Информационном письме министерства труда и социального развития рф и пенсионного фонда рф


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 мая 2020 г. № 14-1/В-585 О порядке исчисления среднего заработка

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. N НП-03-12/8750 по вопросу о порядке исчисления среднего заработка и по компетенции сообщает.

Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206, от 2 апреля 2020 г. N 239 и от 28 апреля 2020 г. N 294 (далее - Указы) с 30 марта по 8 мая 2020 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

Порядок исчисления средней заработной платы установлен статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 (далее - Положение N 922).

Согласно пункту 4 Положения N 922, расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Согласно пункту 5 Положения N 922 при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:

а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации;

б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание, что Указами в период с 30 марта по 8 мая 2020 г. установлены нерабочие дни, полагаем, что при исчислении среднего заработка для случаев, предусмотренных ТК РФ, время и суммы, фактически начисленные за этот период в соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Положения N 922 не учитываются.

Заместитель директора
Департамента оплаты труда,
трудовых отношений и
социального партнерства
С.Ю. Горбарец

Обзор документа

При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением зарплаты или без оплаты.

Минтруд считает, что данное положение применяется в отношении нерабочих дней, введенных Президентом РФ в связи с коронавирусом.

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в Вашем обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 439-ФЗ каждый работник по 31 декабря 2020 г. включительно подает работодателю письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 ТК РФ или о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 ТК РФ. Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем для хранения в информационных ресурсах ПФР. В случае, если работник не подал работодателю ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в соответствии со статьей 66 ТК РФ.

Однако до подачи заявления работником о продолжении ведения трудовой книжки или же предоставления ему сведений о трудовой деятельности работодатель в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 2 Федерального закона обязан уведомить по 30 июня 2020 г. включительно каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления сделать выбор между продолжением ведения работодателем трудовой книжки или предоставлением ему работодателем сведений о трудовой деятельности.

Следует учесть, что за работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (пункт 4 статьи 2 Федерального закона).

Работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона).

Лица, не имевшие возможности по 31 декабря 2020 года включительно подать работодателю одно из указанных письменных заявлений, вправе сделать это в любое время, подав работодателю по основному месту работы, в том числе при трудоустройстве, соответствующее письменное заявление. К таким лицам, в частности, относятся:

1) работники, которые по состоянию на 31 декабря 2020 г. не исполняли свои трудовые обязанности и ранее не подали одно из письменных заявлений, но за ними в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы, в том числе на период:

а) временной нетрудоспособности;

в) отстранения от работы в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) лица, имеющие стаж работы по трудовому договору (служебному контракту), но по состоянию на 31 декабря 2020 г. не состоявшие в трудовых (служебных) отношениях и до указанной даты не подавшие одно из указанных письменных заявлений.

Также в соответствии с части первой статьи 2 Федерального закона N 439-ФЗ работодатели в течение 2020 года должны осуществить мероприятия по принятию или изменению локальных нормативных актов (при необходимости) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии; подготовить и обсуждение с уполномоченными в установленном порядке представителями работников изменений (при необходимости) в соглашения и коллективные договоры в порядке, установленном ТК РФ, обеспечить техническую готовность к представлению сведений о трудовой деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах ПФР.

С учетом этого, целесообразно выдавать уведомления работникам после проведенных работодателями в установленном порядке вышеуказанных мероприятий по мере готовности до 30 июня 2020 г.

Одновременно следует отметить, независимо от того внесет ли работодатель изменения в локальные нормативные акты, коллективные договоры, соглашения, он обязан исполнять нормы Федерального закона N 439-ФЗ.

Заявление о выбранном способе подается работником после выдачи работодателем уведомления, что позволит избежать трудовых споров, в том числе в судах.

В случае выбора работником предоставления ему сведений о трудовой деятельности работодатель выдает трудовую книжку в день подачи заявления работником (часть 3 статьи 2 Федерального закона). При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Кодекса.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

10 июля 2001 г. N 2878-16

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 2001 г. N 06-25/5837

Департамент по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Управление пенсионного обеспечения Исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 г. N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067" информируют о следующем.

Далее именуется - Постановление от 01.02.2001.

В соответствии с установленным порядком вступления в силу актов Правительства Российской Федерации Постановление от 01.02.2001 вступило в силу с 12 февраля 2001 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 7, ст. 647).

Начиная с указанной даты при исчислении выслуги за периоды работы после 01.11.1999 применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 марта 2000 г. N 240 "О внесении дополнения в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067" и Постановления от 01.02.2001), а также утвержденные названным Постановлением Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей , и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей .

Далее именуется - Список от 22.09.1999.

Далее именуются - Правила.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 при исчислении выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г. по желанию гражданина возможно применение Правил как за все, так и за отдельные периоды работы до 01.11.1999.

Волеизъявление гражданина о применении при исчислении его выслуги Правил за периоды работы до 1 ноября 1999 г. должно оформляться путем подачи в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, соответствующего заявления, в котором указывается период (периоды) работы, избранный им для применения Правил.

Вопрос о возможности применения Правил к избранным гражданином периодам работы решается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

При применении Правил за периоды работы до 1 ноября 1999 г. рекомендуется иметь в виду следующее.

1. При подсчете выслуги согласно Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 , с применением ограничений, отнесенных Правилами к конкретным должностям и учреждениям, указанным в Списке от 22.09.1999, следует исходить из соответствия в наименовании должностей и учреждений.

Далее именуется - Список от 06.09.1991.

Пример. Абзац второй пункта 1 Правил содержит ссылку на пункт 1 раздела "Наименование учреждений" Списка от 22.09.1999, которым предусмотрены общеобразовательные учреждения.

Следовательно, в выслугу за периоды работы до 1 ноября 1999 г. с применением Правил может быть включена работа только в качестве учителей начальных классов начальных общеобразовательных школ, основных общеобразовательных школ, средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, и других школ, наименования которых соответствуют тем, что предусмотрены пунктом 1 раздела "Наименование учреждений" Списка от 22.09.1999, а также лицеев и гимназий, которые, например, являются структурными подразделениями Управления народного образования, независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

2. Условие, связанное с выполнением нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленного объема преподавательской работы, предусмотренное абзацем первым пункта 1 и абзацем первым пункта 2 Правил, распространяется на все периоды работы до 01.11.1999, избранные заявителем для исчисления своей выслуги с применением Правил.

Пример N 1. Работа в период с 1980 по 1985 год протекала в должности, не предусмотренной Списком от 06.09.1991. Вместе с тем в этот период имело место выполнение педагогической нагрузки (18 часов в неделю) в качестве учителя в школе, т.е. работа в качестве учителя в школе без занятия штатной должности. Следовательно, по желанию гражданина, данный период работы может быть включен в выслугу с применением Правил, если выполнение педагогической нагрузки будет подтверждено за весь период работы с 1980 по 1985 год.

Пример N 2. Согласно абзацу первому пункта 2 Правил работа в качестве директоров учреждений, предусмотренных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка от 22.09.1999, включается в выслугу при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год). Пунктом 2 раздела "Наименование учреждений" Списка от 22.09.1999 предусмотрены общеобразовательные школы - интернаты, а разделом "Наименование учреждений" Списка от 06.09.1991 - школы - интернаты всех типов и наименований.

Лицеи - интернаты, гимназии - интернаты и кадетские школы - интернаты, в отличие от пункта 2 раздела "Наименование учреждений" Списка от 22.09.1999, не предусмотрены. Следовательно, периоды работы до 1 ноября 1999 г. в качестве директоров общеобразовательных школ - интернатов, которые являются структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций, могут быть включены в выслугу при условии ведения преподавательской работы в установленном объеме. Время работы до 1 ноября 1999 г. в качестве директора гимназии - интерната, лицея - интерната либо кадетской школы - интерната, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций, в выслугу лет не засчитывается.

3. В выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы на соответствующих должностях в перечисленных в пункте 5 Правил структурных подразделениях государственных и муниципальных учреждений и других государственных и муниципальных организаций, не предусмотренных Списком от 06.09.1991.

Пример. Работа в качестве директора общеобразовательной школы - структурного подразделения Управления народного образования за период до 1 ноября 1999 г. может быть по желанию обратившегося за пенсией засчитана в выслугу с применением пунктов 5 и 2 Правил.

При применении Правил за периоды работы после 1 ноября 1999 г. требование к выполнению нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленного объема преподавательской работы в период с 1 ноября 1999 г. по 1 сентября 2000 г. не применяется согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 марта 2000 г. N 240 "О внесении дополнения в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067".

При применении абзаца 2 пункта 1 Правил отнесение той или иной местности к сельской должно осуществляться с учетом Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 5 которого к городским поселениям относятся города и поселки, а к сельским - села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные поселения, а также административно - территориального деления местности. В случае возникновения затруднений при отнесении той или иной местности к сельской на основании документов о трудовом стаже следует запрашивать сведения о статусе местности из органов местного самоуправления.

Гражданам, которым было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей в период с 1 ноября 1999 г. по 11 февраля 2001 г. и позднее этой даты и которые в связи с внесением изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 приобрели право на пенсию за выслугу лет, пенсия назначается с 12 февраля 2001 г., по имеющимся в пенсионном деле документам с зачетом стажа, ранее не принятого в подсчет выслуги.

Перед вынесением решения о назначении пенсии за выслугу лет целесообразно уточнить у заявителя, сохраняются ли его намерения оформить эту пенсию.

В случае, если в отказном пенсионном деле недостаточно документов для вынесения решения о назначении пенсии, пенсия за выслугу лет назначается по мере обращения граждан в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, с применением сроков назначения пенсии (статья 118 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), но не ранее 12 февраля 2001 г.

Пенсии за выслугу лет, назначенные до 12 февраля 2001 г., могут быть пересмотрены при наличии оснований для пересмотра, связанных с внесением изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, по мере обращения граждан в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, по их заявлениям с применением правил статьи 121 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Департамент по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Департамент доходов населения и уровня жизни Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Департамент организации назначения и выплаты пенсий Исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации направляют для использования в практической работе сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке.

Руководитель Департамента по
вопросам пенсионного обеспечения
Министерства труда и социального
развития Российской Федерации
Ю.В. Воронин
09.06.2003 1199-16
Руководитель Департамента доходов
населения и уровня жизни Министерства
труда и социального развития
Российской Федерации
В.Г. Зинин
19.05.2003 670-9
Начальник Департамента организации
назначения и выплаты пенсий
Исполнительной дирекции
Пенсионного фонда
Российской Федерации
А.Н. Пудов
09.06.2003 25-23/5995

РАЙОННЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

1. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 2,0:

Острова Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря и острова Диксон);

Республика Саха (Якутия) – местности, где расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности, на месторождениях «Айхал» и «Удачная», прииски «Депутатский» и «Кулар», Нижнеколымский район, поселок Усть-Куйга Усть-Янского района;

Сахалинская область – Северо-Курильский, Курильский, Южно-Курильский районы1;

Камчатская область – Алеутский район2;

Чукотский автономный округ – вся территория автономного округа;

2. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,80:

Красноярский край – г. Норильск и подчиненные его администрации населенные пункты;

Мурманская область – г. Мурманск – 140;

3. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,70:

Республика Саха (Якутия) – Ленский район (севернее 61° северной широты), г. Мирный и подчиненные его администрации населенные пункты;

Магаданская область – вся территория области;

Мурманская область – пгт. Туманный;

4. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,60:

Республика Коми – г. Воркута и подчиненные его администрации населенные пункты;

Республика Саха (Якутия) – Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Вилюйский, Жиганский, Кобяйский, Нюрбинский3, Мирнинский, Момский, Оймяконский, Оленекский, Среднеколымский, Сунтарский, Томпонский, Усть-Янский (за исключением поселка Усть-Куйга) и Эвено-Бытантайский районы;

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ – вся территория автономного округа;

Эвенкийский автономный округ – северные части Эвенкийского автономного округа (севернее реки Нижняя Тунгуска);

Красноярский край – Туруханский (севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан) район, местности, расположенные севернее Полярного круга (за исключением г. Норильска и подчиненных его администрации населенных пунктов), г. Игарка и подчиненные его администрации населенные пункты;

Хабаровский край – Охотский район;

Камчатская область – вся территория области (за исключением Алеутского района);

Корякский автономный округ – вся территория автономного округа;

Сахалинская область – Ногликский, Охинский районы, г. Оха

5. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,50:

Республика Коми – г. Инта и подчиненные его администрации населенные пункты;

Республика Саха (Якутия) – пгт. Кангалассы;

Республика Тыва – Монгун – Тайгинский, Тоджинский, Кызылский (территория Шынаанской сельской администрации) районы;

Ненецкий автономный округ – вся территория автономного округа;

Тюменская область – Уватский район;

Ханты-Мансийский автономный округ – северная часть автономного округа (севернее 60° северной широты);

Ямало-Ненецкий автономный округ – вся территория автономного округа;

Томская область – Александровский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Парабельский и Чаинский районы, города Кедровый, Колпашево, г. Стрежевой;

6. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,40:

Республика Алтай – Кош-Агачский, Улаганский районы;

Республика Карелия – Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, города Кемь и подчиненные его администрации населенные пункты, Костомукша;

Республика Саха (Якутия) – вся территория республики за исключением городов и районов, указанных в пп. 1,3,4,5;

Республика Тыва – вся территория республики за исключением районов, указанных в п. 5;

Приморский край – Кавалеровский район (пос. рудников Таежный и Тернистый);

Хабаровский край – Аяно–Майский, Ванинский, Верхнебуреинский (севернее 51° северной широты), им. П. Осипенко, Николаевский, Советско-Гаванский, Солнечный (Амгуньская и Дукинская сельские администрации), Тугуро-Чумиканский, Ульчский районы, города Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань и подчиненные его администрации населенные пункты;

Архангельская область – Лешуконский, Мезенский и Пинежский Соловецкий4 районы, г. Северодвинск и подчиненные его администрации населенные пункты;

Мурманская область – вся территория области за исключением районов, указанных в пп. 2,3;

Сахалинская область – вся территория области за исключением районов, указанных в пп. 1,4;

7. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,30:

Республика Бурятия – Баунтовский, Муйский, Северо-Байкальский районы, г. Северобайкальск и подчиненные его администрации населенные пункты;

Республика Карелия – Медвежьегорский, Муезерский, Пудожский и Сегежский районы, г. Сегежа и подчиненные его администрации населенные пункты;

Республика Коми – Ижемский, Печорский, Троицко-Печорский, Усть-Цилемский, Удорский районы, города Вуктыл и подчиненные его администрации населенные пункты, Сосногорск и подчиненные его администрации населенные пункты, Ухта и подчиненные его администрации населенные пункты, Усинск и подчиненные его администрации населенные пункты, г. Печора и подчиненные его администрации населенные пункты;

Эвенкийский автономный округ – южные части Эвенкийского автономного округа (южнее реки Нижняя Тунгуска);

Красноярский край – Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский, Туруханский (южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан) районы, города Енисейск и Лесосибирск и подчиненные его администрации населенные пункты;

Амурская область – Зейский, Селемджинский, Тындинский (за исключением Муртыгитского сельсовета) районы, г.г. Зея и Тында и подчиненные их администрациям населенные пункты;

Иркутская область – Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский, Усть-Кутский районы г. Братск и населенные пункты подчиненные его администрации, города Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут;

Читинская область – Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский районы;

Ханты-Мансийский автономный округ – южная часть автономного округа (южнее 60° северной широты);

Томская область - Бакчарский, Кривошеинский, Молчановский, Тегульдетский районы;

8. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,20:

Республика Бурятия – Баргузинский, Курумканский, Окинский районы;

Республика Коми – вся территория Республики Коми за исключением районов, указанных в пп. 4,5,7;

Приморский край – Кавалеровский (за исключением пос. рудников Таежный и Тернистый), Красноармейский (пгт. Восток и Богуславецкая, Вострецовская, Дальнекутская, Измайлихинская, Мельничная, Рощинская, Таежненская сельские администрации), Ольгинский, Тернейский районы, г. Дальнегорск и населенные пункты, находившиеся в подчинении его администрации ранее5;

Хабаровский край – Амурский (пгт. Эльбан и подчиненные его администрации населенные пункты, Ачанская, Вознесенская, Джуенская, Омминская, Падалинская сельские администрации), Верхнебуреинский (южнее 51° северной широты), Комсомольский, Солнечный (за исключением Амгуньской и Дукинской сельских администраций) районы, города Амурск, Комсомольск-на Амуре;

Архангельская область – вся территория области за исключением районов, указанных в п. 6;

Коми-Пермяцкий автономный округ – Гайнский, Косинский, Кочевский районы;

9. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,15:

Республика Карелия – вся территория республики за исключением районов, указанных в пп. 6,7.

Вопрос: Вправе ли работодатель выдать по моему заявлению сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р, если я не перешла на электронную трудовую книжку? Трудовой кодекс такого запрета не содержит, а в самой форме СТД-Р (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 20 января 2020 г. N 23н) есть графа «Подано заявление о продолжении ведения трудовой книжки».

Может ли работодатель удовлетворить мою просьбу?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 июня 2020 г. № 14-2/ООГ-8465

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение по вопросу получения формы СТД-Р, поступившее на официальный сайт Минтруда России, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в вашем письме, не является разъяснением и нормативным правовым актом, а лишь содержит мнение специалистов.

В связи с принятием Федерального закона от 16 декабря 2019 г. N 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс) в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» Кодекс дополнен статьей 66.1, согласно которой работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (далее — сведения о трудовой деятельности) и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.

Форма «Сведения о трудовой деятельности, предоставляемые работнику работодателем (СТД-Р)» и порядок ее заполнения утвержден приказом Минтруда России от 20 января 2020 г. N 23н.

Правила заполнения формы СЗВ-ТД определены Порядком заполнения формы «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)», утвержденным постановлением Правления ПФР от 25 декабря 2019 г. N 730п (далее — Порядок).

Согласно пункту 1.7 Порядка при представлении формы СЗВ-ТД впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности (о последнем кадровом мероприятии) по состоянию на 1 января 2020 г. у данного страхователя. В случае отсутствия в течение 2020 года у зарегистрированного лица кадровых мероприятий и (или) заявления о продолжении ведения трудовой книжки либо о представлении сведений о трудовой деятельности сведения о трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 г. у данного страхователя на такое зарегистрированное лицо представляются не позднее 15 февраля 2021 г.

Форма СТД-Р содержит сведения аналогичные форме СЗВ-ТД. При выдаче формы СТД-Р работнику необходимо отражать сведения о трудовой деятельности, формирующиеся с 1 января 2020 г.

Прямая обязанность работодателя выдать информацию о трудовой деятельности работника, выбравшего ведение трудовой книжки, по форме СТД-Р не предусмотрена.

Тем не менее, работник может получить сведения о трудовой деятельности в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, в Пенсионном фонде Российской Федерации, на едином портале государственных и муниципальных услуг (статья 66.1 Кодекса).

Заместитель директора
Департамента оплаты труда,
трудовых отношений и
социального партнерства

Похожие записи

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 16 марта 2020 г. № 14-2/В-267…

Вопрос: Организация обнаружила, что в трудовой книжке работника предыдущий работодатель внес наименование организации посредством штампа,…

Правомерно ли организация-работодатель в январе - феврале 2020 г. (до вступления в силу нормативного правового акта…

Информационное письмо Минтруда РФ и ПФР от 27 ноября 2001 г. N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704


В связи с участившимися обращениями граждан и органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, по вопросу определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников, Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации рекомендуют следующим образом организовать работу по реализации указанным гражданам права на исчисление пенсии из заработной платы, полученной за осуществление ими трудовой деятельности.

В целях всестороннего и объективного рассмотрения каждого случая утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников данных органов и организаций указанное рассмотрение целесообразно осуществлять в комиссионном порядке с привлечением к нему представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзных органов, органов по труду и территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Результаты указанного рассмотрения рекомендуется оформлять соответствующим актом, отражающим факт произошедшего события, вследствие которого утрачены документы о заработке работников данного предприятия, а также факт отсутствия сведений о заработке конкретных работников в данных индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации оказывают потерпевшему работнику содействие в предъявлении исковых требований к причинителю вреда.

В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности, в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

В пенсионное дело следует приобщать копии всех указанных документов, заверенных органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, или в нотариальном порядке.

Учет пенсионных дел граждан, пенсии которым установлены с применением настоящего письма, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в специальном порядке, который будет доведен дополнительно.

Смотрите также раздел законодательство о пенсиях (федеральные законы о пенсиях)

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (с изменениями от 8 августа 2003 г., 17 октября 2009 г.)

Первый заместитель Министра
труда и социального развития
Российской Федерации

Заместитель Председателя
Правления Пенсионного фонда
Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 9057-ЮЛ

ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N ЛЧ-06-27/10509

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 21 декабря 2001 года

С 1 января 2002 года вступают в силу Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ) и Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые направлены на реализацию Программы пенсионной реформы в Российской Федерации.

В связи с вступлением в силу указанных Федеральных законов с 1 января 2002 года утрачивают силу Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон от 21.07.1997 N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Остальные законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В связи с изложенным Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации рекомендуют принять во внимание следующую информацию.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ федеральным государственным служащим взамен ранее устанавливаемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии будет назначаться пенсия за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней.

Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых относится, в том числе, и пенсия за выслугу лет федеральным государственным служащим, определяются Правительством Российской Федерации, а перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

До принятия Правительством Российской Федерации нормативного правового акта (нормативных правовых актов), регулирующего (регулирующих) указанные вопросы, при установлении пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим следует применять Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года N 1233 "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1999 г. N 755 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих" (далее Положение), в части, не противоречащей Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ и Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в том числе приложения 1 - 7 к Положению. При этом при оформлении соответствующих документов, предусмотренных приложениями 2 - 7 к Положению, делается отметка об установлении пенсии за выслугу лет, а не доплаты к государственной пенсии, а вместо ссылок на соответствующий Указ Президента Российской Федерации - на Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ.

Таким образом, впредь до принятия необходимых нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, начиная с 1 января 2002 года "решения" государственного органа об установлении пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, как это было предусмотрено для назначения ежемесячной доплаты к государственной пенсии, следует направлять в Министерство труда и социального развития Российской Федерации, которое будет принимать решение о размере пенсии за выслугу лет.

Гражданам Российской Федерации, получающим по состоянию на 31 декабря 2001 года ежемесячную доплату к государственной пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854, которым с 1 января 2002 года произведен перерасчет размеров трудовых пенсий по старости или по инвалидности в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 1 января 2002 года устанавливается пенсия за выслугу лет, предусмотренная статьей 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", без подачи ими соответствующего заявления о назначении этой пенсии. При этом факт получения ежемесячной доплаты к государственной пенсии подтверждает право на пенсию за выслугу лет без представления дополнительных документов.

Соответствующие предложения по закреплению порядка установления пенсии за выслугу лет, изложенного в настоящем информационном письме, в нормативном правовом акте Правительства Российской Федерации представлены в Правительство Российской Федерации.

Первый заместитель
Министра труда
и социального развития
Российской Федерации
Ю.З.ЛЮБЛИН

Заместитель Председателя
Правления Пенсионного фонда
Российской Федерации
Л.И.ЧИЖИК

Читайте также: