Что не включается в заработок учитываемый при исчислении пенсии

Все предыдущие статьи о пенсиях были посвящены их расчету в соответствии с пенсионным законодательством в различные периоды жизни современных пенсионеров. Они вызвали очень большой отклик у читателей и моих подписчиков, которые задают много вопросов и просят проверить правильность расчетов и позицию ПФР. Поэтому сегодня я хочу начать описывать алгоритм действий для тех, кто считает, что ПФР обошёлся с ними некорректно, рассчитав пенсию меньше, чем та, на которую он мог рассчитывать.

НАЧНЕМ С ЗАРАБОТКА ДО 2002 ГОДА.

Работники ПФР "забывают" о таком нюансе, что справку о заработке до 2002 года можно предоставить не только за 5 лет , которые наиболее выгодны будущему или уже состоявшемуся пенсионеру. Читаем 173ФЗ дословно:

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

Из текста закона четко видно, что требование обязательно предоставить справку за 5 лет непрерывного стажа имеет под собой основание, но не является обязательным документом, который должен предоставить человек, обращающийся за назначением пенсии.

Обращаю особое внимание на тот факт, что всё, что платилось за Вас в 2000 и 2001 годах, уже есть в базе данных ПФР. Исходя из уплаченных в те годы за Вас страховых взносов, работники ПФР обязаны рассчитать заработок за этот период, а Вы имеете право проверить правильность их расчетов. Сведения, имеющиеся в базе данных ПФР, Вы можете получить в любой момент с паспортом и свидетельством СНИЛС, обратившись в отдел персонифицированного учета Вашего отделения ПФР. Поэтому, если получение справки за пять лет подряд для Вас является проблемой из-за ликвидации предприятия, несданных этим предприятием документов в архив или по какой-либо другой причине, запрашивайте сумму, отраженную в виде страховых взносов в 2000 и 2001 году на Вашем лицевом счете. Причем есть большая вероятность, что этот период окажется для Вас более выгоден для определения величины среднего заработка.

Для того, чтобы определить непосредственно величину заработка, вспоминаем: в те годы в ПФ отчислялись 28% от начисленного заработка. То есть величина взносов делится на 28, умножается на 100. Получается заработок. За каждый месяц он может быть разным, поэтому все зарплаты помесячно суммируются, а потом делятся на то количество месяцев, за которые они получены. Для получения соотношения ЗР/ЗП в этот период берётся величина 1495,50 - средний заработок по стране в 2000-2001 годах.

Личный пример: я работала в районе Крайнего Севера. Понятно, что мой заработок в любом случае был выше, чем в 1,2 раза (а точно - 3,2) средней зарплаты по стране в те годы. Но по данным лицевого счета за 2000-2001 год, когда я работала уже в районе с обычными климатическими условиями мой заработок был уже в 8 раз выше среднего по стране за те годы. Конечно, мне, как и всем нормальным людям обидно, что это соотношение ограничено размером 1,2. Но так написан закон, и так он должен исполняться.

Выбор периода определения Вашего заработка одинаков при расчете величины РП по любому из пунктов 30 статьи 173ФЗ, то есть и по 3, и по 4, и по 9 пункту выбирается наиболее выгодный для пенсионера заработок.

ТЕПЕРЬ НАЧИНАЕМ ПОДТВЕРЖДАТЬ СТАЖ до 2002г.

Тема достаточно сложная и обширная, поэтому я разобью её на несколько частей, чтобы легче было воспринимать информацию и "примерять её на себя."

Бывшие предприниматели.

Первая группа, стажа которой до 2002 года я бы хотела коснуться, это индивидуальные предприниматели. Отказы работников ПФР принимать в стаж эти годы обоснованы лишь одним: Вы не уплатили взносы за эти годы.

Таким бывшим предпринимателям я могу такой совет: нужно посетить отделение ПФР в то местности, где Вы вели предпринимательскую деятельность, которую Вам отказываются засчитать в стаж. Там получить расчет неуплаченных за те годы страховых взносов, которые числятся у них как задолженность по взносам. В сегодняшних деньгах обычно это крайне небольшая сумма. Взять платежные реквизиты этого отделения ПФР, сходить в любой банк и сделать эти платежи по указанным реквизитам, причем желательно по годам. После этого с квитанциями снова сходить в отделение ПФР и получить справку, что за такой-то период страховые взносы Вами уплачены в полном объеме. Всё, эти года однозначно будут зачтены Вам в стаж до 2002 года. Я сама сделала так для себя и своего супруга в 2015 году. Результат - годы в стаже.

ОБЩЕЕ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТАЖА ДО 2002 ГОДА.

В первую очередь, каждый, кто имеет стаж до 2002 года, должен уложить в своём сознании, что основным документом, подтверждающим стаж в эти годы, является ТРУДОВАЯ КНИЖКА . Не справки предприятий, ни какие-то сведения откуда-то, а именно трудовая книжка. Это зафиксировано в Трудовом Кодексе, в статье 66 и звучит однозначно:

Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Очень часто работники ПФР придираются к правильности ведения этого документа, регламентированной инструкций № 162 от 20.06.1974 года. Более поздние документы на эту же тему рассматривать смысла нет, так как они вступили в силу примерно с 2003 года.

То, что какой-то период стажа из-за не соответствующей этой инструкции записи не включен в стаж для расчета пенсии, часто можно узнать совершенно случайно, как это произошло, например, со мной. Когда я в очередной раз "терроризировала" начальника нашего Липецкого отделения ПФР по поводу расчета моей пенсии, он вызвал в качестве "тяжелой артиллерии" начальника отдела начисления пенсий, которая в запальчивости проговорилась, что почти три года они не учли из-за якобы неправильной записи.

Моя личная ситуация заключалась в следующем: в те годы я работала директором Индивидуального Частного предприятия с одним учредителем (читай, хозяином). По законам того времени для регистрации такого предприятия в регистрирующий орган подавались следующие документы: Устав предприятия и Решение Учредителя об организации предприятия. Причем в Решении учредителя (так же, как и в Протоколе собрания учредителей, если это было ООО) обязательно должно быть указано, кто назначается директором, который впоследствии будет иметь право нанимать работников, вести хозяйственную деятельность и отчитываться перед Учредителем (ями) и налоговыми органами. Сами понимаете, что в трудовой книжке запись о приеме на работу была сделана соответствующая, и основанием для неё было "Решение учредителя от такого-то числа". Именно слово Решение, а не Приказ и послужило основанием для работничков ПФР не включить в мой стаж почти три года. Я подала иск в суд, где в качестве доказательств привела порядок регистрации юридических лиц до 01.07.2002 года, и представила выписку из ЕГРЮЛ о своём бывшем предприятии, в которой было указано, что директором предприятия была именно я. Таким образом я и отвоевала свой стаж.

Вывод: анализируйте соответствие зачтенного стажа записям в трудовой книжке. Проверяйте, все ли периоды отражены в Вашей выписке из лицевого счета или справке о стаже.

Другие неприятные и иногда довольно сложные ситуации, которые приводят к тому, что человек теряет часть стажа, мы рассмотрим в следующей статье. И, естественно, определимся, какие действия нужно будет предпринять, чтобы отстоять эти потерянные месяцы и годы.

Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал , читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу.А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в этой и предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем!

С уважением и любовью ко все моим подписчикам и читателям! Ваша Хозяюшка МарТа.


Исчисление среднего заработка при назначении пенсии

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» -ФЗ (далее по тексту — Закон от 01.01.2001) трудовые пенсии исчисляются исходя из пенсионного капитала.

Пенсионный капитал за период после 01.01.2002 г. формируется за счет страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд России за застрахованное лицо. За период до 01.01.2002 г. производится оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал (регулируется статьей 30 Закона от 01.01.2001).

Для оценки пенсионных прав определяется расчетный размер трудовой пенсии по выбору пенсионера в порядке, установленном пунктом 3 или пунктом 4 статьи 30 указанного Федерального закона. При этом применяется тот вариант оценки, который позволяет установить гражданину пенсию в наибольшем размере, исходя из продолжительности общего трудового стажа и заработка.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 30 Федерального закона -ФЗ для определения расчетного размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы либо за любые 60 месяцев подряд.

В соответствии с пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденных постановлением Минтруда России № 16 и Пенсионного фонда РФ № 19па от 01.01.2001 документом, подтверждающим заработок за период до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является справка о заработной плате.

Указанные справки выдаются на основании лицевых счетов, платежных ведомостей, и расчетно-платежных ведомостей(т. е первичных бухгалтерских документов) организацией, в которой работал обратившийся за пенсией. В случае ликвидации работодателя или прекращения деятельности по иным причинам, справки выдаются правопреемником, вышестоящей организацией или архивным органом, в зависимости от того, куда сданы архивы данной организации.

Заработок за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица, а также за 2000-2001 годы подтверждается только выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При определении состава заработка следует иметь в виду следующее:

В соответствии со статьей 100 Закона -1 в состав заработка для исчисления пенсии включаются:

Все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы или служебных обязанностей.

Денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении.

Стипендия, выплачиваемая в период обучения (при условии определения расчетного размера пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона от 01.01.2001).

Одним из условий для включения в состав заработка тех или иных выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы или служебных обязанностей, является факт начисления на них страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом согласно пункту 2 статьи 29 Закона от 01.01.2001 уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до 01.01.2002, приравнивается к уплате страховых взносов в ПФР.

В связи с этим суммы заработка, на которые не начислялись страховые взносы, не могут быть включены в состав заработка.

За период до 01.01.1991 в составе заработка для исчисления пенсии следует учитывать только те виды выплат, с которых до этой даты производилось отчисление взносов на государственное социальное страхование.

При решении вопросов о начислении страховых взносов следует исходить из общего положения о том, что страховые взносы взимаются со всех денежных сумм, выплаченных за работу в качестве рабочих и служащих, а также других категорий граждан, на которых распространено государственное социальное страхование.

Вместе с тем до 01.01.1991 действовали Перечни выплат, на которые не начислялись страховые взносы на государственное социальное страхование:

Инструкция о порядке взимания страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденная постановлением Президиума ВЦСПС от 01.01.2001 (Протокол № 7, п. 3), в которой приведен перечень выплат, на которые не начислялись страховые взносы.

Перечень видов вознаграждений, премий и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы (приложение к Постановлению Президиума ВЦСПС от 01.01.2001 (Протокол № 24, п. 9).

Перечень видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС /16-28.

За период с 01.01.1991 по 31.12.2000 в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РСФСР -1, и Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации -1, страховые взносы начислялись на все виды оплаты труда, из которых в соответствии с Законом от 01.01.2001 исчислялась пенсия.

При этом продолжал действовать Перечень видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС /16-28.

С 01.01.1996 вопрос о включении в состав заработка отдельных сумм решается с учетом Перечней выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации:

Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ .

Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ .

После 01.01.2001 в состав заработка включаются все виды выплат, с которых был уплачен единый социальный налог, т. е все виды выплат (дохода), включаемые в соответствии со статьей 237 Налогового кодекса РФ в налоговую базу для исчисления единого социального налога, а также все виды выплат (дохода) в организациях, которые по статье 239 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты налога.

Статьей 238 Налогового кодекса РФ определены виды выплат, не подлежащих налогообложению, и, следовательно, они не могут быть учтены в составе заработка для оценки пенсионных прав.

С сумм авторского гонорара отчисление страховых взносов в ПФР производится с 01.01.1991 г. До этого времени с сумм авторского гонорара взносы на социальное страхование не отчислялись. Поэтому в составе заработка суммы авторского гонорара могут быть учтены не ранее 01.01.1991.

Исчисление среднемесячного заработка членам крестьянских (фермерских) хозяйств производится на основании справки о доходе за соответствующий период работы, выдаваемой главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Исчисление среднемесячного заработка главам крестьянских (фермерских) хозяйств, декларирующим доходы по результатам деятельности за истекший год, производится на основании сведений о доходах, представляемых ими из налоговых органов.

Поскольку крестьянские (фермерские) хозяйства и главы этих хозяйств признаются плательщиками единого социального налога (взноса) (ст.235 НК РФ), доход, полученный ими, включается в состав среднемесячного заработка на основании сведений об уплате налога (за исключением доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемых в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства).

Подтверждение среднемесячного заработка индивидуальных предпринимателей, перешедшим на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, включая тех, кто осуществляет выплаты наемным работникам, производится за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица на основании свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.09.98 № 000 «Об утверждении формы свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности», выдаваемого налоговыми органами, после регистрации в качестве застрахованного лица — на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В среднемесячный заработок (доход) индивидуальных предпринимателей, производивших выплаты наемным работникам, в период с 01.01.2001 до 01.01.2002 года, включается разница между суммой вмененного дохода, с которого уплачен единый налог, и суммами, указанными индивидуальным предпринимателем в целях исчисления среднемесячного заработка работников. В том случае, если величина фактически полученных индивидуальным предпринимателем и работающими у него лицами доходов превышала сумму вмененного дохода, с которого уплачивался единый налог, то в целях их пенсионного обеспечения могут быть приняты во внимание лишь те суммы, которые в общей сложности не выходят за пределы вмененного дохода, с которого были произведены отчисления на пенсионное страхование.

Согласно ст. 105 Закона от 01.01.2001 г. среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих основаниях с исключением оплаты за работу за границей. При этом гражданам, направленным на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации за границей либо в международные организации, среднемесячный заработок мог подсчитываться в порядке, предусмотренном ст. 105 Закона от 01.01.2001 г., т. е. из среднемесячного заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в СССР ко времени назначения пенсии. Таким образом, заработная плата за работу за границей не учитывается при конвертации пенсионных прав по ст. 30 Закона от 01.01.2001. В то же время, для работников советских (российских) загранучреждений или международных организаций может быть использован вариант его исчисления из заработка по аналогичной должности рабочего или служащего соответствующей профессий и квалификации в СССР (РФ). Данный факт подтверждается справкой о среднемесячном заработке рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в Российской Федерации по состоянию на 01.01.2002, выдаваемой учреждением или организацией, направлявшими гражданина на работу за границу. При этом к числу советских (российских) учреждений и организаций за границей относятся посольства, торговые представительства, советские (российские) войсковые части и т. п.

Действовавший до 01.01.2002 г. порядок исчисления заработка предусматривал возможность замены (по желанию обратившегося за пенсией)

— неполных месяцев работы (начало или прекращение работы имели место не с первого числа месяца);

— месяцев отпуска, предоставляемого по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

— времени работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

— времени осуществления ухода за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом, престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения.

При исчислении расчетного размера пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона от 01.01.2001 определяется отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации. Для определения наиболее выгодного варианта заработной платы среднемесячный заработок пенсионера (рассчитывается путем деления заработной платы за 2000-2001 годы на 24 месяца или заработной платы за 60 месяцев до 01.01.2002 — на 60 месяцев) сравнивается со среднемесячной заработной платой в Российской Федерации за этот же период. Наиболее выгодным является вариант с отношением заработков 1,2 или с максимально приближенным к этому значением.

На основании п. 3,4 ст. 30 Закона от 01.01.2001 свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.

Опции темы
  • Версия для печати
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Справка о заработке за 5 лет для расчета пенсии

    Здравствуйте!
    Подскажите, пожалуйста, где можно найти описание кодов по видам оплаты в расчетных листках? В частности, что обозначают коды 17, 79?
    И еще вопрос: Включается ли в справку о заработке за 5 лет сумма по коду 78 "Премия за участие в выборах"?

    До нашей эры?

    Общепринятого стандарта для кодов по видам оплаты не существует.
    В те времена каждый программист лепил программы по своему усмотрению.
    Сообразите по контексту, что они означают.

    в те годы для расчёта пенсии принимались все суммы.

    включайте в помесячную разбивку все суммы.

    Генук, не надо говорить, что включалось все! Не вводите людей в заблуждение. Это во-первых. Во-вторых,расшифровку кодов стоит поискать там же, в расчетных ведомостях (может, где и написано, подклеено. ). Если ведомости отдавали на ИВЦ, то расшифровка кодов будет обязательно.

    nash975, давайте я приведу ответ анонимного эксперта ПФР, который дан недавно.

    При назначении трудовой пенсии для установления размера страховой части учитывается заработная плата гражданина за 2000-2001 годы, либо за любые 60 месяцев непрерывного стажа до 31.12.2001г.

    Причем заработная плата за 2000-2001г. учитывается по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, т.е. никакой справки на этот период в ПФР предоставлять не нужно. Только в случае отсутствия индивидуальных сведений делается запрос работниками ПФР на дополнение по стажу и заработку за необходимый период.

    При этом можно самостоятельно определить достаточно ли имеющейся заработной платы для установления максимального отношения, необходимого для расчета размера страховой части трудовой пенсии. Например, в средней полосе РФ максимальное отношение заработной платы установлено не выше коэффициента 1,2. Учитывая, что средняя зар.плата в стране за 2000-2001г. составляет (за 2 года) 35868,00 руб., гражданину достаточно за этот же период (2 года) получить 43041,60 руб. (т.е. в месяц в среднем 1793,40 руб.). Если зар. плата за 2000-2001гг. была значительно меньше, либо гражданин в этот период не работал (или работал не официально), то следует предоставить в ПФР справку за любые 60 месяцев непрерывного стажа до 31.12.2001г. Утвержденной формы справки не существует, но имеются определенные требования:

    1. угловой штамп с датой выдачи и номером справки;
    2. указываются полные Ф.И.О., дата рождения гражданина;
    3. указываются периоды работы, организация;
    4. заработная плата указывается ПОМЕСЯЧНО с отражением итоговых сумм по годам (легче всего оформить табличкой);
    5. обязательно указывается валюта, в которой происходили начисления (например - рубли)
    6. необходимо учитывать, что с 1998г. рубли были деноменированы (убраны тысячи)
    7. суммы отражаются по начисленным, а не по фактически выплаченным. Из состава заработка исключается компенсации за неиспользованный отпуск, пособие по уходу за ребенком (было дело выплачивалось), в примечании указать месяцы начисления и суммы больничных листов, периоды отпусков без сохранения зар.платы (если имели место). Если были больничные листы по беременности и родам, то суммы и периоды дородового и послеродового больничного также лучше отразить в примечании.
    8. также внизу справки обязательно указывается, что на все начисления производились отчисления в Пенсионный фонда по установленным тарифам.
    9. ОБЯЗАТЕЛЬНО УКАЗЫВАЕТСЯ ОСНОВАНИЕ ВЫДАЧИ СПРАВКИ (лицевые счета, расчетные ведомости по начислению зар. платы)
    10. справка заверяется подписью главного бухгалтера, руководителя организации (предприятия), скрепляется печатью
    В случае, если организация была преобразована (переименована), то дополнительно также предоставляется справка о переименовании (реорганизации).

    ========
    на пальцах: премии все учитываются.

    В заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
    Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.
    В заработок для исчисления пенсии наряду с выплатами, предусмотренными частью первой настоящей статьи, также включаются:
    а) денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, выплачиваемое за период прохождения службы (статья 90 Закона);
    б) пособие по временной нетрудоспособности;
    в) стипендия, выплачиваемая за период обучения (статья 91 Закона).
    Комментарий к статье 100
    1. Согласно ч. 1 ст. 100 комментируемого Закона в редакции Закона РФ от 17 марта 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1375) в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной ст. 89 комментируемого Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
    В прежней редакции этой правовой нормы речь шла об учете в составе заработка, из которого исчисляется пенсия, всех видов вознаграждения за работу (службу), включая оплату за сверхурочную работу, работу в выходные дни и за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и др.).
    Переход от понятия заработка как вознаграждения за работу к более широкому понятию, включающему все виды выплат (дохода) в связи с выполнением работы, свидетельствует о расширении базы как для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, так и для определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия. Не имеет значения, является ли та или иная выплата вознаграждением за труд (заработной платой в традиционном ее понимании), важно лишь, чтобы этот доход был связан с выполнением такой работы (служебных обязанностей), которая включается в стаж для назначения пенсии, а также, чтобы это были выплаты, на которые начисляются страховые взносы. При этом законодатель не называет такие выплаты. Им избран иной подход - устанавливаются те виды выплат, на которые страховые взносы в Пенсионный фонд не начисляются. Как указано в ч. 2 комментируемой статьи в новой редакции, эти виды выплат определяются Правительством РФ. Следовательно, если Правительством РФ та либо иная выплата, получаемая в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), не исключена из выплат, на которые начисляются страховые взносы, таковые должны на нее начисляться. Соответственно эта выплата должна быть учтена при исчислении пенсии.
    2. Более четко сформулированы в новой редакции ст. 100 правила о том, что в заработок для исчисления пенсии наряду с выплатами, о которых говорилось выше, включается также:
    а) денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, т.е. тех граждан, служба которых засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсии в соответствии со ст. 90 комментируемого Закона;
    б) пособие по временной нетрудоспособности;
    в) стипендия, выплачиваемая за период подготовки к профессиональной деятельности, засчитываемый в общий трудовой стаж в соответствии со ст. 91 комментируемого Закона.
    В новой редакции ст. 100 не упоминается авторский гонорар. Однако он учитывается наравне с другими доходами, поскольку на него начисляются страховые взносы. При этом не действует требование прежней редакции комментируемой статьи об ограничении полученного авторского гонорара государственными ставками, действовавшими на период, когда производилась его выплата.
    3. В настоящее время действует Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. (см. п. 2 комментария к ст. 8). В Перечень, в частности, включены выплаты единовременного характера, упоминавшиеся в прежней редакции комментируемой статьи. Согласно Перечню страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не начисляются на следующие выплаты:
    выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта) (п. 1 Перечня);
    денежную компенсацию за неиспользованный отпуск (там же);
    средний заработок, сохраняемый на период трудоустройства работникам, уволенным в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации (там же);
    государственные пособия гражданам, имеющим детей (п. 2);
    пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение и иные выплаты, производимые в соответствии с законодательством за счет средств Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ и Государственного фонда занятости населения РФ (там же);
    льготы и компенсации, предоставляемые в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", за исключением доплат до размера прежнего заработка при переводе работников по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу и оплаты дополнительного отпуска (п. 3);
    суммы возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (п. 4);
    компенсации, выплачиваемые в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста, установленного законодательством РФ (п. 5);
    суммы, выплачиваемые в возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу работников вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 6);
    материальную помощь, оказываемую в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, оказываемую на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ (п. 7);
    материальную помощь, оказываемую работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников (п. 8);
    единовременные выплаты работникам в связи с выходом на пенсию (п. 9);
    суммы, выплачиваемые в возмещение расходов, и иные компенсации работникам (в том числе надбавки и компенсации взамен суточных), выплачиваемые в пределах норм, установленных законодательством, а также документально подтвержденные фактические расходы (сверх норм) по найму жилого помещения, в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность (п. 10);
    суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей (там же);
    стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством РФ спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты, мыла, смывающих и обезвреживающих средств, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно - профилактического питания, предоставляемого бесплатно по установленным нормам, или в соответствующих случаях денежное возмещение затрат по их приобретению (п. 11);
    стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работнику бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании (п. 12);
    стоимость льгот по проезду, предоставляемых отдельным категориям работников законодательством РФ (п. 13);
    стоимость бесплатно предоставляемых (частично оплачиваемых) отдельным категориям работников жилья, коммунальных услуг, топлива или соответствующее денежное возмещение (п. 14);
    стоимость проезда работников к месту использования отпуска и обратно, оплачиваемого организацией (п. 15);
    стипендии, выплачиваемые за период обучения (п. 16);
    доходы по акциям и другие доходы, получаемые от участия работников в управлении собственностью организации (п. 17);
    страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по обязательному страхованию работников (п. 18);
    страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по договорам добровольного медицинского страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного или утраты им трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, при условии отсутствия у работодателя задолженности по платежам в Пенсионный фонд РФ и если указанные договоры не предусматривают страховых выплат застрахованным без наступления страхового случая (п. 19);
    страховые платежи (взносы) работодателей, не превышающие в год 24-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, выплачиваемые по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам негосударственного пенсионного страхования, заключенным с негосударственными пенсионными фондами и страховыми организациями на срок не менее пяти лет и предусматривающим выплаты сумм в случаях установления застрахованному инвалидности и (или) достижения им пенсионного возраста, дающего право на установление государственной пенсии, при условии отсутствия у работодателя задолженности по платежам в Пенсионный фонд РФ (п. 20);
    вознаграждения, выплачиваемые гражданам за выполнение ими работ по договорам гражданско - правового характера, исключая вознаграждения, выплачиваемые по договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также исключая вознаграждения по авторским договорам (п. 21);
    средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке (п. 22);
    доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе (там же);
    доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний (там же).
    Если выплаты, получаемые в связи с работой, не предусмотрены Перечнем, они должны учитываться в составе заработка для исчисления пенсии. При этом необходимо обратить внимание на то, что практически во всех пунктах Перечня (кроме 8, 9, 16, 17, 19, 20 и 22) речь идет об освобождении от начисления страховых взносов лишь тех сумм, которые выплачиваются в соответствии с законодательством и в установленных им пределах. При отсутствии этого условия на выплачиваемые суммы страховые взносы должны начисляться. На выплаты страхового характера в пользу работников (п. 19, 20) страховые взносы в Пенсионный фонд не начисляются лишь при соблюдении установленных соответствующим пунктом требований по условиям страхования и при отсутствии задолженности перед Фондом.

    О порядке учета заработной платы
    в целях оценки пенсионных прав

    Периоды работы, за которые определяется среднемесячный заработок застрахованного лица для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предусмотрены пунктом 2 статьи 30 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

    Согласно указанному пункту во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

    Возможно ли для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал учесть заработную плату за 24 месяца с 12.07.1999 по 13.01.2000 и с июля 2000 по декабрь 2001 г., поскольку с января по июнь 2000 года застрахованное лицо состояло на учете в службе занятости, получая пособие по безработице?

    Поскольку норма пункта 2 статьи 30 Закона от 17.12.2001 г. закрепляет возможность исчисления среднемесячного заработка за 24 месяца только за конкретный период времени (2000-2001 гг.), среднемесячный заработок за 24 месяца работы с 12.07.1999 по 13.01.2000 и с июля 2000 по декабрь 2001 г. не может быть принят во внимание для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал. В связи с этим в данном случае необходимо запросить справку о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд.

    Возможно ли при определении расчетного размера трудовой пенсии учесть среднемесячный заработок за неполные 2000-2001 гг. (23 месяца), поскольку в указанный период был перерыв между увольнением и новым трудоустройством, т.к. по представленным документам отношение среднемесячного заработка застрахованного лица за 60 месяцев подряд к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации ниже отношения за 2000-2001 гг.

    В данном случае, по желанию застрахованного лица, можно определить расчетный размер трудовой пенсии путем деления суммы заработной платы за 23 месяца 2000-2001 гг. (по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета) на 24.

    Допускается ли при определении расчетного размера пенсии из заработной платы за 60 месяцев заменять месяцы, когда женщина находилась в отпуске в связи с уходом за ребенком в возрасте трех лет?

    При рассмотрении вопроса об исчислении расчетного размера трудовой пенсии по заработной плате за 60 месяцев следует иметь в виду следующее.

    В соответствии с пунктом 9 статьи 30 Закона от 17.12.2001 г. продолжает применяться порядок исчисления и подтверждения среднемесячного заработка., который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 01.01.2002 г. То есть, по желанию застрахованного лица, в периодах, за которые определяется его среднемесячный заработок, допускается замена:

    · неполных месяцев работы (т.е. месяцев, в которых начало и прекращение работы имело место не с первого числа месяца);

    · месяцев, в которых по объективным причинам могло иметь место снижение заработной платы (отпуск в связи с уходом за ребенком до трех лет, нахождение на инвалидности, получение возмещения ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществление ухода за инвалидом 1 группы, ребенком – инвалидом или престарелым, нуждающемся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения).

    В случаях, когда нет периода работы и, соответственно, заработной платы за 60 месяцев именно на одном предприятии, но есть другие периоды работы, то заработную плату можно исчислить за 60 месяцев работы подряд по справкам, представленным из разных организаций. При этом пропускать какой - либо период работы из этих 60 месяцев нельзя.

    Учитывая изложенное, при определении расчетного размера пенсии из заработной платы за 60 месяцев допускается замена месяцев, когда женщина находилась в отпуске в связи с уходом за ребенком в возрасте трех лет, месяцами непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.

    Как учитывается и подтверждается доход от предпринимательской деятельности при оценке пенсионных прав индивидуальным предпринимателям?

    По правилам подсчета заработка для исчисления пенсии, действовавшим до 01.01.2002 г., и применяемым при оценке пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 г., в заработок для исчисления пенсии включались все виды выплат (дохода), на которые до 01.01.2001 г. начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а после 01.01.2001 г. – единый социальный налог (взнос).

    В качестве заработка для расчета начального пенсионного капитала при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, занимающихся предпринимательской или иной профессиональной деятельностью, принимается доход, подтвержденный налоговым органом при условии полной уплаты начисленных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2001 года - единого социального налога (взноса) в части, поступающей в бюджет ПФР).

    К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

    Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами:

    взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

    страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

    единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;

    единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности – свидетельством, выданным территориальными налоговыми органами.

    Подтверждение среднемесячного заработка (дохода) индивидуальных предпринимателей для расчета начального пенсионного капитала при оценке пенсионных прав производится за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица согласно Федеральному закону от 01.04.1996 № 27 – ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» на основании вышеперечисленных документов, а после регистрации в качестве застрахованного лица – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

    Следует иметь ввиду, что при подтверждении уплаты страховых взносов за период до 1 января 2001 г. для целей государственного пенсионного страхования индивидуальными предпринимателями, снятыми с учета в органах МНС необходимо руководствоваться совместным письмом Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации - Единой пенсионной службы по Чувашской Республике и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 06-14/748 от 21.03.2002, № 14-06/1427 от 15.03.2002, доведенным ранее до Управлений ПФР.

    Дополнительно информируем, что порядок подтверждения и учета при оценке пенсионных прав среднемесячного заработка (дохода) индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в связи с введением единого социального налога (взноса), зачисляемого в государственные внебюджетные фонды будет доведен после утверждения соответствующего разъяснения Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

    Читайте также: