Функции работников органов социальной защиты населения и органов пенсионного фонда

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ - целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово - кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

- страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе - организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

- средства из федерального бюджета РФ;

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

Назначение и выплата пенсий;

Ведение учета средств, поступающих на счета;

Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

Взаимодействие со страхователями и работодателями;

Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

Оформление и выдача материнских сертификатов;

Выплата средств материнского капитала;

Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

Подать заявление на получение пенсии.

Выбрать способ получения пенсии.

Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) - накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

Распределение обязанностей между работниками Управления ПФР связано с особенностями функциональной специали­зации и участковый метод работы. [54]

В отделах на каж­дого работника утверждается должностная инструкция.

Начальник отдела персонифицированного учета и взаимодейст­вия со страхователями и застрахованными лицами:

- осуществляет контроль за сферой регистрации застрахованных лиц;

- осуществляет деятельность по сбору индивидуальных сведений и проварке их достоверности;

- осуществляет деятельность по назначению и перерасчету пенсий по данным персонального учета;

- осуществляет формирование планов отдела и анализ его работы;

- производит составление аналитических, оперативных данных;

- производит подготовку отчетности;

- осуществляет деятельность по соблюдению единой технологии персонифицированного учета;

- производит анализ деятельности межрайонного пункта персонифицированного учета;

- осуществляет контроль за индивидуальными сведениями;

- осуществляет контроль за хранением документов системы персонифициро­ванного учета;

- осуществляет контроль за передачей индивидуальных сведений в межрайонный пункт персонифицированного учета;

Ведущий специалист отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами:

- регистрирует застрахованных лиц по обязательному пенсионного страхованию;

- ведет наблюдательные дела страхователей в соответствии с требованиями Отделения ПФР;

- принимает от страхователей индивидуальные сведения о стаже и заработке застрахованных лиц;

- проводит камеральные проверки по срокам платежей;

- рассматривает заявления страхователей по вопросам представления в органы ПФР документов, по вопросам относительно деятельности отдела персонифицированного учета;

- формирует базу нормативные правовых и локальных документы;

- разъясняет населению цели и задачи ПФР,

- ведет контроль за достоверностью представленных страхователями индивидуальных сведений о стаже (в части общего трудового стажа), заработке (вознаграждении), доходе застрахован­ных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.

Начальник отдела назначения и перерасчета пенсий:

- осуществляет общее руководство;

- обеспечивает соблюдение пенсионного законодательства при назначении пенсий;

- организует контроль за правильным назначением и перерасчетом пенсии;

- обеспечивает контроль по пенсионным делам относительно специального стажа;

- проводит обучение по проблемам пенсионного законодательства;

- контролирует качество направления запросов в инстанции для получения документов;

- ведет прием граждан;

- занимается письмами, а также жалобами людей;

- разрабатывает мероприятия по устранению ошибок специалистов;

- ведет контроль за состоянием служебной документации.

Главный специалист по контролю:

- ведет контроль за соблюдением сроков рассмотрения заявлений граждан о назначении и перерасчете пенсий;

- контролирует правильность назначения пенсий и компенсационных выплат;

- оказывает правовую поддержку ответственным лицам предприятий, организаций и гражданам в подготовке документов для назначения пенсий;

- ведет прием граждан по вопросам пенсионного законодательства, назначения и перерасчета пенсий;

- проводит систематические занятия по изучению нормативного материала со специалистами отдела;

- проводит разъяснительную работу среди населения по вопросам пенсионного законодательства;

- осуществляет контроль за ведением служебной документации;

- контролирует соблюдение порядка и сроков запросов пенсионных дел ;

- отвечает на письма людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В выпускной квалификационной работе всесторонне исследованы проблемы модернизации системы пенсионного обеспечения в РФ и организация работы территориальных и местных органов пенсионного обеспечения в РФ

На основании поставленных в дипломной работе цели и задач можно сделать конкретные выводы по поставленным теоретическим проблемам и проблемам правоприменительной деятельности, и предложить возможные пути их решения и предложения по совершенствованию законодательства.

В дипломном исследовании охарактеризованы понятик и сущность системы и управления системой пенсионного обеспечения в РФ (в свете последних изменений).Таким образом, в ходе реформирования системы пенсионного обеспечения в РФ развитие взглядов привело к новому пониманию пенсионного обеспечения: оно стало не элементом структуры социальной защиты населения, а самостоятельной категорией, она стала пониматься в свете системного подхода как объект управления. В ходе реформирования не сложилась единая федеральная система пенсионного обеспечения и управления пенсионным обеспечением, наблюдается тенденция к ее регионализации. Противоречия в управлении пенсионным обеспечением на высшем уровне (Правительство) ведут к противоречиям и нерешенным проблемам на региональном и местном уровнях.

Проанализированы организационно-правовые аспекты управления пенсионным обеспечением в РФ. Анализ подходов авторов и обновления законодательства показал, что в процессе проведения реформы пенсионной системы коренным образом изменяются структура и организационные основы ПФР. Особенности организационно-структурного аспекта правового статуса ПФР четко законодательно регламентированы. ПФР не входит в систему федеральных органов исполнительной власти РФ, но практически исполняет функции государственного управления пенсионным обеспечением.

Инновационные процессы потребовали выработки большого пакета нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность Пенсионного Фонда России и его региональных структур. Можно предложить пути совершенствования нормативно – правовой базы.

1. В условиях неравномерной нагрузки на сеть ПФР в регионах каждому субъекту РФ разработать, на основе федерального законодательства, местную правовую базу, регулирующую различные аспекты работы органов пенсионного обеспечения.

2. ПФР должен усилить контроль над региональными структурами подразделений ПФР, в целях их правильно организованной работы, поскольку в данный момент не во всех субъектах РФ проводится адекватная новым тенденциям работа этих органов.

3. Необходимо на уровне субъектов РФ формирование и правовое обеспечение органов, объединяющих все функции по пенсионному обеспечению.

В дипломной работе раскрыты задачи, функции и организация деятельности территориальных органов пенсионного обеспечения субъектов РФ. Произведена характеристика организации работы местных органов пенсионного обеспечения. Таким образом, пенсионное обеспечение на местах организуют местные пенсионные органы. В настоящее время на местах внедрена прогрессивная автоматизированная система назначения пенсии и ведения пенсионных дел.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 30 (Часть I). - Ст. 4202.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 06.04.2015) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // СЗ РФ. - 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6965; 2014. - № 2 (часть II) (поправка).

4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ (в ред. ФЗ от 31.12.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. –2001. – № 51. – Ст. 4832; 2015. − № 1 (часть I) . – Ст. 72.

5.Федеральный закон от 24.07.2009
№ 212-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.05.2015) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации» // СЗ РФ. –2009. – № 30. – Ст. 3738.

Система пенсионного обеспечения в России находится в государственном ведении. Ведущей организацией, которая ответственна за осуществление соответствующих выплат, является Пенсионный фонд России.

Государственные услуги в рамках компетенции ПФР оказываются во всех регионах России. Кроме этого, по линии этой организации пенсию получают граждане иностранных государств, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют право на получение выплат.

Бесплатно по России

Пенсионный фонд назначает денежное содержание не только гражданам преклонного возраста, как это принято думать. Несмотря на то, что на выплату страховых пенсий по старости расходуется большая часть средств фонда, в задачу ПФР входит обеспечение других социально уязвимых категорий граждан – инвалидов и несовершеннолетних, потерявших кормильца.

Как один из крупнейших социальных институтов государства, ПФР имеет разветвленную и сложную структуру, разобраться в которой мы постараемся в рамках этой статьи.

История Пенсионного фонда

1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.

В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны.

В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях. На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России, который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня.

На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период.

Функции пенсионного фонда сегодня

Основной целью ПФР, ради чего и было принято решение о создании фонда, является управление денежными средствами, за счет которых происходит обеспечение пенсионной системы в стране. Это выражается в аккумулировании денежной массы, поступающей в фонд за счет, преимущественно, страховых взносов, и в выплате пенсий гражданам, имеющим на нее право. С этой задачей ПФР справляется и сегодня.

Кроме этого, к функциям этой организации следует отнести:

  • администрирование системы персонифицированного учета;
  • софинасирование отдельных социальных программ;
  • осуществление контроля поступления страховых взносов и надзор за исполнением страхователями их обязанностей по ОПС;
  • выдача сертификатов маткапитала и контроль расходования его средств.

Схема структуры ПФР

Большой объем задач, возложенный на эту организацию, и внушительный штат сотрудников обуславливает сложную организационную структуру.

Проще всего ее представить в виде следующей схемы:


Главным распорядительным органом фонда выступает правление. Руководителем с 2008 года занимает Дроздов А. В. Именно председатель утверждает бюджет фонда, а также принимает ключевые решения по вопросам, связанным с функционированием пенсионной системы.

В состав правления также входят заместители председателя. Каждый из них специализируется на отдельных направлениях деятельности ПФР.

Неотъемлемой частью структуры пенсионного фонда является ревизионная комиссия. К ее задаче относится внутренний аудит, в том числе проверка обоснованности расходования бюджета организации.

Информационный центр появился в структуре ПФР совсем недавно – в 2015 году. Его деятельность направлена на сопровождение электронных систем в организации.

Об исполнительной дирекции

Возглавляет исполнительную дирекцию один из заместителей председателя правления ПФР. Это основная структура, которая определяет характер текущей деятельности фонда.

Функциями исполнительной дирекции являются:

  • определение бюджета ПФР, анализ его доходной и расходной частей;
  • распределение денежных средств по регионам;
  • осуществление учета и отчетности, предоставляемой правлению;
  • составление прогнозов относительно положения пенсионной системы в целом.

Исполнительная дирекция осуществляет надзорную функцию за деятельностью территориальных органов на местах.

Территориальный аппарат

Территориальные органы Пенсионного фонда имеют иерархическую структуру. В их число входят.

Окружные управления

Всего существует 8 окружных управлений. Их число равняется количеству федеральных округов в стране.Основными их задачами являются:

  • надзор за деятельностью региональных отделений
  • планирование работы органов ПФР;
  • координация деятельности управления на местах;
  • осуществление статистического учета на подведомственной территории;
  • участие в формировании и подготовке бюджета фонда.


Территориальные отделения

Территориальные отделения осуществляют свою деятельность в конкретном регионе, где они ответственны за:

  • администрирование страховых взносов;
  • контроль собираемости взносов;
  • ведение персонифицированного учета;
  • осуществление координации отделов на местах.

Руководства и отделы в города и районах (муниципалитетах)

Именно эти низовые структуры территориального аппарата и осуществляют непосредственную работу с гражданами. В обязанности их сотрудников входит:

  • назначение пенсионных выплат, в т. ч. прием соответствующих документов;
  • прием заявлений на маткапитал, выдача сертификатов;
  • доставка пенсий;
  • ведение персонифицированного учета;
  • администрирование страховых взносов;
  • консультирование по вопросам пенсионного обеспечения;
  • обеспечение софинансирования региональных социальных программ.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крайне важной и значимой структурой, деятельность которой затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Для успешной и эффективной работы была разработана эффективная структура, которая, с небольшими изменениями, существует уже практически 30 лет.

Интересное видео

Дополнительную информацию о системе Пенсионного фонда смотрите в видео:

Основное назначение соцработника — оказание разносторонней помощи престарелым и инвалидам. В первую очередь от кандидата на эту работу требуется честность, поскольку он имеет дело с деньгами своих подопечных, покупает продукты и оплачивает коммунальные. При этом он должен быть еще и физически выносливым, так как нередко приходится носить тяжести (да и уход за немощными часто требует немалой силы). Не стоит также забывать и об элементарной отзывчивости, так как своих подопечных нужно выслушивать.

1. Выявлять на закрепленной территории лиц, нуждающихся в соцзащите.

2. Доставлять продукты на дом, помогать подопечным в приготовлении пищи.

3. Оказывать подопечным помощь санитарно-гигиенического характера.

4. Убирать помещение, заниматься сменой белья, стиркой.

5. Содействовать в оказании медицинской помощи и госпитализации.

6. Доставлять домой медикаменты и следить за их правильным приемом.

7. Содействовать в написании писем, заявлений и других документов, а также их отправке адресатам.

8. Помогать в оплате счетов.

Организация работы по подготовке личных дел получателей пособий. Этапы подготовки личного дела - прием документов, их регистрация, ввод информации в компьютер, распечатка протокола назначения пособия, оформление личного дела, передача личного дела на проверку, на подпись руководителю и на выплату. Перечень документов, необходимых для назначения различных видов пособия.

(1 ) Подготовка личных дел получателей пособий начинается с приема заявлений и оформления документов для назначения, перерасчета пособий. Прием документов ведется специалистами по назначению пособий в приемные дни и осуществляется по участковой системе.

(2 ) При приеме специалист проверяет:

1) принадлежность документов заявителю (фамилия, имя, отчество во всœех документах должны соответствовать данным паспорта). В случае обнаружения несоответствия факт принадлежности доку-ментов данному лицу устанавливается в судебном порядке;

2) данные паспорта (они сверяются с данными, указанными в заявлении);

3) не получает ли заявитель пособие на ранее рожденных детей. При перемене места жительства делается запрос по прежнему месту жительства и выясняется, состоял ли заявитель на учете в отделœе, получал ли пособие, по какое время выплачено пособие;

4) наличие в документах всех необходимых реквизитов (номер документа͵ дата͵ наименование организации, фамилия, имя, отчество, основание выдачи, подписи, печати).

После проверки всех документов заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений граждан для назначения государственных пособий на детей.

(3) После проверки документов специалист оформляет личное дело получателя пособия. Полностью готовое дело передается на контроль главному специалисту, который после проверки подписывает его и передает на подпись заведующему отделом и затем на выплату.

(4) Специалист по выплате после приема информации распечатывает протокол выплаты, где указывается сумма и срок выплаты.

(5) Далее личное дело получателя пособий отрабатывается специалистом по контролю за выплатой, который сверяет суммы и срок выплаты, и затем возвращается на участок и ставится в картотеку.

Организация работы при перерасчете и прекращении выплаты пособий. Оформление отказа в назначении пособия.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

- отказа без уважительных причин от двух вариантов подходящей работы;

- отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение;

- явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения;

- увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

- нарушения без уважительных причин условий и сроков перерегистраци

- самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:

- неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

- отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Выплата пособия по безработице прекращается в случаях:

- признания безработного занятым;

- прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению службы занятости с выплатой стипендии;

- переезда в другую местность;

- получения пособия обманным путем;

- назначения трудовой пенсии по старости или за выслугу лет;

- осуждения к наказанию в виде лишения свободы и др.

Система трудового устройства инвалидов в Российской Федерации (Органы занятости населения, органы социальной защиты населения, производства, ВОИ, ВОС, ВОГ). Гарантии государства в области трудоустройства инвалидов. Квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1. осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;

2. установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3. резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4. стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

5. создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

6. создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.

Квотирование - это дополнительная гарантия государства по трудоустройству отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Под квотированием рабочих мест понимается определение минимальной численности лиц, подлежащих трудоустройству на конкретном предприятии (учреждении, организации).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

Трудовое устройство инвалидов в специальных цехах и на специальных предприятиях. Льготы, предоставляемые работающим инвалидам. Оказание помощи инвалидам в осуществлении индивидуальной трудовой деятельности.

Организация трудового устройства инвалидов в специальных цехах предприятий регламентируются соответствующими положениями с учетом особенностей работающего контингента инвалидов. В специальном цехе для инвалидов с нервно-психическими болезнями практикуются мелкие слесарные, сборочные работы и так далее. В специальные цеха для инвалидов вследствие сердечно-сосудистых заболеваний направляются инвалиды 2 группы. Санитарно-гигиенические условия в таких цехах должны предусматривать оптимальную температуру и влажность помещения, отсутствие запыленности, загазованности, шума и вибрации.

Специализированные предприятия при наличии в их составе не менее 30% инвалидов пользуются налоговыми и иными льготами.

Все изложенные выше основы организации труда инвалидов в специально созданных условиях могут быть реализованы в современном производстве и на предприятиях с различными формами собственности. Организация труда на таких предприятиях, в зависимости от характера патологии у работающих контингентов, основывается на тех же принципах, что и в специальных цехах обычных предприятий.

В Трудовом кодексе можно найти подробное описание льгот для работающих инвалидов. В частности, необходимо выделить следующие пункты:

· недопущение дискриминации непосредственно по отношению к инвалиду;

· длительность рабочей недели должна составлять не более 35 часов;

· сохранение зарплаты в оговоренном объеме.

Исключением могут стать только условия, когда человек работает на неполной ставке и делает это по личному соглашению. Тогда он получает заработную плату, которая будет соответствовать отработанному времени. В ИПР указывается время работы в течение дня, оно не должно иметь завышенные показатели. Согласно законодательству, работодатель заключает дополнительный договор с инвалидом. В нем описывается длительность рабочего времени.

Роль и значение профессионального обучения в деле реабилитации инвалидов и их трудоустройства. Система профессионального обучения инвалидов (профессиональные училища - интернаты, техникумы - интернаты системы министерства образования РФ).

Как лица, ограниченные в трудоспособности и жизнедеятельности, инвалиды нуждаются в создании условий для повышения их конкурентоспособности, реализации права на образование, в облегчении условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и в опоре на общую стратегию социальной инклюзии.

МОТ рекомендует меры по созданию возможностей трудоустройства инвалидов на свободном рынке труда, в том числе по финансовому стимулированию предпринимателей для поощрения их деятельности по организации профессионального обучения и последующей занятости инвалидов, разумному приспособлению рабочих мест, трудовых операций, инструментов, оборудования и организации труда, чтобы облегчить такое обучение и занятость инвалидов, а также по оказанию правительством помощи в создании специализированных предприятий для инвалидов, которые не имеют реальной возможности получить работу в неспециализированных организациях. Это может улучшить положение в области занятости работающих в них инвалидов и по возможности подготовить их к работе в обычных условиях.

Трудоустройство инвалидов осложняется тем, что большинство из них нуждаются в специальных условиях труда. Установленные федеральным законодательством налоговые льготы для работодателей, использующих труд инвалидов и организующих их обучение, не компенсируют требуемые расходы. Проблемы финансового обеспечения, а также организации деятельности по созданию специальных рабочих мест для инвалидов обострились в условиях осуществляемой ныне бюджетной и административной реформы, передачи для осуществления полномочий федеральных органов власти в сфере занятости на региональный уровень.

Органы государственной власти России создают условия для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья образования любого уровня в государственных образовательных учреждениях в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе:

1) бесплатное обследование психолого - медико - педагогической комиссией или медико - социальной экспертной комиссией;

2) бесплатную медико - психолого - педагогическую коррекцию физического и (или) психического недостатков с момента их обнаружения

3) бесплатное дошкольное образование, начальное общее и основное общее образование

4) получение бесплатного образования в специальном образовательном учреждении

5) бесплатное образование в образовательном учреждении независимо от его организационно - правовой формы в соответствии с государственными образовательными стандартами

6) обеспечение в соответствии с социальными или медицинскими показаниями транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение

Для организации обучения детей-инвалидов на дому необходимы следующие документы:

· письменное заявление от родителей (законных представителей) ребенка;

· заключение врачебной комиссии медицинской организации о нуждаемости ребенка в обучении на дому по медицинским показаниям.

Существует также вариант домашнего обучения, когда педагоги приходят домой к ребенку и ведут обучение по общей или специальной программе. Такой формат позволяет получить школьный аттестат, но получить высшее образование не представляется возможным.

Но инвалиды, проживающие в малых городах и селах, по-прежнему, остаются ограниченными в возможностях обучения. Когда традиционные формы недоступны, на помощь приходит дистанционное обучение инвалидов.

В современном мире существует огромное количество вариантов предоставления образовательных услуг с помощью средств связи – это не только электронная почта, но и специальные мессенджеры, которые позволяют общаться в формате реального времени.

На дистанционном обучении инвалидов существуют разные формы занятий:

· чаты, когда все участники занятия одновременно имеют доступ к информации и общаются в онлайн-чате;

· веб-занятия, с помощью которых проводятся дистанционные уроки или контрольные работы.

В настоящее время во многих вузах стали появляться дистанционные формы обучения инвалидов, причем по самым разным специальностям. Как правило, вступительные экзамены проводятся с помощью компьютерного тестирования. Высшие учебные заведения предлагают инвалидам дистанционно получить гуманитарное, техническое образование, повысить квалификацию или пройти переподготовку.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Трудоустройство граждан в счет установленных квот производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере занятости.

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

При получении профессионального образования (среднего специального или высшего) в учебных заведениях общего типа для инвалидов предусмотрены определенные преимущества: они зачисляются в эти заведения на основании результатов собеседования независимо от плана приема; они могут обучаться по индивидуальному графику. В период получения профессионального образования в специальных учебных заведениях системы социальной защиты населения инвалиды, как правило, находятся на полном государственном обеспечении.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Организация социальной защиты и обслуживания граждан территориальными органами социальной защиты населения. Задачи, функции, формы и методы организации работы специалистов по вопросам семьи и детских пособий, субсидий, льгот и социальных гарантий, опеки и попечительства, адресной социальной и материальной помощи.

В области социальной защиты населения:

1.Организует работу по обеспечению мерами социальной поддержки и социальным обслуживанием следующих категорий граждан:

-дети-сироты, безнадзорные дети, дети, оставшиеся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях);

- дети, родители которых погибли при исполнении обязанностей военной или иной службы;

-семьи, имеющие детей (в том числе многодетные семьи, одинокие родители);

-граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

-граждане, имеющие особые заслуги перед областью;

-граждане, удостоенные почетных званий;

-граждане пожилого возраста и инвалиды;

2.В целях обеспечения мер социальной поддержки и социального обслуживания категорий граждан, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляет:

Основные направления деятельности УСП:

• предоставление адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

• выплата пособий семьям с детьми в соответствии с федеральными, областными законами и нормативными документами;

• предоставление мер социальной поддержки семьям с детьми;

• предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, ветеранам ВОВ, реабилитированным и др. гражданам в соответствии с законодательством;

• выплата ежемесячной денежной компенсации по услугам ЖКХ отдельным категориям граждан;

• предоставление жилищных субсидий;

• проведение консультаций по вопросам социальной поддержки населения;

• предоставление путевок в социально-реабилитационные центры пансионаты, подведомственные министерству социальной политики;

• организация отдыха и оздоровление детей, находящихся под особой защитой государства;

• организация мер по устранению детской безнадзорности, социального сиротства, профилактики асоциального поведения подростков, охране прав детей, созданию нормальных условий для их жизнедеятельности;

• организация мер по созданию условий для социальной реабилитации и адаптации инвалидов детей с ограниченными возможностями;

• реализация областных целевых программ, направленных на повышение уровня жизни ветеранов, инвалидов и семей с детьми.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Читайте также: