Договор о сотрудничестве по пенсионному страхованию

СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю и Федерации профсоюзов Приморского края по реализации федеральных законов по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации

г. Владивосток 02.02.2010 г.

Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю, именуемое в дальнейшем «ОПФР», в лице управляющего ОПФР Масловец Александра Ивановича, действующего на основании Положения о ГУ – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю, утвержденного постановлением Правления ПФР от 4.12.2001г. № 185, и Федерация профсоюзов Приморского края, именуемая в дальнейшем «ФППК», в лице председателя ФППК Пинского Виктора Витальевича, действующего на основании Устава Федерации профсоюзов Приморского края, в целях реализации законов: от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 24.07.2002г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», от 24.07.2002г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» для обеспечения интересов работающих застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации заключили между собой настоящее Соглашение.

1. Предмет Соглашения

Предметом настоящего соглашения является взаимодействие сторон при проведении совместной организационной работы, обеспечивающей:

-создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с трудовым стажем и начисленными страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование каждого застрахованного лица;

-достоверность сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах, определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении;

-создание условий застрахованным лицам для возможности контроля за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

-контроль за своевременным и качественным представлением индивидуальных сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах, в том числе индивидуальных сведений со специальным стажем;

-контроль за своевременностью и полнотой перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование;

-информирование работников об уплаченных страховых взносах;

-налаживание обратной связи в процессе информирования застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

-проведение разъяснительной работы о праве выбора застрахованным лицом инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда для инвестирования страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

2. Права и обязанности сторон

2.1 Обязанности ОПФР:

В целях защиты прав работающих граждан ОПФР организует совместно с ФППК при участии представителей профорганизаций деятельность по реализации федеральных законов по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации, в том числе:

-принимает меры по повышению сбора страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, в том числе по своевременному взысканию задолженности, по привлечению к решению этой проблемы органов прокуратуры, административного ресурса, общественных организаций;

-обеспечивает активное участие специалистов ПФР в проводимых на базе учебного центра ФППК консультационных семинарах;

-организовывает совместно с ФППК обучение представителей профсоюзных организаций необходимыми документами и информационным материалом;

-проводит через средства массовой информации и на семинарах разъяснительную работу с застрахованными лицами и страхователями о системе обязательного пенсионного и медицинского страхования, в том числе о необходимости уплаты страховых взносов в полном объеме в целях полноценного пенсионного и медицинского обеспечения граждан;

- организовывает работу по направлению потока обращений граждан по результатам информирования в специально образованные консультационные пункты.

2.2 Обязанности ФППК:

ФППК в пределах своих полномочий и компетенции обеспечивает через краевые, отраслевые, районные, городские советы и комитеты, первичные профсоюзные организации всемерную помощь ОПФР в реализации положений федеральных законов по реформированию пенсионной системы в Российской Федерации, в том числе:

-отстаивает интересы работников- членов профсоюза предприятий в части своевременной и полной уплаты страхователями начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, принимает меры по недопущению неофициальных выплат заработной платы и не денежных ее форм;

-осуществляет в соответствии с действующим законодательством контроль за процедурами банкротства предприятий в целях соблюдения прав их работников на обязательное пенсионное страхование, в части представления страхователями индивидуальных сведений застрахованных лиц – работников предприятий и уплаты в ПФР страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

-организовывает представителей профсоюзов в заседаниях межведомственной комиссии по налоговой политике при Губернаторе Приморского края, рассматривающей вопросы полноты и своевременности уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также своевременности представления индивидуальных сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах застрахованных лиц;

-организовывает работу по включению в коллективные договоры вопросов, связанных с контролем со стороны профкомов за уплатой страховых взносов ПФР, фонды обязательного медицинского страхования, своевременным представлением индивидуальных сведений и выдачей работникам копий индивидуальных сведений;

-организовывает на базе учебно-методического центра ФППК проведение регулярных консультационных семинаров по изучению законодательства по обязательному пенсионному и обязательному медицинскому страхованию;

-обеспечивает активное участие профсоюзного актива в создании и функционировании консультационных пунктов на предприятиях и в организациях, где имеются профсоюзные организации.

3. Формы взаимодействия сторон

3.1 Исходя из целей, определенных в разделе 1 настоящего Соглашения, ОПФР и ФППК:

-разрабатывают и реализуют на практике формы участия представителей профсоюзов в обязательном пенсионном и обязательном медицинском страховании, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-организуют и проводят совместные заседания, совещания, «круглые столы», встречи с общественностью, средствами массовой информации;

-вносят вопросы, связанные с реализацией обязательного пенсионного и обязательного медицинского страхования, на заседания государственных и общественных органов.

Участники Соглашения могут оказывать и другую взаимную помощь, не противоречащую действующему законодательству.

-официально информируют друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, затрагивающим интересы работников и всего населения;

-взаимно обеспечивают возможность представителям сторон принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, представляющих взаимный интерес;

-в целях освещения совместной деятельности в вопросах защиты прав работающих граждан в части обязательного пенсионного страхования, состояния дел по своевременной уплате страхователями страховых взносов, погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, разъяснения последствий, вытекающих в результате неполной уплаты страховых взносов либо несвоевременного представления индивидуальных сведений, для назначения и перерасчета пенсий организовывают регулярную публикацию материалов в средствах массовой информации;

-добиваются заключения соглашений о совместных действиях на уровне первичных профсоюзных организаций и территориальных органов ПФР.

4. Заключительные положения

4.1 Настоящее Соглашение вступает в силу со дня подписания и действует в течение календарного года.

Соглашение от 24 марта 2005 г. считать утратившим силу.

4.2 Изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по взаимному согласованию сторон в письменном виде и оформляются соответствующими протоколами или принятием новой редакции Соглашения.

4.3 Соглашение считается продленным на следующий год, если ни одна из сторон не заявила о его прекращении.

5. Адреса и подписи сторон

Адрес: 690950 г. Владивосток, ул. Светланская, 89.


Вопрос: ПФР заставляют подписать СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничестве и взаимодействии в вопросах представления документов, необходимых для назначения пенсий. Может ли организация отказаться от подписания данного соглашения или закон обязывает его подписать?

Сообщаю Вам следующее:

Заключение соглашения об информационном взаимодействии с ПФР РФ — право работодателя. Если работодатель проигнорирует предложение ПФР, никакие санкции ему не грозят.

Территориальные органы ПФР приглашают к взаимному сотрудничеству всех страхователей. Если работодатель готов сотрудничать, с ним заключается соглашение о добровольном сотрудничестве в части представления документов для назначения пенсии в электронном виде по защищенным каналам связи на работников этой организации.

Соглашение, которое ПФР предлагает подписать компании, сводится к одному — упрощение взаимоотношений Фонда и работника. Связующим звеном здесь выступает работодатель. Соглашение упрощает жизнь работников предпенсионного возраста, однако у бухгалтеров прибавится работы. Ведь возникнет новая обязанность — формирование и передача данных. При этом сотрудников, приближающихся к пенсионному возрасту, организации часто вынуждены отпускать в рабочее время для сбора и подачи документов для назначения пенсии. Если эти документы в электронном виде представит сам работодатель, в таких отлучках работника не будет необходимости. Кроме того, заключение соглашения о представлении документов для назначения пенсии положительно скажется на имидже организации, выгодно подчеркнет ее социальную ответственность.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Многие бухгалтеры сообщают о получении писем из ПФР, в которых чиновники предлагают подписать с Фондом некое соглашение.

За и против соглашения

Для ответа стоит выяснить, обязательно ли заключать подобное соглашение с Фондом. Если необязательно, то и ответственность компании не грозит.

ПФР предлагает соглашение в том числе для удобства работодателей. Например, если сотрудник хочет взять дни на диспансеризацию, а работает всего месяц, то как компания может узнать, предоставлялась ли ему уже эта льгота? Отправлять сотрудника в ПФР? Это временные затраты сотрудника — нелогично, пока он будет сидеть в очереди в Фонде, работать он все равно не сможет, не проще ли тогда сразу выполнить его просьбу о получении медуслуги?

Но вернемся к соглашению, которое предлагает подписать Пенсионный фонд. Текст документа говорит о том, что основной задачей взаимодействия является представление работодателем документов, подтверждающих стаж работников, которые помогут своевременно и правильно назначить пенсию. Но в этом случае сразу стоит отметить очень важный момент. Приказом Минтруда России от 19 января 2016 года N 14н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» установлено, что основанием для назначения пенсии является личное обращение гражданина в ПФР с заявлением и необходимыми документами, в том числе через работодателя, по почте, через многофункциональный центр или в форме электронного документа.

Примечание: вышеуказанный Приказ Минтруда России от 19 января 2016 года N 14н утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 04.02.2019 N 54н. В настоящее время Постановлением Правления ПФР от 23.01.2019 N 16п утвержден новый Административный регламент предоставления ПФР государственной услуги по установлению страховых пенсий, пункт 90 которого содержит аналогичные положения о том, что основанием для начала административной процедуры по оказанию государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению является личное обращение гражданина в территориальный орган ПФР с заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, в том числе через работодателя, либо поступление заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в территориальный орган ПФР по почте, или в форме электронного документа.

То есть мы видим, что возможна подача документов на пенсию через компанию, но на это должно быть согласие самого работника. Примерный порядок организации электронного информационного взаимодействия территориальных органов Фонда со страхователем по представлению документов, необходимых для назначения пенсий работникам, указан в Информационном письме Пенсионного фонда РФ N АД-25-26/19130 и Федерации независимых профсоюзов РФ N 101-114/237 от 28 декабря 2016 года «О сотрудничестве Пенсионного фонда Российской Федерации с Федерацией независимых профсоюзов России по вопросу подготовки документов для назначения пенсии работникам».

Как мы уже говорили выше, передача информации может быть осуществлена только с согласия работника и это однозначно прописано в Информационном письме Фонда. При этом само согласие может быть дано только в письменном виде.

При наличии согласия компания обязана направить в ПФР списки работников, выходящих на страховую пенсию по старости в ближайшие 12 месяцев. Таким образом, если сотрудник изъявит желание подать документы в ПФР через работодателя, а последний в свою очередь не заключил соглашение, то ПФР может отказать компании в приеме документов.

Теперь становится понятно, что соглашение, которое ПФР предлагает подписать компании, сводится к одному — упрощение взаимоотношений Фонда и работника. Связующим звеном здесь выступает работодатель. Соглашение упрощает жизнь работников предпенсионного возраста, а как это отразится на сотрудниках бухгалтерии? И вот здесь можно сделать вывод, что у бухгалтеров прибавится работы. Ведь возникнет новая обязанность — формирование и передача данных. И это еще не все — если будет допущена какая-то ошибка и в Фонд не попадет часть документов, то претензии стоит ждать уже от работников.

Обратите внимание: после подписания соглашения организация будет нести ответственность в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона «О страховых пенсиях».

Оформление пенсии — это традиционно забота, а нередко и головная боль самого будущего пенсионера. Но определенные обязанности возникают в связи с этим и у работодателей.

Нина Викторовна, а должны ли работодатели подавать в ПФР списки будущих пенсионеров? Среди утвержденных форм персонифицированного учета и отчетности такого документа нет, однако некоторые организации такие списки в ПФР представляют.

— Н.В. Костромина: Действительно, за назначением пенсии граждане часто обращаются лично. Но одним из важнейших направлений деятельности ПФР, связанных с назначением пенсий гражданам, является создание условий, не требующих посещения будущими пенсионерами клиентских служб. В связи с этим ПФР уделяет большое внимание заблаговременной работе с застрахованными лицами предпенсионного возраста. В частности, формированию сведений об их пенсионных правах.

Для повышения эффективности заблаговременной работы ПФР приглашает страхователей к взаимному сотрудничеству. Оно предполагает представление документов для назначения пенсии в электронном виде на работников организации. Страхователи, заключившие соглашения о таком электронном документообороте, обязаны подавать в территориальный орган ПФР список работников, имеющих право на пенсионное обеспечение (в том числе на досрочное) в ближайшие 12 месяцев. Кроме того, не позднее чем за 6 месяцев до возникновения у работника права на назначение пенсии организации, заключившие такие соглашения, представляют в ПФР имеющиеся в их распоряжении документы, необходимые для назначения пенсии.

Конечно, такие сведения и документы представляются только в отношении работников, которые письменно выразили свое согласие на обработку и направление в территориальные органы ПФР своих персональных данных. Документы на потенциальных пенсионеров страхователи передают по защищенным каналам связи с использованием того же программного средства, что и для передачи отчетности в ПФР по страховым взносам.

— Нина Викторовна, а какие работодатели должны заключать с ПФР соглашения об электронном документообороте по представлению документов, необходимых для назначения пенсии? Это как-то зависит от численности работников?

— Н.В. Костромина: Территориальные органы ПФР приглашают к взаимному сотрудничеству всех страхователей, независимо от численности работников. Если работодатель готов сотрудничать, с ним заключается соглашение о добровольном сотрудничестве в части представления документов для назначения пенсии в электронном виде по защищенным каналам связи на работников этой организации.

— Какие преимущества дает работодателю подписание соглашения о пенсионном документообороте?

— Н.В. Костромина: Сотрудников, приближающихся к пенсионному возрасту, организации часто вынуждены отпускать в рабочее время для сбора и подачи документов для назначения пенсии. Если эти документы в электронном виде представит сам работодатель, в таких отлучках работника не будет необходимости.

Кроме того, заключение соглашения о представлении документов для назначения пенсии положительно скажется на имидже организации, выгодно подчеркнет ее социальную ответственность.

— По Закону работодатель может подать в ПФР заявление о назначении пенсии работнику с его письменного согласия . Если от работника — будущего пенсионера поступила такая просьба, организация ведь вправе ему отказать?

— Н.В. Костромина: Действительно, в настоящее время пенсионным законодательством работодателю предоставлено право обращаться за установлением страховой пенсии по старости на работников с их письменного согласия. В рамках электронного взаимодействия с ПФР организации могут направить заявления и документы для назначения пенсии на своих сотрудников. В том числе и на тех, с которыми проведена заблаговременная работа. Документы и заявления о назначении пенсии и о доставке пенсии могут быть представлены не ранее чем за месяц до достижения пенсионного возраста гражданином .

Организация, которая не заключала с ПФР дополнительное соглашение о представлении документов для назначения пенсии, вправе отказать работнику в подаче в ПФР его заявления о назначении пенсии.

— Нина Викторовна, а может ли работодатель все-таки выступить в роли посредника между сотрудником и ПФР, если соглашение о пенсионном электронном документообороте не заключено?

— Н.В. Костромина: Может. В этом случае уполномоченный сотрудник страхователя вправе представить в территориальный орган ПФР заявление и документы, необходимые для назначения пенсии, а также заявление о доставке пенсии на бумажном носителе.

В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях») работодателю предоставлено право обращаться в территориальные органы ПФР за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях с ним, с их письменного согласия. Также работодатель может направить в электронном виде по защищенным каналам связи заявление и иные необходимые для назначения пенсии документы в ПФР. Эти сведения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью

Для обеспечения полноты и достоверности сведений о пенсионных правах застрахованных лиц, приобретающих право на страховую пенсию по старости, а также своевременного и правильного назначения пенсий территориальные органы ПФР заблаговременно проводят необходимую работу в отношении работающих граждан предпенсионного возраста, завершая ее не менее чем за месяц до возникновения у последних права на пенсию. В этих целях территориальные органы ПФР запрашивают от страхователей, застрахованных лиц и иных учреждений и организаций документы, необходимые для назначения пенсии, в частности о периодах работы и (или) иной деятельности застрахованного лица, в том числе на соответствующих видах работ, о среднемесячном заработке застрахованного лица и т.д.

Принимая во внимание высокую социальную значимость данной работы, территориальные органы ПФР организуют информационное взаимодействие с работодателями (страхователями) в части представления ими в отношении работников документов и сведений, необходимых для назначения пенсии. В этих целях ПФР разработал Примерный порядок организации электронного информационного взаимодействия территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации с работодателем (страхователем) по представлению документов (далее — Порядок).

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ

(Москва, 13 марта 1992 года)

Правительства государств - участников настоящего Соглашения,

руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения,

сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан,

признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения,

признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Государства - участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

1. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Стороны уполномачивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Государства - участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров.

Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

2. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

Совершено в г. Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Соглашение подписано Правительством Республики Молдова с замечанием: "Эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями".

Судебная практика и законодательство — "Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992)

Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года или (и) двусторонними соглашениями.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, которые являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 либо с которыми заключены двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения (с Грузией, Молдовой, Литвой), необходимо отметить следующее.

продолжение работы по введению в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения и подписанию соглашений по вопросам социального обеспечения с теми государствами нового зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены;

Прокурор Нижегородской области в связи с жалобой Н.Д. Пирожкова на нарушение его пенсионных прав обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" недействующими как противоречащих требованиям федеральных законов и Соглашению государств - участников СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда решением от 18 октября 2005 года заявление прокурора Нижегородской области удовлетворила, однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 22 февраля 2006 года данное решение отменила и вынесла новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Нижегородской области отказано.

24. Разработать меры по поддержке со стороны России социально незащищенных категорий соотечественников. Добиваться введения в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения. Подготовить и подписать соглашения по вопросам социального обеспечения с теми государствами ближнего зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);

37. Пенсионные дела лиц, выехавших на жительство в государства - участники Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Бюллетень международных договоров, 1993, N 4) и в государства - участники двусторонних договоров о социальном (пенсионном) обеспечении, могут направляться органам, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства, в порядке, установленном договаривающимися сторонами.

основываясь на Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года,

выражая желание сотрудничать в области социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел, и их семей,

4. Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со ст. 118 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.90 до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 .

Однако в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями о трудовой деятельности и социальной защите граждан между Российской Федерацией и Украиной и между Российской Федерацией и Белоруссией вопросы пенсионного обеспечения граждан Украины и Белоруссии, работающих на территории Российской Федерации, регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.








Сейчас в России действует 20 международных соглашений или договоров о выплате пенсий за рубежом, говорится на сайте Пенсионного фонда России (ПФР). Они заключены с 24 странами.

Действительными остаются несколько соглашений, которые были подписаны еще СССР. Они касаются сотрудничества в области социального обеспечения, в том числе выплаты пенсий, с Чехословацкой Республикой (подписано 2 декабря 1959 года, утратило силу в отношении Чешской Республики), Румынской Народной Республикой (24 декабря 1960 г.), Венгерской Народной Республикой (20 декабря 1962 г.) и Монгольской Народной Республикой (6 апреля 1981 года).

Остальные международные соглашения и договоры были подписаны уже Россией. Часть из них основана на принципе территориальности, часть — на принципе пропорциональности.

Какие соглашения основаны на принципе территориальности и что это значит для пенсионера?

Принцип территориальности означает, что пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого проживает гражданин. Расчет делается по нормам его национального законодательства. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории и страны проживания и страны, гражданином которой является человек.

Если пенсионер-россиянин переезжает на территорию страны, с которой есть подобный международный договор (и наоборот), но при этом по законодательству данного государства ему не положена пенсия, выплаты продолжит делать Россия, пока он не приобретет право на пенсию на новом месте жительства.


Подобные соглашения действуют с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной («Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения», 13 марта 1992 г.), а также Молдавией (10 февраля 1995 г.), Грузией (16 мая 1997 г.), Литвой (29 июня 1999 г.). Отдельное соглашение с Казахстаном, подписанное 27 апреля 1996 года, гарантирует пенсионные права жителям города Байконура.

Какие договоры и соглашения основаны на принципе пропорциональности?

Принцип пропорциональности означает, что расходы на выплату пенсии распределяются между двумя странами: каждая делает выплаты только за стаж, выработанный на ее территории. Такие международные договоры действуют с Испанией (11 апреля 1994 г.), Болгарией (27 февраля 2009 г.), Эстонией (14 июля 2011 г.), Израилем (6 июня 2016 г.), Республикой Сербия (19 декабря 2017 г.).

Договоры с Белоруссией (24 января 2006 г.) и Латвией (18 декабря 2007 г.) тоже основаны на принципе пропорциональности, но отличаются тем, что за стаж, приобретенный во время их нахождения в составе СССР, пенсию назначает государство-преемник союзной республики, на территории которой проживал пенсионер. Подобное условие содержит договор с Чехией (8 декабря 2011 г.): стаж не менее 1 года, приобретенный до 31 декабря 2008 года, учитывается по законодательству страны, на территории которой в это время постоянно проживал пенсионер.

Кроме того, 15 января 1993 года Россия подписала с Украиной временное соглашение о пенсионных правах граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно документу, эти люди имеют право на досрочную пенсию по старости независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств. В целом система пенсионного обеспечения таких граждан основана на принципе пропорциональности.

Какие еще международные договоры о выплате пенсий подписала Россия?

По двум международным соглашениям пенсионное обеспечение осуществляется особым образом. Соглашения с Республикой Абхазия (14 апреля 2014 г.) и Южной Осетией (25 ноября 2016 г.) касаются пенсионного обеспечения россиян, постоянно проживающих в этих странах. Пенсия им назначается и выплачивается в соответствии с российским законодательством. При этом данным гражданам положена доплата к пенсии до среднего уровня в Северо-Кавказском федеральном округе. Однако за стаж, выработанный на территории Республики Абхазия или в Южной Осетии после 1 января 2002 года, выплаты делают эти страны в соответствии с их законодательством.


Как выплачиваю пенсии в странах, с которыми нет пенсионного соглашения?

Если пенсионер проживает на территории страны, с которой РФ не имеет соглашения или договора, ее выплачивает ПФР в соответствии с российским законодательством. Россиянам, проживающим за границей, положены страховые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за исключением социальных), доплаты к пенсиям летчикам, шахтерам, ядерщикам, за особые заслуги, ежемесячные выплаты ветеранам ВОВ.

Чтобы назначить пенсию за границей или восстановить ее (если человек успел выйти на нее в России), нужно подать заявление в ПФР лично или через законного представителя. Деньги будут перечисляться на карточку пенсионера либо выдаваться его доверенному лицу.

Пенсионеры, которые живут за границей и получают пенсию по российскому законодательству, должны ежегодно подтверждать факт нахождения в живых. Для этого они могут обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, а также в любое отделение ПФР на территории России.


Многие работающие люди задумываются над тем, как обеспечить собственный достаток после того, как состояние здоровья не позволит полноценно трудиться. Эффективным инструментом для этого является инвестирование накоплений на основании договора ОПС (обязательного пенсионного страхования).

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

Кто осуществляет обязательное пенсионное страхование?

Все отношения граждан с финансовыми организациями строятся на основе письменных соглашений. Это касается и передачи накопительной пенсии под управление коммерческой фирмы.

Сегодня подобной деятельностью занимаются негосударственные пенсионные фонды (НПФ). До перечисления средств гражданин и представитель фонда должны подписать указанный договор.

Основные аспекты составления и заключения такого соглашения регулируются положениями Закона «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998г № 75-ФЗ. В статье 36.3 указаны данные, которые обязательно должны содержаться в договоре:

  • наименования сторон;
  • реквизиты документа (номер и дата составления);
  • права и основные обязанности участников соглашения;
  • порядок из условия осуществления различных пенсионных выплат;
  • ответственность лиц;
  • порядок урегулирования споров и т.д.

О том, что такое обязательное пенсионное страхование в РФ и как его получить, читайте тут, а о системе обязательного пенсионного страхования можно узнать здесь.

Зачем и кому нужен договор ОПС?

Пенсионные отчисления любого гражданина РФ разделены на 2 части: накопительную и страховую. Средства из накопительной части передаются коммерческой организации для инвестирования, чтобы их владелец получил дополнительный доход. Порядок взаимодействия организации и человека регламентируется договором ОПС.

Документ нужен для того, чтобы закрепить правила взаимодействия сторон, создать правовое основание для перечисления и использования денежных средств.

Подписанный договор регистрируется в Пенсионном фонде России (ПФР), для целей осуществления государственного контроля за хранением и использованием данных средств.

Необходимые документы

Для составления договора гражданину необходимо представить СНИЛС и паспорт (о том, как получить или восстановить карточку пенсионного страхования — СНИЛС, читайте тут, а как узнать номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования и зачем это нужно, рассказано здесь). Сотрудник фонда, куда обратился человек, составит договор ОПС в соответствии с установленной типовой формой.

Также понадобиться написать заявление в ПФР. В таком обращении гражданин информирует государственную организацию о своём желании сменить НПФ. Перевод средств осуществляется в уведомительном порядке. Никаких разрешений и согласований не требуется.

Как его заключить?

Сначала гражданину следует решить, какому именно фонду он желает передать свои денежные средства. Для этого необходимо ознакомиться с условиями, которые предлагает конкретный НПФ своим клиентам.

Следует обратить внимание на несколько аспектов:

Для получения дополнительной информации можно связаться с представителем фонда.

После этого лицо направляется в офис НПФ, где находятся его накопления на текущий момент. Ему требуется письменно уведомить организацию о желании расторгнуть договор.

Далее человек приходит в офис НПФ, предъявляет СНИЛС и паспорт, подписывает подготовленные специалистом договор ОПС и заявление (о том, что необходимо знать гражданину о страховом свидетельстве государственного пенсионного страхования, узнайте здесь). Больше никаких действий совершать не требуется.

Перевод накоплений осуществляется только после окончания календарного года и регистрации договора ОПС в реестре ПФР.

В течение года гражданин имеет право заключить и расторгнуть несколько договоров ОПС. В таком случае ПФР рассмотрит только 1 обращение, касающееся последнего перемещения средств.

Если у лица нет возможности лично присутствовать в офисе, то все формальности можно уладить через почту. Заявление и экземпляры соглашения будут направлены представителем НПФ заказным письмом. Человек подписывает документы и направляет их обратно, оставив у себя один экземпляр договора.

Соглашение с НПФ Сбербанка

Сбербанк имеет собственный НПФ, крупнейший в России. Договор ОПС с данной организацией составляется на основе соответствующих правил.

В соглашении есть следующие основные разделы:

  1. Общие положения, где содержится информация о сторонах соглашения.
  2. Предмет. Это деятельность по хранению и инвестированию пенсионных субсидий.
  3. Права и обязанности фонда. Организация имеет право представлять интересы гражданина перед компанией, уплачивающей пенсионные взносы, а также направлять часть полученного дохода на обеспечение своей деятельности (что такое страховые взносы на обязательное пенсионное страхование?).

НПФ обязан осуществлять учёт имеющихся средств, информировать другую сторону обо всех изменениях в правилах страхования, предоставлять сведения о состоянии пенсионного счёта и т.д. Права и обязанности гражданина. Человек может требовать от НПФ исполнения условий соглашения, обращаться за информацией о своём пенсионном счёте, получать деньги в предусмотренных законом случаях.

Лицо обязано представлять фонду документы и сообщать сведения, которые влияют на назначение пенсии. Например, о возрасте, месте жительства, гражданстве и другие.

  • Учёт и инвестирование средств. Вложение денег происходит на основании положений федерального законодательства. Основным правовым актов в этой сфере является Закон № 111-ФЗ от 24.07.2002 г. В нём содержаться основные требования к организациям, которые работают с указанными деньгами, и к операциям, осуществляемым с этими субсидиями.
  • Порядок и условия выплат. Раздел содержит правовые основания для перевода средств гражданину в рамках пенсионной субсидии, а также алгоритм действий, необходимых для этого.
  • Ответственность сторон. Лица, подписавшие договор, несут ответственность в соответствии с положениями закона.
  • Изменение и прекращение договора. Фонд может менять какой-либо пункт документа только при получении согласия другой стороны на это. Также в разделе перечислены основания для расторжения соглашения:
    • заявление гражданина о желании перевести средств в другой НПФ;
    • ликвидация фонда;
    • смерть лица;
    • аннулирование лицензии организации.
  • Срок действия. Как правило, соглашения действуют в течение неопределённого периода времени.
  • Заключительные положения.
  • Подписать соглашение можно в любом отделении банка или НПФ.

    Сроки и пошлины

    Вся процедура полностью бесплатна для гражданина. Составление договора, информирование ПФР и выполнение иных формальностей носит безвозмездный характер.

    Лицам, которые желают сменить НПФ, не следует переживать о составлении соглашения ОПС. Чаще всего этой работой занимаются сотрудники коммерческой организации. Документ формируется на основе действующего законодательства.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

    Читайте также: