В россии подняли пенсионный возраст для женщин на 8 лет

Повышение пенсионного возраста, ставшее первым значимым шагом Владимира Путина после избрания на очередной срок в 2018 году, родило новые понятия: “предпенсионер” и “предпенсионный возраст”. Строго говоря такие термины использовались и раньше, но содержания в них было намного меньше. Сейчас льготы для предпенсионеров, пусть и в очень ограниченной мере, компенсируют им более поздний выход на пенсию. Каким будет предпенсионный возраст в 2021 году - разобраться с этим в переходный период реформы поможет только официальная таблица от ПФР.

Какие льготы положены предпенсионерам в 2021 году

Понятно, что никакие льготы полностью не компенсируют более поздний выход на пенсию. Иначе проще было ничего не менять. В выигрыше в любом случае остаётся государство и казна. Звание предпенсионера может чем-то выручить в редких ситуациях, а прямая экономия денег даёт не так уж много.

Арифметика вполне простая. Даже минимальная ежемесячная пенсия в России, в зависимости от региона, колеблется в районе суммы в 9-10 тысяч рублей. Средняя - выше примерно в полтора раза. Освобождение от уплаты некоторых налогов (а это одна из основных льгот!) на этом фоне - копейки.

Единственная до повышения пенсионного возраста льгота для людей предпенсионного возраста - возможность выйти на пенсию на два года раньше срока. Она существует и сегодня, но нужно понимать, что воспользоваться ей не так просто.

Стать пенсионером досрочно можно только официально безработному пожилому человеку, стоящему на учёте в службе занятости. При этом сама служба занятости должна расписаться в своём бессилии в поиске работы для этого человека. А уволен с предыдущей работы он должен быть из-за ликвидации организации или в результате сокращения штата.

Довольно специфический набор условий, на практике почти нереальный.

Начиная с 2019 года, когда началось повышение пенсионного возраста, перечень льгот для предпенсионеров стал более ощутимым. В него теперь входят:

Налоговые льготы - предпенсионер пользуется теми же льготами, что полагаются пенсионеру; он освобождён от имущественного налога на один объект недвижимости, от уплаты земельного налога на 6 соток участка.

Трудовые гарантии - уволить предпенсионера сейчас примерно так же сложно, как уволить беременную сотрудницу. Работодателей даже пугают уголовным преследованием за это.

Повышенное пособие по безработице - если предпенсионер всё же лишился работы (например, из-за того, что была ликвидирована организация-работодатель) и встал на учёт в службе занятости, ему будет положено повышенное пособие. Точные суммы пособий для безработных на 2021 год в правительстве обсуждают до сих пор.

Диспансеризация каждый год - право на ежегодную диспансеризацию в 2021 году будет и у более молодых россиян, начиная с 40 лет. Но предпенсионеры смогут получить от работодателя два оплачиваемых дня в году на прохождение медосмотра, а не один, как все остальные.

С какого возраста появляется право на льготы

Проще всего разобраться с моментом наступления права на налоговые льготы. Освобождение от уплаты налога на квартиру или дом, а также от налога на 6 соток земельного участка наступает в момент, когда человек достигает старый пенсионный возраст. То есть в 55 лет для женщин и в 60 лет - для мужчин.

Переходный период пенсионной реформы на эту льготу никак не влияет. Строго говоря, льготы по налогам вообще мало связаны с пенсией, а наступают по возрасту. Скажем, люди, которые вышли на пенсию досрочно (представители опасных профессий или военнослужащие) всё равно оплачивают имущественные налоги, пока им не исполнится 55 или 60 лет.

С другими льготами всё немного сложнее и запутаннее. Пока идёт переходный период реформы, возникают некоторые парадоксы с предпенсионным возрастом.

Предпенсионный возраст вообще - это пять лет и меньше до выхода на пенсию. Но так это будет работать только когда переходный период по повышению пенсионного возраста завершится. А пока ПФР ориентируется не на возраст выхода на пенсию конкретного человека, а на действующий сейчас пенсионный возраст, отнимая пять лет именно от него.

На самом деле, это даже выгоднее для простых людей. Предпенсионерами сейчас фактически становятся уже за семь-восемь лет до выхода на пенсию.

Разобраться с этим парадоксом проще, если посмотреть на таблицу от Пенсионного фонда России.

Предпенсионный возраст для мужчин и женщин в таблице от ПФР

Две эти таблицы опубликованы в официальном источнике - на сайте Пенсионного фонда РФ. С их помощью легко разобраться, кто считается предпенсионером в том или ином году.

Таблица для женщин

Таблица для мужчин

Никаких изменений с 2020 года не произошло. Предпенсионный возраст в 2021 году - это 1965-1968 года рождения для женщин и 1960-1963 года - для мужчин.

Убедиться в правильности приведённых таблиц любой читатель может на сайте ПФР. Она приводится в нескольких местах. Например, здесь.

Пенсионный возраст (ПВ) – законом определяемый возраст человека, достигнув которого, он получает возможность оформить пенсионные выплаты.

Множество граждан при этом продолжает заниматься рабочей деятельностью. В 2019 году показатель поменялся.

Бесплатно по России

Последние новости об изменениях

Глава РФ привнес собственные коррективы в подготовленный правительством законодательный акт об изменении ПВ. Для того чтобы сообщить россиянам о внесенных коррективах, президент В.В. Путин провел выступление по телевизору.

Ключевые моменты законодательного проекта таковы:

  1. Повышение ПВ. Первоначально ПВ планировали увеличить до 65 и 63 лет для лиц мужского и женского пола соответственно (раньше ПВ равнялся 60 годам для мужчин, 55 для женщин). В обновленном законопроекте предлагается повысить ПВ до 65 и 60 лет для лиц мужского и женского пола соответственно.
  2. Досрочный уход на пенсию для матерей с большим количеством детей. Женщины, у которых минимум 3, 4, 5 детей вправе начать получать пенсионные выплаты в 57, 56, 50 лет соответственно.
  3. Возможность оформления пенсионного обеспечения на 6 месяцев раньше ПВ. Предусмотрена для тех, кто, соответственно с предыдущим законом, должен был стать пенсионером в ближайшие 24 месяца.
  4. Социальная защита россиян предпенсионного возраста (ППВ). Предусматривается ответственность для нанимателей (включая уголовную) за освобождение от должности сотрудников ППВ и нежелание трудоустраивать человека из-за его ППВ.
  5. Стимулирование бизнеса. Направлен на то, чтобы сохранить на работе лиц ППВ, переобучить их и повысить квалификацию.
  6. Увеличение максимальных выплат безработным лицам ППВ. В соответствии с новым законом, пособие по безработице для людей ППВ должно равняться 11 280 рублям. По старому закону оно равнялось 4 900 рублям. Выплаты предоставляются безработному человеку ППВ максимум 12 месяцев.
  7. Ежегодно предоставляемые сотрудникам ППВ 2 выходных на бесплатную диспансеризацию.
  8. Использование льгот. Предусматривается для шахтеров, работников горячих цехов и химпроизводств, оформляющих пенсионное обеспечение.
  9. Поддержка россиян, живущих в сельской местности. Для россиян ПВ, которые не работают, зарегистрированы в деревне и минимум 30 лет отработали на сельскохозяйственном предприятии, пенсионное обеспечение повышается на 25 процентов.
  10. Снижение рабочего стажа, который требуется для того, чтобы пораньше стать пенсионером. Теперь он равняется 37 годам для россиян женского пола, 42 – для мужского. По старым законам он был равен 40 и 45 годам соответственно.
  11. Использование налоговых льгот во время реформирования. Пока проводится реформа, лицам ПВ (по прошлым законам) не требуется платить налоги на недвижимое имущество и земельные участки.

Как изменился пенсионный возраст в России в 2019 году

В 2010 году мужчины выходят на пенсию в 61 год, а женщины – в 56 лет. Это означает, что теперь ПВ стал больше на 1 год. Реформирование будет проводиться постепенно, каждый год ПВ станет повышаться на год.

Переходный период дает возможность избежать резкого повышения ПВ для тех, кто должен стать пенсионером в ближайшее время. К примеру, лица мужского пола, родившиеся в 1959 году, смогут стать пенсионерами в 2020 году. Таким образом, переходный период необходим для смягчения пенсионной реформы, предотвращения народных протестов, волнений.


Для льготников

Перемены не коснутся шахтеров и иных россиян, занятых на небезопасных производствах. ПВ повысится для определенных групп лиц, которые располагают правом на раннее назначение пенсионных выплат. Сюда входят, прежде всего, россияне, трудоустроенные в северных регионах либо приравненных к ним населенным пунктам. Для них ПВ будет каждый год увеличиваться на 12 месяцев. В 2019 году они смогут стать пенсионерами в 56 (мужчины) и 51 (женщины) лет.

Для педагогов и врачей льготы продолжат действовать полностью. Правительство не планирует ужесточать требования по особому стажу. Однако, учитывая общее повышение ПВ, для педагогов и врачей ПВ увеличится на 8 лет. Новый ПВ станет рассчитываться при учете даты выработки особого стажа и получения права досрочно оформить пенсионное обеспечение.

На данный момент преподавателям и докторам требуется наработать особый стаж продолжительностью 15-30 лет (зависит от группы лиц, к которой относится гражданин). Следовательно, возраст, в котором выполняется выработка особого стажа и приобретение права пораньше оформить пенсионные выплаты, фиксируется, а реализация права может быть осуществлена в 2019-2034 годах.

Также закон изменяет возраст выхода на социальную пенсию. Данные пенсионные выплаты предоставляются тем, кто не имеет трудового стажа (к примеру, физические лица, работавшие неофициально). Россиянам, которые не были трудоустроены либо не накопили достаточного стажа, социальная пенсия станет оформляться не в 60 (лица женского пола) и 65 (лица мужского пола) лет, а в 65 и 70 соответственно.

Эти изменения планируется внедрять постепенным образом. У россиян, которые имеют существенные нарушения работы организма, остается возможность оформить пенсию по инвалидности. На назначение социального пенсионного обеспечения для инвалидов возраст никак не влияет.


Для военнослужащих

Министерство финансов и Министерство обороны планировало изменить ПВ для военных и работников силовых структур. Об этом сообщал Антон Силуанов, 1-й вице-премьер. Однако в законопроект изменения ПВ для перечисленных категорий лиц так и не были внесены.

Таблица изменения возраста по годам

Год рожденияГод оформления пенсионного обеспеченияПВ
Мужской1959202061
1960202262
1961202463
1962202664
1963202865
Женский1964202056
1965202257
1966202458
1967202659
1968202860
1969203061
1970203262
1971203463

Бюджет ПФР на протяжении уже нескольких лет является дефицитным, получает субсидии из российской казны. Правительство давно задумывалось об увеличении ПВ, однако решилось провести изменить схему лишь сейчас.

Дмитрий Медведев утверждает, что затягивать больше невозможно, так как количество работоспособных граждан уменьшается. Из-за этого система пенсионного обеспечения может потерять баланс, правительство не сможет исполнять собственные социальные обязательства. По словам премьера, увеличение ПВ дает возможность повысить среднюю длительность жизни в РФ примерно до 73 лет.

В настоящее время средняя пенсия в РФ – 14 500 рублей. В 2020 году она должна повыситься до 15.4 тысяч, в 2020 – до 16500 тысяч. К 2024 году средняя величина пенсионного обеспечения станет составлять приблизительно 20 000 рублей. Так считает глава Министерства труда и социальной защиты Максим Топилин.

Интересное видео

Предлагаем посмотреть более подробную информацию о том, кого не затронет пенсионная реформа:


В 2020 году пенсионный возраст станет выше, чем был в 2019. Все дело в переходном периоде пенсионной реформы: каждый год мужчинам и женщинам в России придется все дольше работать до назначения пенсии по старости.


Пока еще действуют льготы: на пенсию уже нельзя выйти по достижении 55 и 60 лет, но можно получать ее на полгода раньше, чем установлено законом.

Что нужно знать о пенсионном возрасте в 2020 году

В 2020 году меняются правила выхода на пенсию по старости. Вот главное:

  1. В первом полугодии на пенсию смогут выйти женщины, которым исполнилось 55,5 года, и мужчины, которым исполнилось 60,5 года.
  2. Во втором полугодии право на пенсию в связи с достижением установленного пенсионного возраста никто не получит.
  3. Чтобы получить пенсию, нужно иметь 11 лет стажа и 18,6 пенсионного балла. Это больше, чем требовалось в 2019 году.
  4. Тем, кто в 2020 году достигнет прежнего пенсионного возраста, пенсию назначат только во второй половине 2021 или в первой половине 2022 года.
  5. Многодетные мамы могут выходить на пенсию раньше остальных. Но они пока не смогут воспользоваться своей льготой: обычный пенсионный возраст для них в 2020 году все еще ниже досрочного.

Поделитесь с теми, кто готовится к пенсии:

Рассказать о новом пенсионном возрасте

Что такое пенсионная реформа

Пенсионной реформой называют изменения в законе о пенсиях по старости. В 2019 году они были глобальными: пенсионный возраст повысили до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Это на пять лет больше, чем было до поправок. В 2018 году женщина могла получать пенсию из бюджета, когда ей исполнялось 55 лет. А с 2019 года так уже не получится. Если женщине исполняется 55 лет, права на пенсию она еще не имеет: придется ждать и работать до 55,5.

Подробный разбор основных изменений в пенсионной системе есть в отдельной статье Т—Ж . Здесь расскажем только о том, что произойдет с возрастом выхода на пенсию именно в 2020 году. И только о страховой пенсии по старости — ее еще называют трудовой пенсией и пенсией по возрасту. Еще есть социальные и государственные пенсии, но этот разбор не о них.

Как будет меняться пенсионный возраст

Пенсионный возраст повышается постепенно. Его не сразу подняли на пять лет.

В 2018 году женщине можно было выйти на пенсию ровно в 55 лет, а мужчине — в 60 лет. В 2019 году пенсионный возраст подняли на год, в 2020 году — еще на год, и так будет до 2023 года.

С этим сложно разобраться. Повышение пенсионного возраста зависит от того, в каком году возникло бы право на пенсию по старым правилам — тем, что действовали до 31 декабря 2018 года.

Допустим, Валентина Ивановна родилась 10 марта 1966 года. 10 марта 2021 года ей исполняется 55 лет. По старым правилам она могла бы выйти на пенсию в этот же день — 10 марта 2021 года. Но с учетом реформы пенсионный возраст ей подняли на 3 года, то есть выплаты из бюджета она начнет получать только с 10 марта 2024 года. Тогда ей исполнится 58 лет.


На сколько ежегодно повышают пенсионный возраст

Год появления права на пенсию по старым правиламСколько прибавят к старому пенсионному возрасту
20191 год
20202 года
20213 года
20224 года
2023 или позднее5 лет

Окончательное повышение для всех случится только в 2028 году. Тогда на пенсию выйдут женщины 1968 года рождения и мужчины 1963 года рождения: им будет по 60 и 65 лет соответственно.

В каком возрасте можно выйти на пенсию в 2020 году

Для 2019 и 2020 годов есть особые условия. В этот период действует не только постепенное повышение пенсионного возраста, но и так называемая льгота. Ее суть в том, что на пенсию можно выйти на полгода раньше, чем установлено общими правилами реформы.

В 2019 и 2020 годах на полгода раньше на пенсию выходят те, кто получил бы на нее право в эти годы по старым правилам.

Например, во второй половине 2019 года право на пенсию получили те женщины, что родились в первой половине 1964 года. То есть в 2019 году им исполнилось 55 лет, пенсионный возраст для них повысили до 56 лет, но якобы дали льготу — разрешили получать пенсию в 55,5 года.


В первой половине 2020 года право на пенсию получат женщины, которые родились во втором полугодии 1964 года. Право на пенсию по старым правилам у них появилось в 2019 году. Пенсионная реформа прибавила к этому сроку еще год. Пенсию по новым правилам назначили бы во второй половине 2020 года — в 56 лет. Но с учетом льготы таким женщинам разрешили обратиться за пенсией на полгода раньше, то есть в первой половине 2020 года.

Кто выйдет на пенсию в 2020 году

ЖенщиныМужчины
Дата рожденияII полугодие 1964 годаII полугодие 1959 года
Выйдут на пенсию по новым правиламI полугодие 2020 годаI полугодие 2020 года
В каком возрасте55,5 года60,5 года

Хотя речь идет о льготе, на самом деле никакой льготы тут нет. Пенсионерам сначала повысили пенсионный возраст на год, а потом разрешили выйти на пенсию на полгода раньше. Но это все равно позже, чем было до реформы. Поэтому понятие льготы, которое использует ПФР, весьма условное. Работать все равно придется дольше, но все же в 2020 году пока меньше, чем в будущем.

Во втором полугодии новых пенсионеров не будет

В 2020 году на пенсию по старости — именно в связи с наступлением пенсионного возраста — можно выйти только с января по июнь. А во втором полугодии право на пенсию по старости впервые не возникнет вообще ни у кого. И в первой половине 2021 года — тоже.

Дело в том, что пенсионерам, которые по старым правилам получали право на пенсию в 2020 году, возраст повышают на два года.

Если 55 лет женщине исполняется в марте 2020 года, она выйдет на пенсию только в 57 лет. Этого возраста она достигнет в марте 2022 года. С учетом льготы за пенсией можно обратиться на полгода раньше — в 56,5 года, то есть только в сентябре 2021 года.

С июля 2020 по июнь 2021 на пенсию могут выходить те, кто получил это право раньше, но пока им не воспользовался. Или те, кто имеет право на досрочную пенсию. Но на общих основаниях по достижении установленного пенсионного возраста в этот период на пенсию никто не выйдет.

Если право на пенсию возникло до 2020 года

Если женщине еще в 2019 году исполнилось 56 лет или мужчине — 61 год, но они до сих пор работают, право на пенсию по возрасту у них уже есть. Они могли им не воспользоваться по разным причинам, но могут сделать это в любой момент: и в первой, и во второй половине 2020 года — или позже, когда захотят.

Какие еще есть требования к пенсионерам по возрасту

Чтобы получать страховую пенсию по старости, мало достичь определенного возраста. Еще нужно накопить хотя бы минимальный стаж и баллы. Каждый год их нужно все больше, но это не следствие последней реформы, а старое требование закона.

Сколько баллов и стажа нужно для обычной пенсии в 2020 году

Минимальный стаж для пенсии11 лет
Минимальные пенсионные баллы18,6
Максимальное количество баллов за год9,57

Проверить стаж и баллы можно через интернет на госуслугах. Сейчас там уже есть данные за третий квартал 2019 года. В начале года ходили слухи, что из выписок опять пропали баллы и стаж. Сейчас все в порядке, но вы все равно проверьте — и расскажите в комментариях, если найдете ошибки в своем лицевом счете.

Если стажа или баллов по выписке не хватает, можно использовать нестраховые периоды, например уход за ребенком или пенсионером. Или докупить за деньги: это законный способ. Весь стаж так купить нельзя, и нужно считать, что выгоднее: потратиться на взносы или получать пенсию позже.

Новые пенсионные льготы для многодетных мам пока не работают

Вместе с повышением пенсионного возраста многодетным мамам разрешили выходить на пенсию на несколько лет раньше. До реформы досрочную пенсию назначали только мамам пятерых детей, а теперь ее могут получить и те, у кого трое или четверо детей.

Условия досрочной пенсии для многодетных матерей

Сколько детейВ каком возрасте назначат пенсиюВозраст для пенсии в 2020 году
Трое57 летобычный — 55,5 года
Четверо56 летобычный — 55,5 года
Пятеро и больше50 летдосрочный — 50 лет

Мамы троих детей могут выйти на пенсию в 57 лет — на три года раньше нового пенсионного возраста. Но если в 2020 году такой маме исполнилось 57 лет, значит, право на пенсию у нее и без льготы возникло еще в 55 лет — до пенсионной реформы, в 2018 году. Она и так может получать пенсию с любого дня 2020 года, если еще за ней не обратилась. Так что никаких послаблений именно многодетность в 2020 году ей пока не дает.

Так же и у мамы четверых детей. Если в 2020 году ей исполнится 56 лет, то в 2019 году ей уже было 55 — то есть появилось право на пенсию по старым правилам. По новым ее назначат всего лишь на полгода позже — в 55,5.

И только со второй половины 2021 года мать четверых детей сможет прочувствовать всю прелесть своей пенсионной льготы. Женщина, которая родились в первом полугодии 1965 года, получит право на пенсию только в 56,5 — во второй половине 2021 года. Но если она родила четверых детей, то выйдет на пенсию досрочно — в 56 лет, в первом полугодии.

Мамы троих детей оценят льготу только в 2023 году. Благодаря льготе и детям им начнут платить пенсию уже в 57 лет. То есть, если маме троих детей в 2023 году исполнится 57, она уже получит право на досрочную пенсию. А ее ровесница 1966 года рождения, у которой только двое детей, будет получать ежемесячные выплаты из бюджета только с 2024 года. Для женщин 1967 года рождения разница будет еще больше: многодетные будут получать пенсию с 2024 года, а остальные — с 2026.


Для назначения досрочной пенсии многодетной женщине нужно иметь 15 лет стажа и хотя бы минимальное количество баллов для того года, когда возникло право на пенсию. В 2023 году это будет 25,8 балла.

Для мам пятерых детей ничего не меняется: они выходят на пенсию в 50 лет, как и раньше. Отдельные условия — для мам, которые имеют северный стаж: у них есть досрочная пенсия даже с двумя детьми.

В случае с многодетными мамами понятие льготы тоже условное. Фактически льгот для них по сравнению с прежними условиями выхода на пенсию нет. Раньше мама троих детей спокойно выходила на пенсию в 55 лет, а теперь не сможет. Но многодетным отцам еще обиднее: для них досрочной пенсии из-за детей вообще не бывает.

Закон о постепенном повышении пенсионного возраста для женщин до 60 лет (см. таблицу по годам) является частью пенсионной реформы с 2019 года. Однако проходить она будет с учетом корректировок, предложенных в обращении Владимира Путина к гражданам РФ от 29 августа 2018 г. Все запланированные изменения уже предусмотрены подписанным Президентом законом № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. (текст ниже).


Закон о пенсионном возрасте с 2019 года

В своем телеобращении в августе 2018 г. Президент отмечал, что в России «отношение к женщинам особое, бережное», поэтому по его поручению Кабмин подготовил поправку к законопроекту, которой было предусмотрено снижение пенсионного возраста для женщин на 3 года относительно предложенных в первоначальном варианте 63 лет — т.е. до 60 лет, а также досрочный выход на пенсию многодетным матерям, имеющим трое и четверо детей.

Повышение пенсионного возраста будут осуществлять постепенно с 1 января 2019 года. Учитывая, смягчение темпов увеличения нормативного возраста в первые 2 года, изменения для женщин будут осуществляться следующим образом:

  • в течение 2019 и 2020 гг. женщины смогут оформить пенсионные выплаты на полгода раньше, чем это предусматривал первоначальный правительственный законопроект;
  • с 2020 г. «период трудоспособности» начнет увеличиваться с шагом 1 год, как это планировалось изначально, пока в 2023 г. не установится его окончательное значение — 60 лет (см. таблицу повышения пенсионного возраста).

Согласно предложенному графику, повышение пенсионного возраста коснется всех граждан, кто на 1 января 2019 года еще не успеет оформить выход на пенсию по старому закону (женщины, которым на начало 2019 года еще не исполнится 55 лет).

Это означает, что пенсионный возраст так или иначе повышается для всех женщин (за исключением досрочников), которым в 2019 году исполнилось 55 лет и меньше — а это женщины 1964 года рождения и моложе. Пенсия с 60 лет будет назначена тем женщинам, которым 55 лет исполнится в 2023 году и позже.

График выхода на пенсию по годам для женщин

Дата достижения 55-летнего возраста На сколько лет будет отложен выход на пенсию Пенсионный возраст по новому закону В каком году будет выход на пенсию
2018 55 2018
1-ое полугодие 2019 + 0.5 55.5 2-ое полугодие 2019
2-ое полугодие 2019 + 0.5 55.5 1-ое полугодие 2020
1-ое полугодие 2020 + 1.5 56.5 2-ое полугодие 2021
2-ое полугодие 2020 + 1.5 56.5 1-ое полугодие 2022
2021 + 3 58 2024
2022 + 4 59 2026
2023 и позже + 5 60 2028 и т.д.

  • Те женщины, кому 55 лет исполнилось в 2019 году, попали под действие переходных положений нового закона. Для них выход на пенсию отложен на 6 месяцев — оформить выплаты они смогут при достижении 55.5 лет (соответственно во второй половине 2019 или первой половине 2020 г.).
  • Тем, у кого 55-летие будет в 2020 году, увеличение относительно старых нормативов составит 1,5 года (вместо 2 лет по предложенному Правительством графику). Оформить пенсионные выплаты они смогут соответственно во второй половине 2021 и первой половине 2020 г., когда достигнут возраста 56,5 лет.
  • Тем, кому 55 лет исполнится в период с 2021 по 2022 год, будет установлено промежуточное значение пенсионного возраста с учетом ежегодного увеличения на 1 год — 58-59 лет.
  • Женщинам, которым 55 лет будет в 2023 году и позже, будут выходить на пенсию уже по окончательным нормативам нового закона — в 60 лет. Они смогут оформлять выплаты, начиная с 2028 года и т.д.

Новая таблица выхода на пенсию по годам рождения для женщин

Как было отмечено ранее, под действие нового закона о повышении пенсионного возраста в России попадут женщины, начиная с 1964 года рождения, так как 55-летнего возраста они достигнут уже после внесения изменений в пенсионное законодательство.

Но так как новый закон предполагает поэтапную корректировку условий выхода на пенсию, некоторые женщины попадут под действие промежуточных положений (2019-2026 гг.) — для них возраст оформления выплат будет меньше 60 лет.

Определить, в каком году выйдут на пенсию женщины конкретного года рождения, можно с использованием следующей таблицы:

Таблица выхода на пенсию по годам для женщин

Дата рождения женщины На сколько лет будет отложен выход на пенсию В каком возрасте выйдут на пенсию Год оформления пенсионных выплат
I полугодие 1964 + 0.5 55.5 II полугодие 2019
II полугодие 1964 I полугодие 2020
I полугодие 1965 + 1.5 56.5 II полугодие 2021
II полугодие 1965 I полугодие 2022
1966 + 3 58 2024
1967 + 4 59 2026
1968 + 5 60 2028

  • Для женщин 1964 года рождения так называемый «период трудоспособности» увеличивается на 6 месяцев (т.е. до достижения 55,5 лет), так как они попадают под переходные положения закона.
  • Для женщин 1965 года рождения срок выхода на пенсию откладывается на 1,5 года, т.е. до достижения 56,5 лет.
  • Для женщин 1966 и 1967 г.р. темп увеличения нормативов по пенсионному возрасту будет больше — повышение на 1 год ежегодно. Оформление выплат для них будет отложено на 3 и 4 года соответственно.
  • Женщины 1968 года рождения и позднее будут оформлять пенсию уже с 60 лет — для них будет установлено окончательное значение пенсионного возраста.

Выход на пенсию многодетных матерей

В новом законе предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей, имеющих трое или четверо детей. Такое изменение было принято по предложению Президента, озвученном в обращении к гражданам РФ 29 августа 2018 г. Владимир Путин отмечал необходимость предоставления такой льготы многодетными матерям по следующей схеме:

  • если у женщины трое детей, то она сможет на 3 года раньше общеустановленного пенсионного возраста оформить пенсионные выплаты;
  • если четверо детей, то на 4 года раньше срока;
  • при наличии 5 и более детей действующее законодательство уже предусматривает для таких матерей выход на пенсию в 50 лет.

  • Первыми выйти досрочно по льготным условиям смогут женщины 1965 года рождения, имеющие 4 детей (в 2021 году при достижении 56 лет, когда общий пенсионный возраст для женщин 1965 г.р. будет 57 лет).
  • Следующими воспользоваться досрочным оформлением выплат смогут женщины 1966 г.р. с 4-мя детьми тоже в 56 лет (они выйдут на пенсию в 2022 году, тогда как на общих основаниях женщины 1966 г.р. будут выходить на пенсию в 2024 году в возрасте 58 лет, а при наличии 3 детей — в 2023 году в возрасте в 57 лет).
  • И так далее.

Принят ли закон о пенсии в 60 для женщины в России?

О снижение пенсионного возраста у женщин с 63 до 60 лет объявил Президент Владимир Путин в ход своего обращения к гражданам, которое прошло 29 августа 2018 г. Поправку к законопроекту, содержащую такие корректировки, подготовило Правительство — 26 сентября 2018 г. она уже единогласно была одобрена депутатами Госдумы.

Согласно процедуре, предусмотренной российским законодательством, рассмотрение Правительственного законопроекта прошло все обязательные этапы:

  1. До 24 сентября 2018 г. проходил сбор поправок к законопроекту, которые были рассмотрены во втором чтении. Из одобренных Парламентом можно выделить следующие:
    • Внесение поправки, предлагающей снижение планки пенсионного возраста для женщин с 63 до 60 лет.
    • Закрепление в законе предложенного Правительством нового порядка индексации пенсии с 2019 года с темпами выше уровня инфляции (в среднем на 1000 рублей ежегодно).
    • Закрепление в законодательстве понятия «предпенсионный возраст» для того, чтобы обязать работодателей извещать Минтруд об увольнении пожилых сотрудников.
    • Программа повышения квалификации для граждан предпенсионного возраста, на финансирование которой Министерство труда и соцзащиты населения предлагает направлять ежегодно около 5 млрд руб.
    • Увеличение переходного периода в первые 2 года реформы (т.е. снижение темпа, с которым ежегодно будет повышаться нормативное значение возраста) и др.

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: