Журналы по социальному и пенсионному страхованию

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

Заканчивается 2020 год, год серьезного кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Он отбросил уровень жизни россиян к отметке 2007 года.
Хочу отметить, что НПФ не привыкать к встряскам, правда, эта была непростой. Читать


Эрлик Сергей Николаевич Первый вице-президент НАПФ

Итоги 2020 года и новые задачи НАПФ в 2021 году

2020 год прошел под знаком 20-летия со дня создания Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ). НАПФ стала первым в России объединением негосударственных пенсионных фондов и в течении двух десятилетий остается ведущей саморегулируемой организацией на пенсионном рынке. Читать


Есаулкова Татьяна Станиславовна Генеральный директор ООО "СДК "Гарант".

Негосударственные пенсионные фонды и специализированные депозитарии: новые горизонты сотрудничества

1 января 2021 года (ровно на год позднее, чем планировалось) вступает в силу Указание Банка России от 05.12.2019 г. № 5343-У «О требованиях по формированию состава и структуры пенсионных резервов». Главной целью принятия данного нормативного акта является совершенствование требований к инвестированию средств пенсионных резервов, ограничение рисков при инвестировании пенсионных резервов. Читать


Что делать, если Вы провалились в кроличью нору?

В статье автор радуется близкому окончанию 2020 года. Читать


Год 2020: пенсионный ракурс (дайджест с комментариями)

Как известно, с 1 января прошлого, 2019 года, возраст выхода на пенсию в нашей стране был повышен. Большинство авторитетных специалистов считает, что повышение пенсионного возраста себя не оправдало. Выгоды экономической нет, есть ущерб, который, если не «заморозить» реформу с 1 января 2021 года, будет только возрастать, т.к. будут уменьшаться реальные располагаемые доходы населения, задержанного с выходом на пенсию. Читать


Шаврина Ирина Владимировна Генеральный директор АО НПФ «Атомфонд»

НПФ «Атомгарант» в юбилейном году

2020 год для наших Фондов и для всей атомной промышленности является знаковым и ключевым. 20 августа 2020 года атомная промышленность отметила 75-летний юбилей. Становление атомной отрасли дало мощный толчок развитию отечественной науки и техники, промышленного производства, обеспечило ядерный паритет и укрепило обороноспособность государства. История атомной промышленности и науки навсегда вписана в историю России. Читать


Коваленко Татьяна Алексеевна Заместитель генерального директора НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» по технологиям

Вкалывают роботы, счастлив человек?

В последние годы крупные компании, нацеленные на технологичность и сокращение затрат, завели «цифровых сотрудников»: роботов, умных помощников. Они не только отвечают на звонки клиентов, но и информируют о новинках, помогают разобраться в продуктовой линейке и выбрать нужную опцию. Читать


Баранов Александр Вячеславович Директор департамента АО «Ай Кью Джи Управление Активами», председатель Комитета по внутреннему контролю, аудиту и управлению рисками ПАРТАД


От учителя до строителя: как видят свою пенсию специалисты разных профессий

Люди разных профессий по-разному представляют свою жизнь и уровень желаемого дохода на пенсии, выяснили сервис Работа.ру и НПФ Сбербанка, опросив более 3 000 специалистов из восьми отраслей. При этом многие россияне (39%) не планируют досрочно завершать карьеру и собираются работать и после 60-65 лет. Читать


Аранжереев Михаил Михайлович Советник по негосударственному пенсионному обеспечению НПФ «Алмазная осень»

Рэнкинг НПФ за 9 месяцев 2020 г.

Редколлегия журнала традиционно благодарит за предоставленный материал М.М. Аранжереева, советника Исполнительного директора АО НПФ «Алмазная осень». Читать


Новогодний пенсионный калейдоскоп

Чтобы обеспечить себе старость, надо угробить молодость. Читать


Суперобучение

В издательстве "Манн, Иванов и Фербер" вышла книга С.Янга "Суперобучение. Система освоения любых навыков - от изучения языков до построения карьеры". Читать


Новый номер




Будет ли 2021 год благоприятным для НПФ?

  • Темы номера
  • Колонка главного редактора
  • Это интересно
  • О чем мы писали
  • В центре внимания
  • Цитаты номера
  • Социологические исследования
  • Мероприятия
  • Архив журнала













+7 (495) 287-85-78
123022, Москва, ул. 2-я Звенигородская,
дом 13, строение 42, 4 этаж, помещение I, комната 1
info@napf.ru

Электронное издание "Пенсионное обозрение" зарегистрировано в Роскомнадзоре 11 мая 2010 г.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77-39806.
Издание не несет ответственности за достоверность финансовых отчетов компаний и информации, опубликованной в рекламных целях. Использование материалов издания для перепечатки допускается только по согласованию с редколлегией журнала.
Точка зрения авторов номера не всегда совпадает с позицией Издателя.

© 2020 Пенсионное обозрение. Все права защищены

Обязанность материального обеспечения граждан, которые не способны временно или постоянно самостоятельно содержать себя, возложена на социальное страхование в России. Порядок и структура системы социальной защиты закреплена законодательно.

Что такое социальное страхование

Социальное страхование – это перечень выплат от государства, получаемых гражданами, которые нуждаются в материальной поддержке. Основной принцип такого страхования заключается в том, что работающие граждане делают отчисления в специальные фонды, а затем, при потере работоспособности, получают поддержку в виде социальных выплат.

В законодательстве дано определение, по которому соц страхование рассматривается как составная часть, входящая в государственную систему социальной защиты. Страховым случаем является ухудшение материального положения по объективным причинам, связанным с возрастом или здоровьем.

В Российской федерации предусмотрено добровольное и обязательное социальное страхование, порядок которого закреплен в Федеральных Законах:

  • от 16.07.99 N 165, регламентирующий основные положения по обязательному социальному страхованию;
  • от 24.07.98 N 125, касающийся вопросов по несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям;
  • от 29.12.2006 № 255 по страхованию, связанному с временной нетрудоспособностью и вопросами материнства»;
  • от 29.11.2010 № 326, определяющий правила обязательного медицинского страхования.

В перечисленных законах определены основные принципы страхования, ответственные организации, порядок формирования доходов и выплаты страхового возмещения.

Пенсии, пособия, выплаты по больничным листам – все это виды компенсации по страховке. Кроме денежного выражения, существуют натуральные выплаты, например, льготы в виде сниженных тарифов по коммунальным услугам, путевок в санатории, медицинских препаратов и так далее.

Какие виды социальной страховки существуют

Существуют различные способы классификации социальной страховки. Обычно их определяют по ответственной организации, которая занимается начислением и выплатой пособий. Это фонды социального страхования, имеющие свои офисы на всей территории страны.

Еще одна систематизация делит социальное страхование на причины, послужившие основанием для выплаты. С этой точки зрения в качестве страховых случаев выступают:

  • наступление пенсионного возраста;
  • нетрудоспособность, связанная с болезнью,
  • ухудшение здоровья, связанное с трудовой деятельностью (производственный травматизм, профессиональные заболевания);
  • инвалидность, наступившая по различным причинам;
  • роды и уход за малолетним ребенком;
  • наличие нетрудоспособных иждивенцев, нуждающихся в уходе;
  • смерть трудоспособного лица, имеющего несовершеннолетних детей;
  • смерть члена семьи и связанные с ней расходы на погребение;
  • другие причины, в результате которых необходима социальная помощь (многодетные семьи, матери-одиночки, малоимущие семьи и так далее).

Для каждого страхового случая разработаны правила выплаты пособий, их минимальные и максимальные суммы и периодичность выплат. Большинство из них регулярно индексируется с учетом инфляции.

Фонды социального страхования

Получателями и распорядителями средств социального страхования являются фонды обязательного социального страхования.

В России существует три таких фонда:

  • ФСС – социального страхования.
  • ФОМС – обязательного медицинского страхования.
  • ПФР – пенсионный.

Каждый из них отвечает за свой круг вопросов. Что такое фонд социального страхования в общей системе страховой деятельности? По своим функциям и задачам – это страховая организация, которая аккумулирует страховые взносы, проверяет факт наступления страхового случая, производит начисление возмещения, организует его выплаты, таким образом, оказывает помощь гражданам.

  • ФСС занимается вопросами выплат пособий по потере трудоспособности из-за ухудшения здоровья или материнства. Кроме денежных пособий, фонд выдает санаторные путевки, медицинские приспособления для людей с ограниченными возможностями;
  • ФОМС занимается организацией, контролем и финансированием медицинских целевых программ. Полис, выданный ФОС, служит основанием для бесплатного обслуживания населения в сфере здравоохранения.
  • ПФР занимается начислением и выплатой пенсий и пособий, ведет учет накопительных пенсий, а также перераспределяет средства, которые поступают в виде страховых взносов, между всеми фондами, в соответствии с утвержденными нормативами. На отделения пенсионного фонда возложена обязанность учета лиц, имеющих право на получение социальной помощи.

Каждый гражданин России при обращении в ПФР получает номер социального страхования, который является номером индивидуального лицевого счета. На счете учитываются все данные физического лица, связанные с процедурой страхования, такие как, суммы уплаченных взносов, данные о трудовом стаже, сведения о начисленных пособиях и праве на льготы.

Как формируются доходы фондов

Финансирование социальных фондов производится за счет отчислений от доходов работоспособного населения, предприятий и предпринимателей. При недостатке средств, расходы фонда могут обеспечиваться из средств бюджета.

Каждое предприятие или предприниматель, имеющий наемных лиц, обязан перечислять в социальные фонды суммы, размер которых зависит от общего фонда заработной платы.

В настоящее время, при уплате по общим тарифам, работодатель обязан ежемесячно перечислять на цели:

  • пенсионного страхования – 22%;
  • социальных выплат по нетрудоспособности – 2,9%;
  • обязательного медицинского страхования – 5,1%

Для ряда предприятий используются пониженные тарифы. Фиксированные суммы, рассчитанные с учетом МРОТ, платят предприниматели, не имеющие наемных лиц и работающие по упрощенным системам налогообложения.

Куда направляются расходы фондов

Все средства от работодателей и предпринимателей перечисляются в Пенсионный Фонд и оттуда перераспределяются на счета местных отделений других социальных фондов.

Должностные лица направляют полученные суммы на выполнение своих функций, в том числе:

  • выплату пенсий, пособий, предусмотренных законодательством;
  • проверку условий труда, профилактику случаев получения производственных травм и заболеваний, вызванными профессиональными условиями труда;
  • оплату больничных листов;
  • компенсацию процедур по бесплатному или льготному оздоровлению в санаторно-курортных и детских учреждениях;
  • организационные мероприятия медицинского характера (выдачу бесплатных лекарств, изделий для реабилитации инвалидов, вакцинаций, медицинских осмотров, профилактических мероприятий и так далее).

Деятельность социальных фондов регулярно проверяется контролирующими органами, в том числе, контрольно-ревизионным управлением, аудиторскими фирмами, органами Министерства финансов и Федерального казначейства, Счетной палатой РФ.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 28.03.2017 2017-03-28

Статья просмотрена: 1850 раз

Библиографическое описание:

Сатторкулов, О. Т. Сущность пенсионного страхования / О. Т. Сатторкулов, Б. Б. Тошбоев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 363-364. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41099/ (дата обращения: 07.12.2020).

Процесс поэтапного перехода республики к рыночным отношениям потребовал адекватного реформирования пенсионной системы, которая последовательно преобразовывается из централизованной системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, способную самостоятельно, при координации государства, адаптироваться к механизмам рыночного развития. Осуществляемая за прошедшие годы сильная социальная политика в республике, оказала существенное влияние на стабилизацию социально-экономической ситуации в обществе и создала необходимые условия успешного осуществления экономических реформ. В этом аспекте наиболее важное с социально-экономической точки зрения являются социальное и пенсионное страхование работающих граждан Узбекистана. [1, с. 3].

Общее название «социальное обеспечение» объединяет в себе различные формы социальной защиты населения, одним из которых является пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение предлагается рассматривать в широком и узком понимании. Под пенсионным обеспечением в его расширенном виде понимается совокупность денежных отношений по формированию и использованию финансовых ресурсов социального назначения и части средств бюджетов различных уровней бюджетной системы на возмещение потерь в доходах граждан, достигших не трудоспособного возраста, получивших инвалидность или по случаю потери кормильца. Пенсионное обеспечение представляет собой государственную и негосударственную, обязательную и добровольную поддержку лиц, потерявших способность трудиться из-за старости или потерявших доходы по иным обстоятельствам. Всего на реализацию мер, предусмотренных в Государственной программе «Год внимания и заботы о старшем поколении», за счет всех источников было затрачено 2 триллиона 246 миллиардов сумов и более 225 миллионов долларов. [2, с. 2].

Пенсионное обеспечение граждан в узком его понимании является одной из форм пенсионного обеспечения в целом, которое осуществляется за счёт бюджетных средств всем нуждающимся гражданам в случае наступления инвалидности, пенсионного возраста и потери кормильца независимо от наличия трудового стажа и получаемых доходов.

Система организации пенсионного страхования в стране носит название пенсионной системы. К числу элементов, объединяющих пенсионное страхование в единое целое, относятся:

1) единство цели, поскольку деятельность системы в целом и каждого направления (обязательного и добровольного государственного и негосударственного пенсионного страхования) подчинено единой цели — обеспечению достойного уровня жизни после наступления пенсионного возраста;

2) единство принципов, на которых построена система пенсионного страхования Республики Узбекистан;

3) единая правовая база — на всей территории Республики Узбекистан действует единая законодательная база, регламентирующая права, обязанности и ответственность всех субъектов пенсионной системы, порядок формирования и использования финансовых ресурсов этой системы, а также контроль за нормальным её функционированием; 4)единство органов регулирования и контроля этой системы. Качественными свойствами пенсионной системы Республики Узбекистан являются: целостность, сложность, экономичность, финансовая устойчивость, надежность, адаптивность, структурная стабильность, единое географическое, правовое и социальное пространство.

В самом термине «пенсионное страхование» присутствует указание наличие страховых отношений. Являясь отраслью страхования, пенсионное страхование существенно отличается от классического страхования. Во-первых, работники не платят из своей заработной платы (доходов) страховые взносы, их уплачивают в обязательном порядке в полном объем работодатели (страхователи). Во- вторых, суммы уплаченных работодателем страховых взносов не эквивалентны пенсиям, которые получат работники после выхода на пенсию. Это связано с установленным порядком начисления пенсий, с длительным временным промежутком страхования, с инфляционными процессами и другими причинами. В то же время, нельзя не видеть в пенсионном страховании страховых отношений. Наступление пенсионного возраста и потеря способности полноценно трудиться — это один из видов социального риска, для компенсации которого создаются страховые пенсионные фонды. Страховым риском, по поводу которого осуществляется обязательное пенсионное страхование, признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. При этом под страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Пенсионное страхование предусматривает, что основные выплаты страхового обеспечения осуществляются при достижении застрахованным лицом пенсионного возраста (наступлении страхового случая), определенного законодательством и зависит обычно от величины получаемой им оплаты труда. Все это позволяет сделать вывод о том, что пенсионное страхование представляет собой частную финансовую категорию в особой страховой форме. Поэтому ей присущи и общие функции финансов, и функции страхования.

Учитывая сказанное, пенсионное страхование выполняет следующие функции:

1) образования финансовых ресурсов (доходов) пенсионных фондов;

2) использования финансовых ресурсов (доходов) пенсионных фондов;

3) замещения (возмещения) заработной платы (дохода) застрахованного лица при наступлении пенсионного возраста (страхового случая).

Как уже отмечалось, пенсионное страхование в Республике Узбекистан осуществляется в обязательной и добровольной формах. Исходя из этого и степени государственного вмешательства возможны следующие формы (институты) пенсионного страхования: государственное обязательное пенсионное страхование; государственное добровольное пенсионное страхование; негосударственное обязательное пенсионное страхование; добровольное дополнительное пенсионное страхование; негосударственное добровольное пенсионное страхование. При формировании системы пенсионного страхования необходимо влияние и возможности всех его форм. Преобладающей из них в Республике Узбекистан является государственное обязательное пенсионное страхование. Однако для построения сбалансированной пенсионной системы необходимо ускоренное развитие добровольного пенсионного страхования путем комбинации его различных форм.

  1. Умурзаков Б. Х. Социально-экономическая сущность пенсионных взносов и налоговых платежей населения. //сборник материалов научно-практической конференции. – Т.: Университет. 2014.
  2. Каримов И. А. «Наша главная цель — несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создание еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса». Т., Народное слово.17.01. 2016.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 28.03.2017 2017-03-28

Статья просмотрена: 1850 раз

Библиографическое описание:

Сатторкулов, О. Т. Сущность пенсионного страхования / О. Т. Сатторкулов, Б. Б. Тошбоев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 363-364. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41099/ (дата обращения: 07.12.2020).

Процесс поэтапного перехода республики к рыночным отношениям потребовал адекватного реформирования пенсионной системы, которая последовательно преобразовывается из централизованной системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, способную самостоятельно, при координации государства, адаптироваться к механизмам рыночного развития. Осуществляемая за прошедшие годы сильная социальная политика в республике, оказала существенное влияние на стабилизацию социально-экономической ситуации в обществе и создала необходимые условия успешного осуществления экономических реформ. В этом аспекте наиболее важное с социально-экономической точки зрения являются социальное и пенсионное страхование работающих граждан Узбекистана. [1, с. 3].

Общее название «социальное обеспечение» объединяет в себе различные формы социальной защиты населения, одним из которых является пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение предлагается рассматривать в широком и узком понимании. Под пенсионным обеспечением в его расширенном виде понимается совокупность денежных отношений по формированию и использованию финансовых ресурсов социального назначения и части средств бюджетов различных уровней бюджетной системы на возмещение потерь в доходах граждан, достигших не трудоспособного возраста, получивших инвалидность или по случаю потери кормильца. Пенсионное обеспечение представляет собой государственную и негосударственную, обязательную и добровольную поддержку лиц, потерявших способность трудиться из-за старости или потерявших доходы по иным обстоятельствам. Всего на реализацию мер, предусмотренных в Государственной программе «Год внимания и заботы о старшем поколении», за счет всех источников было затрачено 2 триллиона 246 миллиардов сумов и более 225 миллионов долларов. [2, с. 2].

Пенсионное обеспечение граждан в узком его понимании является одной из форм пенсионного обеспечения в целом, которое осуществляется за счёт бюджетных средств всем нуждающимся гражданам в случае наступления инвалидности, пенсионного возраста и потери кормильца независимо от наличия трудового стажа и получаемых доходов.

Система организации пенсионного страхования в стране носит название пенсионной системы. К числу элементов, объединяющих пенсионное страхование в единое целое, относятся:

1) единство цели, поскольку деятельность системы в целом и каждого направления (обязательного и добровольного государственного и негосударственного пенсионного страхования) подчинено единой цели — обеспечению достойного уровня жизни после наступления пенсионного возраста;

2) единство принципов, на которых построена система пенсионного страхования Республики Узбекистан;

3) единая правовая база — на всей территории Республики Узбекистан действует единая законодательная база, регламентирующая права, обязанности и ответственность всех субъектов пенсионной системы, порядок формирования и использования финансовых ресурсов этой системы, а также контроль за нормальным её функционированием; 4)единство органов регулирования и контроля этой системы. Качественными свойствами пенсионной системы Республики Узбекистан являются: целостность, сложность, экономичность, финансовая устойчивость, надежность, адаптивность, структурная стабильность, единое географическое, правовое и социальное пространство.

В самом термине «пенсионное страхование» присутствует указание наличие страховых отношений. Являясь отраслью страхования, пенсионное страхование существенно отличается от классического страхования. Во-первых, работники не платят из своей заработной платы (доходов) страховые взносы, их уплачивают в обязательном порядке в полном объем работодатели (страхователи). Во- вторых, суммы уплаченных работодателем страховых взносов не эквивалентны пенсиям, которые получат работники после выхода на пенсию. Это связано с установленным порядком начисления пенсий, с длительным временным промежутком страхования, с инфляционными процессами и другими причинами. В то же время, нельзя не видеть в пенсионном страховании страховых отношений. Наступление пенсионного возраста и потеря способности полноценно трудиться — это один из видов социального риска, для компенсации которого создаются страховые пенсионные фонды. Страховым риском, по поводу которого осуществляется обязательное пенсионное страхование, признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. При этом под страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Пенсионное страхование предусматривает, что основные выплаты страхового обеспечения осуществляются при достижении застрахованным лицом пенсионного возраста (наступлении страхового случая), определенного законодательством и зависит обычно от величины получаемой им оплаты труда. Все это позволяет сделать вывод о том, что пенсионное страхование представляет собой частную финансовую категорию в особой страховой форме. Поэтому ей присущи и общие функции финансов, и функции страхования.

Учитывая сказанное, пенсионное страхование выполняет следующие функции:

1) образования финансовых ресурсов (доходов) пенсионных фондов;

2) использования финансовых ресурсов (доходов) пенсионных фондов;

3) замещения (возмещения) заработной платы (дохода) застрахованного лица при наступлении пенсионного возраста (страхового случая).

Как уже отмечалось, пенсионное страхование в Республике Узбекистан осуществляется в обязательной и добровольной формах. Исходя из этого и степени государственного вмешательства возможны следующие формы (институты) пенсионного страхования: государственное обязательное пенсионное страхование; государственное добровольное пенсионное страхование; негосударственное обязательное пенсионное страхование; добровольное дополнительное пенсионное страхование; негосударственное добровольное пенсионное страхование. При формировании системы пенсионного страхования необходимо влияние и возможности всех его форм. Преобладающей из них в Республике Узбекистан является государственное обязательное пенсионное страхование. Однако для построения сбалансированной пенсионной системы необходимо ускоренное развитие добровольного пенсионного страхования путем комбинации его различных форм.

  1. Умурзаков Б. Х. Социально-экономическая сущность пенсионных взносов и налоговых платежей населения. //сборник материалов научно-практической конференции. – Т.: Университет. 2014.
  2. Каримов И. А. «Наша главная цель — несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создание еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса». Т., Народное слово.17.01. 2016.




























Обязательное социальное страхование как основной механизм обеспечения социальных гарантий для пострадавших на производстве

Автор: Куренкова Дарья Александровна – Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», магистрант

Аннотация: в настоящей работе будут обсуждаться базовые виды обеспечения пострадавших на производстве дополнительными видами помоци

вследствие несчастных случаев и профессиональных заболеваний в целях их реабилитации. Будет представлен статистический анализ

Ключевые слова:

Социальное страхование, согласно Е.В. Козловой, представляет собой систему компенсации населению последствий социальных рисков, основывающихся на отчислениях работодателей за работающих по найму, а также частичного привлечения государственных средств [1, с. 35].

В Российской Федерации вид отношений, закрепляющий право застрахованных лиц, пострадавших на производстве на обеспечение по социальному страхованию от государства регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 07.03.2018). Данный документ вступил в силу с 6 января 2000 и закрепляет собой обязанность государства к возмещению вреда, причинённому жизни и здоровью человека, пострадавшего на производстве. с момента принятия данного закона большая часть обязанностей по обеспечению лиц пострадавших на производстве перешла с предприятий, учреждений на Фонд социального страхования Российской Федерации, а конкретно на их территориальные подразделения, которые сформированы и осуществляют свою работу на территории всех субъектов Российской Федерации.

Ранее возмещение вреда, причинённого работнику, по большей части производилось предприятиями и учреждениями самостоятельно. Стоит сказать, что осуществлялось это по сложной и ненадежной процедуре гражданского права. В условиях рыночной экономики, в которой находится Россия сейчас, при регулярно возникающих финансовых трудностях принятие Федерального закона в этой сфере и передача полномочий по обеспечению по страхованию в территориальные Фонды социального страхования Российской Федерации решило множество проблем, связанных с возможными конфликтными отношениями между работником и работодателем по поводу возмещения вреда. В роли посредника между пострадавшим и работодателем выступает Фонд социального страхования Российской Федерации, в задачи которого входит профилактика и снижение профессионального риска, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, а также возмещение уже причиненного человеку вреда.

При исследовании деятельности территориального отделения Фонда социального страхования РФ по Санкт-Петербургу было выявлено, что ежегодно снижается количество несчастных случаев на производстве, в 2018 году по сравнению с 2017 годом снижение составило 18%. В то же время финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма ежегодно растет и применяется к все большему числу страхователей (учреждений, предприятий).

В таблицах 1,2 представлено насколько полно осуществляется обеспечение пострадавших необходимыми видами медицинской реабилитации.

Таблица 1.

Реализация территориальным отделением Фонда социального страхования РФ по Санкт-Петербургу пострадавшим путевок на медицинскую реабилитацию в 2018 году

Количество пострадавших, нуждающихся в медицинской реабилитации:

Иванова Л.К.

ORCID: 0000-0002-4345-1325, Уфимский государственный авиационный технический университет

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Понятие социальное страхование связано с большинством социальных выплат работникам. При любом виде страхования вначале нужно перечислить страховую сумму, затем при наступлении страхового случая получить определенную выплату. Все без исключения организации должны перечислять страховые взносы, исчисленные с выплат работникам, в Пенсионный фонд. Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования по установленным тарифам. Тарифы зависят от категории плательщика, статуса или вида деятельности, которым занимаются организации. Для большинства организаций установлен общий тариф суммарно во все фонды 30%. Но целому ряду организаций установлены пониженные тарифы. По дополнительным тарифам взносы начисляют на выплаты работникам, имеющим право на досрочную пенсию.

Ключевые слова: страховые взносы, пенсионное страхование, социальное страхование, стандартный вычет.

Ivanova L.K.

ORCID: 0000-0002-4345-1325, Ufa State Aviation Technical University

SOCIAL INSURANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The notion of social insurance is connected with a majority of social payments to workers. For any type of insurance, first of all an insured amount should be transferred, then in case of occurrence of the insured event, a certain payment is obtained. Each and every organization should transfer insurance fees estimated from payments to workers to the Pension fund, Compulsory medical insurance fund and Social insurance fund according to the set tariffs. The tariffs depend on the payer category, the status or kind of business that an organization deals with. A common tariff summed up to 30% to all the funds is set for the majority of organizations. Reduced tariffs are set for a whole range of organizations. Fees for additional tariffs are charged to payments to workers having a right for pre-term pension.

Keywords: insurance fees, pension insurance, social insurance, standard deduction.

На современном этапе развития экономики кризисы – финансовые, экономические, промышленные, перепроизводства, военные и пр. – стали обычным явлением.. Но несмотря на непростую экономическую ситуацию, правительство России не отказывается от социальных программ, ставки налогов и тарифы страховых взносов остались на прежнем уровне. В стане действует отлаженная система социального страхования. За счет отчислений, которые производят работодатели, работники имеют гарантированные пенсии в будущем, бесплатную медицинскую помощь, получают оплату за периоды временной нетрудоспособности, различные пособия за счет фонда социального страхования и т.д.

В 2016 году основной тариф страховых взносов для плательщиков, не имеющих льгот, остался прежним: в общей сумме 30%, в том числе обязательное пенсионное страхование (ОПС) – 22%, медицинское страхование (ФФОМС) – 5,1%, социальное страхование (ФСС) – 2,9%. Многие организации и индивидуальные предприниматели (ИП) применяют пониженные тарифы. Организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), уплачивают взносы только в пенсионный фонд в размере 20% от выплат работникам. В таком же размере уплачивают взносы индивидуальные предприниматели (ИП), применяющие патентную систему налогообложения в отношении выплат работников, занятых в деятельности на патенте, а также благотворительные фонды, некоммерческие и аптечные организации. Хозяйственные общества, созданные научными учреждениями, организации и ИП, имеющие статус резидента особой экономической зоны, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий уплачивают взносы на ОПС – 8%, ФФОМС – 4%, ФСС – 2%. Для организаций инновационного центра «Сколково» установлен тариф 14% только в пенсионный фонд. Регионы Крым и Севастополь уплачивают взносы на ОПС – 6%, ФФОМС – 0,1%, ФСС – 1,5%.

Для использования пониженных тарифов указанным организациям необходимо соответствовать требованиям, установленным в статье 58 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ.

Предельная база для начисления страховых взносов в 2016 году составляет в пенсионный фонд 796 тыс. руб., в ФСС – 718 тыс. руб. В случае превышения предельной величины тариф в пенсионный фонд составит 10%, в ФСС начисления не производятся. С выплат, превышающих предельную величину, организации, применяющие пониженные тарифы, взносы не начисляют. Предельную величину по выплатам каждому работнику считают нарастающим итогом за год по всем начисленным ему суммам. Если работник кроме трудового договора заключил с организацией еще гражданско-правовой договор на выполнение работ, оказание услуг, для расчета предельной величины нужно суммировать выплаты по обоим договорам. Перерыв в работе, связанный с увольнением на порядок расчета страховых взносов не повлияет, т.е. предельную величину нужно считать суммировано с выплат до увольнения и после нового устройства в эту же организацию. Также суммируются выплаты по трудовым договорам, если в течение года работник работает в разных обособленных подразделениях организации.

Для работников, у которых есть право на досрочную пенсию, установлен дополнительный тариф в ПФР. Размер дополнительного тарифа зависит от результатов специальной оценки условий труда, введенной Федеральным законом от 28.12.2013г. №426-ФЗ. Такая оценка заменяет аттестацию рабочих мест. Организации, которые провели аттестацию в прошлые годы, могут использовать ее результаты до 31 декабря 2018 года. Они применяют дополнительные тарифы установленные статьей 33.2 Федерального закона 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». На 2016 год для страхователей, производящих выплаты за работы, указанные в пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (подземные работы, вредные условия труда, горячие цеха) дополнительный тариф – 9%, за работы, указанные в пп. 2–18 п.1 ст.27 (тяжелые и опасные условия труда) дополнительный тариф – 6%. Данное правило действует, даже если компания не проводила аттестацию рабочих мест. Для тех компаний, которые провели специальную оценку по новому закону, дополнительные тарифы зависят от класса и подкласса условий труда. Если установлен класс 1 «оптимальный» и класс 2 «допустимый», платить взносы по дополнительным тарифам вообще не нужно. Для вредного класса установлено 4 подкласса с дополнительными тарифами от 2 до 7%, и для опасного класса – 8% (ч.2.1 ст.58.3 Федерального закона 212-ФЗ).

В письмах Минтруда даны разъяснения по вопросам начисления дополнительных взносов. Если работник в течение месяца частично занят на работах с вредными или опасными условиями труда, а частично на «обычных» работах, то дополнительные взносы рассчитываются пропорционально количеству фактически отработанных дней в тех или иных условиях по соответствующим тарифам. Дополнительные тарифы страховых взносов применяются к выплатам, начисленным в текущем месяце, независимо от того, за какой период они выплачиваются. То есть учитывается, на каких работах был занят сотрудник в периоде начисления, а не то, где он работал в прошлые месяцы, за которые ему, например, начисляется премия. Если работнику, занятому на вредной работе, предоставляется учебный отпуск, с оплаты учебного отпуска придется начислить взносы, хотя его продолжительность не учитывается в стаже, который дает право на досрочную пенсию. Если работник уже получает досрочную пенсию «по вредности», но продолжает трудиться во вредных и опасных условиях, с его заработной платы тоже начисляются дополнительные взносы.

Для начисления взносов по дополнительным тарифам в пенсионный фонд, взносов в ФФОМС, а также взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве ограничения предельной величиной не применяются.

В связи с изменениями правил исчисления пенсий с 01.01.2015года (федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»), изменились и размеры платежей в пенсионный фонд индивидуальных предпринимателей. Раньше законодатели не имели четкой позиции по вопросу пенсионного обеспечения этой категории граждан. В результате регулярно пересматривался размер ежегодных платежей. До 1 января 2010 года ИП уплачивали страховые взносы в ПФР минимально в сумме 150 рублей в месяц, затем до 2013г. ИП перечисляли страховые взносы в ПФР и ФФОМС в размере, который определялся исходя из стоимости страхового года. Но все равно размер этих платежей не обеспечивал получение в будущем пенсии даже в минимальном размере, то есть предполагалось, что бывшие ИП будут получать пенсии за счет остальных граждан. Очевидно, что это было в принципе неверно. И вот, начиная с 2013 года индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы должны платить взносы за себя в фиксированном размере, рассчитанные исходя из минимального размера оплаты труда и установленного тарифа страховых взносов. С 01.01.2016 года МРОТ составляет 6204 руб. (Федеральный закон 376-ФЗ от 14.12.2015г.). Взносы пенсионного страхования для ИП составляют 19356,48 руб. (6204 х 12 мес. х 26%). Взносы медицинского страхования – 3796,85 руб. (6204 х 12 мес. х 5,1%). Если же сумма дохода предпринимателя превысит 300 тыс. руб., нужно дополнительно уплатить 1% от суммы дохода, превышающего 300000 рублей. Установлена максимальная сумма таких платежей в восьмикратном размере от установленного фиксированного размера, на 2016 год – 154851,84 руб. (6204 х 8 х 12 мес. х 26%). Доходы предприниматели должны учитывать в соответствии с Налоговым кодексом. Для ИП на общем режиме налогообложения доход рассчитывается в соответствии со ст.227 НК РФ, для ИП уплачивающих ЕСХН – п.1ст.346.5 НК РФ, ИП применяющих УСН – ст.346.15 НК РФ; ИП уплачивающих ЕНВД – ст.346.29 НК РФ, ИП применяющих патентную систему налогообложения – ст.346.47 и 346.51. Если перечисленные плательщики применяют более одного режима налогообложения, облагаемые доходы суммируются. Кроме этого налоговые органы будут информировать пенсионный фонд о доходах, полученных ИП, а также о фактах налоговых нарушений, повлекших занижение доходов. Если же предприниматель не сдаст в ИФНС налоговую декларацию, исчисление страховых взносов производится пенсионным фондом исходя из максимального размера – 154851,84 руб.

ИП, имеющие наемных работников, уплачивают взносы по двум основаниям – за себя – в фиксированном размере, и за работников – в тех же размерах, в которых уплачивают организации. ИП, занимающиеся видами деятельности, по которым применяются пониженные тарифы, с выплат работникам уплачивают страховые взносы в пониженных размерах, к взносам «за себя» применять пониженный тариф нельзя.

ИП, не производящие выплат физическим лицам, могут уменьшить сумму единого налога по УСН и ЕНВД на всю сумму уплаченных страховых взносов в фиксированном размере без ограничения. ИП, имеющие наемных работников, могут уменьшить сумму единого налога по УСН на сумму страховых взносов, уплаченных за себя в фиксированном размере и за работников, но не более, чем на 50% от начисленного налога. Если ИП имеет работников и применяет ЕНВД, то уменьшить единый налог он может только на взносы, уплаченные за работников и только с ограничением 50%.

Кроме непосредственно социального страхования в стране решается много других социальных вопросов и программ. С 1 января 2016 года повышен размер стандартного вычета по НДФЛ для родителей, имеющих детей-инвалидов. Для родителей и усыновителей ежемесячно вычет составляет 12000 рублей, для опекунов, попечителей, приемных родителей – 6000 рублей. То есть семьи с такими детьми платят налог на доходы физических лиц в меньшем размере, и это реальная помощь государства.

Даже во время кризиса правительство не отказалось от предоставления материнского капитала семьям, родившим (усыновившим) второго ребенка, третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. В 2016 году размер материнского капитала составляет 453026 рублей. Действуют программы льготного ипотечного кредитования молодых семей. Банки участвуют в программе предоставления льготных ипотечных кредитов в рамках государственного субсидирования процентной ставки. Также предоставляют кредиты малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям на более лояльных условиях.

Много программ действует в отношении поддержки инвалидов помощи в их трудоустройстве. Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов и компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Конечно, не все проблемы решены, и не все выполняется, как задумано. В законе о страховой пенсии было установлено, что страховые пенсии должны ежегодно индексироваться не ниже уровня инфляции. Только по официальным данным инфляция за 2015 год составила более 12%, в реальной же жизни с учетом падения курса национальной валюты этот показатель значительно выше, а пенсии с 1 февраля 2016 года проиндексировали лишь на 4% и только не работающим пенсионерам. Ни для кого не секрет, что многие пенсионеры вынуждены работать именно из-за небольшого размера пенсии, но именно им эти пенсии не проиндексировали.

Также обстоит дело с минимальным размером оплаты труда (МРОТ). На 2016 год установлен МРОТ 6204 рубля, что значительно ниже прожиточного минимума, не говоря уж о приемлемом уровне жизни в современном обществе.

Читайте также: