В стране нет пенсий досрочных

Переходный период по увеличению пенсионного возраста продолжается. И, учитывая, сколько новых нюансов появилось при определении возраста выхода на пенсию, теперь не так-то просто стало ответить на вопрос читателей: «А когда уже можно подавать заявление в ПФР?».

До тех пор, пока переходный период не будет окончательно завершен, с наступлением каждого очередного года правила выхода на пенсию будут меняться.

Поэтому предлагаю рассмотреть график выхода на пенсию в следующем, 2021 году: с какого возраста будут выходить на пенсию и кто сможет стать пенсионером раньше положенного срока.

1. Каким будет общий пенсионный возраст в 2021 году?

Согласно утвержденному плану поэтапного повышения пенсионного возраста, в 2021 году подходит очередь для выхода на пенсию:

-женщинам, рожденным в 1-м полугодии 1965 года,

-и мужчинам, рожденным в 1-м полугодии 1960 года.

У них по графику пенсионный возраст наступает в 56,5 лет и в 61,5 год соответственно. Подавать заявление в ПФР о назначении пенсии можно уже за месяц до наступления этого возраста.

Но есть важное условие: для назначения страховой пенсии по старости в 2021 году требуется подтвердить не менее 12 лет стажа и иметь на лицевом счете не менее 21 пенсионного балла.

В противном случае в назначении пенсии будет отказано. О том, что делать, если не хватает баллов для пенсии, рассказывается здесь.

А вот перейти на пенсию супруга в 2021 году (это касается пережившего супруга, у которого пенсия была намного ниже) можно будет только женщинам не моложе 1964 г.р. и мужчинам не моложе 1959 г.р.

Дело в том, что возраст для перехода на пенсию по случаю потери кормильца в 2020 году повышается на 2 года, а в 2021 году — на 3 года.

Поэтому граждане из следующей возрастной группы (женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.) смогут перейти на пенсию супруга не раньше 2022 года, по достижении 57 и 62 лет соответственно.

Исключение составляют только супруги военнослужащих и приравненных к ним по статусу сотрудников правоохранительных органов. Для них возраст перехода на ведомственную пенсию по потере кормильца остался прежним (55 и 60 лет — для женщин и мужчин соответственно).

2. Кто еще может выйти на пенсию по старости в 2021 году, даже если не достиг общего пенсионного возраста?

1) Безработные граждане, которые встали на учет в Центр занятости населения в результате сокращения штата или ликвидации работодателя.

При отсутствии вакансий их могут направить на пенсию раньше на 2 года, если есть стаж не менее 20 лет (у женщин) и 25 лет (у мужчин). В 2021 году на это могут претендовать женщины и мужчины, которым исполнилось 56 лет и 61 год соответственно.

Аналогичное правило (снижение пенсионного возраста на 2 года) применяется к гражданам, выработавшим длительный трудовой стаж (у женщин — это 37 лет, у мужчин — 42 года). Но в этот стаж учитываются только периоды работы и временной нетрудоспособности.

2) Женщины, которые родили 4-х детей и воспитали их до 8-летнего возраста, могут выйти на пенсию в 2021 году в возрасте 56 лет (т. е. раньше на полгода).

У матерей с 3-мя детьми пенсионный возраст наступает в 57 лет, т. е. не раньше следующего года.

3) На досрочную пенсию в связи с выработкой северного стажа (15 лет в РКС или 20 лет в МКС) в 2021 году могут выйти женщины, рожденные в 1-м полугодии 1970 г. (т. е. в возрасте 51,5 год), и мужчины, рожденные в 1-м полугодии 1965 г. (т. е. в возрасте 56,5 лет).

Напомню, что пенсионный возраст для северян также повышается на 5 лет с учетом переходного периода.

4) Также на досрочную пенсию по старости в 2021 году выходят педагогические, медицинские и творческие работники (артисты балета, оперные певцы и т. д.) — если они выработали необходимую выслугу в 1-м полугодии 2020 года.

Например, учитель выработал 25 лет спецстажа по состоянию на 1 февраля 2020 года — значит, он выходит на досрочную пенсию по старости через 1,5 года, т. е. с 1 августа 2021 года.

Также напоминаю, что пенсионный возраст не повысился для:

-родителей и опекунов детей-инвалидов,

-для женщин, родивших 5 и более детей (либо 2-х детей при выработке 12 лет стажа в РКС или 17 лет в МКС),

-прочих льготников, указанных в ст. 32 п.п. 1-5, 7 Закона 400-ФЗ, а также для работников с вредными условиями труда (перечисленных в ст. 30 п.п.1 - 18 Закона 400-ФЗ).

Российское правительство в 2024–2025 годах снова попытается реформировать пенсионную систему, заявил экономист Никита Масленников.


"Перезагрузка пенсионной системы неизбежна"

По словам специалиста, если пенсии по старости к 2023 году вырастут до 19 283 рублей, а средняя номинальная зарплата — до 57 тысяч рублей, это даст коэффициент замещения всего на уровне 30%.

Таким образом, "в вопросе роста благосостояния пенсионеров, все эти годы мы будем топтаться на месте. Перезагрузка пенсионной системы неизбежна", — приводит "Свободная пресса" слова Масленникова.

Тем более маловероятны какие-либо изменения, поскольку план восстановления экономики пока рассчитан лишь до 2021 года.

"Не очень понятно, какими путями правительство будет решать проблему по созданию новой экономической модели в целом. В том, что ее придется решать, никаких сомнений быть не может", — заключил он.

Напомним, эксперты уже заявляли о том, что через несколько лет пенсионная система в России столкнется с новыми проблемами.

К примеру, специалист по негосударственным пенсионным фондам (НПФ) Дмитрий Александров высказывал мнение, что в 2024–2025 годах правительству придется реформировать систему пенсионных накоплений, поскольку еще через 10 лет невозможно будет обеспечить выплатами всех пенсионеров.

В настоящее время альтернатива государственным пенсионным фондам выглядит так: россияне, которые участвуют в корпоративных пенсионных программах или заключили договоры с НПФ, смогут начать получать выплаты на пять лет раньше.

В планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию, но.

Как писали в Телеграм-канале "Бла-бла-номика", недавно стало известно о планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию — дать такую возможность не за два, а за три года до наступления пенсионного возраста.

Напомним, в связи с пенсионной реформой, право на пенсию по старости возникает с 55,5 лет у женщин и с 60,5 лет у мужчин в 2020 году.

"На первый взгляд вполне себе разумная мера, направленная на социальную поддержку предпенсионеров, оставшихся без работы. Ведь эта категория работников — одна из самых уязвимых и дискриминируемых на рынке труда.

Только вот для оформления досрочной пенсии нужно сначала зарегистрироваться в качестве безработного, а потом получить от службы занятости подтверждение о невозможности нового трудоустройства.

Но дело в том, что среди предпенсионеров, по данным ПФР, официально трудоустроены лишь 40% из 10,1 млн таких граждан. Соответственно, факт своего увольнения в связи с ликвидацией организации или по сокращению штата смогут доказать далеко не все, попавшие в такую ситуацию.

С требованием о "невозможности нового трудоустройства" тоже не все просто, ведь служба занятости наверняка предложит варианты "подходящей работы".

Однако эти предложения, как правило, ниже той квалификации или должности, на которых был ранее занят человек, а предлагаемая заработная плата часто близка к уровню МРОТ.

В бюджете ПФР на 2020 год было запланировано 4,4 млрд рублей на выплаты досрочных пенсий.

Хватит или нет этих средств в случае введения новых правил выхода на досрочную пенсию, пока непонятно.

Для сравнения, число получателей таких пенсий в "докризисном" 2019 году было сравнительно небольшим — 23,5 тыс. человек (данные на 1 июля). Посмотрим, насколько существенным будет рост в нынешнем году или убедимся в том, что барьеры и условия на пути к желанной пенсии оказались непреодолимыми для армии безработных предпенсионеров", — подытожили сетевые эксперты.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

О повышении пенсионного возраста все уже знают. А вот о том, что у безработных есть льгота для досрочного назначения пенсии, почти никто не говорит. Хотя эта льгота не новая: если остаться без работы незадолго до пенсии, ее могут назначить на два года раньше.

О том, как безработные предпенсионеры смогут получать пенсию досрочно по решению службы занятости в 2021 году, как оформить досрочную пенсию безработному предпенсионного возраста, читайте подробно в данной статье.

Выход на досрочную пенсию безработным предпенсионерам в 2021 году, последние новости

Безработные граждане, оставшиеся без работы в предпенсионном возрасте, могут выйти на пенсию раньше установленного для них срока. Такое право предоставляется предпенсионерам, потерявшим работу в связи с ликвидацией организации или сокращением численности сотрудников. Безработные предпенсионеры смогут получать пенсию досрочно по решению службы занятости населения, то есть статус безработного должен быть установлен официально.

Досрочная пенсия в этом случае назначается не ранее, чем за 2 года до достижения лицом пенсионного возраста. Причем норматив возраста определяется с учетом проводимой в России пенсионной реформы и ее переходных положений в течение 2019-2022 г. (см. таблицу по годам).

В остальном порядок оформления и расчет размера пенсии безработному предпенсионеру ничем не отличается от общеустановленных правил.

Как предпенсионеру пойти на пенсию досрочно через центр занятости в 2021 году по новому закону

Порядок назначения досрочной пенсии безработному предпенсионеру регулируется статьей 32 закона № 1032-1 от 19.04.1991 г. Согласно положениям этой статьи, органы службы занятости населения могут направить гражданина на пенсию досрочно при выполнении следующих условий:

  1. До оформления пенсии по старости на общих основания гражданину осталось 2 года или меньше. При этом пенсионный возраст определяется с учетом переходных положений, предусмотренных на период 2019-2022 гг. Уже начиная с 2023 года., право на досрочную пенсию безработному предпенсионеру будет предоставляться в фиксированном возрасте — для женщин с 58 лет, а для мужчин с 63.
  2. Гражданин остался без работы в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением штата сотрудников.
  3. Имеется страховой стаж продолжительностью не менее 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин. При этом, если предпенсионер претендовал на льготную пенсию в связи со стажем работы по определенной профессии или в тяжелых/вредных условиях труда, стаж на соответствующих видах работ тоже должен быть выработан полностью.
  4. Безработный предпенсионер не отказывался от двух вариантов предложенной ему работы во время периода безработицы и не отказывался от переобучения по направлению от ЦЗН.
  5. Предпенсионер не нарушал сроки и условия перерегистрации без уважительной причины.
  6. ЦЗН не может трудоустроить предпенсионера, что фиксируется в сведениях о ходе предоставления государственной услуги содействия в поиске работы.

Если все вышеперечисленные условия выполняются, работник ЦЗН принимает решение о досрочном выходе на пенсию безработного гражданина и оформляет предложение на специальном бланке. С этим документом предпенсионер может обратиться в ПФР для досрочного назначения выплат.

Снижение пенсионного возраста для безработных (таблица по годам)

Снижение пенсионного возраста на 2 года осуществляется с учетом переходных положений реформы, установленных в Приложении 6 к закону № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. График назначения досрочной пенсии в связи с невозможностью трудоустройства в предпенсионном возрасте, выглядит следующим образом:

Год рождения Пенсионный возраст с учетом проводимой реформы Возраст назначения досрочной пенсии безработному гражданину
женщины
1964 55,5 53,5
1965 56,5 54,5
1966 58 56
1967 59 57
1968 и далее 60 58
мужчины
1959 60,5 58,5
1960 61,5 59,5
1961 63 61
1962 64 62
1963 и далее 65 63

После окончания переходного периода пенсионной реформы право на досрочное оформление пенсии безработным предпенсионерам будет предоставляться при достижении фиксированного возраста:

  • с 58 лет женщинам (это касается рожденных в 1968 году и позже);
  • с 63 лет мужчинам (для 1963 года рождения и позже).

Как оформить досрочную пенсию безработному предпенсионного возраста

Чтобы выйти на пенсию досрочно, необходимо получить предложение от органов службы занятости и обратиться с ним в территориальное отделение Пенсионного фонда. ЦЗН также может самостоятельно отправить документ в ПФР в электронной форме, тогда лично обращаться за ним не придется.

Подать заявление о назначении пенсии можно:

  • При личном обращении в ПФР или МФЦ или через своего законного представителя;
  • Дистанционно через портал Госуслуги или в Личном кабинете на сайте ПФР;
  • Почтовым отправлением.

Вместе с заявлением необходимо предоставить следующие документы:

  • Удостоверяющие личность гражданина (паспорт, вид на жительство и так далее);
  • Подтверждающие стаж гражданина (трудовая книжка, договоры ГПХ, выписки из приказов и так далее);
  • Справку о среднемесячной зарплате за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г.;
  • Иные документы, предоставление которых влияет на величину назначенной гражданину пенсии. К примеру, свидетельства о рождении детей, военный билет и т.д.

Решение о назначении досрочной пенсии будет принято в течение 10 рабочих дней. Выплаты назначат со дня обращения, но не ранее дня возникновение права на их получение.

Нужно отметить, что в случае трудоустройства гражданина выплаты досрочной пенсии будут прекращены. После прекращения трудовой деятельности пенсионное обеспечение может быть снова восстановлено.

При достижении пенсионного возраста получатель выплат может осуществить переход на страховую пенсию по старости. После такого перехода условие по осуществлению трудовой деятельности отменяется: пенсионер сможет устроиться на работу, и выплаты при этом будут сохранены.

Размер пенсии

Величина назначенной гражданину пенсии рассчитывается по общим правилам с применением балльной системы расчета. Чем больше пенсионных баллов было накоплено за трудовую деятельность (больше величина ИПК гражданина), тем выше размер назначенной пенсионной выплаты.

Расчет осуществляется по следующей формуле:

П = ИПК × СПК + ФВ

  • П — размер начисленной пенсии;
  • ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент гражданина (сумма накопленных им баллов);
  • СПК — стоимость 1 пенсионного коэффициента на дату проведения расчета;
  • ФВ — величина фиксированной выплаты, установленная на дату произведения расчета.

При этом величины СПК и ФВ устанавливаются законодательно.

Например, уже известны их значения на период до 2024 года включительно:

Год Стоимость одного коэффициента, в рублях Величина фиксированной выплаты, в рублях
2020 93,00 5686,25
2021 98,86 6044,48
2022 104,69 6401,10
2023 110,55 6759,56
2024 116,63 7131,34

Если рассчитанная по формуле пенсия окажется ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе его проживания, к ней будет назначена социальная доплата до величины ПМП. Таким образом размер выплаты будет доведен до значения регионального прожиточного минимума.

Последние новости о досрочной пенсии безработным предпенсионерам

В 2020 году обсуждался вопрос дополнительного снижения пенсионного возраста для безработных предпенсионеров — на 3 года вместо предусмотренных законом 2 лет. Такое решение предлагалось в качестве меры поддержки экономики и граждан России в условиях пандемии коронавируса. Сообщалось, что такая мера войдет в план восстановления экономики, разработанный Правительством. Однако в этот итоговый план ее так и не включили.

Поэтому по-прежнему претендовать на досрочное назначение пенсии могут только те безработные граждане, которым до оформления пенсии на общих основаниях осталось 2 и менее года.

Заключение

Коротко о главном:

  • Согласно действующей редакции ст. 32 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», безработные граждане предпенсионного возраста имеют возможность досрочно выйти на пенсию. Речь идёт о людях, уволенных в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, которые состоят на учёте в службе занятости.
  • По предложению центра занятости им могут назначить пенсию на два года раньше положенного возраста с учётом переходного периода. Но есть два условия: наличие необходимого страхового стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости) и отсутствие возможности трудоустроиться (например, нет подходящих вакансий).
  • Такая досрочная пенсия выплачивается только с согласия органа службы занятости, таким образом, это является его правом, а не обязанностью. Безработные тоже могут отказаться от предложения выйти на пенсию и продолжить искать работу. В случае обоюдного согласия предпенсионеру назначают досрочную пенсию на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости с учетом переходного периода. По достижении этого возраста ему назначат положенную страховую пенсию по старости.


В правительстве в качестве антикризисной обсуждается мера по смягчению условий для выхода на досрочную пенсию. Такое предложение содержится в плане по восстановлению экономики России, который Минэкономразвития направило в кабмин («Известия» ознакомились с выдержками из документа, актуальными по состоянию на 18 мая, федеральный чиновник подтвердил подлинность). Согласно плану, до конца 2020 года на заслуженный отдых смогут уйти россияне, которым до пенсии остается три года, несмотря на общий размер стажа. Это поможет поддержать занятость и рынок труда, уверены авторы документа. Кроме того, планируется увеличить минимальный размер пособия по безработице — до 4,5 тыс. рублей. Инициативы помогут снизить социальную напряженность и не потребуют больших расходов бюджета, заявили эксперты.

Шире круг


Минэкономразвития представило в правительство рабочую версию общенационального плана действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики. Разработать документ Минэку совместно с Минтрудом и Минфином поручил премьер-министр Михаил Мишустин, его финальная версия должна быть готова к 25 мая. Источник, знакомый с текстом, подчеркнул, что в него постоянно вносятся правки и окончательная редакция может отличаться от рабочей версии. «Известия» ознакомились с выдержками из плана, актуальными по состоянию на 18 мая.

Так, для поддержки занятости Минтруд предложил смягчить условия для выхода на досрочную пенсию. Сегодня такая опция доступна гражданам, потерявшим работу за два года до наступления пенсионного возраста, у которых страховой стаж составляет 20 лет для женщин и 25 для мужчин. Еще одно условие — в службе занятости должны подтвердить, что такие люди не могут устроиться на новую работу.



В рабочей версии плана по восстановлению экономики предлагается, чтобы до конца 2020-го на досрочную пенсию смогли претендовать граждане, которым осталось не два, а три года до выхода на отдых: то есть женщины в возрасте 52,5 лет и мужчины 57,5 лет. Напомним, что в 2020 году на на пенсию могут выйти женщины в 55,5 лет и мужчины в 60,5 лет. Условие по обязательному наличию трудового стажа в 20 лет для женщин и 25 для мужчин в плане не приводится.

Вместе с тем документ предлагает повысить минимальную величину пособия по безработице до 4,5 тыс. рублей на три месяца с мая 2020 года (сейчас она составляет 1,5 тыс. рублей). На тот же срок планируется приравнять размер выплат для ИП, вынужденных прекратить деятельность после 1 марта, к МРОТ (12,1 тыс. рублей). Кроме того, в плане указаны развитие гибких форм занятости и разработка онлайн-программ переобучения и повышения квалификации.

«Известия» направили запросы в правительство, Минэкономразвития и Минтруд.


Ранее президент объявил несколько мер, направленных на поддержку занятости. Среди них — возможность получить льготный заем под 0% или безвозмездную субсидию в размере МРОТ на зарплату сотрудникам. Вместе с тем Владимир Путин анонсировал старт еще одной программы, в рамках которой бизнес сможет взять кредит под 2% годовых на любые цели. А при сохранении занятости на уровне 90% по сравнению с началом кризиса, такой заем будет списан вместе с процентами.


Риски и возможности

Подавляющее большинство предпенсионеров трудится без оформления трудовых отношений из-за низкого спроса со стороны работодателей на возрастных сотрудников, отметил аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. Пособие по безработице выплачивается напрямую из бюджета, а страховые пенсии из взносов и трансфертов ПФР. Вероятно, в правительстве посчитали, что лучше распределить финансовую нагрузку более равномерно между фондом и бюджетом, предположил эксперт. Он также добавил, что мера несет определенные риски.

Встать на учет в службу занятости сейчас можно дистанционно, причина и дата увольнения при этом не важны. А вот подтвердить, что на предприятии были сокращения или что оно было ликвидировано из-за коронавируса, может быть сложно, — предупредил Валерий Емельянов.

При этом большой дыры в бюджете новый вид «временной» пенсии не создаст: лишь 40% предпенсионеров работает официально (это чуть более 1,5 млн человек), а кроме того, выплаты будут длиться недолго — в течение полугода, констатировал эксперт. По его словам, потребуется не более 130 млрд рублей, чтобы обеспечить всех нуждающихся.



Кроме того, есть риск, что работодатели во время кризиса могут начать активно избавляться от такой категории работников, перекладывая ответственность за них на государство. Впрочем, в условиях растущей безработицы такие выплаты могут снизить социальную напряженность среди тех, кто потерял место в результате ограничительных мер и спада в экономике, отметил эксперт.

По его мнению, с учетом средней страховой пенсии в размере 16,5 тыс. рублей, максимальный размер выплат мог бы достигнуть 70 млрд в том случае, если увольнению без возможности трудоустройства подверглись все эти граждане. Однако на самом деле масштаб дефицита Пенсионного фонда будет меньше, прогнозирует эксперт.

В ПФР отказались комментировать инициативу по запросу «Известий».

С 2019 года в России стартовала пенсионная реформа, рассчитанная до 2028-го. Она предусматривает постепенный подъем возраста выхода на пенсию с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 для мужчин. Предполагается, что высвободившиеся средства будут направлены на увеличение уровня выплат выше инфляции.



В последние два года пенсионный вопрос не сходит с первых страниц: общество будоражат новые идеи, как переустроить пенсионную систему. Меня этот накал страстей вокруг пенсий уже пугает: проблем действительно много, но далеко не все решения лежат внутри самой пенсионной системы. Наивно надеяться на обеспеченную старость в стране, экономика которой по-прежнему зависит от цен на газ и нефть.

Тем не менее есть давно назревшие проблемы, которые по силам решить внутри самой пенсионной системы. Одна из них — огромное по меркам других стран бремя расходов на выплату так называемых досрочных пенсий. Речь о людях, которые условиями своего труда заслужили право получать пенсию раньше положенных 60 (для мужчин) или 55 (для женщин) лет.

Чаще всего досрочные пенсии связаны с работой на Крайнем Севере, а также с особо тяжелыми и вредными условиями труда. (Другая многочисленная категория «досрочников» это разного рода «силовики» —военнослужащие, сотрудники МВД, МЧС и т. п. Впрочем, они остаются за рамками государственной пенсионной системы и за рамками открытой статистики.) В число досрочных пенсионеров попадают также школьные педагоги и сельские медики, чей труд, несмотря на его общественную полезность, сложно назвать более рискованным или тяжелым, чем, например, труд преподавателей техникумов и вузов. Да и в списках вредных и тяжелых производств присутствие ряда работ или профессий вызывает сомнения. По экспертным оценкам, в России около трети работников, которые по законодательству имеют право на досрочную пенсию (без учета силовиков), трудятся на самом деле в нормальных условиях. При этом на досрочные пенсии сейчас приходится около трети всех ежегодных назначений пенсий.

Средний возраст назначения досрочной пенсии, по данным Независимого института социальной политики (НИСП), в 2007 году составлял примерно 49 лет у мужчин и 48 лет у женщин — соответственно на 11 и 7 лет меньше возраста назначения обычной пенсии. При этом все досрочные пенсии финансируются так же, как и обычные: ни работодатели, ни работники дополнительно в Пенсионный фонд ничего не платят. Иными словами, льготу для части работников оплачивают все остальные.

Традиция эта корнями уходит в наше советское прошлое, когда государство как единственный работодатель с помощью таких мер стимулировало приток людей на опасные и вредные производства, в развитии которых оно было заинтересовано. Поэтому, хотя право представителей отдельных профессий выходить на пенсию досрочно существовало и в других, в том числе капиталистических, странах, нигде эта практика не достигала таких масштабов, как в России.

В странах с рыночной экономикой тяжелые или вредные условия труда могут предполагать более высокую зарплату, получать различные выплаты в связи с профессиональными заболеваниями или травмами; наконец, максимальная продолжительность занятости на таких местах может регулироваться коллективными договорами. Привлекательность же работы в бюджетной сфере — если государство заинтересовано в этом — поддерживается различными инструментами налоговой, жилищной, социальной политики, включая создание специальных — и отдельно финансируемых — пенсионных систем.

В России любые попытки решить проблему досрочных пенсий наталкиваются на удивительно согласованное сопротивление и бизнеса, не желающего роста налоговой нагрузки, и профсоюзов. Так было в 2002 году, когда законопроект о создании обязательных профессиональных пенсионных систем смог пройти лишь первое чтение. Так, по-видимому, будет и теперь, если вопрос о реформировании досрочных пенсий будет все-таки вынесен на обсуждение.

Действительно, каким бы образом ни была решена проблема досрочных пенсий, избежать, с одной стороны, роста нагрузки на предприятия с вредными производствами, а с другой, сокращения числа работников, имеющих право на более ранний выход на пенсию или другие гарантии, не удастся. Однако снятие с государственной пенсионной системы бремени досрочных пенсий позволит облегчить налоговую нагрузку на всех работодателей. То есть российский бизнес в целом от данной реформы, скорее всего, выиграл бы.

Кроме того, существование института досрочных пенсий в его нынешнем виде не создает стимулов для улучшения условий труда на рабочих местах и тем самым вносит вклад в ухудшение здоровья работающего населения России и препятствует модернизации производства. Необходимость «платить за вредность» неизбежно потребует проверки реальных условий труда на рабочих местах. И роль профсоюзов как раз и состоит в том, чтобы результаты такой проверки соответствовали реальной ситуации. Государство со своей стороны может поощрять бизнес к улучшению условий труда — например, путем налоговых льгот предприятиям, модернизирующим производство.

Таким образом, экономических и финансовых аргументов в пользу реформирования досрочных пенсий — множество. Да и население к этому шагу относится намного спокойнее, чем, например, к повышению пенсионного возраста для всех. По оценкам НИСП, идею не просто реформировать досрочные пенсии, а полностью их отменить поддерживает около 20% трудоспособного населения. Поэтому, на мой взгляд, пора наконец расстаться с остатками «совка» в пенсионной сфере и вместо вопроса, «быть или не быть» досрочным пенсиям, начать поиск механизмов того, как это сделать.

Автор — заместитель директора Независимого института социальной политики (НИСП)

Читайте также: