Заявление об отказе пенсии украина

1. Настоящий Порядок определяет процедуру подачи и рассмотрения жалоб на решения о назначении, перерасчете, отказе в назначении, переводе с одного вида пенсии на другой, выплате пенсий (далее — решение), принятые главными управлениями Пенсионного фонда в районах и городах Украины (далее — органы, назначающие пенсии).

2. В случае, если гражданин считает, что орган, который назначает пенсию, принял решение, противоречащее законодательству о пенсионном обеспечении или выходит за пределы его компетенции, установленной законом, гражданин имеет право обжаловать такое решение в органе Пенсионного фонда Украины высшего уровня.

3. Жалоба на решение органа, который назначает пенсии, подается гражданином лично или законным представителем в соответствии с законодательством или представителем, действующим на основании выданной ему доверенности, заверенной нотариально (далее — заявитель).

Обратите внимание, что подача жалобы в соответствии с настоящим Порядком не лишает заявителя права обратиться в суд в соответствии с действующим законодательством.

4. Жалоба на решение управления Пенсионного фонда Украины в районах, городах, районах в городах, а также в городах и районах подается соответственно в главные управления Пенсионного фонда в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (далее — региональные органы ПФ Украины), на решение региональных органов Пенсионного фонда Украины — в Пенсионный фонд Украины и сопровождается документами, свидетельствующими о принятия неправильных решений.

Жалоба может быть подана в орган Пенсионного фонда Украины в течение одного года с момента принятия решения, но не позднее одного месяца с момента ознакомления заявителя с принятым решением. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен органом Пенсионного фонда Украины, который рассматривает жалобу.

5. В жалобе должны быть указаны:

  • фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя
  • наименование органа ПФУ, которым принято решение
  • суть возбужденного требования
  • информация об обжаловании решения Пенсионного фонда в суде (в случае обжалования)

Жалоба должна быть изложена в письменной форме и подписана заявителем с указанием даты. Документы направляются в орган Пенсионного фонда Украины по почте или передается заявителем лично. В случае необходимости заявитель может подавать другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы, которые после ее рассмотрения возвращаются заявителю.

Жалоба, оформленная без соблюдения требований, не дает возможности рассмотреть дело по существу, возвращается заявителю с обоснованиями не позднее 10 дней со дня получения.

6. Если вопросы, затронутые в жалобе, полученной органом Пенсионного фонда Украины, не относятся к его полномочиям, то такая жалоба в срок не более пяти рабочих дней пересылается по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается заявителю.

Не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом Пенсионного фонда Украины от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу, если первое решено по сути, о чем выносится решение о прекращении рассмотрения такого обращения и сообщается заявителю.

7. В случае, если орган Пенсионного фонда направляет заявителю решение о полном или частичном неудовлетворении его жалобы, такой заявитель имеет право обратиться с повторной жалобой в орган Пенсионного фонда Украины высшего уровня в течение срока, указанного в п. 4 данного Порядка.

8. По желанию лица жалоба может быть рассмотрена Комиссией по вопросам рассмотрения жалоб граждан на решения органов Пенсионного фонда Украины относительно пенсионного обеспечения (далее — Комиссия), созданной при ПФУ или при региональных органах Пенсионного фонда Украины.

Обратите внимание, что решение Комиссии носит рекомендательный характер.

9. Пенсионный фонд обязан принять мотивированное решение и направить его в срок не более 1 месяца со дня поступления жалобы на адрес заявителя по почте или предоставить ему под расписку.

Если в месячный срок решить затронутые в жалобе вопросы невозможно, орган Пенсионного фонда Украины может принять решение о продлении сроков рассмотрения жалобы заявителя, о чем письменно уведомить заявителя до истечения тридцатидневного срока. При этом общий срок рассмотрения жалобы не может превышать 45 дней.

По обоснованному письменному требованию гражданина срок рассмотрения жалобы может быть сокращен от установленного этим пунктом срока.

В случае, если последний день срока рассмотрения жалобы приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый следующий рабочий день.

10. Орган Пенсионного фонда Украины при рассмотрении жалобы заявителя проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения и принимает одно из следующих решений:

  • оставляет жалобу без удовлетворения
  • удовлетворяет жалобу полностью или частично. В этом случае органу, который назначает пенсии, даются указания о надлежащих действиях

11. Решение по рассмотрению жалобы заявителя принимает руководитель соответствующего органа Пенсионного фонда Украины (или его заместитель в соответствии с распределением функциональных полномочий).

Жалобы Героев Советского Союза, Героев Украины, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются соответственно Председателем правления Пенсионного фонда Украины, начальниками региональных органов Пенсионного фонда лично.

12. Решение о результатах рассмотрения жалобы оформляется в соответствии с требованиями законодательства о языках. Решение оформляется на бланке органа Пенсионного фонда Украины, который рассматривал жалобу. В решении указываются:

  • фамилия и инициалы заявителя
  • дата и номер обжалуемого решения
  • дата принятия жалобы к рассмотрению
  • краткое изложение требований заявителя
  • сведения о предмете обжалования, в отношении которого составлена жалоба
  • перечень документов, которые были приняты во внимание при рассмотрении жалобы
  • результаты исследования материалов жалобы и доказательств, на которых основаны выводы должностного лица Пенсионного фонда Украины, которое рассматривало жалобу
  • ссылки на конкретные статьи и пункты законов Украины и других нормативно-правовых актов, которыми обоснован ответ на жалобу и вывод о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в удовлетворении требований заявителя

В решении также отмечается, что в случае несогласия заявителя с принятым решением оно может быть обжаловано в органе ПФУ высшего уровня (с указанием срока такого обжалования) или в судебном порядке. Решение Пенсионного фонда Украины, принятое по рассмотрению жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в срок, предусмотренный законом.

В случае полного или частичного удовлетворения жалобы к решению даются распоряжения органа Пенсионного фонда Украины, решение которого отменено полностью или в определенной части, о совершении соответствующих действий. Решение после указания регистрационного номера исходящей корреспонденции направляется (вручается) заявителю.

Решение считается направленным (врученным) заявителю, если оно вручено под расписку или направлено письмом в его адрес по месту жительства.

13. Отзыв жалобы производится по письменному заявлению заявителя.

14. Информация, которая стала известна должностным лицам органов Пенсионного фонда Украины при рассмотрении жалоб, является служебной и не подлежит разглашению. Порядок использования информации предусмотрен Инструкцией о порядке учета, хранения и использования документов, дел, изданий и других материальных носителей информации, содержащих служебную информацию, в ПФУ и его органах, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 27.06.2002 №11-1, зарегистрированной в Министерстве юстиции 12.07.2002 за №583/6871 (с изменениями).

7 online консультации по “ Порядок рассмотрения жалоб на решения Пенсионного фонда ”

Бабушка переоформляет пенсию умершего деда на себя. Пенсионный фонд затягивает это дело и не хочет выплачивать деньги (остаток и дальнейшие начисления). Уже было много судов, по решениям которых должны все выплатить, но ПФ их не исполняет.

Сотрудник ПФ не засчитал рабочий стаж — ему не понравилась одна цифра в дате приёма на работу, сказал: «исправление». Хотя день трудоустройства совпадает с датой приказа о зачислении на работу и днём выдачи трудовой книжки (первое место работы). Восстановить документы через архивы не удалось, т.к. отсутствуют кадровые ведомости данного предприятия.

Здравствуйте. В Пенсионном Фонде отказывают в перерасчете пенсии, ссылаясь на отсутствие оснований. Как заставить чиновников дать письменный ответ, чтобы подать на ПФ в суд?

Консультация юриста

Чтобы обратиться с исковым заявлением в суд для увеличения размера пенсии нужно предварительно отправить в ПФУ требование пересчитать сумму пенсионных выплат. Это делается с помощью отправки заказного письма с уведомлением на адрес Пенсионного фонда вашего района. Согласно Закона Украины «Про звернення громадян» ответ должен быть предоставлен в срок 30 дней.

День добрый. Подскажите, в какие сроки я могу обжаловать в суде решение Пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии? Буду очень благодарна за квалифицированную юридическую помощь!

Консультация юриста

Согласно нормам ч. 1, 2 ст. 99 Кодекса административного судопроизводства Украины иск против Пенсионного фонда может подаваться в шестимесячный срок со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов. Вместе с тем, если истец пользовался досудебным порядком урегулирования спора (обжалование в ПФУ), то для обращения в админсуд устанавливается месячный срок, исчисляемый со дня получения решения на рассмотрение жалобы.

Спасибо за полезную информацию для пенсионеров. Иногда добиться от ПФ вразумительного ответа о перерасчёте выплат бывает очень сложно.

Если пенсионер не согласен с решением пенсионного органа о назначении, пересчете, отказе в пересчете или переводе с одного вида пенсии на другой, он может обжаловать такое решение в органы Пенсионного фонда высшего уровня. О том, как это сделать расскажет Prostopravo.

В случае, если гражданин считает, что орган, который назначает пенсию, принял решение, противоречащее законодательству о пенсионном обеспечении или выходящее за пределы его компетенции, установленной законом, гражданин имеет право обжаловать такое решение в органе Пенсионного фонда Украины высшего уровня.

Жалоба на решение органа, который назначает пенсии, подается гражданином лично или законным представителем в соответствии с законодательством или представителем, действующим на основании выданной ему доверенности, заверенной нотариально.

Подача жалобы не лишает заявителя права обратиться в суд с исковым заявлением в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба на решение управления Пенсионного фонда Украины в районах, городах, районах в городах, а также объединенных управлений подается в главные управления Пенсионного фонда в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (региональные органы Пенсионного фонда Украины). Решения региональных органов Пенсионного фонда Украины обжалуются в Пенсионный фонд Украины. Жалобу нужно сопроводить документами, которые свидетельствуют о принятии неправильных решений.

Жалоба может быть подана в орган Пенсионного фонда Украины высшего уровня в течение одного года с момента принятия решения, но не позднее одного месяца с момента ознакомления заявителя с принятым решением. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен органом Пенсионного фонда Украины, который рассматривает жалобу.

В жалобе должны быть указаны:

  • фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя;
  • наименование органа Пенсионного фонда Украины, которым принято решение;
  • суть требования;
  • информация об обжаловании решения органа Пенсионного фонда Украина в суде (в случае обжалования решения).

Жалоба должна быть изложена в письменной форме и подписана заявителем с указанием даты. Жалоба направляется в орган Пенсионного фонда Украины по почте или передается заявителем лично.

Жалоба, оформленная без соблюдения этих требований, не дает возможности рассмотреть жалобу по существу и возвращается заявителю с соответствующими обоснованиями не позднее, чем через десять дней со дня ее получения.

В случае необходимости заявитель может подавать другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы, которые после ее рассмотрения возвращаются заявителю.

Если вопросы, затронутые в жалобе, полученной органом Пенсионного фонда Украины, не относятся к его полномочиям, то такая жалоба в срок не более пяти рабочих дней пересылается по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается заявителю.

Не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом Пенсионный фонд Украины от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу, если первое решено по сути, о чем выносится решение о прекращении рассмотрения такого обращения и сообщается заявителю.

В случае, если орган Пенсионного фонда Украины направляет заявителю решение о полном или частичном неудовлетворении его жалобы, такой заявитель имеет право обратиться с повторной жалобой в орган Пенсионного фонда Украины высшего уровня в течение срока, определенного для обжалования решений органов ПФУ.

Рассмотрение жалоб органом ПФУ

Орган Пенсионного фонда Украины обязан принять мотивированное решение и направить его в срок не более одного месяца со дня поступления жалобы в адрес заявителя по почте или предоставить ему под расписку.

Если в месячный срок решить затронутые в жалобе вопросы невозможно, орган Пенсионного фонда Украины может принять решение о продлении сроков рассмотрения жалобы заявителя, о чем письменно уведомить заявителя до истечения тридцатидневного срока. При этом общий срок рассмотрения жалобы не может превышать сорока пяти дней.

Орган Пенсионного фонда Украины при рассмотрении жалобы заявителя проверяет законность и обоснованность решения, обжалуется, и принимает одно из следующих решений:

  1. оставляет жалобу без удовлетворения;
  2. полностью или в определенной части удовлетворяет жалобу. В случае полного или частичного удовлетворения жалобы, органу, назначающему пенсии, даются распоряжения о совершении соответствующих действий.

Решение по рассмотрению жалобы заявителя принимает руководитель соответствующего органа Пенсионного фонда Украины (или его заместитель в соответствии с распределением функциональных полномочий).

Жалобы Героев Советского Союза, Героев Украины, Героев Социалистического Труда, лиц с инвалидностью вследствие Великой Отечественной войны рассматриваются соответственно Председателем правления Пенсионного фонда Украины, начальниками региональных органов Пенсионный фонд Украины лично.

Решение о результатах рассмотрения жалобы оформляется в соответствии с требованиями законодательства о языках. Решение оформляется на бланке органа Пенсионного фонда Украины, который рассматривал жалобу.

В случае несогласия заявителя с принятым решением оно может быть обжаловано в орган Пенсионного фонда Украины высшего уровня или в судебном порядке.

Решение считается направленным (врученным) заявителю, если его оно вручено под расписку или направлено письмом на его адрес по месту проживания.

Информация, которая стала известна должностным лицам органов Пенсионный фонд Украины при рассмотрении жалоб, является служебной и не подлежит разглашению.

Рассмотрение жалоб Комиссией при ПФУ

По желанию лица жалоба может быть рассмотрена Комиссией по вопросам рассмотрения жалоб граждан на решения органов Пенсионного фонда Украины о пенсионном обеспечении, образованной при Пенсионном фонде Украины или при региональных органах Пенсионного фонда Украины.

Решение Комиссии, принятое по рассмотрению жалобы, носит рекомендательный характер.

Комиссия является постоянно действующим консультативно-совещательным органом, который образуется при главном управлении Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе в составе не менее пяти человек. Персональный состав Комиссии утверждается приказом главного управления.

В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией и законами Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины, другими нормативно-правовыми актами.

Председателем Комиссии по должности является руководитель структурного подразделения главного управления, ответственного за организацию работы по пенсионному обеспечению. В работе Комиссии могут принимать участие по согласованию с правом совещательного голоса представители органов труда и социальной защиты населения, представители общественных организаций ветеранов и пенсионеров, представители территориальных объединений организаций профсоюзов и работодателей.

Основным задачами Комиссии являются: рассмотрение жалоб граждан; внесение рекомендаций начальнику главного управления или другому лицу, уполномоченному принимать решения по результатам рассмотрения жалобы.

На заседании Комиссии принимается одно из следующих решений:

  • рекомендовать удовлетворить жалобу;
  • рекомендовать отказать в удовлетворении жалобы;
  • рекомендовать привести материалы пенсионного дела лица в соответствие с нормами действующего законодательства в случае обнаружения ошибок в исчислении пенсии, о которых говорится в жалобе.

Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывает председательствующий на заседании, и в течение 2-х рабочих дней предоставляется руководителю.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

Проблема невыплаты пенсий гражданам, которые изменили место регистрации по новому месту жительства и отказались от справки внутренне перемещенного лица (ВПЛ) до сих пор не решена. Процедуры, применяемые органами государственной власти к пенсионерам ВПЛ, как-то: проверки, идентификация, приостановление выплаты пенсии, возобновление выплаты пенсии через полгода и отсутствие механизма выплаты пенсий пенсионерам на неподконтрольной украинской власти территории приводят к тому, что пенсионеры ВПЛ и пенсионеры с неподконтрольной украинской власти территории при пе рвом удобном случае регистрируют свое постоянное место проживания в населенных пунктах на подконтрольной правительству территории. В надежде, наконец-то получать пенсию, как и все другие граждане Украины, обращаются в подразделение Пенсионного фонда Украины, но получают отказ…Об этом сегодня, 1 ноября, сообщает Общественная организация «Донбасс-SOS».

И пока Пенсионный фонд Украины тратит время на обоснование причин отказа выплаты пенсии, а не поиск решения как организовать процесс получения пенсии, в «Донбасс-SOS» просят всех, кто отказался в такой ситуации идти в суд. «Как показывает наш опыт представления интересов в судах пенсионеров ВПЛ, которые попали в аналогичные ситуации, восстановить выплату пенсии – реально», – отмечают общественники.

В «Донбасс-SOS» есть ряд примеров решений апелляционных судов по данному вопросу, которые свидетельствуют о том, что Пенсионный фонд Украины не имеет достаточных обоснований для прекращения пенсии пенсионерам ВПЛ и пенсионерам с неподконтрольной украинской власти территории, которые зарегистрировали свое постоянное место проживания в населенных пунктах на подконтрольной правительству территории.

Рекомендаций по подготовке к судебному разбирательству для пенсионеров ВПЛ или пенсионеров с неподконтрольной терри тории, которые поменяли или планируют поменять место зарегистрированного проживания:

  1. После того, как вы поменяли зарегистрированное место проживания с неподконтрольной на подконтрольную территорию, подайте заявление в подразделение Пенсионного фонда Украины по вашему месту проживания о переводе выплаты пенсии с копией вашего паспорта, в котором указан новый адрес. Заявление подавайте в двух экземплярах: один для подразделения Пенсионного фонда Украины, на втором (который останется у вас) – отметка о дате и номере входящего вашего заявления.
  2. Если у вас была справка о взятии вас на учет как внутренне перемещенного лица, и такая справка не была отменена, то вам необходимо принять решение для себя или вы отказываетесь от статуса ВПЛ и тогда ваши шансы выиграть суд возрастают, но вы теряете статус ВПЛ и возможность получать адресную помощь, или же не отказываетесь от статуса. По состоянию на текущую дату, юристы «Донбасс-SOS» не представляли интересы в суде пенсионеров, которые не оказались от статуса, но сменили место проживания, поэтому они не могут сориентировать – каким будет решение суда в такой ситуации. Для отказа от статуса внутренне перемещенного лица необходимо подать заявление в то УТСЗН, где вы ранее были на учете и потребовать от них решение.
  3. Получив на руки решение УТСЗН об отказе от статуса ВПЛ, передать такое решение в подразделение Пенсионного фонда Украины.
  4. Через 2 недели после подачи заявления и передачи решения об отказе от статуса ВПЛ, если от подразделение Пенсионного фонду нет никаких запросов, писем или тому подобного, стоит им напомнить о себе и написать запрос с вопросом о представлении информации о рассмотрении вашего заявления о переводе пенсии.
  5. Если по результатам запроса вы получаете любой ответ, кроме как ваша пенсия назначена, то следующий шаг – это суд.
  6. Для освобождения уплаты от судебного сбора стоит обратиться в подразделение налоговой службы с запросом о получении извлечения из базы плательщиков налога – физических лиц, извлечение выдается бесплатно, но срок может составлять до 10 рабочих дней.

Пример искового заявления для обжалования действий сотрудников подразделений Пенсионного фонда Украины, которые отказали в выплате пенсии пенсионеру, которые сменил свое место проживания с неподконтрольной на подконтрольную территорию можно посмотреть здесь.

Юристы отмечают, что как показывает практика, каждая ситуация индивидуальна, этот пример искового заявления можно видоизменять в соответствии с ситуацией.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!


Уже в 2021 году пенсионный возраст повысится до 60 лет, а официально отработанных лет должно быть не менее 28. И тенденция отложенной пенсии продолжится. Поэтому тем, кто в ближайшем будущем выходит на пенсию, нужно заранее побеспокоиться о подготовке документов и проверить правильность их оформления.

Чтобы размер пенсии соответствовал тому, который человек реально заслужил, выплаты начались со дня, следующего за днем достижения пенсионного возраста, а инспектор Пенсионного фонда не гонял будущего пенсионера за недостающими справками, получатель пенсии должен заблаговременно не только подготовить все необходимые документы, но и проверить правильность их оформления.

О том, что следует сделать, чтобы в день подачи документов на пенсию иметь на руках их полный пакет, а также об альтернативном способе подачи документов в Пенсионный фонд, рассказала Виктория Климова, юрист-практик, пенсионный адвокат.

Шаг 1. Соберите документы за месяц

Право получать пенсию у человека возникает на следующий день после достижения им пенсионного возраста. Но чтобы в Пенсионном фонде успели проверить и оформить все необходимые документы, позаботиться об их подаче нужно за месяц до "пенсионного" дня рождения. Причем если вы обратитесь в Пенсионной фонд хотя бы на день раньше положенного срока, вас попросят прийти "попозже".

На рассмотрение документов у ПФ есть десять рабочих дней. Поэтому не позже чем на десятый день после подачи документов будущему пенсионеру должен из фонда прийти ответ с решением о назначении пенсии. Если предоставленных документов будет недостаточно, отказ должен быть аргументирован, с письменным указанием причины отказа и списком недостающих документов.

Чтобы донести недостающие документы и не упустить начало выплат, у будущего пенсионера с момента получения отказа будет три месяца (согласно п. 1 ч. 1 ст. 45 ЗУ "Об общеобязательном пенсионном страховании"). Если в течение их он успеет предоставить нужные документы, пенсия будет насчитываться как и положено — со следующего дня после "пенсионного" дня рождения. Если нет, то выплаты начнут насчитываться с момента предъявления полного пакета документов.

Шаг 2. Проверьте фото в паспорте

Каждый знает, что в бумажный паспорт нужно вклеивать новые фотографии в 25 и 45 лет. Но часто оказывается, что фотография, которую нужно было вклеить в 45 лет, при проверке паспорта в Пенсионном фонде отсутствует. В этом случае в приеме документов на оформление пенсии будет отказано, пока предъявитель не предоставит действующий документ. Для этого ему нужно будет сначала вклеить недостающее фото. И несмотря на то, что по закону вклейка нового фото должна занимать не более пяти дней, часто эта процедура затягивается до 30-дневного срока.

Шаг 3. Откройте банковский счет

Подавать документы на оформление пенсии следует с заявлением на выплату пенсии через банк или почтовое отделение. Сегодня подавляющее большинство пенсионеров оформляют пенсию на банковскую карточку. Поэтому перед тем как посетить ПФ, следует в выбранном банке оформить карту для соцвыплат и предоставить в Пенсионный фонд справку об открытии счета. Сегодня в Украине существует 44 финансовых учреждения с правом выдавать пенсию.

Шаг 4. Не забудьте сфотографироваться

При оформлении пенсии вам на выбор предложат оформить бумажное или электронное пенсионное удостоверение. Для получения бумажных "корочек" необходимо предоставить вместе с набором документов две цветных фотографии размером 4 х 6 см. Для получения электронного удостоверения — фото размером 3 х 2,5 см. Правда, учтите: электронное удостоверение, как и банковская карта, имеет свой срок годности, который равен трем годам, по истечении которых его придется менять.

Шаг 5. Возьмите копию трудовой

Накануне похода в Пенсионный фонд возьмите в отделе кадров по месту работы копию своей трудовой. Но учтите: согласно закону, такую копию вам выдадут только после вашего письменного заявления с указанием причины, для чего вам понадобился такой документ. Кроме того, на подготовку и заверение копии у отдела кадров по закону есть три рабочих дня. Поэтому учитывайте эти сроки при планировании визита в Пенсионный фонд.

Проверьте, чтобы в выданной копии трудовой книжки были заверены все листы. На каждом из них должна стоять подпись сотрудника отдела кадров с расшифровкой и его должность, штамп или подпись "Копия верна" и печать отдела кадров. Оттиск печати не должен перекрывать информацию из копии трудовой книжки.

Помните: требование Пенсионного фонда предъявить для назначения пенсии оригинал трудовой книжки является незаконным.

Шаг 6. Сопоставьте номера и фамилии

Часто задерживают оформление пенсии или мешают назначить выплаты в полном размере ошибки, помарки и подчистки в трудовой книжке. В результате в ПФ отправляют будущего пенсионера брать дополнительные справки с предыдущих мест работы, искать архивы и предприятия, которых уже давным-давно не существует.

Чтобы не тратить драгоценное время, когда вы по праву уже можете получать пенсионные выплаты, получив копию трудовой книжки, проверьте ее на наличие плохо читаемых записей.

Все записи в трудовой книжке должны быть поочередно пронумерованы, иметь дату и основание для назначения или увольнения (номер приказа).

Еще одной частой причиной для отсрочки назначения пенсии бывает несоответствие фамилии в паспорте и трудовой. Дело в том, что, выходя замуж или разводясь, у женщин меняется фамилия, и часто в отделе кадров забывают ее изменить в трудовой или делают это неверно.

При изменении фамилии в трудовой книжке старая фамилия должна быть аккуратно перечеркнута одной линией и возле написана новая. При этом на обратной стороне титульной страницы должна стоять пометка с основанием для изменения фамилии и заверена печатью предприятия, на котором в тот момент работал человек. Если этого нет, то следует заблаговременно обратиться в ЗАГС и получить выписку о смене фамилии.

Шаг 7. Сверьте предприятия

Еще одной частой ошибкой, которую допускают в отделе кадров и которая в будущем не позволит учитывать страховой стаж при начислении пенсии, считается несоответствие мест приема на работу и увольнения. Это происходит в том случае, если за время работы человека в компании проводилась ее реорганизация. В этом случае в графе приема человека на работу будет стоять название одной компании, а при увольнении окажется печать с названием другой организации.

В этой ситуации, чтобы в Пенсионном фонде учли годы работы в такой компании, следует заранее взять в архиве справку о реорганизации предприятия.

Шаг 8. Исключите сокращения

Отказать в учете страхового стажа при оформлении пенсии могут и по причине сокращений, которые часто используют в разделе "Сведения о работе". Наверняка вас отправят за справкой из архива для подтверждения стажа, если в названии предприятия будут стоять такие сокращения, как ТОВ. Правильное название предприятия в этом случае должно начинаться как "Товариство з обмеженою відповідальністю". То есть в третьей графе трудовой книжки сначала должно стоять полное название предприятия, полностью отвечающее тому, которое указано в его учредительных документах, без всяких сокращений.

Шаг 9. Обратите внимание на чернила

Причиной того, что какое-то из мест работы придется подтверждать дополнительными справками или выписками из архива, может стать и неправильный цвет чернил. Дело в том, что раньше нередко записи в трудовой книжке делались чернилами красного или зеленого цвета. Но со временем такие чернила выцветают, поэтому будущим пенсионерам часто приходится предъявлять дополнительные документы, подтверждающие такой "цветной" период его работы.

Правильные записи должны быть сделаны чернилами черного, синего или фиолетового цветов. Поэтому если в вашей трудовой есть записи "не того цвета", по возможности заранее сделайте запросы в архив такого предприятия.

Шаг 10. Не забывайте об онлайне

Сегодня есть возможность оформить пенсию через интернет. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте Пенсионного фонда и загрузить в свой личный кабинет необходимые документы. Правда, для этого понадобится электронная цифровая подпись (ЭЦП). Поэтому если вы хотите подать все документы онлайн, заранее оформите себе ключ ЭЦП. Сделать это можно как в сертифицированном центре выдачи электронных ключей или в налоговой, так и удаленно через онлайн-банкинг Ощадбанка, ПриватБанка или УкрСиббанка.

После того как ваша электронная подпись будет создана, в личный кабинет ПФ следует загрузить необходимые сканы документов (сканировать можно при помощи специального приложения в мобильном), сделать скан своей подписи, выполненной черной ручкой, и заполнить анкету. Если вы заполнили все поля правильно, программа огласит, что "операция завершена". После чего в течение десяти дней можно ожидать ответной связи от представителей Пенсионного фонда для назначения личной встречи, во время которой вам нужно будет предъявить все загруженные ранее документы. Ну а выплаты первой пенсии можно будет ожидать в течение ближайшего месяца после даты подачи всех документов.

  • Верификация пенсий в Украине: о чем важно знать пенсионерам

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.


В качестве выхода из ситуации премьер предложил повышение налогов и введение так называемой накопительной пенсионной системы. Предложения его справедливо раскритиковали — по двум направлениям. С одной стороны, как людоедские, с другой — ничего не решающие.

Но что с самой постановкой вопроса?

Украина может содержать 36 миллионов пенсионеров

Одним из важнейших показателей уровня развития государства является рост производительной силы труда, то есть изменение в трудовом процессе, которое сокращает рабочее время таким образом, что меньшее количество труда производит большее количество продуктов. Считается она в стоимости, произведенной одним работником в год.


Это основной ответ на вопрос, почему средняя зарплата в Германии — примерно 4000 евро (134 000 грн — 352 000 рублей), а на Украине — 10 000 грн (27 000 рублей), что имеет непосредственное отношение и к пенсиям. Будь украинский Пенсионный фонд в 16,7 раза выше, чем сейчас, Шмыгаль и не подумал бы говорить о том, о чем сказал. Впрочем, с зарплатами в 4000 евро можно было бы говорить и о накопительной системе.

Однако есть сомнения, что через 15 лет неоткуда будет брать пенсии даже при имеющейся производительности труда. Вообще-то в политэкономическом смысле производительный труд — это труд, непосредственным результатом которого являются вещь, энергия или перемещение вещей (энергии) в пространстве. То есть управленческий труд и оказание всяческих услуг не создает непосредственно стоимости.

На работников этих сфер перераспределяется то, что создано непосредственно производительными работниками. Но поскольку нас сейчас интересует не сущность явления, а то, что на поверхности — сколько есть денег, чтобы заплатить пенсии, — мы вполне можем воспользоваться данными МОТ и статистикой Минфина, который не разделяет работников разных сфер.

Итак, в 2019 году на Украине было 15 млн 362 тыс. трудоустроенного населения, которое в совокупности произвело товаров и услуг на 153 млрд 781 млн долларов. Госстат говорит, что к началу 2020 года на Украине проживало чуть больше 41,5 млн человек, но, как мы помним, в декабре 2019-го министр Кабинета министров Дмитрий Дубилет сказал, что нас осталось всего 37 млн 289 тыс.

Это похоже на правду, поскольку несколько миллионов граждан Украины постоянно живут и работают за границей. Как биологические единицы они есть, но как экономические единицы в украинском народном хозяйстве они отсутствуют.

Поскольку мы большие оптимисты, возьмем для удобства расчетов 40 млн человек. Если все произведенное трудящимися Украины за 2019 год просто равномерно распределить на эти 40 млн, то получится 3845 долларов на душу населения в год. Минфин дает ВВП на душу населения на уровне 3660 долларов. Поскольку взятые нами 40 млн человек — количество приблизительное, а суммы тем не менее получились вполне сопоставимые, значит, расчеты мы проводим верно.


Из статистики МОТ мы знаем, что каждый работающий на Украине производит в год товаров и услуг на 7767 долларов, или 647 долларов в месяц. Из этих 647 долларов ему оставляют среднюю зарплату примерно в 352 доллара (10 000 грн). Таким образом, 647 – 352 = 295 долларов остается. Разделим эту сумму на 122 доллара (средняя пенсия) и получим 2,4. Это значит, что один работающий может прокормить 2,4 пенсионера. Таким образом, 15 млн трудоустроенных граждан Украины спокойно содержат не 11 млн пенсионеров, а целых 36 млн.

Даже если из общей суммы изъять хотя бы 10%, которые ежегодно должны откладываться на амортизацию основных фондов, но по факту не откладываются, а хитрым образом переводятся на счета собственников, все равно запас остается приличный. А если повысить производительность труда пусть не до немецкой (в 16,7 раза), а хотя бы вдвое?

Воровать надо меньше

Проблема низкой производительности труда в том числе связана с тем, что гигантские суммы из производимых украинскими работниками 153-154 млрд уходят за границу безвозмездно, то есть даром.

Во-первых, это возвращение процентов по бесконечным кредитам. Во-вторых, вымывание денег олигархами и чиновниками в офшоры, что негласно приветствуется государством этих самых чиновников и олигархов. Ведь такая система искусственно занижает курс гривны и позволяет собственникам экспортных предприятий платить украинскому работнику в гривне меньшую долю из того, что они получили на внешних рынках в валюте.

Так они лично обогащаются, заграница получает средства для своего развития, а Украина — беднеет. Внутренний производитель находится в коллапсе, поскольку не имеет средств купить станки и оборудование за границей по завышенному курсу доллара, а ставка банковского кредита выше средней нормы прибыли в производственной сфере.

То есть проблема —не в количестве пенсионеров и отчасти даже не в производительности труда. Проблема в том, что кто-то слишком много ворует.

Дальше вопрос налогов


Средняя зарплата — значительно меньше, чем реальная стоимость рабочей силы — стоимость жизненных средств, необходимых для поддержания жизни на Украине (около 50 000 грн — 130 000 рублей).

В 2019 году МВФ в докладе по демографии в Центральной и Восточной Европе рассчитал, что к 2050 году Украина потеряет более трети рабочей силы. К 2030-му Украина лишится 15% рабочей силы, а к 2050-му — более 30%. Всего к 2050 году в трудоспособном возрасте на Украине будет 43,3% мужчин в возрасте 55-64 и лишь 26,6% трудоспособных женщин.

А как иначе, если у нас работающие люди не имеют средств к существованию? Кто-то уедет, кто-то постареет и перестанет представлять из себя трудоспособную единицу. Новые же трудящиеся почти не рождаются, поскольку родители не в состоянии их обеспечить.

Рецепт у МВФ всегда один — повышение пенсионного возраста. Но это уже даже не смешно. Вроде как от этого появятся новые производства и новые рабочие места. Повышением пенсионного возраста можно добиться лишь ужесточения конкуренции за работу, в которой молодежь всегда будет проигрывать (нет опыта, навыков, связей), а значит, снова уезжать за границу в поисках лучшей жизни. И это тупик.

А с другой стороны, повышение пенсионного возраста — ужас для тех, кто работает на производстве. Сидеть в офисе теоретически можно и до 80 лет, а спускаться в шахту, стоять у сталеплавильной печи, управлять сложной техникой часто становится проблемой и в 60. Особенно если здоровье подорвано тяжелым многолетним трудом, плохой пищей, стрессами и т.д. Не говоря уже о технике безопасности на производстве, которая проблематизируется работой пожилых людей.

А кто за внуками будет присматривать? Средние зарплаты не позволяют родителям не то что нанимать нянь, но и даже сдавать детей в частные детские сады (государственных мало, и они тоже не бесплатные). Таким образом, повышение пенсионного возраста — еще один стимул рожать меньше, что снова загоняет в демографический тупик.

Что касается предложенной премьером Шмыгалем накопительной пенсионной системы, при средних зарплатах в 10 000 грн — 27 000 руб (медианная еще меньше, миллионы людей реально получают 5-7 тыс.) ничего существенного накопить нельзя. Кроме того, частные фонды, особенно на Украине, имеют стабильную тенденцию к исчезновению в офшорах. Пока будешь 20-30 лет копить, директор фонда неожиданно может оказаться на островах под пальмами с чемоданом денег.

И почему фонды? Что мешает получить всю зарплату (без обязательных пенсионных отчислений), а потом делать с ней что угодно — положить часть на депозит, купить акции или ценные металлы, например? Но штука вся в том, что деньги людям никто в руки не даст — или в государственный Пенсионный фонд, или в частные фонды (лично олигарху в руки).


Речь совсем о другом. Для начала буржуям неплохо было бы слегка умерить аппетиты. Капиталистам бедной страны необязательно покупать самые дорогие в мире виллы, можно и какими-то средними обойтись. Далее — повышать производительность труда, внедрять новые технологии производства, оборудование, принципы организации труда. Очень жестко уголовно преследовать за вывод крупных сумм за границу, вообще заблокировать такие операции, деньги украинских капиталистов должны лежать в украинском банке. Желательно в государственном. Если средства продолжат утекать, никакая производительность труда не поможет повысить уровень жизни населения — просто будут больше выводить.

Прекращать экспорт продукции с низкой добавленной прибавочной стоимостью (минеральные ресурсы, продукты первого передела металлургии, зерновые). А для этого придется национализировать ключевые промышленные предприятия. Из их прибыли будет наполняться бюджет, что позволит снизить налоги для всеми на словах пестуемого малого бизнеса, а самозанятых вообще не трогать.

И, конечно, нужно отказаться от каких-либо пенсионных фондов вообще, а финансировать пенсии напрямую из бюджета, вне зависимости от наполняемости фонда, а просто столько, сколько нужно. За счет чего, мы уже выяснили.

Еще раз, это не социализм, это абсолютно классическая капиталистическая теория кейнсианства. Экс-премьер Гончарук, который «профан в экономике», говорил, что слышал о такой. А что же Шмыгаль, который якобы не профан? Он говорит, что через 15 лет пенсионеров станет в два раза больше, чем работающих. Мы с вами уже посчитали, что это не проблема. Даже при текущей производительности труда пожилых людей можно будет обеспечить и через 15, и через 30 лет, даже если их станет еще больше. А при повышении производительности труда их можно прокормить почти в любом количестве.

Просто воровать надо меньше и развивать экономику.

Стареющее население — нормальная ситуация для развитых капиталистических стран. Уровень медицины и общий уровень жизни позволяет жить долго, рожают же меньше вследствие женской эмансипации и большого количества разнообразных занятий, доступных человеку, плюс из-за желания дать ребенку хорошее образование и т.д. В то же время в развивающихся с низкой базы странах все наоборот — живут мало, но рожают много.

У Украины — уникальная ситуация, когда и уровень жизни низкий, и с демографией беда. Это связано прежде всего с тем, что украинский капитализм родился не естественным образом, развившись в свое время из феодализма, а всем известно как в 1991 году. Встроиться же в систему, где капитализму ведущих государств уже по 400-500 лет, можно только в виде Гаити, но никак не в виде Швейцарии.

А какие на Гаити пенсии?

  • Теги
  • Денис Шмыгаль,
  • пенсионеры,
  • пенсии,
  • Украина

Читайте также: