Дипломная работа по теме пенсия за выслугу лет военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 20:26, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность дипломной работы заключается в том, что особенности правового статуса военнослужащих определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
Специфика работы военнослужащих состоит в особо сложных условиях труда в огромном риске для здоровья и жизни. Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелёгкой службы или в случае потери трудоспособности они получат обеспеченную старость. Поэтому вполне логичным является обеспечение военнослужащих дополнительными социальными гарантиями и льготами. Военнослужащие вправе рассчитывать на дополнительную заботу со стороны общества и государства, в которой они особенно нуждаются в условиях экономического кризиса, инфляции, роста цен.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 4
1.1 Роль и значение пенсионного обеспечения в социальной защите лиц, военнослужащих и их семей 4
1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих 7
ГЛАВА 2. ВИДЫ ПЕНСИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПОРЯДОК И НАЗНАЧЕНИЯ 11
2.1 Пенсия за выслугу лет 12
2.2.Пенсия по инвалидности 22
2 3. Пенсии по случаю потери кормильца 24
2.4 Право на несколько пенсий 27
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИИ 31
ВОЕННОСЛУЖАЩИМ 31
3.1 Исчисление пенсий 31
3.2 Назначение и выплата пенсий 34
3.3 Размеры военной пенсии и надбавки 38
3.4. Проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих в России и пути их решения 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55

Вложенные файлы: 1 файл

диплом пенсионное обеспечение военнослужащих в России.rtf

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 4

1.1 Роль и значение пенсионного обеспечения в социальной защите лиц, военнослужащих и их семей 4

1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих 7

ГЛАВА 2. ВИДЫ ПЕНСИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПОРЯДОК И НАЗНАЧЕНИЯ 11

2.1 Пенсия за выслугу лет 12

2.2.Пенсия по инвалидности 22

2 3. Пенсии по случаю потери кормильца 24

2.4 Право на несколько пенсий 27

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИИ 31

3.1 Исчисление пенсий 31

3.2 Назначение и выплата пенсий 34

3.3 Размеры военной пенсии и надбавки 38

3.4. Проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих в России и пути их решения 46

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность дипломной работы заключается в том, что особенности правового статуса военнослужащих определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Специфика работы военнослужащих состоит в особо сложных условиях труда в огромном риске для здоровья и жизни. Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелёгкой службы или в случае потери трудоспособности они получат обеспеченную старость. Поэтому вполне логичным является обеспечение военнослужащих дополнительными социальными гарантиями и льготами. Военнослужащие вправе рассчитывать на дополнительную заботу со стороны общества и государства, в которой они особенно нуждаются в условиях экономического кризиса, инфляции, роста цен.

Одним из важнейших параметров, влияющих на боеготовность армии и флота, является проводимая государством политика в вопросах повышения престижа военной службы, формирование у граждан страны уважения к военной профессии.

Пенсионное обеспечение необходимо развитому демократическому государству, которые обеспечивают нормальное функционирование социальной сферы государства, которое в свою очередь выражает заботу о своих гражданах. Если пенсионное обеспечение отсутствует или плохо функционирует, то это свидетельствует о низком уровне демократии государства. Принцип того, что человек, личность превыше всего в таком случае не соблюдается. То, что уж говорить о таких важных, необходимых нам и государству гражданах, как военнослужащие. Если забота о гражданах государством на достаточном уровне, то это прекрасный показатель высокого уровня страны не только внутри государства, но и на международном уровне.

Таким образом, можно выделить, что военнослужащие проходят военную службу в воинских частях, на кораблях, в учреждениях, организациях, в воинских образовательных учреждениях профессионального образования. К ним относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходившие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального обучения до заключения контракта.

Предмет дипломной работы: особенности пенсионного обеспечения военнослужащих.

Цель дипломной работы: пенсионное обеспечение военнослужащих.

Задачи дипломной работы:

  • Рассмотреть основы пенсионного обеспечения военнослужащих.
  • Рассмотреть виды пенсий военнослужащих.
  • Проанализировать проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих и определить пути их решения.
  • Рассмотреть порядок исчисления и выплаты пенсии военнослужащим: исчисление пенсий; назначение и выплата пенсий.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

1.1 Роль и значение пенсионного обеспечения в социальной защите лиц, военнослужащих и их семей

Одно из направлений социальной защиты. Осуществляется в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (1993 с учетом последующих изменений, внесенных федеральными законами). Положения Закона распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (далее - по контракту) в Вооруженных Силах РФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, и на семьи этих лиц.

Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, и их семей осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (2001).

Согласно Закону РФ лица, проходившие службу по контракту, имеют право на пенсии за выслугу лет и по инвалидности. При их гибели или смерти семьи имеют право на пенсию по случаю потери кормильца. Право на пенсию за выслугу лет возникает у лиц, имеющих на день увольнения со службы выслугу на военной службе и(или) на службе в органах внутренних дел 20 лет и более (при определенных условиях пенсия может быть назначена с учетом трудового стажа). Пенсия за выслугу лет устанавливается: за 20 лет - 50% сумм денежного довольствия военнослужащего, предусмотренных Законом, и за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3% указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85% этих сумм.

Право на пенсию по инвалидности имеют лица, проходившие военную службу по контракту и ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее 3 месяцев после увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученного в период прохождения службы. Размер пенсии зависит от группы и причин инвалидности. Инвалидам вследствие военной травмы I и II групп пенсия устанавливается в размере 85%; III группы - 50% суммы денежного довольствия военнослужащего.

Инвалидам вследствие заболевания, полученных в период военной службы, пенсия назначается: для I и II групп - 75%, для III группы -30% сумм денежного довольствия военнослужащего. Пенсия по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших службу по контракту, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее 3 месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученного в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее 5 лет после прекращения выплаты ему пенсии. Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, состоявшие на их иждивении.

Размер пенсии по случаю потери кормильца зависит от причин смерти кормильца: вследствие военной травмы -40%, вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, - 30% денежного довольствия кормильца. При исчислении пенсий в состав денежного довольствия включаются оклады по воинской должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет.

При исчислении пенсии в расчет также принимается месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. При соблюдении определенных условий пенсии могут повышаться (увеличиваться) или к ним могут устанавливаться надбавки.

Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в РФ определен спец. Постановлением Правительства РФ № 941 от 22 сент. 1993.

По вопросам пенсионного обеспечения в рамках Содружества Независимых Государств приняты и действуют: Соглашение «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» от 14 февраля 1992; Соглашение «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992; Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств» от 15 мая 1992. Соглашения предусматривают, что военнослужащие и члены их семей имеют право оставаться на постоянное жительство на территории государства, где военнослужащий проходил военную службу, или избрать другое место жительства.

Пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с законодательством государств-участников перечисленных соглашений, на территории которых проживают указанные лица. Расходы по выплате пенсий производятся из бюджета того государства, на территории которого проживает пенсионер. В Соглашении от 14 февраля 1992 предусмотрено, что односторонние ограничения прав и льгот военнослужащих и членов их семей не допускаются, а государства-участники Содружества обязаны взаимно согласовывать принимаемые ими акты национального законодательства в этой области. Соглашение от 15 мая 1992 (г. Ташкент) имеется между правительствами Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины.

Пенсионерам из числа военнослужащих, проходивших службу по контракту, и членам их семей, проживающим в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, выплата пенсий производится в иностранной валюте по нормам, предусмотренным законодательством РФ, путем пересчета их сумм, исчисленных в рублях, на денежную единицы этих государств по курсу рубля к иностранным валютам, установленным ЦБ РФ на день пересмотра размеров пенсий в соответствии с законодательством РФ. Пенсионное обеспечение уволенных военнослужащих и членов их семей организуется через специально созданные отделы социального обеспечения при посольствах РФ в этих государствах.

Вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей, выехавших на постоянное место жительства в других государства, решаются в соответствии со статьей 64 Закона РФ на основе законодательства РФ и договоров (соглашений) о социальном обеспечении, заключенных Российской Федерацией или бывшим СССР с этими государствами.

1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих

Наиболее распространенным и социально значимым видом социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и их семей является пенсия, под которой понимается ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет средств федерального бюджета в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим определенного возраста либо имеющим определенную выслугу лет, инвалидам, а также семьям, потерявшим кормильца. Разновидностями пенсий, назначаемых бывшим военнослужащим, являются пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 28.11.1995 N 186-ФЗ, "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу по призыву, и их семей - Федеральным законом от 25.07.2002 N 116-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. " пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется:

а) Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей;

б) Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей;

в) Федеральной службой безопасности Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей;

г) Федеральная служба исполнения наказаний - в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей;

д) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в отношении сотрудников, уволенных из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также их семей.

Пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы бывшего Союза ССР, других государств и их семей, указанных в абзацах третьем и пятом пункта "а" и пункте "б" статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью, предусмотренной настоящей статьей.

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ….….….…6

1.1. Пенсия по выслуге лет: понятие и особенности…6

1.2. Правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих ….11

1.3. Статус военнослужащего: понятие и конституционно-правовые аспекты….17

ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ….…25

2.1. Пенсия за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в РФ: понятие и значение….….25

2.2. Условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет военнослужащим….…28

ГЛАВА 3 ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕНСИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ….…38

3.1. Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет…38

3.2. Основные проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих в России и пути их решения…50

Специфика работы военнослужащих состоит в особо сложных условиях труда, повышенном риске. Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелёгкой ратной службы или в случае потери трудоспособности они получат обеспеченную старость

Поэтому вполне логичным является обеспечение военнослужащих дополнительными социальными гарантиями и льготами. Военнослужащие вправе рассчитывать на дополнительную заботу со стороны общества и государства, в которой они особенно нуждаются в условиях экономического кризиса, инфляции, роста цен.

По собственным признакам и целям пенсия за выслугу лет схожа с пенсией по возрасту, прежде всего по продолжительности выплаты. Оба вида обеспечения устанавливаются пожизненно. Тем не менее существуют и отличия, которые заключаются в том, что:

- существенным основанием для возникновения пенсионного обеспечения по возрасту является достижение определенного в законе возраста и наличие общего трудового стажа. Для возникновения права на пенсию за выслугу лет государственным служащим в качестве существенного основания выступает наличие специального трудового стажа - выслуги лет, состоящей из периодов работы по специальностям, характеризующимся повышенным нервным, психологическим напряжением, отрицательно влияющим на человеческий организм;

- если в основе права на пенсию по возрасту лежит презумпция потери общей трудоспособности, то в основе права на пенсию за выслугу лет - презумпция потери профессиональной трудоспособности, то есть способности граждан к труду по определенной должности20, т.е. особый вид нетрудоспособности субъектов;

- в отличие от пенсии по возрасту пенсии за выслугу лет назначают определенным категориям граждан и выплачивают только при полном прекращении деятельности, которая дает право на такую пенсию.

При рассмотрении содержания и актуальности темы мной были исследованы теоретические и практические основы государственных мероприятий по совершенствованию системы пенсионного обеспечения военнослужащих.

Анализ существующей в нашей стране системы пенсионного обеспечения военнослужащих дает основания говорить, что государство пока только учится отвечать перед гражданами за свои обязательства, нести ответственности за своих защитников в полном объеме. Вопрос об ответственности власти перед людьми в погонах - это базовый принцип государственного устройства. Без внятно разъясненных и разделяемых ими целей люди не хотят снижения уровня социально-экономического обеспечения. Всевозможные эксперименты, негативно отражающиеся на уровне жизни людей, посвятившие свою жизнь служению своему Отечеству, должны быть исключены из практики управления страной.

1. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. "Трудовой Кодекс РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (действующая редакция от 06.04.2015)

3. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ

4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (15 декабря 2001 г.)

5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

6. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

7. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

8. Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

9. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования" (16 июля 1999 г.)

Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О негосударственных пенсионных фондах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

10. Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"

11. Федеральный закон от 06.02.1997 N 27-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"

12. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"

13. Федеральный закон от 28.10.1998 N 163-ФЗ (с изм. от 24.12.2002) "О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета"

14. О некоторых вопросах, связанных с назначением лицам, проходившим военную службу, пенсии за выслугу лет (Ефремов А.В.) ("Право в Вооруженных Силах", 2013, N 8)

15. К вопросу о территориальной подсудности требований о пенсионном обеспечении бывших военнослужащих и их семей, проживающих на территории государств Балтии, а также надлежащем ответчике по спору (Зайцев Ф.А.) ("Право в Вооруженных Силах", 2013, N 3)

16. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (Антипьева Н.В.) ("Право в Вооруженных Силах", 2012, N 8)

17. "Ваша пенсия в Ваших руках: как ориентироваться в пенсионной системе, как позаботиться о собственной пенсии, рассчитать и увеличить ее" (выпуск 10) (Маслова Т.А.) ("Библиотечка "Российской газеты", 2012)

18. Гацко, М.Ф. Правительственная игра в заботу об офицерах (урезание льгот военнослужащим опережает рост их доходов) // Независимое военное обозрение. - 2004. - № 23 (383). - С. 21.

19. Гацко, М.Ф. Проблемы реализации прав и социальных гарантий военнослужащих // Право в вооружённых силах. - 2012. - № 10. - С. 8.

20. Гацко, М.Ф. Социально-правовые проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих // Стратегическая стабильность. - 2012. - № 2 (31). - С. 39 - 44.

21. Землин А.И. Порядок индексации пенсий за выслугу лет, назначаемых гражданам, уволенным с военной службы // Право в Вооружённых Силах. - 2013. - № 12. - С. 24.

22. Зубков, Р. Минфин против военных пенсионеров // Военно-промышленный курьер. - 2013. - № 6 (73). С. 16-17.

Помощь с дистанционным обучением, Сессия под ключ, Материалы для защиты диплома (ВКР)

Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Пенсионное обеспечение военнослужащих».


Тема моей ВКР – «Пенсионное обеспечение военнослужащих Российской Федерации, особенности его предоставления в Новгородской области» (на материалах Военного комиссариата Новгородской области, Министерства обороны Российской Федерации).

Тема пенсионного обеспечения военнослужащих будет всегда актуальна. Страна думает о своих гражданах, вводит социальную поддержку и помощь гражданам и предоставляет различные категории льгот. Большое внимание уделяется гражданам военнослужащим, которые защищают нашу родину.

На базе прохождения преддипломной практики в Военном комиссариате Новгородской области хорошо видно и понятно как военнослужащие проходят военную службу по контракту и по призыву согласно Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Цель выпускной квалификационной работы — рассмотреть пенсионное обеспечение военнослужащих; выявить особенности и недостатки пенсионного обеспечения военнослужащих.

Задачи выпускной квалификационной работы:

  • рассмотреть основы пенсионного обеспечения военнослужащих: правовые основы организации социального обеспечения военнослужащих;
  • правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих;
  • виды пенсий военнослужащих.
  • рассмотреть порядок исчисления и выплаты пенсии военнослужащим: исчисление пенсий;
  • назначение и выплата пенсий.

Разработка социальной политики в отношении военнослужащих предусматривает:

  1. реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;
  2. совершенствование механизмов и институтов социальной защиты рассматриваемых лиц;
  3. охрану их жизни и здоровья, иные меры, направленные на создание условий жизни, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы в пределах их полномочий, и является обязанностью командиров и начальников.

Основным нормативным документом, который определяет основы военно-социальной политики, является Федеральный закон (далее закон) от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Согласно статье закона, для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Пенсии, назначаемые военнослужащим, исчисляются из их денежного довольствия.

Для исчисления пенсии военнослужащему учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Для оформления военной пенсии военному пенсионеру потребуется представить в военкомат достаточно объемный пакет необходимых документов:

  1. паспорт гражданина РФ;
  2. военный билет с отметкой о прохождении воинской службы и увольнении;
  3. предписание воинской части, в которой военнослужащий проходил службу согласно назначению приказом;
  4. личное дело из архива части;
  5. денежный и вещевой аттестат;
  6. фотография установленного образца;
  7. СНИЛС;
  8. трудовая книжка;
  9. справка из Пенсионного фонда РФ.

Очень важным моментом при установлении пенсионных выплат является день обращения за назначением военной пенсии (вне зависимости от вида пенсии). Обычно — днем обращения за назначением военной пенсии является дата подачи заявления о назначении военной пенсии.

Граждане, которым назначена военная пенсия по линии Министерства обороны Российской Федерации, получают её следующими способами:

  1. через почту России — либо в самом отделении почтовой связи, либо на дом (в зависимости от выбора пенсионера). Здесь стоит учесть то, что период доставки через почту и дата начисления выплат пенсионными органом могут отличаться друг от друга, и во избежание неприятных ситуаций и недоразумений гражданин должен заранее учесть данное отличие;
  2. путем перечисления на счет в Сбербанке России — наиболее распространенный в наше время способ: чаще всего к счету сразу прикрепляется банковская карта, с sms-уведомлением об изменении ее баланса (так называемый мобильный банк), так что пенсионер сразу при пополнении счёта будет оповещён о приходе пенсии.

Виды пенсий военнослужащих устанавливаются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». К ним относятся:

  1. пенсия за выслугу лет;
  2. пенсия по инвалидности.
  3. по случаю потере кормильца

В случае гибели или смерти военнослужащих, их семьи при наличии определённых Законом условий, приобретают определённое право на пенсию по случаю потери кормильца.

При определении права на страховую часть трудовой пенсии по старости в страховой стаж не включаются:

  • периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера военной пенсии за выслугу лет;
  • периоды военной службы, предшествовавшие назначению военной пенсии по инвалидности.

ТОЛЬКО У НАС!

К пенсионерам-военнослужащим относятся лица, проходившие военную службу:

  1. в Вооруженных силах Российской Федерации;
  2. в органах внутренних дел;
  3. в Государственной противопожарной службе;
  4. в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  5. в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  6. в органах прокуратуры;
  7. в таможенных органах.

Пенсия за выслугу лет военнослужащим устанавливается в размерах:

  1. имеющим выслугу 20 лет — 50% сумм денежного довольствия;
  2. имеющим выслугу более 20 лет — 50% + 3% сумм денежного довольствия за каждый год выслуги свыше 20 лет, но всего не более 85% этих сумм;
  3. имеющим общий трудовой стаж 25 и более календарных лет (из них не менее 12,5 лет военной службы и (или) службы в других предусмотренных законом структурах): за общий трудовой стаж 25 лет — 50% сумм денежного довольствия, за каждый год стажа свыше 25 лет + 1% этих сумм.

При определении размеров пенсий по инвалидности учитываются следующие обстоятельства:

  1. прохождение военной службы по призыву или по контракту, а также в каком качестве военнослужащий проходил военную службу;
  2. причина и группа инвалидности;
  3. наличие нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении инвалида;
  4. проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан;
  5. для лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, имеет значение также достижение 80-летнего возраста, наличие статуса участника Великой Отечественной войны и обстоятельств, дающих право на повышение пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 45 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих

Таким образом мы можем констатировать факт, что социальное обеспечение военнослужащих и военных пенсионеров находится в поле зрения, дополняется и редактируется не только главными государственными аппаратами, но и местными региональными властями. Тем самым улучшая и конкретизируя взаимодействия граждан, относящихся к категории военнослужащих, с доступной социальной средой. Такое право, как дополнять и создавать отдельные законы на региональных уровнях, даёт возможность местным региональным властям, создавать дополнительные привилегии и условия взаимодействия военнослужащих и пенсионеров с недоступными для них услугами социального обеспечения.

Проанализировав проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих можно выявить такую проблему как неравномерное реформирование пенсионной системы Российской Федерации. Раньше уровень военных пенсий был в два или три раза выше уровня пенсий гражданских лиц. Теперь ситуация меняется и так называемые гражданские пенсии догоняют по своему уровню пенсии военные.

Ещё одной не маловажной проблемой пенсионного обеспечения является то, что военная служба не предсказуема. Военнослужащие подчиняясь приказам Министерства обороны меняют место службы. Прослужив в районах Крайнего Севера 15 лет, где исчисление стажа засчитывается, в соотношении, календарный год за 1,5 года обычной работы продолжает служить не в льготном регионе, где соотношение 1 год службыравен 1 году обычной работы. При увольнении в запас (выходе на пенсию) получают пенсию, без учета Северных надбавок, что, по моему мнению является недостатком пенсионного обеспечения военнослужащих.

Мы предлагаем пересмотреть этот вопрос и прослужившим большую часть стажа в районах Крайнего Севера сохранить эту надбавку.

  • Содержание
  • Литература
  • О работе

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИЙ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ 6
1.1 Понятие и значение пенсии за выслугу лет 6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение пенсионного обеспечения за выслугу лет 10
1.3 Правовая характеристика пенсий за выслугу лет, устанавливаемых различным категориям граждан 14
2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТ ПЕНСИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ПО ВЫСЛУГЕ ЛЕТ 25
2.1 Особенности исчисления и подтверждения стажа для назначения пенсии 25
по выслуге лет военнослужащим 25
2.2 Назначения и выплаты пенсии по выслуге лет военнослужащим 33
2.3 Основные проблемы в пенсионном обеспечении военнослужащих и пути их 39
решения 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Пенсионные правоотношения являются одним из самых сложных теоретиче-ских и практических вопросов современного права социального обеспечения. Соци-ально-обеспечительное и пенсионное законодательство Российской Федерации раз-вивается динамично. Пенсионное обеспечение России несколько раз претерпевало существенные изменения, в основном из-за перехода экономики от административ-но-плановой к рыночной. Правоотношения, которые основывались на алиментарных началах, трансформировались в страховые отношения [37, с. 204].
Пенсия за выслугу лет была введена в связи со спецификой определенной дея-тельности, службы. В теории права социального обеспечения высказывается мнение о том, что возрастные ограничения, которые предусмотрены при выслуге лет, уста-новлены не зря. После того, как человек прослужит несколько лет в определенной сфере, могут очень сильно изменится его мировоззрение, психологические качества. Позже это может негативно сказаться на его дальнейшей службе. Накапливается ус-талость, начинается перегрузка нервной системы [20, с. 91].
В связи с изложенным считаем актуальным и необходимым исследовать сущ-ность пенсионного обеспечения за выслугу лет по действующему законодательству Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения по поводу анали-за пенсионного обеспечения за выслугу лет военнослужащим.
Предмет исследования включает в себя:
− нормы российского пенсионного законодательства;
− научные публикации по исследуемым вопросам;
− судебная практика.
Цель данной работы – правовой анализ пенсионного обеспечения за выслугу лет военнослужащим.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:
- дать общую характеристику пенсий за выслугу лет;
- раскрыть порядок исчисления, назначения и выплаты пенсии военнослу-жащим по выслуге лет;
- в заключении подвести итоги и сделать выводы по проведенному исследо-ванию.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосова-нии 12.12.1993 года // Российская газета. №237. 1993.
2. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 // Российская газета. №67. 1995.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального об-служивания граждан в российской федерации» // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. 2013. №52 (часть I). Ст. 7007.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Со-брание законодательства Российской Федерации. 2013. №52 (часть I). Ст. 6965.
5. Федеральный закон от 22.07.2008 №156-ФЗ «О внесении изменений в от-дельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №30 (ч. 1). Ст. 3612.
6. Федеральный закон от 30.04.2008 №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №18. Ст. 1943.
7. Федеральный закон от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федера-ции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №30. Ст. 3028.
8. Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Рос-сийской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №52 (1 ч.). Ст. 4920.
9. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсион-ном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Россий-ской Федерации. 2001. №51. Ст. 4832.
10. Закон РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, про-ходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной систе-мы, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. №9. Ст. 328.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 №1386 «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоян-ное жительство за пределы территории Российской Федерации» // Собрание законо-дательства Российской Федерации. 2014. №52 (часть I). Ст. 7774.
12. Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. №41. Ст. 5545.
13. Постановление Правительства РФ от 02.11.2009 №883 «О некоторых во-просах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников лет-но-испытательного состава» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. №45. Ст. 5356.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 №818 «Об утверждении правил определения среднемесячного заработка, из которого ис-числяется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. №43. Ст. 5068.
15. Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение тру-довой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. 2002. №28. Ст. 2872.
16. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 №941 «О порядке исчис-ления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и во-еннослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противо-пожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и орга-нах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №40. Ст. 3753.

17. Аристов Е.В. Социальные права человека и гражданина в Российской Фе-дерации: конституционное исследование: Дис. … к.ю.н. – М., 2005. URL: http://www.dslib.net/konstitucion-pravo/socialnye-prava-cheloveka-i-grazhdanina-v-rossijskoj-federacii.html (дата обращения: 08.03 2017).
18. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2014.
19. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (поста-тейный) / В.Г. Белоглазова, В.Г. Белякин, С.Ф. Вельмяйкин и др.; отв. ред. Ю.В. Во-ронин. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 1088 с.
20. Кутепова К.О., Степанов А.Г. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. М.: Омега-Л, 2010. 197 с.
21. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. 176 с.

Материалы периодической печати

22. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Государственно-правовой механизм охраны семьи и прав ребенка в РФ // Российский следователь. 2015. №9. С. 22-27.
23. Волостнова Т.И. Достойный уровень жизни как право человека // Грамо-та. 2014. №7. С. 41-44.
24. Ефремов А.В. О новом порядке пенсионного обеспечения лиц, прохо-дивших военную службу, выезжающих (выехавших) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2016. №7-8. С. 43-47.
25. Ефремов А.В. О некоторых особенностях исчисления и перерасчета пен-сии за выслугу лет лицам, проходившим военную (правоохранительную) службу // Право в Вооруженных Силах. 2015. №11. С. 26-30.
26. Ефремов А.В. О некоторых вопросах, связанных с исчислением выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов (по материалам судебной практики) // Право в Вооруженных Силах. 2015. №10. С. 34-39.
27. Ефремов А.В. О правовых позициях конституционного правосудия в ме-ханизме защиты социальных прав граждан, уволенных с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2014. №9. С. 20-25.
28. Ефремов А.В. О некоторых правовых вопросах, возникающих при пере-езде бывших военнослужащих, проходивших военную службу в одном государстве-участнике СНГ, на постоянное место жительства в другое государство-участник СНГ // Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение. 2013. №10. С. 91-98.
29. Законопроект №1069216-6. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/ main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1069216-6 (дата обращения 10.04.2017).
30. Зыкова Т. Антон Силуанов предложил увеличить выслугу лет для воен-ных. URL.: https://rg.ru/2015/02/06/goda-site.html (дата обрщения 12.04.2017).
31. Комиссарова Т.Ю. Правила подсчета стажа для страховой пенсии // Отдел кадров коммерческой организации. 2014. №11. С. 53-63.
32. Корсаненкова Ю.Б. Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы. М.: Волтерс Клувер, 2010. 208 с.
33. Корякин В.М. Выслуга лет и ее роль в социальном обеспечении военно-служащих и граждан, уволенных с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2005. №2. С. 2-11.
34. Мананников Д.Ю. Что нужно знать работающему военному пенсионеру после увольнения с военной службы? (О приобретении права на получение страхо-вой пенсии по старости работающими военными пенсионерами) // Право в Воору-женных Силах. 2015. №7. С. 111-116.
35. Старцева Е.Н. Пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих // Социальное и пенсионное право. 2009. №4. С. 6-9.
36. Чупрова Е.В. Проблемы реализации принципа государственной гарантии соблюдения прав застрахованных лиц в российском пенсионном законодательстве // Адвокат. 2015. №4. С. 60-63.
37. Шадрина Т. Медицинский стаж для назначения льготной пенсии работ-никам ЛПУ // Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложе-ние. 2014. №4. С. 60-68.
38. Шумило М.М. Сущность пенсионных правоотношений // Вестник Перм-ского университета. 2013. №3. С. 204-211.

Материалы судебной практики

39. Определение Московского городского суда от 12.12.2016 №4г-14662/2016 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
40. Апелляционное определение Челябинского областного суда от 17.05.2016 по делу №11-6808/2016 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
41. Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 07.04.2015 по делу №33-6446/2015 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
42. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23.10.2014 №2354-О // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
43. Апелляционное определение Московского областного суда от 30.07.2014 по делу №33-16689/2014 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
44. Апелляционное определение Орловского областного суда от 18.07.2013 года по делу №33-1525/2013 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
45. Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 04.07.2013 по делу №33-1029/2013 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
46. Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14.11.2012 по делу №33-13552/2012 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
47. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.06.2011 №33-8453/2011 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
48. Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2006 №187-О // Вест-ник Конституционного Суда Российской Федерации. 2006. №2.
49. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 №6-П // Вест-ник Конституционного Суда Российской Федерации. 2004. №2.

Читайте также: