доходов Пенсионного фонда сократится.

Чтобы её компенсировать, придётся брать деньги из государственного бюджета. Тут тоже проблемы, так как низкие цены на нефть и снижение доходов по налогам итак ударят по госбюджету. Начнётся экономия, которая коснётся всех расходов.

Тогда ПФР может обратиться в ФНБ (Фонд национального благосостояния). Однако тут кроется ещё одна проблема — ФНБ будет компенсировать недостаток денег в бюджете. Вполне вероятно, что резервных денег не будет уже к концу 2020 года.

По этой причине Пенсионный фонд окажется в ужасном состоянии — денег нет, платить пенсии нужно. Неизвестно, что произойдёт при таком сценарии.


Пенсионный фонд должен искать новые источники дохода.

Неужели государственный бюджет не поможет ПФР?

Неизвестно. Очевидно, что социальные выплаты — одно из приоритетных направлений для государства. В противном случае это вызовет негативную реакцию граждан страны на правительство вместе с прочими последствиями. Есть вероятность, что сокращение расходов произойдёт благодаря снижению размеров пенсий и прочих выплат.

Другой вариант — государство отдаёт очень много денег в ПФР и перестаёт поддерживать многие другие отрасли. Этот вариант также не имеет хороших последствий, но при этом люди останутся довольными.

Есть ещё один вариант — государство занимает деньги у других стран, чтобы поддерживать государственный бюджет на уровне прошлых лет. По всей видимости, Владимир Путин не рассматривает такой вариант, для него важнее чувствовать себя независимым. Однако только в этом случае все останутся хотя бы на том же уровне жизни, что и год назад.

Когда Пенсионный фонд войдёт в кризис

Если не будет никаких улучшений в российской экономике, то уже в начале 2021 года Пенсионный фонд столкнётся с огромными проблемами.

По этой причине правительство уже сейчас должно рассматривать различные варианты для спасения ПФР. В противном случае люди могут перестать получать пенсии.

Эту сакраментальную фразу в бытность любил повторять Иван Грозный. У нынешних продолжателей его бизнеса она тоже все более популярна. Вот до сентября отложило правительство выбор новой модели пенсионной системы, которая начнет работать в России с будущего года. Пока премьер-министр Дмитрий Медведев не смог сделать выбор между предложениями Минтруда и Минфина.

Кратко суть дела: Минтруда предложило ввести дополнительный налог для корпораций с вредными условиями производства, отправляющих работников намного раньше обычных пенсионеров, что даст ежегодно в бюджет ПФР 181 млрд. руб. Кроме того, ведомство предлагает с будущего года направлять на формирование накопительной части пенсий не 6%, а 2% фонда оплаты труда. А остальные 4% (это еще 270 млрд. рублей) пойдут на выплату текущих пенсий. Таким образом, уже к 2016 году Минтруда обещает сделать бездефицитным бюджет Пенсионного фонда.

В прошлом году, напомним, его расходы превысили доходную часть на 924 млрд. рублей, что составляет 1,7% ВВП России.

В свою очередь, Минфин предложил снять проблемы за счет стимулирования выхода граждан на пенсии в более позднем возрасте экономическими мерами. В этом варианте предусматривается увеличение пенсии работника на 6% за каждый дополнительный год работы после достижения пенсионного возраста. Вкупе с переходом на индексацию пенсий на среднюю величину между уровнем инфляции и ростом зарплат эта мера должна привести к уменьшению дефицита ПФР до 0,46% ВВП к 2020 году.

Суть дискуссии свелась к тому, что ищется форма изъятия ресурсов на содержание пенсионеров. А главный вопрос состоит, на самом деле, в том, что наша экономика попросту не в состоянии достойно содержать десятки миллионов неработающих людей.

Вместо государственной стратегии решения вопроса пенсионного обеспечения нам предлагают лишь меры по закрытию текущих дыр, образовавшихся после проведения в жизнь ранее таких же краткосрочных конъюнктурных решений. Складывается ощущение, что правительство попросту хочет снизить неподъемное для него бремя (денег в казне нет!). Поэтому идущая дискуссия воспринимается как некая дымовая завеса, которая бы прикрыла сложными схемами реальное сокращение пенсий.

В целом прозвучавшие предложения действительно не позволяют решить проблему в корне, и гарантировать нашим старикам достойные выплаты в старости. А простых решений, говорят, нет. Так что такое творчество только создает иллюзию того, что проблемой занимаются. Вот, например, самая существенная часть предложений Минфина – стимулирование более позднего выхода на пенсию – заведомо не может работать. По одной причине – не верят наши граждане государству. Они уверены, что это увеличение пенсии на 6% с лихвой съест инфляция, или государство по своему обычаю на ходу поменяет правила игры: вчера вам дали, сегодня отберем. Государству и предложить-то нечего, и доверия к его решениям нет. За 10 лет несчастную пенсионную систему радикально перетряхивают третий раз! И всё оборачивается очередным блефом.

Денег в казне нет? А так ли это? Конечно, это лукавство. Денег в стране уже сейчас при фактически полном отсутствии реальной экономики, которая в СССР держала всю пенсионную систему, больше чем нужно. Только деньги присваиваются олигархами.
ВВП страны около 60 трлн. руб., а доходы федерального бюджета РФ в 2012 году составят 12,5 триллиона. Средний размер трудовой пенсии по старости в РФ составляет около 9000 руб., в 2012 году трудовые пенсии получали 37 млн. человек, т.е. денег на трудовые (не номенклатурные) пенсии необходимо 333 млрд. руб. в месяц или 4 трлн. в год, т.е. 32% от объема бюджета. Вроде бы много? Но пенсии платят не из бюджета, а из Пенсионного фонда (ПФ), в который перечисляется отдельный налог - кроме тех, что перечисляются в бюджет. И дефицит Пенсионного фонда России в 2012 году, который вынуждены покрывать из бюджета, составит всего 1 трлн. рублей или 8% от бюджета страны.

Вроде бы, какие могут быть тревоги. В год только в оффшоры выводятся 50 млрд. долларов, или в переводе на рубли примерно 1700 млрд.! Этой суммы одной с лихвой хватило бы на повышение пенсий на 25% при полной бездефицитности ПФ.

И бюджет вкупе с ПФ нынешние нищенские пенсии платить могут шутя, но они худые как решето. Не будем говорить о воровстве в ПФ и о том, какие чудовищные суммы само криминальное государство тратит вполне официально, т.е. те самые «200 тысяч для майора», поистине дикие траты на гонку вооружений (и это при том, что на нас никто нападать не собирается!), заоблачные жалования чиновникам и т.п. «нецелевые расходы». Так мало того, только на подготовке к войне в России разворовываются сотни миллиардов рублей ежегодно, а общий убыток от казнокрадства… Бюджетные деньги уходят налево. И чем дальше, тем больше. Если ещё лет пять назад коррупционеры похищали из бюджета до 50% государственных средств, то сегодня присваивают уже 80%. Такие данные обнародовал на недавней коллегии Главного управления МВД по Петербургу и Ленобласти руководитель Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Михаил Ильин. Т.е. разворовывается 80%, а на пенсии нужно всего 8%.

Вдумайтесь, 80 и 8. Какое лицемерие и презрение к собственному народу нужно иметь, чтобы при таком сальдо говорить о необходимости повышения пенсионного возраста «до европейских норм»! Это при том, что в Европе мужчины в среднем живут до 75 лет, а у нас только до 53-х.

Так что насчет любимой поговорки Ивана Грозного – всё наглое враньё. Если бы олигархи не вывозили триллионами, а чиновники триллионами же не воровали, наши старики могли бы ходить в золоте, не напрягая бюджета. А если бы при этом возродить промышленность, уничтоженную криминалфашистским режимом, то и по части пенсий, и по части зарплат мы оставили бы далеко позади себя не только Евросоюз, но и США. И при этом не потребовалось бы ежегодно повышать цены в полтора раза.

Но… опять скажу: за что голосовали, то и получили. Стабильность. Стабильность нищеты, воровства и вранья.

Правительство разыгрывает новую комбинацию с социальными выплатами

Зарплата компенсирует работающему пенсионеру инфляционные издержки, возврат к индексации пенсий требует обоснования. Такова позиция правительства, оформленная в отрицательном заключении на внесенный в Госдуму законопроект сенатора Василия Иконникова, предложившего вернуть индексацию. Если доводить эту аргументацию до логического конца, то получается, что возраст больше не достаточное основание для полноценного пенсионного обеспечения, важнее факт трудоустройства гражданина. А значит, индексация любых других социальных выплат, включая сами выплаты, уже под вопросом. Если только чиновники не разыгрывают особую комбинацию.

Отмена с 2016 года индексации пенсий работающим пенсионерам была обусловлена высоким уровнем дефицита федерального бюджета, достигающего нескольких триллионов рублей, однако в настоящее время, когда бюджет верстается с профицитом, предпосылки для сохранения действия данной нормы отсутствуют. Об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту, который внес в Госдуму член Совета Федерации Василий Иконников. Сенатор предлагает восстановить с 2020 года механизм индексации страховых пенсий работающим пенсионерам.

«Согласно результатам мониторинга, проведенного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, в результате отмены индексации пенсий количество работающих пенсионеров, уплачивающих налоги с зарплаты, сократилось с 15,3 до 9,7 млн человек, преимущественно в результате их ухода в сферу теневой занятости», – пояснил он. «Это привело к потерям бюджета в виде неуплаченного налога на доходы физических лиц в размере около 300 млрд руб. в год, а также к снижению поступлений во внебюджетные фонды, включая Пенсионный фонд России (ПФР), в объеме примерно 500 млрд руб.», – сообщил Иконников.

«С другой стороны, восстановление механизма индексации пенсий работающим пенсионерам потребует дополнительных расходов в размере 368,5 млрд руб. в 2020 году с постепенным увеличением в последующие периоды», – отмечается в пояснительной записке. Таким образом, чистый финансовый эффект от прекращения индексации пенсий работающим пенсионерам оказался отрицательным, в связи с чем его сохранение представляется нецелесообразным, сделал вывод автор документа.

Ту же цифру упоминал ранее и Антон Дроздов, когда он возглавлял ПФР (теперь назначен заместителем министра финансов). По его расчетам, для восстановления индексации работающим пенсионерам в 2020 году потребуется 368 млрд руб. «Это большие деньги, и таких денег сейчас нет», – пояснял он. Сумма, однако, выглядит даже завышенной. Как уже писала «НГ», если учесть средний размер пенсий, официальный уровень инфляции, на который производилась индексация выплачиваемых гражданам пенсий, получится, что запрет индексации лишает среднестатистического пожилого труженика более 11 тыс. руб. в год (см. «НГ» от 13.02.20). Если взять всех официально трудоустроенных пенсионеров, то речь идет чуть более чем о 110 млрд руб. в год.

Экспертные расчеты, проведенные по тому же принципу, подтвердили этот порядок цифр.

Как сообщил в понедельник в своем видеоканале директор института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, с 2016 года один работающий пенсионер недополучил в среднем примерно 30 тыс. руб., общая же сумма «экономии» на работающих пенсионерах составила за прошедшие годы около 218 млрд руб. Но чиновники в любом случае пока настаивают на том, чтобы эти деньги не выплачивать.

В частности, правительство подготовило для законопроекта Иконникова отрицательное заключение. Во-первых, в заключении делается уточнение, что по действующему законодательству «обязательное пенсионное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения».

«Корректировка размера страховой пенсии и индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии являются компенсацией инфляционных издержек, которые могут покрываться за счет заработной платы работающих пенсионеров», – сообщается в заключении. Так что возврат к индексации пенсий работающим пенсионерам «требует дополнительного обоснования».

Не упоминается, правда, что, согласно Конституции, «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». То есть в случае пенсий во главу угла все же ставится именно возраст, а не факт трудоустройства и наличия или отсутствия зарплаты.


В правительстве считают, что работающим
пенсионерам все компенсирует их зарплата.
Фото со страницы правительства РФ
в «ВКонтакте»
Во-вторых, в заключении уточняется, что принятие законопроекта «потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета». И правительственные оппоненты не обнаружили в законопроекте, за счет каких источников должны исполняться предлагаемые расходные обязательства. «Правительством РФ проект федерального закона не поддерживается», – сообщается в заключении, подписанном вице-премьером, руководителем аппарата правительства Дмитрием Григоренко.

«Наличие отрицательного заключения означает, что законопроект либо отклоняется вовсе и далее не рассматривается Госдумой, либо отправляется на доработку», – пояснил «НГ» партнер юридической компании «НАФКО» Павел Иккерт.

Депутаты тоже обсуждают целесообразность возвращения к индексации работающим пенсионерам. «К теме повышения пенсий опережающими темпами нужно, безусловно, возвращаться, учитывая изменившуюся социально-экономическую ситуацию», – заявил в ходе пленарного заседания нижней палаты во вторник первый замглавы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев. Правда, полное восстановление индексации пенсий всем работающим пенсионерам он оценил уже примерно в 500 млрд руб. – это «достаточно существенные средства». Поэтому вопрос возврата к индексации не быстрый, его нужно обсуждать с правительством, добавил Исаев.

«До тех пор пока мы не имеем окончательного ответа, как мы решим вопрос с работающими пенсионерами, сеять подобного рода надежды, ожидания, споры было бы неправильно», – сообщил единоросс. Правда, надежду уже посеяли, причем сделано это было главой государства.

Ранее в Послании Федеральному собранию президент Владимир Путин призвал закрепить в Конституции «принципы достойного пенсионного обеспечения». «Имею в виду здесь и регулярную индексацию пенсий», – пояснил он. Выяснилось, что этот призыв нужно понимать особо, а вовсе не так, как его поняли многие эксперты, депутаты, да и сами пенсионеры.

«Для нас очевидно, что предложенная президентом поправка, как и сама Конституция, касается всех россиян, в данном случае всех пенсионеров, включая работающих», – заявил ранее руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов (см. «НГ» от 28.01.20). Однако, как с удивлением отметили эсэры, в рабочей группе по подготовке поправок в Конституцию «уточнили, что для этого необходимы поправки в отраслевое законодательство» и что вопрос на самом деле открыт.

Тем самым действия чиновников, настаивающих на запрете индексации пенсий работающим пенсионерам, показывают, что власти в любой момент могут по своему усмотрению урезать любые социальные выплаты населению. А при попытке восстановить справедливость последует универсальный ответ: нужны дополнительные ассигнования из федерального бюджета, для которых якобы не указаны источники. Да и сами социальные выплаты теоретически тоже могут оказаться под вопросом. В том случае, если их получатель будет работать, если у него обнаружится платежеспособный родственник, дополнительная собственность и т.п.

Почему решение об отмене индексации пенсий работающим можно назвать произволом? Потому, что в обоснование этого решения правительство приводит самый абсурдный аргумент: инфляционные потери граждан могут покрываться за счет заработной платы работающих. То есть правительство здесь прямо утверждает, что работающие пенсионеры должны каждый год становиться все беднее и беднее, ведь их пенсия в реальном выражении будет планомерно сокращаться, пока ее выплата не станет чистой формальностью.

«Правительство рассуждает следующим образом: раз пенсионер работает, значит, он не нуждается в полноценной поддержке государства. Но это примитивная точка зрения – власти не должно интересовать, откуда человек берет средства», – считает старший аналитик центра «Альпари» Анна Бодрова. По мнению эксперта, работающим пенсионерам в этот раз прибавки к пенсии не стоит ждать.

В то же время опыт повышения пенсионного возраста в РФ заставляет предполагать, что вокруг неиндексации пенсий работающим сегодня разыгрывается некая искусственная комбинация, в которой президент РФ Владимир Путин сможет показать себя защитником трудящихся и получить дополнительные политические очки. Так, ранее правительственные чиновники долго требовали повысить пенсионный возраст для женщин сразу на восемь лет. Но, выслушав аргументы «за» и «против», Владимир Путин «неожиданно» смягчил для женщин условия выхода на пенсию: было решено повысить женщинам пенсионный возраст так же, как и мужчинам, на пять лет.


В Украине назревает масштабный бюджетный кризис. Проще говоря, казна практически пуста, и платить нечем.

Экс-первый заместитель министра экономики Павел Кухта (работал на должности с сентября-2019 по апрель-2020) написал на своей странице в Фейсбуке, что государству практически нечем покрыть свои финансовые обязательства на 10 миллиардов гривен.

Экономист Алексей Кущ говорит, что до конца года не хватит намного большей суммы - порядка 60 миллиардов.

"Ситуация не просто плохая, она катастрофическая. Нет денег на финансирование программ по медицине и образованию, на подходе - задержки с выплатами по многим защищенным статьям, к примеру стипендиям и зарплатам бюджетников", - отмечает эксперт.

По состоянию на начало ноября, на едином казначейском счете было всего чуть более 15,1 млрд гривен. Для сравнения: на аналогичную дату прошлого года (а тогда также назревали проблемы с бюджетом) было больше 53 млрд.

"В прошлые годы на ноябрь на казначейском счете накапливалось 40-60 млрд, так как именно в этом месяце традиционно активно финансируются бюджетные программы. Эти суммы затем разгонялись по счетам получателей. Но, получается, в этом году и разгонять особо нечего", — говорит Кущ.

При этом в Украине и так хронически не выполняются расходные статьи бюджета. За 10 месяцев этого года они недофинансированы более чем на 90 млрд. По итогам года недовыполнение по расходам может составить 10%, тогда как в прошлые годы этот показатель не превышал 5%, - добавил экономист института Growford Виктор Скаршевский.

К слову, президент Владимир Зеленский буквально сегодня пообещал масштабную программу поддержки бизнеса и людей, которые пострадали от карантинных ограничений.

Но в ситуации когда не хватает денег даже на защищенные статьи бюджета, все эти обещания главы государства выглядят, мягко говоря, не очень реалистичными.

"Страна" разбиралась, почему в бюджете закончились деньги и чем это грозит.

Страна на картотеке

Павел Кухта говорит о трех тревожных обстоятельствах.

Во-первых, согласно оперативным данным Казначейства, имеющиеся неоплаченные финансовые обязательства по состоянию на сегодня составляют 9,4 млрд, из них 3 млрд – по защищенным расходам. Это максимум с начала года и плюс 2 млрд к показателям предыдущей недели.

Во-вторых, по словам людей из системы, с 9 ноября казна работает в режиме картотеки: сотрудники до ночи сводят поступления, на утро формируют пул расходов, которые будут профинансированы, а все остальное откладывают, отметил Кухта.

В-третьих, локдаун выходного дня и неизбежно надвигающийся полный локдаун повышают потребность в бюджетных расходах. Самая простая программа поддержки – выплата 5 тысяч гривен минимальной зарплаты всем занятым в пострадавших областях сферы услуг (около 4 миллионов человек) – стоит 20 млрд в месяц. Этих денег сейчас просто нет, — утверждает Павел Кухта.

По данным Госказначейства, на январь-ноябрь этого года бюджетная роспись (план) по защищенным статьям (а это социальные выплаты, зарплаты бюджетникам, пенсии и прочее) составила порядка 636,3 млрд гривен. На 23 ноября кассовые расходы (то, что профинансировано) составили 585,5 млрд. То есть недовыполнение плана — почти 50,8 млрд.

Правда, как следует из отчета Госказначейства, эти средства были выделены, но не использованы, скажем, не распределены распорядителями (больше 23 млрд) или не направлены ими по назначению (порядка 27 млрд).

"Такое может быть, когда занижают потребности, в том числе искусственно. Скажем, переводят бюджетников на неполный рабочий день, и сразу денег на зарплаты нужно меньше, чем при полной загрузке", - пояснил Скаршевский.

Но есть и неоплаченные финансовые обязательства, то есть то, что государство должно заплатить, но не платит. На 23 ноября это порядка 3 млрд гривен

По незащищенным бюджетным статьям при плане в 160,6 млрд профинансировано на 23 ноября на 63,8 млрд меньше. При этом вообще не открыто ассигнование (то есть выплаты даже не начались) по бюджетным программам на 18,2 млрд.

Неиспользованное финансирование - больше 45 млрд, а по платежам на 6,4 млрд - у государства имеется долг.

То есть общие непогашенные платежи - те самые 9,4 млрд, о которых заявил Павел Кухта.

Сколько осталось денег

Но не платят и искусственно создают иллюзию "лишних" денег по простой причине - платить нечем. То есть, если сейчас Госказначейство профинансирует хотя бы то, что уже должно (по защищенным статьям - 3 млрд и по незащищенным — 6,4 млрд), единый казначейский счет похудеет еще более чем на 9 млрд. И там останется всего немногим более 6 млрд.

"В прошлом году, по распоряжению тогдашнего премьера Гончарука, в декабре также поставили выплаты на стоп, а страну фактически перевели на картотеку (когда финансирование распределяется в ручном режиме, в зависимости от приоритетности статей). В этом году, похоже, такая ситуация уже с ноября", — говорит Алексей Кущ.

Правда, как отмечает Виктор Скаршевский, данные о состоянии единого казначейского счета - это еще не окончательный "диагноз" бюджету.

"Цифры меняются каждый день. Но открытые данные публикуются только на начало месяца. Образно говоря, на следующий день после отчета могла появиться крупная сумма. Но проблема с нехваткой денег конечно же есть. Дефицит - 50-60 млрд", — говорит Скаршевский.

При этом настораживает динамика: в июле на едином казначейском счете было 75,7 млрд, в августе - 51,7 млрд, в сентябре — 45,7, в октябре — 21,3, а в ноябре - уже 15,1 млрд. То есть деньги тают буквально на глазах. Для сравнения: в ноябре прошлого года на казначейском счете было 53 млрд, а в декабре - 55 млрд. Что останется на казначейском счете на нынешний декабрь - вопрос открытый.

Откуда взялась дыра в бюджете

Интересно, что на фоне пустого бюджета и неспособности государства профинансировать расходные статьи, с доходами как раз все нормально. Точнее, все нормально по плану. За 10 месяцев этого года доходная часть бюджета выполнена практически на 99,1%, а в октябре - перевыполнена почти на 10% (в том числе по налоговым и таможенным органам - на 15,1%).

Правда, речь идет о уже урезанных планах - во время секвестра бюджета в апреле этого года их сократили на 120 млрд.

Во время тех же изменений в бюджет была увеличена расходная часть (как говорилось - для борьбы с эпидемией и ее экономическими последствиями).

И благодаря такому нестандартному решению (уменьшение доходной части при увеличении расходной) в бюджете появился гигантский дефицит в 300 миллиардов гривен, который планировали закрыть за счет заимствований - внутренних и внешних.

И главная причина нынешних бюджетных проблем, по словам Скаршевского, в том, что в долг взяли меньше, чем планировалось изначально.

По внутреннему долгу за 10 месяцев план выполнен на 80% (привлечено 247 млрд вместо 309 млрд, то есть минус 62 млрд). В том числе за счет снижения спроса на украинские ОВГЗ после падения их доходности.

Более того, нерезиденты начали избавляться от наших долговых бумаг (вывели из страны почти 2 млрд долларов).

"План по внешним займам выполнен всего на 71,7% (получено 179,6 млрд гривен, недобор составил 71 млрд) Украина не получила 1,4 млрд долларов кредита от МВФ, 1,2 млрд евро макрофинансовой помощи от ЕС, а также от других кредиторов", - пояснил Виктор Скаршевский.

Именно отсюда и проистекают проблемы с бюджетом.

Но, как говорит Алексей Кущ, даже имеющимися средствами власти распорядились, мягко говоря, странно.

"Еще летом в бюджет собрали крупную сумму - порядка 250 млрд гривен. Только Нацбанк перечислил дивиденды порядка 40 млрд, 70 млрд - госкомпании плюс 2 млрд долларов прошлого кредита МВФ. Но затем начались "странности". 320 млн долларов пустили на выкуп ВВП-варрантов, на 800 млн долларов досрочно выкупили госдолг с погашением в 2021 году. Огромные суммы закатали в асфальт. По итогу почти ничего не осталось", — подытожил Алексей Кущ.

Попросить у МВФ, включить печатный станок, "простить" долги

Главный вопрос - что будет дальше. Алексей Кущ не исключает, что если проблема решена не будет, то до конца года государство не сможет расплатиться по долгам, в том числе возможны задержки выплат стипендий и зарплат бюджетникам.

По мнению Павла Кухты, единственный нормальный выход из ситуации – быстрое возобновление сотрудничества с МВФ, которое откроет доступ к заимствованиям, чтобы профинансировать расходы.

"Это означает принятие хоть немного адекватного бюджета на 2021 год – идут разговоры уже о приемлемости дефицита на уровне 5,3% от ВВП. Кроме бюджета необходимо запустить судебную реформу и восстановить антикоррупционное законодательство. Конечно, все это требует усилий, но, по сравнению с временами, когда МВФ требовал повышения тарифов или пенсионного возраста, это явно не тяжелые условия", – резюмирует бывший сотрудник министерства.

Да и многие экономисты считают, что кредит от МВФ - не лучший выход из ситуации.

Кроме того, по данным источников "Страны", правительство намерено решить проблему недостачи денег в бюджете через скрытую эмиссию гривен. То есть НБУ выделяет рефинансирование госбанкам, которые затем покупают ОВГЗ. И за счет этого и выполняется план по заимствованиям.

Правда, как неофициально говорят в правительстве, реализация этого плана сейчас тормозится и через позицию МВФ, который не в восторге от подобной схемы решения проблемы.

В то же время эксперты полагают, что эмиссия могла бы стать выходом из ситуации.

"Как показывает практика, МВФ нам одалживает сугубо под выплаты старых долгов, бюджету мало что достается. Зато взамен нам выставляют массу условий. Кроме того, сейчас есть проблемы именно с гривной, а не с долларом. И это нонсенс - стране не хватает собственной валюты. Именно поэтому вместо почти 300 млрд дефицита бюджета за счет недофинансирования расходов за 10 месяцев он составил всего 111 млрд, а по итогам года не превысит 180 млрд. Выходом могла бы стать эмиссия гривны. Если бы Нацбанк рефинансировал госбанки до 100 млрд под покупку ОВГЗ, дыру в бюджете удалось бы закрыть. При этом инфляция, если и выросла бы, то всего на 1-2%, и то вряд ли: люди сейчас нацелены на накопления, а не на покупки. Но провести необходимую эмиссию не позволяют в том числе обязательства перед МВФ", — говорит Виктор Скаршевский.

Но включить печатный станок - это "скорая помощь" для бюджета. В среднесрочной и долгосрочной перспективе, по его мнению, Украине нужно реструктуризировать долги. В ближайшие три года нам нужно погасить долгов на 15 млрд. Но эти деньги можно было бы направить в экономику, чтобы запустить промышленность и сгладить последствия кризиса, — считает экономист.

"В кризис государство, как это ни парадоксально звучит, должно не сокращать, а, наоборот, наращивать бюджетные расходы. Только так можно перезапустить экономику в условиях, когда и бизнес, и люди перестают тратить деньги. Чем чревата политика бюджетной экономии, можно судить по практике прошлогоднего декабря, когда страну поставили "на картотеку". А уже в январе 2020 года ВВП просел на 0,5%, впервые с 2016 года", — отмечает Алексей Кущ.

Он также считает, что лучший выход сейчас - реструктуризация долгов.

"Как раз удачное время - ближайшие 3-4 месяца у нас не будет крупных выплат по внешнему долгу, и можно под предлогам карантина, второй волны коронавируса и экономического кризиса вести переговоры о реструктуризации до 2022 года. Тем более что страны "большой двадцатки" недавно простили миллиардные долги ряду государств. Эта передышка позволила бы нам заделать брешь в бюджете и не дать экономике пойти на дно", - добавил эксперт.

"Отсутствие поддержки МВФ и низкие поступления по доходам вынуждают правительство искать другие источники пополнения бюджета, например ОВГЗ. В последнее время Нацбанк активно критикуют за строительство "пирамиды ОВГЗ", но какие-либо другие возможности вытянуть бюджет пока отсутствуют. По-хорошему уже сейчас нужно связаться с кредиторами и провести реструктуризацию задолженности. Если проблему не решать, Украину ждет дефолт, следствием которого будет потеря репутации и отсутствие особого желания у международных игроков вкладываться деньги в развитие страны", - подытожил аналитик "ТелеТрейд" Сергей Родлер.

В бюджете РФ на пенсионеров денег нет. 4 миллиарда долларов на калужский Диснейленд – не деньги!


Дмитрий Медведев, глава нашей партии власти, в очередной раз заявил, что никакой больше индексации пенсий в этом году не будет. Речь шла о каких-то ничтожных 4-х процентах, но наш «предводитель дворянства» из «ЕР» отрезал однозначно (и это транслировали все выпуски новостей): индексация невозможна. «Может быть, в следующем году…»

Может быть! Такого на моей памяти еще не было. Власть отказывается индексировать пенсии в год выборов в Госдуму! Фактически хладнокровно вытирает ноги об основной российский электорат – пенсионеров. Что это, я не могу понять: полное презрение к электорату или полное отчаяние?!

«Цену вопроса» – не для российского бюджета, а для отдельного пенсионера – нетрудно подсчитать. При средней российской пенсии 7,5 тыс. р. в месяц речь идет о «надбавке» порядка 300 р. Триста рэ российское могучее государство зажало и не хочет отдавать! Словно иначе и бюджет рассыплется, и инфляция разгонится, и вообще наступит конец света.

Особый смак всему придало то, что в том же выпуске новостей, где Медведев заявил про невозможность повышения пенсий, Путин бодро поддержал инициативу построить на границе Калужской и Московской областей Диснейленд за 4 млрд. долл.

Еще раз повторю: отказ от индексаций озвучен в год, когда пенсионеры могут выразить свое, мягко говоря, недовольство этим – или просто не придя на выборы, или проголосовав «не за тех». То бишь то ли в Кремле уверены, что держат всех в стране, включая пенсионеров, в кулаке – и никто не рыпнется, а выборы – пустая формальность, как при СССР. То ли финансовое положение на самом деле гораздо более аховое, чем рисуют сводки, и денег нет СОВСЕМ.

Однако со второй догадкой как-то не стыкуется проект указанного Диснейленда.

Вот какую любопытную статейку я нашел на калужском сайте 4-летней давности:

«В правительстве Калужской области обсуждали развитие туристско-рекреационного кластера… Сегодня в стадии проектирования находится масштабный проект «Перекресток времени» или так называемый «русский Диснейленд».

В ходе заседания обсуждалось строительство гостиничных комплексов и отелей, включающих в себя конференц-залы, бассейны, рестораны, кафе, спортивный холл и многое другое… Предварительная сумма на его строительство называлась в 300 млн. долларов и пока вызвала больше скептических оценок у калужан. За такие деньги можно решить гораздо больше насущных проблем – от плохих дорог до благоустройства всего города».

Итак идея «калужского Диснейленда» зародилась в муниципалитете Калуги и была оценена поначалу всего в каких-то 300 млн. баксов. Правда, дело было в 2012 году, еще до «времен очаковских и покоренья Крыма», однако и тогда идея потратить годовой бюджет Калуги «вызвала недовольство калужан».

Но прошло 4 года, идея поднялась с городского на региональный уровень, а потом и выше. «Владимир Путин одобрил проект строительства нового развлекательного комплекса Диснейленд, строительство которого обойдется казне в $4 млрд. Глава государства отметил грамотный выбор места для развлекательного семейного парка неподалеку с удобной транспортной развязкой. Рядом с «Волшебным миром России» будут находиться аэропорт, автодорога, железная дорога», – наперебой ликуют новостные агентства.

Вот чудеса в калужском решете: Диснейленд выбрался из Калуги на границу Московской и Калужской областей, а по дороге смета его выросла чуть не в 15 раз! Это в валюте. А если посмотреть в рублях с учетом изменившегося за 4 года курса – и того больше!

А главное – какого рожна еще не хватает современной России? Все ведь уже есть, все сыты, трудоустроены и здоровы. Ну разве что Диснейленда для полного счастья недостает!

От Публициста

То есть, с одной стороны, нет денег на пенсионеров, а с другой – их завались, их калужские куры не клюют, девать некуда!

Но, возможно, ларчик Диснейленда, о котором калужский губернатор Артамонов договорился с Путиным, открывается несколько иначе. Артамонов – старый друг Грефа, еще с тех пор, как тот служил министром экономического развития и торговали России. Совместно эти двое запустили разные импортные отверточные сборки в Калуге – Фольксваген, Вольво, львиная часть прибыли с которых потекла за рубеж.

Не исключено, что и ключик к золотому ларчику калужского Диснейленда лежит за пазухой все того же Грефа. Куда с этой новостройки потекут золотые ручейки? Можно только гадать. Но впрочем можно и догадаться, сложив в уме, что называется, два и два…

«Дыру» в бюджете ПФР закроет изъятыми доходами самых неугодных






Правительство Мишустина пытается хоть как-то смягчить последствия людоедской пенсионной реформы, проведенной их предшественниками. Пока получается не очень впечатляюще. Несмотря на отъем пенсий у части стариков, «дыра» в Пенсионном фонде России (ПФР) по-прежнему огромна, а значит и смысла в реформе не было. Рейтинг президента уронили, а проблема осталась.

Теперь для компенсации дефицита ПФР планируется направлять денежные средства граждан, законность происхождения которых они не смогут доказать. Внесенный правительством законопроект, предусматривающий поправки в Бюджетный и Гражданский кодексы должен заработать с декабря 2020 года. В казну польется золотой дождь? Сомнительно.

Юридические основания под эту новацию подвел Конституционный суд, который еще в 2019 году, рассматривая дело о миллиардах полковника Захарченко уточнил, что средства могут быть конфискованы у любых лиц, а не только госслужащих. До сих пор в пользу государства изымалось только имущество чиновников и членов их семей, средства на приобретение которого были получены незаконно.

В этом году ПФР впервые получил 21,4 млрд рублей за конфискованную у чиновников недвижимость. При этом, по словам первого зампреда комитета Госдумы по бюджету и налогам Валентина Шурчанова, реальный дефицит исчисляется сотнями миллиардов рублей. Возникает соблазн начать «шерстить» россиян на предмет незаконных доходов. Вдруг не смогут доказать?

Позволит ли такая политика закрыть «дыру» в ПФР — неясно. Но у правительства нет выхода. Согласно федеральному закону № 350-ФЗ, в 2021—2024 годах пенсии должны быть проиндексированы выше уровня ожидаемой инфляции: с 1 января 2021 года размер выплат вырастет на 6,3%, с начала 2022 года — на 5,9%, с 202 года — на 5,6%, с 2024 года — на 5,5%. Приходится искать деньги.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Вера Ганзя считает, что с помощью только этой меры решить пенсионные проблемы не удастся.

— Получается, что речь здесь идет о средствах криминального характера. Поэтому сам посыл нормальный. Изымать средства, которые находятся где-то в гаражах (а их буквально тонны) и направлять на какую-то конкретную, видимую цель — это правильно. Потому что до сих пор эти деньги, которые находили, почему-то моментально растворялись. Либо в недрах МВД, либо в других структурах. Но как правило эти деньги нигде никогда потом не всплывали. А так их будет видно. Мы (КПРФ — авт.) всегда ратовали за конфискацию активов, если вина владельца доказана и приговор вступил в силу.

«СП»: — Хватит ли этих средств на решение пенсионной проблемы? Которая, кстати, должна была исчезнуть — для этого и повышали пенсионный возраст…

— Дыра там сейчас слишком огромна, чтобы такими методами ее можно было бы закрыть… Надо понимать, что идеи, которыми правительство обосновывало повышение пенсионного возраста не нашли своего подтверждения. Это все провалилось. ПФР как имел дыру, так он ее и имеет. Так что бабушка надвое сказала. Тем более, что есть масса способов эти средства спрятать. Начиная с подкупа, взятки людям из соответствующих госструктур и заканчивая нелегальным выводом их за рубеж. Так что эта мера как минимум не достаточная.

Но если человек получил и продал наследство, квартиру, а доказать источник не смог? Такое бывает. Конечно, пройти по всей цепочке, доказать, наверное, можно, но как бы не было поздно. Наши правоохранители настолько утратили доверие у населения, что возникает вопрос: кто будет вести такие расследования, делать выводы на их основании? Не появятся ли тут сфабрикованные дела? Мы как-то даже принимали закон, ужесточающих ответственность органов за это. Главное, чтобы не пострадали люди, которые собирали каждую копейку и копили на конкретную цель.

По мнению адвоката и правозащитника Дмитрия Аграновского, ради косметической по сути меры власти готовы нарушить юридические принципы.

— У нас власти очень любят ругать популизм и проводить, как они выражаются, непопулярные реформы. Но предлагаемая мера — это и есть популизм, доведенный до своего абсолюта, которым подменяют реальные действия. Потому что никакого практического смысла в этом нет. Если даже такие накопления будут выявлены и будет доказана их незаконность — это будет сущая капля в море и абсолютно не решит проблему. Но зато лишний раз власть покажет, что старается. Да еще и борется с коррупцией. Как говорил Жванецкий, «трудно менять ничего не меняя, но мы будем».

«СП»: — Интересно, что гражданам предлагается самим доказывать законность происхождения средств…

— В любом случае, это нарушение презумпции невиновности. Это государство должно доказывать незаконность накоплений, а не граждане доказывать их законность. Хотя такие действия государства можно понять. Под все разговоры, как мы замечательно развиваемся, доходы государства сокращаются. При этом вывоз капитала не прекращается, а значит за счет так называемой элиты, пополнить бюджет не получится. Их доходы неприкосновенны, они, как мы уже знаем, увеличиваются в любую пандемию.

А вообще Пенсионный фонд должен формироваться ни в коем случае ни с накоплений граждан, а как в советское время — с деятельности прибыльных предприятий. Мне совершенно непонятно, почему доходы, например, «Норильского никеля» должен получать какой-то там Потанин, который никакого участия в его строительстве не принимал, а, скажем, не пенсионеры всей страны. Я читал, что прибыль «Норникеля» в год составляет около 500 млрд рублей. Вот эти средства как раз в высшей степени сомнительны. И их надо направлять в ПФР.

Инициатива хороша, но только в теории, — продолжает ведущий юрист компании Объединенный юридический центр «Парфенон» Павел Уткин. — Боюсь на практике ее реализация ударит по простым гражданам, у которых есть хоть какие-то накопления.

Не ясно, кто будет осуществлять проверки законности получения денежных средств и какова будет минимальная сумма, попадающая под подозрение. Остается надеяться, что законодатели смогут четко прописать у кого, по каким критериям и на каких основаниях можно будет конфисковывать денежные средства, а не так как это выглядит сейчас в ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Формулировки положений данного закона настолько пространны и обтекаемы, что на практике «подозрительной» может показаться практически любая операция.

Новый законопроект может быть построен по аналогии с ФЗ-115. Контролировать «подозрительные» доходы будут финансовые организации, больше некому. Сомневаюсь, что в нынешних условиях государство найдет деньги для финансирования отдельной структуры. В этом случае нельзя исключать неправомерных списаний и конфискаций без объяснения причин. Поэтому самое главное, что должно быть в итоговом законе — ответственность за неправомерные конфискации.

А вот ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский видит в происходящим не столько пенсионную тему, сколько продолжение вывода экономики из серой зоны.

— Очевидно, что постепенное обеление экономики продолжается. Этот процесс запущен и набирает обороты. Среди главных инициатив этого процесса можно выделить новый налоговый режим для самозанятых. Теперь государство попытается наладить проверку и изъятие имеющихся нелегальных доходов у россиян. Это закономерный шаг и он рано или поздно произошел бы, потому что это общемировая практика, к которой стремится Россия. Эта инициатива призвана снизить дотации ПФР из бюджета.

«СП»: — Какой будет масштаб поступлений в ПФР? Не приведет ли такая практика к злоупотреблениям?

— Предположить сложно. Закон еще сырой, чтобы определить хотя бы примерные суммы. Что касается злоупотреблений, то они могут быть. Как и в других случаях. Однако, стоит отметить, что в этом случае даже при злоупотреблении недовольство со стороны граждан будет минимальным, потому что лишь небольшой процент населения имеет накопления, даже с учетом нелегальных доходов.

Читайте также: