Если человек не работал будет ли он получать пенсию в беларуси

В конце 2019 года в Беларуси насчитывалось 2,5 млн пенсионеров, и их число продолжает увеличиваться. Таким образом, выплата пенсий в Беларуси касается интересов четверти наших граждан. Сегодня мы собрали всю необходимую информацию об оформлении социальных выплат для тех, кто выходит на заслуженный отдых в нашей стране.

Что такое пенсия?

Пенсия – это денежное обеспечение для человека, положенное ему за рабочий стаж, достижение определенного возраста, а также получение инвалидности, потерю кормильца и пр. Сегодня будем говорить о тех пенсиях, которые положены при достижении пенсионного возраста и наработке достаточного срока трудового стажа. Размер таких выплат рассчитывается индивидуально исходя из заработка гражданина в работоспособный период.

Кто может получать пенсию?

Согласно закону «О пенсионном обеспечении» классическую пенсию по возрасту с Беларуси могут получить:

  • Люди, которые работали и платили взносы в ФСЗН (ежемесячно – 35% от заработной платы, из которых 34% перечисляет работодатель и 1% сам работник)
  • Люди, которые вышли из трудоспособного возраста (сейчас – 62 года для мужчин и 57 лет для женщин)
  • Мужчины, которые отработали 25 лет, и женщины, которые работали в течение 20 лет

Важно! Если гражданин не выполнил хотя бы одно из перечисленных условий, то он не имеет права на полноценную пенсию по возрасту . Вместо нее государство назначает социальную пенсию , которая не зависит от средней зарплаты и устанавливается на базе бюджета прожиточного минимума. Размер социальной пенсии значительно ниже пенсии по возрасту.

Если человек работал на вредных предприятиях или имел особые условия труда, то он имеет право на досрочную пенсию в Беларуси.

Сколько получает пенсионер?

Важной цифрой в разговоре о размерах пенсии в Беларуси будет ее сумма. С 1 мая по 31 июля 2020 бюджет прожиточного минимума составляет 246,85 белорусских рублей. Примерно такую сумму, в зависимости от ряда обстоятельств, может получить гражданин, который достиг нетрудоспособного возраста, но при этом не выполнил требований законодательства по стажу и уплате взносов в ФСЗН.

Те, кто отработал стаж и платил взносы, получают больше. Поэтому средняя по стране пенсия выше и сейчас равна 447 рублей 55 копеек. Обратите внимание, что доплаты положены не только за стаж и сумму уплаченных взносов, но и за возраст: если человек дожил до 75 лет, то он получит прибавку в размере 46,28 руб в месяц, если до 85 – 61,70 руб в месяц.

Для того, чтобы посчитать примерный размер собственной пенсии, на портале социальной защиты Республики Беларусь сделали специальный калькулятор . При расчете необходимо указать такой параметр, как индивидуальный коэффициент заработка. Это отношение зарплаты человека к среднему заработку по стране. Например, если официально средняя зарплата по последним данным составляла 1000 рублей до вычета налогов, а человек заработал 1500, коэффициент составит 1,5.

В каком возрасте происходит оформление пенсии в Беларуси?

В нашей стране 11 апреля 2016 года был принят закон об увеличении пенсионного возраста, который добавил к работоспособному периоду белорусов 3 года. Если ранее мужчины выходили на пенсию в 60, а женщины в 55 лет, то к 2022 году выход на пенсию в Беларуси будет осуществляться в 63 года и 58 лет соответственно. Переход к новой системе происходит постепенно. Например, в 2020 году белорусы могут выйти на пенсию в 62 года и 57 лет, а в 2021 можно будет стать пенсионером в 62,5 года и 57,5лет.

Какие документы нужны для оформления пенсии?

Начисление пенсий в Беларуси начинается только после официального оформления. Для того, чтобы запустить процесс, необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • Документы с информацией о заработке за последние 26 лет (если вы выходите на пенсию в 2020 году)
  • Документы с информацией о трудовом стаже
  • Страховое свидетельство

Документы для оформления пенсии нужно передать своему работодателю. Если вы ИП или безработный, то заявление и все бумаги нужно самостоятельно отнести в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства.

Карточка МТБанка « Для себя » – отличный вариант для получения пенсии и других пособий от государства. Карточка оформляется бесплатно с доставкой на дом, позволяет снимать наличные без комиссий в любом банкомате страны и получать мани-бэк 1% от любых расчетов.

Увеличение пенсии в Беларуси – это возможно?

Известно, что около 95% всех выдаваемых государством пенсий обеспечивают взносы в ФСЗН, поступающие от работоспособных граждан, а остаток добирается из государственного бюджета, который формируется в основном за счет налогов. Финансовые возможности как ФСЗН, так и бюджета ограничены. Это значит, что вряд ли размер пенсии в Беларуси в ближайшее время серьезно увеличится. На это просто нет свободных денежных ресурсов.

Увеличить себе пенсию в современных реалиях человек может, только самостоятельно сделав накопления. Страховые компании сегодня предлагают специальные программы страхования дополнительной пенсии. В рамках таких программ человек сам накапливает деньги, осуществляя регулярные взносы. Страховщик со своей стороны начисляет на них дополнительный доход. После выхода на пенсию можно забрать всю накопленную сумму либо раз в месяц получать от страховой компании небольшую часть накопленных денег в качестве прибавки к выплатам от государства. Как работает дополнительная страховая пенсия в Беларуси и как еще можно накопить себе на пенсию, мы подробно рассказывали тут .

Таким образом, варианты повышения доходов на пенсии в Беларуси существуют, но они требуют дополнительной подготовки, стратегического планирования и инвестиций. Это то, о чем каждому из нас стоит позаботиться заблаговременно.


В Россию каждый год приезжает все больше людей на постоянное место жительства, большинство из которых прибывают из стран СНГ. При выходе на пенсию кроме периода работы в России им может быть засчитан стаж работы и до приезда в Россию. Особые условия созданы для тех, кто приехал в Россию из Белоруссии – в некоторых случаях они получают пенсии сразу от двух стран.

Кто из иностранцев имеет право на российскую пенсию

Согласно российскому законодательству получать пенсию и некоторые другие социальные выплаты могут не только граждане Российской Федерации, но и граждане других стран.

Основное условие, которое нужно соблюдать для получения российской пенсии иностранцами – подтверждение факта постоянного проживания в России. Другими словами, иностранец может получать пенсию, имея вид на жительство в Российской Федерации.

Чтобы оформить страховую пенсию, иностранец должен соответствовать таким требованиям:

  • постоянно проживать в России на основании соответствующих документов (вида на жительство);
  • быть застрахованным в системе пенсионного страхования (это значит, что нужно получить СНИЛС – его выдают обладателям вида на жительство);
  • соответствовать требованиям Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» – то есть, иметь право на пенсию по критерию возраста, наличия стажа и пенсионных баллов.

Важно, что временно проживающий или пребывающий в России иностранец права на пенсию не получает. Другими словами, с разрешением на временное проживание (РВП) получить российскую пенсию нельзя.

Однако иметь статус застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования России временно проживающие иностранцы могут при условии, что они официально работают в России.

Это нужно для того, чтобы иностранец в дальнейшем, если оформит вид на жительство или даже российское гражданство, имел право на страховую пенсию.

Стоит отметить, что если постоянно проживающий в России иностранец (то есть, имеющий вид на жительство) оформит пенсию, он будет ее получать даже, выезжая за пределы России. Но тут важно помнить, что при отсутствии в России определенный период времени вид на жительство может быть аннулирован.

Таким образом, граждане других стран, приехавшие в Россию на постоянное место жительства, при достижении пенсионного возраста получают право на пенсию. Однако исчисление ее размера зависит от того, гражданство какой страны есть у иностранца.

Наиболее лояльные условия для начисления пенсии есть у граждан Белоруссии, а также других стран СНГ (за исключением нескольких стран). Рассмотрим эти условия более подробно.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Соглашение касается всех пенсионеров и видов пенсий, за исключением назначения пенсий военнослужащим стран-участников соглашения. То есть, получать можно пенсию того вида, который есть в стране проживания.

Общие правила назначения пенсий гражданам стран, которые подписали Соглашение, включают следующие:

  • пенсия оформляется по месту жительства;
  • для назначения пенсий учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, заработанный в любой стране из подписавших Соглашение;
  • размер пенсий рассчитывается, исходя из заработка в периоды работы. Если работа приходится на период, когда в стране уже введена национальная валюта, сумма заработка пересчитывается по курсу на момент назначения пенсии.

Эта норма фактически нивелирует заработанные пенсионные права граждан. В большинстве постсоветских стран с 1992 года (подписания Соглашения) были периоды с гиперинфляцией, так что к моменту оформления пенсии заработок сильно обесценился.

  • при переезде в другую страну пенсию человек оформляет уже по новому месту жительства;
  • справки, которые нужны для подтверждения стажа и зарплаты, принимаются без всяких процедур легализации.
  • Таким образом, при переезде в другую страну в пределах СНГ граждане имеют право оформлять пенсию в той стране, где они проживают фактически.

    Что касается лет, за которые учитывается стаж иностранных граждан в России, выделим такие периоды:

    • по 1 декабря 1991 года – стаж засчитывается как советский согласно законодательству РФ;
    • с 1 декабря 1991 по 31 декабря 2001 года – стаж засчитывается с учетом Соглашения и других двусторонних договоров между странами;
    • с 1 января 2002 года – стаж засчитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

    С Молдовой у России действует новое соглашение – с 4 декабря 1995 года. С Грузией соглашение действует с 2002 года. Оба эти соглашения предполагают, что советский стаж учитывается по законам РФ, а стаж после 1991 года – по законам этих стран. Аналогичная ситуация действует и в отношении Литвы с 2001 года.

    На практике это означает, что Пенсионный фонд России признает трудовой стаж в Молдове, Грузии и Литве с 1991 по 2001 годы только если есть подтверждение уплаты взносов в бюджеты этих стран.

    С 1999 года действует соглашение России с Азербайджаном, с 2007 года – с Эстонией, а с 2011 года – с Латвией. Содержание соглашений отличаются в некоторых аспектах, но суть заключается в том, что Россия принимает стаж граждан этих стран как до 1991 года, так и после.

    Особая ситуация – отношения между Белоруссией и Россией в сфере пенсионной системы. В отличие от других стран, для граждан РБ, проживающих в России, предлагается больше прав.

    Назначение пенсий гражданам Белоруссии, проживающим в России

    С 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Документ определяет порядок выплаты не только пенсий, но и множества других социальных выплат гражданам Белоруссии в России и наоборот.

    Согласно Договору для граждан Белоруссии, проживающих в России, и наоборот, предоставляются на выбор 2 варианта начисления и выплаты пенсии:

      за стаж до 13 марта 1992 года пенсию платит страна, в которой живет пенсионер. За периоды после этой даты – та страна, в которой этот стаж заработан.

    Например, гражданин Белоруссии живет в России. У него есть стаж до 13.03.1992 года, а также 7 лет стажа в Белоруссии и 8 лет – в России. При выборе первого варианта: от России он будет получать часть пенсии за советский период (так как живет в России) и за 8 лет стажа в России. Белоруссия будет ему платить за 7 лет, которые он проработал там.

  • пенсия назначается и выплачивается только по законодательству страны, где проживает пенсионер.
  • Выбрать вариант можно только один раз, пересмотреть свой выбор не получится. При этом, выбрав первый вариант, нельзя будет за один и тот же период получать пенсию от двух стран сразу.

    Важно, что полную пенсию, рассчитанную согласно российскому законодательству, РФ будет платить гражданину Белоруссии только при наличии стажа на территории РФ не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

    Если такого стажа недостает, то рассчитанный размер пенсии делится на 240 или 300 месяцев соответственно и умножается на количество месяцев стажа в России. Другими словами, пенсия устанавливается пропорционально минимальному необходимому стажу.

    Суммарная выплата не может быть меньше минимального размера пенсии. В России это прожиточный минимум пенсионера. Если пенсия (даже от двух стран сразу) будет суммарно меньше минимальной, пенсионеру доплатят до минимального или базового размера (доплатит та страна, где он живет).

    Социальные пенсии выплачиваются только по законам той страны, где живет пенсионер. При выезде за пределы страны выплата прекращается, пока пенсионер не оформит пенсию по новому месту жительства.

    Таким образом, Договор между Россией и Белоруссией позволяет получать гражданам этих государств получать пенсию от двух стран сразу, если они успели поработать и в России, и в Белоруссии. Это позволяет не «терять» заработок на конвертации валют, что случается с гражданами других постсоветских стран.

    Жители обеих стран пользуются такой возможностью. По состоянию на 2017 год в Белоруссии российскую пенсию получали 22,7 тысяч человек, а в России пенсию по белорусским законам получали 1,8 тысячи человек.

    Как учитывается заработок в другой валюте

    Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.

    Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

    Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

    Однако данные о заработке нужно учитывать в российских рублях, тогда как после советского периода зарплату работники получали в национальной валюте страны, где жили. Поэтому принят такой порядок:

    • за периоды до момента введения национальной валюты заработок считается в советских рублях;
    • за периоды после введения национальной валюты сумма конвертируется в российские рубли по официальному курсу на 1 января 2002 года (то есть дату, когда пенсионные права конвертировались в пенсионный капитал). За периоды до 1 января 1998 года (деноминация в России) суммы умножаются в 1000 раз.

    По факту рассчитанные пенсии оказываются низкими – доходы в постсоветских странах (за исключением Прибалтики) были низкими, а курсы валюты – нестабильными. С учетом деноминации рубля рассчитанные пенсии граждан стран СНГ оказываются ниже, чем при работе на аналогичных должностях в России.

    Пенсия по возрасту в Беларуси – регулярное государственное денежное обеспечение, которое начинает действовать после достижения пенсионного возраста и после накопления достаточного трудового стажа. Размер пенсий по возрасту зависит от размера заработной платы пенсионера в трудоспособный период.

    Кто может рассчитывать на пенсию по возрасту?

    Закон, который обеспечивает гражданам право на пенсионный отдых, – «О пенсионном обеспечении». Он действует с 1992 года. В статье 5 и 11 Закона указано, кто может рассчитывать на получение пенсии по возрасту. Это люди:

    • которые в рабочие периоды подлежали обязательному социальному страхованию и за них уплачивались взносы в ФСЗН;
    • которые достигли пенсионного возраста;
    • которые имеют общий трудовой стаж размером в 25 лет (для мужчин) и в 20 лет (для женщин).

    Некоторые работники с особыми условиями труда имеют право на досрочный выход на пенсию (статья 12 и 13).

    Пенсия по возрасту выплачивается человеку пожизненно. Она не зависит от состояния трудоспособности. Это, скорее, заслуженный отдых для людей, который гарантирует государство при соблюдении всех условий.

    Люди, которые не соответствуют требованиям для получения трудовой пенсии по возрасту, могут рассчитывать на получение социальной пенсии. Их размеры зависят уже не от средней зарплаты, а от величины бюджета прожиточного минимума.

    Возраст выхода на пенсию

    В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

    • 2016 год – 60 лет и 55 лет:
    • 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
    • 2018 год – 61 год и 56 лет;
    • 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
    • 2020 год – 62 года и 57 лет;
    • 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
    • 2022 год – 63 года и 58 лет.

    Размеры трудовой пенсии

    Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.

    Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

    Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.

    ноябрь 2020 – январь 2021
    2020 (август-октябрь)
    2020 (май-июль)
    2020 (февраль-апрель)
    ноябрь 2019 – январь 2020
    Средняя пенсия по возрасту
    456,81 447,55 446,84 446, 84
    Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата)260,82 (64,53 + 196,29)260,29 (64,03 + 196,29)
    257,96 (61,70 + 196,26)
    245,12 (59,97 + 185,15)
    243,11 (57,96 + 185,15)

    В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.

    ноябрь 2020 – январь 2021
    2020 (август-октябрь)
    2020 (май-июль)
    2020 (февраль-апрель)
    ноябрь 2019 – январь 2020
    Доплата пенсионерам, достигшим 75-летия (75% от минимальной пенсии по возрасту) 48,4048,02
    46,28
    44,98
    43,47
    Доплата пенсионерам, достигшим 85-летия (100% от минимальной пенсии по возрасту) 64,5364,03
    61,70
    59,97
    57,96

    Необходимые документы для пенсии в Беларуси в 2020 году

    Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.

    Вместе с заявлением нужно подготовить:

    • паспорт или вид на жительство;
    • документы, рассказывающие о размере заработка за последние 26 лет (актуально для тех, кто должен получить пенсию в 2020 году);
    • документы, рассказывающие о стаже (трудовая книжка, документы о получении образования, военный билет и т.д.);
    • страховое свидетельство государственного страхования.

    Что говорит закон?

    • Закон РБ «О пенсионном обеспечении» ;
    • Приказ Министерства социальной защиты РБ №44 ;
    • Указ Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» ;
    • Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения

    Популярные вопросы о пенсии в Беларуси

    С какого возраста выходят на пенсию?

    С 1 января 2017 года возраст от 60 для мужчин и от 55 лет для женщин постепенно повышается. Каждый год прибавляется 6 месяцев к пенсионному лимиту. Остановится рост в 2022 году, когда возраст составит 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. В 2020 году действуют такие возрастные ограничения – 62 года для мужчин и 57 лет для женщин.

    Размер минимальной пенсии по возрасту в 2020

    С 1 ноября 2020 года минимальная пенсия по возрасту выросла до 64,53 рублей. Положенная доплата – 196,29 рублей. Общая сумма – 260,82 рублей.

    Куда нужно обращаться для начисления пенсии по возрасту?

    Заявление вместе с необходимыми документами необходимо подавать по месту последней работы. Если человек перед пенсией не работал, имел статус индивидуального предпринимателя или творческого работника, то нужно обращаться непосредственно в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства.

    На что влияет страховой стаж?

    Страховой стаж необходим для начисления пенсии за выслугу лет. Страховой стаж в 2020 году – 17,5 лет. К 2025 году он вырастет до 20 лет.


    Изменения в законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение, все еще вызывают у белорусов вопросы. В каком возрасте я уйду на пенсию? Сколько я буду получать? Как рассчитывается пенсия и что влияет на ее размер? Есть ли у меня льготы и надбавки? Вместе с заместителем председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальником управления пенсий и пособий Алиной Воронюк мы разложили по полочкам все эти моменты. Кроме того, рассмотрели основные изменения пенсионного законодательства, которые вступили в силу в этом году.



    Пенсионный возраст и страховой стаж в 2020 году

    Пенсионный возраст в Беларуси в 2020 году для женщин составляет 57 лет, а для мужчин 62 года. Ежегодно до 2022-го он будет увеличиваться на полгода. И к 2022 году женщины будут выходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины – в 63 года. Вместе с пенсионным возрастом увеличивается и необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. В этом году он составляет 17,5 года, а к 2025-му достигнет 20 лет. Те, кто не набрал нужный страховой стаж, могут рассчитывать только на социальную пенсию, сейчас это 119,94 рубля.


    – Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством), – отмечает Алина Воронюк.

    Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.



    Страховой стаж нужно «оплачивать»

    В стаж, необходимый для назначения пенсии, не будут засчитаны периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодатель не уплачивал или уплачивал в неполном объеме.

    – Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж, – объясняет специалист.

    То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются. Чтобы оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, интересуйтесь информацией об уплате работодателем обязательных страховых взносов на ваше имя. По этому вопросу можно обратиться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.



    Включается ли в страховой стаж советский стаж

    – В Советском Союзе наемные работники подлежали государственному социальному страхованию, взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями. Соответственно, время работы в период СССР или так называемый «советский стаж» включается в стаж работы с уплатой страховых взносов, необходимый для назначения трудовой пенсии, – поясняет Алина Воронюк.

    Какие виды пенсий существуют

    Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

    Самый большой удельный вес в общей численности пенсионеров составляют получатели трудовой пенсии по возрасту – 81 процент, 11 процентов получают пенсии по инвалидности, по 3 процента – пенсии по потере кормильца и социальные пенсии, 2 процента – пенсии за выслугу лет. Согласно данным комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома средний размер трудовой пенсии по возрасту в области в феврале текущего года составляет 439,40 рубля.



    – В назначении досрочных пенсий по возрасту и за выслугу лет с января 2020 года произошли существенные изменения. Президент 17 января подписал указ № 15, согласно которому работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, которые выработали до 1 января 2009 г., то есть до введения профессионального пенсионного страхования, не менее половины требуемого льготного стажа, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсия за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» из средств общей пенсионной системы.

    До вступления в силу указа действовала норма, согласно которой при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась досрочная профессиональная пенсия до достижения пенсионного возраста. Формировалась она исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

    Как определяется размер пенсии

    Здесь стоит обратить внимание на два критерия: стаж и заработок до обращения за назначением пенсии.

    В стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также период службы в Вооруженных Силах СССР и Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности) или за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Засчитываются также периоды получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования в дневной форме; пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.



    – Среди последних изменений – нормы указа Президента Республики Беларуси от 10 февраля 2020 года №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно документу с 1 января 2020 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Уплата взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда социальной защиты населения за указанных военнослужащих будет производиться за счет средств республиканского бюджета за периоды срочной военной службы, начиная с 1 января 2020 г. и позднее (независимо от даты начала прохождения срочной военной службы). С учетом этого в страховой стаж для назначения трудовой пенсии будут включаться только периоды срочной военной службы после 1 января 2020 г. и позднее, за которые были уплачены взносы в бюджет фонда, – дополняет Алина Воронюк.

    Периоды срочной военной службы, протекавшей до 1 января 2020 г. и не сопровождавшиеся уплатой взносов, будут по-прежнему включаться только в общий стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера.

    Чем подтверждается трудовой стаж? Основным документом является трудовая книжка. При отсутствии трудовой в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 г. принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов.



    При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных периоды работы до 1 июля 1998 г. могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за то время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

    Периоды работы после 1 января 2003 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).

    В 2020 году пенсия исчисляется исходя из заработка за последние 26 лет стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.



    Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике, а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

    Если нет документов о зарплате

    – На практике часто бывают ситуации, когда документы о заработке не сохранены по вине работодателя. Выход из такой ситуации есть: работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защите для решения пенсионного вопроса. Кроме того, пенсионер вправе обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении причиненного ущерба в связи с недополучением по вине работодателя пенсии в полном объеме (если это имело место) за период до установления судом юридического факта получения им заработной платы, – пояснила Алина Воронюк.

    Как рассчитывается пенсия для ИП или самозанятых

    Индивидуальные предприниматели каждый месяц, помимо подоходного налога, платят взнос в фонд социальной защиты населения. Минимальная планка – 35 процентов от минимальной заработной платы по стране. В IV квартале 2019 года эта сумма равнялась 115,5 рубля. С января 2020 года минимальная зарплата по стране выросла до 375 рублей, поэтому и размер минимального взноса увеличился до 131,25 рубля. При таком показателе за год индивидуальный предприниматель направит в фонд соцзащиты 1575 рублей. Меньше этой суммы заплатить нельзя, больше – можно.

    Для чего нужны эти выплаты? Они аналогичны страховым взносам, которые работодатель уплачивает за работников. Поэтому, если ИП работал весь год и исправно платил взносы, эти 12 месяцев засчитываются ему в страховой стаж.



    Представим, что человек практически всю жизнь проработал ИП вплоть до пенсии, уплачивая взнос по минимальному порогу. В таком случае индивидуальный коэффициентзаработка у него будет небольшой, а данный показатель напрямую влияет на размер пенсии.

    Что касается самозанятых граждан (ремесленники, фотографы), то они имеют право не платить страховые взносы. Однако в таком случае ими не будет формироваться страховой стаж, а без этого они рискуют остаться без пенсии. Если ремесленник захочет платить страховые взносы, то они должны быть не менее 29 процентов минимальной зарплаты по стране. На данный момент это 108,75 рубля.

    Куда обращаться за назначением пенсии

    Статьей 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определен порядок обращения за назначением пенсии. Согласно данному порядку работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Неработающие граждане подают заявление о назначении пенсии сами в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (регистрации). Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.


    Как быть с пенсией, если человек уезжает жить в другое государство? С какими странами Республикой Беларусь заключены международные договоры (соглашения) в области пенсионного (социального) обеспечения?

    Действительно, бывают случаи, когда белорусские пенсионеры уезжают на постоянное место жительства в страны, с которыми у Беларуси отсутствуют международные договоры по пенсионным вопросам. Увы, в этом случае выплата пенсии прекращается. В соответствии со ст. 92 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» им гарантируется выплата назначенной пенсии на шесть месяцев вперед перед отъездом за границу. Дальнейшее пенсионное обеспечение гражданина будет зависеть от того, что предусмотрено законодательством государства, где он проживает.

    Однако с некоторыми странами Республикой Беларусь заключены международные договоры в области пенсионного (социального) обеспечения: с Азербайджаном, Литвой, Латвией, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Украиной, Чехией, Эстонией.

    Во времена СССР белорусы часто трудились на территории России, да и сегодня нередко уезжают на заработки. Как осуществляется пенсионное обеспечение за периоды работы на территории этого государства?

    Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, в свое время работавших и (или) работающих в России, и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Беларуси, регулируют нормы упомянутого выше договора между нашими странами о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

    Согласно нормам договора назначение пенсий осуществляется по принципу «пропорциональности»:

    за периоды работы до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР (за исключением Латвии и Эстонии) пенсию назначает и выплачивает государство, на территории которого человек постоянно проживает на момент обращения за пенсией. В нашем случае это Республика Беларусь;

    за периоды работы после 13 марта 1992 года каждое из государств назначает и выплачивает пенсию пропорционально стажу, приобретенному на его территории.

    Документом также предусмотрено, что по желанию и на основании заявлений граждан Республики Беларусь и Российской Федерации им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству того государства, гражданами которого они являются, без применения положений договора, то есть по принципу «гражданства».


    При этом по желанию гражданина (на основании его заявления) компетентными органами Беларуси и России может быть произведен предварительный расчет пенсии по каждому варианту до принятия окончательного решения. После этого человек определит, по какому варианту он желает получать пенсию.

    Вместе с тем при переезде пенсионеров с территории одного государства — участника договора на территорию другого помимо двух вышеуказанных вариантов могут применяться нормы, предусматривающие определенные условия для продолжения выплаты пенсии органом, назначившим пенсию. То есть при переезде с территории одной страны на территорию другой для проживания пенсионера, имеющего страховой (трудовой) стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории одной из договаривающихся сторон (в том числе в период СССР), по его желанию и на основании заявления выплата пенсии продолжается страной, назначившей пенсию, без применения норм договора. Такой выбор также является окончательным и пересмотру не подлежит.

    Право на пенсию с учетом положений договора определяется по законодательству государства, назначающего пенсию. В случае если по законодательству Республики Беларусь либо по законодательству Российской Федерации приобретение права на трудовую пенсию зависит от наличия страхового (трудового) стажа определенной продолжительности, то договором предусматривается возможность суммирования стажа, приобретенного на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, если периоды этого стажа не совпадают по времени их приобретения.

    Приведем пример. Гражданин Российской Федерации, ныне проживающий в Беларуси, имеет стаж работы на территории России после 13 марта 1992 года. Согласно договору вопрос о назначении пенсии за этот стаж будет рассматриваться Россией; за стаж, наработанный в СССР (кроме Латвии, Эстонии) и в Беларуси после распада Союза, пенсию назначит и будет выплачивать Республика Беларусь. Однако гражданин может выбрать вариант назначения пенсии «по гражданству» — то есть в Российской Федерации. Аналогично будет рассмотрен вопрос о назначении пенсии гражданину Республики Беларусь, имеющему стаж работы на территории Российской Федерации после 13 марта 1992 года.

    К слову, совершая выбор по принципу «гражданства», стоит помнить, что он является окончательным и не подлежит пересмотру (за исключением случаев смены гражданства).


    Куда надо обращаться за назначением пенсии за стаж, приобретенный на территории Российской Федерации?

    По нормам договора гражданам, проживающим в Беларуси, за назначением пенсии (либо за продолжением выплаты пенсии) в Россию ехать не надо. Достаточно обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства в Беларуси с необходимыми документами. Управление сформирует комплект соответствующих документов и направит его в компетентные органы России для рассмотрения вопроса о назначении пенсии (о продолжении выплаты ранее назначенной пенсии).

    В какой валюте и когда выплачивается в Республике Беларусь пенсия, назначенная в Российской Федерации?

    Пенсия, назначенная в Российской Федерации, выплачивается в Республике Беларусь в белорусских рублях путем зачисления средств на счет пенсионера, открытый в банковском учреждении, один раз в квартал — в последнем месяце квартала.

    Справочно

    Для назначения в Республике Беларусь трудовой пенсии по возрасту в 2020 году требуется наличие не менее 17 лет 6 месяцев работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Если период работы в Беларуси меньше установленной продолжительности, то для определения права на пенсию учитывается период работы в России, подтвержденный в установленном порядке компетентными органами Российской Федерации.

    Смотрите также:

    Читайте также: