Что такое пенсионное обеспечение дипломная работа


Дипломная работа — пример

  • Описание
  • Дополнительная информация

Содержание

Введение 3
Глава 1 Общая теоретико-правовая характеристика пенсионного обеспечения как элемента социальной политики РФ 7
1.1.Понятие и цели социальной политики РФ и ее правовое регулирование 7
1.2.Пенсионное обеспечение: понятие, цели, особенности в РФ 20
Глава 2 Современное состояние и проблемы пенсионного обеспечения в РФ 32
2.1.Современное состояние системы пенсионного обеспечения в РФ 32
2.2.Проблемы реформирование пенсионного обеспечения и пути их решения 45
Заключение 53
Литература и нормативный материал 56
Приложение 62

Введение

Проблемы с пенсионной системы и ее реформа, являются, пожалуй, самыми обсуждаемыми темами в последние годы. Благосостояние и уровень развития государства определяется, в том числе, и по уровню жизни пенсионеров. В России сложились объективные и субъективные проблемы в данной области. Объективные – старение населения, субъективные – неэффективная пенсионная система. Попытки реформирования и создания пенсионной системы, при которой уровень пенсионного обеспечения был бы адекватен потребностям человека, осуществлялись с момента перехода нашего государства на путь демократического развития. Принятие Конституции РФ и провозглашение в ней в качестве основ конституционного строя России социальным государством, стало определенной отправной точкой в создании и реализации социальной политики. В то же время, провозглашение России социальным государством поставило определенные ориентиры, которые должны быть достигнуты через формирование социальной политики и активной работы и органов власти и общества.
Социальное государство предполагает определенный уровень обеспечения, в том числе и пенсионного. Многочисленные реформы, проводимые последние 25 лет не принесли должных результатов. В связи с этим, проведение очередной пенсионной реформы было насущной необходимостью. В настоящий момент это выразилось в издании двух новых законодательных актов, кардинально изменивших расчет пенсионных накоплений, а также существенными изменениями действующего законодательства. Новым является акт, определяющий особенности и порядок выплаты страховых пенсий и регулирующий накопительные пенсии в РФ — ФЗ «О накопительных пенсиях» .
Содержание государственной социальной политики зависит от тех проблем, которые являются первоочередными сегодня для РФ.
В современных условиях развития российского общества проблема преодоления бедности населения стала одной из центральных. Политическая деятельность власти должна быть сконцентрирована на соблюдении гражданских, экономических, социальных прав человека, создании благоприятных условий их реализации. Надо обратить внимание и на ту особенность, что социальную политику в РФ сейчас государственные органы строят на основе определенных социальных стандартов. Однако законодательно пока установлен лишь прожиточный минимум. Назначение пенсий и пособий должно быть не только «по потребности», но также иметь такой уровень, на который можно прожить.
Реализация принципов социального государства возможна только при эффективной пенсионной системе, которая, имея в основании частное и государственное финансирование, позволяет обеспечить достойную жизнь лицам, прекращающим по возрасту трудовую деятельность.
Таким образом, актуальность темы можно определить следующими факторами: значимостью проводимой пенсионной реформы, достижения максимального эффекта от ее проведения, совершенствование правового регулирования пенсионной системы.
Со стороны научного сообщества, внимание к проблемам правового регулирования пенсионного обеспечения и разработки и реализации социальной политики, уделяется достаточно много. Так, среди авторов, чьи работы увидели свет в последние годы, следует выделить, например, обращавших внимание на проблемы реформы пенсионной системы — Непомнящих А.В., Семенова В.В. Условиям назначения пенсий по старости уделяли внимание такие авторы как Кисель В.И., Корсаненкова А.Ф., Сетдарова Л.Б. и др. Правовому регулированию деятельности негосударственных пенсионных фондов посвящены работы И.А. Волкова, А.А. Кузин и ряд других авторов. Однако, в связи с произошедшими законодательными изменениями, а также проблемами, которые обнаруживаются в применении нового законодательства, вопросы пенсионного обеспечения в рамках социальной государственной политики, не теряют своей актуальности и требуют дальнейшей научной разработки.
Целью работы является анализ пенсионного обеспечения в системе социальной политики РФ, выявление проблем формирования и реализации социальной политики, проблем регулирования системы пенсионного обеспечения, формулирование предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие и цели социальной политики РФ и ее правовое регулирование;
— рассмотреть понятие, цели, особенности пенсионного обеспечения в РФ;
— провести анализ современного состояния системы пенсионного обеспечения в РФ;
— определить проблемы реформирование пенсионного обеспечения и пути их решения.
В основу работы положены общие и специальные методы научного познания. Диалектический метод составляет методологическую основу работы и применен при выяснении правовой природы оценки земли и платы за землю. Формально-логический метод использовался для выявления проблем в понятийном аппарате, а также разработки предложений по его совершенствованию. Системно-структурный метод применялся для исследования структуры правоотношений. Метод анализа и синтеза позволил определить проблемы правового регулирования и разработать рекомендации по их совершенствованию.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Список литературы

1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
3. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 01.01.2017)
4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016)
5. Федеральный закон от 06.03.2001 N 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 04.06.2011 N 126-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»
7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии»
8. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
9. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 23.05.2016)»О накопительной пенсии»
10. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016)»О страховых пенсиях»(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
11. Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
12. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.01.2017) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
13. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 01.01.2017) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2017)
14. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 01.01.2017) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (с изм. и доп., вступающими в силу с 04.11.2014)
15. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 01.01.2017) «О негосударственных пенсионных фондах»
Литература
16. «Конституция Российской Федерации»(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
17. Barker R. (1999). The Social Work Dictionary.4 edition. NASW Press.
18. Blackwell Encyclopedias — George Ritzer / Ритцер Джордж — The Blackwell Encyclopedia of Sociology / Blackwell Publishing, 2007
19. Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР: Учеб. пособ.- М., 1987
20. Антонова Н.В. Проблемы законодательного регулирования правоотношений из договора в обязательном пенсионном страховании (теоретико-правовой аспект) // Роль права в развитии современного российского государства: материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию НОУ ВПО «Институт экономики». — Подольск: Идея-АГС, 2013. — С. 69-72
21. Бурьянова Е.И. Реализация конституционного принципа социального государства через социальную политику Российской Федерации // Проблемы и перспективы формирования правового государства и гражданского общества в России: материалы Международной научно-практической конференции. Невинномысск, 12-13 декабря 2013 года. — Невинномысск: НГГТИ, 2013, Ч. 1. — С. 130-137
22. Васильев В.В. Межотраслевые правовые институты в системе гражданского права// Юридическая наука и правоприменение (V Саратовские правовые чтения): сборник тезисов докладов: по материалам Международной научно-практической конференции (г. Саратов, 1–2 июля 2012 г.) / [редкол.: О.Ю. Рыбаков (отв. ред.) и др.]. Саратов, 2012. С. 246–247
23. Волкова Н.С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация // Журнал российского права. — М.: Норма, 2013, № 7. — С. 5-16
24. Гончаров А.И., Гончарова М.В. Особенности финансово-правового режима пенсионной системы Российской Федерации // Вестник Волгоградского государственного университета. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014, № 2 (23). — С. 54-61
25. Данилова Л.А. Обеспечение социальных потребностей человека в правовом государстве // Право: теория и практика. — М.: Тезарус, 2006, № 15. — С. 51-58
26. Ильменейкин П.В. Условия и порядок назначения трудовых и иных видов пенсий работникам военных организаций // Право в вооруженных силах. — М.: За права военнослужащих, 2011, № 5. — С. 105-114
27. Каляшин А.В. К вопросу увеличения нижнего предела выслуги лет, дающего право на пенсию за выслугу лет // Административное право и процесс. — М.: Юрист, 2015, № 4. — С. 55-59
28. Конституционно-правовые основы социальной политики Российсикой Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Макаров В.Ф. — М., 2004. — 24 c
29. Корсаненкова Ю.Б. Значение страхового стажа в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации // Вестник РГГУ. — М.: РГГУ, 2013, № 3 (104). — С. 123-129
30. Линев А.Н. Приоритеты социальной политики государства на современном этапе и их отражение в законодательстве Российской Федерации о социальном обеспечении // Вестник Московского университета МВД России. — М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2013, № 8. — С. 101-103
31. Максимова, М.Н. Экономический механизм ресурсообеспечения системы социального обслуживания: монография. – Казань: Изд-во КГУ, 2006
32. Миронова Т.К. М64 Право социального обеспечения : учебное пособие / Т.К. Миронова. — М. : КНОРУС, 2016. — 312 с.
33. Миронова Т.К. Российская пенсионная система: право, экономика, демография // Вопросы российского и международного права. — Ногинск: АНАЛИТИКА РОДИС, 2014, № 1-2. — С. 80-94
34. Мозгунова Е.А. Концептуальные основы социального государства и особенности реализации социальной политики в современной России // 20-летие Конституции Российской Федерации: основные направления развития Российского государства и формирования гражданского общества: сборник научных статей. — Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2014. — С. 123-127
35. Накопительный механизм в обязательном пенсионном страховании: правовые вопросы. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Фрик О.В. — Омск, 2006
36. Покачалова А.С. Договор об обязательном пенсионном страховании как институт гражданского права // Социальное и пенсионное право. — М.: Юрист, 2014, № 2. — С. 18-22
37. Реализация права на страховую пенсию : вопросы теории и практики : диссертация … кандидата юридических наук : 12.00.05 / Бобров Евгений Александрович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. — Москва, 2016. — 191 с.
38. Салин П. Соотношение понятий «институт права» и «институт законодательства» в современной российской правовой доктрине // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. — С.-Пб.: Изд-во юрид. ин-та (Санкт-Петербург), 2007, № 6 (44). — С. 107-114
39. Сенных Л.Н. Современные проблемы пенсионного законодательства и стратегия законотворчества / Л. Н. Сенных // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. — 2016. — № 1. — C. 8-15.
40. Социальная сущность, социальная функция, социальная политика государства (теоретический и сравнительно-правовой аспекты). Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Пашуков А.Л. — М., 2005. — 232 c.
41. Старшова У.А. Социальная политика как основа функционирования социального государства в России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — Саратов: ФГБОУ ВПО «Сарат. гос. юр. акад.», 2013, № 4 (93). — С. 188-191
42. Стольников П.М. Страховой стаж в обязательном пенсионном страховании РФ // Правовое регулирование транспортных услуг и практика применения транспортного законодательства в деятельности ГИБДД: материалы семинара-совещания «Правовое регулирование страховых услуг и практика применения страхового законодательства в деятельности ГИБД. — Орел: ОрЮИ МВД России, 2010. — С. 61-70
43. Сущность и критерии достойной жизни человека и общества как цели социального государства. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Бакланова Е.В. — М., 2007. — 24 c.
44. Феклистова И.С. Государственное управление социальным комплексом региона в условиях международной интеграции : Учебник / И. С. Феклистова. – Орел: Издательство ОФ РАНХиГС, 2015. – 260 с.
45. Фильчакова С.Ю. Обязательное социальное страхование и страховой стаж // Проблемы современного права. Сборник материалов научной конференции памяти Рябцовской Н.М.. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. — С. 69-76
46. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. – М.: Академия, 2007.
47. Цыплаков А.В. Политическая экономия государственных расходов в современной России / Российские корпорации в условиях антимонопольного регулирования: монография / / Р.С. Дзарасов, О.Е. Рязанова, Г.П. Журавлева и др.; Под ред. О.Е. Рязановой. – Москва: ИИУ МГОУ, 2016. – с. 283-294
48. Шумило М.М. Пенсионные правоотношения как механизм реализации конституционного права на пенсию // Трудовое право в России и за рубежом. — М.: Юрист, 2014, № 1. — С. 46-48
49. ЯрошенкоТ.П. Накопительная пенсия. Место и роль негосударственных пенсионных фондов в национальной пенсионной системе // Актуальные вопросы экономических наук № 44 / 2015 год

Глава I. Эволюция правового регулирования пенсионного обеспечения граждан

Глава II. Понятие трудовой пенсии и условия ее назначения

§1. Понятие и виды трудовых пенсий

§2. Условия назначения и размеры трудовых пенсий

а) Условие назначения и размер трудовой пенсии по старости

б) Условие назначения и размер трудовой пенсии по случаю

в) Условие назначения и размер трудовой пенсии по

Глава III. Понятие и виды государственных пенсий

§1. Понятие государственной пенсии

§2. Виды государственных пенсий

а) Пенсия по старости

б) Пенсия по инвалидности

в) Пенсия по случаю потери кормильца

г) Пенсия за выслугу лет

д) Социальная пенсия

Глава IV. Обязательное пенсионное страхование в РФ

Список использованной литературы

Тема дипломной работы выбрана неслучайно. С 1 января 2002 г. началась реализация пенсионной реформы. Приняты и вступили в силу следующие федеральные законы, через которые она проводится: «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

В связи с принятием новых пенсионных Законов, установивших условия и нормы пенсионного обеспечения, – о трудовых пенсиях и о государственном пенсионном обеспечении, с 1 января 2002 г. утратили силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. № 340-1 и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ.

Степень научной разработанности темы. В работах Е.Г. Азарова, С.С. Караулов, А.С. Назарова, Г.К. Филимонова и др.авторов освещаются отдельные аспекты пенсионного обеспечения. Вопросы, связанные с обязательным пенсионым страхованием анализируются как бы попутно, при рассмотрении вопросов более общего характера .

Таким образом, комплексного исследования на монографическом уровне современного пенсионного законодательства со сравнительно-правовой и исторической точки зрения, на наш взгляд, не было проведено.

Цели и задачи исследования. Целью написания данной работы является изучение и анализ современного и дореформенного пенсионного законодательства, учет результатов теоретических исследований, глубокое познание процесса развития и особенностей действующих норм, устанавливающих порядок пенсионного обеспечения, определение перспектив и путей его развития и совершенствования.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

· проанализировать в историческом аспекте отечественное пенсионное законодательство.

· дать развернутый правовой анализ трудовых и государственных пенсий по видам..

· оценить эффективность применения действующего порядка назначения пенсий.

Методология и методы исследования: Методологическую основу дипломной работы составляют основополагающие категории теории познания, общенаучный метод изучения социальных явлений.

Работа выполнена с использованием следующих методов: формально-юридического, историко-правового, сравнительно-правового.

Теоретической основой исследования явились научные разработки в области права социального обеспечения, имеющие отношение к теме дипломной работы.

В своих выводах автор опирался на труды ученых, которые внесли значительный вклад в разработку общетеоретических проблем права социального обеспечения: Е.Г. Азарова, С.С. Караулов, Г.К. Филимонова, А.С. Назарова и др.

Нормативная база исследования. В качестве источников информации использовались: нормативная база РФ, регламентирующая правовое положение государственных и негосударственных пенсионных фондов, порядок назначения государственных и трудовых пенсий, отношения в области обязательного пенсионного страхования.

Структура диплома определяется целями и задачами исследования и включает в себя введение, четыре главы, объединяющих два параграфа, восемь подпунктов, заключение и список литературы, использованной при написании работы.

В первой главе проводится исторический анализ развития современного пенсионного законодательства. Во второй – освещены основные виды трудовых пенсий, раскрываются вопросы, связанные с условиями их назначения и определения их размера. В третьей главе затрагиваются отдельные аспекты государственного пенсионного обеспечения. Завершается рассмотрение темы четвертой главой, посвященной обязательному пенсионному страхованию.

ГлаваI. Эволюция правового регулирования пенсионного

обеспечения граждан

Действовавшая до 1 января 2002 г. пенсионная модель основывалась на том, что взносы, собираемые с работающих граждан, перераспределялись среди получателей пенсий. При установленном в России тарифе пенсионных сборов (28%) для обеспечения установленного законом размера при минимальном выработанном стаже (20 лет у женщин и 25 – мужчин) в размере 55% от среднемесячного заработка для обеспечения выплат одному пенсионеру требуются взносы двух работающих.

Однако на одного пенсионера приходилось меньше двух работающих – полтора (или три работающих на двух пенсионеров). К тому же не все трудоспособные россияне работали по найму и, следовательно, не все платили взносы в пенсионную систему. Из 63 млн. работающих только 49,8 млн. являлись наемными работниками и платили около 400 млрд. рублей страховых взносов в год. Остальные 13 млн. человек относились к самозанятому населению и взносов платили всего около 4 млрд. рублей. В итоге, за вычетом их на одного пенсионера фактически приходилось 1,28 работающего. Чего, естественно, было крайне недостаточно для обеспечения необходимого объема поступлений. Из-за неблагоприятного изменения соотношения работающих и пенсионеров уровень пенсий в России был низок, а пенсионный тариф – высок по сравнению с другими странами.

Поскольку в ближайшие годы увеличения темпов рождаемости не прогнозируется, следует ожидать дальнейшего сокращения числа работающих и увеличения числа пенсионеров. К 2020 г., как ожидается, их число сравняется, и на одного работающего будет приходиться один пенсионер. В дальнейшем же на одного пенсионера будет меньше одного работающего.

С учетом этого неблагоприятного прогноза нельзя было возлагать надежду на ранее действующую распределительную систему и уповать на возможности ее модернизации или улучшения. Требовалось создание новой системы, способной компенсировать грядущее ухудшение демографической ситуации. И прежде всего дополнение распределительной системы такими элементами, как страховой резерв, призванный компенсировать сокращение числа работающих в будущем путем накопления части взносов будущих пенсионеров в виде их персонифицированного пенсионного капитала. Именно для этого в структуре пенсионных прав работников моложе 50 лет у мужчин и 45 у женщин в рамках пенсионной реформы, начатой в январе 2002 г., было предусмотрено выделение части тарифа (от 2 до 6%) на накопление.

Механизм расчета пенсий по ранее действовавшей пенсионной модели выглядел следующим образом:

Ежемесячные отчисления в размере 28% от зарплаты мужчины умножались на 12 месяцев и 25 лет, а затем полученный результат делим на средний период дожития на пенсии, который по данным статистики составлял в 2001 г. 17 лет (или 204 месяца). Таким образом, пенсия мужчины, выработавшего полный трудовой стаж в действовавшей пенсионной модели оказывалась недофинансированной почти на 19% или на 1/3.

Еще в меньшей степени была профинансирована пенсия женщины с минимальным стажем. Поскольку стаж этот составлял 20 лет, то при том же порядке расчетов женщина зарабатывала ресурсы только на пенсию в размере 33%в от размера своей заработной платы. А значит, между обязательствами закона и финансовыми возможностями для их выполнения образовывался разрыв, который должен был покрываться за счет каких-то других ресурсов. Как и разрыв в 19% у мужчины.

Как видно, эту систему трудно было назвать справедливой и эффективной.[1]

Как пишет М.Ю. Зурабов, старая пенсионная модель не создавала у работающих заинтересованности в уплате пенсионных взносов с полного размера их зарплаты. В итоге в 2000 – 2001 гг. пенсионные взносы платились лишь с 35% фактических доходов населения, остальные 65% были в тени. В результате взносы в Пенсионный фонд, которые должны были составлять 28% от общефедерального фонда оплаты труда, на деле едва превышали 10% от него.

Тогда как новая пенсионная модель предполагает наличие взаимосвязи между размером пенсии и величиной уплачиваемых страховых взносов. Это заставит работников отказываться от теневых схем получения высокой заработной платы. Часть пенсионных страховых взносов за тех работников, которым осталось до пенсии более 10 лет (2 – 3% в 2002 г. и до 6% в 2006 г. от фонда оплаты их труда) предназначена для создания резерва их будущих пенсий.[2]

Таким образом, новая пенсионная модель – такая же распределительная, как и действовавшая до января 2002 г. И основная масса средств, поступающих в пенсионную систему в виде налогов и взносов, и в ней расходуются и будут расходоваться на выплату пенсий тем, кто уже находится на заслуженном отдыхе.

  • Содержание
  • Литература
  • О работе

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Понятие и правовые основы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 5
1.2. Основные законодательные формы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения в Российской Федерации 10
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПЕНСИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Понятие пенсии 16
2.2. Государственные пенсии 19
2.3. Страховые пенсии 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие пенсию как вид социального обеспечения; научные изыскания по теме исследования, а также материалы судебной практики.
Целью исследования является комплексный анализ пенсии как вида социального обеспечения.
Исходя из цели исследования, определим следующие основные задачи:
‒ проанализировать вопрос пенсионного обеспечения как социальной функции государства;
‒ изучить понятие и виды пенсий в Российской Федерации.
При работе над темой исследования мы опирались на нормативную правовую базу Российской Федерации, регулирующую порядок назначения и выплаты пенсий: Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (далее – Конституция РФ), федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ или Закон о страховых пенсиях) и др.

1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года // Российская газета. - №237. - 1993.
2. Конвенция МОТ от 28 июня 1962 года №118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 21 июля 2014 года №216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - №30 (Часть I). - Ст. 4217.
4. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №52 (часть I). - Ст. 6965.
5. Федеральный закон от 30 апреля 2008 года №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - №18. - Ст. 1943.
6. Федеральный закон от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №30. - Ст. 3028.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 3.
8. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №51. - Ст. 4832.
9. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №51. - Ст. 4831.
10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №1. - Ст. 16.
11. Закон РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - №9. - Ст. 328.
12. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 года №1049 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - №41 (часть III). - Ст. 5660.
13. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 года №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - №41. - Ст. 5545.
14. Постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 30 (часть II). - Ст. 4306.
15. Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2009 года №883 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 45. - Ст. 5356.
16. Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года №95 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - №9. - Ст. 1018.
17. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 года №498 «Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 27. - Ст. 2709.
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 года №141 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №10. - Ст. 1002.
19. Приказ Минтруда России от 28 ноября 2014 года №958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» // Российская газета. - №6. - 2015.
20. Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года №384 «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №45. - Ст. 5356.
21. Постановление Совмина РСФСР от 4 июля 1991 года №381 «Об утверждении Перечня сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работа на предприятиях и в организациях которых независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
22. Постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
23. Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 года №2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №53 (ч. 2). - Ст. 8029.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 14:40, дипломная работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации (ст. 7), принятая в 1993 г., провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социальное государство стремится к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных благ.
В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы — основного источника средств существования. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению
1.1. Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению
1.2. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению
1.3. Граждане, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению
Глава 2. Пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению
2.1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению, категории граждан, имеющие право на данный вид пенсии
2.2. Условия, определяющие право на пенсию по случаю потери кормильца, документы необходимые для назначения данного вида пенсии
2.3. Размер пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Перевозский строительный колледж»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

специальность 030912 Право и организация социального обеспечения

Дипломник: Алеханова Наталья Владимировна

«______» ________________________201_ г.______________________( подпись)

Руководитель_________________ ______________Зайцева Светлана Сергеевна

1 часть. ______________________________ ______________________________ _________

2 часть. ______________________________ ______________________________ _________

К защите дипломной работы допущен(а) Зав.кафедрой правового направления

«____» ________________201_ г. ________________ Зайцева С.С.

Дипломную работу защитил (а) с оценкой ______________________________ ___________

«______» _____________________201_ г.

Секретарь Государственной аттестационной комиссии ______________________

Глава 1. Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

1.1. Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению

1.2. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

1.3. Граждане, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению

Глава 2. Пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению

2.1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению, категории граждан, имеющие право на данный вид пенсии

2.2. Условия, определяющие право на пенсию по случаю потери кормильца, документы необходимые для назначения данного вида пенсии

2.3. Размер пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению

Конституция Российской Федерации (ст. 7), принятая в 1993 г., провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальное государство стремится к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных благ.

В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы — основного источника средств существования. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека.

Социально неадаптированные люди, больные, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют ухода и лечения и т. д. Общество не может бросить таких людей на произвол судьбы, а потому создает государственную систему их обеспечения материальными благами (социальное обеспечение) за счет общества. В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм.

Социальное обеспечение населения Российской Федерации является одной из наиболее актуальных проблем на данный момент в нашей стране. На первом месте среди проблем социальной сферы стоит проблема пенсий. К сожалению, система законодательных актов по пенсионному обеспечению не совершенна, пенсии у некоторых категорий граждан не соответствуют реальному прожиточному уровню в нашей стране.

Уровень пенсионного обеспечения в значительной мере определяет продолжительность и образ жизни малозащищенных категорий граждан, пожилых людей, инвалидов их участие в социальной – политической и экономической деятельности, что повышает ответственность государственных, в том числе и законодательных, органов за принимаемые в пенсионной сфере решения и требует учета всех обстоятельств жизни лиц пожилого возраста.

Прежде всего, важна социальная защита граждан потерявших своих кормильцев, которая осуществляется, в первую очередь, с помощью постоянных денежных выплат - пенсий. За счет пенсии в денежной форме удовлетворяются самые разнообразные потребности человека в пище, одежде, услугах и т.д., подобно денежной форме оплаты труда. Потеря кормильца для членов его семьи и лиц находящихся на его иждивении, оборачивается не только болью утраты ближнего человека, но и потерей одного из основных источников доходов Факт потери кормильца как смерть или безвестное отсутствие гражданина. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным источником средств к существованию. Именно поэтому государство должно включать данных лиц в программу пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца. От того, на сколько слаженно функционирует в государстве данная система зависит уровень благосостояния многих граждан. Пенсия по случаю потери кормильца характеризуют проявление заботы государства о конкретном человеке, попавшем в трудную жизненную ситуацию. Все это обусловлено актуальностью выбранной темы дипломного исследования.

Объектом исследования выступают общественные отношения, вытекающие из пенсионных правоотношений в области назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению.

Предметом исследования являются условия назначения пенсии по случаю потере кормильца по государственному пенсионному обеспечению, размер пенсии, порядок выплаты.

Целью дипломной работы является изучение сущности пенсии по случаю потери кормильца, а также определение условий назначения и размер трудовой пенсии по случаю потере кормильца на основе действующего законодательства.

Основными задачами данной дипломной работы являются:

1. раскрыть определения термина трудовые пенсии по случаю потери кормильца;

2. выделить основные условия предоставления пенсии и категории граждан, имеющих право на данный вид пенсии;

3. исследовать основные документы необходимые для назначения пенсии данного вида;

4. проанализировать структуру, размер и порядок начисления трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Теоретическая значимость данного исследования в обобщении научного знания по данной проблеме.

Практическая значимость, заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дается подробная общая информация о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению раскрывается их понятия и виды, во второй изучаются пенсии по случаю потери кормильца, порядок их начисления и выплаты. В заключении делаются выводы по теме работы.

Глава 1. Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

1.1. Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению
Ст. 2, Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" закрепило что «пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию»

1.2. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, круг лиц имеющих право на обеспечение пенсиями

В ходе проведения пенсионной реформы предусматривается, что пенсионная система в РФ (как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий) состоит из следующих частей:

Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.

Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наёмным и само занятым работникам, а так же страховой части пенсии инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Наибольший удельный вес выплат из бюджета Пенсионного фонда РФ составляют расходы на выплату трудовых пенсий. Они подразделяются на три вида:

По случаю потери кормильца

Лицам, имеющим право одновременно на различные виды пенсий, устанавливается только одна пенсия по их выбору. Данное ограничение связано с тем, что размер страхового обеспечения по определению не может быть выше дохода от трудовой деятельности застрахованных лиц, однако, эта норма не исключает возможности одновременного получения трудовой и государственной пенсий (инвалиды и участники войны, родители и вдовы погибших военнослужащих, участники ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АС).

Трудовая пенсия складывается из двух или трёх частей. Концепция многозвенной пенсии направлена на достижение трёх целей пенсионного обеспечения:

Борьба с бедностью

Компенсация утраченного заработка

Обеспечение материальной достаточности

В отношении всех трёх видов трудовых пенсий существует одно общее назначение – наличие определённой продолжительности трудового стажа, однако, если для приобретения права на пенсию по старости требуется не менее 5 лет для приобретения стажа, то пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца могут быть назначены при наличии у инвалида или умершего кормильца не менее одного дня страхового стажа.

Другое условие всегда является особенным, отличающим данный вид трудовой пенсии от остальных. Для пенсий по старости – это достижение пенсионного возраста (60 – мужчинам и 55 лет – женщинам), для пенсий по инвалидности – наступление инвалидности (независимо от её причины), повлекшие ограничение способности к трудовой деятельности, а для пенсий по случаю потери кормильца – нахождение на иждивении умершего кормильца нетрудоспособного лица, связанного с ним строго определёнными родственными отношениями.

Серьёзной правовой новеллой в новом законодательстве явилось снижение стажевого требования с 25 – 20 до 5 лет, таким образом по существующим сегодня правилам для приобретения права на пенсию по старости достаточно иметь не менее 5 лет трудового стажа. Это позволяет застрахованному получить трудовую пенсию по старости до достижения возраста 60 лет (мужчинам) и 55 лет (женщинам). При отсутствии требуемой продолжительности трудового стажа можно рассчитывать лишь на социальную пенсию, которая устанавливается на 5 лет позже, т. е. в 65 лет (мужчинам) и 60 лет (женщинам).

Составляющие трудовой пенсии

Идея лежащая в основе пенсионной реформы проста, пенсия должна складываться из трех частей: базовая, страховая, накопительная. Пенсия по новой пенсионной модели должна быть не назначена человеку государством, а заработана им.

Страховая часть устанавливается в зависимости от уплаченных в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, эта часть пенсии финансируется по распределительному методу (т. е. взносы нынешних работающих граждан распределяются на выплату пенсий нынешних пенсионеров). Размер страховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в течении всей его трудовой деятельности делённое на нормативно установленный ожидаемый период выплаты пенсий.

Накопительная часть устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в накопительную часть пенсионной системы с учётом инвестиционного дохода от их размещения и ожидаемого периода выплаты пенсии.

Из выше указанного следует, что пенсия является трёхуровневой, соответственно, и средства, которые направляются на пенсионное обеспечение работников распределены на три потока.

Первая — часть налог 14 %. Он поступает в федеральных бюджет и направляется на финансирование базовой части трудовой пенсии.

Вторая – страховой взнос (14 %; 12 % — в зависимости от возраста застрахованного гражданина, в зависимости от принадлежности работника к определённой возрастной группы), поступает непосредственно в Пенсионный фонд РФ. Соответствующие суммы отражаются на индивидуальном счёте конкретного работника и направляются на финансирование текущих обязательств пенсионной системы. При выходе работника на пенсию государство гарантирует ему выплату эквивалента (с учётом роста заработной платы в стране за этот период) той суммы, которая поступила на его счёт.

Читайте также: