Для чего отказ от страховой части трудовой пенсии

Законодательно каждый гражданин РФ по истечении трудовых лет будет получать пенсию. Но есть ряд причин, согласно которым человек захочет отказаться от пенсионных отчислений. В настоящей статье рассмотрен вопрос, можно ли законно отказаться от ежемесячной платы в Пенсионный фонд и как это сделать.

Что такое пенсионные отчисления

Бесплатно по России

Гражданин может претендовать на регулярные пенсионные выплаты от государства, когда закончится его трудовой стаж. Это возможно в том случае, если он был трудоустроен официально, а его работодатель исправно переводил средства в Пенсионный фонд. Размер пенсии по выслуге лет определяется несколькими факторами.

Среди них:

  • страховой стаж;
  • заработная плата;
  • страховые отчисления в ПФ с места работы;
  • индивидуальные накопления.

Какую часть зарплаты ежемесячно перечисляем в ПФР

В РФ существует лимит годовой заработной платы (1 021 000 рублей), которую может получать сотрудник. В пределах этих границ ставка для пенсионных отчислений будет до 22 %. Если же гражданин получает зарплаты выше предельной нормы, установленной законодательством, то с разницы страховое отчисление составит 10 %.

Для некоторых групп населения государством предусмотрен меньший процент страховых отчислений, среди них сотрудники таких организаций:

  • Инновационный центр «Сколково» – 14 %;
  • компании с упрощенной системой налогообложения, работающих в научной сфере для госучреждений – 13 %;
  • компании УСН, чья деятельность связана с ОЭЗ – 13 %;
  • организации, разрабатывающие информационные технологии – 8 %;
  • компании ОЭЗ в Крыму – 6%.

Можно ли отказаться от пенсионных взносов и как это сделать

Вступившая в силу правовая реформа позволяет россиянам формировать свою пенсию двумя способами:

  • работодатель за свой счет выплачивает страховые взносы сотрудника;
  • гражданин самостоятельно выплачивает накопительную часть.

Первый вариант предусматривает прямую зависимость между зарплатой человека без учета налогообложения. Все выплаты осуществляются за счет предприятия. Во втором варианте гражданин может повлиять на размер будущей пенсии.

Каждый гражданин правомерен знать, что 6 % отчислений идет на содержание государственных фондов, а оставшиеся 16 % участвуют в формировании пенсии в индивидуальном порядке. 10 % состоит из фиксированной страховой части, а 6 % – из накопительной.

Государство не наделяет гражданина РФ правом отказаться от пенсионных отчислений, но он может переложить эту обязанность только на работодателя.

Основные причины для отказа

Все зарегистрированные предприниматели обязаны производить страховые отчисления в Пенсионный фонд РФ для каждого нанятого работника. Но существует накопительная часть, которую формирует сам работник. В зависимости от ситуации, сотрудник может претендовать на отказ от этой части.

Это происходит в большинстве случаев по той причине, что граждане не уверены в надежности работы ПФ.

Это объясняют следующие причины:

  1. Низкий уровень жизни пенсионеров в стране.
  2. Неоднозначная связь между страховыми отчислениями и реальными пенсионными выплатами после завершения трудового стажа.
  3. Если государство на протяжении жизни отдельного гражданина получало за него страховые взносы, то в случае его смерти до выхода на пенсию деньги остаются в казне, а не передаются наследникам.
  4. Граждане не имеют права снять средства с собственного накопительного фонда до наступления пенсионного возраста даже по уважительной причине.
  5. С момента основания Пенсионного фонда не зарегистрировано ни одного раза его официального аудита. Это дает основание гражданам сомневаться в его «прозрачности».
  6. Согласно статистическим данным, большая часть средств в ПФ ежемесячно уходит на выплату для 20 % населения. Это говорит о существенной разнице в размере пенсии для разных слоев населения.
  7. В регламент начисления страховых выплат постоянно вносятся изменения.

Как не платить

Как было рассмотрено выше, человек не может отказаться от страховых взносов. При этом он может претендовать на выплаты в ПФ за счет работодателя. Для этого ему нужно подать документы на отказ от накопительной части. В этом случае дополнительные инвестиции уже не смогут повлиять на размер будущей пенсии.

Процедура отказа

Гражданин, который выбрал для себя систему страховых отчислений за счет накопительной, должен написать соответствующее заявление своему работодателю и в Пенсионный фонд. В течение 12 месяцев он имеет право отозвать свое заявление.

Никаких дополнительных действий для реализации своего решения работнику осуществлять не нужно. После рассмотрения его заявления накопление пенсионных сбережений завершится автоматически.

Для тех, кто решил отказаться от накопительной системы, актуален вопрос, что станет с теми сбережениями, которые уже были сформированы до настоящего момента. Пенсионный фонд гарантирует, что все накопления будут выплачены в период назначения пенсии.

Размер будущей пенсии определяется несколькими частями, в числе которых накопительная. Гражданин РФ правомерен отказаться от накопительной составляющей в пользу фиксированной страховой. В результате накопительная часть перестанет формироваться.

Отказавшись от накопительной пенсии, вернуться к ней по истечении одного года будет уже невозможно. Поэтому заявителю необходимо тщательно обдумать свое решение перед подачей документов. Одно из преимуществ накопительной системы – это, в случае смерти гражданина, возможность передачи невыплаченного страхового пособия родственникам усопшего.

Каждый гражданин вправе получить консультацию от сотрудника ПФ по любым вопросам, касающихся страховых взносов.

Для начала процедуры сотруднику необходимо обратиться к своему работодателю с соответствующим заявлением. Перед подачей заявления на отказ от накопительной пенсии, стоит ознакомиться с основными этапами процедуры. Это позволит быстро решить вопрос в сторону заявителя.

Далее человеку предстоит пойти в ближайшее отделение ПФ. Заявление будет формироваться из следующих аспектов:

  • название Пенсионного фонда;
  • ФИО гражданина или доверенного лица;
  • цель заявления (отказ от накопительных отчислений в пользу фиксированных страховых);
  • дата, подпись.

После изучения деталей дела, работодатель заявителя продолжит выплачивать 22 % за сотрудника в ПФ. Полученные средства будут распределяться следующим образом:

  • 16 % на формирование страховой пенсии;
  • 6 % на содержание государственных фондов и текущие фиксированные выплаты.

Справка. В РФ официально существуют частные негосударственные пенсионные фонды. Любой россиянин по своему усмотрению может обратиться в такую организацию для формирования накопительной пенсии. Размер и периодичность взносов, а также право распоряжаться накопительным капиталом строго прописано в договоре между сторонами.

В настоящей статье изучены такие вопросы: как начисляется пенсия в РФ, почему человек может захотеть отказаться от страховых отчислений и как это сделать.

Россиянин вправе отказаться от накопительной системы в пользу фиксированной страховой пенсии. В результате размер пенсии будет зависеть от фактической зарплаты. При этом все отчисления будет осуществлять предприятие за свой счет. Это единственный законный способ избежать страховых отчислений.

Полезное видео

В видео еще больше информации по теме:

Как бы странно не звучало, но есть несколько причин, почему гражданин России может задумываться над тем, как отказаться от пенсии в России. И на это у человека есть законное право, поскольку никто не имеет возможности ограничивать его права и свободы. И далее о том, как можно отказаться от пенсии по старости и что для этого необходимо сделать.

Немного фактов о российской пенсии

Если человек на протяжении своей жизни официально был трудоустроен и его работодатель исправно платил взносы в Пенсионный фонд, то в случае, когда такой человек уже не сможет объективно продолжать свою трудовую деятельность, он может надеяться на государство.

Конечно, пенсия по старости, а именно так называется пособие от государства, зависит от многих факторов:

  • От страхового стажа самого работника;
  • От уровня официальной заработной платы;
  • От размера страховых отчислений , которые были уплачены в Пенсионный фонд РФ;
  • От индивидуальных накоплений, которые также могут увеличивать размер пенсии.

Правда, не смотря, что пенсионная реформа позволяет брать во внимание множество факторов при расчете пенсии, уровень такой выплаты не так велик. Поэтому многие пенсионеры задумываются над тем, а выходить ли им на пенсию или продолжать свою трудовую деятельность для обеспечения нормальной жизнедеятельности?

Можно ли отказаться от пенсии в РФ?

Возникает тогда вопрос: может ли человек не выходить на пенсию по старости, а просто отказаться от нее на какой-то определенный период в связи с продолжением трудовой деятельности?

Ответ однозначный: такое возможно, и даже такой факт поощряется государством в виде некой надбавки за каждый лишне отработанный год.

Кроме того, за время официальной работы человек пенсионного возраста может увеличить свой страховой стаж, что позволит в свою очередь увеличить будущий размер пенсии.

Для того, чтобы отказаться от пенсионных выплат, необходимо сообщить о своем намерении в Пенсионный фонд. Там необходимо будет написать заявление о том, что Вы желаете продолжить свою трудовую деятельность. В таком случае ПФ сделает соответствующую пометку, и пенсия назначена не будет.

Если же пенсия уже начислена и человек просто желает прерывать ее получение, то тогда также необходимо обратиться в ПФ и написать заявление. Трудностей в возобновлении выплат возникнуть не должно. Когда человек пенсионного возраста пожелает прекратить свою трудовую деятельность, то он уволится с работы и сообщит об этом в ПФ. Выплаты будут сразу восстановлены.

Кстати, обращаем внимание на то , что работающий сотрудник пенсионного возраста имеет полное право выйти на пенсию без отработки положенных 14 дней. Необходимо просто сообщить о своих намерениях работодателю, который обязан сразу же подписать заявление и отпустить его на пенсию.

В случае отказа, необходимо написать письменную жалобу в Трудовую инспекцию. Главное – в трудовой книжке должны быть пометка, что «уволен в связи с выходом на пенсию». Другой причины не должно быть указано.

Если человек отработает после положенной даты на пенсию более 2 х месяцев, то ему автоматически, вне зависимости от срока работы, к пенсии будет добавлена надбавка в 1%. Если срок работы будет менее 2-х месяцев, то тогда набавки не будет.

Многих пенсионеров также волнует вопрос: можно ли получать сразу две пенсии, например, пенсию по выслуге лет или пенсию по старости? Конечно, нет. Гражданин должен выбрать, какую выплату он желает получать. Например, если субъект достиг пенсионного возраста, и он желает получить обеспечение в связи с наступлением старости, то тогда он должен обратиться в ПФ и написать отказ от выплаты по выслуге. Если такой отказ написан не будет, то тогда ПФ продолжит ему начислять пенсию по выслуге, но не по старости.

Возможность полностью отказаться от пенсии

Нет, не может. В законодательстве РФ четко определены права и обязанности каждого субъекта РФ. И среди них есть право на получение пенсии. С другой стороны, пенсия может назначаться тогда, когда для нее есть основание – наличие уплаченных взносов в ПФ от работодателя. А может ли сотрудник и работодатель пренебречь таким обязательным правом и не платить взносы в ПФ?

Нет, не может. Каждый работодатель обязан официально трудоустраивать всех своих сотрудников и за каждого из них платить взносы. В случае нарушения такой обязанности он будет нести административную и уголовную ответственность. Другое дело, что ситуация, когда работодатель не платит такие платежи, не такая и редкость. И тогда многие сотрудники реально остаются с минимальными пенсиями.

Кстати, именно с целью поощрить сотрудников, которые хотят официально работать и платить взносы, были введены не так давно новшества – вместо трудового стажа введено понятие страхового стажа. Чем отличаются эти два вида стажа? А вот чем:

  • Трудовой стаж – это то количество лет, которые работник официально работал на предприятии. Такой факт подтвержден соответствующей записью в трудовой книжке, что еще не гарантирует наличие таких же сведений в ПФ РФ;
  • Страховой стаж – это то количество лет официальной работы сотрудника, за который работодатель оплачивал взносы в Пенсионный фонд и другие социальные фонды государства. Чем больше величина таких взносов, тем лучше для работника. Размер таких отчислений зависит от размера официальной заработной платы.

Из определения таких понятий становится очевидным: фактически отказаться от уплаты взносов в ПФ нельзя, но вот попасть в такую ситуацию, когда за Вас такие платежи не были уплачены , вполне возможно. Именно поэтому, если пенсионный возраст настал, но страхового стажа не достаточно для начисления пенсии, то придется работать и дальше, пока такой минимум не будет достигнут. Правда, такая ситуация не будет считаться отказом от пенсии. Это будет тот случай, когда работник станет заложником ситуации.

Таким образом, отказаться самостоятельно от назначения пенсии по старости, будучи гражданином РФ, который соответствует всем требованиям предоставления выплаты, невозможно.

Случаи, когда пенсия будет прекращена

Как стало понятно из представленной ранее информации, то отказаться самостоятельно от пенсии не возможно. Но вот есть те случаи, которые позволяют Пенсионному фонду прекратить выплаты. И далее о таких случаях.

Случаи, которые позволяют прекратить выплату пенсии:

  • Смерть получателя, а также признание субъекта мертвым или тем, кто пропал без вести.
  • Приостановление пенсии на срок до 6-ти месяцев, после чего выплата автоматически возобновляется по требованию самого пенсионера. Если такое восстановление не произвести, то тогда выплата прекращается вообще на неопределенный срок.

Помимо таких фактов прекращения выплаты, пенсия может быть отменена по нескольким причинам.

Причины, которые позволяют ПФ прекратить выплаты:

  • Если будет обнаружен факт того, что документы, предоставляющие право на выплату, являются поддельными;
  • Если время, на которое была назначена выплата, истечет. Например, если инвалидность человека определена на год, то по истечению года без подтверждения инвалидности далее, пенсия продлена не будет;
  • В случае если лицо, которому назначено было пособие по потере кормильца, становиться совершеннолетним или прекращает свое обучение в ВУЗе, или ему исполняется 23 года;
  • В случае если само лицо отказывается на данный момент получать страховую пенсию.

Отказ от накопительной части пенсии

Все уже прекрасно знают, что пенсия будущих пенсионеров будет состоять из нескольких составляющих. И одной из таких составляющих будет накопительная. Это значит, что человек самостоятельно будет формировать размер выплаты в связи с наступлением старости.

И здесь возникает главный вопрос: может ли человек отказаться от накопительной части пенсии? Да, может. Для этого он должен написать соответствующее заявления работодателю, и тогда все отчисления будут направлены в ПФ на финансирование фиксированных выплат и страховой пенсии. Формирование накопительной части будет прекращено.

Как это будет выглядеть на практике:

  • Каждый работодатель будет ежемесячно уплачивать в ПФ РФ фиксированные 22% отчислений;
  • 6% из этих процентов будут ежемесячно направляться на формирование фондов государственного значения и осуществление текущих фиксированных выплат;
  • Оставшиеся 16% будут направлены исключительно на формирование страховой пенсии.

Отказ от пенсии в других странах

Вопрос о получении пенсии гражданами России в других государствах очень актуальный, поскольку многие пожилые люди уезжают из страны по различным причинам. Что же им делать в таком случае? Могут ли они отказаться от пенсии, чтобы получить пенсию того государства, в котором проживают на данный момент?

Это очень сложный вопрос, и все зависит от того, какая пенсионная система работает в государстве проживания. Есть страны, которые оплачивают приехавшим пенсионерам разницу между минимальной пенсией, установленной в их государстве, и тем размером выплат, которые платит пенсионерам Россия. Например, такая система работает в Германии. При этом люди, которые уехали в эту страну давно, могут полностью претендовать на начисление пособия по немецкому законодательству. В таком случае они могут отказаться от выплат в России. Необходим лишь загранпаспорт, документы из Германии о том, что пенсия будет начислена там, и написанное заявление в ПФ.

Но, если честно, если внимательно почитать форумы и отзывы о переводе пенсий, об отказе от нее и т.д., то становится ясно: отказаться не просто, но возможно, особенно при продолжительном проживании в другой стране.



уважаемый Евгений! Если работающий пенсионер и получаете пенсию согласно требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то ПФ ее обязан Вам выплачивать. И оснований для того, чтобы он этого не делал, а Вы ее не получали нет. В противном случае ПФ получит неосновательное обогащение: в силу п.1 ст.1102 ГК РФ

Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Не нужно Вам бросать работу, чтобы решить вопрос с Пенсионным фондом. Если речь об индексации (ст.18, 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), то там нужно быть неработающим, чтобы ее получить.


Согласно ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 01.10.2019, с изм. от 28.01.2020) "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.

Восстановление выплаты страховой пенсии производится при подаче пенсионером заявления о восстановлении выплаты страховой пенсии после отказа от ее получения.


В статьях 24 и 25 ФЗ О страховых пенсиях №400-ФЗ предусмотрены случаи когда выплаты пенсии приостанавливается или прекращается

Выплата пенсии приостанавливается при:1) неполучении установленной страховой пенсии в течение шести месяцев подряд - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;

ФЗ О страховых пенсиях №400-ФЗ не предусмотрен отказ пенсионера от получения пенсии, путем написания соответствующего заявления об отказе в пенсионный фонд Выплата пенсии вам может быть приостановлена если вы не будете ее получать течение шести месяцев

А после истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты пенсии-выплата пенсии будет прекращена

На один же месяц вы никак не сможете отказаться от выплаты пенсии

Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция)

Статья 24. Приостановление и возобновление выплаты страховой пенсии

Статья 25. Прекращение и восстановление выплаты страховой пенсии

1. Приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае:

1) неполучения установленной страховой пенсии в течение шести месяцев подряд - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;

2) неявки инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы - на три месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;

3) достижения лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет и отсутствия документов, подтверждающих его обучение по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения получателя страховой пенсии по случаю потери кормильца после достижения им возраста 18 лет, подтвержденного документом указанной организации (сведениями, имеющимися в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение), - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанному лицу исполнилось 18 лет, либо месяцем, в котором истек срок обучения;

4) истечения срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации (вида на жительство), - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок действия указанного документа;

5) поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;

6) поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор, и отсутствия заявления пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;

7) несоблюдения лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, достигшим возраста 18 лет и обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в иностранной организации, осуществляющей образовательную деятельность, расположенной за пределами территории Российской Федерации, условия, предусмотренного частью 19.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок подтверждения факта обучения.

(п. 7 введен Федеральным законом от 12.11.2018 N 409-ФЗ)

1. Прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае:

1) смерти пенсионера либо в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим. В случае, если в соответствующем решении суда указана дата объявления гражданина умершим или признания его безвестно отсутствующим, срок прекращения выплаты пенсии определяется исходя из указанной даты;

2) истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 5, 6 и 7 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;

(в ред. Федерального закона от 12.11.2018 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица;

4) непредставления пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 143-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.

Перерасчет размера страховой части трудовой пенсии

Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части соответствующей трудовой пенсии, по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности.

Под осуществлением работы «не менее чем в течение 12 полных месяцев» понимается период времени со дня назначения или предыдущего перерасчета продолжительностью не менее 12 полных месяцев. Следовательно, в указанном периоде продолжительность периодов собственно работы может быть и менее 12 полных месяцев. При этом за данные месяцы должны уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, юридическим фактом, определяющим право на перерасчет пенсии, является наличие у пенсионера в течение 12 месяцев со дня назначения или предыдущего перерасчета трудовой пенсии периодов работы и соответственно поступивших за него в Пенсионный фонд РФ страховых взносов.

Из вышеизложенного следует, что право на перерасчет страховой части трудовой пенсии возникает только спустя год после назначения пенсии или ее перерасчета. Например, для лиц, являвшихся пенсионерами по старости по состоянию на 1 января 2002 г., данное право при любых обстоятельствах может наступить не ранее 2 января 2003 г.

Юридическим фактом, который приводит в движение механизм реализации права на перерасчет страховой части трудовой пенсии, является подача пенсионером в территориальный орган ПФР соответствующего заявления.

Отметим, что перерасчет страховой части -это право, но никак не обязанность пенсионера. Он может вообще не обращаться по этому вопросу в органы ПФР либо обратиться в любое время по истечении 12 месяцев после назначения пенсии.

По общему правилу граждане могут обращаться за пенсией (в том числе и за ее перерасчетом) в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ; первый абзац п. 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб (далее -Правила от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб).

Однако в данном случае следует помнить, что согласно п. I ст. 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ перерасчет размера страховой части трудовой пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете ее размера. Таким образом, если право на перерасчет возникло в январе 2003 г., то в интересах пенсионера представить соответствующее заявление до 31 января. В таком случае перерасчет размера трудовой пенсии будет произведен с 1 февраля 2003 г.

Особо остановимся на проблеме сроков сдачи заявления на перерасчет пенсии, В этом случае не применяются положения второго абзаца п. 7 Правил от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб, согласно которым заявление о назначении пенсии по старости может быть принято и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Второй абзац п. 7 Правил от 27 февраля 2002 г. Mb 17/19пб содержит исключение из общего правила и касается возможности досрочного обращения в территориальный орган ПФР только за назначением трудовой пенсии по старости. Данная норма перенесена из ранее действовавшего законодательства и изначально была обусловлена социальным мотивом — своевременным оперативным назначением пенсии ввиду возможного отсутствия иного, кроме пенсия, источника средств к существованию. Это объяснялось и объясняется тем, что при досрочном обращении за назначением трудовой пенсии по старости у лица, как правило, имеется требуемый стаж. И в таком случае не соблюдено только одно из условий, дающих право на трудовую пенсию, - достижение пенсионного возраста, являющееся не базовым юридическим фактом, а юридически значимой предпосылкой.

Также отметим, что институты назначения и перерасчета трудовой пенсии не идентичны с правовой точки зрения, поскольку регулируют отношения, возникшие в связи с наступлением разных правоустанавливающих юридических фактов. В связи с этим и предусматривается разный порядок исчисления сроков, с которых производится назначение или перерасчет пенсии. Так, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней; но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

Следующим моментом, на который следует обратить внимание при перерасчете страховой ча­сти трудовой пенсии, является одна из двух составляющих величин ее определения, а именно -ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (п. 7 ст. 14 настоящего закона) или трудовой пенсии по инвалидности определяется по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет. При этом в соответствии с п. 7ст. 14 Федерального закона от17 декабря 2001 г.№ 173-ФЗ при перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с; п. 3 ст. 17 настоящего закона ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения указанной части этой пенсии.

В 2003 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии равен 150 месяцам. Таким, образом, при перерасчете пенсий в 2003 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составит 138 месяцев, а по инвалидности — 150 месяцев, поскольку этот период определяется на день, предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет (т.е. самое раннее — на 31 января 2003 г.), и сокращается на 12 месяцев только в отношении трудовых пенсий по старости.

Следует иметь в виду, что сведения индивидуального персонифицированного учета о поступивших страховых взносах относятся к числу необходимых документов для перерасчета страховой части трудовой пенсии.

Как уже упоминалось, базой для определения страховой части трудовой пенсии является расчетный пенсионный капитал.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет ПФР, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов Федерального казначейства Минфина России.

На основании п. 7 постановления Правительства РФ от 12 июня 2002 г, № 407_«0б утверждении Правил учета страховых взносов, ' включаемых в расчетный пенсионный капитал» включение в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сумм страховых взносов, поступивших в ПФР от страхователей, произво­дится по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах ПФР данных о суммах начисленных страховых взносах и суммах страховых взносов, поступивших в ПФР за календарный год.

Из этого следует, что расчетный пенсионный капитал может быть сформирован из страховых взносов за прошедший год только после поступления сведений индивидуального (персонифицированного) учета и подтверждения их данными органов федерального казначейства.

Наряду с поступившими страховыми взносами за прошедший календарный год во внимание могут быть приняты подтвержденные в установленном порядке страховые взносы текущего года, уплаченные до даты обращения за перерасчетом. Следует отметить, что обязанность работодателя представлять такие сведения для перерас­чета законодательно не закреплена. Он должен представлять их по окончании календарного года (до февраля), а в межотчетный период — только для назначения пенсии.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете рассматривается не позднее чем через пять дней со дня его приема со всеми необходимыми документами.

Отсутствие выписки из индивидуального лицевого счета о страховых взносах не является основанием для отказа в перерасчете страховой части трудовой пенсии. Однако если отсутствуют сведения, необходимые для перерасчета, то принять окончательное решение в установленный 5-днев­ный срок невозможно.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе об уплаченных страховых взносах в прошедшем году. Указанные сведения сверяются с данными федеральных органов казначейства. Затем после подтверждения их данными федеральных органов казначейства указанные сведения разносятся по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц. Следовательно, ввиду отсутствия на индивидуальном лицевом счете застрахованных лиц подтвержденных сведений о страховых взносах, представление территориальными органами ПФР выписки с «нулевыми» данными повлечет отказ в перерасчете пенсии.

В данном случае, исходя из существующей законодательной базы и учитывая, что заявления на перерасчет страховой части трудовой пенсии не могут быть поданы одновременно с необходимыми документами по независящим от заявителя и территориального органа ПФР обстоятельствам, оптимальным вариантом решения данной проблемы является перерасчет страховой части трудовой пенсии после формирования расчетного пенсионного капитала в целом по Российской Федерации и занесения указанных сведений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица и представления выписки из лицевого счета. При этом перерасчет осуществляется в сроки, определяемые датой подачи заявления, т.е. с месяца, следующего за месяцем, в котором данное заявление подается.

Корректировка размера страховой части трудовой пенсии

В соответствии с п. 5 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии подлежит корректировке с учетом уточнения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования ранее предоставленных страхователем сведений о сумме страховых взносов, уплаченных им в Пенсионный фонд РФ, принятых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера этой части указанной пенсии. Такая корректировка производится с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится назначение трудовой пенсии или перерасчет размера трудовой пенсии.

Корректировка размера пенсии — совершенно новое понятие в отечественном пенсионном законодательстве. Его появление напрямую связано с институтом расчетного пенсионного капитала и обусловлено особенностями его формирования.

Корректировка в отличие от перерасчета проводится не по желанию пенсионера, а по инициативе территориального органа ПФР. Фактически корректировка является обязанностью пенсионного органа, которая возникает в случае выявления расхождений между сведениями о сумме страховых взносов, уплаченных работодателем в ПФР за застрахованное лицо и принятых во внимание при определении размера страховой части трудовой пенсии данного лица, и данными индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования о сумме страховых взносов, поступивших за него на самом деле.

Первая корректировка будет иметь место с 1 июля 2003 г.

С указанной даты будет подлежать корректировке страховая часть трудовых пенсий, назначенных в 2002 г. с учетом уплаченных страховых взносов, принятых во внимание при определении расчетного пенсионного капитала.

В практическом плане это означает, что сведения об уплаченных работодателями страховых взносах заменяются сведениями о реально поступивших в бюджет ПФР страховых взносов. С этой целью определяется часть поступивших за застрахованное лицо страховых взносов за 2002 г., которая приходится на период до назначения пенсии.

Необходимо сделать небольшое отступление, указав что организации перечисляют страховые взносов не за конкретное застрахованное лицо, а в целом за всех застрахованных лиц. С учетом этого постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 407 «Об утверждении правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал» была закреплена норма, согласно которой поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов.

Поскольку размер уплаченных страховых взносов определялся путем умножения суммы начисленных страховых взносов застрахованному лицу, которые учитывались при исчислении расчетного пенсионного капитала при назначении пенсии, на процент уплаченных страховых взносов в 2002 г. в целом по организации на дату установления пенсии, то при определении поступивших страховых взносов применяется аналогичный порядок.

Размер поступивших страховых взносов определяется путем умножения суммы начисленных страховых взносов застрахованному лицу, которые учитывались при определении уплаченных страховых взносов, на процент поступивших страховых взносов, подтвержденных органами федерального казначейства, в целом по организации за 2002 г.

Дальнейший расчет страховой части пенсии трудовой пенсии осуществляется в общем порядке (как при ее назначении).

После 1 июля 2003 г., т.е. после проведения корректировки, размер страховой части и соответственно всей трудовой пенсии может остаться прежним (если данные об уплаченных и поступивших взносах совпадают), а также измениться как в сто­рону увеличения, так и в сторону уменьшения,

Если процент уплаченных работодателем страховых взносов при установлении пенсии был меньше, чем процент реально поступивших в бюджет ПФР страховых взносов в целом по организации по итогам года, то корректировка будет в сторону увеличения страховой части трудовой пенсии. Если процент уплаченных страховых взносов при установлении пенсии был больше, чем процент поступивших страховых взносов в целом по организации по итогам года, то корректировка будет в сторону уменьшения страховой части трудовой пенсии.

Читайте также: