Виды государственных пенсий контрольная

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

20 августа 2018 05:55


В России существует четыре основных вида пенсии: страховая, по государственному пенсионному обеспечению, накопительная, добровольная.

Обязательное пенсионное обеспечение, которое охватывает всех работающих россиян, основывается на страховых принципах. Рассмотрим подробнее каждую разновидность пенсии.

Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или другого дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Размер выплаты ежегодно индексируется государством.

Страховая пенсия имеет три вида:

- страховая пенсия по старости - это самый распространенный вид пенсии в России. Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства). Отдельные категории граждан могут получить право на страховую пенсию раньше.

- страховая пенсия по инвалидности - назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения, и независимо от причины инвалидности и времени ее наступления. Также не имеет значения, работает в данный момент инвалид или нет.

- страховая пенсия по случаю потери кормильца - назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Исключение – лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной службы при достижении выслуги при выходе на пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению имеет пять видов:

- государственная пенсия за выслугу лет - назначается военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава, федеральным государственным служащим.

- государственная пенсия по старости - назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф.

- государственная пенсия по инвалидности - назначается военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтам.

- государственная пенсия по случаю потери кормильца - назначается нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.

- социальная пенсия – назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца при отсутствии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства).

Накопительная пенсия – это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. При этом определенные пенсионные накопления есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

В случае отказа от формирования накопительной пенсии все ранее сформированные пенсионные накопления граждан сохраняются: они продолжают инвестироваться и будут выплачены в полном объеме, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением. Кроме того, застрахованные лица по-прежнему вправе распоряжаться своими пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Пенсия по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное добровольное пенсионное страхование, в рамках которого у россиян есть возможность формировать ещё одну пенсию. Чтобы получать такую пенсию, будущему пенсионеру надо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и в течение определённого времени делать личные взносы. Кроме самого гражданина в его негосударственном пенсионном обеспечении может принимать участие и его работодатель. Если работодатель делает отчисления на добровольную пенсию своих работников, такая пенсия называется корпоративной.

Краткое содержание:


Все виды пенсий в РФ были разработаны для защиты граждан. Гарантом начисления является Конституция. Сегодня есть несколько разновидностей такой помощи:

  • страховая пенсия;
  • по гос. обеспечению,
  • накопительная.

К первому виду относятся ежемесячное финансирование, представляющее собой компенсацию зарплаты или другого дохода, получаемого в период выполнения профессиональных обязательств. Деньги выплачиваются и тем, кто утратили нетрудоспособные члены семьи человека из-за его летального ухода.


Второй вид предполагает материальную поддержку граждан, которые вели службу в федеральных органах. Она бывает при достижении выслуги, по старости или по инвалидности. Также подобную пенсию получают космонавты, летчики-испытатели, люди, принимающие участие в военных действиях, пострадавшие из-за различных видов катастроф.

Накопительная часть представляет собой пожизненное получение денег, накопленных благодаря взносам работодателей. Сюда же относится доход, получаемый от инвестирования.

Есть еще один вид – пенсии по негосударственным программам. Они финансируются благодаря добровольным отложениям некоторых сумм. Правила и особенности их получения прописываются в индивидуальных договорах.

Виды пенсий в РФ для людей со стажем

Виды трудовых пенсий разделяются на три основные вида:

  • При наступлении пенсионного возраста. Воспользоваться ей могут люди, имеющие записи в трудовой на срок не менее пяти лет.
  • При наступлении инвалидности. Если человек имеет стаж, то ему выплачивается такой вид. Однако сумма выплат не зависит от ограниченности к труду или самообслуживанию. Прямое воздействие оказывает только группа.
  • По потере кормильца. Данная разновидность выплачивается нетрудоспособным людям. Они должны быть признаны иждивенцами. К таким категориям относятся несовершеннолетние дети, родители или супруги умершего кормильца, ближайшие родственники, которые осуществляют уход за неработающими внуками, братьями, сестрами.

Социальная пенсия

Она подразумевает гарантированную помощь со стороны органов власти незащищенных слоев. Социальная пенсия обычно минимальна, но на нее не влияет стаж или сумма страховых взносов. Получить такую помощь нельзя в периоды оплачиваемой работы.

Виды социальных пенсий


Социальная пенсия назначается на заданный й срок или бессрочно. Примером первого варианта является инвалидность, которую могут снять. Сумма соц. пенсии обычно такая же, как и прожиточный минимум.

Разновидности пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Этот тип выплачивается по правилам, прописанным в Законе. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению разделяются на несколько. Первая группа – пенсия за выслугу лет.

Попадают под нее:

  • военные;
  • летчики гражданской авиации;
  • космонавты;
  • госслужащие.

Лица, находящиеся на государственной службе, должны иметь стаж не меньше 15 лет. Спецификой ю является то, что должность не может прерываться больше года. То есть стаж в идеале должен быть непрерывным. Летчики и космонавты должны быть гражданами нашей страны, иметь стаж: мужчины от 25 лет, а женщины от 20 лет. Для военных срок выполнения должностных обязанностей составляет не меньше 20 лет. При этом пенсионным считается возраст в 45 лет.

Государственная пенсия по старости определяется тем, кто пострадал в результате радиационных и техногенных катастроф. Условия для начислений зависят от статуса человека, от характера выполняемых работ, времени и места проживания. Например, участники ликвидации аварии ЧАЭС в 1986-1987 году могут пойти на пенсию в 50 и 45 лет (муж. и жен.). Если же принимали участие в 1988-1990 году, то по достижению 55 (муж.) и 50 (жен.) лет.

Государственная помощь по утере кормилица назначается нетрудоспособным членам семьи, где есть погибший военный, а также люди, пострадавшие из-за катастроф.

Таким образом, система пенсионного обеспечения в нашей стране находится на стадии развития. Предусмотрена материальная поддержка всех видов граждан. В любом случае она не меньше прожиточного минимума, который устанавливается для каждого региона свой.







Общие положения

Заключение

Понятие и виды пенсий. Понятие и виды государственных пенсий.

Общие положения

План

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член обще­ства, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспе­чивать с учетом имеющихся у общества материаль­ных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Поэтому вполне обосновано то, что ст. 25 указанной Декларации связывает реализа­цию права каждого человека на достойный жизнен­ный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях наступления старости, болезни, инвалидности или в иных случаях утраты средств к существованию по не зависящим от гражданина обстоятельствам.

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и других случаях, установленных законом, закреплено в ст. 39 Кон­ституции РФ. Это одна из важнейших социальных гарантий, действующая в любом цивилизованном обществе.

Пенсия (от лат. pensio — платеж) — это регуляр­ная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке опре­деленным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Существуют и другие определения понятия «пен­сия». Так, в учебнике «Право социального обеспече­ния» под редакцией К. Н. Гусова пенсия определяет­ся как ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установле­нии инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной дея­тельностью.

Основаниями для пенсионного обеспечения явля­ются различные юридические факты: достижение со­ответствующего пенсионного возраста; наступление инвалидности; смерть кормильца (для нетрудоспособ­ных членов семьи кормильца); длительное выполне­ние определенной профессиональной деятельности — выслуга лет.

В настоящее время все пенсии, выплачиваемые в Российской Федерации, можно разделить (прежде всего — по источникам их выплаты и особенностям законодательного регулирования) на два основных рода:

- пенсии по обязательному социальному страхова­нию (выплачиваются из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, аккумули­рованных в ПФР);

- пенсии по государственному пенсионному обес­печению (финансирование данных пенсий произво­дится из федерального бюджета).

Основными видами пенсии по обязательному соци­альному страхованию являются трудовые и профес­сиональные. К трудовым пенсиям, которые устанав­ливаются и выплачиваются в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, относятся:

- пенсия по старости;

- пенсия по инвалидности;

- пенсия по случаю потери кормильца.

По государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Законом от 15 декабря 2001 г. могут назначаться следующие виды пенсий:

- пенсия за выслугу лет;

- пенсия по старости;

- пенсия по инвалидности;

- пенсия по случаю потери кормильца.

Необходимо отметить, что осуществление выпла­ты трудовых пенсий производится прежде всего в рамках обязательного пенсионного страхования, организационные, правовые и финансовые основы которого установлены Законом от 15 декабря 2001 г. Кроме того, государственное пенсионное страхова­ние регулируется Конституцией РФ, законодатель­ством РФ о налогах и сборах, законами от 16 июля 1999 г., от 17 декабря 2001 г., а также Федераль­ным законом «Об индивидуальном (персонифициро­ванном) учете в системе государственного пенсион­ного страхования».

Обязательное пенсионное страхование — это сис­тема создаваемых государством правовых, экономи­ческих и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаг­раждений в пользу застрахованного лица), получае­мого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Его субъектами являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Страховщиком является ПФР (Пенсионный фонд России). ПФР, являющийся государственным учреждением, и его территориаль­ные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательно­го пенсионного страхования в Российской Федера­ции, в которой нижестоящие органы подотчетны вы­шестоящим, при этом государство несет субсидиар­ную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами. В случаях и порядке, ко­торые предусмотрены федеральным законом, страхов­щиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с ПФР могут также являться и негосудар­ственные пенсионные фонды. Порядок формирования в этих фондах средств пенсионных накоплений и ин­вестирования ими указанных средств, порядок пере­дачи пенсионных накоплений из ПФР и уплаты стра­ховых взносов в негосударственные пенсионные фон­ды, а также пределы осуществления данными фондами полномочий страховщика устанавливаются специальным федеральным законом.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенси­онному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим ли­цам, в том числе:

2) индивидуальные предприниматели (в том числе частные детективы и занимающиеся частной практи­кой нотариусы), адвокаты.

Если страхователь одновременно относится к не­скольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждо­му основанию.

Застрахованные лица — это лица, на которых в соответствии с законом распространяется обязательное пенсионное страхование.

Застрахованными лица­ми являются граждане РФ, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

- работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом ко­торого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детек­тивы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

- являющиеся членами крестьянских (фермер­ских) хозяйств;

- работающие за пределами территории Россий­ской Федерации в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным догово­ром РФ;

- являющиеся членами родовых, семейных об­щин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

- иные категории граждан, у которых в соответ­ствии с законом возникают отношения по обязатель­ному пенсионному страхованию.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об обязатель­ном пенсионном страховании в Российской Федера­ции» страховым риском признается утрата застрахо­ванным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Страховым случаем, соответственно, признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, по­теря кормильца.

Обязательным страховым обеспечением по обяза­тельному пенсионному страхованию являются:

- страховая и накопительная части трудовой пен­сии по старости;

- страховая и накопительная части трудовой пен­сии по инвалидности;

- страховая часть трудовой пенсии по случаю по­тери кормильца;

- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Средства бюджета ПФР имеют целевое назначение и направляются на:

- выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умер­ших пенсионеров, не работавших на день смерти;

- доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;

- финансовое и материально-техническое обеспе­чение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных ор­ганов);

- иные цели, предусмотренные законодатель­ством РФ об обязательном пенсионном страховании.

Расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет ПФР, на основании данных индивидуального (персонифи­цированного) учета, подтвержденных данными органов Федерального казначейства Министерства финан­сов РФ.

Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, оп­ределяемом Правительством РФ.

Тарифы страховых взносов в ПФР, порядок исчис­ления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, а также ответственность за наруше­ние законодательства РФ об обязательном пенсион­ном страховании установлены в гл. V Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Виды государственных пенсий

В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в на­стоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и социальные пенсии, пен­сии военнослужащим срочной службы, пенсии по инвалидности от военной трав­мы и от общего заболевания, участникам войны и вдовам погибших и т.д.

В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитывае­мой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсии:

- по старости (по возрасту);

- по случаю потери кормильца;

Отдельным категориям застрахованных граждан пенсия по старости законода­тельно устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в отдельных случаях — и при пониженном трудовом стаже. Пенсионное законодательство со­держит довольно широкий перечень категорий граждан, которым пенсия по ста­рости назначается при более низком возрасте и в ряде случаев при наличии мень­шего стажа, чем требуется по общему правилу.

Отдельным категориям граждан пенсии устанавливаются на льготных основа­ниях:

- женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до этого возраста;

- инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения; инвалидам I группы по зрению;

- гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорцио­нальным карликам.

Кроме того, в соответствии с законодательством и специальными нормативны­ми актами Правительства РФ, которому действующим пенсионным законом пре­доставлено такое право, устанавливается пенсия в связи с особыми условиями труда отдельным категориям работников, занятых (Списки соответствующих работ, профессий и должностей, с учетом выполнения которых пенсия устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, утверждаются в порядке определяемом Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ):

- на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

- на работах с тяжелыми условиями труда;

- в качестве трактористов — машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства, а также машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;

- в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

- в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных катего­рий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечи­вающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метропо­литене (по списку профессий и должностей), а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, поро­ды;

- в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизи­ческих, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыска­тельских работах; в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесо­заготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;

- в качестве механизаторов (докеров — механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

- в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышлен­ности;

- в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных город­ских пассажирских маршрутах;

- спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профес­сиональных аварийно-спасательных формированиях;

- с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

- на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ и т.д.

На льготных основаниях пенсия устанавливается также в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях: мужчинам — по достижении 55 лет и женщинам — по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календар­ных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера менее установленного срока, пенсия назначается с уменьшением возраста.

Финансирование всех видов трудовых пенсий осуществляется за счет страхо­вых взносов, а социальных пенсий, пенсий военнослужащим срочной службы и некоторых других видов пенсионных выплат — за счет федерального бюджета.

Пенсионным законодательством предусмотрены также дополнительные условия пенсионного обеспечения, в частности: возрастные ограничения, дающие право на пенсию, минимальный и максимальный размеры пенсионного обеспечения, ограни­чения на учет размера заработка при исчислении максимального размера пенсии, по­ощряемая продолжительность трудового стажа и некоторые другие условия.

Таким образом, пенсионное обеспечение в нашей стране осуществляется по­средством выполнения условий и норм, предусмотренных Законом РФ «О государ­ственных пенсиях в РФ» и целым комплексом соответствующих законов.

Финансовые основы пенсионной системы России

Свод доходов и расходов, обеспечивающих финансирование пенсионной системы РФ. Бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) является полностью ав­тономной финансовой системой от государственного бюджета на всех уровнях фе­деративного устройства РФ (федеральном, субъектов Федерации и местном).

Бюджет ПФР должен быть сбалансирован по доходам и расходам за счет регу­лирования размера и условий уплаты тарифа страховых взносов различных катего­рий плательщиков, а также за счет прямого возмещения средств из федерального бюджета на покрытие текущего дефицита бюджета ПФР.

1.Виды пенсий
2.Право на пенсию
3.Право на одновременное получение двух пенсий

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам либо в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении. Данный вид пенсий устанавливается и выплачивается независимо от получения в соответствии с Законом о трудовых пенсиях накопительной части трудовой пенсии.

Выделяются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

  • за выслугу лет;
  • по старости;
  • по инвалидности;
  • социальные.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

  • граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных Законом о пенсионном обеспечении для различных видов пенсий;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством;
  • федеральные государственные служащие;
  • военнослужащие;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • нетрудоспособные граждане.

Члены семей этих граждан имеют право на пенсию в случаях, предусмотренных Законом о пенсионном обеспечении.

Право на одновременное получение двух пенсий в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении предоставляется:

  • гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсии по инвалидности и трудовая пенсия по старости;
  • участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсии по инвалидности и трудовая пенсия по старости;
  • родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период ее прохождения или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);
  • вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери
  • кормильца и социальная пенсия ( исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);
  • нетрудоспособным членам семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, принимавших участие в ликвидации ее последствий в зоне отчуждения. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца).

Пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении назначается федеральным государственным служащим и военнослужащим.

Пенсия по старости в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении назначается гражданам, пострадавшим результате радиационных или техногенных катастроф. Пенсия по инвалидности в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении назначается военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф.

Социальная пенсия в соответствии с Законом о пенсион-ном обеспечении назначается нетрудоспособным гражданам в случае если для назначения соответствующей пенсии, предусмотренной Законом о пенсионном обеспечении, требуется трудовой стаж определенной продолжительности, то в него включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях.

Финансирование пенсий по государственному пенсион-ному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета.

Современное пенсионное обеспечение в России, будучи совокупностью различных общественных отношений, представляет собой также комплексное правовое образование. Правовые нормы, составляющие такой комплекс, регулируют три различные по характеру группы общественных отношений. В первую входят отношения по формированию соответствующих денежных средств, за счет которых выплачиваются пенсии и иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком его понимании. Вторую группу составляют отношения по материальному обеспечению граждан пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, и есть пенсионное право, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения — процедурные и процессуальные отношения. Третья группа — это отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения, регулируемые административным правом.

Пенсионное право может рассматриваться как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный предмет правового регулирования — пенсионные отношения и обширный массив нормативных правовых предписаний. В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения — пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Иными словами, в данном случае речь идет об отраслевых правовых нормах в зависимости от вида пенсий.

В пенсионном законодательстве нет общего понятия пенсии, так как отсутствует кодифицированный акт, который регулировал бы все пенсионные отношения. Признаки пенсии выводятся из ее определений, которые содержатся в разных пенсионных актах. На основе анализа их норм можно выявить главные признаки. К ним относятся: наступление определенных жизненных обстоятельств — достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, смерть кормильца, длительная профессиональная деятельность. Эти обстоятельства выступают в качестве юридического факта (в сложном составе — с другими фактами), с которым возникает (или может возникнуть) право на пенсию. Размер пенсии определяется, как правило, на основе заработка (трудового дохода) и рассчитывается на месяц. Исходя из названных признаков можно дать следующее общее определение пенсии.

Государственная пенсия — это ежемесячная денежная выплата, предназначенная для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца, а также иных категорий лиц в случаях, установленных законодательством за счет специально предназначенных для этого средств финансовых источников.

Критерии выделения пенсий существуют разные. К таковым можно отнести: социальные риски, с которыми связывается право на пенсию; финансовые ресурсы, за счет которых производятся выплаты пенсий; наличие связи с трудом или ее отсутствие; категории лиц, которым назначаются пенсии; нормативные акты, на основании которых устанавливаются пенсии, и др.

В зависимости от жизненных обстоятельств выделяются трудовые пенсии, входящие в систему пенсионного страхования, и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Все эти пенсии являются государственными, так как устанавливаются государством в законодательном порядке.

В Федеральных законах от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» даны понятия вышеназванных видов пенсий.

С позиции требований юридической техники и логической структуры акта данная формулировка трудовой пенсии вызывает ряд вопросов принципиального характера. Во-первых, целевое предназначение трудовой пенсии заключается в материальном обеспечении работающих и иных категорий лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию. Это обеспечение им предоставляется с момента наступления жизненных обстоятельств; таковыми признаются старость, инвалидность, потеря кормильца, т.е. социальные страховые случаи (о них шла речь в главе 1 Общей части настоящего учебника). В данном случае речь идет о трудовой, т.е. страховой пенсии. Это означает, что все положения Закона об обязательном социальном страховании должны распространяться в полном объеме и на обеспечение трудовыми пенсиями застрахованных лиц и членов их семей (в случае смерти) по страховой пенсионной системе.

Во-вторых, использование термина «компенсация» в данном контексте вызывает возражения. Компенсация утраченного заработка — это всего лишь способ определения размера пенсии. Кроме этого, компенсация пенсии как один из способов повышения ее размера должна применяться в связи с увеличением стоимости жизни. Отсюда начисление компенсации должно осуществляться после того, как размер пенсии будет признан обеспечивающим удовлетворительное существование пенсионера.

В-третьих, связь данной пенсии с трудом очевидна. Следовательно, трудовая пенсия заработана трудом. Значит, речь должна идти о возмещении утраченного заработка застрахованным гражданам при наступлении перечисленных выше социальных страховых случаев.

В-четвертых, нет упоминания о лицах, которые добровольно вступили в отношения по обязательному пенсионному страхованию с целью получения в будущем соответствующей пенсии. Естественно, возникает вопрос: они обеспечиваются трудовыми пенсиями по Закону 2001 г. о трудовых пенсиях? Если следовать буквальному толкованию содержания в вышеупомянутом определении трудовой пенсии, то получаем ответ: нет. Но это не совсем так. Нормы Закона 2001 г. о пенсионном страховании дают положительный ответ на этот вопрос.

В-пятых, в анализируемом понятии трудовой пенсии нет упоминания о финансовом источнике, за счет которого производятся эти пенсионные выплаты. Очевидно, что речь идет о средствах ПФР. Государство должно выступать полным гарантом сохранности и приумножения этих средств. Возникает закономерный вопрос: государство выступает таким гарантом или же несет неопределенную субсидиарную ответственность вместе со страховщиком, каковым является ПФР? Таким образом, законодательное определение трудовой пенсии не может признаваться корректным в правовом аспекте.

Исходя из этого трудовая пенсия может быть определена так: это ежемесячная денежная выплата, выплачиваемая за счет средств обязательного пенсионного страхования застрахованным гражданам, на которых такое страхование распространяется, при наступлении страховых пенсионных случаев (соответствующего пенсионного возраста, инвалидности, смерти кормильца).

Пенсии бюджетной пенсионной системы также делятся на виды: пенсии за выслугу лет, пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии 1 .

Существует классификация пенсий по контингенту их получателей, например пенсии для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда или на Крайнем Севере, пенсии федеральным государственным служащим, военнослужащим и пр.

Пенсии классифицируются по нормативным актам, на основании которых они назначены. Например, есть пенсии по Закону 2001 г. о трудовых пенсиях, по Закону 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении и по Закону о пенсиях военнослужащих 1993 г. и т.д.

Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Право на получение двух пенсий специально оговорено в законодательстве. К этому кругу лиц относят, например, граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы; участников Великой Отечественной войны; родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), и др.

Таким образом, в настоящее время структура новой пенсионной системы состоит из двух подсистем. Первая из них — это обязательное пенсионное страхование. Отношения по обеспечению трудовыми пенсиями, условия и нормы их предоставления регулируются Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Одновременно с этим актом необходимо применять нормы Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В нем определены права и обязанности страхователей, застрахованных лиц и страховщиков, порядок уплаты взносов и их ставки в зависимости от возраста застрахованного лица и вида деятельности.

Вторая система — это пенсии, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Этот закон регулирует условия и нормы предоставления за счет средств федерального бюджета социальных пенсий, пенсий чернобыльцам, государственным служащим, военнослужащим и приравненным к ним гражданам.

Негосударственное и дополнительное пенсионное страхование и обеспечение и отношения, связанные с ними, как отмечалось выше, регулируются Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» и другими нормативными правовыми актами.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций. Такая возможность установления региональных пенсионных выплат предусмотрена Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На практике собственники средств (организации или органы власти), как правило, принимают решения (на определенный срок, например на год) об установлении доплат к пенсии ветеранам производства, всем жителям территории или их отдельным категориям. Эти доплаты к пенсии устанавливаются в размере, определяемом собственником этих средств (в фиксированном размере, в размере доплаты до уровня прожиточного минимума субъекта Российской Федерации и т.п.).

Читайте также: