Если беларус работает официально в россии идет ли у него пенсионный фонд


В Россию каждый год приезжает все больше людей на постоянное место жительства, большинство из которых прибывают из стран СНГ. При выходе на пенсию кроме периода работы в России им может быть засчитан стаж работы и до приезда в Россию. Особые условия созданы для тех, кто приехал в Россию из Белоруссии – в некоторых случаях они получают пенсии сразу от двух стран.

Кто из иностранцев имеет право на российскую пенсию

Согласно российскому законодательству получать пенсию и некоторые другие социальные выплаты могут не только граждане Российской Федерации, но и граждане других стран.

Основное условие, которое нужно соблюдать для получения российской пенсии иностранцами – подтверждение факта постоянного проживания в России. Другими словами, иностранец может получать пенсию, имея вид на жительство в Российской Федерации.

Чтобы оформить страховую пенсию, иностранец должен соответствовать таким требованиям:

  • постоянно проживать в России на основании соответствующих документов (вида на жительство);
  • быть застрахованным в системе пенсионного страхования (это значит, что нужно получить СНИЛС – его выдают обладателям вида на жительство);
  • соответствовать требованиям Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» – то есть, иметь право на пенсию по критерию возраста, наличия стажа и пенсионных баллов.

Важно, что временно проживающий или пребывающий в России иностранец права на пенсию не получает. Другими словами, с разрешением на временное проживание (РВП) получить российскую пенсию нельзя.

Однако иметь статус застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования России временно проживающие иностранцы могут при условии, что они официально работают в России.

Это нужно для того, чтобы иностранец в дальнейшем, если оформит вид на жительство или даже российское гражданство, имел право на страховую пенсию.

Стоит отметить, что если постоянно проживающий в России иностранец (то есть, имеющий вид на жительство) оформит пенсию, он будет ее получать даже, выезжая за пределы России. Но тут важно помнить, что при отсутствии в России определенный период времени вид на жительство может быть аннулирован.

Таким образом, граждане других стран, приехавшие в Россию на постоянное место жительства, при достижении пенсионного возраста получают право на пенсию. Однако исчисление ее размера зависит от того, гражданство какой страны есть у иностранца.

Наиболее лояльные условия для начисления пенсии есть у граждан Белоруссии, а также других стран СНГ (за исключением нескольких стран). Рассмотрим эти условия более подробно.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Соглашение касается всех пенсионеров и видов пенсий, за исключением назначения пенсий военнослужащим стран-участников соглашения. То есть, получать можно пенсию того вида, который есть в стране проживания.

Общие правила назначения пенсий гражданам стран, которые подписали Соглашение, включают следующие:

  • пенсия оформляется по месту жительства;
  • для назначения пенсий учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, заработанный в любой стране из подписавших Соглашение;
  • размер пенсий рассчитывается, исходя из заработка в периоды работы. Если работа приходится на период, когда в стране уже введена национальная валюта, сумма заработка пересчитывается по курсу на момент назначения пенсии.

Эта норма фактически нивелирует заработанные пенсионные права граждан. В большинстве постсоветских стран с 1992 года (подписания Соглашения) были периоды с гиперинфляцией, так что к моменту оформления пенсии заработок сильно обесценился.

  • при переезде в другую страну пенсию человек оформляет уже по новому месту жительства;
  • справки, которые нужны для подтверждения стажа и зарплаты, принимаются без всяких процедур легализации.
  • Таким образом, при переезде в другую страну в пределах СНГ граждане имеют право оформлять пенсию в той стране, где они проживают фактически.

    Что касается лет, за которые учитывается стаж иностранных граждан в России, выделим такие периоды:

    • по 1 декабря 1991 года – стаж засчитывается как советский согласно законодательству РФ;
    • с 1 декабря 1991 по 31 декабря 2001 года – стаж засчитывается с учетом Соглашения и других двусторонних договоров между странами;
    • с 1 января 2002 года – стаж засчитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

    С Молдовой у России действует новое соглашение – с 4 декабря 1995 года. С Грузией соглашение действует с 2002 года. Оба эти соглашения предполагают, что советский стаж учитывается по законам РФ, а стаж после 1991 года – по законам этих стран. Аналогичная ситуация действует и в отношении Литвы с 2001 года.

    На практике это означает, что Пенсионный фонд России признает трудовой стаж в Молдове, Грузии и Литве с 1991 по 2001 годы только если есть подтверждение уплаты взносов в бюджеты этих стран.

    С 1999 года действует соглашение России с Азербайджаном, с 2007 года – с Эстонией, а с 2011 года – с Латвией. Содержание соглашений отличаются в некоторых аспектах, но суть заключается в том, что Россия принимает стаж граждан этих стран как до 1991 года, так и после.

    Особая ситуация – отношения между Белоруссией и Россией в сфере пенсионной системы. В отличие от других стран, для граждан РБ, проживающих в России, предлагается больше прав.

    Назначение пенсий гражданам Белоруссии, проживающим в России

    С 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Документ определяет порядок выплаты не только пенсий, но и множества других социальных выплат гражданам Белоруссии в России и наоборот.

    Согласно Договору для граждан Белоруссии, проживающих в России, и наоборот, предоставляются на выбор 2 варианта начисления и выплаты пенсии:

      за стаж до 13 марта 1992 года пенсию платит страна, в которой живет пенсионер. За периоды после этой даты – та страна, в которой этот стаж заработан.

    Например, гражданин Белоруссии живет в России. У него есть стаж до 13.03.1992 года, а также 7 лет стажа в Белоруссии и 8 лет – в России. При выборе первого варианта: от России он будет получать часть пенсии за советский период (так как живет в России) и за 8 лет стажа в России. Белоруссия будет ему платить за 7 лет, которые он проработал там.

  • пенсия назначается и выплачивается только по законодательству страны, где проживает пенсионер.
  • Выбрать вариант можно только один раз, пересмотреть свой выбор не получится. При этом, выбрав первый вариант, нельзя будет за один и тот же период получать пенсию от двух стран сразу.

    Важно, что полную пенсию, рассчитанную согласно российскому законодательству, РФ будет платить гражданину Белоруссии только при наличии стажа на территории РФ не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

    Если такого стажа недостает, то рассчитанный размер пенсии делится на 240 или 300 месяцев соответственно и умножается на количество месяцев стажа в России. Другими словами, пенсия устанавливается пропорционально минимальному необходимому стажу.

    Суммарная выплата не может быть меньше минимального размера пенсии. В России это прожиточный минимум пенсионера. Если пенсия (даже от двух стран сразу) будет суммарно меньше минимальной, пенсионеру доплатят до минимального или базового размера (доплатит та страна, где он живет).

    Социальные пенсии выплачиваются только по законам той страны, где живет пенсионер. При выезде за пределы страны выплата прекращается, пока пенсионер не оформит пенсию по новому месту жительства.

    Таким образом, Договор между Россией и Белоруссией позволяет получать гражданам этих государств получать пенсию от двух стран сразу, если они успели поработать и в России, и в Белоруссии. Это позволяет не «терять» заработок на конвертации валют, что случается с гражданами других постсоветских стран.

    Жители обеих стран пользуются такой возможностью. По состоянию на 2017 год в Белоруссии российскую пенсию получали 22,7 тысяч человек, а в России пенсию по белорусским законам получали 1,8 тысячи человек.

    Как учитывается заработок в другой валюте

    Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.

    Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

    Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

    Однако данные о заработке нужно учитывать в российских рублях, тогда как после советского периода зарплату работники получали в национальной валюте страны, где жили. Поэтому принят такой порядок:

    • за периоды до момента введения национальной валюты заработок считается в советских рублях;
    • за периоды после введения национальной валюты сумма конвертируется в российские рубли по официальному курсу на 1 января 2002 года (то есть дату, когда пенсионные права конвертировались в пенсионный капитал). За периоды до 1 января 1998 года (деноминация в России) суммы умножаются в 1000 раз.

    По факту рассчитанные пенсии оказываются низкими – доходы в постсоветских странах (за исключением Прибалтики) были низкими, а курсы валюты – нестабильными. С учетом деноминации рубля рассчитанные пенсии граждан стран СНГ оказываются ниже, чем при работе на аналогичных должностях в России.

    Краткое содержание:


    Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

    Какие могут быть проблемы?

    Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

    Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

    В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

    Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

    Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

    от 13 марта 1992 года.

    В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

    Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

    Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

    В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

    Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

    Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

    В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

    В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

    Как же быть с периодами работы после 2002 года?

    В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

    Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

    Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

    В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

    Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

    В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

    Но это еще не все

    Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

    Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

    Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

    Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

    Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

    В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.

    Я родилась, закончила школу и один год отработала в РФ. Затем училась в университете в г. Минске (1979-1985гг), после окончания которого работала в Минске до 2001. После 2001 я не работаю. С 1991 года у меня гражданство РБ. Сейчас мне 56 лет, в РБ пенсию я не получаю. Весной 2017 года я получила российское гражданство. Мой вопрос: При подаче документов на пенсию в РФ (по законодательству РФ – п.2 ст.23), как будет учитываться мой трудовой стаж, полученный в РБ?

    С уважением, Елена

    т.е. будет ли учтен мой трудовой стаж в РБ с 1991 по 2001 годы.

    Ответы юристов ( 3 )


    Здравствуйте. Вам нужно основываться на положениях договора между Россией и Белоруссией о сотрудничестве в сфере соцобеспечения. Так согласно ст. 23 договора

    1. Назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
    1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
    2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
    2. По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

    Таким образом. при обращении в территориальные органы пенсионного фонда за назначением вам пенсии вы выбираете один из вариантов. Назначение пенсии без учета Договора или по ч. 1 вышеуказанной статьи. В зависимости от вашей конкретной выгоды.

    Вы можете запросить предварительный расчет.

    Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992). Согласно которому

    1. Назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства.

    2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

    Прошу прощения. Не дочитала вопрос. Согласно положениям того же Договора между РФ и РБ

    Статья 11
    1. При определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

    Таким образом, исходя из международного договора стаж должны учитывать. Если вам по какой-то причине отказывают в этом, требуйте письменный отказ и обжалуйте его. Ошибки в начислениях случаются.

    Обращу внимание, что Соглашение, на которое ссылается мой коллега, говорит о трудовом стаже до 1992 года, что видно из приведённых им цитат. Все-таки при обсуждении включения стажа с 1991 по 2001 нужно ссылаться на ст. 11 Договора, которую я приводила

    В таком случае, непонятно, почему мне поставили минус. Я эту ссылку давала ещё в первом посте. На статью 6 именно. Но все же дополнительно посмотрю разъяснения по этому поводу.


    Лица, имеющие право на трудовую пенсию определены ст. 3 Закона о трудовых пенсиях:

    Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию

    Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.

    Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

    Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

    1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона,за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

    Как указала коллега, такой договор между РФ и Белорусью имеется.


    Стаж учитывается, при этом стаж при осуществлении трудовой деятельности как в Республике Беларусь, так и в России.

    Обратимся к соответствующим официальным разъяснениям Пенсионного Фонда РФ:

    Пенсионное обеспечение лиц, прибывших из республик бывшего СССР

    Для применения международных соглашений необходимым условием для назначения пенсии на территории России является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:

    паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства

    Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

    паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства; свидетельством о регистрации по месту пребывания;

    Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

    видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе и с отметкой о регистрации по месту жительства.

    Гражданам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

    При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

    При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

    При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

    Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

    За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006.

    За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

    В ЕАЭС готовится к ратификации новый закон о пенсиях.

    В Минтруда рассказали, как повлияет на белорусов Договор о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС, если он будет принят и ратифицирован странами союза, пишет tut.by.

    В ведомстве отмечают, что в Беларуси нагрузка на ФСЗН по финансированию пенсий трудящимся-мигрантам, которые возвращаются на родину, в таком случае будет не возрастать, а ограничиваться. Напомним, ранее эксперт в области человеческого развития и демографии рассказала, чем Беларуси неудобен договор ЕАЭС по гастарбайтерам.

    Сейчас ведется подготовка Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС. В ведомстве добавляют, что «базовый принцип, положенный в основу проекта договора — принцип пропорциональности».

    Документом предусмотрено, что каждая из стран союза принимают на себя ответственность по финансированию будущих пенсий трудящимся-мигрантам за периоды работы на своей территории, как если бы эти граждане проживали в стране трудоустройства. «Такой подход предопределяет, что в период работы взносы уплачиваются в пенсионный фонд государства, на территории которого выполняется работа», — поясняют в Минтруда.

    — На современном этапе применение пропорционального принципа оправдано с точки зрения интересов государства в целом: при возвращении мигрантов на родину расходы на пенсии за «зарубежный» стаж остаются за странами, в которых велась трудовая деятельность (с уплатой пенсионных взносов), и не возлагаются на страну проживания пенсионера. В то же время трудящимся предоставляется право на получение пенсионных выплат от каждого из государств, на экономику которых они работали.

    Если документ будет принят и ратифицирован, то Беларусь будет выплачивать пенсию за периоды работы на своей территории, а пенсии за стаж работы в государствах-членах ЕАЭС будут выплачиваться из пенсионных фондов этих государств, поясняют в Минтруда.

    Проще говоря, если белорус официально работал в России, то и пенсию за это время ему будет начисляться в этой стране. За тот же период, что он трудился в Беларуси, пенсия будет начисляться в нашей стране.

    «То есть, в республике нагрузка на фонд социальной защиты населения по финансированию пенсий мигрантам будет не возрастать, а ограничиваться», — отмечают в ведомстве.

    «Не получится ли так, что не возвратившийся в Беларусь, окажется вообще без пенсии?»

    Напомним, ранее заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН, кандидат экономических наук Анастасия Боброва отмечала, что документ содержат ряд норм, на принятие которых соглашаться Беларуси нецелесообразно.

    «При этом в большинстве случаев доживать свой век наши соотечественники возвращаются на родину. В результате возрастает нагрузка на Фонд соцзащиты», — поясняет Анастасия Боброва. По ее мнению, Беларуси нужно отстаивать вопрос перечисления средств пенсионного страхования в пенсионный фонд государства, гражданином которого является работник — в страну постоянного проживания.

    В Договоре о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС есть и другие минусы для Беларуси, считает Анастасия Боброва.

    — Как следует из проекта документа, базовая часть пенсии будет выплачиваться страной проживания, накопительная — экспортироваться в полном объеме. За трудовой стаж, полученный после вступления в силу договора, пенсии начнет назначать и выплачивать государство, на территории которой он приобретен, — поясняет Анастасия Боброва. — Однако работа по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда в одной стране ЕАЭС и аналогичные периоды стажа не будут суммироваться. Это может лишить наших соотечественников законно заработанных надбавок к пенсии.

    В Минтруда отмечают, что «все перечисленные преимущества, апробированные международной практикой, были бы утрачены при реализации в проекте Договора предложения о перечислении („переводе“) взносов за периоды работы на территории государств-членов ЕАЭС в пенсионный фонд страны по прежнему месту жительства работника».

    — В частности, именно такой подход привел бы к наращиванию пенсионных обязательств страны места проживания. Но даже если согласиться с таким предложением автора, обеспечить и проконтролировать исполнение законодательства об уплате взносов работодателями — нерезидентами Республики Беларусь невозможно.

    Также невозможно в периоды работы трудящегося однозначно определить, какое из государств в конечном счете будет избрано им в качестве места постоянного проживания при выходе на пенсию. И не получится ли так, что переведя взносы в Беларусь, гражданин, не возвратившийся в республику, окажется вообще без пенсии, — поясняют в Минтруда.

    В ведомстве отмечают, что «каждой страной-участницей Договора ЕАЭС будет обеспечен учет трудового стажа на своей территории и выплата заработанной части пенсии (в размере, предусмотренном национальным законодательством государства, где протекала работа)».

    — Кроме того, нельзя не учитывать, что все базовые позиции проекта (в том числе об уплате взносов в пенсионный фонд государства трудоустройства) в настоящее время уже действуют в рамках Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения (заключен 24 января 2006 года, вступил в силу 29 марта 2007 года). То есть, они оправданы и выверены более чем десятилетней практикой белорусско-российских взаимоотношений в области совместного пенсионирования граждан, — резюмируют в Минтруда.

    Сегодня мигранты из стран ЕАЭС, которые официально работают в России и делают взносы в Пенсионный фонд РФ, не получают российскую часть пенсии. К примеру, если человек приезжает из Армении, несколько лет работает в России и выходит на пенсию, он не получает выплаты из ПФР. Но ситуацию предложили исправить и внести изменения в пенсионное соглашение. Правда пенсии мигранты начнут получать не ранее 2020 года. Сколько ПФР выплатит трудовым мигрантам и куда сейчас идут их пенсионные взносы?

    Рабочие мигранты, которые трудятся в одной из стран Евразийского экономического союза, начнут получать пенсии из Пенсионного фонда той страны, в которой они работали. Сегодня в России жители ЕАЭС, которые официально трудоустроены, делают в Пенсионный фонд взносы. Но отчисления эти граждане из ПФР не получают.

    Пенсия без Соглашения

    Дело в том, что на территории бывшего СССР сегодня действует Соглашение о гарантиях прав гражданина государств — участников СНГ по пенсионному обеспечению. Это соглашение вступило в действие в 1992 году, и его участники — это члены ЕАЭС. В Евразийский экономический союз входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия. По соглашению назначать и выплачивать пенсии должно государство постоянного проживания человека, независимо от его гражданства. Но такой порядок приводит к тому, что в полном объеме реализовать права трудящихся мигрантов, которые за годы рабочего стажа трудились в нескольких государствах ЕАЭС, не выходит.

    Допустим, в Россию приезжает специалист из Армении, который устраивается на официальную работу и делает взносы в ПФР. Но, достигнув пенсионного возраста, пенсию по старости из ПФР он не получает. При этом, по российскому законодательству, работодатель должен делать отчисления в ПФР за иностранных работников. На пенсионные выплаты трудовые мигранты претендовать не могут. Осложняется это ещё и тем, что компании имеют право не платить пенсионные взносы за высококвалифицированных сотрудников из-за рубежа. Хотя мигранты платят огромные отчисления в бюджеты и ПФР.

    Пенсия следует за гражданством

    Директор Центра помощи мигрантам Батыржон Шерматов рассказал РБК, что в 2016 году поступления в бюджет Москвы от НДФЛ, который выплатили иностранные граждане, в два раза превысили поступления от нефтегазового сектора. Но получить пенсию иностранный специалист может только если получит и гражданство РФ.

    Работодатели обязаны делать отчисления и в Пенсионный фонд за работников на тот случай, если они оформят гражданство. Но это происходит редко, и я не знаю ни одного случая, когда мигрант мог бы претендовать на свои отчисления», — комментирует специалист.

    РБК отметил, что сделал в ПФР запрос о том, как именно Фонд распоряжается поступлениями с зарплат мигрантов. В ПФР вопрос не прокомментировали. Директор Центра помощи мигрантам полагает, что на эти отчисления платят текущие пенсии.

    Стаж суммируют, пенсию — экспортируют

    Ратификация Соглашения о пенсионном обеспечении предполагает, что граждане стран ЕАЭС будут получать пенсии от той страны, в которой они работали и в Пенсионный фонд которой делали отчисления. Это значит, что пенсия будет мигрировать за человеком, а стаж, который работник получит на территории разных государств ЕАЭС, суммируется. И Пенсионный фонд страны, в которой человек работал, «экспортирует» пенсии в другое государство ЕАЭС, если мигрант переедет.

    Например, если мигрант из Киргизии проработает до назначения страховой пенсии по старости в России, то он сможет вернуться в Киргизию и получать выплаты из России. И наоборот: если жители России получил право на пенсию по старости и решил переехать в Армению, чтобы провести золотые годы в тёплом климате, то Россия также будет платить ему пенсию. Здесь есть одно исключение: это пенсионные отношения между Россией и Белоруссией, так как между странами уже действует соглашение 2006 года об экспорте пенсии.

    Но получить пенсию «задним числом» не получится — это значит, что выплачивать пенсии мигрантам начнут только за то время, которое пройдёт после вступления нового соглашения в силу. Первую пенсию по старости мигрант, который переехал из одной страны ЕАЭС в другую, получит, скорее всего, после 2020 года. Российский трудовой стаж, за который «экспортируют» пенсию при этом будет считаться так: не более года в 2020 году, два года в 2021 году и так далее.

    Сколько получит мигрант и куда обращаться?

    Минтруд отметил, что провёл расчет дополнительных расходов ПФР на 2020 — 2021 годы, и на пенсии по новому договору выплатят 166 млн рублей. Считать будут так: около 75 млн рублей направят на пенсии гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии с учётом пенсионеров, что останутся жить в России. Пожилым гражданам России, которые после выхода на пенсию переедут в другие страны Евразийского экономического союза, выплатят около 91 млн рублей.

    На фоне обычного бюджета ПФР суммы кажутся небольшими. Но Минтруд отметил, что формируется этот бюджет на основе выплат, которые трудовые мигранты начнут проводить после вступления изменения в силу. Постепенно отчисления в ПФР будут накапливаться и выплаты будут расти. Отдельный документ — Порядок применения соглашения — определит, как и куда мигранты могут обратиться за пенсией. Механизм «экспорта пенсий» предусматривает, что сначала выплаты переведут в Пенсионный фонд страны, в которой живёт пенсионер. А потом деньги будут поступать на счёт получателя. Но определить точную сумму будет не просто — размер пенсии установит страна, в которой пенсионер зарегистрирован. Повлияет на сумму и курс валют, да и механизм распределения накопительной пенсии пока не понятен до конца. К тому же, в разных странах ЕАЭС с зарплат перечисляют разные пенсионные взносы. В России — 22%, 10% в Армении и Казахстане, 29% в Белоруссии, а в Киргизии фиксированной ставки нет.

    «Согласовать в возможно короткий срок»

    Проект соглашения о пенсионом обеспечении Евразийская экономическая комиссия разместила ещё в марте. На рассмотрение Экспертного совета при правительстве РФ Минтруд направил пакет документов в мае. При этом ведомство попросило согласовать проект «в возможно короткий срок».

    Вступит в силу соглашение с той даты, когда депозитарий по дипломатическим каналам получит окончательное письмо от государств-членов ЕАЭС, что все необходимые процедуры выполнены. Минтруд считает, что соглашение подпишут осенью, а ратифицируют его все участники ЕАЭС к концу года. Подписание пенсионного соглашения станет частью интеграционных процессов, которые идут по всему миру. Его предусматривает 102-я конвенция Международной организации труда.

    Я гражданин Республики Беларусь. Работаю в РФ по трудовому договору. У меня есть СНИЛС, а работодатель регулярно отчисляет взносы в пенсионный фонд.

    Имею ли я право на пенсию по возрасту в России? Или пенсию мне будет платить мое государство?

    Максим, у меня хорошие новости: вы можете сами выбрать, как и в какой стране получать пенсию.


    Могут ли иностранцы получать пенсию в России

    Иностранцы могут получать в России пенсию по старости. Для этого им нужно:

    1. Постоянно проживать в России.
    2. Быть застрахованными в системе пенсионного страхования и получить СНИЛС.
    3. Выполнить требования закона к возрасту, стажу и количеству пенсионных баллов.

    С некоторыми странами Россия заключила соглашение о сотрудничестве в сфере пенсионного обеспечения. Между Республикой Беларусь и Россией такое соглашение тоже есть. Оно уравнивает пенсионные права граждан обоих государств. Например, стаж в обеих странах суммируется. Если вы проработали 3 года в России и еще 7 лет в Беларуси, ваш стаж для этих стран будет равен 10 годам.

    Это соглашение распространяется на вас, если:

    1. Вы гражданин России или Беларуси или член семьи такого гражданина.
    2. Постоянно проживаете в России или Беларуси.

    Есть категории, на которые двусторонний договор не распространяется, — военнослужащие и госслужащие в любой из стран. Им пенсия назначается по другим правилам.

    На каком основании белорусы могут получать пенсию, если работали в России

    Страны договорились о двух вариантах пенсионного обеспечения для своих граждан.

    По стажу. За стаж до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР платит страна, в которой вы постоянно проживаете на момент обращения за пенсией.

    За стаж после 13 марта 1992 года платит та страна, на территории которой вы его заработали. Если вы работали и в России, и в Беларуси, заплатят оба государства. Получить пенсию от обоих государств можно по месту жительства. Чтобы пенсию из-за границы перечисляли туда, где вы живете, нужно подать заявление о переводе назначенной пенсии.

    Заявление можно подать туда же, куда вы обратились за назначением пенсии, вместе с остальными документами. Форму заявления уточняйте у сотрудника ПФР или в комитете по труду, занятости и социальной защите Беларуси. Если вам предложат написать в свободной форме, можете воспользоваться образцом.

    Пенсию из-за границы вам будут перечислять 4 раза в год — в последнем месяце каждого квартала. Пенсия будет в валюте той страны, где вы ее получаете.

    По месту жительства. Всю пенсию платит страна, гражданином которой вы являетесь. Стаж, который вы заработали в другой стране, не учитывается.

    Если вы решили выбрать этот вариант, подайте заявление в пенсионный орган вашей страны:

    1. если вы белорус — в комитет по труду, занятости и соцзащите Республики Беларусь;
    2. если вы россиянин — в отделение ПФР по месту жительства.

    После этого поменять свой выбор нельзя.

    Как учитывают стаж работника

    Если вы собираетесь получать пенсию по стажу в России, нужно выполнить следующие условия:

    1. Набрать стаж 11 лет. С каждым годом минимальный стаж будет увеличиваться, пока в 2024 году не достигнет 15 лет.
    2. Накопить достаточное количество пенсионных баллов. В 2019 году — 16,2 балла, в 2020 — 18,6. Узнать количество пенсионных баллов можно в личном кабинете на сайте ПФР.
    3. Достичь возраста 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Если вы хотите выйти на пенсию досрочно, вам нужно соблюсти и другие условия. Они зависят от причины, по которой вы хотите выйти на пенсию.

    Чтобы определить право на пенсию, учтут стаж работы на территории обеих стран. Допустим, вы проработали в России 6 лет, а в Беларуси — 9 лет. ПФР суммирует стаж в этих странах, и он будет равен 15 годам.

    Есть важный нюанс. Стаж в разных странах не суммируют, если вы приобрели его в один и тот же период. Например, если вы одновременно работали в России в офисе, а в Беларуси удаленно.

    Как белорусам оформить пенсию в России

    Оформить пенсию в России вы можете так же, как граждане России. Подайте заявление лично или через работодателя одним из следующих способов:

    1. в территориальный орган ПФР по месту жительства или пребывания;
    2. в МФЦ;
    3. по почте в центральный офис ПФР по адресу Москва, улица Шаболовка, дом 4.

    Заявление на пенсию для ПФРDOC, 292 КБ

    Но вам придется дополнительно представить документ, который подтверждает, что вы проживаете в стране законно, например вид на жительство.

    Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

    Читайте также: